Золотые слова краткое содержание для читательского дневника. Золотые слова. Зощенко Рассказ. Зощенко Михаил Михайлович

Золотые слова «Когда я был маленьким, я очень любил ужи­нать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я». Так на­чинается рассказ Зощенко, который ведется от ли­ца мальчика Миньки. Желание детей оказаться за столом имело несколько причин. Первая - было много разнообразной еды. Вторая - взрослые рас­сказывали много интересных фактов из жизни. Сначала ребята сидели за столом тихо, но со вре­менем осмелели и тоже стали делиться своими жизненными впечатлениями. Детские высказы­вания смешили гостей. А родители были горды тем, что в этих разговорах виден ум и развитие их детей. Но один ужин изменил этот «обычай». Начальник папы Миньки рассказывал неве­роятную историю о том, как он спас пожарного. «Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня». Де­тям не понравился такой рассказ. Леля сидела словно на иголках. Ей хотелось поведать свою историю, по ее мнению, более интересную. А так как начальник рассказывал очень медленно, то девочка не выдержала и перебила рассказчика: «Это что! Вот у нас во дворе была одна девоч­ка…» Свою историю Леля не продолжила, так как мама на нее шикнула, а папа строго посмот­рел. Начальник же покраснел от гнева и возму­тился тому, что дети сидят за одним столом со взрослыми и перебивают их. Девочка напомнила то место, где начальник остановился. И тут же заметила, что угоревший пожарник не мог сказать ему «мерси», так как он лежал скорее всего без сознания. И снова при­нялась рассказывать свою историю. Теперь она получила шлепок от мамы. Гости заулыбались. А начальник еще более покраснел. Но мальчик решил исправить положение. Он поведал о том, что угоревшие бывают разные. Но, как правило, они бормочут сами не зная чего. Так что вместо «караул», тот вполне мог сказать «мерси». Гости засмеялись. Начальник, которого уже трясло от гнева, сказал родителям: «Вы плохо воспитыва­ете детей. Они мне просто пикнуть не дают - все время перебивают глупыми замечаниями». Бабушка все это время наблюдавшая за проис­ходящим, заметила, что Леля вместо раскаяния продолжала есть за двоих. Девочка тихонько за­метила, что на сердитых воду возят. Однако на­чальник расслышал эти слова и принял их на свой счет. Он ахнул от удивления и снова обра­тился к родителям девочки: «Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти». На этот раз папа сказал, что из-за плохого поведения детей за столом им не разрешается с этого времени ужи­нать со взрослыми. А сейчас он предложил им до­пить чай и покинуть комнату. «Доев сардинки, мы с Лелей удалились под веселый смех гостей». После этого случая дети два месяца не садились за стол вместе со взрос­лыми. Однажды, когда отец был в хорошем на­строении, они уговорили его снова разрешить им садиться с ними за один стол. Он согласился, но запретил им что-либо говорить за столом: «Одно ваше слово, сказанное вслух, - и более вы за стол не сядете». И вот снова в один прекрасный день детям по­зволено сидеть за одним столом со взрослыми. Теперь они сидели очень тихо и постоянно мол­чали. Они понимали, что случайно высказанное слово лишит их возможности теперь уже навсег­да сидеть за общим столом. Однако такой запрет их не очень расстроил. Они ели за четверых и пересмеивались между собой. «Мы считаем, что взрослые даже прогада­ли, не позволив нам говорить. Наши рты, сво­бодные от разговоров, целиком заняты едой». Так за столом они съели все, что можно, и при­нялись за сладкое. Когда со сладким и чаем было покончено, они решили все попробовать по второму кругу. Тем более что мама заметила, что еда закончилась, и принесла новые порции. Мальчик взял булку и хотел ее намазать мас­лом. Но оно было сильно замершим и никак не хо­тело размазываться по булке. Масло было словно каменное. Тогда Минька придумал: положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. Но свой чай он уже выпил, поэтому решил по­греть его над соседним стаканом. Это оказался стакан папиного начальника. Он рассказывал что-то интересное, поэтому совершенно не заме­тил, что делает мальчик. «Между тем нож согрелся над чаем. Масло не­множко подтаяло. Я его хотел намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут мое масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай». Мальчик обмер от страха. Он не от­рываясь смотрел на стакан с маслом. Когда нако­нец Минька оглянулся, он увидел, что никто не заметил того, что случилось. Только Лелька заме­тила и, поглядывая на брата, стала посмеиваться. Она еще больше начала смеяться, когда началь­ник стал ложечкой помешивать свой чай. Он ме­шал его так долго, что все масло растаяло. «И те­перь чай был похож на куриный бульон». Начальник поднес стакан ко рту. Леле было очень интересно, что произойдет, когда он глотнет этой бурды. Однако, она испугалась и хотела крикнуть ему: «Не пейте!» Но вспомнила, что отец не разре­шил ей разговаривать за столом, и промолчала. Брат ее тоже ничего не сказал. Начальник нако­нец сделал большой глоток. «Но тут глаза его ста­ли круглыми от удивления. Он охнул, подпры­гнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». От испуга он не мог ничего произнести и ничего ответить ро­дителям. Все стали рассматривать его чай. Мама мальчика попробовала и сказала, что там плавает всего лишь кусочек масла, который растопился в горячем чае. Папа поинтересовался у детей, как оно могло туда попасть. Получив разрешение го­ворить, Леля выпалила: «Минька грел масло над стаканом, и оно упало». И все засмеялись. Неко­торые же стали рассматривать свои стаканы. Начальник начал говорить, что дети могли не масло, а деготь в чай добавить. Один из гостей заметил, что дети видели, как упало масло, но ничего не сказали. В этом он видел главное преступление. Все узнали, что папа не разрешил за столом разговаривать. Поэтому они никому ни­чего не сказали. Папа на это сказал, что они не гадкие, а глупые дети, потому что они беспрекос­ловно исполняют приказания. Надо и впредь при­держиваться правил, но только делать это надо с умом. И в таком случае вместо наказания они получили бы благодарность. «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки, - сказал па­па. - И эти слова вам надо золотыми буквами за­писать в своем сердце. Иначе получится абсурд». Мама и бабушка стали приводить примеры, ког­да те должны были бы исполнять приказания и в новых условиях. Например, бежать из квар­тиры, если начался пожар, хотя детям и говори­ли не выходить из дома. Папа посоветовал на­лить чаю Леле, так как из-за глупости их наказывать не следует. Гости засмеялись, а дети зааплодировали. Но мальчик тогда папиных слов не понял. По­нимание золотых слов пришло со временем. Автор обращается к детям и говорит, что те­перь придерживается этих слов во всех случаях жизни. Даже в работе он старался следовать это­му правилу: писать по тем же законам, что и ма­стера этого искусства. Но он увидел, что обста­новка изменилась. «Жизнь и публика уже не те, что были при них». Поэтому он не стал подра­жать мастерам. Возможно, именно поэтому ав­тор принес мало огорчений людям. «И был до не­которой степени счастливым. Впрочем, еще в древние времена один мудрый человек (которо­го вели на казнь) сказал: “Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти”. Это были тоже золотые слова». Золотые слова многих героев мы находим в произведении Зощенко. И все они говорят, во-первых, о том, что не надо делать поспешных вы­водов. А во-вторых, не стоит следовать беспре­кословно всем правилам и указаниям, которые произносят взрослые. Все действия изначально надо продумывать, а что непонятно, уточнить у того, кто дал подобные указания. И, возможно, тогда ошибок человек на своем жизненном пути будет совершать намного меньше.

Зощенко — замечательный писатель-сатирик, чьи рассказы я с удовольствием перечитываю. И вот сегодня в очередной раз я прочитал рассказ Золотые слова, который в кратком содержании для читательского дневника представлю и вам, чтобы вы смогли познакомиться с его героями Лелькой и Минькой. рассказа придет на помощь всем ученикам, которые будут изучать произведение Зощенко, ведь оно даст возможность понять его главную мысль.

Золотые слова краткий пересказ

М. Зощенко в своем рассказе Золотые слова, чье краткое содержание мы представляем, знакомит нас с героем рассказчиком Минькой. Тот ведает, как в детстве любил с сестрой Лелей ужинать со взрослыми. Им нравилось сидеть за взрослым столом, так как еда была разнообразной и взрослые разговоры были очень интересными. Поначалу дети сидели за столом тихо, но спустя время стали влезать в разговор старших, вставляя свои замечания. Сначала взрослых это смешило, но однажды все пошло не так.

Как-то на вечером начальник отца рассказывал историю о пожаре, во время которого тот спас угоревшего. Вот только история выглядела неправдоподобно, да и была похожая на ту, о которой было известно девочке. Лелька перебила рассказчика и разгневанный начальник стал делать замечания, что детям не место за столом взрослых, ведь они перебивают и он теперь не помнит, на чем остановился. Девочка же, чтобы загладить вину, напомнила место, правда намекнула, что в действительности не мог угоревший выразить благодарность, ведь тот был без сознания. За это последовал от матери шлепок.

Минька захотел спасти положение дел и разъяснил Леле, что угоревшие, даже в полуобморочном и бессознательном состоянии могут нести бред. В том числе сказать мерси вместо караул. Все засмеялись, один начальник был зол и стал рассказывать о невоспитанности детей. В итоге, отец запрещает детям сидеть за столом со взрослыми.

Целых два месяца дети не сидели за взрослым столом. Однако Леле удается упросить родителей разрешить им провести вечер со взрослыми. Отец детям дает добро, но при условии, что они будут немы, как рыба. Одно слово и они уйдут. Дети согласились, ведь они ничего не потеряли и с удовольствием уплетали еду. Съев все возможное, перешли к сладкому. Так они и сидели, слушая разговоры взрослых и перешептываясь между собой. Вдруг Миньке захотелось намазать булку маслом. Масло оказалось замороженным, и мальчик решает растопить масло над чашкой чая. Так как свой он уже выпил, он начинает греть масло над чашкой отцовского начальника. Сам начальник без внимания вел разговоры, рассказывая разные истории. И вдруг масло с ножа соскальзывает и падает в чай начальника. Никто не увидел случившегося, кроме Лели. Ей стало смешно, а увидев как начальник размешивает ложкой чай, девочке стало еще смешнее, ведь чай стал похож на бульон. Когда Леля увидела что папин начальник подносит стакан ко рту, ей захотелось предупредить его о масле, но девочка вспомнила наказ отца о молчании.

А между тем начальник делает глоток и начинает кашлять и плеваться. Наверное он думал, что его хотят отравить, однако хозяйка объяснила что в стакане обычное масло. Пытаясь понять, почему масло оказалось в стакане, мать обращается к детям. Леля рассказала о произошедшем, но так как им запретили разговаривать, они молчали.

Начальник обозвал детей гадкими, однако отец вежливо поправил, сказав, что они просто глупые. Он посоветовал детям в дальнейшем действовать по обстоятельствам. Ведь если бы мальчик рассказал о масле, то его бы не ругали. Мама также привела хороший пример, когда важно действовать по обстоятельствам. Например, если дети сидят дома и им запретили выходить на улицу, то в случае пожара этот запрет теряет силу. Дети просто обязаны выбежать из дома. Наказывать детей не стали, а отец вновь произнес золотые слова о том, что за глупость не наказывают.

Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестрёнка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.

Во-первых, на стол ставилась разнообразная еда. И эта сторона дела нас с Лелей в особенности прельщала.

Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из своей жизни. И это нас с Лелей забавляло.

Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Леля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. И я тоже иной раз вставлял свои замечания.

Наши замечания смешили гостей. И мама с папой сначала были даже довольны, что гости видят такой наш ум и такое наше развитие.

Но потом вот что произошло на одном ужине.

Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.

Возможно, что был такой факт, но только нам с Лелей этот рассказ не понравился.

И Леля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть.

Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно. И Леля не могла более терпеть.

Махнув рукой в его сторону, она сказала:

Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…

Леля не закончила свою мысль, потому что мама на неё шикнула. И папа на неё строго посмотрел.

Папин начальник покраснел от гнева. Ему неприятно стало, что про его рассказ Леля сказала: «Это что!»

Обратившись к нашим родителям, он сказал:

Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?

Леля, желая загладить происшествие, сказала:

Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что-нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…

Леля снова не закончила свои воспоминания, потому что получила от мамы шлепок.

Гости заулыбались. И папин начальник ещё более покраснел от гнева.

Видя, что дело плохо, я решил поправить положение. Я сказал Леле:

Ничего странного нету в том, что сказал папин начальник. Смотря какие угоревшие, Леля. Другие угоревшие пожарные хотя и лежат в обмороке, но всё-таки они говорить могут. Они бредят. И говорят, сами не зная что. Вот он и сказал - «мерси». А сам, может, хотел сказать - «караул».

Гости засмеялись. А папин начальник, затрясшись от гнева, сказал моим родителям:

Вы плохо воспитываете ваших детей. Они мне буквально пикнуть не дают - всё время перебивают глупыми замечаниями.

Бабушка, которая сидела в конце стола у самовара, сердито сказала, поглядывая на Лелю:

Глядите, вместо того чтобы раскаяться в своём поведении, эта особа снова принялась за еду. Глядите, она даже аппетита не потеряла - кушает за двоих…

На сердитых воду возят.

Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лелей, принял эти слова на свой счёт.

Он прямо ахнул от удивления, когда это услышал.

Обратившись к нашим родителям, он так сказал:

Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти.

Папа сказал:

Ввиду того что дети действительно вели себя крайне развязно и тем самым они не оправдали наших надежд, я запрещаю им с этого дня ужинать со взрослыми. Пусть они допьют свой чай и уходят в свою комнату.

Доев сардинки, мы с Лелей удалились под весёлый смех и шутки гостей.

И с тех пор два месяца не садились вместе со взрослыми.

А спустя два месяца мы с Лелей стали упрашивать нашего отца, чтобы он нам снова разрешил ужинать со взрослыми. И наш отец, который был в тот день в прекрасном настроении, сказал:

Хорошо, я вам это разрешу, но только я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом. Одно ваше слово, сказанное вслух,- и более вы за стол не сядете.

И вот, в один прекрасный день мы снова за столом, ужинаем со взрослыми.

На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер. Мы знаем, что если мы скажем хоть полслова, наш отец никогда более не разрешит нам сесть со взрослыми.

Но от этого запрещения говорить мы с Лелей пока не очень страдаем. Мы с Лелей едим за четверых и между собой пересмеиваемся. Мы считаем, что взрослые даже прогадали, не позволив нам говорить. Наши рты, свободные от разговоров, целиком заняты едой.

Мы с Лелей съели всё, что возможно, и перешли на сладкое.

Съев сладкое и выпив чай, мы с Лелей решили пройтись по второму кругу - мы решили повторить еду с самого начала, тем более что наша мать, увидав, что на столе почти что чисто, принесла новую еду.

Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее - его только вынули из-за окна.

Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать. Оно было как каменное.

И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем.

А так как свой чай я давно выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника, с которым я сидел рядом.

Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.

Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.

Я обмер от страха.

Я вытаращенными глазами смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай.

Потом я оглянулся по сторонам. Но никто из гостей не заметил происшествия.

Только одна Леля увидела, что случилось.

Она стала смеяться, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем.

Но она ещё больше засмеялась, когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай.

Он мешал его долго, так что всё масло растаяло без остатка. И теперь чай был похож на куриный бульон.

Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.

И хотя Леля была чрезвычайно заинтересована, что произойдёт дальше и что будет делать папин начальник, когда он глотнёт эту бурду, но всё-таки она немножко испугалась. И даже уже раскрыла рот, чтобы крикнуть папиному начальнику: «Не пейте!»

Но, посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала.

И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику.

Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток.

Но тут глаза его стали круглыми от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.

Наши родители спросили его:

Что с вами произошло?

Папин начальник от испуга не мог ничего произнести.

Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.

Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.

Мама, попробовав этот чай, сказала:

Не бойтесь, тут плавает обыкновенное сливочное масло, которое растопилось в горячем чае.

Папа сказал:

Да, но интересно знать, как оно попало в чай. Ну-ка, дети, поделитесь с нами вашими наблюдениями.

Получив разрешение говорить, Леля сказала:

Минька грел масло над стаканом, и оно упало.

Тут Леля, не выдержав, громко засмеялась.

Некоторые из гостей тоже засмеялись. А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы.

Папин начальник сказал:

Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили. Они могли бы дёгтю влить. Интересно, как бы я себя чувствовал, если бы это был дёготь… Ну, эти дети доведут меня до сумасшествия.

Один из гостей сказал:

Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.

Услышав эти слова, папин начальник воскликнул:

Ах, в самом деле, гадкие дети, почему вы мне ничего не сказали? Я бы тогда не стал пить этот чай…

Леля, перестав смеяться, сказала:

Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.

Я, вытерев слёзы, пробормотал:

Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали.

Папа, улыбнувшись, сказал:

Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать - исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось - у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара - вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд.

Мама сказала:

Или, например, я не велю вам выходить из квартиры. Вдруг пожар. Что же вы, дурацкие дети, так и будете торчать в квартире, пока не сгорите? Наоборот, вам надо выскочить из квартиры и поднять переполох.

Бабушка сказала:

Или, например, я всем налила по второму стакану чаю. А Леле я не налила. Значит, я поступила правильно?

Тут все, кроме Лели, засмеялись. А папа сказал:

Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается. Попросим вас, бабушка, налить Леле чаю.

Все гости засмеялись. А мы с Лелей зааплодировали.

Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.

И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.

В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.

Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам.

И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.

Впрочем, ещё в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».

Это были тоже золотые слова.

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного.

Задачи:

Обучающие: познакомить обучающихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом; объяснить влияние на людей произносимых слов.

Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке; развивать самокритичность, самооценку.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению; воспитывать личную нравственность через понимание сути слов.

Оборудование: тесты, карточки со словами, портрет писателя, проектор, презентация, чистые листочки.

Ход урока

1. Организационный момент

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

2. Проверка домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Что вам было задано на дом?

3. Пробуждение интереса к теме.

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Учитель: Что общего у этих слов?

Учащиеся: Это однокоренные слова.

Учитель: Кто сможет дать объяснения этим словам?

Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Учащиеся: Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек.

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что вы хотите стать воспитанными людьми

4. Постановка темы урока

Ребята я не случайно затронула эту тему

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного писателя.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Знаете ли вы, этого человека?

Обучающиеся: М.М.Зощенко.

Учитель: Что вы о нём знаете?

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.

Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.

Учитель: Как вы понимаете слова «Писал юмористические рассказы»?

Юмор - интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.

Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд 4

5.Первичное ознакомление с произведением

Учитель: М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.

Откройте учебники стр.159

Прочитайте название рассказа.

Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Обучающиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Обучающиеся: Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Учитель: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться.

Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?

/Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Зачитывают, слова. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./

Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.

Словарная работа

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Сардинка - небольшая морская рыбка

Обмереть от страха -оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга

Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость

Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Переполох – смятение, паника

Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива - каменных и бурых углей, сланцев, торфа.

Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию.

Чтение рассказа.

Сейчас послушайте рассказ.. Следите по учебнику и подчеркните простым карандашом слова, незнакомые вам. Учитель: слушайте внимательно, подготовьтесь отвечать на вопросы.

(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Лексическая работа

Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

8.Физкультминутка

9.Продолжение работы над произведением

Продолжение чтения произведения.

. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Учитель: Почему это произошло?

Чтение рассказа до конца.

Перед чтением поставить цель –найти, какие «золотые слова» запомнил Минька и «золотыми буквами» записал в своём сердце.

Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?

Учащиеся: Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Какова же основная мысль произведения?

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните.

Взаимопроверка.

Учитель: Кто правильно выполнил тест, у того должны были получиться слова

Я МОЛОДЕЦ

11.Домашнее задание.

Выразительное чтение по ролям, составить правила поведения за столом

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника.

И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет.

И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала:

– Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

– Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

– Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит:

– Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю:

– Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Леля говорит:

– Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

– А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к елке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.

Лёля говорит:

– Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит:

– Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

– Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

Наша мама говорит:

– Теперь пусть каждый ребенок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

– Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

– Это Минькина работа.

Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

– Это меня Лёлька научила.

Мама говорит:

– Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

– С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

– Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

– Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

– Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

– Я так и сделаю. С вами водиться – что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

– И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

– Можете тоже уходить со своим золотушным ребенком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

– Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал:

– Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошел к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

– Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Золотые слова

Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми.

И моя сестрёнка Лёля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.

Во-первых, на стол ставилась разнообразная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.

Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из своей жизни. И это нас с Лёлей забавляло.

Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца.

И я тоже иной раз вставлял свои замечания.

Наши замечания смешили гостей. И мама с папой сначала были даже довольны, что гости видят такой наш ум и такое наше развитие.

Но потом вот что произошло на одном ужине.

Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного.

Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.

Возможно, что был такой факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не понравился.

И Лёля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть.