Занимательный материал. Занимательный математический материал. Принцип доминирования интересов

Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.

В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:

§ "головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера" ;

§ "кроссворд - задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова" ;

§ "загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего" ;

§ "ребус - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками" .

Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.

Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, - прочитаете загадку. О чем она?

(Ответ: Черные, кривые, от рождения немые. Станут в ряд - сразу заговорят. Конечно это буквы)

Секретный приказ:

Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.

(Ответ: Будь врагом лени.)

Цифровые слоговицы

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.


(Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)

Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.

Загадки о природе:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной...(медведь) .

Загадки о предметах: Всех кормит,

А сама не ест (ложка) .

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...(мел) .

Загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой...(не разольешь) .

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...(медвежью услугу) .

Загадки-шутки

а) Есть ли ноги у газеты, книги?

(наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами) .

б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре) .

в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом) .

Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот - кто);

На что указывают цифры? (надо переставить буквы)

Какую букву взять первой? второй? третьей?

Какое же слово получится? .

Ребус с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога (столб-стол, дуга-радуга);

По картинке составь слово.

Прочитай. (Дуга).

Прибавь к этому слову слог "ра".

Прочитай, что получилось .

Ребус с заменой буквы в слове (стол-стул, кит-кот);

Какое слово здесь "спряталось"?

(буква "и" перечеркнута, на ее место надо поставить букву "о") .

Ребус с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы (рак - рук - рука; кран - ран - рана).

На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются .

Ребус с чтением букв, вписанных в буквы большего размера (ворона, тыква).

Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в "а"- тыква) .

Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

По мнению преподавателя университета г. Махачкала Ш.Ш. Хидирова, известно, что "если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес" .

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.

Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Составление кроссвордов - дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова - необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению - сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный . Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.

По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов .

Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.

Классификация занимательного материала по русскому языку

Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету "Русский язык", индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уро ках, повышение качества этих знаний и умений).

Занимательный материал

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

« Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу

молодой жизни,

без которой эта пора ее была бы бесполезна

для человечества.

В игре, этой специальной обработке

жизненного материала,

есть самое здоровое ядро разумной

школы детства»

С.Т. Шацкий

Цель:

    Расширение знаний о занимательных элементах, специфике

того или иного элемента.

    Привитие интереса к математике.

    Пропаганда занимательных материалов.

Девиз:

«Учение

через

увлечение»

Содержание работы

А) Ребус как способ шифровки рисунками.

в) Словесные шарады, метаграммы.

б) Кроссворды.

г) Игровые задания.

Введение.

Как подружиться с математикой? Что необходимо, чтобы формулы казались жителями волшебной страны, в которой не терпится побывать? Чтобы математическое знание не выглядело сухим, требующим слепого запоминания? Как научиться видеть красоту в удивительном здании науки, каждый кирпичик которой – образ вселенской гармонии? Ответы на все эти вопросы нашлись через добрые математические сказки, веселые игры, занимательные задачи. Математику надо поглощать весело, через игры, кроссворды, мудрые задачи. Занимательная математика становится привлекательной благодаря задачам с необычными сюжетами, занимательным экскурсиям в область истории математики, неожиданным применениям математики к практической жизни. Занимательные задачи по математике публикуются уже много веков. Однако большинство задач не теряют своей актуальности и побуждают к математическим раздумьям. Решение нестандартных старинных задач, задач-шуток вызывает заинтересованность математикой. Решив самостоятельно трудную, необычную задачу, чувствуешь, что совершил небольшое открытие. На протяжении всей жизни нам придется решать разного рода жизненные задачи и проблемы. И чаще всего они все необычные и нестандартные. А чтобы быть к этому готовым, нужно тренироваться сейчас. Ведь решение задач дисциплинирует ум, является своеобразной гимнастикой. Известно, что быстрее сообразит, угадает тот, кто чаще упражняется в решении задач, головоломок, много мастерит, занимается отгадыванием различных хитроумных загадок.

Игра – путь детей к познанию мира.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.
В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Формирование и развитие интереса к математике.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к математике. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, которые я предлагаю как занимательные упражнения, возбуждает интерес и к самой математике.
Чтобы возбудить интерес к математике, я стараюсь не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии обучения математики создавать ситуации для приятного удивления. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к математике и сделать его достаточно

стойким.
Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать, чтобы он перерастал в интерес к математике как к науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Материал должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, т.к. будет лишен для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть элементы старого, известные детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Для облегчения перехода от известного к неизвестному я использую различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символическую и представления по памяти, - исходя из уровня развития в сознании учащихся, на котором находятся соответствующие математические понятия. Особенно часто я использую детское воображение. Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта. Устойчивый интерес к математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На уроках постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Я всегда могу выявить силу возникшего интереса к математике. Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением математических проблем.

Роль занимательности на уроках математики.

Интерес к математике в младших классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, я имею в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Занимательность характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому я добиваюсь от самих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток, веселых положений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е. добиваюсь понимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора обычно проявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различных ситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных неудач в сложившейся обстановке. Легкий юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.
Атмосфера легкого юмора создается путем включения в урок задач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения задач-шуток, путем создания игровых ситуаций и веселых соревнований.

а) Дидактическая игра как средство обучения математики.

На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к

тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Т.к. ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера, сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

б) Логические упражнения на уроках математики.

Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления, начиная с младших классов, в психолого-педагогических науках общепризнана. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда я говорю о логическом мышлении, то имею в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материа-

ле, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые мной логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление младших школьников в основном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяю рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.

в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.

Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Царица Математика приглашает на свою

Удивительную Планету « ЗАНИМАТИКА »

1 .Все головы Дракона перенумерованы слева направо.

"Ты можешь сразить его, если ты будишь рубить головы этого 7-голового Дракона в определенном порядке "- шепнула Умная Лошадь Воину.

1.ни одна из голов не может быть срублена в соответствии с ее номером.

2. головы, которые ты снесешь первым и четвертым ударом, должны иметь нечетные номера.

3. после снесения головы номер 6, тебе останется отрубить головы только ее соседей."

Воин победил!

Каким ударом сразил Воин голову номер 2 ?

(a) 1-ым; (b) 2-ым; (c) 3-им; (d) 4-ым; (e) 5-ым; (f) 6-ым; (g) 7-ым;

Что ответить?

2 .Е сли бы Царица спросила бы тебя: "С какой скоростью будущий космонавт должен залезть на шкаф, если он увидел мышь?"

То что бы ты ответил:

(a) Он должен влезть на шкаф очень быстро;

(b) он должен влезть на шкаф с космической скоростью;

(c) он должен хладнокровно взобраться на табуретку;

(d) будущий космонавт не должен бояться мышей.

3.Решаем математический ребус

Сумма двух чисел - трехзначное число, которое оканчивается на 27.
Одно из чисел оканчивается на ноль, но если стереть этот ноль, то мы получим другое число.

Найдите сумму двух чисел, чему равна сумма цифр этого числа?

(a) 9; (b) 15; (c) 16; (d) 17; (e) 18; (f) 21;

Это был очень интересный ребус. сперва раставляем цифры *70+*7=*27,потом ищем цифру,которая в сумме с 7 ровняется 12 это 5. получается, что второе число 57, а первое 570. Сумма ровняется 627, 6+2+7=15. Ответ b

4.Конфеты и логика

Мой дедушка очень любит розыгрыши.

Он закрыл дверь комнаты, где моя бабушка хранит конфеты, на ключ. Ключ он положил в одну из коробочек, которые он замаркировал так: А, Б, В.

Затем он прикрепил записочки к каждой коробочке:

А) Ключ не в коробке Б

Б) Ключ не в этой коробке

В) Ключ в этой коробке

Бабушка сказала мне, что некоторые из этих утверждений правильные, а некоторые - ложные.

Но если, не заглядывая в коробочки, я протяну дедушке коробочку, в которой будет

лежать ключ, у меня будет столько конфет, сколько я захочу.

Какую коробочку надо протянуть дедушке?

(a) А; (b) Б; (c) В; (d) Невозможно определить.

5.Решаем ребусы



Под каждым многоугольником спрятались цифры: 0, 2, 4 .

Посмотри внимательно на каждый из трех примеров и определи числа, спрятавшиеся за фигурами.

Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.

Какое число спряталось за треугольником?

(a) 0; (b) 2; (c) 4;

6.Весна пришла!

С приходом весны школьники младших классов решили посадить кактусы в пустыне.
Они посадили в одну линию 19 кактусов.
Расстояние между каждыми двумя катусами постоянное и равно 1 метру.


Чему равно расстояние между первым и последним кактусом?

(a) 17 м; (b) 18 м ; (c) 19 м; (d) 20 м; (e) 21 м;

7.

Ответ а. Фигуры в ряду меняются по двум признакам: высота и ширина. Из предложенных вариантов подходит только первая, потому что только в ней это правило выполнено.

8.Шоколад и Поварята

Пять Маленьких Поварят решили разделить между собой большую прямоугольную шоколадку.

Но она упала на пол и когда они развернули ее, то увидели, что шоколадка разбилась на 7 кусков.

Николай съел самый большой кусок.

Света и Маша съели одно и тоже количество шоколада, но Света съела три куска, а Маша только один кусок.

Белла съела 1/7 часть целой шоколадки, и Катя съела все остальное.

Какой кусок шоколадки достался Кате?

(a) 1; (b) 2; (c) 3; (d) 4; (e) 5; (f) 7;

Самый большой кусок - 6 (он состоит из 8 кв.мерок)- его съел Николай. Белла съела кусок 4 (в нем 4 кв.мерки = площадь_шоколадки(28):7). Света съела куски 1,5,7, а Маша - 3 (сумма кусков 1+5+7 = 5 кв.мерок и кусок 3 = 5 кв.мерок). Кате остался кусок 2. Ответ: (b)

9.Какое число лишнее?

Художник нарисовал красивое деревце в кадке.

А так как он очень любит рисовать числа, он разместил несколько чисел на этом деревце.

Посмотри внимательно на рисунок и скажи, какое число художник, по ошибке, нарисовал дважды?

(a) 1; (b) 3; (c) 5; (d) 8; (e) 10; (f) 12;

10.Разгадываем математический ребус

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 !

Какое число стоит на месте вопроса?

a ) 1 ; b ) 2 ; c ) 3 ; d ) 4 ; e ) 5 .

Нужно разместить числа следующим образом: сверху вниз - 2, 4, 3, а слева на право - 1, 3, 5. В сумме получится 9. А под вопросом цифра 3.

11.Сколько спичек убрать?

Царица Математика очень любит из спичек делать головоломки.

Она принесла спички и сказала:

"Дружок! Тебе дана фигура из 5-ти квадратов: 4-х маленьких и одного большого. Надо убрать несколько спичек так, чтобы осталось 2 квадрата (любого размера)".

Как ты думаешь, сколько, самое маленькое, надо убрать спичек, чтобы вместо пяти квадратов стало два?

(a) 4; (b) 3 (c) 2 (d) 1 .

Jтвет: c. Нужно убрать из большого квадрата две спички, которые перпендикулярны друг к другу. Тогда остается большой квадрат, а в нем маленький.

12.Считаем ступеньки

Сережа поднимается по лестнице. Каждый раз он перепрыгивает через одну ступеньку.

Сейчас он - на третьей ступеньке.

На какой ступеньке он окажется, сделав три своих "шага"?

Если вы уже посчитали, поищите свое число в списке ответов:

(a) 9; (b) 8; (c) 6; (d) 5;

Сережа на третьей ступеньке. Один шаг 2 ступеньки, второй - 2 ступеньки, третий еще две. Легко прибавить к 3 три раза по 2. 3+2+2+2=9. Значит, на 9 ступеньке

13.Сколько лет живут Драконы?

"Сколько тебе лет?" - спросил Данди Короля Драконов.

И вот что Король ответил малышу:

"Если бы ты был бы в семь раз старше, чем ты сейчас, ты бы достиг только половины моего теперешнего возраста.

И тогда тебе пришлось бы прожить еще 112 лет, чтобы достичь моего современного возраста."

Сколько лет было Королю Драконов, когда Данди только родился?

(a) 96 лет; (b) 108 лет; (c) 112 лет; (d) 200 лет; (e) 208 лет; (f) 224 года; ответ е. Д*7=половина(112), значит Денди 112:7=16 лет,Королю 112*2=224 года, а кокда Денди родился, ему было 224-16=208 лет

14.Арифметика в лесу

На трех деревьях сидят всего 48 птичек.

После того, как 8 птиц перелетело с первого дерева на второе,

а 6 птиц со второго дерева перелетело на третье, на каждом дереве оказалось одинаковое число птиц. C колько птичек сидело на первом и втором деревьях вместе первоначально?

(a) 40 птиц; (b) 38 птиц; (c) 34 птицы; (d) 30 птиц; (e) 28 птиц; (f) 24 птицы;

Если в начале на 1 дереве сидело х птиц, на 2 - у птиц, а на 3 - z птиц, то после всех перелетов их стало: на 1 дереве - (х - 8), на 2 - (у + 8 - 6) = у + 2, на 3 - z + 6. Раз на каждом дереве стало поровну птиц, а это 48:3 = 16, то х - 8 = 16 и у + 2 = 16. Отсюда х = 16 + 8 = 24, а у = 16 - 2 = 14. Значит, на 1 и 2 дереве сидело 24 + 14 = 38 птиц. Ответ: (b)

1 5.Поможем Пингвинчику!

Пингвин строит себе домик изо льда. Осталось достроить крышу. Но он никак не может выбрать, какую взять льдинку. Помоги ему, дружок!

Какая льдинка подойдет?

(a ) A ; (b ) B ; (c ) C ; (d ) E ; (e ) K ; (f ) M ; (j ) P ; (h ) H .

16.Чемодан с наклейками

Костин папа часто ездит в командировку.

В какой город он ездит чаще всего, если, по возвращении домой, он приклеивает наклейки с названием города, на свой чемодан?

Внимательно посмотри на рисунок, найди такой город, а потом посмотри в ответы.

(a) Лондон; (b) Дели; (c) Минск; (d) Нью-Йорк; (e) Осло.

17.Какое отчество у мамы?

Васиного отца зовут Иван Николаевич,

а дедушку - Семен Петрович.

Какое отчество у Васиной мамы?

a) Ивановна; b) Николаевна; c) Петровна; d) Семеновна; e) Невозможно определить.

d)Семеновна, потому, что отец мамы - дедушка Семен Петрович

18.Посчитаем спички

Для решения головоломок из спичек учитель принес в класс 10 коробочек.

В первой коробочке

- 1 спичка,

Во второй коробочке

- 2 спички,

В третьей коробочке

- 3 спички,

В четвертой коробочке

- 4 спички,

В пятой коробочке

- 5 спичек,

В шестой коробочке

- 6 спичек,

В седьмой коробочке

- 7 спичек,

В восьмой коробочке

- 8 спичек

В девятой коробочке

- 9 спичек,

В десятой коробочке

- 10 спичек

Сколько всего спичек во всех коробочках вместе?

a ) 27 спичек; b ) 28 спичек; c ) 36 спичек; d ) 45 спичек; e ) 55 спичек; f ) 60 спичек;

1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55

19.Какое число закрыла бабочка?

Бабочка села на правильно решенный пример. Какое число она закрыла?

(a) 250; (b) 400; (c) 500; (d) 910; (e) 1800;

ОТВЕТ С. 2007-207-1300=500

20.Сколько страниц отсутствует?

Несколько страниц пропущено в открытой книге.

На левой странице девочка увидела номер страницы - 12, а на правой - 15.

Сколько страниц было пропущено?

(a) 1 стр; (b) 2 стр; (c) 3 стр; (d) 4 стр;

Нет 13 и 14 страницы, значит нет двух. Ответ b .

21. Что дороже: "улыбка" или "грусть" ?

На рисунке показаны цены разных сочетаний

улыбающихся, грустных и нейтральных мордашек.

Какая мордашка дороже: улыбающаяся или грустная и на сколько?

(a) "улыбка" дороже на 1 руб.; (b) "улыбка" дешевле на 3 руб.; (c) "улыбка" дешевле на 5 руб.; (d) "улыбка" дороже на 8 руб.; (e) "улыбка" дороже на 5 руб.; (f) "улыбка" дороже на 2 руб.;

Сравнив 3 столбик и 2 строчку, можно найти цену грустного лица 3 грустных и одно нейтральное 42 рубля, а 2 грустных и 1 нейтральное 32 рубля, значит цена нейтрального 10 рублей, затем по первой строчке найдём цену улыбающего лица, так как в первой строке 2 улыбающихся и 1 грустное, то 40 рублей минус 10 рублей за грустное и разделив на количество " улыбок" получаем, что цена улыбки 15 рублей, значит ответ е.

22. Летим на праздник!

Царица Математика прислала за тобой и за твоими друзьями космический корабль.

Цифры, которые ты видишь в окошечках космического корабля (на рисунке слева), - это номера ваших сидений.

А еще она прислала всем вам дощечки:

Тебе

Косте Вите

Николаю Сереже

Каждый из вас сосчитает, что у него написано на дощечке и узнает номер своего места на корабле.

А сейчас скажи, дружок, какой мальчик будет сидеть сразу за тобой и какой - на последнем месте?

(a) Николай (за тобой) и Витя (последний) ; (b) Костя (за тобой) и Николай (последний); (c) Витя (за тобой) и Сережа (последний) ; (d) Костя (за тобой) и Сережа (последний);

Ответ d, так как решив примеры мы выяснили, что у Кости табличка с №2, у Вити - с №3, у Николая - с №4, у Сережи - с №5. Значит за мной сидит Костя, а последний сидит Сережа.

Игровые задания

Огромный интерес вызывают игровые задания различного вида, которые можно использовать

при закреплении материала, так и при подготовке к различным математическим викторинам и

играм.

Рассмотрим несколько примеров.

а ) Пользуясь подсказками в скобках, нужно отгадать сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».

За_ _ _ _ _ (процесс заострения предмета).

Вы _ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды).

Фор _ _ _ _ _ (часть окна).

Лас _ _ _ _ _ (птица).

Кис _ _ _ _ _ (инструмент художника).

Кар _ _ _ _ _ (желтая, электронная, телефонная). (Точка)

б) По данным определениям нужно отгадать математический термин или понятие, которое является многозначным словом. Выигрывает тот, кто дает правильный ответ по меньшему числу подсказок.

    Солидная, контрольная, значащая, арабская, римская,

двоичная, десятичная … (цифра).

    Первая, горячая, мятая, рваная, крестовая, бубновая, козырная… (десятка).

    Несгораемая, кругленькая, крупная, контрольная, денежная, полученная… (сумма).

в) Увлекательным заданием является такое, когда нужно вспомнить, узнать или отгадать, какие цифры, числа, числительные, единицы измерения, а также другие математические термины и понятия встречаются в русских пословицах.

    От … гнилого яблока весь воз загнивает. (одного)

    Друг в беде - … друг. (дважды)

    голова хорошо, а … лучше.(одна, две)

    За … верст киселя хлебать. (семь)

    раз примерь, … раз отрежь. (семь, один)

    Упустишь минуту – потеряешь …. (час)

Занимательный материал, который я использую на уроках математики, я систематизировала. К каждому разделу программы я подобрала соответствующие задания, отдельно для каждого класса. Основная задача занимательного материала, который я использую, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.

О математике!

Говорят математика очень суха,

Говорят математика неодолима,

Но каждый признается в том без греха,

Что математику знать необходимо.

О сухости скажет плохой ученик,

О трудности парень ленивый.

Но кто в математику глубже проник,

Тот будет довольно счастливым.

Без арифметики алгебры нет.

Без геометрии шагу не ступишь.

Ни в море, ни в небо, ни к миру планет –

Без счета билета не купишь.

И пусть ты не думал в науку ходить.

В селе остаешься, иль будешь рабочим.

Чтоб всюду достойную лепту вносить,

Математику знать советую очень!

светлана тубасова
Занимательный математический материал

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике , к логике, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание.

Занимательный материал в обучении математике делится на 3 условные группы :

1. Развлечения :

Головоломки «Танграм» , «Пифагор» , «Колумбово яйцо» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур создаётся сюжетное изображение

- «Змейка» , «Волшебные шарики» , «Пирамидка» , «Сложи узор» , «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

Лабиринты- упражнения, сочетающие в себе зрительный и мыслительный анализ, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например : «Как мышонку выбраться из норки?» , игры на пространственное преобразование, различные загадки, задачи в стихотворной форме. задачи- шутки, ребусы, кроссворды, математические фокусы . Они интересны по содержанию, занимательны по форме , отличаются необычностью решения) закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки.

2. Математические (логические) игры и задачи, упражнения (с блоками, кубиками на включение, нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признаков отличия или сходства, на поиск недостающей фигуры.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения (с наглядным материалом , словесные) «Найди такой же формы?»

использование игрового занимательного материала и игр на занятиях по ФЭМП делает возможным выполнение математических заданий на высоком познавательном уровне.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка . Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций . (теремок, репка, колобок, красная шапочка, «Про козлёнка, который умел считать до десяти» ) Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками, ложками.

Педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным (развитие и совершенствование количественных, пространственных и временных представлений у детей) Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Разнообразные формы организации работы с этим материалом : индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка , варьировать задания, методические приемы и формы организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений .

Публикации по теме:

Занимательный кубик Игра для детей средней группы для музыкальной деятельности Цель: развитие эмоционально-образные исполнительский навыки.

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)» Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике» (1 часть) Проект направлен на формирование у детей интереса.

Дети в жизни сталкиваются с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание является основой.

Математический КВН Цель: Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения. Задачи: 1)Развивать смекалку, быстроту реакции. 2)Закреплять.

Математический центр "Семь Замков". Занимательный математический материал и оригинальное оформление математического центра положительно.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» (для детей подготовительной к школе группы)

Конспект занятия «Путешествие с Лунтиком в занимательный мир математики» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Задачи: обучающие: Познакомить с составом.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко можно использовать иллюстрации к сказкам “Терем-теремок”, “Рукавичка”, “Колобок”, “Три медведя”, “Репка”.

“Репка”

“Сегодня мы побываем в гостях у сказки “Репка”,- сообщает учитель.- Посмотрим сказку и поможем главным героям”. Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: “Вы молодцы, ребята!: Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия “раньше”, “позже”, -“перед”, “за...” (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом”.

Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, учитель планирует ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению (“поиграем, а потом начнем учиться”), не чередовалась с ним (поучимся - поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности.

Педагог формирует у своих первоклассников качества, необходимые для становления учебной деятельности:

а) положительное отношение к школе, учебному предмету;

б) постоянное развитие способностей;

в) осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Вот почему при подведении итогов учитель систематически убеждаются в том, что до начала игры они чего-то не умели, а к концу этому научились.

Закрепляя понятия “столько же”, “сколько...”, можно провести следующую игру.

“В гостях у Красной Шапочки”

Учитель просит детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек?

Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную модель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу - Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах.

В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Для сознательного, уверенного овладения операцией счета я считаю, что дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяет различные игры.

“Составим поезд”

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры педагог предлагает считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

“Звездное небо”

На плакате изображено “звездное небо”. Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их, тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: “А сколько теперь звезд?” Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.

Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число и предмет в пересчитываемой группе предметов. Учитель добивается, чтобы каждый ученик, произнося число, дотрагивался до предмета или брал его в руки.

“Почтальон”

На наборном полотне выставлено 10 домиков - это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов - почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить?

Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала, я провожу игры: “Угадай”, “Открой форточку”, “Арифметический лабиринт”, “Найди пару”, “Войди в ворота”, “Лесенка”, “Эстафета”, “Карусели”.

“Угадай”

Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например число 7. Выигрывает тот, кто; больше предложит вариантов.

“Арифметический лабиринт”

Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 (9, 8 и т.д.).

Часто организую игры так, чтобы ученики оказывались в роли учителя, т. е. контролировали правильность выполнения или сами давали задания классу.

“Молчанка”

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверять ответы товарищей.

Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10 я применяю игры в следующей последовательности.

На этапе объяснения нового материала она использует игру “Лесенка”. На наглядной основе дети осмысливают прием прибавления и вычитания 2, 3, 4. В игре “Счет цепочкой” учащиеся проговаривают прием прибавления и вычитания чисел" на примерах.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: “Кто быстрее?”, “Кто больше?”, “Не собьюсь”, “Вычислительная машина”, “Почтальон”, “Чей букет лучше?”, “Забей в ворота мяч”, “Полет в космос”, “Поезд” с использованием разнообразного счетного материала и наглядности. Особенно любят ученики игры-эстафеты.

“Полет в космос”

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит. примеры. Она и отправляется в космический полет.

“Поезд”

Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции, готовящий составы к отправлению. Он раздает детям карточки-вагончики, на которых написаны примеры. По сигналу начальника станции команды начинают составлять состав. Первыми выходят “паровозы”, затем “вагончики”. Ответ примера - номер последнего вагона.

Как только составлен первый поезд, начальник станции отправляет его в путь под музыкальное сопровождение песни “Голубой вагон”. Второй и третий поезда отправляются по мере составления состава.

Игра переходит в проведение физкультминутки.

Сюжетно-ролевые игры часто провожу. тогда, когда нужно на практике показать, как правильно применять полученные знания.

“Театр”

Представьте, что вы пришли в театр. Перед вами зал (наборное полотно, на котором каждый карманчик - это стул). Посчитайте, сколько стульев в первом ряду. (10)

Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест.

Назовите номера каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый.

Кассир продает каждому билет, на котором обозначены ряд и место.

Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас? Скажи, Игорь. (Несколько учеников называют свой ряд и место.)

Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места. Первым он предоставляет занять места девочкам.

Значение сюжетно-ролевых игр велико: они содержат в себе элементы профессиональной ориентации учащихся.

Основное содержание курса математики для I класса связано с вычислениями. Я стараюсь оживить и сделать интересной традиционно скучную работу по выработке вычислительных навыков. Для этого неинтересные упражнения представляет в несколько необычной формулировке, придумывает для них сказочную форму. Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, 9-3 у большинства детей особого интереса не вызывают. К этому заданию дети почувствовали интерес, когда учитель представил его в таком виде: Хрюша, Филя, Винни-Пух и Степашка учились считать. Им каждому он дал листок с заданием: Хрюше 3+5, Филе 7-2, Винни-Пуху 6+4, Степашке 9-3.

Вот что у них получилось:

Что скажет учитель каждому? Почему он похвалил Хрюшу и Степашку и остался недовольный работой Фили и Винни-Пуха?

Опыт показывает, что игры и игровые упражнения помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению.

Ученики-шестилетки с желанием решают задачи, где математическое содержание подается в стихотворной форме.

Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а... (три).

У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать?
Есть у меня для куклы шерсть,
Свяжу, и платьев будет... (шесть).

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.

Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка?

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти

На скольких ножках ползает теперь жучок?

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще семи.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.

На сколько лет Дима моложе Сережи?

Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?

Опыт работы убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться.

Сущность и понятие «занимательный материал», его виды

В условиях модернизации общества перед общеобразовательной школой стоит серьезная задача: улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Успешное решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического уровня преподавания, совершенствование методов и приемов обучения, но и применение различного занимательного материала, так как занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку. Занимательный материал особенно важен в начальных классах .

Обращаясь к рассмотрению термина «занимательность», необходимо прежде всего взять за основу определение ключевых понятий.

Занимательный – способный занять внимание, воображение, интересный .

Занимательный – такой, который занимает, захватывает .

Занимательный – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом .

Интересный – возбуждающий интерес, занимательный, любопытный .

Любопытный – отличающийся любопытством, интересный, возбуждающий любопытство .

Возбуждающий – приводящий в состояние возбуждения, усиливающий деятельность организма .

Занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных фактов, ситуаций, использование хорошо организованного демонстрационного материала .

Занимательность – прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся .

Занимательность – необходимый элемент, помогающий обучению, опираясь на изучение и обобщение системы учебной работы многих учителей; важное и в то же время достаточно острое средство обучения .

Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности .

Занимательный материал – эффективные средства включения младшего школьника в процесс обучения и в процесс творчества на уроках, помогающий учителю в формировании у обучающихся положительных мотивов учения .

Занимательный материал по русскому языку – это дидактический материал, способствующий занимательности обучения, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку .

Занимательный материал по русскому языку – это материал, необходимый для создания тяги к учебному предмету, для привлечения внимания детей к уроку .

Итак, мы видим, что ученые по-разному подходили не только к определению занимательного материала, но и к характеристике его видов и средств. Например, М.Р. Львов выделяет следующие виды занимательного материала по русскому языку: элементы истории языка; этимология слов и фразеологических единиц; типологические сопоставления двух или нескольких языков; элементы исследования, например, местных топонимов, имен и фамилий, записи местных говоров; занимательные, нестандартные, проблемные задачи по грамматике, орфографии, лексике, фразеологии; языковые игры, ребусы, шарады, загадки, кроссворды, анаграммы и прочее .

Классификация И.Г. Сухина предполагает, что к занимательному материалу относятся: шарады, сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды и головоломки .

Средств занимательности в настоящее время рассматривается довольно много: сказки, стихи, загадки, занимательные модели, пословицы и поговорки, волшебные цепочки, игры, грамматическое домино, кроссворды, ребусы, головоломки, рифмовки и скороговорки.

Проанализировав литературу по занимательному материалу, мы пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен, поэтому возможна классификация занимательного материала, отраженная нами на рис.1.

Исходя из специфики нашего исследования, считаем необходимым подробнее остановиться на отдельных составляющих данной классификации, которые представляют наибольший интерес для нашей работы.

Занимательный материал, на наш взгляд, – это, прежде всего, игры, игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены.

В последние десятилетия издано большое количество пособий по игровым методикам:

а) метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово (Например, с Т его прочтем, с Д мы в нем живем? Том-дом. Кто с У ползучий, а с Ё колючий? Уж-ёж);

б) шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно.

Рисунок 1 – Классификация занимательного материала [ 45, с.224].

По ним и нужно разгадать целое слова (Например, начало слова – лес, конец – стихотворение, а целое растет, хотя и не растение.Борода);

в) анаграммы – слова, получившиеся в результате перестановки букв в слове (Например, я – дерево в родной стране, найдешь меня в лесах ты всюду, но слоги переставь во мне и воду подавать я буду. Сосна-насос);

г) логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (Например, известное я блюдо, но чуть прибавишь «м», летать, жужжать я буду, надоедая всем. Уха-муха) (см. прил.1).

В классификацию занимательного материала входят произведения фольклора, с которым дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, пословицы, поговорки и другие виды устного народного творчества .

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм .

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом .

Пословицы и поговорки обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. При работе с пословицей и поговоркой обязательным является нахождение всех знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения слов-существительных .

Пословицы и поговорки можно использовать на уроках русского языка при изучении имени существительного на таких темах, как «Мягкий знак в именах существительных», «Собственные имена существительные» (Например, Ученье – свет, а неученье – тьма, Маленькая собачка до старости щенок, Какова мать, такова и дочь, Яблочко от яблоньки недалеко падает.У всякого Гришки свои делишки, Хозяин в дому – что Адам в раю, Голодному Федоту и пустые щи в охоту).

Еще одним видом занимательного материала является грамматическое домино. Суть домино в том, что к заданному вопросу требуется найти (дать) правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка с №1, а дальше вопрос-ответ (Например, для урока-закрепления можно использовать следующие вопросы по карточкам: Что такое существительное? Какие числа существительных вы знаете? Как определить род, падеж существительного?) .

Видом занимательного материала считаются рифмовки – специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы .

В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, методисты разделили их на три группы и дали каждой условное название.

Первую группу составили «рифмовки-запоминалки». Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. «Запоминалки» не подменяют правила учебника, а читаются задолго до знакомства с ними. Многократное чтение таких рифмовок позволяет гораздо лучше усвоить любое орфографическое правило (Например, Лужи, лыжи, камыши. Мыши, жимолость, чижи. Шимпанзе, шипы, машина. Шишки, ежики, пружина. В слоге ЖИ и слоге ШИ только букву И пиши!)

Вторая группа упражнений – это своеобразные «рифмовки-тренажеры», которые используются для чтения и письма орфографически-насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило. На уроках русского языка при изучении тем «Заглавная буква в именах существительных», «Мягкий знак в именах существительных» можно использовать такие рифмовки: кошка Маришка, котёнок Тишка, щенок Дружок, цыплёнок Петушок, корова Бурёнка, коза Найдёнка, поросёнок Хрюшаи бычок Гаврюша – все их клички до одной пишут с буквы прописной! Лак, лук, лось, лень. Так, тук, ток, тень. Сом, соль, мел, мель. Нос, нёс, ел, ель – назови, в каких словах написал ты мягкий знак?

Третья группа упражнений – «рифмовки-контролеры». Они служат средством контроля и самоконтроля при осваивании умений и навыков орфографически правильного письма. Эти рифмовки состоят из двух частей. Первая часть настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет над этим подумать. Такой подход способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников (Например, Всё обдумай, не спеши. А потом уже пиши: чажижи. __ йка, ё ___ ки, чи ___. Знаешь, как писать? Теперь, так ли думаешь, проверь: чайка, ёжики, чижи. Если так хотел писать, получай отметку «5»!).

Одним из эффективных в применении видов занимательного материала является кроссворд, имеющий большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти .

Слово «кроссворд» английское в переводе означает: пересечение слов, крестословица .

Кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и по вертикали получились по значениям слова .

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст .

Например, можно использовать кроссворд для закрепления слов с удвоенным согласным в именах существительных на уроках русского языка.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей)

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (аллея)

3. Место, где продают билеты. (касса)

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (пассажир)

5. Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартными заполнениями, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и другие; по оформлению: сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, косой, круговой, объемный (см. прил.2).

Слово «чайнворд» английского происхождения, означает оно «цепь слов». В чайнворде слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква одного слова является первой буквой следующего .

Чайнворды могут быть устными и письменными. При устном чайнворде играющие по очереди вслух называют слова. Времени на раздумье не более пяти секунд. Если слово начинается на «неудобные» буквы (й, ы, ь), следует придумать слово на предыдущую букву (см. прил.2) .

Одним из средств занимательности является головоломка.

Головоломка – это загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности .

Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы. В цифровыхслоговицах каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. (Например, 1-2-3 – сказание о богатырях, 4-1-5 – волк тащит по лесу в зубах, 5-6-7 – сродни волшебнику и магу, 4-6-8 – ведет, не делая ни шагу.Ответы: былина, добыча, чародей, дорога).

Большое значение в процессе обучения русскому языку имеют ребусы.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками .

Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

корень

склонение

Такие ребусы можно использовать при изучении склонений имен существительных.

На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключается первая буква, если после него, то последняя. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются (см. прил.3).

Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадий простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого .

Занимательность, выступающая в качестве стимула, и как средство обучения, и как средство популяризации русского языка, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека, с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания .

С развитием современных компьютерных технологий появились возможности использования мультимедиа как средства занимательности. Это удобно тем, что на интерактивной доске можно показать любой занимательный материал: ребусы, кроссворды, загадки, шарады, головоломки и другие. На интерактивной доске он более крупный, яркий, есть возможность написания отгадок маркером самим учеником (например, вставить пропущенные буквы в словах, определить род, падеж у выделенных существительных).Такая форма, конечно, не должна стать основной, но от нее нельзя отказываться. Также следует помнить, что для младших школьников существуют ограничения по использованию интерактивной доски (для 2-ого класса – это 10 минут).

Таким образом, в словарно-энциклопедической литературе понятие «занимательность» – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных ситуаций, фактов, использование организованного демонстративного материала.

Занимательный материал – творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Занимательный материал по русскому языку – это материал, необходимый для создания тяги к учебному предмету, для привлечения внимания детей к уроку.

Ученые выделяют несколько видов занимательного материала: кроссворды, загадки, пословицы, игры, грамматическое домино, рифмовки, головоломки, ребусы, сказки, стихи, шарады и другие.Занимательность необходима для начальной школы, и использовать её надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности младших школьников, применять занимательность при изучении сложного, трудного для понимания материала.