Географическое положение Африки. Особенности географического положения материка. Самый засушливый материк планеты Какие моря омывают самый засушливый материк

1 Докажите что Австралия самый сухой материк земли (примеры)

2 докажите что Антарктида самый холодный материк земли (примеры)
3 почему Антарктиду называют материком жесткого солнца?
4 человек в Антарктиде. Зачем изучают Антарктиду
5 оазисы есть в Африке и Антарктиде (примеры) бомбящие черты и различия.
(если не знаете не делайте из интернета желательно не брать)
Заранее спасибо.

В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ. 1. Материки земного шара: А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия. Б) Южная Америка,

Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка. В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 2. Первое кругосветное плавание совершил: А) Ф.Магеллан, Б) Пржевальский Ф.Ф.

3. Берега Африки омывают моря: А) Северного Ледовитого океана Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов В) Атлантического, Индийского, Южного 4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются: А) Анды, Б) Гималаи, Памир, Тибет В) Скалистые горы, Береговой хребет 5. Крупнейшие реки Африки: А) Миссури, Макензи, Юкон. Б) Нил, Конго, Нигер. В) Волга, Амур, Сырдарья. 6. Государства Южной Америки: А) Бразилия, Аргентина, Чили Б).С.Ш.А, Канада, Мексика. В) Китай, Россия, Казахстан. 7. Горы Северной Америки: А) Анды Б) Аппалачи

8. Крайние точки Африки: А) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева 9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод? 1) Индийский 2) Тихий 3) Атлантический 4) Северный Ледовитый. 10. Какое утверждение о США является неверным? А) На востоке страны расположены горы Аппалачи. Б) Столица США – город Вашингтон. В) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского. Г) США занимает третье место в мире по размерам территории. 11. В каком утверждении допущена ошибка? А) Китай – самая населенная страна мира. Б) Для приморской части Китая характерен муссонный климат. В) Река Янцзы, протекающая по территории Китая, - самая длинная река Евразии. Г) Самые большие территории в Китае занимает природная зона степей и лесостепей. 12. Какой из перечисленных городов является столицей Австралии? А) Мельбурн Б) Сидней

II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей. 13. Страна

1. Польша

2. Эстония

3. Швецария

14. Страна

1. Грузия

2. Саудовская Аравия

3. Монголия

15. Страна

1. Канада

2. Бразилия

3. Аргентина

III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию

16. Государство расположено в Западной Европе. Столица расположена на одной из крупных рек. Государственный язык распространен по территории мира из-за колониального прошлого этого государства. Символом столицы государства является башня, построенная к Всемирной торговой выставке.
17. Государство расположено на материке Африка и занимает приморское положение. Территорию государства омывают моря, входящие в состав двух океанов. Моря соединены судоходным каналом.

Цели :

– сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды;

– познакомить с историей открытия Антарктиды;

– развивать умение работать с картой, глобусом;

– воспитывать чувство гордости за путешественников-соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.

Оборудование: карта полушарий; глобусы; портреты путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и животного мира Антарктиды.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Фронтальный опрос.

– Пользуясь картой, расскажите о географическом положении материка.

– Пользуясь картой, расскажите о рельефе Австралии.

– Почему некоторые реки Австралии изображены на карте прерывистыми линиями?

– Кто открыл Австралию?

– Как называют огромное количество островов вблизи Австралии? (Океанией.)

– Назовите, какие удивительные растения и животные встречаются в Австралии.

2. Графический диктант.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».

1) В Австралии нет высоких гор.

2) В Австралии очень много рек.

3) Австралия – самый засушливый материк.

4) Австралия – самый большой материк.

5) Коренные жители Австралии – туземцы.

6) В Австралии растут финиковые пальмы.

7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.

Ответы: +; –; +; –; +; –; +.

Учащиеся сдают работы на проверку.

3. Сообщение учащихся о растительном и животном мире Австралии.

III. Сообщение темы урока.

– Послушайте загадку. На какой материк мы сегодня отправимся?


Мне доплыть до той земли,

Где пингвины прячут нос,

Так как жуткий там мороз.

(Антарктида.)

IV. Как был открыт шестой материк Земли.

– Рассмотрите карту полушарий и глобус. Найдите Антарктиду.

– Каково географическое положение этого материка?

– Подпишите на контурной карте Антарктиды полюс Земли (с. 52 в рабочей тетради).

– Какие океаны омывают Антарктиду?

– Подпишите на контурной карте названия морей, омывающих материк.

– Каков же климат этого материка?

– Этот материк называют еще страной холода, снега и молчания. Сурова, коварна, но и прекрасна природа Антарктиды. На многие сотни километров в Антарктиде простираются снежные равнины, прерываемые иногда хребтами гор, отполированных до блеска снежными метелями. Есть в Антарктиде три хребта, названные именами легендарных мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Удивительные «замки» из кристалликов льда и горных пород строит Эребус – самый высокий вулкан в Антарктиде. Найдено в Антарктиде, на Земле Виктории, соленое озеро, вода которого в 11 раз соленее океанской. Замерзает это озеро только при 50 градусах мороза.

Льды материка самые холодные – 60 градусов ниже нуля. В Гренландии, например, льды гораздо теплее: имеют температуру «всего» 28 градусов ниже нуля. Молчание материка иногда прерывается завываниями ураганных ветров, которые проносятся здесь порой со скоростью до 90 м в секунду, сметая все на своем пути. Иногда от сильного мороза «кричит», как человек, снег. Покрикивают и птицы – альбатросы , чайки и многочисленные пингвины. Здесь нет летающих насекомых.

– Кто и как открыл шестой материк?

– Прочитайте текст на с. 146 учебника.

Учитель дополняет текст учебника.

(1778–1852), русский мореплаватель, адмирал. В 1803–1806 годах участвовал в первом русском кругосветном путешествии под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. В 1819–1921 годах повторил кругосветное путешествие на двух кораблях «Восток» (командир) и «Мирный» (под руководством М. П. Лазарева). Открыл Антарктиду 28 января 1920 года.

Амундсен Руаль (1872–1928), норвежский путешественник, исследователь Арктики и Антарктики. Первым достиг Южного полюса в декабре 1911 года. В 1918–1920 годах проплыл вдоль северных берегов Евразии. На дирижабле «Норвегия» перелетел Северный полюс в 1926 году. Погиб в Баренцевом море, пытаясь найти итальянскую экспедицию.

Учитель проводит беседу по вопросам.

– В какой стороне горизонта находится в Антарктиде Солнце в полдень? (На севере.)

– Какие океаны омывают берега Антарктиды? (Все, кроме Северного Ледовитого океана.)

– К какому материку ближе всего расположена Антарктида? (Южная Америка .)

– Почему одно из морей, омывающих Антарктиду, названо в честь российского путешественника?

– Почему все экспедиции в Антарктиду планировались на зимние месяцы? (В Антарктиде в это время лето.)

– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктида?

– Чем отличается неживая природа Антарктиды? (Наличием айсбергов.)

– Какие наблюдения мореплавателей в южных районах океанов подсказывали им о существовании Антарктиды? (Айсберги.)

– Каждый айсберг – неповторимое произведение воды, ветра, мороза и солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в солнечных лучах он переливается разными цветами. Вершина его горит золотисто-оранжевым цветом, ниже идет полоса нежно-лимонного цвета, а внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья.


– Опасны ли айсберги для морских путешественников?

– Чем отличается айсберг от льдины? Изобразите, как вы их себе представляете.

Практическая работа (задание № 17).

– Исследуйте подъемную силу льдины.

Учитель для этого заморозил в плоской пластмассовой коробочке пресную воду.

– Поместите «льдину» в «морскую» (соленую) воду, налитую в миску.

– Нарисуйте, какая часть «айсберга» находится над водой, какая под водой.

V. Какова живая природа Антарктиды.

– Какие растения можно встретить в Антарктиде? (Мхи, лишайники, водоросли , несколько видов цветковых растений.)

– Каких животных можно здесь встретить? Рассмотрите иллюстрацию на с. 149 учебника.

– Отгадайте загадку, с каким животным мы сейчас познакомимся.

У этого народа –

Антарктическая мода:

Носят белые манишки,

Носят черные штанишки,

Носят очень куцый хвостик,

Носят очень длинный фрак.

(Пингвин.)

– Как приспособились пингвины к суровым условиям Антарктиды?

Императорские, королевские пингвины, а также пингвины Адели проводят всю свою жизнь в Антарктике. Но некоторые пингвины перебрались к южным оконечностям Австралии, Африки и Южной Америки. Там, где в тропики вторгается холодное течение, они поднимаются до экватора и появляются на Галапагосских островах.

Наиболее существенная особенность их биологии заключается в том, что они не могут летать. Пингвины утратили способность к полету еще сто миллионов лет назад. По суше они передвигаются крайне неуклюже, но плавают великолепно, развивая скорость до 40 км/ч, ныряют за пищей на десятки метров. Разогнавшись в воде, точно пробки, выпрыгивают из воды на полтора-два метра прямо на ледяной припай.

Тело пингвинов покрыто густым непромокаемым оперением, а подкожный жир служит не только надежной термоизоляцией, но и поддерживает их силы, когда они подолгу остаются на суше, вдали от кормящего их моря. Дело в том, что вода стала для пингвинов настолько привычной средой обитания, что они попросту не умеют есть на суше.

Ноги у пингвинов короткие и толстые. Четыре пальца соединены плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше. Шея толстая, гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей.

Окраска у всех пингвинов сходная: черная спина и белое брюхо. Любопытно, что все видовые различия располагаются у них на голове или на шее. Это связано с тем, что неспешно плавающий пингвин не погружается полностью в воду: голова и шея поднимаются над водой. Быстро плывущий пингвин скрывается под водой целиком.

По суше пингвины передвигаются медленно: при каждом шаге им приходится поворачиваться всем корпусом. Но если нужно передвигаться быстро, пингвин бросается на брюхо и скользит по льду, загребая крыльями и отталкиваясь лапами. При этом он двигается быстрее, чем человек на лыжах.

Заранее подготовленные учащиеся продолжают рассказ учителя.

Королевский пингвин – обитатель субантарктических островов. Его размеры не превышают одного метра. Это пингвин насиживает яйцо, положив его на лапы и прикрыв брюшной складкой. В результате отпадает необходимость в гнезде, исключаются территориальные споры, а яйцу обеспечивается достаточно тепла даже при сорокаградусных морозах. Такой способ насиживания крайне редок и характерен только для императорского и королевского пингвинов.

Самый крупный пингвин – императорский – назван так за свой внушительный рост – 1 м 44 см и вес от 26 до 42 кг. Это единственная птица, которая никогда не касается открытой почвы и в лютую полярную ночь откладывает свое единственное яйцо прямо на антарктический лед. Яйцо императорского пингвина весит 400 г.

Пингвин Адели гнездится по берегам Антарктического материка и на близлежащих островах на твердом, свободном от снега грунте. Гнездо выкапывается в виде ямки и обкладывается камешками. Откладывается 2 яйца. Насиживают их оба родителя.

Главный враг пингвинов – морской леопард. Окраской и повадками он действительно напоминает леопарда из семейства кошачьих.

Морской леопард тоже хищник. Это единственный тюлень, который питается теплокровными животными и нападает даже на своих собратьев – тюленей.

Морской разбойник подкарауливает жертв, спрятавшись под кромкой льда. Даже крупную добычу он глотает иногда целиком.

У странствующего альбатроса рекордный размах крыльев – до 4,5 м! Таких длинных крыльев нет больше ни у одной птицы. Альбатрос часами парит над морем, используя воздушные потоки. Ученые считают, что между периодами размножения странствующие альбатросы несколько раз облетают земной шар. Альбатросы – долгожители среди птиц и самые крупные в мире морские птицы.

Учитель. Большинство полярников, работающих в Антарктиде, пользуются для передвижения собачьими упряжками. Однажды японскую экспедицию вывезли на вертолетах , но не смогли из-за штормового ветра вывезти ездовых собак. Вернувшиеся полярники и общество охраны животных поставили в Токио памятник этим собакам. На плите из мрамора было написано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».

Через год следующая японская экспедиция высадилась в Антарктиде. Навстречу им, к вертолету весело бежали две лайки. Собаки выжили в суровых условиях без помощи людей. Они укрывались от холода в снеговых берлогах, питались яйцами пингвинов.

VI. Итог урока.

– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктика?

– К чему привело бы таяние их ледников?

– Где холоднее – на Северном или Южном полюсе?

– Могут ли встретиться пингвин и белый медведь?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 17, 18 на с. 53); учебник (с. 146–151).

Урок 65
Кто и когда совершил первые кругосветные
путешествия вокруг Земли

Цели :

– познакомить учащихся с особенностями Мирового океана;

– сформировать представление учащихся о первых кругосветных путешествиях вокруг Земли;

– развивать умение работать с картой;

Оборудование: карты путешествий; карта полушарий; рисунки с изображением различных кораблей, портреты великих путешественников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Угадай материки».

– Я самый маленький материк с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

– И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

– А я почти весь нахожусь между северным и южным тропиками, меня называют самым жарким материком.

2. Укажите с помощью стрелок, на каких материках расположены географические объекты.

На доске:

https://pandia.ru/text/78/580/images/image150.jpg" width="404" height="96">

4. Фронтальный опрос.

– Кто открыл шестой материк Земли?

– Чем опасны путешествия в Антарктиду?

– Как образуются айсберги?

– Почему Антарктиду называют родиной айсбергов?

– Чем сходны и чем различаются природные условия Антарктиды и Арктики?

– Обитаема ли Антарктида? Какие и где встречаются там растения и животные?

– Кому принадлежат земли Антарктиды? Живут ли там люди? Чем они занимаются?

5. Работа с картой полушарий.

– Назовите самые высокие горы каждого материка. Учитель составляет таблицу.

Наибольшая высота в метрах

Северная Америка

Южная Америка

Антарктида

Австралия

III. Сообщение темы урока.

– Послушайте стихотворение М. Погарского.

океаны земли

Спят четыре океана,

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для северных сторон

Ледовитый шлет поклон.

– О каких географических объектах в нем рассказывается?

– Океаны – это дороги для путешественников. Сегодня мы узнаем, кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли.

IV. Кто и когда совершил первые путешествия вокруг Земли.

– Рассмотрите карту полушарий и глобус. Назовите океаны Земли.

– Назовите океаны в порядке возрастания величины площади их водной поверхности.

– Найдите на карте полушарий моря Тихого океана, омывающие Россию, и три порта России.

– Найдите острова в разных полушариях Земли.

– Укажите направления сторон горизонта в какой-нибудь точке океана на карте полушарий.

– Подумайте, почему нашу планету не назвали Океаном.

– Нередко можно прочесть, что Земля присвоила себе чужое имя и что следует называть ее планетой Океан. Действительно, более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой – Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зеленого, желтого, коричневого. Но это взгляд поверхностный. Вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая ее часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли (ее радиус) составляет 6371 км.

Учитель демонстрирует таблицу «Океаны».

Наибольшая глубина в метрах

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

– Объясните, почему неровности рельефа земной поверхности (суши и дня океанов) не важны при моделировании шарообразности Земли.

– Так как масштаб глобуса очень мелкий, то даже самые высокие вершины и самые глубокие впадины будут выглядеть, как неровности менее миллиметра: Эверест (8848 м), например, на глобусе диаметром 50 см будет высотой 0,35 мм, а Марианская впадина (11022 м) – на глобусе 0,43 мм.

– Пользуясь картой полушарий, составьте таблицу:

Количество омываемых материков

Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, Евразия

Атлантический

Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Африка, Евразия

Индийский

Антарктида, Австралия, Африка, Евразия

Северный Ледовитый

Евразия, Северная Америка

– Пользуясь картой полушарий, составьте таблицу, поясняющую, какие океаны омывают берега разных материков.

Количество океанов, омывающих берега

Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский

Индийский, Атлантический, Тихий

Северная Америка

Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий

Южная Америка

Тихий, Атлантический

Австралия

Индийский, Тихий

Антарктида

Индийский, Тихий, Атлантический

Учащиеся читают текст на с. 152–153 учебника.

– Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Физкультминутка

V. Обобщение знаний по теме.

Учитель рассказывает о великих путешественниках.

Магеллан Фернан (Магальяйнш Фернан) (1480–1521 гг.), португальский мореплаватель. В 1519 году пять кораблей испанской экспедиции отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся туда, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого беспримерного плавания лежал через Атлантический океан вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через весь громадный Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее в Европу по уже известному пути великого португальца Васко да Гама. Погибший в этом плавании Магеллан открыл эру кругосветных путешествий, окончательно подтвердивших шарообразность Земли. После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели.

– Покажите на карте Магелланов пролив.

Дрейк Френсис (1545–1596 гг.), английский мореплаватель, адмирал. Совершил второе кругосветное путешествие в 1577–1580 годах. Его именем назван пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океан.

– Найдите его на карте.

(1856–1920 гг.), американский путешественник. Пытался достичь Северного полюса на собачьих упряжках.

Нансен Фритьоф (1861–1930 гг.), норвежский океанограф, исследователь Арктики. Исследовал остров Гренландия, путешествуя на лыжах. Плавал вдоль берегов Азии к устью Енисея, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

(1868–1912 гг.), английский путешественник. Исследователь Антарктиды. В 1901–1904 годах исследовал ледяные просторы материка. В 1910–1912 годах предпринял попытку достичь Южного полюса. В январе 1912 года достиг его. На обратном пути погиб вместе со спутниками.

Кусто Жак-Ив (1910–1997 гг.), французский океанолог, исследователь подводного мира. Он изобрел акваланг и батискаф – подводный дом, в переводе с французского «ныряющее блюдце». В 1967–1970 годах совершил кругосветное путешествие, проводя океанографические наблюдения и киносъемки. Активно боролся за охрану окружающей среды .

Батискаф, батисфера – от греч. bathis – глубокий, skaphos – судно, sphaira – шар. Первый батискаф был построен в 1948 году. Это самоходный аппарат с электрическим двигателем, который приводит в движение гребные винты. В стальной кабине могут находиться 1–3 человека. В 1960 году на батискафе опустились на дно Марианской впадины в Тихом океане.

После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели, в том числе в XIX веке россиянин Иван Крузенштерн.

Кругосветное плавание «Надежды»

Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин , Камчатку. Побывали в Китае и Японии.

Кроме того, Крузенштерном были сделаны очень интересные записи, которые полезны не только современникам, но и потомкам. Из них мы узнаем много интересного о жизни Японии в начале XIX века. На русских кораблях в Японию прибыл посол, чтобы установить дипломатические отношения с этой страной. В дар императору везли богатые подарки. Но несмотря на все усилия русских, японцы не приняли посла и отвергли установление отношений с Россией.

А вот какие интересные сведения записал Крузенштерн об укладе жизни японцев: «Одеяние японцев состоит из короткого верхнего платья, с широкими рукавами и из узкого нижнего, длиною по самые пяты, которое подобно одежде европейских женщин, с тою разницей, что внизу гораздо уже и для ходьбы очень неудобно. Богатые отличаются от бедного тем, что первые носят одежду из шелковой, а последние – из простой толстой ткани. У многих на верхнем платье вышит фамильный герб, величиной с большую монету…

…Зимою носят японцы часто по пяти и по шести одно на другое надетых платьев. Вместо башмаков носят они одни подошвы, сплетенные из соломы, которые придерживают ремешками, надетыми на большой палец…

Бороды своей японцы не стригут и не бреют, а выдергивают по волоску щипчиками, чтобы не скоро росло. Эти щипчики вместе с металлическим зеркальцем каждый японец держит в карманной своей книжке».

– Покажите на карте, какие районы земного шара были исследованы Крузенштерном и Лисянским.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением кораблей, на которых плавали русские мореходы, Колумб, Магеллан, Беллинсгаузен, Амундсен, Хейердал.

– Сравните данные корабли (прочность, материал).

– Каким животным-путешественникам поставлены памятники? Объясните, почему. (Верблюд, собака, лошадь.)

– О каком месте на Земле идет речь в отрывке из стихотворения М. Исаковского?

В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали,

Четыре товарища жили на льдине

У самой вершины Земли.

(Северный полюс.)

– О ком идет речь?

– Речь идет о полярниках, Е. К. Федорове, которые были высажены на льдину у Северного полюса 21 мая 1937 года и пробыли на ней 272 дня.

Учитель предлагает учащимся отметить на карте те места, о которых он рассказывает.

· Узкий пролив, омывающий Южную Америку, назван в честь самого великого испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В 1519 году его корабли отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого плавания пролегал через Атлантический океан, вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее вокруг Африки в Европу.

· Тур Хейердал (норвежский путешественник и археолог) построил плот «Кон-Тики» по типу древних и проплыл на нем 800 км по Тихому океану из Перу (Южная Америка) к островам Туамоту.

· Норвежец Русланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку без всякой помощи 2829 км от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил по 44,2 километра, таща за собой сани с поклажей. Свой путь он начал 15 ноября 1995 года и через 35 суток (1300 км) достиг Южного полюса. Иногда он использовал похожий на парашют парус, который при ветре помогал ему довольно быстро двигаться.

· В столице Норвегии Осло есть музей под открытым небом, где собрана коллекция мореходных средств, на которых путешественники открывали новые земли и исследовали их. Там есть корабли викингов , «плавающих к берегам Северной Америки, судно «Фрам», на котором дрейфовал Руаль Амундсен, плот Тура Хейердала «Кон-Тики» и другие.

VI. Итог урока.

– Кто и когда совершил кругосветное путешествие вокруг Земли?

– Сколько лет длилось первое кругосветное плавание Магеллана?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 20 на с. 55); учебник (с. 152–155).

Ответы: 2, 4, 3; 7, 10, 8, 9, 6, 5.

Урок 66
Обобщение по теме «Путешествие по океанам
и материкам земли»

Цели :

– повторить изученное о географическом положении и природе материков;

– формировать умение работать с картой;

– развивать мышление;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карта полушарий; карточки с заданиями; фотографии (рисунки) с изображением растений и животных различных материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

всемирный хоровод

Стих для ребят

Всех народов

Для абиссинцев

И англичан,

Для итальянских

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких,

Французских,

чья родина –

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк,

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся

в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

на ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не съесть обезьян;

Для рябитишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или селах…

Задорный народ

Пусть соберется

в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится

Запад с Востоком,

А дети – друг с другом!

Дж. Родари

– Сегодня мы вспомним путешествия по материкам и океанам нашей планеты.

Проведем соревнование на звание «Знатоки великих открытий».

Класс разделен на две команды.

III. Проведение соревнования.

Конкурс «Анкета нашей планеты».

Команды получают карточку, в которой надо записать все данные нашей планеты.

Анкета нашей планеты

1. Имя ____ (Земля).

2. Форма ______ (шарообразная).

3. Длина экватора _____ (40 000 км).

4. Расстояние до Солнца _____ (150 000 000 км).

5. Естественный спутник Земли _____ (Луна).

6. Кто и когда первым увидел Землю из космоса _____ (Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 г.).

7. Ближайшие планеты _____ (Венера и Марс).

8. Время оборота вокруг оси _____ (24 часа).

9. Время обращения вокруг Солнца _____ (1 год – 365 дней и 6 часов).

10. Число полюсов _____ (2).

11. Число материков _____ (6).

13. Самый большой материк _____ (Евразия).

14. Самый большой океан _____ (Тихий).

Конкурс «Острый глаз».

Команды получают карточки и выполняют задания.

Карточка 1. Подпиши названия изображенных материков.

Карточка 2. Подпиши названия изображенных материков.

За верное решение команда получает 3 балла.

Конкурс «Где мой дом».

Команды получают карточки с заданием.

– Соедините эскимоса, араба, славянина с его жильем. Объясните, почему их одежда и жилье отличаются.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

Конкурс «Географические загадки».

– Теперь, владея географическими понятиями, вы можете сами придумать географические загадки. Я начинаю, а вы продолжаете:

– Самая длинная река, течет от экватора на север..jpg" width="172" height="31">

– Город, находится в устье Северной Двины, которая впадает в Белое море, относящееся к Северному Ледовитому океану.

Засушливая Австралия

Пусть Австралия и засушливый материк, но на континенте сохранился уникальный растительный и природный мир. Нигде больше на планете не живут утконосы и кенгуру, не растут древовидные пальмы.

Самый засушливый материк на земном шаре – Австралия. Но на этом его титулы, которые относятся к «самый», не заканчиваются. Австралия еще и самый маленький кусочек континента, и открытие ее было только в 7 веке. Еще Австралия единственное место на земле, где сохранились уникальные животные.

Осваивать Австралию стали только в конце 18 века. Английское правительство того времени приступило к освоению территории довольно своеобразно: высылало туда на поселение английских каторжников. Сидней – крупный австралийский город – возник как колония каторжан.

Масштабы материка

Берега материка омывают два океана: Индийский и Тихий. Размеры «крохотные» - по сравнению с остальными материками – всего 8,9 млн. квадратных километров. Для сравнения – Евразия больше в 6 раз. Если посмотреть на глобус сверху вниз – Австралия будет располагаться на юге. Еще она занимает восточное полушарие.

С юга на север протяженность континента: 3200 км, с востока на запад – 4100. По последним данным Австралию населяют 24000000 человек, и все они живут в одном государстве – Австралийском Союзе. Больше государств на территории континента не поместилось. Столицей страны город Канберра.

80% населения составляют переселенцы англо-американцы, 1% местные жители – аборигены. Все остальные – переселенцы из других стран. Аборигены живут в основном в резервациях. Занимает население восточные и юго-восточные территории, места, где выпадают осадки.

Лето в Австралии

Как и у всех стран Южного полушария, лето в Австралии начинается тогда, когда в Евразии зима. Соответственно зима Южного полушария – лето северного. Если смотреть по средним температурам, то летом она плюс 20 градусов по Цельсию, а зимой 12. Самая низкая температура в горах фиксируется около минус 12 градусов, на равнине до минуса 4.

Дожди в Австралии выпадают в основном на севере или востоке континента, в остальных местах их почти не бывает. Климат континента определяется четырьмя поясами: тропическим, субтропическим, субэкваториальным и умеренным.

Австралийская платформа

В основе Австралии платформа, которая до сих пор находится в постоянном движении: опускается и поднимается. Сейчас материк считается одним из самых спокойных относительно сейсмической ситуации, рельеф его достаточно плоский и в некотором роде скучный. В восточной части находится Большой Водораздельный хребет. По мнению геологов, Австралия «нафарширована» полезными ископаемыми. Чего только нет в ее недрах: бокситы, железная руда, уран, бокситы и алмазы. Залежи алмазов богатейшие, камни удивительной чистоты. Австралия засушливый материк потому, что там нет крупных рек. Самая большая река – Муррей, имеет приток Дарлинг. Но полноводными реки бывают только в сезон дождей, в засушливое лето уровень воды значительно понижается.

На континенте множество подземных озер, но большинство водоемов бессточные – типа прудов. Вода в них соленая. Одно из крупных озер – озеро Эйр. Находится оно на 12 метров ниже уровня океана.

Люди, живущие в Австралии, берегут свой засушливый материк и ее уникальную природу. На территории континента созданы национальные парки, где люди являются только гостями. а хозяевами - животные и растения.

Площадь полуострова Крым, несколько лет назад вошедшего в состав России, составляет 27 000 км². Однако участки суши из данной географической категории. Попробуем отыскать самый большой полуостров в мире на глобусе Земли, перечислив десять крупнейших частей материков, врезающихся в океан или море.

Топ - 10 больших полуостровов мира

География планеты причудлива и не признаёт строгих геометрических очертаний. От полярного российского побережья до суровых ледяных просторов Антарктиды можно разглядеть подобные острова, но соединенные с остальной сушей участки материков.

10. Таймыр. Здесь расположена крайняя северная точка континента Евразия. На 400 тыс. км² не найти ни одного города. Крупнейшее поселение – это село Караул, где живет меньше 800 людей. В зимовье, на месте которого выстроен посёлок, останавливался во время своего путешествия по Сибири полярный исследователь Фритьоф Нансен. Протекают в этом крае холодные реки, возвышаются неприветливые горы. В тундре невозможно земледелие, и население постепенно сокращается.

9. Балканский полуостров омывается Чёрным и Средиземным морями, а также несколькими более мелкими. В этой части Европы всегда кипела жизнь, и создавалась история. От средневековых сражений между Сербией, Византией и Болгарским царством до югославских конфликтов 1990-х годов - эти события происходили на этом участке суши площадью 505 тыс. км².

8. Пиренейский или Иберийский полуостров представляет собой ярко выраженную часть юго-западной Европы. Об его берега разбиваются волны Атлантики и Средиземного моря. Туристы отправляются сюда, чтобы увидеть мыс Рока – самую западную часть Европейского континента и самую южную – мыс Марокки. Расположены на полуострове Испания и Португалия, кусочек Франции и крошечное княжество Андорра, территория Гибралтар. Здесь протянулась и Центральная Кордильера – горная цепь длиной 400 км. Площадь Пиренейского полуострова составляет 582 тыс. км².

7. Сомали прозвали Африканским Рогом за характерную форму. Плещутся у его берегов воды Индийского океана, омывают волны Аденского залива. Территорию занимают плато и плоскогорья. Климат засушливый, осадков выпадает мало. Полуостров Сомали – настоящий рай для рептилий, которых здесь насчитывается более 90 видов. Площадь участка – 750 тыс. км².

6. Скандинавский полуостров – родина отважных мореплавателей-викингов. На северо-западе Европы простирается потрясающей красоты земля, изрезанная причудливыми фьордами. Расположены здесь Швеция и Норвегия, а также часть Финляндии. Территория занимает 800 тыс. км².

5. Полуостров Лабрадор находится в Северной Америке на востоке Канады. Он омывается волнами Атлантики, Гудзоновым заливом и проливом. Именно здесь расположен залив Святого Лаврентия – эстуарий, т.е. место впадения одноимённой реки в океан, являющийся крупнейшим в мире. Множество рек и озёр превращают участок материка в удивительный природный заповедник площадью 1 млн 600 тыс. км².

4. Полуостров Индостан находится в южной части Азии. Помимо Индии здесь расположены государства Бангладеш и часть Пакистана. У берегов плещутся Индийский океан, Аравийское море и Бенгальский залив. Климат Индостана муссонный и субэкваториальный. Половину площади занимает локализованное в центральной области Деканское плоскогорье, а вся территория полуострова равна 2 млн км².

3. Индокитай находится на полдороге из одного крупного государства в другое. Видя в аборигенах черты двух народов – индийцев и китайцев, – европейцы дали соответствующее название полуострову на юго-востоке Азии. О берега его разбиваются волны Южно-Китайского моря, Бенгальского залива, Малаккского пролива и Андаманского моря. Южная часть протянулась узкой полосой полуострова Малакка на юг. Общая площадь Индокитая составляет 2 млн 88 тыс. км².

2. Западная Антарктида – это безжизненные, скрытые ледовой коркой пространства южного континента. Трансантарктические горы отделяют этот участок суши от другого крупного региона материка. Территория равна 2 млн 690 тыс. км².

Самый крупный полуостров в мире

Наибольшую площадь занимает засушливый и пустынный край, единственными богатствами которого является нефть, природный газ и песок.

1. Аравийский полуостров большей частью занят Саудовской Аравией и расположен в юго-западной части Азии. Более мелкие государства на территории участка суши – Йемен, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и Оман. Все это расположено на 3 млн 250 тыс. км². Омывают берега полуострова Оманский, Аденский и Персидский заливы, Аравийское и Красное море.

Полуостров, существующий в мире, крупнее Западной Антарктиды или Индокитая. Аравийская земля – сплошь пустыня с городами-небоскрёбами, построенными благодаря нефтяному и газовому богатству.

В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ. 1. Материки земного шара: А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия. Б) Южная Америка,

Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка. В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 2. Первое кругосветное плавание совершил: А) Ф.Магеллан, Б) Пржевальский Ф.Ф.

3. Берега Африки омывают моря: А) Северного Ледовитого океана Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов В) Атлантического, Индийского, Южного 4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются: А) Анды, Б) Гималаи, Памир, Тибет В) Скалистые горы, Береговой хребет 5. Крупнейшие реки Африки: А) Миссури, Макензи, Юкон. Б) Нил, Конго, Нигер. В) Волга, Амур, Сырдарья. 6. Государства Южной Америки: А) Бразилия, Аргентина, Чили Б).С.Ш.А, Канада, Мексика. В) Китай, Россия, Казахстан. 7. Горы Северной Америки: А) Анды Б) Аппалачи

8. Крайние точки Африки: А) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева 9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод? 1) Индийский 2) Тихий 3) Атлантический 4) Северный Ледовитый. 10. Какое утверждение о США является неверным? А) На востоке страны расположены горы Аппалачи. Б) Столица США – город Вашингтон. В) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского. Г) США занимает третье место в мире по размерам территории. 11. В каком утверждении допущена ошибка? А) Китай – самая населенная страна мира. Б) Для приморской части Китая характерен муссонный климат. В) Река Янцзы, протекающая по территории Китая, - самая длинная река Евразии. Г) Самые большие территории в Китае занимает природная зона степей и лесостепей. 12. Какой из перечисленных городов является столицей Австралии? А) Мельбурн Б) Сидней

II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей. 13. Страна

1. Польша

2. Эстония

3. Швецария

14. Страна

1. Грузия

2. Саудовская Аравия

3. Монголия

15. Страна

1. Канада

2. Бразилия

3. Аргентина

III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию

16. Государство расположено в Западной Европе. Столица расположена на одной из крупных рек. Государственный язык распространен по территории мира из-за колониального прошлого этого государства. Символом столицы государства является башня, построенная к Всемирной торговой выставке.
17. Государство расположено на материке Африка и занимает приморское положение. Территорию государства омывают моря, входящие в состав двух океанов. Моря соединены судоходным каналом.

1) Подавляющее большинство точек территории Российской Федерации имеют:

а) южную широту и восточную долготу;
б) северную широту и восточную долготу;
в) северную широту и западную долготу.
2)Крайней северной точкой России является мыс:
а) Челюскин;
б) Флигели;
в) Дежнёва.
3)Крайняя восточная точка России имеет долготу:
а) западную;
б) восточную;
в) северную.
4) Морские границы России, по сравнению с сухопутными, имеют протяжённость:
а) большую;
б) равную;
в) меньшую.
5) Наличие трёх климатических поясов на территории России объясняется большой протяжённостью страны:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
6) Моря Северного Ледовитого океана по сравнению с морями Тихого океана:
а) более глубокие;
б) такие же по глубине;
в) менее глубокие.
7)Конечными портами Северного морского пути являются:
а) Мурманск и Санкт-Петербург;
б) Санкт-Петербург и Владивосток;
в) Владивосток и Мурманск,
8)Время в границах одного часового пояса называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
9)Границы часовых поясов проводятся в соответствии: а) с параллелями;
б) меридианами;
в)горизонталями.
10)В России последними встречают Новый год жители:
а) Анадыря;
б) Магадана;
в) Калининграда.
11)На территории России отсутствуют точки, имеющие:
а) северную широту;
б) южную широту;
в) западную долготу.
12)Крайней восточной точкой России является:
а) мыс Дежнёва;
б) остров Ратманова;
в) мыс Челюскин.
13) Сухопутные границы России по сравнению с морскими имеют протяжённость:
а) большую;
б) такую же;
в) меньшую.
14) Наличие климатических областей внутри климатических поя¬сов объясняется большой протяжённостью России в направлении:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
15)Солёность морей Тихого океана, по сравнению с морями Се¬верного Ледовитого океана:
а) выше;
б) такая же;
в) ниже.
16) Время данного меридиана называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
17)Новые сутки в России начинаются с часового пояса:
а) второго;
б) одиннадцатого;
в) первого.
18)Местное время точки зависит от её:
а)географической широты;
б) географической долготы.
19)Северный морской путь проходит по морям:
а) Атлантического и Тихого океанов;
б) Тихого и Северного Ледовитого океанов;
в) Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
20) Территорию России омывает столько же океанов, сколько территорию:
а) Бразилии;
б) Канады;
в) Австралии.
21. Площадь России равна:
а) 17,1 млн. км2;
б) 22,4 млн. км2;
в) 17,8 млн. км2.
22. Крайняя северная материковая точка:
а) мыс Дежнева;
б) мыс Флигели;
в) мыс Челюскин. 23. Широта крайней восточной точки:
а) 170° з. д.;
б) 170° в. д.
24. Россия пересекается:
а) с экватором;
б) с северным тропиком;
в) с северным полярным кругом.
25. Самая длинная граница России с государством: а)Монголия;
б) Китай;
в)Казахстан;
г) Украина.
26. По каким рекам проходит граница России:
а) по Амуру;
б) по Тереку;
в) по Уссури;
г) по Куре.
27. С какой страной у России граница начинается с берега Баренцева моря:
а) с Финляндией;
б) с Норвегией;
в) с Эстонией.
28. Какая часть территории России находится за С. П. К.?
а) 1/5 (20%);
б) 1/2 (50%);в) 1/4(25%).
29. С какими странами у России только морская граница?
а) США; б) Китай;
в) Япония; г) Норвегия.
30. Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии.
31. Не замерзают моря, омывающие Россию:
а) Черное и Карское;
б) Баренцево и Черное;
в) Охотское и Японское.
32. Самая восточная точка России расположена:
а) в западном полушарии;
б) в восточном полушарии.
33. Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;в) в архипелаге Земля Франца Иосифа.
34. Найдите соответствие:
Крайние точки России:
а)северная; 1) м.Дежнева;
б)южная; 2) м.Челюскин;
в)западная; 3) г. Базарзюзю;
г)восточная; 4) песчаная коса (Куршская) к западу от Калининграда.
35. Россия имеет только морскую границу с государствами:
а) Норвегия и Япония;
б) Япония и Китай;
в) Япония и США.
36. На севере Россия омывается морями:
а) Белое, Баренцево, Карское;
б) Берингово, Карское, Лаптевых;
в) Балтийское, Черное, Белое.
37. Самое большое и глубокое море у берегов России
а)Охотское;
б) Баренцево;
в)Берингово;
г) Японское.
38. Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России
а)Азовское;
б) Аральское;
в) Белое;
г) Балтийское

№1 Выберете верные утверждения,характерезующие материк Австралия, Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) материк занимает последнее место по величине территории среди других материков
б) материк омывается водами двух океанов Земли
в) материк имеет сухопутную связь с Евразией
г) около берегов материка расположен остров Огненная Земля
д) материк был открыт Христофором Колумбом
е) основное население материка составляют потомки английских переселенцев
ж) весь материк занимает одно государство

№2 Устоновите соответствие между водным объектом и частью материка,которую он омывает.

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ ЧАСТЬ МАТЕРИКА
1) Тихий океан а) северная
2) Индийский океан б) южная
3) залив Карпентария в)восточная
4) Большой Австралийский залив г)западная