Война и мир прокофьев разбор. Сергей Прокофьев. Опера "Война и мир" (дирижёр - А. Мелик-Пашаев). Премьеры и исполнения

Опера в тринадцати картинах

по одноименному роману Льва Толстого

Либретто

С. С. ПРОКОФЬЕВА и А. МЕНДЕЛЬСОН-ПРОКОФЬЕВОЙ

Опера С.Прокофьева "Война и мир" создавалась во время Великой Отечественной войны. Первое исполнение (концертное) её 1-й ред. состоялось 16 октября 1944 г в Москве силами Ансамбля советской оперы ВТО. Премьера 2-й ред. оперы (1-8 картины) состоялась в МАЛЕГОТе в 1946 г. п/у С.Самосуда. Под упр. Э.Грикурова там же опера была поставлена в 1955 г. (11 картин). Далее, в этой же редакции "Война и мир ставилась в Киеве (1957). Впервые все тринадцать картин оперы были включены в постановку Московского Музыкального театрам им. К.Станиславского и В. Немировича-Данченко в 1957 г. В 1959 г. "Война и мир" пошла на сцене ГАБТа.

Опера ставилась во Флоренции (1953), Нью-Йорке (1957), Праге, Софии, Лейпциге, и других городах мира.

В 90-е годы состоялись две постановки оперы на сцене Мариинского театра п/у В.Гергиева.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

(в порядке их появления)

КНЯЗЬ АНДРЕЙ Болконский – баритон (высокий)

НАТАША Ростова – лирико-драматическое сопрано

СОНЯ – меццо-сопрано

ПЬЕР Безухов – тенор драматический

ЭЛЕН Безухова – контральто

Граф Илья Андреевич Ростов – бас (мягкий, баритональный)

АНАТОЛЬ Курагин – тенор

ДОЛОХОВ. – бас

Марья Дмитриевна АХРОСИМОВА – меццо-сопрано (властное)

ПЕРОНСКАЯ – сопрано

ХОЗЯИН бала – тенор

ЛАКЕЙ на балу – тенор

Александр – без слов

Старый лакей Болконских – баритон

Горничная Болконских – меццо-сопрано

Камердинер Болконских – бас

КНЯЖНА МАРЬЯ. – меццо-сопрано

Князь Николай Андреевич Болконский – бас (низкий, саркастический)

Ямщик Балага – бас (высокий, лихой)

Жозеф, лакей – без слов

Цыганка Матрёша – контральто

ДУНЯША, молодая горничная Ростовых – сопрано (не высокое)

Гаврила, лакей Ахросимовой – баритон или бас

МЕТИВЬЕ, французский доктор – мягкий, бархатный баритон или бас

Аббат, француз – тенор

ДЕНИСОВ – баритональный бас

ТИХОН. Щербатый – бас (без низких нот)

ФЕДОР. – тенор (без высоких нот)

Старостиха ВАСИЛИСА. – меццо-сопрано

МАТВЕЕВ. – баритон

Тришка – контральто (травести)

1-й немецкий генерал – говорит

2-й немецкий генерал – говорит

ВЕСТОВОЙ. князя Андрея – низкий тенор

Михаил Илларионович КУТУЗОВ. – бас

Адъютант КУТУЗОВа – тенор (резкий)

1-й штабной офицер – тенор

2-й штабной офицер – бас или баритон

НАПОЛЕОН. – баритон

Адъютант генерала Компана – тенор

Адъютант Мюрата – контральто (травести)

Маршал Бертье – баритональный бас

Маркиз Коленкур – без слов

Генерал Бельяр – бас (грубый, без низких нот)

Адъютант из свиты НАПОЛЕОНа – бас (высокий)

Господин де Боосе – тенор комический

Генерал Бенигсен – бас

Генерал Барклай-де-Толли – тенор

Генерал Ермолов – бас

Коновницын – тенор

Генерал Раевский – баритон

Запевала – баритон

Девочка Малаша – без слов

Капитан РАМБАЛЬ. – бас

Лейтенант БОННЭ. – тенор

ЖАКО. – бас

Жерар – тенор

МОЛОДОЙ ФАБРИЧНЫЙ. – тенор (можно баритон)

ЛАВОЧНИЦА. – низкое сопрано

Мавра Кузьминична, ключница Ростовых – контральто

Иванов – тенор (пронзительный)

Маршал ДАВУ МАРШАЛ ДАВУ. – бас (густой, мрачный,

но без низких нот)

Французский офицер – баритон

Платон Каратаев – тенор (мягкий)

1-й сумасшедший – тенор

2-й сумасшедший – бас (высокий)

3-й сумасшедший – без слов

1-я французская актриса – сопрано

2-я французская актриса – меццо-сопрано

Конвойный – без слов

Гости на балу, жители Москвы,

крестьяне-ополченцы, русское войско, партизаны, французы.

