Индивидуальные занятия по логопедии в старшей группе. Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе доу с презентацией. Игра «Где спрятался звук»

Марина Суркова
Конспект индивидуального логопедического занятия старший возраст

Тема занятия «Автоматизация звука Ш»

«Прогулка в весенний лес»

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить правильное произношение звука Ш. Автоматизация звука Ш в словах, слогах, словосочетаниях и в предложениях.

Совершенствование грамматического строя речи (учить правильному употреблению окончаний при спряжении глаголов, согласование числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие длительного плавного выдоха, развитие моторики органов артикуляторного аппарата. Развитие фонематического слуха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование : игра «Спиралька» , игрушечная машинка, игрушка Ёжик, мячик – ёжик, «камушки» - 5 шт., мешочек с маленькими игрушками из серии «Дикие животные» , лукошко с шишками.

Ход занятия.

1. Организационный момент (создание эмоционально положительного фона, объявление темы занятия ).

Логопед : Добрый день! Скажи, какое у тебя сегодня настроение? (грустное) . Покажи, грустное настроение. Подойдём к "Нашей Маше" и выберем грустную эмоцию.

Ребёнок выбирает эмоцию и прикрепляет на панно.

Сегодня теплый весенний день, светит солнышко, и я тебе предлагаю отправиться на прогулку в лес. Но перед прогулкой мы должны хорошо подкрепиться, чтобы набраться сил.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для щёк «Помидоры – огурцы»

Упражнения для губ «Бублик» .

Упражнения для языка «Блинчик» , «Чашечка» , «Вкусное варенье» .

Логопед : пока мы с тобой подкреплялись, набежала тучка. Разгоним тучи на небе.

Упражнения для развития воздушной струи : «Тучка»

3. Анализ артикуляции по плану.

Вот мы с тобой и готовы отправиться на прогулку. Чтобы нам было в дороге не скучно, будем петь нашу знакомую песенку «Шипелку» .

Давай вспомним, какие должны быть губы и язык, чтобы получилась песенка «Шипелка» .

Губы круглые, зубы заборчиком, язык чашечкой и подуть тёплым ветерком, горлышко не дрожит.

4. Изолированное проговаривание звука Ш.

Мы хорошо подготовились. Теперь можно и отправляться. Пойдём в гараж. Как ты думаешь, на каком транспортном средстве мы отправимся сегодня на прогулку (ответ ребёнка) . В лес мы поедем на машине, потому что в слове «машина» есть звук Ш.

5. Автоматизация звука в слогах. Игра «Спиралька» .

Логопед : Мы поедем по дорожке и будем петь песенку «Шипелку» .

Ш-Ш-Ш, поворот ША-ША-ША, поворот ШУ-ШУ-ШУ, поворот ШИ-ШИ-ШИ.

6. Развития фонематического слуха.

Логопед : Мы приехали в лес. Посмотри, вся тропинка усыпана шишками. Давай их соберём в лукошко. Но собирать будешь только тогда, когда услышишь слово со звуком Ш.

Тапка, шапка, шар, маг, шар, топот, майка, шайка, мыло, шорох, губы, шубы.

Логопед : Давай посчитаем, сколько шишек ты собрал.

Игра «Сосчитай-ка»

Ребёнок : Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек, шесть шишек.

Логопед : Значить сколько слов ты услышал со звуком Ш? (шесть)

7. Автоматизация в словах.

Логопед : Посмотри, мы оказались на лесной полянке. Столько животных вышли на полянку к нам. Давай назовём, кого ты видишь (кабан, медведь, мышь, белка, косуля) . Давай назовём их ласково (кабанчик, мишка, мышка, белочка, косулечка) .

Назови только тех, в названии которых слышится звук Ш (мышка, мишка) .

8. Автоматизация в предложениях.

Логопед : Они хотят поиграть с тобой в прятки. Я их спрячу в мешочке, а ты попробуешь угадать - кто шумит в мешочке? (ребёнок наощупь отгадывает животное – игрушку и отвечает полным ответом : В мешочке шумит мышка)

9. Развитие мелкой моторики и автоматизация звука Ш в тексте с опорой на мнемотаблицу.

Посмотри, к нам на полянку прибежал ёжик. Давай расскажем про него стихотворение (с мячиком - ёжиком.)

Что ты, Ёж, такой колючий? Знаешь, кто мои соседи?

Это я на всякий случай! Волки, лисы и медведи!

10. Итог занятия

Логопед : Нам пора возвращаться. Но на нашем пути огромное озеро. Чтобы его перейти, необходимо швырять камешки в воду, что выстроился мост из этих камней.

Игра «Я, ты, он, она, мы, вы» Я швырну камешек в воду. Ты ….

Вот и готов мост! Молодец! Переходим через него.

А вот и наша машина, поедем назад, и споём опять нашу песенку «Шипелку» .

11. Оценка.

Молодец! Ты сегодня справился со всеми заданиями.

Тебе понравилась прогулка? Какое у тебя стало настроение? Покажи, своё весёлое настроение. Подойдём к Нашей Маше и покажем какое у тебя после прогулки стало настроение.

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».

Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру "Гном Гоша идёт в гости", предназначенное для автоматизации звука "ш" в словах и предложении.
Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,
-закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов,
-совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса,
-упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении,
-активизировать речь учащегося,
-упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-развивать общую и мелкую моторику,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах.
Ход занятия-игры:
Логопед:
- Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра.
- Познакомься - это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше?
- Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш)
- Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок)
- Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)

Логопед:
-Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся.
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош.
-Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши.
Логопед:
- Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука "ш" в слове, подбирая схему слова.
(схему ребёнок выкладывает под картинку)
Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)


Логопед:
- Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка)
- Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)


Логопед:
- Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы)
Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы:
-Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?)
Физкультурная минутка.
Логопед:
-Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку:
Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде "ушек")
И ушами шевелит
Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку)
Нужно рученьки погреть.
Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту)
На носочки поднимись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку)
А затем вприсядку.
(Бондарева Л.Ю.)
Логопед:
-Хорошо отдохнули, а теперь продолжим.
- Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь - мышка, шуба – шубка и т.д.)


Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку:
-Вспомни, какая картинка под фишкой, назови.
(Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку).
Логопед:
- А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай?
(ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой)
Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы:
- А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай?
- А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай?
- Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай?
- А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй?
- Ну-ка не зевай, кто под душем, называй?
(В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш))
Логопед:
- Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику:
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
(Е. Черникова)
Логопед:
- Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание.
- Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке.
(ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)


Логопед:
-Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке.
Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее.
Логопед:
-Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку.
-Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш»)
-Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии?
-Что тебе понравилось на занятии?

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»

Цель : закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];

автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.

2. Коррекционно-развивающие:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие плавного длительного выдоха;

развитие фонематического слуха;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

Как ты думаешь, кто это?

Покажи среди героев.

Ребенок показывает клоуна.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

Мыльные пузыри.

Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?

Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!

Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.

5. Произнесение изолированного звука

“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.

Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].

6. Анализ артикуляции

“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:

В улыбке.

А где находится язычок?

Язычок между передними зубами.

Звук [Л] он какой гласный или согласный?

Согласный.

Давай еще раз изобразим как гудит самолет.

Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.

И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.

Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].

8. Развитие фонематического слуха

“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

Молодец!

Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].

9. Автоматизация звука в слогах

Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.

Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.

Ребенок произносит слоги.

10. Физкультминутка Логопед:

Жил-был клоун Лоло

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)

И танцевал вприсядку. (приседания)

Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)

И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)

Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)

И солнцу улыбался. (улыбнуться)

Ребенок повторяет за логопедом упражнения.

11. Автоматизация звука в слогах .

12. Автоматизация звука в начале слова

Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.

Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.

Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла

“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.

Ребенок называет картинки.

- «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»

Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.

13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.

14. Итог занятия

Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.

Тебе понравилось занятие?

Ребенок: - Да.

Логопед: - Как звали клоуна?

Ребенок: - Лоло.

Логопед: - Какой звук мы учились произносить?

Ребенок: - Звук [Л]

Логопед: - Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.

Конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме "Поможем Хрюше" (автоматизация звука [ш)]

Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.

Задачи:

    Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

    Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

    Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.

    Развивать фонематический слух.

    Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.

    Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.

Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками, ватка, массажёр “Су-Джок”, кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.

– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?

II. 1. Тогда отгадай загадку:

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)

– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?

Припоминание артикуляции звука “ш”.

– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук “ш”.
2. – Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика). Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3 раза.

– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом:

    Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.

    “Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.

    “Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.

    “Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт.

    “Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.

– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.

3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:

ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу

– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.

– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка, шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками) :

шишка-…(мышка)
подушка-…(лягушка)
картошка-…(Антошка)
рубашка-…(неваляшка)
мишка-…(шишка)

– Ты, умница! Развязывай узелок.

5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.

– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.

6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .

– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.

7. – Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение, которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …

– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:

– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.

III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Звук и буква А». Занятие рассчитано на старшую группу ДОУ.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить со звуком и буквой А.

  • коррекционно-образовательные – знакомство со звуком и буквой А, дифференциация звука и буквы;
  • коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале и в конце слова; развитие силы голоса и речевого дыхания; развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти; развитие мелкой моторики;
  • коррекционно-воспитательная – активизация участия родителей в коррекционном процессе; воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.

Оборудование:

  • символ звука [А]; предметные картинки: автозаправщик, арбуз, суп, аист, шуба, ландыш, апельсин, малыш; карточка для определения места звуков в слове; фонетический символ звука [А]; буква А; карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Послушай один раз и выполни движения:

  • Прикрой ладонями глаза.
  • Прикрой ладонями уши.
  • Подними правое плечо.
  • Подними левую руку.
  • Левой ладонью прикрой правый глаз.
  • Правой ладонью прикрой левое ухо.

2. Комплекс артикуляционной гимнастики:

  • «Лягушка» − «Хоботок»,
  • «Заборчик» − «Бублик»,
  • «Блинчик»,
  • «Маляр»,
  • «Лошадка»,
  • «Вкусное варенье».

3. Знакомство со звуком [А].

«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

Артикуляционная характеристика:

Губы в спокойном состоянии;

Рот широко открыт;

Язык спокойно лежит во рту.

Акустическая характеристика:

Звук [А] – гласный, обозначается красным цветом. Демонстрируется символ звука.

Правило: гласные звуки поются и не встречают преграды во рту.

4. Фонетическое упражнение:

Покажи, как девочка укачивает куклу: ааааааааааа… (на плавном, длительном выдохе);

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А… (отрывисто);

Самостоятельно произнеси столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Игра «Четвертый лишний».

Выбери лишнюю картинку.

Лишняя картинка та, которая не начинается со звука [А]:

Автозаправщик, арбуз, суп, аист.

Лишняя картинка та, которая начинается со звука [А]:

Шуба, ландыш, апельсин, малыш.

6. Пальчиковый игротренинг.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один. в кулачок.

Эта долька – для ежа, Левой рукой поочередно загибать

Эта долька – для стрижа, пальчики правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

Ну а волку – кожура.

7. Игра «Найди место звуку».

Определи место звука в слове (начало, середина, конец), используя красный кружок и карточку.

Август, Аист, рукА, лисА, пилА.

8. Анализ звукокомплексов.

Крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Анализ звукокомплекса АУ:

Анализ звукокомплекса УА:

Какой первый звук ты слышишь?

Какой второй звук ты слышишь?

Выкладывание схемы с помощью символов звуков.

9. Знакомство с буквой.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (на ракету, на крышу дома…)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.

10. Итог.

С каким звуком сегодня знакомились?

С какой буквой?

Чем отличается звук от буквы?

Вспомни слова, начинающиеся со звука [А].

Попова Светлана Михайловна,
учитель-логопед

Юлия Скорик
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Автоматизация звуков в словах и фразах

Тема: Автоматизация звуков в словах и фразах

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л,

Закреплять правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, целостное восприятие, память, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий, самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок, разрезанная картинка «Портрет Лолы»

Ход занятия:

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?. (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Лола. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

1. «Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

2.«Часики

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

3.«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

4.«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

5. «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Дыхательная гимнастика

Посмотри какие красивые цветы принесла Лола, они растут на поляне возле ее дома. Давай мы подуем как ветерок, что бы лепестки на цветах начали колыхаться. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

Характеристика звука «л»

Давай произнесем звук Л и вспомним, что делает язычок и губы. Губы приоткрыты. Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад. .

Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

Игра «Сочини стихи»

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи про пчелу. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы (пчелы).

Пальчиковая гимнастика

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка).

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).

«Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

Игра «Соберем цветы»

Как много цветов растет на лужайке. Лола летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка)

Физминутка .

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Игра «Где спрятался звук»

Пчелка принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Вилка, лошадь, осел, футбол, ласточка, молоток, палка, мел, булка, фиалка, стол, лук) .

Игра «Посчитай»

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай назовем их и посчитаем.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей) .

Автоматизация звука [Л] в предложениях

Пчелка решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Игра "Исправь ошибки"

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

Игра для развитие мелкой моторики "Собери портрет»

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Лолы. Давай соберем ее и подарим пчелке.

Молодец! Лола очень довольна. Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку.

Итог занятия:

Какой гость был у нас сегодня на занятии?

Какая игра тебе понравилась больше всего?

Что было самое интересное?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С]» Цели: Автоматизация звука [с]. Задачи: - Закрепить у детей правильную артикуляцию звука [с]. - Автоматизировать звук [с] в слогах, словах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Цели: 1. Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи. 2. Автоматизация звуков [С], [С`] в словах.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия