Какие буквы сонорные в русском языке. Что такое сонорные звуки? Сонорные и шумные согласные

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Сонорные звуки - это звонкие cогласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.

Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:

[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

В рождении других согласных доля шума меньше. Это звонкие согласные:

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’].

Среди звонких согласных выделяются своей звучностью сонорные (лат. sonorus - звучный ), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’] .

Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’] .

Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’] .

Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по мягкости/твёрдости.

Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный звук [й’] . Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по твёрдости. Cонорный согласный звук [й’] является непарным мягким.

Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих cогласных. По признаку звонкости/глухости они все непарные. На конце слова в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются. Сравним:

  • витязь [с’] - ветер;
  • экипаж [ш] - угол;
  • завод[ т] - кокон;
  • порыв [ф] - гном.

Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:

корк а, булк а, кант ата, ламп очка .

Сравните:

  • анекдот [а н’ и г д о т] ;
  • вокзал [в а г з а л];
  • косьба [к а з’ б а].

От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум. Кроме того, они не имеют пары среди глухих согласных, т.е. являются непарными по глухости/звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности, на конце слова и в окружении глухих согласных. В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются (сравните: коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа]).

Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке, в отличие от гласных, не способны формировать слог и нести на себе ударение (хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst ). Ближе всего к гласным среди сонорных стоит звук [j] («йот»). Между собой сонорные звуки различаются местом и способом образования, а также твердостью/мягкостью.

Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

Система звуков русского языка

Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Согласные звуки

В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

  • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
  • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
  • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
  • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

Сонорные звуки в русском языке

В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

Подведем итог

Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.

Наша речь и речь окружающих нас людей состоит из слов, различающихся по смыслу. Слова, в свою очередь, состоят из звуков, которые мы произносим в процессе речи. Однако слова можно не только произносить, но и записывать, печатать. В тот момент, когда мы хотим зафиксировать произнесенное нами слово, мы обращаемся к буквам. Буквы – это условные знаки, которыми изображаются звуки речи. Непосредственным изучением звуков речи занимается фонетика.

Фонетическая система современного русского языка отличается многообразием звуков. Она представлена двумя большими группами гласных и согласных звуков, каждая из которых имеет ряд особенностей. Принципиальным отличием данных групп является то, что гласные звуки образуются только с помощью голоса, то есть при их произношении воздух свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград. В свою очередь, при образовании согласных звуков воздух, проходя через полость рта, наоборот, встречает какие-либо препятствия. Если гласных звуков в русском языке всего шесть ([а], [о], [ы], [и], [э], [у]), то состав согласных выглядит достаточно внушительно. Их в русском языке насчитывается тридцать шесть. В связи с большим количеством согласных звуков их принято разделять на две группы: шумные и сонорные. В образовании первой группы звуков участвует голос и шум, или только шум. Они делятся на звонкие, состоящие из голоса и шума ([б], [в], [г], [д], [ж], [з]), и глухие, образуемые только с помощью шума ([п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [чʼ]). Особую группы звуков в русском языке представляют сонорные согласные ([м], [н], [л], [р], [йʼ]). В лингвистике их также называют сонантами.

Чтобы понять природу образования сонорных звуков, достаточно обратиться к самому термину. Так термин «сонорный» происходит от латинского слова «sonorus», что в переводе означает «звучный». Именно данное толкование, как нельзя лучше, указывает на природу образования подобных звуков, так как при их произношении ведущая роль отводится голосу, а не шуму. Главное отличие сонорных звуков заключается в том, что они не подвержены позиционным изменениям, то есть им не свойственно оглушение в середине слова и на его конце. В связи с этим сонорные согласные звуки не имеют пары по глухости, являясь всегда звонкими.

Конечно, при образовании сонорных звуков шум тоже присутствует. Однако он настолько минимален, что многие лингвисты утверждают о близости сонорных звуков к гласным. Этот шум возникает в результате того, что воздушный поток, создающийся в процессе речи, встречает какую-либо преграду, которую на пути потока воздуха создают различные органы артикуляции. Все сонорные по способу образования бывают щелевыми ([йʼ]), дрожащими ([р]) и смычно-щелевыми (смычно-проходными), которые в русском языке представлены носовыми звуками [м] и [н] и боковым сонорным [л]. Так при произношении звуков [м], [н] органы артикуляции смыкаются, а воздух, минуя смычку, проходит через носовую полость, либо по бокам языка, что характерно для образования звука [л]. Таким образом, при произношении смычно-щелевых (смычно-проходных) сонорных согласных смычка и щель присутствуют одновременно. При образовании щелевого [йʼ] во время сближения органов произношения воздух в процессе речи с шумом проходит через узкую щель. Что же касается дрожащего сонорного звука [р], то он создается в результате того, что в процессе речи язык образует подвижную преграду, то есть дрожит (вибрирует) по отношению к переднему небу. В связи с эти данный звук еще называют вибрантом.

В разговорной и поэтической речи, а также в диалектах русского языка сонорные согласные, обладающие звучностью, могут являться слогообразующими. Слоговыми они становятся чаще всего в определенных позициях слова, например, в начале слова перед шумным согласным [рта′], [лба′]. Однако эта особенность является позиционно обусловленной, неустойчивой и ненормативной. Общепринятым является и то, что сонорные звуки в русском языке все же не способны к формированию слога. Они не способны нести на себе словесное ударение, в отличие от гласных. Сонорные звуки между собой отличаются и по палатальности, то есть в определенных словах они могут быть как мягкими, так и твердыми. Исключением является только звук [йʼ], который в русском язык не имеет своей твердой пары.

Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук — [лук] и лючок — [л’ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш’], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш’] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека — [ш’ика], чаща — [чаш’а], ванна — [вана], касса — [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д’], [з], [з’] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т’], [с], [с’] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л’], [м], |м’], [н], [н’], [р], [р’] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х’].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н’], тоже смягчается, и мы получаем звук [з’]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз’н’]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка — ло[т]ка, притча — ска[с]ка, воз — во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з’]ба, просьба — про[з’]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность — [пол’за], лось — [лос’] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья — лис[т’йа], бе-лье — бе[л’йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л’эс], мёд — [м’от], лил — [л’ил], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик — [в’ин’т’ик], слива — [с’л’ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, предоставляют — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м’эх], нёс — [н’ос], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш’] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш’] — всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле — зем-л
    з[з’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, жесткий, гулкий
    л[л’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ———-
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-н -ют
    ч[ч] — согласный, мягенький, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, жесткий, гулкий
    н[н’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягенький, гулкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, жесткий, глухой.
    ————
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
    • Что такое сонорные звуки?

      Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел. Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи. Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются...