Сценарий "Мы этой памяти верны" методическая разработка (старшая группа) на тему. Уголок красоты и забвения «Мне рукою машет маленький сынок,боковой кармашек от платка промок…»

В сообществе многие находят книги своего детства. Но на этой неделе прямо на работе случилась история, что так и просится на наши страницы.
К нам в отдел порой заходят пенсионеры, снимают ксерокопии. И одна пожилая женщина вдруг попросила найти стихотворение, из которого помнит несколько строк еще со времен войны. Коллеги включились в поиск и с трудом, но смогли найти весь текст. Оказывается, это стихотворение Зинаиды Александровой "В госпитале". Ребята из сельской школы около городка Татарск пели его на мотив песни "Раскинулось море широко". В то время все стихи они превращали в песни. Только попробуешь вслед за ними спеть, хотя бы про себя, - сразу чувствуешь интонацию и дыхание времени.

В госпитале

Мы утром гуляем у светлой воды,
Пускаем кораблики в Каме,
Для раненых мы собираем цветы
И в госпиталь входим с цветами.
Там наши картинки у коек висят,
На столиках наши альбомы,
И старшая группа - пятнадцать ребят
Со всеми бойцами знакомы.

Мы знаем, бойцы поправляются здесь,
И надо вести себя тише;
Мы им помогаем газеты прочесть
И письма печатные пишем.
И лишь одному нам ничем не помочь -
Ни песней, ни вербой пушистой:
Зимою его пятилетнюю дочь
В деревне убили фашисты.
Ребята садятся к нему на кровать,
Но мрачен боец загорелый:
- Светланка вот так же могла рисовать,
Такие же песенки пела.
Две раны получены мною в бою,
Но снова винтовку мне дайте -
И я отомщу за Светланку мою,
За девочку в беленьком платье.
В палату на цыпочках входит сестра,
Веселая девушка Таня.
- Ребята, нам скоро обедать пора,
Скажите бойцам «до свиданья».
Вам надо на солнышке больше гулять,
Пускать на веревочке змея.
А завтра с утра приходите опять,
Чтоб нам было здесь веселее.

Не могу сказать, благодаря какой книге сибирские ребята узнали стихотворение: или из скромного сборника 1943 года (его показывали в сообществе несколько лет назад), или из книги "Островок на Каме" 1944-го.

Вариант 1943 года чуть обширнее - в нем четверостишия еще о двух раненых бойцах, и о гибели пятилетней Светланки сказано жестче.

Но хочется рассказать про весь стихотворный цикл "Островок на Каме". Летом 1941 года в город Чистополь эвакуировали вместе с детским садом сына Зинаиды Александровой, о чем она написала пронзительное "Прощание".

Прощание

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой кармашек
От платка промок.

Мальчик синеглазый,
Веточка моя,
Так еще ни разу
Не грустила я.

Тронутся вагоны
Через пять минут, -
В первом эшелоне
Детский сад везут.

Дети страшных сказок
Слушать не должны,
Грохота фугасок,
Топота войны.

Письма шли почаще,
Буквы не забудь…
Там почтовый ящик
Будет где-нибудь.

На зеленой Каме
Больше не болей.
На прощанье маме
Улыбнись смелей.

«Мамочка, не надо,
Я хочу домой…»

Вместе с детским садом
Едет мальчик мой.


Нашей посетительнице лето 1941-го года тоже принесло тяжелое прощание - ушел на фронт добровольцем ее отец, директор сельской школы Иван Иванович Ковалев, оставив трех детей и жену в ожидании четвертого ребенка. "Даже не заготовив дров", - это особенно остро врезалось в детскую память, поскольку весь тяжелый быт пал на женские и детские плечи.
А Зинаида Александрова вскоре вслед за сыном приехала в город на Каме, как и многие другие писатели вместе со своими семьями. Об эвакуации в Чистополь теперь издан сборник воспоминаний "Странники войны", но одним из первых свидетельств стала тоненькая книга "Островок на Каме". На ее страницах тот же военный быт - даже малыши работают на огороде, собирают шиповник.

Мы весеннему солнышку рады,
Наступила на Каме весна.
Пионеры вскопали нам гряды,
Помогли посадить семена.

И поставили чучело фрица
В серой каске, с большим костылем.
Но его не пугаются птицы -
Прилетят и щебечут на нем.

Островок на Каме

Будут заняты делом
Все ребята у нас, -
За шиповником спелым
Мы поедем сейчас.

Мы узнали на Каме
Небольшой островок,
Мы шиповника сами
Там набрали мешок.

Улетающим птицам
Любо там пировать.
Кто шипов не боится,
Может много набрать.

Мы для раненых тоже
Наберем целый пуд, -
Им шиповник поможет,
Раны их заживут.

Солнце светит на Каме,
Вниз ушел пароход.
Ну, поедете с нами?
Лодка всех заберет.


И вечером, когда дети после дневных игр и забот присаживались около уютной потрескивающей печки, ее огонь навевал мысли о войне и боях.

У печки

Чиркнуть спичку очень просто,
Только зря ее не трать.
Вспыхнет белая береста,
И пойдет огонь плясать.

Соберутся все у печки,
У веселого огня.
Уступите мне местечко,
Потеснитесь для меня.

Загудело, запыхтело,
Будто подан паровоз.
Я скорей на поезд села,
Он ребят на фронт повез.

Куклы тоже едут с нами
И пушистый черный кот.
Золотое злое пламя
В печке пляшет и поет.

Остановки, полустанки,
И ребята шепчут мне:
«Это вражеские танки,
Все подбитые, в огне».

Вот прожектор ярким светом
Самолет врага поймал,
Это вспыхнула ракета,
К наступлению сигнал,

Это рушатся их дзоты,
Подожженные огнем.
Застрочили пулеметы,
В наступленье мы идем.

Быстро вскинуты винтовки,
Автоматы на груди…
Ну, ребята, остановка.
Из вагона выходи.

Головешки догорели,
Догорает бой вдали…
А потом картошку ели,
На углях ее пекли.

Хорошо сидеть у печки,
У веселого огня.
Уступите мне местечко,
Потеснитесь для меня.


Полностью книгу З.Александровой "Островок на Каме" можно прочитать на сайте Центральной городской детской библиотеки г.Санкт-Петербурга.
И обратите внимание на силуэтные рисунки Н.Фидлера - в военные годы в них гармония детства.

"Островок на Каме" вышел в 1944-м, когда война еще не закончилась, но его последние строки дарят надежду на возвращение отцов.

В жизни нашей посетительницы не случилось это счастье - ее отец был убит в том самом 44-м году под молдавским селом Зозуляны. Остались 95 фронтовых писем и память, от которой до сих пор слезы на глазах. И беспокойство в душе - присмотрена ли могила?.. Могу сказать, что памятники погибшим в тех местах были почти в каждом селе и внесены в охранный реестр. Надеюсь, что стоят до сих пор.

«Бабушка в очках»

«Кому что делать»

«Забывчивый зайка»

«Грабли»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

«Бегающий человечек»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

«Ладушки»

«Совушка-сова»

«Колпачок на колпачок»

«Опята и ребята»

«Сорока-белобока»

«Мальчик с пальчик»

«Сорока-ворона»

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

«Тук-тук»

«Бараны»

«Дятел»

«Засыпалочка»

«Указочка»

«Пальчики»

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

«Котята»

«Пять пальцев»

«Собака»

«Зайка и барабан»

«Мышонок»

«Гуси-гуси»

«Кулачки»

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…
Показать, как умывается кошка

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…
Показать рукой собачьи уши

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…
Показать пальцами рога коровы

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…
Показать рукой пятачок поросенка

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…
Развести руками широко в стороны

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»
Чайка над водой летает Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими
И за рыбками ныряет, (2 раза) Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопать по всему телу ладонями
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипать себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах… (и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах… (и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Провести рёбрами ладоней по телу
На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Мизинцы
>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.
Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сделать «фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сжимать и разжимать кулачки<
Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.
>Большие пальцы
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь
Ля-ля-ля-ля …

Использованы материалы следующих сайтов:

На этой странице читайте текст "Островок на Каме" Зинаиды Александровой, написанный в (?) году.

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой карманчик
От платка промок.

Мальчик синеглазый,
Веточка моя,
Так еще ни разу
Не грустила я.

Тронутся вагоны
Через пять минут,
В первом эшелоне
Детский сад везут.

Дети страшных сказок
Слышать не должны,
Грохота фугасок,
Топота войны.

Письма шли почаще,
Буквы не забудь…
Там почтовый ящик
Будет где-нибудь.

На зеленой Каме
Больше не болей,
На прощанье маме
Улыбнись смелей.

Примечание:

В первые дни войны Зинаида Александрова жила в Москве. В ее воспоминаниях война — это сигналы тревоги, душные бомбоубежища с испуганными плачущими детьми… Детей вывозили из опасных зон в глубь страны. Семилетнего сына Зинаиды Александровой отправили в Чистополь вместе с детским садом. Горечь разлуки матери, которая должна была расстаться с ребенком, она выразила в стихах "Островок на Каме". Трогательное прощание мамы и сына, выраженное в стихах, отразило судьбы сотен тысяч людей, оказавшихся в разлуке с близкими, терявших друг друга во время войны. Разлука учит ребенка не теряться в новой сложной обстановке, сохранять связь с матерью, помнить ее, писать ей.

"На прощанье маме улыбнись, сынок" – эти строки воплощают мужество матери, от которой требуется огромная концентрация душевных сил. Эти стихи волнуют и сейчас, мотив прощания вечен.

Несколько лет назад бывший в ту пору директором Национального музея Татарстана Геннадий Муханов, уроженец Чистополя, подарил мне свою книгу «Чистопольские страницы». Прочитала ее, как говорят, на одном дыхании. Книга полностью состоит из дневников, писем, воспоминаний эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в городок на Каме большой группы деятелей литературы и искусства и членов их семей. Так вот, вторым домом для них после Чистополя стало небольшое село Берсут, где на берегу Камы в живописном месте располагался Дом отдыха Татарской АССР и где летом 1941 года поселили писательских детей.

«Мне рукою машет маленький сынок,
боковой кармашек от платка промок…»

Это строки из стихотворения детской поэтессы Зинаиды Александровой, которое она сочинила, провожая своего сына в Берсут. А вот как описывает встречу с Берсутом в книге «Чистопольские страницы» литературный критик и литературовед Галина Колесникова:


«…Тревога в Москве нарастала, правление Союза писателей СССР постановило эвакуировать детей вместе с детским садом и пионерлагерем в Чистополь… Через десять дней отправился в путь второй эшелон: матери отправленных в Чистополь детей, пожилые писатели с семьями. Мы знали, что ребята наши добрались благополучно, отправлены в Берсут под Чистополем…


Несмотря на предупреждение, что нас к детям не пустят — как бы не занесли инфекцию, — я тайком на катере отправляюсь в Берсут. Здесь Кама разлилась широко. Плывем мимо островов, заросших благоухающим шиповником, мимо прибрежных селений. Вот и Берсут. Поднимаюсь по шатким мосткам на пристань, лезу в гору. Перед глазами ворота в пионерлагерь, над ними надпись «Добро пожаловать»… Над головой синее безоблачное небо, по-летнему жаркое солнце. С трепетом открываю калитку…»


Еще один кусочек текста, посвященный Берсуту, из воспоминаний известной советской поэтессы Маргариты Алигер:


«Если ехать от Камского Устья вверх по Каме, на высоком левом берегу стоит под горой деревянная пристань Берсут. Гора покрыта смешанным лесом, в лесу рассыпались голубые домики Дома отдыха Татарской АССР. Туда Союз писателей вывез в первое военное лето женщин с детьми. Моей дочке было девять месяцев, и я уехала с ней. Муж мой (композитор Константин Макаров) с первого дня войны был на фронте.


Мы жили в одной комнате с Ниной Ольшанской, актрисой театра Красной Армии, женой писателя В.Е.Ардова, близким другом Ахматовой — в их доме мы и познакомились с нею. …Нина с двумя сынишками (старший Алеша — нынешний актер Алексей Баталов — жил в лагере) и я с дочкой чем могли помогали друг другу. Уставали за день отчаянно, но вечером, уложив детей, … мы спускались к Каме и, стирая пеленки, читали на память любимые стихи, вспоминали интересные и смешные истории, отдыхали душой, как умели — это было необходимо, как еда, как сон…»


Не знаю, тронули ли вас, уважаемые читатели, эти строки, посвященные далекому и трудному прошлому, но меня после прочтения «Чистопольских страниц» отчаянно потянуло в Берсут. Так иногда бывает, когда спустя много лет, как некое наваждение, душу гложет желание посетить какое-то памятное место. И ты, словно загипнотизированный, исполняешь эту волю. Но я никогда не бывала в Берсуте, и война для меня — книги, кино да рассказы ветеранов. Тем не менее Берсут звал, тянул, как магнит…


Хотелось постоять на высоком берегу Камы, представить, как причаливает к деревянной пристани пароход с детьми, как разносится среди деревьев их гомон, как кто-то плачет, зовет маму… Еще хотелось прижаться к стволу большой березы (она непременно там должна быть), которая так много успела повидать, хотелось посидеть на старинной лавочке — возможно, на ней сидел Пастернак…. Почему бы и нет, ведь его жена Зинаида с сыновьями тоже была эвакуирована в Чистополь… Короче, еду в Берсут.

Совсем другой Берсут, и только Кама та же

— А почему выбрали Берсут? Там же ничего интересного нет, жителей мало, кругом одни дачники. Лучше о поселке зверосовхоза напишите. Вот где люди богато живут! Или об Урманчеево — там церковь восстановили, мечеть скоро построим, и школа у нас новая, — убеждала глава Урманчеевского сельского поселения Зульфира Юнусова, пока мы ехали из Мамадыша в Берсут. Она в райцентр ветеранов возила на экскурсию, и встретились мы, можно сказать, случайно.


Путь от Мамадыша до Берсута неблизкий — более 60 километров, так что поговорить удалось о многом. Зульфира Гараевна — бывшая учительница, в ранге главы всего два года. Но за это время успела проникнуться нуждами односельчан, расположить к себе людей. На трудности не жалуется, привыкла их преодолевать без стонов. И с гордостью говорит, что возглавляемое ею Урманчеевское сельское поселение — самое большое в Мамадышском районе. В него входят семь населенных пунктов, в которых проживают около трех с половиной тысяч человек. Больше всего в поселке Камского леспромхоза — почти полторы тысячи жителей. Затем идет поселок зверосовхоза — 897. В Берсуте проживают 78 человек, более половины из них — пенсионеры. А в поселке Сухой Берсут — только один житель. Похоже, скоро этот населенный пункт вовсе перестанет существовать.


В последние годы хорошо идут дела в зверосовхозе «Берсутский», в перестроечные годы сумевшем не только удержаться на плаву, но и развить производство. Люди, которые здесь работают, получают хорошую зарплату. А если учесть, что у каждого есть собственное подворье, земельный участок и скотина, можно понять, почему здесь на судьбу не ропщут и исправно живут. «Все ведь от человека зависит», — считает Зульфира Гараевна.


— Если сидеть сложа руки и ничего не делать — то, конечно, будет голодно и холодно. А надо действовать, — говорит она. — Вот у нас люди очень предприимчивые и трудолюбивые. Скажем, поспевают в округе ягоды да грибы (а наши места этими дарами природы очень богаты), тут же целыми семьями устремляются на их сбор. И себе припасы сделают, и на продажу вынесут, на трассу. Кто не ленится, за сезон только на ягодах может 20-25 тысяч рублей заработать. На грибах, правда, поменьше — 10 тысяч. Но тоже неплохо.


Мы шли по ухоженной улочке поселка Новый. Старожилы утверждают, что он возник примерно в 30-е годы прошлого века, когда сгорела часть леса недалеко от Берсута. На освободившейся территории стали селиться люди. Свой новый поселок они так и назвали — Новый.


Я не заметила, как кончился Новый и пошли дома уже Берсута. И не мудрено: два населенных пункта настолько близко примкнули друг к другу, что почти невозможно определить, где кончается один и начинается другой. Вот только наступает и раздвигает границы не старинный Берсут, основанный еще в XVIII веке, с некогда красивой деревянной церковью и богатыми купеческими домами, а новый…


А вот и Дом отдыха имени Максима Горького Совета профсоюзов ТАССР — таково его бывшее официальное название. В дореволюционные времена лесной массив «Песочно-Горная дача», куда входила и территория вышеназванного дома отдыха, принадлежал одному из богатых помещиков. В 1931 году этот участок в составе Берсутского лесхоза был передан дому отдыха. Рядом в то время располагалась пароходная пристань «Берсут», куда в 1941 году прибывали суда с эвакуированными из Москвы и Ленинграда детьми. Сегодня от пристани ничего не осталось после того, как резко сократилось судоходство на Каме. И знаменитый дом отдыха сегодня в запустении. Вокруг все так густо поросло травой, что я с трудом пробралась к забору, отгораживающему край обрывистого берега Камы, чтобы полюбоваться величавой рекой…


Только деревья, такие большие и такие старые, без сомнения, — свидетели тревожного прошлого. А больше ничто не напоминало о былом. И даже местные жители, когда я им рассказала о живших в доме отдыха в 1941 году писательских детях, удивились. Неужели правда? Надо же…


Впрочем, нашелся в Берсуте человек, который вспомнил этот эпизод. Марии Петровне Мыльниковой (в девичестве Вахламовой) было 10 лет, когда началась война.


— Да, были здесь эвакуированные дети, — рассказала она, — только они с нами, деревенскими, не особо общались, жили обособленно, да и недолго они у нас пробыли.


Бродя по территории дома отдыха, в густых зарослях неожиданно обнаружила памятник Владимиру Ильичу Ленину в классической позе: вождь стоит на постаменте, держась за лацкан пиджака. Явно тридцатые годы… Видно, что за памятником никто не ухаживает: нос у вождя полностью отбит. Но уничтожить памятник из-за старости рука не поднимается, вот и засунули его с глаз долой в заросли…


Говорят, захиревший дом отдыха пару лет назад приобрело некое частное лицо, которое собиралось организовать на этой территории элитную зону отдыха. Да пока не получается. Слишком велики расходы: сейчас ведь, кроме красивой природы, должна обязательно присутствовать и не менее красивая, хорошо развитая инфраструктура. А ее в Берсуте нет. И до Казани путь дальний.


…Чтоб уже совсем не было грустно перед отъездом, мы зашли в аккуратное жилище коренных берсутчанок, трех сестер-пенсионерок: Галины, Тамары и Марии. По отчеству они Петровны, а фамилии разные — Багашева, Василенко, Мыльникова. Мы сидели в их чудесном садике, благоухающем цветами, и разговаривали о судьбе Берсута, его прошлом.


— А вы знаете нашу легенду? — спросила Тамара Петровна и тут же начала ее рассказывать. — У нас тут, как раз недалеко от бывшей пристани, в удобной бухте, была стоянка отряда Стеньки Разина. Все так говорят. Там есть старинная землянка, в которой он якобы жил. Мы в детстве любили играть в Стеньку Разина…