Оценка метапредметных результатов. Проведение диагностических работ по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения Диагностический инструментарий мониторинга

Диагностика метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

учитель географии

МАОУ «Лицей №9»

Новый стандарт, разработанный в рамках деятельностной парадигмы образования, нацеливает на развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. В концепции стандартов осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук»

Стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения ООП структуре ООП к условиям реализации ООП

Во втором стандарте, где акцент сделан на результаты, устанавливаются три группы образовательных результатов:

    требования к личностным результатам требования к метапредметным результатам требования к предметным результатам

Метапредметные результаты – это результаты освоенные учащимися на базе нескольких учебных предметов, способы деятельности, применимые и в образовательном процессе, и при решении жизненных проблем.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД – регулятивных, познавательных и коммуникативных.

За основу диагностики метапредметных результатов взяты материалы, разработанные заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея Шишлянниковой Татьяны Орестовны и сотрудника отдела качества Литвиновой Юлии Сергеевны.

Основные диагностические работы:

    Стартовая диагностическая работа по географии (5 кл.) Итоговая диагностическая работа по географии (5 кл.)

Диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач улучшения учебного процесса, учащихся (учет их индивидуальных возможностей и потребностей), а также совершенствования , методов обучения и воспитания.


Диагностика включает:

    контроль проверку оценивание накопление статистических данных, их анализ прогнозирование выявление динамики, тенденций педагогического процесса

Особенность контрольно-измерительных материалов диагностической работы по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат.

По итогам выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.

Стартовая и итоговая диагностические работы:

    работы проверяют предметные и метапредметные (познавательные УУД) результаты; составляются, проводятся, проверяются, обрабатываются учителем; цель проведения работ – контроль за динамикой достижения планируемых результатов ООП ООО.

Сравнение стартовой и итоговой диагностик:

Проверяемые познавательные УУД:

    Логические действия Знаково-символические действия Действия по решению задач (проблем) Действия по работе с информацией и чтению





Положительная динамика в большинстве классов абсолютной и качественной успеваемости. В целом наблюдается положительная динамика уровня развития познавательных УУД. При организации образовательного процесса (в ) уделить особое внимание развитию УУД. Необходимо организовать дополнительную методическую работу по повышению уровня.

Правила оценивания результатов:

1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения и в конце обучения

2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1 . Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Выполнил правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3. СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ДА! КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ПО ЖЕЛАНИЮ РЕБЁНКА!

4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.

Основные разделы портфеля достижений:

– Показатели предметных результатов (диагностические работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).

– Показатели метапредметных результатов (познавательных УУД).

– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).

5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

Структура:

Любое количество заданий на каждое действие, но каждое из действий оценивается в 2 балла (всего в работе 8 баллов)

    2 балла за логические действия 2 балла за знаково-символические действия 2 балла за действия по решению задач (проблем) 2 балла за действия по работе с информацией и чтению

Критерии оценивания:

    Уровневая оценка метапредметных результатов: Повышенный уровень – больше 6-и баллов Базовый уровень – 5, 6 баллов Пониженный уровень – 3, 4 балла Недостаточный уровень – меньше 3-х баллов

Отметочная оценка метапредметных результатов может быть другой на усмотрение учителя.

    100% - 75% = «5» 74% - 51% = «4» 50% - 26% = «3» 25% и менее = «2»

Пакет КИМ-ов

    Текст работы Кодификатор УУД Таблица №1 «Результаты стартовой/итоговой КР» Таблица №2 «Анализ успеваемости по результатам стартовой/итоговой КР» Таблицы №3(а, б) «Анализ уровня сформированности познавательных УУД по результатам стартовой/итоговой КР»

Таблица 1























Познавательные УУД

Номер задания

Познавательные логические действия:

Давать определения понятиям, подводить под понятие

Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, делать простейшие прогнозы

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,

Проводить группировку, сериацию, классификацию

Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

Познавательные знаково-символические действия:

Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки)

Познавательные действия по решению задач (проблем):

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного цикла

Познавательные действия по работе с информацией и чтению:

Осуществлять поиск информации

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию.

Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста.

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

Диагностики формирования метапредметных результатов (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Методика «Выделение существенных признаков»

Методика «Логические закономерности»

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Коммуникативные УУД:

Методика «Рукавички»

Методика «Кто прав»

Методика «Узор под диктовку»

Задание «Дорога к дому»

Методика «Рисование по точкам»

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД:

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом.

В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца.

В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».


Пример:

Задание «Найди несколько различий»

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников » (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия .

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

    В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86%).

    В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

    Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

    В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

    Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

    Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

    У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

    Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест . Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни­ков с нормальным развитием дают правильный ответ).

    Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

    Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

    Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

    Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

    Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

    Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

    Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест . Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

    Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)

    Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

    Учитель - Ученик

Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

    Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

    Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

    Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

    Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

    Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

    Стол - Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

4-й субтест . Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

    Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

    Метла, лопата... (43%)

    Лето, зима... (84%)

    Огурец, помидор... (97%)

    Сирень, орешник... (74%)

    Шкаф, диван... (96%)

    Июнь, июль... (95%)

    День, ночь... (45%)

    Слон, муравей... (85%)

    Дерево, цветок... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности - 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79- 65%).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 бал­лов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже сред­него (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уро­вень) - 12 баллов и ниже.

Методика "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

Взаимопомощь по ходу рисования;

Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Задание «Совместная сортировка»

Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст

Форма (ситуация оценивания) : работа учащихся в классе парами

Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция : «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал : Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания :

    продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

    умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

    способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

    умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

    взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Методика «Кто прав?»

Оцениваемые УУД : действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст : ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания) : индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания : беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал : три карточки с текстом заданий.

Инструкция : «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания :

    понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

    понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

    учет разных мнений и умение обосновать собственное,

    учет разных потребностей и интересов.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень : частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать, и обосновать свое собственное мнение.

Методика «Узор под диктовку»

Оцениваемые УУД

Возраст : предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания) : выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания : наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому - фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал : набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

Рис. 3

Инструкция : «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой - фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй - выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания :

    продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

    способность строить понятные указать ориентиры действия по построению узора;

    умение задавать вопросы

    способы взаимного контроля взаимопомощи ;

    эмоциональное отношение

Показатели уровня выполнения задания :

1) низкий уровень

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.

Задание «Дорога к дому»

Оцениваемые УУД : умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст : ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания) : выполнение совместного задания в классе парами.

Метод оценивания : наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому - карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).

Материал : набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).

Инструкция :«Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой - карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй - следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценивания :

    продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

    способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

    умение задавать вопросы , чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

    способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи ;

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания :

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Итоговая комплексная работа 1 класс

Составитель : Гареева Лилия Закировна, высшая квалификационная категория.

Набережные Челны, 2016

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Последние во ФГОС по­нимаются как формирование универсальных учебных действий обуча­ющихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Оценка метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося.

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляетсяпо заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

    диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

    задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

    задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапедметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Когда и как можно проводить диагностику?

Данная диагностика разработана для учащихся 1 и 4 классов.

Диагностика проводится:

    на выходе из 1-го или 4-го класса.

Диагностика проводится учителем или администрацией школы.

Проведение диагностики на выходе из каждого класса даёт возможность отслежи­вать развитие УУД у каждого учащегося.

Как можно использовать результаты диагностики в образователь­ ном процессе?

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

    скорректировать собственную деятельность и содержание образо­вательного процесса;

    определить, насколько эффективно используется потенциал учеб­ников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

    увидеть возможности реализации индивидуального подхода к раз­витию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Инструкция по проведению диагностики .

Диагностика разработанная для учащихся 1-х и 4-х классов, включает в себя итоговые комплексные работы.

Работа включает 15 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

Комплексный характер: даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформи­рованность коммуникативных УУД.

Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в те­чение двух уроков . Перед выполнением работы необходимо провести краткий инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если он не успел выполнить работу за отведённое время, необходимо дать ребёнку возможность закончить её выполнение.

Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные 1 классником, не пере­водятся в отметки. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС - ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни) и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующи­ми. Личностные результаты, в соответствии с ФГОС, не должны обрабатываться как индивидуальные (не доводятся до сведения детей и родителей). Они оцениваются и осмысливаются педагогом для класса в целом.

Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания.

Вариант 1

Задание 1,2 (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД). Проверяет умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде.

Ключ оценивания

    Не приступал к выполнению задания или отметил неправильный ответ;

    Правильно отметил.

Задание 3 (Литературное чтение. Познавательные УУД)

проверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию.

Ключ оценивания

0– не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1- выполнил частично;

2- задание выполнено полностью верно.

Задание 4

Проверяет умение использовать полученную информацию для математических вычислений.

Ключ оценивания

    Не приступал к выполнению задания или выполнил полностью неверно;

    Выполнил задание всё верно.

Задание 5

Проверяет умение правильно списывать с печатного образца.

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно (например, списал не те предложения);

1 - правильно списал предложение.

Задание 6 (Русский язык. Познавательные УУД).

Проверяет умение определять количество звуков и букв в слове. Умение определять мягкость согласных.

Ключ оценивания

    Не приступал к выполнению задания или выполнил всё неверно;

    Правильно указал количество звуков и букв в слове;

    Правильно указал количество звуков и букв в слове и подчеркнул не все мягкие согласные;

3- правильно указал количество звуков и букв слове и подчеркнул все мягкие согласные.

Задание 7 (Окружающий мир. Познавательные УУД).

Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ключ оценивания

2- верно выбрал все варианты ответа.

Задание 8. (Литературное чтение. Познавательные УУД)

П роверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию, умение устанавливать логические смысловые связи, на их основе восстанавливать суждение.

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания или соединил неверно;

1 - выполнил задание частично правильно;

3 - выполнил задание правильно полностью.

Задание 9. (Литературное чтение. Регулятивные УУД)

проверяет умение высказывать свое предположение (версию).

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания;

1 – выполнил задание частично

    Выполнил задание полностью.

Задание 10. (Русский язык. Регулятивные и познавательные УУД). Проверяет умение устанавливать последовательность слов в предложении.

Ключ оценивания

0- не приступал к выполнению задания;

1– выполнил задание частично;

2- выполнил задание полностью.

Задание 11 (Русский язык. Познавательные УУД).

Проверяет умение понимать и объяснять значение слова (выражения).

Ключ оценивания

1 - объяснил верно.

Задание 12. (Русский язык. Познавательные УУД)

Проверяет умение осуществлять выявление (идентификацию) объектов с выделением необходимых признаков.

Ключ оценивания

    – выбрал один правильный вариант;

    Выбрал 2-3 правильных варианта.

Задание13. (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД).

Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста в соответствии с поставленной задачей: поиском слова или словосочетания, где заложена основная мысль текста.

Ключ оценивания

0 - не приступал к выполнению задания или озаглавил неверно;

1 – заглавие соответствует тексту.

Задание 14. (Математика. Познавательные УУД).

П роверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию, использовать полученную информацию для решения задач.

Ключ оценивания

1- выполнил частично верно (записал только ответ, но нет решения)

Задание 15. (Окружающий мир. Познавательные УУД)

проверяет умение сравнивать и группировать предметы.

Ключ оценивания

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 - выполнил задание частично правильно;

2- выполнил задание правильно.

Ключи к заданиям.

Ответы

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Цапля, уж, лягушка, зимородок,оляпка.

Задание 4.

7 4

Задание 5.

Задание 6.

От л и ч ны й 8 б., 8зв., 3 слога

Задание 7.

Задание 8.

1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

Задание 9.

Задание 10.

Бобриха весело играла со своими бобрятами.

Задание 11.

Протекает оживленно, стремительно, шумно, производительно

Задание 12.

Вода - 2 слога;

Водится – не явл. однокоренным словом, глагол;

Водолаз – одушевл.

Задание 13.

Задание 14.

5+5=10(ж.) - всего

Задание 15.

Живая природа: оляпка, уж, лягушка, водолаз.

Неживая природа: вода, река, бережок, камень.

1 класс.

Где вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец. Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без воды не прожить. Бурная оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в холодной воде не замерзает. Кипит жизнь на суше и в воде.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Задание 2. Определи, что это за текст.

А. Сказка. Б. Стихотворение.

В. Рассказ. Г. Басня.

Задание 3. Выпиши из текста названия всех животных.

_____________

Задание 4. Сколько слов в 4 предложении? Сколько слов в 9 предложении? В каком предложении меньше слов? Запиши ответ цифрами и сравни.

Ответ : ______ ….. ______

Задание 5. Спиши предложение о любом из животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Букв. Звуков. Слогов.

Задание 7. Отметь значком + , кто из названных животных не умеет бегать или летать.

А. Цапля. Б. Оляпка. В. Лягушка.

Г. Зимородок. Д. Уж.

Задание 8. Стрелками соедини начало и конец предложения.

1) Цапля - А) ходит по речному дну

2) Уж - Б) заядлый рыболов.

3) Оляпка - В)прилетает на реку

ловить лягушек.

4) Зимородок- Г) отличный пловец.

Задание 9. Из текста можно понять, какие чувства испытывает автор. Отметь знаком +

А. Раздражение. Б. Удивление.

В. Восхищение. Г. Разочарование.

Задание 15. Составь из слов предложение: бобриха, весело, со, играла, бобрятами, своими.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная часть.

Задание 11. Объясни значение данного выражения.

КИПИТ ЖИЗНЬ - ___________________________________

Задание 12. Найди лишнее слово. Объясни выбор.

Вода, водичка, водится, водолаз.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Придумай название этому рассказу.

______________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Сколько станет в рассказе животных, если они создадут семейные пары. Запиши решение.

___________________________________________________

Ответ:

Задание 10.Заполни таблицу, используя слова для справок:

Оляпка, вода, уж, река, лягушка, водолаз, бережок, камень, дом.

Живая природа

Неживая природа

4 класс.

В нашей деревне все избы в яблоках. Только яблоки в них невкусные, не всякое и в руки возьмёшь.

Бабка Аксинья рассказала мне историю яблонь.

Вернулись после войны женщины с ребятами на пепелища, кое-как обстроились. А когда крыша над головой появится, человек о красоте думать начинает – сад сажает. Но где в то время культурную яблоню было взять? Пошли в лес, накопали дичков.

Дички на траншеях росли. Очень дивно росли – кругами. Видно, сидели солдаты кружком, яблоки ели, семена обронили. Так и выросли яблоньки, повторив солдатский круг. Их и перенесли женщины в деревню, обсадили избы. Очень буйно и красиво цветут весной лесные яблоки. Но я думаю, не из-за красоты щадят жители дикарок, а по какой-то другой причине. Может быть, яблони им кого-то напоминают…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Задание 2. Определи, что это за текст. Отметь +

А. Рассуждение. Б. Повествование.

В. Описание.

Задание 3. Объясни значение слов:

Пепелища __________________________________________

Щадят _____________________________________________

Дички _____________________________________________

Задание 4. Почему жители не заменяют дикие яблони на «культурные», сладкие, вкусные.

Задание 5. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Спиши 2 предложения с однородными членами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Найди в тексте слова, имеющие следующий состав. Разберите их по составу.

1) Корень-суффикс-окончание _______________________

2)Приставка-корень-суффикс-окончание ___________________________________________________

3)Приставка-корень-2суффикса-окончание ___________________________________________________

Задание 8. Выпишите из текта слова по орфограммам.

1) Безударные гласные, проверяемые ударением:

______________________________________

2) Непроверяемая безударная гласная в корне слова:

______________________________________

3) Парная согласная в корне слова:

______________________________________

4) Непроизносимая согласная в корне слова:

______________________________________

5) Разделительный ь:

______________________________________

6) Правописание гласных после щипящих согласных:

___________________________________________________

7) Правописание согласной в приставке:

___________________________________________________

8) Придумайте и запишите 2 сложных слова:

___________________________________________________

Задание 9. Выпишите из текста по 3 слова.

1) С одинаковым количеством букв и звуков:

___________________________________________________

2) Количество букв больше, чем звуков:

___________________________________________________

3) Количество звуков больше, чем букв.

___________________________________________________

Задание 10. Выпиши однокоренные слова:

 напишу ряды слов;

 обозначу приставку;

 выделю корень;

 подчеркну чередование букв;

 выделю суффикс;

 выделю окончание

1) _________________________________________________

2) _________________________________________________

3)__________________________________________________

4)__________________________________________________

5)__________________________________________________

6)__________________________________________________

Задание 11. Заполните таблицу глаголами из текста.

Неопределённая форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Задание 12. Что нужно для того, чтобы выросла яблоня? Соедините стрелками рисунок и нужные слова.

сахар

солнце

вода

ветер

земля

воздух

огонь

камень

Дополнительная часть.

Задание 13. Заполни таблицу.

Культурные растения

Дикорастущие растения

Задание 14. В городе Набережные Челны занято 111кв.м «культурными» яблонями, дичками в 3 раза меньше, вишни составляют 50% всех яблонь, а рябины составляют 2/3 части всех деревьев. Какая площадь города занята плодовыми деревьями?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Выпиши 2 сложных предложения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16. Напиши возможное продолжение рассказа.

(3-5 предложений)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи к заданиям.

Ответы

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Пепелища - родное место, где жил прежде, где жили родители.

Щадят - кого, что, жалеть, беречь, охранять, принимать под свою защиту.

Дички - 2-3-летнее деревце, выросшее в лесу из семени и используемое в качестве посадочного материала.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Вернулись после войны женщины с ребятами на пепелища, кое-как обстроились .

Пошли в лес, накопали дичков.

Видно, сидели солдаты кружком, яблоки ели , семена обронили .

Их и перенесли женщины в деревню, обсадили избы.

Очень буйно и красиво цветут весной лесные яблоки.

Задание 7.

1)Бабка, пепелище, культурную, дички, росли, кружком, яблоньки, солдатскую, деревню, лесные, жители.

2) Начинает, пошли, выросли, перенесли.

3) Рассказала, накопали,обронили,обсадили.

Задание 8.

1) В деревне, возьмёшь, рассказала, вернулись, войны, цветут, весной, лесные, пепелища, красоты, обстроились, над головой, о красоте, начинает, сажает, накопали, дичков, дички, росли, росли, сидели, семена, обронили, выросли, повторив, перенесли, обсадили, красиво…

2) Ребятами, яблоки, человек, солдаты…

3) Бабка, сад, кружком, видно, круг…

4) Невкусные

5) Аксинья

6) Щадят, жители, пепелища.

7) Рассказала, обронили.

Задание 9.

1) Аксинья, яблонь, культурную, бабка,человек, сад, круг, росли…

2) Только, возьмёшь, вернулись, обстроились, думать, взять, быть…

3) Всякое, напоминают, историю, появится, начинает, сажает, яблони, траншеях, лесные…

Задание 10.

1) Сад, сажает, обсадили.

2) Дички, дикарок.

3) Круг, кружком.

4) Яблонь, яблоки, яблоньки.

5) Лес, лесные.

6) Росли, выросли.

Задание 11.

Неопред. форма гл. – думать, взять.

Наст. время – начинает, сажает, цветут, щадят, думаю, напоминают.

Прошед. время – все остальные.

Будущ. время – возьмёшь, появится.

Задание 12.

Солнце, вода, земля, воздух.

Задание 13.

Задание 14.

1) 111:3=37(кв.м)- дички.

2) 111+37=148 (кв.м) – всего яблонь.

3) 148: 2= 74 (кв.м) – вишен.

4) 148+74=222 (кв.м) – ябл. и виш.

5) 222:4х 3=148 (кв.м) – рябины.

6) 222+148=370 (кв.м) – всего.

Задание 15.

Только яблоки в них невкусные, не всякое и в руки возьмёшь.

А когда крыша над головой появится, человек о красоте думать начинает – сад сажает.

Но я думаю, не из-за красоты щадят жители дикарок, а по какой-то другой причине.

Задание 16.

Проверяемые УУД и ключи оценивания.

Вариант 1

Задание 1,2 (Литературное чтение. Коммуникативные и познавательные УУД).

Провернет умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде.

Ключ оценивания:

0- не приступал к выполнению задания или отметил неправильный ответ;

1- правильно отметил.

Задание 3. (Русский язык. Познавательные УУД).

Проверяет умение понимать и объяснять значение слова.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания или объяснил неверно;

1 - объяснил верно.

Задание 4. (Литературное чтение. Познавательные УУД. Личностные результаты).

Проверяет умение давать нравственную оценку поступку героя. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, проверяет умение высказывать свое предположение (версию). Проверяется владение навыком смыслового чтения текста, действием сопоставления высказанного суждения с содержанием текста.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания; неверно объяснил смысл выражения.

1 – верное объяснение значения выражения.

Задание5. (Литературное чтение. Регулятивные и познавательные УУД).

Проверяет умение устанавливать последовательность событий в тексте и составлять план.

Ключ оценивания:

0 – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 - частично верно;

2 – выполнил все верно.

Задание 6. (Русский язык. Познавательные УУД)

Ключ оценивания:

Задание 7. (Русский язык. Познавательные УУД)

Проверяет умение переводить информацию из одного вида в другой (из схемы в слово), умение сопоставления слова с соответствующей ему схемой.

Ключ оценивания:

1- записал верно хотя бы по одному слову на основе схемы, но были ошибки;

2- записал верно несколько слов к каждой схеме, но была ошибка;

3– записано верно без ошибок.

Задание 8. (Русский язык. Познавательные УУД)

Проверяет умение ориентироваться в тексте: искать нужную информацию, умение находить слова с орфограммами.

Ключ оценивания:

0- не приступал к выполнению задания или сделано неверно;

1- записал верно хотя бы по одному слову, но были ошибки;

2 - записал верно несколько слов к каждой схеме, но была ошибка;

3– записано верно без ошибок.

Задание 9. (Русский язык. Познавательные УУД)

Проверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний, анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков, умение определять количество звуков и букв в слове.

Ключ оценивания:

0- не приступал к выполнению задания или выполнил всё неверно;

1- правильно указал количество звуков и букв в некоторых словах;

2- правильно указал количество звуков и букв во всех словах.

Задание 10-11. (Русский язык. Регулятивные УУД. Познавательные УУД.).

Проверяется способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи, умение группировать слова, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, записывать слова в нужный столбик таблицы.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 - верно выбрал один вариант ответа;

2- верно выбрал 2-3 варианта ответа.

3- верно выбрал все варианты ответа.

Задание 12-13. (Окружающий мир. Познавательные УУД).

Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, классификация, обобщение.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 - выполнил задание частично, привёл хотя бы 1-2 примера;

2 - выполнил задание полностью.

Задание 14. (Математика. Познавательные УУД).

Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логическое действие его анализа, установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.

Ключ оценивания:

0- не приступал к выполнению задания или выполнил полностью неверно;

1- выполнил частично верно (несколько действий)

2- выполнил задание всё верно.

Задание 15. (Русский язык. Познавательные УУД)

Проверяет умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию. Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 - выполнил задание частично, привёл хотя бы один пример;

2 - выполнил задание полностью.

Задание 16. (Литературное чтение. Личностные результаты. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД)

Проверяет умение высказывать свое предположение (версию), умение понимать главную мысль текста, умение давать нравственную оценку.

Ключ оценивания:

0 - не приступал к выполнению задания;

1 - высказал своё мнение, не соответствующее событиям указанным в тексте,

2-высказал свое предположение (версию), умело соотнеся с текстом.

Оценочная шкала.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 4 классов оценивается в форме балльной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

повышенный

меньше 50%

ниже среднего

Пособие предназначено для диагностики готовности учащихся 4 классов к выполнению итоговых проверочных работ за курс начальной школы. В него включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования.

Примеры.
К данным существительным подбери и подчеркни подходящие прилагательные, если это возможно, занятие (практическое - практичное)
обед (сытый - сытный)
зверь (пушистый - пушной)
здание (великое - величественное)
зима (ледяная - ледовая)

Выбери и укажи с помощью цифр 1, 2, 3 этапы работы при выполнении этого задания.
Выполняю все действия по порядку слева направо.
Выполняю по порядку слева направо действия сложения (вычитания).
Проверяю, есть ли в выражении скобки. Если они есть, сначала выполняю действия в скобках.
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (сложения).
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (деления).

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Проверь, умеешь ли ты принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности 4
1.2. Проверь, умеешь ли ты выполнять задания творческого и поискового характера 7
1.3. Проверь, умеешь ли ты планировать свои учебные действия 11
1.4. Проверь, умеешь ли ты контролировать и оценивать свои учебные действия 16
1.5. Проверь, умеешь ли ты определять наиболее эффективные способы достижения результата 21
1.6. Проверь, понимаешь ли ты причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности 24
Ответы и комментарии к разделу 1 28
Мои достижения 41
Раздел 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1. Проверь, владеешь ли ты логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 45
2.2. Проверь, умеешь ли ты строить рассуждения 50
Ответы и комментарии к разделу 2 52
Мои достижения 55
Раздел 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
3.1. Проверь, умеешь ли ты работать с моделями и схемами 56
3.2. Проверь, умеешь ли ты использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач 63
3.3. Проверь, владеешь ли ты различными способами поиска информации 70
3.4. Проверь, владеешь ли ты навыками смыслового чтения текстов 74
3.5. Проверь, умеешь ли ты строить речевое высказывание 81
Ответы и комментарии к разделу 3 83
Мои достижения 90
Страницы для учителя 94.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Математика, Литературное чтение, Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения, 4 класс, Евдокимова А.О., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Итоговые комплексные работы в начальной школе, 4 класс, Нянковская Н.Н., Танько М.А., 2011
  • Итоговое тестирование, Математика, Русский язык, 4 класс, Голубь В.Т., 2012
  • Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы, 4 класс, Векшина Т.В., Алимпиева М.Н., 2016