Классный час на тему "психологическое здоровье школьников". Классный час. Час психолога Психологические классные часы для девочек подростков

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Тутаева Ярославской области

Конспект классного часа
для 5-6 классов

«Психологическое здоровье нашего класса»

подготовила

педагог-психолог

Атрошкина Юлия Викторовна

г. Тутаев
2014

Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».

Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.

Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.

Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.

Психологическое здоровье включает в себя :

Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),

Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),

Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,

Полноценное межличностное общение,

Умение контролировать свои эмоции,

Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )

Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).

    Анкета (Приложение 2)

Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.

2. Задание «Снежинка».

Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)

Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.

    Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)

Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности

(Приложение 4).

Конверт 1:

снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.

Конверт 2:

миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

(Ответы детей)

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.

    Ладошки.

Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.

Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.

5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»

В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.

Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.

Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.

Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.

Спасибо всем за работу, до новых встреч!

Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.
2.
3. http :// www .azovlib . ru / page / resurscbs / biblioposobiya / posobiya / Tolerantnost . htm

Приложение 1

А Н К Е Т А

    Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
да нет не знаю
    Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
А) одноклассников да нет иногда Б) учителей да нет иногда
    Важны ли для вас успехи вашего класса?
да нет не знаю
    Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
да нет иногда
    Считаете ли вы важным получить образование?
да нет не знаю
    Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
да нет иногда

7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? да нет затрудняюсь ответить
8. Хороший человек это- . . .

Приложение 2.
Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________

  1. Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
1. 2. 3. 4. 5.
    Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.

III . Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа )
1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить

Хороший человек это -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:

2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)

3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)

Приложение 3

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого таким, какой он есть

Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это

милосердие

Сострадание

Уважение

Дружба

Доброта души

Приложение 4

Конверт 1:

снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость

Конверт 2:

миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство

Приложение 5.



Приложение 6.

Правила психологического здоровья:

    Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.

    Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

    Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.

    Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

    Трудности должны будоражить, а не обескураживать.

    Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

Приложение 7.

«Поставь себя на место другого»

(Е. Г. Гениева

Приложение 8.

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

(А.Г. Асмолов )

Приложение 9.

«Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».

( Рутт , психолог)

педагог-психолог

МОУ Кесовогорская СОШ

Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

(для учащихся 6-7 классов)

Цель:

Развитие навыков толерантного общения.

Задачи:

1. Развивать навыки эмпатии.

2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

Ход классного часа.

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.

Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

2. Чтение китайской притчи о терпении

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

  • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
  • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
  • Приведите примеры, когда вы его проявили.
  • Что вы при этом чувствовали?
  • Легко ли быть терпимым?

3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

  • Простить - это...
  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.

  1. «Копилка обид»

Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

(Копилки отправляются в мусорную корзину).

  1. Составление правил общения.

Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» - под запретом.

  1. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.

Ситуация 1 . Друг отказывается выполнять твою просьбу.

Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

Ситуация 4 . Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.

8. Упражнение в кругу «Импульс»

Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!

Литература

  1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-
    №20
  2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
  3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
  4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
  7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности,

на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,

а также выявить определенные качественные психологические характеристики для дальнейшего саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час с психологом.

Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Цели:

  1. акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  2. научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
  3. дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

  1. познакомить студентов с приемами самопознания;
  2. научить определять свои личные особенности;
  3. развивать умение правильно оценивать себя и других;
  4. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  5. побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;

Форма проведения:

Беседа с элементами тестирования и тренинга.

Подготовка:

1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.

2. Подготовить докладчиков и ведущих.

3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.

В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.

У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия

на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим

несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?

  1. Беседа «Нужно ли знать себя?»

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.

Показ презентации с ответами студентов.

Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.

А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?

Ответы студентов.


Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы студентам:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы студентов

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы студентов

Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Моя самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Вопросы студентам

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы студентов

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Упражнение «Создание автопортретов».

А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

Примерные ответы студентов:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

Заключение

Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?


Классный час

Эмоции и стресс

Цель: определить понятие и причины стресса, понять страхи, устойчивость организма к стрессу, пути выхода стрессовых состояний.

Оснащение: тетради, ручки.

У ч и т е л ь. Эмоции — радость, печаль, страх, гнев и др. — это субъективная оценка жизненных ситуаций. Эмоции ж столько отражают действительность, сколько отношение к ней человека. Эмоции оказывают существенное влияние на физиологические и психические процессы в организме Положительные эмоции благотворно влияют на состояние организма. Зачем же природа наделила человека отрицательными эмоциями? Они помогают мобилизовать силы организма для преодоления опасных ситуаций, например, спастись от нападения, убежать от опасности. При любой сильной эмоции (страхе, гневе) в организме выделяет адреналин, который повышает артериальное давление, усиливает сердцебиение, в результате чего кровь прилива-ет к мышцам и человек мобилизует свои силы для совер-шения действия. Описанная реакция называется стрессо-вым ответом.

Термин «стресс» в науку ввел канадский ученый Ганс Селье. Стресс — это защитная реакция организма на воздействие стрессового фактора (ситуация опасности, силь-ная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт). Стресс, длительно воздейству-ющий на организм, ведет к дистрессу: например, в тече-ние жизни «неотреагированные реакции» накапливаются; приводя к болезням. Самыми распространенными из них являются гипертоническая болезнь, язва желудка, стено-кардия, инфаркт. Вот и кажется нам, что стресс— это плохо. В состоянии дистресса организм не в состоянии адекватно ответить на сильный раздражитель. Состояние стресса и дистресса для каждого человека индивидуально. Все зависит от уровня психического здоровья, состояния нервной и сердечно-сосудистой системы.

О чем мы говорили на прошлом уроке? Что вы записали в тетрадях? Теперь давайте представим, что испытывают люди, которым нагрубили, которых обругали, на которых накричали, а они не могут ответить? Что испытываете вы в такой ситуации? (Обсуждение в группах и ответы.)

Когда на нас кричат, а мы не можем ответить, каждый из нас сильно переживает, сильно волнуется, внутри зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом. Стресс переводится с английского как «давление, напряжение, усиление». Мы сейчас с вами говорили о стрессе со знакомом минус». А бывает ли стресс со знаком «плюс»? (Обсуждение в группах 3 минуты.)

Стресс со знаком «плюс» — это двигатель жизни», - говорил Ганс Селье, канадский, ученый» который впервые описал это состояние у человека и животных. Рассчитайтесь в группах на первый-второй и встаньте в пары. Первые номера начинают шуметь и пугать, вторые номера, которые пускаются наутек, — начинают бежать на месте. (1—3 минуты.)

Стоп! А теперь поменяйтесь ролями. (1—3 минуты.)

Стоп! Вы продолжаете кричать, а номер один стоит на месте. (1 - 3 минуты.)

Стоп! Вопрос к номеру один: что легче, бежать или стоять на месте? .

Учитель (подводит итог): .Стресс —это выделение в организме гормона адреналина— особого вещества, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее, и если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать. То есть активное действие — это хороший, естественный выход из стресса, способ справиться с ним. Какие есть другие пути выхода из стресса? (Если прозвучит ответ «наркотики, алкоголь, сигареты», то учитель говорит, что выход из стресса бывает естественный v искусственный.)

А что такое, по-вашему, страх? Попробуйте нарисовать страх.(5 минут.)

Когда человеком овладевает страх, он сильный или слабый? Вы знаете, что люди в разных странах, в том числе и в России, подвергаются угрозе терроризма? А что такое терроризм? Что вы о нём знаете? (Можно напомнить о террористических актах в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве.)

Послушайте, что написал лейтенант армии обороны Израиля Григорий Асмолов. «Мы все хотим быть в безопасности, к этому стремится все живое, на Земле. Терроризм стучится в каждую дверь, в сердце каждого, заражая его страхом. Главные жертвы террора — это не те, чьи тела лежат под покрывалом на асфальте, а оставшиеся в живых. Самое бесчеловечное в терроризме то, что убивают тебя потому, что ты — тело, ты — средство, материал, и тех, кто тебя убивает, совершенно не интересует твоя личность, которая достойна любви или ненависти».

Сожмитесь на своих стульях, согнитесь, плотно сожмите веки, закройте голову руками. (15 секунд.)

Откройте глаза, выпрямляйтесь. Как легче сидеть? А когда люди сидят согнувшись? Когда труднее сидеть? Вы секунды были в том состоянии, когда страшно, а наркотик проникает в организм человека и действует на него устрашаю-ще. Человек подчиняется ему, начинает слушать только этот наркотик. Наркотик все разрушает внутри человека, как тер-роризм. Ему не важно, какой ты человек, какие у тебя проблемы, какие люди окружают тебя. Человек слушает только наркотик, повинуется ему, становится его рабом. Но нам он не страшен, потому что мы сильнее его. Мы можем преодолеть и стресс, и страх.

Психологический практикум

«Чувства, мысли, поступки: умеем ли мы их раз-личать?»

Нередко бывает так, что человек долго не может пережить обиду. Настроение испорчено на многие дни. А можно попробовать исправить ситуацию?

Давайте потренируемся в умении различать мысли, чувства, действия. Предварительно загляните в словарь в конце книги и убедитесь, что правильно понимаете понятия «чувство», «мысль», «поведение». Теперь приступаем к работе.

Обозначьте каждую ситуацию буквой:

А— мысль, Б — действие, В — чувство.

1) Вы ищете новый способ решения задачи по матема-тике __

2) Вы подходите к холодильнику и достаете банку с компотом__

3) Вы краснеете от смущения __.

4) Вы мечтаете о летних каникулах ___.

5) Вы едите мороженое __

6) Вы предвкушаете завтрашний день рождения _____.

7) Вы радуетесь неожиданной посылке ____.

8) Вы быстро мчитесь вниз с горы на велосипеде ___.

9) Вы огорчаетесь оттого, что отец пообещал, но за-был вас взять к себе в гости ____.

10) Вы приходите в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получили двойку ___

11) Вы аккуратно развешиваете одежду в шкафу__

12) Вы огорчаетесь от известия, что лучший друг пере-езжает в другой город ___

13) Вы пытаетесь решить, пойти в кино или поиграть с друзьями __

14) Вы злитесь от того, что в школе потеряли новый калькулятор ____,

15) Вы размышляете над тем, продолжить учебу в школе или пойти в училище __

16) Вы плачете от того, что поссорились с подругой ______.

17) Вы выполняете домашнее задание ___.

18) Вы сердитесь из-за того, что сестра включила теле-визор очень громко __

19) Вы выбираете книгу в библиотеке __

20) Вы интересуетесь, как живется знакомой в Кана-де ___ .

Соберитесь все вместе и обсудите свои ответы в группе. После объяснения каждого пункта приведите собственные примеры. Используйте рисунок «Мысли, чувства, поведение», проставив количество своих ответов по вопроснику.

Попробуйте ответить на вопрос: какова доля чувств и мыслей в поведении мужском? женском?

Какая это эмоция?

Умеем ли мы распознавать эмоции? Свои? Чужие? Рас-смотрите рисунки и определите настроение, изображен-ное на них. Радом со словом поставьте номер рисунка, который соответствует перечисленным эмоциям.

1, Огорчение.

2, Веселье.

3, Удивление

5, Грусть.

6, Недовольство.

7, Удовольствие.

8, Доброжелательность.

Сравните свои ответы с ответами других. Уточните друг у друга, какое настроение вы имели в виду под тем или иным номером. Если есть расхождения, выясните: поче-му? Придите к общему мнению. Подумайте над многооб-разием эмоционального мира: насколько по-разному мы воспринимаем одного и того же человека, насколько по-разному мы воспринимаемся разными людьми, находясь в одном настроении. Что, по-вашему, облегчает взаимо-понимание? Какова роль правильного распознавания эмо-ций другого человека для общения с ним?

Аутогенная тренировка как средство самовоспитания

X. Ибрагимов, Воспитание школьников № 4, 1995г .

Аутогенная тренировка первоначально использовалась в медицинских кабине-тах, со временем стала применяться не только в лечебных целях. Все более активно она проникает ныне в сферу педагогики.

Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «ауто» - сам, «генный» - порождающий, производящий, т.е. "самопорождающая» тренировка, или тре-нировка, производимая самим челове-ком. Источником аутогенной тренировки считают европейскую систему самовну-шения, древнейшую индийскую систему йогов и учение о гипнозе.

Начало целенаправленного использо-вания этого метода относится к 1932 г., когда вышла книга немецкого пси-хотерапевта И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка», вскоре переведенная на многие языки и выдержавшая большое число изданий. И. Шульц рекомендовал аутогенную тренировку как средство ле-чения и профилактики неврозов.

Аутогенная тренировка, по Шульцу, складывается из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ступень состоит из шести упражнений, получивших назва-ние стандартных. На этой ступени ос-ваиваются формулы, с помощью кото-рых, натренировав себя, можно нау-читься управлять сосудами, солнечным сплетением, печенью, сердцем и т.д. Вторая ступень - овладение аутогенной медитацией (самосозерцанием), в ре-зультате чего человек может научиться управлять своими чувствами, представ-лениями и мыслями, вызывая у себя те или иные образы и ощущения.

За последние годы теоретические и практические знания об аутотренинге значительно обогатились. Создан и в течение ряда лет работает «Интерна-циональный координационный комитет для клинического применения и обуче-ния аутогенной терапии», созываются международные конгрессы по этой про-блеме.

В нашей стране аутогенная трениров-ка стала систематически изучаться и применяться с конца 50-х годов - сна-чала для лечения и профилактики рас-стройств нервной системы. Пионерами в лечебном применении аутогенной тре-нировки в нашей стране стали А.М. Свядощ и Г. С. Беляев.

Отсутствие ритма в деятельности, не-обходимость сдерживать внешнее про-явление эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыка произ-вольного расслабления, к появлению стойкого гипертонуса мышц. Исследо-вания показывают, что у школьников, студентов, преподавателей вузов навык произвольного расслабления находится на низком уровне, вследствие чего рез-ко проявляются беспокойство, тревога, гнев и другие отрицательные эмоции. Это препятствует созданию чувства по-коя, удовлетворенности.

Аутогенная тренировка предполагает мышечное расслабление и самовнуше-ние. При помощи специальных упраж-нений достигается состояние расслаб-ления - релаксация. В этом состоянии оказывается возможной саморегуляция тех функций организма, которые в обычных условиях не поддаются управ-лению. В состоянии физического и пси-хического расслабления путем внушения и самовнушения можно создать уста-новки, которые улучшат поведение школьника. Ценность аутогенной трени-ровки состоит также в том, что она способствует уменьшению эмоциональ-ного напряжения, что особенно важно при выходе из стрессовых ситуаций.

Особенность релаксации, достигаемой при помощи аутогенной тренировки, со-стоит в том, что это своеобразное гипноидное состояние, для которого характерно произвольное расслабление мускулатуры и вегетативного аппарата, а также известное сужение сознания. Некоторые педагоги считают недопусти-мым такое воздействие на ребенка. Но современная медицина характери-зует аутогенную тренировку как оказы-вающую положительное влияние на пси-хическое состояние и здоровье чело-века.

Состояние релаксации - это, разуме-ется, не гипноз. В гипнозе человек пассивен, он полностью подчинен гип-нотизеру. Релаксация достигается ак-тивным воздействием человека на соб-ственный организм. В этом одно из его достоинств в сравнении с гипнозом.

Сеанс релаксации проводит препода-ватель. Но это отнюдь не означает, что школьник остается пассивным. В ходе сеанса ученик сам при помощи специальных словесных формул и пред-ставляемых образов вводит себя в со-ответствующее состояние. Одновремен-но действуют самовнушение и внушение извне.

В условиях релаксации (при физиче-ском и психическом расслаблении) зна-чительно повышается сила внушения и самовнушения. Кроме того, возникает эффект, названный Г. Лозановым гипермнезией (сверхзапоминанием). Применение аутотренинга с исполь-зованием специальных внушений оказывает нормализующее воздействие на некоторые психические отклонения.

Опыты, проведенные с разными воз-растными группами учащихся, показали, что коллективной релаксацией под ру-ководством педагога могут заниматься школьники, начиная с 12 лет. Однако легче организовать планомерные заня-тия аутогенной тренировкой со школь-никами 14 - 15 лет. Это связано со стойким стремлением старшеклассников заниматься самовоспитанием. В более раннем возрасте интересы детей быстро меняются, и провести систематический курс сложнее. Но и для старших под-ростков занятия аутотренингом не всег-да представляют интерес. Ведь в группу приходится часто собирать «трудных» детей, которые обычно проявляют не-гативизм ко всякого рода занятиям, если не видят в них реального смысла. Далеко не всегда мы встречаемся с желанием школьников заниматься ауто-генной тренировкой. Поэтому одна из первоочередных задач педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребят тех-никой психической саморегуляции, по-казать им возможности, которые от-крывает перед человеком этот вид ра-боты над собой.

С чего начать? Первую встречу с ребятами целесообразно начинать с де-монстрации опытов, чтобы пробудить у школьников интерес к аутотренингу.

Как уже на первом занятии раскрыть подросткам сущность психорегулирующей тренировки, какие дать сведения о психической саморегуляции? На этот вопрос обстоятельно отвечает И.Е. Шварц. В своих работах он приводит примерное содержание первой беседы со старшеклассниками.

«Все вы умеете сознательно управлять своим поведением. Это первооснова всей нашей деятельности. Вы на уроке слушаете учителя и стремитесь понять и запомнить то, что он рассказывает; вы управляете своим поведением, об-щаясь с товарищами; вы принимаете решение, когда перед вами выбор - пойти в кино или сесть делать уроки. Однако внутреннее состояние человека не подвластно сознательному управле-нию. Мы не можем себе приказать не краснеть, если смущены или взволно-ваны. Мы не можем, приказать себе вмиг изменить грустное настроение на веселое, мы не в состоянии созна-тельно повысить или понизить темпе-ратуру тела - все это происходит не-произвольно. Более того, мы нередко краснеем, смущаемся, волнуемся по-мимо нашего желания, во вред той деятельности, которой занимаемся.

Учитель вызвал ученика к доске для ответа. Материал школьник знает не очень глубоко и думает про себя: «Толь-ко бы не покраснеть». И тут же кровь приливает к лицу. Учитель говорит

Успокойтесь, Петров, не краснейте. — А я и не краснею. Сказал и еще более смутился, стал пунцово-красным.

Такие или подобные картины вы часто наблюдаете в жизни. Излишнее волне-ние мешает спортсмену в ответственных соревнованиях, чувство скованности де-лает нас замкнутыми, неуклюжими именно там, где хочется быть общи-тельным, ловким.

Нельзя ли найти способ, при помощи которого человек сам мог бы надежно управлять своим внутренним состояни-ем?

Такой способ есть. Для того чтобы вы поняли, на чем он основан, проведем опыт. Посмотрите мне в глаза! Очень хорошо. Представьте себе лимон. Отрезаем ломтик лимона. Посыпали его сахаром. Отчетливо, ярко представляйте себе, как мы это делаем. Влажный от сока ломтик лимона кладем на язык. Во рту кисло. Чувствуем кислоту. Представили отчетливо: лимон во рту, чув-ствуем кислоту, кисло...

Вот теперь у нас началось сильное слюноотделение. Под влиянием словес-ного внушения рот увлажнился. Прямого пути для этого нет. Если мы скажем сами себе: «Рот увлажнился» - резуль-тата не будет, а вот путем внушения, через яркие представления мы достигли цели.

На этом принципе основана методика аутогенной тренировки - своеобразной психической гимнастики, помогающей управлять своим внутренним состоянием. Суть аутогенной тренировки заключа-ется в том, что мы путем расслабления мышц, а также специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, до-биваемся желаемых физиологических или психических состояний.

Например, мысленно представляя се-бе тепло в кисти правой руки, можно добиться расширения сосудов и усиле-ния притока крови в правой руке. Рука становится теплее на несколько десятых градуса.

Техника психической саморегуляции требует серьезной, систематической ра-боты. Вы должны научиться погружаться в физический и психический покой, ощущать тяжесть и тепло руки. Состо-яние это очень полезное, его можно использовать как отдых после трудной работы.

Если у вас нет вопросов, мы можем приступить к первому сеансу».

В целом занятие аутотренингом со-стоит из нескольких частей:

1. Успокоительная часть. На основе мышечного расслабления и внушения достигаются раскованность всего орга-низма и психический покой.

2. Направленное управление вегета-тивной системой организма. Путем вну-шения и самовнушения достигаются ощущения тяжести, повышенного тепла правой руки и другие состояния.

3. Мобилизационная часть. Вводятся формулы, направленные на решение воспитательных задач, или предлагается для прочного усвоения учебная инфор-мация.

Вот несколько упражнений, предло-женных И.Е. Шварцем.

Первое упражнение: психический покой .

Займите на стуле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Начинайте выполнять первое упражнение «физический покой». Расслабьте мышцы тела. Шепотом произносите:

«Мои мышцы расслаблены».

Расслабиться - значит, освободиться от всех мышечных зажимов. Произне-сите еще раз: «Мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабле-ние.

Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сде-лайте паузу. Постарайтесь почувство-вать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые. Хорошо чувствую это».

Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: «Расслаблены ноги, рас-слаблены мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бе-дер, все мышцы ног расслабленные, вялые».

Шепотом сказали эти фразы и по-чувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела.

Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».

Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело, согретое солнцем, расслабилось. Про-изнесите шепотом несколько раз с па-узами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».

Через 5-6 минут вы добьетесь от-четливого состояния отдыха всего тела.

Повторите в следующие дни это уп-ражнение. Если у вас не получится, значит, вы допустили ошибки.

Ошибки могут быть нескольких видов:

вы плохо концентрируете внимание. Постарайтесь сосредоточиться на выра-батываемом состоянии;

не удается добиться глубокого рас-слабления определенных групп мышц. Определите, какие мышцы плохо рас-слабляются. Увеличьте время на их рас-слабление;

не удается представить картину рас-слабления на пляже. Ищите другой со-ответствующий вашему предшествующе-му опыту образ (картину), используйте его во время упражнения.

В течение недели вы должны нау-читься вырабатывать у себя состояние физического покоя.

Следующее задание дается через не-делю после овладения первым упраж-нением.

Вы уже овладели первым упражнени-ем. Научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Те-перь следует научиться вырабатывать психический покой .

Займите позу пассажира в самолет-ном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.

Итак, вы расслабились. Шепотом ска-жите: «Полный физический покой». По-чувствуйте состояние покоя. Переходите к следующему упражнению. Только на фоне физического покоя можно достичь состояния психического покоя. Шепотом скажите: «Все мысли ушли. Я сосре-доточен на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал ме-ня». Вызовите знакомые вам по пред-шествующему опыту представления (ле-жу на берегу, смотрю на воду, лежу на поляне, смотрю в небо). Шепотом:

«Сливаюсь с природой. Растворился (лась) в природе. Покой, отдых. Я отдыхаю».

На выработку состояния психического покоя надо затрачивать 5 - в минут, не считая времени, которое потрачено на первое упражнение. Следовательно, продолжительность самостоятельного занятия, в течение которого выраба-тывается психический покой, - 10 - 12 минут. Если все делалось правильно, с желанием и верой в успех, вы до-стигли состояния релаксации - физиче-ского и психического расслабления.

Теперь необходимо постепенно выйти из этого состояния. Шепотом скажите:

«Расслабленность мышц ушла. Сила, энергия, мощь. Готов к работе». От-кройте глаза. Сделайте небольшую фи-зическую разминку.

В течение недели, в удобное для вас время, ежедневно проводите упражне-ния «физический и психический покой». Продолжительность каждого занятия — 12 - 15 минут.

Третье упражнение «Тяжесть» прово-дится через неделю после разучивания упражнений «физический и психической покой».

Проведите в течение 8-10 минут знакомые вам упражнения «физический и психический покой». Теперь начинай-те разучивание нового упражнения. Ше-потом произнесите: «Мои руки тяжелые, в руках ведра с водой, тяжелые руки. Кисти рук тяжело давят на бедра. Чув-ствую тяжесть в правой руке». Мышцы напрягать не надо. Пальцы в кулак не сжимайте. Правая рука тяжелая. В пра-вой руке тяжелый портфель, набитый книгами. Портфель своей тяжестью тя-нет правую руку вниз. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спо-койно, неподвижная, тяжелая. Сами вырабатываем тяжесть правой руки. Тя-желая. Полный физический и психиче-ский покой. Правая рука тяжелая. Вы чувствуете тяжесть правой руки. Со-средоточьте все свое внимание на вы-работке состояния тяжести рук. Затем шепотом скажите: «Тяжелые ноги. Ноги наливаются свинцом. Тяжесть». Про-должайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете тяжесть рук и ног. Шепотом произнесите: «Все тело тя-желое. Тяжелые руки, тяжелые ноги, все тело тяжелое».

Продолжительность выработки состо-яния тяжести на каждом занятии - 6 - 7 минут. Ежедневно на протяжении недели проводите занятия аутотренин-гом, включая в него все три упражнения (физический покой, психический покой, тяжесть). Примерная продолжительность каждого занятия - 15 - 20 минут.

Не забывайте правильно выходить из состояния погружения. Сначала уберите тяжесть. Произнесите шепотом: «Тя-жесть ушла. Руки стали легкие. Ноги легкие». Почувствовав легкость, сразу приходите к выходу из состояния ре-лаксации. Снимите состояние психиче-ского и физического покоя. Шепотом произнесите: «Энергия, мощь. Готов активно действовать. Глаза открыть».

Упражнение четвертое « Тепло » прово-дится через неделю после овладения упражнением «Тяжесть».

На фоне состояния физического и психического покоя, тяжести тела на-чинайте самовоздействие, направленное на выработку состояния тепла. Шепотом произнесите: «Полный физический и психический покой, тело тяжелое. Руки теплеют. Руки в теплой воде. Теплая вода согревает руки. Вода приятно ще-кочет кончики пальцев. Кисти рук теп-лые. Ладони на горячей батарее. Чув-ствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке рас-ширились. Приятное тепло струится из плеча в предплечье, из предплечья а кисть правой руки. Правая рука теп-лая».

Постарайтесь после каждой произне-сенной фразы почувствовать тепло. Ше-потом скажите: «Теплые ноги, теплые стопы ног. Теплые голени ног. Теплые бедра. Теплая волна прошла по ногам. Все тело тяжелое и теплое. Горячая кровь согревает правую руку. Приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние фи-зического и психического покоя, тяже-сти и тепла правой руки». Ваше внимание, как теплый луч све-та, которым вы медленно проводите по всем мышцам тела. Через 5-6 минут вы должны отчетливо почувство-вать состояние тепла. Тренировку че-тырехэлементного сеанса проводите ежедневно на протяжении всей недели. Постепенно сокращайте на 1 - 2 минуты время, отводимое на каждое упражне-ние. Доведите время (не снижая ка-чество вырабатываемых состояний) до 10 - 15 минут.

Напоминаем, что каждый сеанс дол-жен завершаться выводом из состояния погружения. Опорные формулы для вы-вода из состояния погружения: «Хорошо отдохнул (ла). Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость и све-жесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до 10. Когда скажу 10, глаза будут открыты. Раз-два... Тяжесть правой ру-ки уходит. Три-четыре... Тепло правой руки уходит. Пять-шесть... С каждым вдохом уходит теплота и тяжесть правой руки. Семь-восемь... Настроение хоро-шее, хочется встать и действовать. Девять-десять... Глаза открыты, глубо-кий вдох. Потянулись и улыбнулись. Я — как сжатая пружина, готовая распря-миться. Настроение хорошее, хочется встать и действовать. Глаза открыть, глубокий вдох». Сделайте физическую разминку.

При подготовке к занятиям не следует заучивать весь текст формул с ком-ментариями и пояснениями. Но основ-ные формулы необходимо запомнить. Во время сеанса неизбежна импрови-зация. Каждая фраза должна быть ко-роткой, категоричной, понятной уча-щимся.

По мере овладения школьниками тех-никой аутотренинга время проведения релаксопедического занятия сокращает-ся с 30 — 35 минут до 20 - 15 минут. Сокращается и количество вводимых формул. Необходимо только соблюдать строгую последовательность: сначала даются формулы физического и психи-ческого покоя, затем - ощущения тя-жести и теплоты руки.

Весь сеанс преподаватель проводит тихим, спокойным, уверенным голосом. Отдельные, наиболее существенные формулы произносятся несколько гром-че. После каждой основной формулы - пауза 5-10 секунд. Комментарии и пояснения даются шепотом, быстро. Начиная сеанс, следует обратить вни-мание на позу учащихся, посмотреть, в каком положении находятся руки, посоветовать расслабить мышцы. На первых сеансах необходимо предупреж-дать школьников, что самим, без ко-манды, глаза открывать нельзя.

Иногда, в начале сеанса, отдельные ученики не могут или не желают со-средоточиться на внушающем воздей-ствии. Все уже закрыли глаза, а один подросток еще не решается это сделать или закрыв глаза улыбается. В этих случаях педагогу следует подойти к уче-нику и категорично приказать: «Никакой критики! Спокойно!». Можно при этом легко положить руку на голову ученику.

Стимулирование активности достига-ется следующими формулами: «Повто-рите шепотом», «Повторяйте за мной как эхо», «А теперь прочувствуйте ска-занное!», «Вспомните это ощущение!».

Для того чтобы учащиеся чувствовали уверенность в правильности своей ра-боты, можно во время сеанса их под-бадривать: «Работаете правильно!», «Хорошо, все вошли в состояние по-коя!», «Продолжайте так же хорошо работать!», «Я вижу, как вы все ра-ботаете. У всех получается хорошо!».

Практическое значение аутогенной тренировки определяется прежде всего содержанием ее мобилизационной части. Оно обусловлено задачей, которую ста-вит перед собой педагог. После ауто-генного погружения следует учебная ин-формация. Вследствие эффекта сверх-запоминания учащиеся усваивают зна-чительный объем учебного материала.

В мобилизующую часть занятия вво-дятся также формулы воспитательного значения, легко реализуемые школьни-ком в его поведении или отношениях к окружающим. Например: «Сегодня в 6 часов примусь за уроки». После до-стижения успеха в реализации простых и конкретных внушений можно перейти к формулам, требующим изменений в установках и в мотивационной сфере школьников. Например: «Я полностью контролирую свое поведение», «Я спо-коен и сосредоточен», «Я могу и хочу во всем быть сдержанным», «Я всегда отвечаю за свои поступки». Можно ис-пользовать также настрои Г.Н. Сытина (см. «Воспитание школьников», 1993 г., № 1).

Применение аутотренинга как средства воспитания эффективно лишь в тех слу-чаях, когда внушение не только реали-зуется, но и приносит удовлетворение школьнику. Следовательно, необходимо стимулировать реализацию применяемых внушений, поощрять школьников при их осуществлении. Занятие должно быть связано со всей системой воспитания, а не представлять собой изолированное педагогическое средство.

Занятия, преследующие психогигиени-ческую цель, проводятся с группой уча-щихся, объединенных в соответствии с характером имеющихся у них психиче-ских отклонений. Например, в моби-лизационной части занятия вводятся формулы типа: «Я уверен в себе», «Я спокоен». Внушенные установки оказы-вают нормализующее влияние на пси-хическое состояние, помогают школь-нику воспитать волю и характер.

Классный час

«Роскошь и нищета общения»

Цель классного часа: Помощь в самоопределении подростков, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Способствовать выработке у них адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, механизма противостояния отрицательным явлениям жизни.

Форма проведения: этический диалог на заданную тему.

Литература: А. Шемшурина «Этическая грамматика» - Воспитание школьников: №2, 1996г.

Этот раздел - о культуре общения. Что мы с вами знаем об этом? Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как выдумаете, каковы они?

Любое общение - это контакт как минимум двух людей. И он непременно сказывается на нашей психике, на здоровье и самочувствии. Почему?

Потому что общение имеет несколько функций: обмен информацией, побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.), ответную реакцию. При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Иными словами, психологический эффект общения зависит иногда больше, чем от содержания. Попробуйте вспомнить ситуации, которые были у вас дома, в транспорте, лицее, группе.

(Обучающиеся приводят примеры диалогов, которые анализируются, отрицательные диалоги переигрываются на более доброжелательной волне).

Чувствуете разницу? Группа медиков, изучая связь между поведением и здоровьем человека, пришла к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, предъявляющие слишком много претензий к окружающим, не умеющие налаживать контакт, в подавляющем большинстве своем поражены сердечно-сосудистыми заболеваниями, либо предрасположены к ним. Более того, общение с ними является фактором риска и провоцирует такие же заболевание у окружающих. Специалисты подчеркивают, что сердечно-сосудистые заболевания - это болезни образа жизни!

Как видите, культура общения чрезвычайно важна. В чем она? Попробуем это установить, занеся в «свиток» «секреты общения », которые у каждого есть.

(Заполняется «свиток». При чтении его наиболее важные «секреты», помогающие общению, выписываются на доске. Получается своеобразная «памятка общения», выработанная самими детьми.)

Следовательно, культура общения - это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми. В чем суть такой нравственной установки? Попробуем разобраться.

Учитель веером раскладывает на столе или укрепляет на доске листы, на которых записаны составляющие элементы нравственной установки. Обучающиеся о желанию вытягивают листочки и, читая написанное, стараются привести пример.

Заряд на доброжелательность с утра (дома, на улице, в лицее, в общественном месте);

Спорь, да не вздорь;

Не ищи виноватого;

чувство юмора укрепляет общение.

Помни о нашем «веере», и тогда, общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете. Но душу другого надо стремится понять. Душа по-гречески - «психе». Внимание к душе другого научит пониманию состояния другого человека по еле уловимым признакам, знакам его проявления.

Поверим, насколько мы владеем таким вниманием в небольшой игре . Требуется определить психологическое состояние, т.е. состояние души соседа по парте по его сегодняшним проявлениям.

Так надо ли учитывать состояние другого в общении с ним?

Концовкой может служить чтение отрывков из сказки Джанни Родари, рассказывающей о путешествии в страну соломенных людей, готовых вспыхнуть от одного слова, страну ледяных, не знающих слова «любовь», восковых, стеклянных, сахарных.

Задачи

1. Познакомить учащихся с формулой успеха.

2. Развивать уверенность в себе, в своих силах.

3. Обучать методам самовоспитания.

Оборудование: формула успеха; словарь С.И. Ожегова.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы узнаем, как добиться успеха, и познакомимся с формулой успеха. Что такое успех? (Дети высказывают свои предположения.)

Посмотрим значение этого слова в словаре С.И. Ожегова: 1) удача в достижении чего-нибудь; 2) общественное признание (книга имеет успех); 3) хорошие результаты в работе, учебе.

Нас интересуют два значения этого слова - первое и третье. Вспомните и расскажите, каких успехов вы добивались когда-то и как вы это делали.

(Дети рассказывают свои истории.)

Знакомство с формулой

Учитель. Сегодня я вас познакомлю с формулой успеха. Вот она:

представить ясно+желать пылко + верить искренне + действовать с энтузиазмом = успех.

Давайте подробно ее разберем. Что значит представить ясно? (Увидеть желаемый результат: «отлично» по предмету; представить, что ты хорошо читаешь, пишешь, выполняешь какую-то работу.)

Что значит желать пылко? (Пыл - это душевный подъем: в пылу сражения, в самый разгар, пылкий-увлекающийся.)

Что значит верить искренне? (Искренний - правдивый, откровенный.)

Что значит действовать с энтузиазмом? (Энтузиазм - сильная увлеченность чем-либо.)

Физкультминутка

Левой, правой,

Левой, правой,

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой,

Левой, правой.

Барабан уже дырявый.

(Дети маршируют на месте.)

Закрепление

Учитель. Давайте разберем ситуацию. Перед контрольной работой Зина готовилась, повторяла правила, решала дополнительные задачи и очень хотела получить хорошую отметку. Перед уроком Зина подошла к учительнице и поделилась с ней своими сомнениями, сказав: «Ой, я так боюсь контрольной работы!» Девочка выполнила контрольную на 3. Какую ошибку в формуле успеха допустила Зина?

(Учитель приводит еще 1-2 примера. Дети записывают формулу в тетрадь. Опираясь на нее, учитель обсуждает с детьми, как добиться, например, хороших результатов по физкультуре, английскому языку и т. д.)

Творческое задание

Учитель. Кто составит больше слов из букв слова успех? (Дети составляют слова: ус, суп, пух, пес, ух и т. д.) Давайте попытаемся сочинить двустишие или четверостишие со словом успех. Например:

Чтоб пришел к тебе успех,

С формулой дружи.

Никаких тогда помех

Ты, дружок, не жди!

(Дети сочиняют стихотворения.)

Подведение итогов

Учитель. Итак, что нового вы узнали?

(Дети перечисляют составляющие формулы успеха.)

Домашнее задание

Учитель. Запишите формулу успеха и повесьте у себя дома. Подробно расскажите о ней маме и папе. Используйте формулу для достижения своих целей.