Кто такие хазарейцы. Почему преследуют хазарейцев? хазарейцы в словаре кроссвордиста

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название, прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.

Хазарейцы появились на территории Афганистана в 13 веке и представляют собой особый этнос, большинство из которых имеют монголоидную внешность. Традиционно считаются потомками улуса чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни. Народ образовался в результате смешения воинов монгольской армии с местным населением. Самоназвание «хазара» образовано от иранского «хазар» - тысяча.

Говорят хазарейцы на дари с включением (до 10 %) лексики монгольского и тюркского происхождения. Проживают на территории Афганистана (2,5 млн), Ирана (1,7 млн) и Пакистана (1,0 млн). В Иране расселены, преимущественно в районе восточного Хорасана. Кроме того, в ряде западных стран распространена диаспора примерно от 400 000 до 500 000 человек.

Данные генетической генеалогии (Y-ДНК) хазарейцев достоверно подтверждают их смешанное происхождение, в котором имеется две основные составляющие: монгольская (С3 - 33,3 %) и коренного населения Иранского плато до арийского проникновения (J2 - 26,6 %), при том, что арийская R1a и туркменский подтип Q - лишь по 6,5 %, остальных ещё меньше.

По причине внешней «инаковости» и духовной толерантности, подвергались гонениям со стороны других этнических групп, большей частью со стороны пуштунов. В конце 19-го начале 20 века их часто продавали в рабство.

Знаменитый российский географ и военный исследователь А.Е. Снесарев (1865-1937), в своей работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения, так описывает хазарейцев (он их называет газара):

Хазарейцы оказались в Иране сначала при Надир-шах Афшаре (перв. пол. XVIII в.), следующая крупная группа хазарейцев проникла во время правления Насираддин-шаха Каджара (вт. пол. XIX в.). В своё время они сослужили службу персидским правителям, остановив постепенное продвижение туркменских грабительских набегов вглубь иранской территории на севере страны. Последние десятилетия также наблюдается устойчивый поток беженцев хазарейцев в Иран из Афганистана. Именно они составляют большинство нелегальных мигрантов, спасающихся в Иране от притеснений со стороны белуджей и пуштунов в соседних странах.

Исследователи отмечают, что хазарейцы всегда отличались отсутствием единства и делением по родоплеменному признаку.

Всего выделяют 8 главных племён: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг, но каждая этнотерриториальная община живет своей отдельной жизнью. Так, например, соседствующие поселения хазарейцев двух разных родов у Калаи-Нов в Хорасане почти не поддерживают связи друг с другом.

Однако в последнее время наметился процесс национальной консолидации, вызванный, в первую очередь, переживаемыми трудностями, создан Всемирный Совет хазарейцев, но значительная разница в социальном и культурном развитии, особенно между эмигрировавшими и оставшимися на родине хазарейцами, является препятствием этому процессу.

Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Они почти не смешиваются с соседними народностями и ведут полуизолированный образ жизни. По вероисповеданию хазарейцы, в подавляющем своём большинстве, шииты-имамиты, хотя в Афганистане местами можно встретить также незначительные группы хазарейцев суннитов и исмаилитов. Местами сохраняются пережитки доисламских верований и анимизма.

Будучи шиитами, они становятся объектом религиозных преследований со стороны суннитов, особенно после появления в Афганистане движения Талибан (запрещенная террористическая организация). Именно этим отношением вызвана массовая миграция хазарейцев в близкий им по конфессиональному признаку Иран.

На территории Ирана на основе хазарейцев-беженцев из Афганистана в рамках Корпуса стражей исламской революции создана добровольческая бригада, а затем дивизия «Фатимиюн». Её бойцы, после прохождения специальной подготовки на военных базах в Иране, направляются в Сирию для борьбы в составе правительственных войск против боевиков.

Хазарейцы имеют долгую историю преследования со стороны пуштунских племен, которые зафиксированы с XVI века.

В эпоху Амира Абдула Рахмана (1880-1901), который считается основателем современного Афганистана, тысячи хазарейцев были убиты, изгнаны и порабощены. Почти половина населения хазарейцев была перемещена в соседний Белуджистан из Британской Индии и Хорасанской провинции в Иране. Хазарейцы мигрировали в Кветту из Афганистана в 1840 году. Чтобы отомстить за зверства, они присоединились к британской армии.

В 1904 году британцы сформировали из хазарейцев подразделение пехоты «106-я пионеры Хазары», в состав которого вошли беженцы из Кветты. Хазарейцы сражались за англичан во время англо-афганских войн. Следовательно, они несут исторический багаж, в результате которого пуштуны Афганистана не терпят их присутствия в пуштунских районах. Поэтому по умолчанию места соприкосновения пуштунов и хазарейцев стали линией разлома, которая каждый раз воспламеняется от пуштунов. И как только она воспламеняется, вскоре становится неконтролируемой и непредсказуемой благодаря собственным импульсам и темпам. До сих пор хазарейцы воздерживаются от организации организованной вооруженной борьбы против нападающих групп.

Учитывая многочисленность и главенствующую роль пуштунских племен в системе государственной власти Афганистана на протяжении более чем двух веков, остановимся также на характеристике этой этнической группы, которая и сегодня в лице радикального исламистского Движения Талибан (запрещенная террористическая организация) претендует на реставрацию своего господствующего положения.

В книге афганского ученого Мухаммада Анвара Нумйалая «Основы социальной истории пуштунов» содержится следующее наблюдение о пуштунах:

«Пуштун - хранитель патриархально-феодальных традиций в племенном обществе. По характеру пуштун республиканец - он выступает за выборность власти и равноправие. Пуштун очень хороший друг, но жестокий враг. Пуштун любит и уважает женщин, но не терпит, чтобы ею любовались другие. Поэтому он считает необходимым придерживаться правила: «Место женщины дома или в могиле».

Вот, например, как отзывался о пуштунах участник первой англо-афганской войны военный врач, британец Г. У. Беллью:

«Как народ они пользуются дьявольски дурной славой как неверующие, необузданные, вероломные и жестокие люди. Поговорка "афган бе-иман" - "афганец без веры" - распространена среди их соседей...».

Даже мусульмане Британской Индии (нынешний Пакистан) опасались пуштунов:

«Да хранит тебя Бог, - гласила поговорка, - от мести слона, очковой змеи и афганца».

О непростом характере пуштунов можно судить и по словам «железного эмира» Абдуррахман-хана, который, желая подчеркнуть необузданный характер своих подданных, признавал, что «дикими лошадьми нельзя управлять посредством шелковых вожжей».

В течение этого года хазарейцы Кветты были беспощадно нацелены на уничтожение и насилие, как будто их жизнь не имеет никакой ценности. Раньше также, хазарейцы находились под постоянным преследованием, и это считалось нормой.

Так, хазарейцев принудительно высаживают из общественного транспорта, их могут убить без разбора на пол и возраст.

Систематическое насилие в отношении хазарейского населения сегодня имеет много аспектов: местное соперничество (хазарейцы являются хорошими торговцами), сектантские настроения, региональная динамика и трещины, создаваемые игрой иранских разведывательных агентств через свое консульство в Кветте. В результате удар в спину каждый раз получают хазарейцы.

Запрещенные террористические организации, включая освободительную армию Белуджистана, Лашкар-и-Джангви и Ахле-Суннат-Вал Джаммат, также способствуют убийствам хазарейцев. Мафии и преступные элементы также участвуют в похищениях хазарейцев и занимаются грабежами в местах проживания хазарейцев на границе Тафтана и Кветты, где расположены торговые склады Чаммана.

В результате нападений и полной безнаказанности хазарейцы выходят на улицы, чтобы выразить протест против этих беспощадных убийств членов их общин. Недавняя акция протеста на Аламдар-роуд в Кветте показала активное участие в них граждан, представляющих племя хазара, включая женщин, детей и старейшин. Протест, в связи с недавним потоком целенаправленных убийств в городе, был отменен только после встречи лидеров общины Шина-Хазара с генералом армии Камара Джавед Баджвой, который уверил хазарейцев в принятии соответствующих мер.

В течение 46 инцидентов, связанных с убийствами и бомбовыми ударами в Кветте с января 2012 года по декабрь 2017 года, были убиты 525 человек, 734 получили ранения. Более 200 человек из общины Хазары были убиты только в результате двух терактов-смертников.

Несмотря на то, что масштабные атаки против террористов привели к снижению убийств, целенаправленные убийства хазарейцев никогда не прекращались полностью.

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.


- Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
- Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.
- Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
- Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
- Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
- Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...
Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".
Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".
Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.
- Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ


PS. Вопрос о том, кто такой Чинхиз-хан, и откуда он пришёл, давно будоражит исследователей. И окончательная точка по нему, судя по всему, скоро поставлена не будет. Если, вообще, будет когда-то поставлена. Я сторонник теории что он ни какого отношения к Монголии не имел. А имел отношения, как и его внук Батый, к нашим причерноморским степям. На мой взгляд, и хазарейцы пришли в Афганистан, именно, от туда. Так что, это, по сути, родственный для России народ. Правда, не для русских.

Компания «Армслайдинг» продаёт обратный клапан для воды и другую технику для трубопроводов. Под заказ затворы обратные, могут поставляться с фланцами, шпильками, гайками, прокладками для присоединения к трубопроводу.

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, — говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, — и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.
— Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, — сказал я, — к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
— Хазарейцы? — вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, — мой брат с ними в Афганистане встречался.
— Как встречался, кем он был, когда встречался? — не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
— Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
— Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
— Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются «полчки», изредка вставят: «А помнишь?», — и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: «Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу — тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: «Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!» — и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание — разведать тропы через перевал.
Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. «Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба… Но держатся ребята молодцами»…
Декабрь 1986 г. «… Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег… Бывает иногда трудно… Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие… Ах, как нужна ребятам физическая закалка… Мы это дома недооцениваем».
Июнь 1987 года. «Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)… Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат… Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко… Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком».
Декабрь 1987 года. «… Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили… На днях Новый год. Но я в это время буду в горах… Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире… »
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое — нет.
— Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: «Шурави, менд, ямаран бяянчи», — засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, — вспоминал Геннадий Шалхаков, — я был готов к любому бою, но от такого… растерялся и вслед мальчишке крикнул: «Кембчи, хамаhас ирвчи?» — но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, — откуда здесь калмыцкий мальчишка? » Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: «Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!» Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: «Откуда здесь калмыки? » Они ответили: «Мы не калмыки, мы — хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы — их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. »
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.
В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете «Совершенно секретно» № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: «В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой… И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства — Хазараджат».
Так что это за народ — хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: «Хазарейцы (самоназв. — хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие — мусульмане-шииты». Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге «Чингисхан», изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов «Потрясатель Вселенной» начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи — всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру «Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии».
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: «Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны — Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов — Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность — около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов — Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает «зюнгары» и «бехсуд». Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется «бексюд». Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале «Советская этнография» в №4 от 1973 г. опубликовал статью «Хазарейцы, аймаки, моголы» (к вопросу об их происхождении и расселении), — где говорится: «Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках…
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным «хазар», что на персидском языке означает «тысяча». А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками… Уже В. Бартольд называл хазарейцев «иранизированными монголами». Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы — народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Хазара или хазарейцы - народность монгольского происхождения, говорящая на одном из диалектов таджикского языка. Основная масса их (свыше 1 млн. человек) населяет обширную горную область в центральной части Афганистана, между Кабулом и Гератом. Область эта носит название Хазараджат.

Кроме этих восточных хазарейцев, называемых также бербери, до 50 тыс. хазарейцев обитает в северо-западном Афганистане, в южной и юго-восточной части Бадхызского нагорья, в районе Калаи-Нау.

Западная группа хазарейцев вместе с другими обитающими в Северном Афганистане неафганскими полукочевыми племенами объединяется окружающим населением общим названием аймак (в литературе также чор-аймак). Монгольское слово аймак, занесенное в Афганистан монголами во время их завоевательных походов, означает «племя», «род»; таджикско-монгольский термин «чор-аймак» означает «четыре племени».

Несколько десятков тысяч хазарейцев живут отдельными поселениями и в других районах Северного Афганистана, а также в Иране (вдоль ирано-афганской границы и в районе Мешхеда) и в советской Средней Азии.

Обе группы хазарейцев (восточная и западная), имеющие общее происхождение и много общих черт в культурен быте, разделены как территориально, так и по религиозному признаку: восточные хазарейцы - шииты, западные - сунниты. Хазарейцы не считают себя одним народом, и даже там, где встречаются соседние поселения восточных и западных хазарейцев, например, у Калаи-Нау и в Хорасане, каждая группа живет обособленно.

Как восточные, так и западные хазарейцы все время частично переселяются в северном и особенно в западном направлении. Переселение западных хазарейцев в Иран началось в XVIII в.; расселялись они в двух районах: к северо-востоку и юго-востоку от Мешхеда, в Кян-Гуше и Кян-Бисте, и вдоль афганской границы, в Мусын-абаде, Фейз-абаде, в восточной части Сари-Джама и вокруг деревни Карат. Переселение хазарейцев-бербери в Иран началось также очень давно. В конце XIX в. в результате подавления афганским правительством восстания восточных хазарейцев значительное количество их переселилось в Белуджистан (в район Кветты) и в Иран (в район Мешхеда). Впоследствии часть переселенцев возвратилась и поселилась в Афганском Туркестане 1 , но в целом переселение восточных хазарейцев в Иран продолжается.

У хазарейцев до сих пор сохраняются родо-племенные деления и даже расселение по этим делениям. В течение последнего столетия некоторые племена в результате междоусобных войн и покорения их афганскими феодалами численно настолько сократились, что были поглощены другими племенами и превратились в их подразделения; в других случаях отдельные подгруппы отделились от своего племени и заняли самостоятельное положение. Сейчас крупнейшими племенами Хазараджата являются дайзинги, дайкунди и бесуд, занимающие область к югу от Гиндукуша; на южном склоне Гиндукуша живут иек-ауланг; к востоку от собственно Хазараджата - теймури. Теймури - не исконное хазарей- ское племя. Это немногочисленная народность в северо-западном Афганистане, причисляемая к аймакам; родина теймури находится к югу от Герата.

Часть теймури живет в северо-восточном Хорасане. Когда-то часть теймури перекочевала на территорию Хазараджата, примкнула к хазарейцам и была ассимилирована ими.

К югу от центральных племен расселены с запада на восток полада, уразгани (образовавшиеся из прежде независимых племен дайкутай и дайчопан), джагури, газнийские хазарейцы (чахар-даста, мухаммед хва- джа и джагату) и даймирдад.

Этот термин был воспринят монголами у персов и заменил тюркский термин минг (тысяча) - обозначавший крупное подразделение монгольского войска.

Вторжение монгольских войск на территорию современного Афганистана, начавшееся в 1221-1223 гг., вызвало энергичное сопротивление местного населения. После завоевания страны монголы оставили здесь свои отряды; позднее четыре сына Чингис-хана, а затем внук его, Мангу- хан, также снаряжали по тысяче человек, пополнявших постоянные гарнизоны в завоеванной стране 3 . Смешиваясь с местным населением, они постепенно перенимали язык побежденных. Впоследствии к ним, возможно, присоединялись другие монгольские отряды, поселявшиеся здесь и называвшиеся иногда по именам своих предводителей; таковы, например, неоднократно упоминающиеся в исторических источниках никудери (современные нукдери), прибывшие сюда в XIII в. и первоначально составлявшие отряд джагатайского царевича Никудера, состоявшего на службе у завоевателя Ирана Хулагу-хана 4 .

На протяжении столетий хазарейцы сохраняли свою независимость. Уже Тимур и Тимуриды совершали против них походы. Вероятно, первоначальное расположение осевших здесь монгольских отрядов и групп не совпадало с нынешними местами обитания хазарейцев; они занимали более удобные и плодородные долины и покатости Восточного и Северного Афганистана. По мере ослабления и распада Монгольской империи эти осевшие на чужбине монгольские группы постепенно теряли свое могущество и шаг за шагом оттеснялись на более высокие склоны и долины новыми пришельцами: с востока и юга - афганскими, с севера - узбекскими племенами. При этом часть монгольских племен была, вероятно, ассимилирована теснившими их народами. Другая часть, сжатая с севера, востока и юга, заняла постепенно горную страну, названную Хазараджатом по имени населявших ее племен, которые уже в XVI в. назывались хазара и никудери; в это время они частично еще сохраняли монгольский язык.

Процесс ослабления могущества хазарейцев и их постепенного вытеснения с первоначально занятых ими земель не мог сломить независимости этого народа. В течение почти шести веков ни в исторических источниках, ни в преданиях хазарейцев нет указания на длительное подчинение какому-либо иноплеменному правителю. Владетели Кабула, Кандагара, Герата неоднократно делали попытки покорить их; отдельным афганским правителям иногда удавалось временно принудить близлежащие хазарейские племена к уплате подати; однако еще в середине

XIX в., во время путешествия Ж.-П. Феррье, хазарейцы были фактически совершенно независимы и подчинялись только своим собственным предводителям 1 . С середины XIX в. Яр-Мухаммед Гератский и кабульские эмиры предпринимали походы с целью подчинить их своей власти, но только к концу XIX в. хазарейцы, после долгого и ожесточенного сопротивления, были покорены эмиром Абдуррахманом. В 1891 г. хазарейцы подняли восстание, подавленное в 1892 г. Афганские феодалы и чиновники захватили значительную часть земель Хазараджата; хазарей- ское крестьянство частично было обезземелено, частично подверглось жестокой крепостнической эксплуатации. Многие хазарейцы попали в рабство и оставались в этом положении вплоть до отмены рабовладения в правление Аманулла-хана.

Основные занятия

Хазараджат - высокогорная область с умеренным или холодным климатом. Пояс наибольшего увлажнения лежит на высоте около 2000 м над уровнем моря. Выше я ниже количество осадков убывает: за пределами дождевых облаков воздух снова становится суше. В течение долгой, суровой зимы выпадает глубокий снег, передвижение становится затруднительным и на несколько месяцев многие селения оказываются изолированными друг от друга и от окружающего мира. Глубокие узкие извилистые долины между круто поднимающимися отрогами, отходящими от главных цепей, представляют собою сплошные ленты посевов, занимающих все удобные для земледелия места. Почвы этих долин - обычно неглубокие сероземы.

Для нагорного хозяйства хазарейцев характерно острое малоземелье. Используется каждый метр доступной для обработки площади. Землями, приведенными в культурное состояние, очень дорожат. Селения располагаются так, чтобы земли, пригодные для земледелия, оставались под посевами; под кладбища большей частью отводят сухие каменистые склоны; дороги идут по самым окраинам распаханных земель. Для ограждения полей от подмыва горными потоками сооружают подобие каменных террас из камней, собранных с пашни. По краям возделанных полей сажают также тополя, иногда небольшое количество фруктовых деревьев.

Хазараджат - область преимущественно яровых хлебов. Озимая пшеница доходит в горах лишь до высоты 2400 м, а большая часть долин расположена выше этого уровня. Богарное земледелие здесь почти не развито. Посевы в подавляющем большинстве случаев поливные. Хазарейцы - искусные мастера ирригации в трудных горных условиях. Особенно хорошо разработан у них способ «струйчатого орошения». На поле прокапываются лопатой на расстоянии 20-25 см одна от другой мелкие бороздки, по которым из оросительной канавки струйками разбегается вода. Полив производят двое: один следит, чтобы вода поступала в бороздки равномерно, другой изогнутой палкой прочищает бороздки, чтобы вода в них не задерживалась. Преимущество этого способа орошения заключается в том, что на неглубоких почвах в долинах Хазараджата невозможна глубокая пахота, так как может быть обнажена щебнистая подпочва. Реже применяется у хазара «лиманное орошение», когда целой системой водосборных канавок дождевая или талая вода направляется в лиман, на котором засевается пшеница.

В хазарейском земледелии преобладают зерновые культуры: пшеница, ячмень, яровая рожь. Встречаются также посевы итальянского проса, мелкозернистой кукурузы. Ячмень возделывается в качестве хлебной" культуры; и заменяет пшеницу, но используется также как основной корм для лошадей. Большое место среди земледельческих культур занимают бобовые растения. На корм скоту сеют также скороспелый клевер.

После уборки хлеба поле не очень тщательно вспахивают и держат в таком виде до нового посева. Перед посевом вспаханное поле заливают и, когда оно высохнет, производят посев. Не только поливные, но и немногочисленные богарные посевы тщательно пропалывают.

Из-за острого малоземелья хазарейское крестьянство постоянно ощущает недостаток в хлебе. Этим объясняется большое распространение среди хазарейцев отходничества на заработки как в хозяйства богатых землевладельцев (преимущественно в период уборки урожая), так и в города. Во многих местностях Афганистана и Ирана безземельные хазарейцы работают издольщиками на землях местных помещиков. В то же время они поставляют рабочие руки в крупные городские центры, например в Кабул, где работают чернорабочими, носильщиками, слугами. Хазарейцев- отходников можно встретить и в городах Индии 1 .

Малоземелье в Хазараджате, усугубляемое отсталой техникой земледелия, способствует сохранению у хазарейцев скотоводства на крутых горных склонах. Хазарейцы разводят главным образом овец и коз, а также лошадей, ослов и крупный рогатый скот. У некоторых племен, имеющих большие стада мелкого рогатого скота, многие семьи весной переселяются на летовки, расположенные обычно близ селений, а осенью возвращаются для уборки урожая.

На основе скотоводства развито домашнее производство сукна. Сукно (барак) грубее фабричного, но ценится за свою прочность. Хазарейское сукно светлобурого цвета; оно идет главным образом на пиджаки европейского покроя, продающиеся на базарах и широко распро* страненные среди афганского населения. Хазарейцы изготовляют также более тонкое сукно, идущее на шоли - зимние покрывала с широкими черными полосами по клетчатому полю. Шоли имеют большое распространение в районах Газни и Кандагара.

Западные хазарейцы в большей степени, чем восточные, сохраняют элементы полукочевого хозяйства. Произведя посев, они переселяются на лето, т. е. на период доения овец, в горы. Амплитуда перекочевок у них значительно больше, чем у восточных хазарейцев, новее же обычно не превышает сотни километров. Западные хазарейцы разводят коз и овец, в том числе каракулевых. Держат также верблюдов, ослов, крупный рогатый скот, лошадей.

Земледелие у западных хазарейцев, как и вообще у населения Северного Афганистана, отличается от земледелия Хазараджата. Прекрасные плодородные сероземы, значительное количество осадков, обширные пастбища, изобилующие богатейшим подножным кормом,- все это создает здесь условия для экстенсивного неполивйого земледелия, сочетающегося с полукочевым скотоводческим хозяйством. Интересно отметить соотношение между количеством скота и размерами посева: хозяйство с большим количеством овец обычно имеет лишь небольшие посевы: напротив, в хозяйствах, где скота мало, посевы играют ведущую роль. Таким образом процесс оседания идет быстрее среди бедноты.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами у западных хазарейцев являются пшеница и ячмень; важное место занимают бахчи с дынями и арбузами; сеют также различные сорта гороха, чечевицу, вику. После зерновых и бобовых по размеру посевных площадей идет хлопчатник.

На основе хлопководства и скотоводства у западных хазарейцев развилась домашняя промышленность. Выделывают хлопчатобумажные ткани для женских покрывал, мужских халатов, женских и мужских рубах и штанов, шерстяные ткани для мешков, зимних женских покрывал, мужских халатов и онучей. Из козьего пуха изготовляют мягкое и теплое сукно курки, идущее главным образом на мужские безрукавки. Большое место в домашней промышленности занимает также производство кошм, которые играют большую роль в быту хазарейцев. Кошмами покрывают кочевое жилище, выстилают пол, на кошмах спят, из кошм делают пастушьи бурки, покрывала для лошадей и быков, пошики, сумки и различные мелкие предметы домашнего обихода. Распространяю также кожевенное производство.

Из подсобных промыслов, имеющих немалое значение в жизни крестьянской бедноты, можно указать на сбор различных дикорастущих растений, из которых получают превосходные красители для тканей.

Селения и жилище

Селение в Хазараджате располагается обычно на горном склоне, на границе с обработанными землями долины. Выше селения лежат пастбища, ниже расстилаются поля; само селение, как уже указывалось, не занимает ни пяди годной для обработки земли.

Селение имеет форму четырехугольника, обнесенного массивной глинобитной стеной с башнями на каждом из четырех углов. Дома, построенные из глины, смешанной с рубленой соломой, примыкают к внутренней поверхности стены, оставляя посреди селения большой двор. В другие случаях здания просто построены стена к стене под сенью высокой башни.

Такой тип селений довольно част в некоторых районах Афганистана. Он возник в результате непрерывных феодальных междоусобиц, периодических перекочевок скотоводческих племен, для защиты от набегов вооруженных племен кочевников, грабивших селения и угонявших скот, от кровной мести и т. п., до недавнего времени игравших большую роль в жизни народов Афганистана. Хазарейцы до сих пор несут большой ущерб при проходе афганских племен к северным пастбищам. Когда летний зной выжигает остатки травяной растительности в пустынных областях Южного Афганистана, население целых районов в поисках кормов для своих стад снимается с места и перекочевывает с юга на север, проходя многие сотни километров; при этом хазарейские поля нередко страдают от потравы.

Западные хазарейцы селятся большими группами, по 200-300 семей. Самое крупное их поселение - крепость и селение Калаи-Нау, состоящее из нескольких сот глинобитных строений, окруженных садами.

Кочевым жилищем широким массам хазарейцев служит чаппари - переходная форма от конического шалаша к юрте. В землю вбивают по кругу 16-20 деревянных кольев. К верхним концам их привязывают столько же деревянных жердей, противоположные концы которых связывают; они образуют конусообразную крышу. Этот остов окружается камышовой цыновкой и кроется кошмами. У бедноты кошмы старые, рваные, разлезающиеся, так что приходится весь чаппари обвязывать веревками. Беднейшие хазарейцы живут в полуземлянках и различных шалашах из самого разнообразного материала.

У богатых хазарейцев сохранилась старинная монгольская юрта XIII в. ханаи хырга, довольно сложного устройства 1 . Деревянный остов такой юрты состоит, как и в других юртах, из решетчатой вертикальной стены, на которую опираются жерди хук, увенчивающиеся круглой верхушкой, в которую вставляются верхние концы жердей. Но, в отличие от других типов юрт, остов стены у ханаи хырга состоит из двух рядов решеток, поставленных один на другой и плотно связанных между собою. При этом решетки нижнего ряда несколько выгнуты, а решетки верхнего ряда вогнуты. Оригинально также и усаройство крыши» Жерди остова крыши в нижней части выгнуты, а в верхней вогнуты. Верхние их концы вставляются в деревянный обод верхушки крыши сари хона, имеющей не сферическую, как в туркменских и казахских юртах, а совершенно особую, оригинальную форму. К ободу, диаметр которого всего 60-70 см, т. е. значительно меньше, чем у наверший тюркских юрт, прикреплено кожаными ремешками коническое возвышение, состоящее из двух накрест расположенных деревянных полос, посредине согнутых и образующих две входящие одна в другую петли, перехваченные несколько отступя от верхушки тонким кожаным ремешком, так что образуется подобие шейки.

Все эти особенности деревянного остова придают юрте своеобразный стройный вид. Покрывается юрта кошмами.