И где зародилась наука. История как наука. Научное познание и его специфические признаки

Представим точки зрения на проблему

возникновения (места, времени. специфики) науки:

По Дж. Берналу, наука возникает со становлением и появлением человека (30-40 тыс. лет назад). Доказывает это следующее. Уже наличие каменного топора (любого орудия древних людей или их умений, например, использовать огонь), говорит о наличие науки. Ведь человек каменного века делал каменный топор не просто так, а используя адекватные – и в этом плане соотносящиеся с наукой – знания о реальности. Топор делался не из любых, а из определенных пород камня, форма топора также не была произвольна, но нацелена на наилучшее решение проблем рубки чего бы то ни было. Отсюда, изготовление каменного топора говорит о зачатках: минералологии, материаловедения, сопромата, эргономики,

Идея понятна: по делам их – узнаете их. Если люди кричат о дожде и считают, чем громче крикнут, тем сильнее будет дождь, то это не имеет отношение к науке, т.к. современная наука не считает, что крик человека увеличивает силу дождя. Но современный человек на базе современной науки, также как и древний человек будет делать каменный топор не из известняка, а из кремния.

- «чтобы найти наиболее ранние истоки науки нужно обратиться к периоду происхождения человека … отличие человека от животных в том, что он создает материальную, орудийную культуру» (стр. 44); «наличие стандартизированных орудий производства предполагает присутствие идеи орудия в уме делающего еще до того, как он решил его сделать … наличие частично обработанных камней говорит о работе над заготовками … потом отсюда вытекает опыт чертежа» (стр. 45); «животное, пользовавшееся орудием и огнем, твердо стало на путь превращения в человека, применяющего науку. Так же как орудия труда были основой физики и механики, так и огонь является основой химии … практическая химия – приготовление пищи» (стр. 46-47); «лук – первая используемая машина, изучение полета стрелы – начало статики» (стр. 56).

Бернал Д. Наука в истории общества. М.: ИЛ, 1956.

Можно чуть смягчить первую позицию и считать, в принципе, по тем же основаниям, что наука возникла во время неолитической революции (VIII-III тысячелетие), во время когда появилось земледелие, металлургия, гончарное производство …Новое здесь: все-таки металлургия серьезней каменного топора.

Эту точку зрения дадим так. В начале, укажет противоположную ей традицию. А потом представим позицию, на базе которой можно доказывать, что в неолитической революции была наука.

Не согласие с тем, что наука могла возникнуть в древности

Согласно распространенным и сегодня взглядам, их интенсивно обосновывали и развивали в конце 19-20 вв. Гегель, Тайлор, Фрэзер, Леви-Брюль, древние люди в целом действовали иррационально и были неспособны на связное логичное мышления. Мифологические времена берутся в классической прогрессивной схеме движения от менее совершенного к более совершенного. в частности, в области знаний. Известная историческая схема перехода от дикости к варварству, а потом к цивилизации из этой серии. Классика этого подхода – философия Гегеля, учившая о постепенном умственном развитии человечестве, человека (или о постепенном познании богом самого себя). Хорошими, читабельными, хотя и сложными примерами подобного подхода можно взять многие работы этнографов-эволюционистов того времени, например, Э.Б. Тайлора (1832-1917).

Самая известная книга Тайлора «Первобытная культура» (1871) . В ней Тайлор рассматривает как шаг за шагом совершается прогресс в духовной культуре, показывая как последовательно развиваются первобытные представления от начальных, примитивных форм к более глубоким, постепенно переходящим в известные нам религиозные представления. Начало умственного развития человечества, по Тайлору, связано с мифами. В их создании примитивные человеческие племена похожи на детей (аналогия между детьми и первыми, примитивными человеческими племенами имеет у Тайлора серьезный доказательный смысл). Основа «превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы. … Даже в цивилизованных странах оно проявляется в ранних понятиях ребенка о внешнем мире, и мы не можем не заметить как это происходит. Первые существа, доступные пониманию детей, бывают существа человеческие и по преимуществу они сами. Первым объяснением всего происходящего кругом является поэтому объяснение с человеческой точки зрения, как будто стулья, палки и деревянные лошади приводятся в действие такой же личной волей, которая управляет действиями нянек, детей и котят. … ум дикаря воспроизводит состояние детского ума. Дикий туземец Бразилии готов укусить камень о который споткнулся, или стрелу, которая его поранила». С развитием человечества люди оставляют в прошлом свои примитивные представления, которые после этого могут остаться в культуре в виде пережитков, «За 18 столетий до нашего времени Овидий упоминает о народном предубеждении римлян против браков в мае, которое он не без основания объясняет тем, что на этот месяц приходились погребальные обряды Лемуралий … только злую жену в мае бери за себя … Поверье, что супружества, заключенные в мае, бывают несчастливы, живет в Англии и до настоящего времени».

В ХХ в., например, К. Леви-Строс (1908-) , представитель структурализма, демонстрирует, например, что: а) мышление «дикарей» создает огромные классификационные системы, прекрасно в них ориентируется и, в отличие от герой Ж. Верна Паганеля, соотносит теорию с практикой: «почти все мужчины с большой легкостью перечисляют специфические и описательные наименования не менее чем 450 растений, 75 птиц, почти всех змей, рыб насекомых и млекопитающих и даже 20 видов муравьев … 45 сортов съедобных грибов, в плане технологии 50 различных видов стрел … даже ребенок часто может отождествить вид дерева по мельчайшему фрагменту древесины»; б) определенную деятельность дописьменных культур нужно называть не примитивной, а первичной, ее Леви-Строс называет бриколажем, суть бриколажа – использовать сподручные средства для решения любых проблем (т.е. не ждать и не делать специализированные средства для решения именно этой группы проблем), например, так поступаем мы, когда вместо сломанной ножки шкафа используем стопку книг; в) вряд ли возможно предположить, что неолитическая революция (10-3 тысячелетия до н.э.: открытия, разработка скотоводства, земледелия, металлургического производства, гончарного дела) могла происходить без интенсивных опытов и размышлений. Отсюда недалеко и до утверждения, что наука уже возникла в эти времена.

В книге В.С. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов-наДону, 1999) без акцентировки проводится мысль, что в древних цивилизациях существовала такая наука как наука управления. Мы не сталкивались больше с подобными взглядами. Решение: приведем логику, слова, аргументацию автора, поработаем с этим, а потом решим, оставлять ли эту точку зрения здесь или нет.

Из Поликарпова: «… необходимость организации крупных работ по строительству каналов … укорила формирование политической организации в Египте и Месопотамии, которая бы планировала и координировала коллективный труд … жреческая каста трактовала знание прежде всего как средство господства над людьми, осуществляя его поиск не сколько из бескорыстной любви к истине, сколько в целях усилений своей власти … В древнеегипетских верованиях зафиксирована структура психики в чем-то подобная предложенной Фрейдом … человека от злого Сета защищает Амон, судьбу вселенной решает Ра … Знание структуры человеческой психики позволяло жрецам управлять поведением людей… Закономерная связь знаний с властью существовала уже в деятельности первобытных колдунов … «использование специализированных знаний в целях управления и сопутствующая этому социальная дифференциация представляет собой явление более древнее, нежели государство и организованное насилие одного общественного класса над другим»… В процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Эти знания использовались ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способы погасить и вновь зажечь Солнце… «Поучение … Мерикару» - первое известное нам дидактическое сочинение, наполненное рефлексией, знанием людей и умением пользоваться словом, основными факторами в политике… власти фараона следует учиться как профессии… В Шумере специализированное знание трактовалось прежде всего как средство господства над людьми… В Шумере возникают … специализированное (теоретическое или практическое) знание для управления жизнедеятельностью общества, т.е. можно говорить о возникновении и функционировании науки. Возникновение науки в ранних цивилизациях в ранних цивилизациях органически связано с предсказанием социального будущего, оно вытекает из потребностей социального целого предвидеть путь своего развития, чтобы выработать эффективную программу управления деятельностью общественной системы … для сохранения и укрепления власти … Только потом формы и методы освоения социального бытия, общественной деятельности были применены к исследованию природы в иных социокультурных условиях.»

За что-то подобное может говорить и известный образ Мэмфорда: «самая огромная машина была создана не у нас, а в Египте – эта машина была вся египетская цивилизация, которая обеспечивала загробную жизнь фараонам, строя для них пирамиды».

Очень распространенная точка зрения – наука возникла в античности. Эта наука – математика. Родоначальник Фалес – ввел в математику доказательство. С Евклидом связывают формирование античной геометрии, где четко выражены основные требования любого математического знания (и современного в том числе): а) формирования исходных, начальных, самоочевидных или просто постулируемых аксиом; б) формирование правил вывода новой информации из этих аксиом; в) выведение из или на базе аксиом нового знания согласно правилам вывода или доказательствам.

В античности была и медицина (Гиппократ: эпилепсия, теория тела и его болезней, опыт, лечение) и т.д. и т.п. В античности Архимед почти создал современную физическую статику. Но все эти и подобны знания к науке, традиционно, не относят. Считается, что господство в античности созерцательности и определенного презрения, пренебрежения к материальному труду не позволили законно ввести в естественные науки опыт (и обеспечивающую его научную методологию), т.е. естественные науки как современные естественные науки в античности не возникли.

Очень распространенная точка зрения – наука появляется в период с 12 по 17 вв. в Западной Европе. Именно в 12 в. начали разрабатываться Р. Бэконом и Оккамом основы научного эксперимента, и были высказаны идеи о необходимости создания опытной науки. В 17 в. все это было мощно заявлено и сделано Ф. Бэконом в его «Новом Органоне», где он разработал (описал и представил всем в книге ) основы научного, эмпирического метода индукции, гарантирующего истинность науки.

+ В.С. Степин принципиально подчеркивает, что только с опытом наука стала наукой!!

В принципе, опытная наука может существовать вне пользы. Поэтому можно говорить о том, что становление науки здесь связывают только с опытом. Но, насколько мы понимаем, все, кто ставил и требовал опыта в науке, также говорили о том, что наука должна приносить пользу. В принципе, это можно подчеркнуть, как усиление позиции за опытное происхождение науки, опыт+польза, Но, хороший научный опыт может, вообще, не иметь в виду пользу. Тогда здесь можно выделять новую, специальную точку зрения на возникновение науки. Но у Бэкона и ко опыт всегда имел отношение к пользе?

Согласно марксистам, научный опыт не так гарантирует истину как применение научных знаний в реальной жизни людей, к примеру, в промышленном производстве. Т.е. опыт должна + польза (практика). Или опять же это можно давать как специфическую точку зрения, имеющую отношение к возникновению научного знания?

Наука возникла с 16-17 вв. в Западной Европе с появлением мысленного эксперимента. Для иллюстрации/объяснения данной позиции берут творчество Г. Галилея. Утверждается, что Галилей никогда не смог бы открыть свой закон свободного падения без мысленного эксперимента. Галилей никогда бы не вывел свой закон из анализа эмпирических данных, из анализа прямых данных опыта. В его время невозможно было с нужной точностью измерить результаты опытов. В частности, приводят пример того, как Галилей мог опровергнуть широко распространенное в его время представление о том, что тяжелое тело падает быстрее, чем легкое, т.е. 1 кг. быстрее, чем 1 гр. Галилей мысленно разделил 1 кг. на 1000 гр., мысленно связал их веревочками (т.е. оставил их в целом кг.) и мысленно бросил этот «связанный кг.» и 1 гр. Для мысли, очевидно, что «связанный 1 кг. по 1 гр.» и 1 гр. отдельно должны упасть одновременно. В целом говорится о том, что только через такие мысленные эксперименты новая наука могла появиться.

Пояснение. Эта точка зрения должна браться в контексте того, что если есть три яблока, то мы не имеем числа «три», если стол примерно один и тот же на протяжении часов, недель, месяце, то отсюда не выводится закон тождества формальной логики (а=а). Т.е. в этих случая мы должны видеть некий самостоятельный акт ума, независимого от опыта!!!

Наука возникает в сер. 19 века, когда наука становится социальным институтом, когда появляются в массовом порядке научные учреждения, институты, университеты, когда наука начинает тесно сотрудничать с производством, когда прибыль от науки становится весомой (Нобель), когда ученые начинают получать фиксированную зарплату. Складывается научное сообщество, появляется много научных журналов, выходит множество книг, появляются специализированные научные издательства, проходят конференции

Другими словами, наука становится наукой только тогда, когда она становится очевидной общественной силой. Только в этих условиях к ней относятся серьезно, и она может распространять свое истинное видение мира в обществе, и быть, в определенной степени, независимой от общества

В ХХ в. К. Поппер обратил внимание на то, что радость научного сообщества отделяющего научные положение от всех других, тем, что научные положения базируются на опыте, а, например, религиозные или философские нет (дерево горит – научное положение, поскольку оно проверяется в опыте; мир бесконечен – не научное, поскольку в опыте не проверяется) не до конца продуманно, поскольку, к примеру, религиозный деятель всегда подберет доказательства того, почему обещанный им конец света не наступил. Поэтому, по Попперу критерий научного знания не верификация (опытная подтверждаемость), а фальсификация – способнотсь выдержать критику. Соответственно, где есть последнее, там есть наука.

Наука даже в XXI веке не стала еще наукой, поскольку она не решила убедительно главного вопроса: исчерпывает ли научное видение мира истинное видение мира. Другими ловами, можно ли утверждать, что науку обязательно должны дополнять философия или религия, которые, в этом смысле, видят что-то более великое, общее и истинное, чем наука.

1. Если считать, что наука – это накопление и хотя бы минимальная систематизация знаний , то наука существовала во всех, даже самых ранних культурах (культурах Бронзового века – Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне, Египте) уже в 3-1-м тысячелетиях до н.э. Недостатком научного знания на этом этапе были сакрализация и отсутствие доказательности (т.н. «рецептурное знание»: делай так!).

2. Если считать, что главный признак науки – стремление к доказательности, аргументация как средство установления истины , то наука зародилась в Древней Греции в VI-V веках до н.э. (Этап «аристотелевской» науки) Появление требования доказательности считается косвенным результатом замены жестко иерархической организации общества на демократическую.

3. Если считать, что наука – система достоверного знания о реальности, совокупность специфических методов исследования и особая социальная организация по производству знания , то следует отнести оформление науки к рубежу XVI-XVII веков (этап «галилеевской науки). В этот период в Западной Европе происходит:

─ развитие методологии и специальных методов научного познания:

─ становление науки как практически ориентированной, что приводит к широкой поддержки науки со стороны общества;

─ начинается организационное оформление науки: возникают научные сообщества, общественные центры исследований, научная периодика.

Наука как вид знания отличается определенными признаками. Формулировка этих признаков зависит в первую очередь от того, какая из наук рассматривается в качестве образца. Долгое время в роли «образцовой» науки выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность, являющиеся главными характеристиками математического знания. В Новое время в ранг образцовой науки было возведено экспериментально-математическое естествознание , и к логико-математическим критериям научности добавились эмпирические.

Неопозитивисты поставили проблему демаркации : вопрос о четких критериях разграничения науки и ненауки, псевдонауки. Эта проблема стала одной из центральных в философии науки XX в. Её сущность в определении признаков, которыми обладает наука и достигаемое в ней знание и которыми не обладают иные виды знания.

К таким признакам науки относятся: системность, доказательность, логическая непротиворечивость, эмпи-рическая подтверждаемость, простота, воспроиз-водимость и др.

Характеризуя в целом подходы к развитию научного знания , можно выделить следующие позиции: кумулятивизм и антикумулятивизм, зкстернализм и интернализм.

Кумулятивистский подход (от лат. cumulatio – увеличение, скопление) к развитию знания абсолютизирует преемственость. Развитие науки с этой точки зрения представляется процесс постепенного накопления фактов, теорий или истин. К уже известному постепенно добавляется все новое и новое.

Для антикумулятивизма характерна идея несоизмеримости научных теорий. Являясь абстрактной противоположностью кумулятивности, принцип несоизмеримости научных теорий идеализирует наблюдаемые в истории науки моменты скачкообразного перехода к новым концепциям. Идею несоизмеримости разделяли, например; К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд.

С точки зрения К. Поппера (1902 -1994):

─ научное познание не начинается со сбора фактов, оно начинается с выдвижения догадок, предположений, гипотез, которые сопоставляются с фактами и, в конечном счете, отбрасываются;

─ на смену фальсифицированным гипотезам приходят новые; вновь выдвигаемые гипотезы и теории не вытекают из старых, они представляют собой совершенно новый взгляд, никак не связанный с предыдущим;

─ отсутствие преемственности между уже опровергнутыми теориями и новыми, еще ожидающими своего опровержения превращает историю науки в конкуренцию теорий, в постоянную борьбу за выживание.

Т. Кун (1922-1995) выдвинул понятие парадигмы. Под парадигмой г лавным образом он понимал научную теорию, кото-рая в определенный исторический период выполняет функцию образца научного исследования.

Парадигма – 1. совокупность базовых объяснительных принципов и стандартных методов анализа; 2. то, с чем все согласны, и из чего исходят, принимая просто как данное.

Так, в роли парадигмы в свое время выступали физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, физика Ньютона. К современным парадигмам принадлежит, например, теория относительности А. Эйнштейна.

Исследуя историю науки, Т. Кун выделяет два этапа развития науки : нормальный и революционный. Стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы. В этом состоянии наука находится большую часть времени своего развития. Однако накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведет к революции в науке , которая выражается в смене парадигмы. Новая парадигма определяет новый тип научных задач и новые методы решения. Смена парадигм не рассматривается Т. Куном как углубление или расширение знания, как приближение к истине. Каждая новая парадигма предлагает другой взгляд, несоизмеримый с предыдущим.

По вопросу о факторах, влияющих на развитие научного знания, уже в 30-х годах XX в. сформировалось два альтернативных подхода: экстернализм и интернализм.

Экстернализм усматривает основные движущие силы развития научного знания во внешних по отношению к научной теории факторах: исторический контекст, социально-экономические условия, тип рациональности, стиль мышления, менталитет эпохи и др.

Интернализм , не отрицая роли внешних обстоятельств, делает акцент на внутренних факторах развития научного знания: внутренней логике развития науки, определяющей последовательность возникновения проблем.

В структуре научного знани я выделяют эмпирический и теоретический уровни. Эти уровни различаются между собой по целому ряду параметров, главными из которых являются методы познания, а также характер полученного знания:

─ к основ-ным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент.

теоретический уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания.

Основные виды знания :

на эмпирическом уровне научного исследования — факт и экспериментальный закон;

на теоретическом уровне – это, прежде всего, — теория.

на эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей.

Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

Различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным . Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень иссле-дования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

40. Структура научного познания. Научные революции.

Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурностью. Прежде всего, в структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они отличаются глубиной, полнотой, всесторонностью исследования объекта; целями, методами исследования и способами выражения знаний; степенью значимости в них чувственного и рационального моментов.

^ 1. Эмпирический уровень

В наиболее обобщенном виде эмпирическое исследование — это знание о явлении, а теоретическое — о его сущности. Эмпирическое исследование — это такой уровень научного познания, содержание которого главным образом получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между частными явлениями.

^ 2. Теоретический уровень

Теоретический уровеньнаучного познания — это более высокий уровень исследования действительности. Здесь объект предстает со стороны тех его связей и отношений, которые недоступны непосредственному, чувственному изучению. На этом уровне создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.
^

Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Одна из точек зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще.

Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире.

Известный английский ученый и общественный деятель Джон Бернал в своей книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально… Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами - из ремесел и обычаев наших предков».

Многие историки называют другую дату: наука рождается примерно двадцать пять веков назад (примерно V в. до н.э.) в Восточном Средиземноморье, точнее в Древней Греции.

Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.

Наука понимается этими историками как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания и о самих принципах познавательной деятельности. Коротко говоря, наука - это особый вид знания, это - знание с его обоснованием.

Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Поэтому вполне справедливо считать, что столь специфическое духовное явление возникло в городах-полисах Греции, истинном очаге будущей европейской культуры.

Третья точка зрения относит дату рождения науки к гораздо более позднему времени, к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII– XIV вв.).

Наука, считают они, возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168-1253 гг.), английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214- 1292 гг.), английского теолога Томаса Брадвардина и др.

Эти оксфордские ученые, все - математики и естествоиспытатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важнейшую черту современного научного мышления. Математика, по выражению Роджера Бэкона, является вратами и ключом к прочим наукам.

Характерной чертой этого периода в развитии духовной культуры Западной Европы была также начинающаяся критика аристотелизма, долгие века господствовавшего в природознании.

Таким образом, эта точка зрения прямо противоположна изложенной чуть выше. Она связывает рождение естествознания Нового Времени, а тем самым и науки вообще с постепенным освобождением научного мышления от догм аристотелианских воззрений, т.е. с бунтом против философского спекулятивного мышления.

Большинство же историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв.

Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются, конечно, работы Ньютона, который, кстати говоря, родился в год смерти Г.Галилея (1643 г.).

Наука в таком понимании - новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.

Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математикой, плодотворный для обеих областей познания. Надо прибавить, что в XVII веке происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия наук.

Некоторые (правда, немногочисленные) исследователи сдвигают дату рождения современной науки на еще более позднее время и называют конец первой трети XIX в.

Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством знаменитого и авторитетного естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта. Эти идеи были реализованы наилучшим образом в лаборатории известного химика Юстуса Либиха в Гисене.

Новация состоит в том, что происходит оформление науки в особую профессию.

Рождение современной науки связано поэтому с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к своей работе студентов, а также с проведением исследований, имеющих важное прикладное значение.

Новая модель образования в качестве важнейшего последствия для остальной культуры имела появление на рынке таких товаров, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию.

Действительно, именно с середины XIX в.

Когда возникла наука?

на мировом рынке появляются удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары…

Историки показывают, что для Англии и Франции, не принявших поначалу «немецкой модели» образования, это обернулось резким культурным отставанием. Культ ученых-любителей, столь характерный для Англии, обернулся для нее потерей лидерства в науке.

Этот процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.

Теперь научно-исследовательская деятельность становится признанно важной, устойчивой социокультурной традицией, закрепленной множеством осознанных норм, - делом столь серьезным, что государство берет на себя некоторые заботы о поддержании этой профессии на должном уровне, причем это делается в порядке защиты общезначимых национальных интересов.

Иногда можно встретить и такую экстравагантную точку зрению, которая исходит из того, что «подлинная» наука - Наука с большой буквы - еще не родилась, она появится только в следующем веке. Здесь, конечно, мы уже покидаем почву былого, почву истории науки и попадаем в область социальных проектов.

Обществознание
11 класс

Проверьте себя

  1. Что такое наука? Почему ее характеризуют как двойную ценность?
  2. Каковы функции науки, в чем они проявляются?
  3. Каковы признаки науки как социального института?
  4. Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки?
  5. В чем состоит незавершенность науки?
  6. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
  7. Каковы основные положения этики ученых?
  8. В чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с обществом.

2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойнби о том, что «сознание — мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе»? Когда и как, по вашим представлениям, проходило это «обручение», в чем сегодня его сущность и значение?

3. Аргументированно, с приведением примеров, докажите взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки.

4. Ученые утверждают: наука и техника в ХХ столетии стали подлинными локомотивами истории. Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему возникла наука

5. В чем заключается влияние науки на развитие производства, культуры?

6. Привлекая свои знания по химии и биологии, объясните, как эти науки влияют на совершенствование сельскохозяйственного производства.

7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений повседневной жизни, определите, в чем состоят трудности в развитии современной российской науки и как их можно преодолеть.

8. Какие отрасли науки, на ваш взгляд, получат наибольшее развитие в первой половине XXI в.? Свое мнение аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент статьи видного российского философа В. Ж. Келле.

Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от наук и. Будем надеятьс я, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной наук и наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой.

Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезням и, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровен ь, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий
/ / Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.

Вопросы и задания к источнику

  1. Опираясь на свой жизненный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величайшее достижение человеческого интеллекта.
  2. Раскройте на конкретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его.
  3. Что такое инновационное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий?
  4. Почему поддержка фундаментальной науки является государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России?
  5. Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сделала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный?
  6. В чем заключается человеческий потенциал России? В чем проявляется его влияние на экономику, науку, производство страны?
  7. Как вы думаете, на чем основана высказанная в статье надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими проблемами?

Б) Происхождение современной науки

á…ñ Обратимся теперь к мотивам, которые могли привести к возникновению современной науки.

Часто утверждали, что современная наука возникла из воли к власти. Господство над природой, умение, польза, «знание есть сила» – все это утверждалось со времен Бэкона. Он и Декарт предвидели будущую эпоху техники. Правда, природу покоряет не грубая сила, а знание ее законов. á…ñ Подлинно такое познание, которое способно воссоздать свой предмет и тем самым доказать свою достоверность: «Я знаю только то, что могу сделать». Сознание творческой силы, присущее умению, окрыляет такое познание.

В подобном истолковании современного знания следует различать два момента: 1) сознание силы, которое находит свое выражение в технической воле, в покорении вещей, направленное на цели практического созидания; 2) воля к познанию, стремящемуся проникнуть в то, что совершается в природе. á…ñ

Считалось, что тому и другому присуща агрессивность. á…ñ Это заявление следует полностью отвергнуть, исходя хотя бы из взглядов и душевной направленности великих исследователей природы: им свойственно осознание необходимого. Приспосабливаемость к естественному ходу вещей была этосом ученого-естественника. Однако вместе с тем он хочет знать, что творит природа и что происходит в ней. И отнюдь не агрессивность, не воля к власти, а нечто совсем иное представляет собой это стремление к знанию, эта свобода знающего, который не слепо, а все видя, страдает, терпит и живет. Эта воля к власти – не стремление к господству, а внутренняя необходимость. Именно в силу этой свободы сознания ученый может полностью постигнуть действительность как подлинный шифр бытия. Не агрессивность заключена в этосе необходимого, общезначимого знания, á…ñ а воля к ясности и достоверности. á…ñ

Однако то, что совершает современная наука, может быть неправильно понято и использовано во вред людям. Поэтому воля к власти и разрушению, á…ñ всегда готовая к действию, овладевает и наукой, принуждая ее к агрессивности в словах, в действиях и в применении своих выводов, – однако всегда таким образом, что наука при этом исчезает. Самым чудовищным были опыты над людьми. á…ñ

Вполне вероятно, что возникновение современной науки немыслимо без той душевной направленности и тех импульсов, исторической основой которых является библейская религия. Три следующих мотива, заставляющие исследование стремиться к своим последним пределам, как будто коренятся в ней.

1. Этос библейской религии требует истинности любой ценой. Она довела это требование до последних пределов и развернула всю его проблематику. Требуемая Богом истинность заставляет видеть в познании не игру, не благородное занятие для досуга, а серьезное дело, профессию, являющую собой самое важное для человека.

2. Мир сотворен Богом. Греки познают космос как нечто совершенное и упорядоченное, разумное и закономерное, как вечно существующее. Все остальное для них ничто, материя, непознаваемая и не стоящая познания. Если же мир сотворен Богом, то все существующее, будучи творением Бога, является достойным познания, и нет ничего, чего не до́лжно было бы узнать и познать. Познание – как бы следование мыслям Бога. Ведь Бог, будучи творцом, присутствует, по словам Лютера, и во внутренностях вши. á…ñ áНовый импульс наукиñ направляет познание в сторону именно той действительности, которая не укладывается в рамки открытых ранее структур и законов. В самом логосе возникает стремление постоянно доводить себя до крушения, но не для того, чтобы отказаться от себя, а чтобы вновь обрести себя в новом, расширенном и более полном образе, и продолжать этот процесс, не завершая его, до бесконечности. Эта наука возникает из áразумаñ, который не замыкается в себе, но, будучи открыт áнеразумномуñ, сам проникает в него, вследствие того, что оно ему подчиняется. Постоянное, никогда не прекращающееся взаимодействие между теоретической конструкцией и экспериментальным исследованием является простым и грандиозным примером и символом этого универсального процесса, возникающего из вспышки противоречия между áразумомñ и áнеразумнымñ.

Для нового познавательного импульса мир не является только прекрасным. Это познание направлено на прекрасное и на безобразное, на доброе и дурное. á…ñ Знание того, что все мирское есть творение Божье, придает спокойствие перед разверзающимися пропастями действительности в беспокойном, бесконечно сомневающемся и именно поэтому движущемся вперед исследовании. á…ñ

3. Действительность мира полна для человека ужаса и страха. Его воля к истине с неизбежностью устанавливает: «Все это действительно так». Однако если Бог – творец мира, то Он как бы несет ответственность за свое творение. Вопрос об оправдании Бога превращается в борение за Божество при знании о действительности мира. Это – борение с Богом за Бога.

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ

á…ñ Этот Бог с его непреклонным требованием истины не хочет быть постигнутым посредством иллюзий. á…ñ Этот Бог требует знания, содержание которого как будто все время выдвигает обвинение против Него самого. Отсюда и дерзостность познания, требование познания безусловного и вместе с тем страх перед ним. á…ñ

Этому борению сопутствует борение исследователя с тем, что для него есть самое сокровенно-личное, любимое и желанное, с собственными идеалами и принципами. Все это должно быть проверено, подтверждено или преобразовано. Подобно тому, как истинная вера в Бога невозможна без ответа на вопросы, вырастающие из реальной действительности; подобно тому, как поиски Бога неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и подлинная воля исследователя является борением с собственными желаниями и ожиданиями.

Это борение находит свое глубочайшее выражение в борьбе исследователя со своими собственными установками: решающим признаком человека науки стало то, что в исследовании он ищет своих противников, и прежде всего тех, кто ставит все под вопрос с помощью конкретных и определенных идей. Здесь продуктивным становится как будто нечто саморазрушающее. И наоборот, признаком упадка науки является стремление избежать дискуссий или – в еще большей степени – полностью устранить их, стремление ограничить свое мышление кругом единомышленников, а вовне направить всеразрушающую агрессивность, оперирующую неопределенными общими местами.

История возникновение и развитие науки

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

1.2 Научное познание и его специфические признаки

1.3 Строение и динамика научного знания

1.4 Методология научного познания

1.5 Методы эмпирического и теоретического исследования

1.6 Этика науки

Список использованных источников

наука эмпирический теоретический ученый

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое, неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности, например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов и т.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы.

1. Человеческая жизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

В целом, отвергается не значение науки в функционировании системы «человек - общество - природа», а ее порой чрезмерные претензии на решение различных проблем.

Удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы - неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли.

Наука ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку, - изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

Наука в собственном смысле слова возникла в XVI - XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

Факторами возникновения науки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господства религии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI - XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.

Научная рациональность выражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII - XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон - автор афоризма «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XVIII - XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука - опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мы пользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научных контекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия, принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальным системам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечном счете связаны с практикой».

По своей сущности наука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладения жизнью» - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек - природа», «человек - машина» и «человек - человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

В истории науки обычно выделяют две стадии: возникновения и стадию самой науки. В свою очередь, стадия возникновения науки включает в себя период донауки и преднауки.

Донаучные знания о мире отражены в мифологии. Характерной особенностью донаучного, мифологического отношения к миру является отсутствие представлений о разделении реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мнимого - в нем все едино, слитно. В мифологическом сознании предмет сливается с его образом, однако этот образ мог меняться, и, в свою очередь, предмет, его отражающий, также менялся, как бы "оборачивался", претерпевая различные, в том числе и не свойственные ему, трансформации. Причиной такого восприятия мира являлась опора на чувственную наглядность, на изменчивость, нестабильность чувств, на духовно-личностное отношение к действительности.

Спустя некоторое время в рамках мифологического познания мира произошли трансформации, в результате которых сформировалось представление о действительности как о некоем "вещном", "внесубъективном" объекте, самодостаточном и обладающем внутренней организацией. Наметился важнейший для истории науки и человечества, сдвиг в восприятии мира. Появилась возможность размышлять о нём. Так совершился скачок от чувственно-слитного, антропоморфного и анимаморфного мира психической реальности к миру, в котором субъект и природный, "вещный" мир разделены, и этот, второй, не зависит от первого, а "живет" по собственным законам, познание которых основано на рациональных комплексах и аргументах и ориентировано на объективный мир.

Следующий этап развития донаучного знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в древневосточных цивилизациях - Египте, Месопотамии, Индии, Китае.

Модели научного познания носили эмпирический характер. Они не всегда давали точные результаты. Самое же главное, существенное их свойство в том, что создавались они с опорой на известные эмпирические (наблюдаемые) образы, а не на абстрактные понятия, что и позволяет определять их как преднаучные.

Знания в этот период возникали путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта, не имели дедуктивного и доказательного характера и имели целью практическое применение, то есть носили рецептурный характер.

Древневосточные знания рассматривать лишь как переходный период от донауки к науке. В дальнейшем в математике и геометрии древних греков именно этот момент достиг своего развертывания, придав им черты науки. В естествознании переход к научному изучению природы произошел лишь в XVII веке. Колыбелью подлинной науки считают античную Грецию периода наивысшего расцвета ее культуры - VI-IV вв. до н.э., а также римский период античности - III в. до н.э. - I в. н.э.

Греки многое заимствовали у египтян и вавилонян, в частности математические знания, что и позволило им совершить переход от наглядности, эмпиричности к их рациональной, теоретической обработке. Можно сказать, что они "работали" не с реальными предметами, а их моделями (математическими, геометрическими и т.д.), выделяя в них основные понятия и недоказуемые утверждения, которые они назвали аксиомами (от греч. axioma - бесспорная, не требующая доказательств истина).

Остальные знания они пытались доказать, используя также и логику, из чего выводились теоремы (от греч. theorema - рассматривать, обдумывать). Таким образом, в античной науке, в первую очередь геометрии, произошел скачок, переход от эмпиричного изучения и накопления знаний к их теоретическому исследованию. Для этого необходимо было прибегнуть не к чувственным формам доказательства знаний, а к логическим обобщениям. Необходимо было выделить исходные утверждения геометрии из всех других знаний о мире, сформулировать их в виде аксиом, а затем остальные утверждения выявить логически из аксиом или доказать как теоремы.

В отличие от Востока, где знания имели рецептурный характер, применялись для чисто практических нужд, не были систематизированы, не имели текстового оформления, строго рационально-логического обоснования, в античной культуре начала развиваться "наука доказывающая", недаром понятия "аксиома", "теорема", "лемма" - греческого происхождения.

В античности сложился иной способ построения знаний - абстрагирование от наличной практики и её систематизация, что обеспечивало предсказание ее результатов. Фундамент новой системы знаний начинает строиться по иному - не "снизу вверх", а как бы "сверху" по отношению к реальной практике и, впоследствии, с помощью ряда опосредований, проверяются созданные идеальные конструкции методом сопоставления их с предметными отношениями практики.

Чтобы понять специфику средневековой науки, необходимо знать особенности мировоззрения этой эпохи, поскольку знания о мире в то время подчинялись определенным принципам.

Заимствуя из Античности идею, согласно которой подлинное знание - это знание всеобщее, доказательное, универсальное для всех случаев жизни, средневековые схоласты указали на то, что обладать таким знанием может лишь творец, а потому изучать, познавать следует не природу и объективные законы, а "Слово Божье", переданное человеку, которое выступает универсальным орудием постижения мира. Так сложился один из ведущих принципов средневекового мировоззрения - ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение). Принцип откровения предполагает, что существует некое всеобщее, универсальное и в то же время таинственное знание, которое необходимо людям знать для их спасения, но которым сами они овладеть не могут в силу ограниченности своего ума. Тем не менее, Бог передает знания через пророков и апостолов в Священном писании (Библии), открывает эти знания.

Однако средневековые патристы (отцы церкви) признали возможность и право интерпретации Откровения со стороны церкви, которая рассматривалась как единственный и никогда не ошибающийся толкователь. Право церкви на интерпретацию содержания Откровения оформилось в Священной традиции, закрепленной в Священном предании отцов церкви. Что же исследуется в таком случае? Исследуются не вещи или явления, а тексты, понятия. Каждая же вещь или явление рассматривается лишь как символ, дубликат текстового ее значения. Процесс познания вещи начинается с исследования понятия, ее выражающего, что обусловило такие специфические черты познавательной деятельности, как символизм (одновременно переходящий в структуру мировоззрения) и ее текстовый характер.

Кроме того, поскольку познавательная деятельность в Средневековье носит теологически-текстовый характер, это потребовало применения уже сложившегося в греческой культуре метода познания - дедуктивной логики Аристотеля, в которой наличествовала субординация понятий, отражающая иерархический ряд действительных вещей.

Приведенные установки и мировоззренческие принципы Средневековья позволяют выявить и особенности познания этого периода. Как и в Античности, оно носило созерцательный характер, настраивало на мистический и теологический лад. О познании объективных законов не могло идти и речи, а без них невозможно естествознание. Следовательно, научное познание в период Средневековья приостановилось, и многое из достижений греков оставалось невостребованным.

Из наук в Средние века достаточное развитие получила логика, которая, наряду с математикой, геометрией, риторикой, астрономией, музыкой, преподавалась в церковных школах и появившихся уже в XI веке университетах. Отмечено, что средневековые схоласты привнесли новый момент в понимание задач логики - быть не только искусством доказательства истины (и отличения от лжи), но и искусством открытия истины.

Средневековая культура и наука - явление глубоко противоречивое и специфическое. С одной стороны, Средневековье многое заимствует из Античности - созерцательность, стремление постичь суть общего, а не единичного (поскольку оно производно от общего), абстрактное теоретизирование, манипулирование абстрактными моделями и доказательствами ложного и истинного с помощью приемов логики и др.

С другой - оно порывает с Античностью - средневековых схоластов не интересует природа в отличие от античных натурфилософов, но в то же время интерес к ней в скрытой специфической форме проявляется в алхимии, астрологии, магии, что привело к зачаткам экспериментального (опытного) знания, подготовив тем самым переход к культуре и науке Возрождения и Нового Времени.

Соединение этих двух составляющих (эмпирической и теоретической деятельности) происходит только в эпоху Возрождения, что и означало возникновение науки в собственном смысле этого слова.

Предпосылки возникновения опытной науки историки находят в целом ряде факторов экономического, политического и общекультурного характера, сложившихся в Европе XIV-XV вв. К ним следует отнести разложение феодальных отношений, сопровождающееся усилением обмена товаров, переход от натурального к денежному обмену, что способствовало накоплению капитала и постепенному переходу к капиталистическим отношениям. Развитие торговли потребовало расширения сфер деятельности, освоения новых стран и континентов: географические открытия расширили горизонт видения мира средневекового европейца. Оказалось, что мир не ограничивается территорией княжеств или отдельного государства, он населен разными народами, говорящими на разных языках, имеющими свои традиции и обычаи. Возникают интерес и необходимость их изучения, а также обмен идеями (торговые отношения с арабским Востоком привели к открытию для Западной Европы натурфилософии арабов).

Средневековые университеты, ставшие впоследствии центрами науки, сыграли важную роль в процессе секуляризации (от лат. sacularis - мирской, светский), освобождения культуры от авторитета церкви, разделения философии и теологии, науки и схоластики.

У истоков становления опытной (экспериментальной) науки стоят фигуры Н. Коперника (1473-1543) и Галилео Галилея (1564-1642).

Ньютон - основатель классической механики. И хотя сегодня с позиции современной науки механистическая картина мира Ньютона кажется грубой, ограниченной, именно она дала толчок для развития теоретических и прикладных наук на последующие почти 200 лет. Ньютону мы обязаны такими понятиями, как абсолютное пространство, время, масса, сила, скорость, ускорение; он открыл законы движения физических тел, заложив основу развития науки физики.

Ньютон довел до совершенства язык математики, создав интегральное и дифференциальное исчисление, он - автор идеи корпускулярно-волновой природы света. Можно было бы и еще перечислять многое из того, что дал науке и пониманию мира этот ученый.

Остановимся на главном достижении научных изысканий Ньютона - механистической картине мира. Она содержит следующие положения:

Утверждение о том, что весь мир, Вселенная есть ничто иное, как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в пространстве и времени, связанных между собой силами тяготения, передающимися от тела к телу через пустоту.

Отсюда следует, что все события жестко предопределены и подчинены законам классической механики, что дает возможность предопределять и предвычислять ход событий.

Элементарной единицей мира является атом, и все тела состоят из абсолютно твердых, неделимых, неизменных корпускул - атомов. При описании механических процессов им использовались понятия "тело" и "корпускула".

Движение атомов и тел представлялось как простое перемещение тел в пространстве и во времени. Свойства пространства и времени, в свою очередь, представлялись как неизменные и независящие от самих тел.

Можно отметить плюсы и минусы такой картины мира. К плюсам следует отнести тот факт, что она позволяла объяснить многие явления и процессы, происходящие в природе, не прибегая к мифам и религии, а из самой природы.

Что касается минусов, то их немало. К примеру, материя в механистическом истолковании Ньютона представлялась как инертная субстанция, обреченная на вечное повторение вещей; время - пустая длительность, пространство - простое "вместилище" вещества, существующее независимо ни от времени, ни от материи. Из самой картины мира был устранен познающий субъект - априорно предполагалось, что такая картина мира существует всегда, сама по себе и не зависит от средств и способов познающего субъекта.

Механистическая картина мира, методы научного объяснения природы, разработанные Ньютоном, дали мощный толчок развитию других наук, появлению новых областей знания - химии, биологии и т.д.

Огромное влияние механистическая картина мира оказала на философию - она способствовала утверждению материалистического взгляда на мир среди философов.

Однако по мере развития науки, различных ее областей (биологии, химии, геологии, самой физики) становился очевидностью факт, что механистическая картина мира не подходит для объяснения многих явлений. Так, исследуя электрическое и магнитное поля, Фарадей и Масквелл обнаружили факт, согласно которому материю можно было представить не только как вещество (в соответствии с механистическим ее толкованием), но и как электромагнитное поле. Электромагнитные процессы не могли быть сведены к механическим, и потому напрашивался вывод: не законы механики, а законы электродинамики являются основными в мироздании.

Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы целым каскадом научных открытий, которые завершили подрыв механистической концепции Ньютона. Это открытие элементарной частицы - электрона, входящей в структуру атома (Дж. Томпсон), затем - положительно заряженной частицы - ядра внутри атома (Э. Резерфорд, 1914 г.), на основе чего была предложена планетарная модель атома: вокруг положительно заряженного ядра вращаются электроны. Резерфорд также предсказал существование и еще одной элементарной частицы внутри атома - протона (что позже и было открыто). Эти открытия перевернули существующие до сих пор представления об атоме как об элементарной, неделимой частице мироздания.

Следующий ощутимый удар по классическому естествознанию нанесла теория относительности А. Эйнштейна (1916 г.), которая показала, что пространство и время не являются абсолютными, они неразрывно связаны с материей (являются ее атрибутивными свойствами), а также связаны движением между собой.

Поистине революционным было открытие М. Планком (1900 г.) квантов - дискретных частиц или порций, лежащих в основе процесса электромагнитного излучения. Теория квантов противоречила существующей волновой и электромагнитной природе света, разработанной Д. Масквеллом, которая в свое время (конец XIX в.) привела к необходимости смены механистической картины мира на электродинамическую. Возникло противоречие в представлении о материи - или она непрерывна (волновая теория), или состоит из дискретных частиц (корпускул). Это противоречие разрешилось в 1924 г., когда физик Луи де Бройль высказал гипотезу о том, что частицам материи присущи и свойства волны (непрерывность), и свойства дискретности (квантовость). Впоследствии эксперименты подтвердили эту гипотезу, и был открыт важнейший закон природы о том, что все материальные объекты обладают и корпускулярными, и волновыми свойствами.

Перемены, привнесенные наукой XIX-XX вв., повлекли за собой целую серию технических изобретений. Если в начале XIX века на железных дорогах, фабриках, заводах использовался пар, уже в 30-е годы XIX века ему на смену приходит электричество. Далее следовали электрический телеграф, телефон, автомобили, железобетонные конструкции - одним словом, наука тесно внедряется в производство, смыкается с техникой, что привело к разительным переменам в образе жизни развитых капиталистических стран.

Огромным достижением науки XIX века является прорыв к вопросам о том, как устроена жизнь человеческого общества, подчиняется ли она неким объективным законам (как природа) или в ней действует стихия, субъективизм.

Сегодня, глядя с расстояния прожитых лет, можно сказать, что рубеж XIX-XX вв. ознаменовал переход от классической науки к неклассической (или постклассической). Их отличия можно представить в следующем виде:

Не раскрывая в деталях сущность обозначенных отличительных признаков постклассической науки (в той или иной мере это было сделано по ходу раскрытия этапов развития науки), отметим, что происшедшие в ней изменения оказали огромное влияние на мир в целом и на отношение к нему человека. Это проявляется, во-первых, в том, что в современной научно-технической эпохе не существует неких единых канонов, общепринятых стандартов в восприятии мира, его объяснении и понимании - эта открытость выражается в плюрализме идей, концепций, ценностей. Другой (второй) особенностью современной ситуации являются ускоренный ритм событий, их смысловая плотность и конфликтность. В-третьих, сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, утеряна вера в разумное устройство мироздания, а с другой - прослеживается тенденция рационализации, технизации всех сторон жизни как общества, так и отдельных индивидов. Итогом этих процессов являются радикальное изменение стиля жизни, предпочтительное отношение ко всему быстротечному, меняющемуся в отличие от устойчивого, традиционного, консервативного.

наука опытная логос познание

В процессе работы над материалом были сделаны выводы о том, что понятие науки довольно обширно и имеет важное значение на протяжении своего существования. Само понятие "наука" в древности имело размытое представление и включало в себя знания, полученные из мифологии и наблюдений. Несмотря на изменения, произошедшие в Средние века, где наука стала иметь божественные предпосылки и исследования проводились под строгим надзором Церкви, было совершено несколько важных открытий. Со временем она стала включать как теоретические методы познания (логика, философия, ораторское искусство, наблюдение), так и практические (опыт, эксперимент).

Последние столетия ознаменованы обширными открытиями, научными революциями, изменениями картины мира. Здесь имеет место понятие электромагнетизма, открытие таблицы химических элементов, несовершенство и отход от классической механики, теория относительности и т.д., которые являлись переломными моментами для современных наук.

Говоря о современной науке, то, несмотря на обширное количество подразделений и накопленных за последние несколько тысяч лет знаний в различных областях познания мира, можно сделать вывод о том, что здесь не существует четкой структуры или методики в изучении окружающего мира.

Технический и прогресс и достижения в области робототехники, кибернетики и искусственного интеллекта, открытия в поисках новых источниках энергии, частиц, а также ускоренный темп жизни общества с внедрением большого количества информации, говорит о тотальном изменении стиля жизни, предпочтение всему быстротечному в отличие от устойчивого и традиционного.

Основой научной деятельности является сбор фактов, а также их постоянное обновление, систематизация и выведение посредством анализа новых научных знаний. Появление и развитие науки стало частью общего развития человеческого разума как механизма выживания. Человек изначально не обладал какими-либо внешними данными для завоевания господства в пищевой цепи, также он не имел возможности оперативно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Однако посредством разума люди смогли научиться изменять условия окружающей среды в той степени, в какой это было нужно им. И в данном процессе играла огромную роль.

Главной причиной возникновения науки стало формирование у мышления, направленного на установление субъектно-объектных отношений между и окружающей его средой. Первым шагом к познанию стало человеком того факта, что «в этом мире все не просто так». Осознание взаимосвязанности внешних и внутренних процессов стимулировало не только накопление знаний, но и их объективный анализ, что в итоге привело к возникновению сначала мировоззрения (философии и религии), а затем и науки. Исторически это было связано с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Потребность в улучшении производства, как количественно, так и качественно, привело к поиску новых решений, и решения принимались на основе систематизации и анализа накопленных знаний и опыта.

Параллельно с развитием науки возникали и эволюционировали такие процессы как формирование человеческой речи, письменности, счета. Важным шагом стало появление искусства – уникальной формы надбиологической деятельности, выраженной в творчестве, то есть в достижении благ, которые не являлись необходимыми с биологической точки зрения. Все эти достижения предопределили будущее главенство человека на планете.

Все более растущий объем накопленной информации об устройстве окружающего и внутреннего мира, появление новых методов познания, осознание физической невозможности знать абсолютно все привели в итоге к отраслевому разделению науки, а вместе с тем к появлению первых людей, основным родом занятий которых была именно наука – носителей знаний, ученых. Первоначально носителями знаний были служители религиозных культов, однако впоследствии наука отделилась от религии, что позднее привело к их скрытому противоборству, наиболее ярко выразившемуся в эпоху средневековья.

На сегодняшний день наука развивается очень стремительно, каждый год делаются все новые открытия, преобразовывающие жизнь людей.