Оперные шедевры

Война и мир

Грозная мощь чередования трагически диссонирующих аккордов хора и симфонического оркестра, зловещих и призывных, возвещает об одном из величайших бедствий на земле русской. .. В исполинских аккордах слышатся и отзвуки 1812 года , и тревога ему предшествующих лет, когда повседневное сплетение людских судеб уже вилось на фоне бурливших исподволь политических событий. Так начинается выдающаяся советская патриотическая опера-хроника, повесть о событиях огромного масштаба. Эпиграф сливается в могучее целое произведение, которое иначе распалось бы на разделы «Мир» (1-7 картины) и «Война» (8-13 картины), поскольку единой интриги в опере нет.

Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой , еще в 1920-х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской , что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. „Война и мир" было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...- вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.- Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире" как оперном сюжете».

12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева , «задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир" взяло верх над колебаниями». «В эти дни,- сказал позднее Прокофьев,-особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.»

Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно развивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину «Шевардинский редут» 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: «Окончание сочинения оперы» . Однако работа композитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.

Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев , в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом , желавшим поставить «Войну и мир» в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом

С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.

Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева . Впервые «Война и мир» прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы - своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого . В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш . Для первой постановки «Войны и мира» на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: «Бал у екатерининского вельможи» (с «вальсом Наташи ») и «Изба в Филях» ,


которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и «двухвечерний» вариант оперы. Так, в 1945-1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части «Войны и мира» (1-8 картины), охватившей «мирную» часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова , в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.



Наташа Ростова - Г. А. Ковалева (вверху)

Наташа Ростова - М. Д. Касрашвили Большой театр Союза ССР

В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части «Войны и мира» , но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть «Воины и мира» в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.

Цветаева

Вскоре оп вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира «Войны и мира» . В связи с этим, главным образом в 1948-1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. Мендельсон-Прокофьевой , поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова . 5 марта 1953 года Прокофьев скончался . Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.

Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве «Войну и мир» Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа - Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей - С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление «Войны и мира» с Эпиграфом , дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина . В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа - Т. Милашкина, князь Андрей - Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов - В. Петров, Элен - И. Архипова, Ахросимова - Л. Авдеева, Кутузов - А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон - П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом опер­ном репертуаре.

Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям: народно-эпической, лирико-драматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении «Войны и мира» он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать




героев и, с другой - показать «народ, вставший на защиту родины». Первая ее половина (1 - 7 картины) посвящена Наташе Ростовой , ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным ; вторая (8-13 картины) - военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и , прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.

Наташа Ростова - Катя Попова

Сцена из спектакля Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Кутузов - Дональд Грамм (США)

Авторы либретто стремились сохранить в тексте опоры как можно больше «самого Толстого», пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного «под старину» романса-дуэта «Ручей»), во вторую - молодого К. Батюшкова (хор «Вы ль, други милые, со мною» ) и ода М.Ломоносова («Да движутся светила стройно») . Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем «похожими» оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии «вальса Наташи» из картины «Бал» . Более лиричным стал и образ князя Андрея ; охарактеризованный в первых картинах певучей темой «любви-обновления» и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи , он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8-й картины.

Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова , направляющего ход событий.

В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?


Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель-слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея , которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи , радостно восклицающей: «Ведь этакой ночи никогда не бывало...». Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея «весеннее чувство радости и обновления» , веру в счастье.

В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей , по просьбе Пьера Безухова , приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.

Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу , уже невесту его сына.

Четвертая картина - бал в доме Безуховых - почти вся проходит на фоне «Вальса обольщения» . Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи , едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.

В пятой картине наглый красавец Анатоль , уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги , чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова , появление Балаги , «вино на дорогу», поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: «Пошел!».

Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот . Ожидание Наташи , всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой . Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина . Издали слышен крик Долохова : «. . .Измена! ..». Наташа в отчаянии. Ахросимова , сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым . Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу : открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: «Я хуже всех!»- заканчивается картина.

Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера . Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен : «Где вы, там разврат...». Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать


из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова . «Наполеон стянул войска к русской границе.» - «Война?» - «Похоже, что война.».

Краткое симфоническое вступление к восьмой картине - «Перед бородинским сражением. Строят бастион» - повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожно-приподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизоды-кадры: роют землю крестьяне-ополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей , разыскивая Кутузова , встречается с Денисовым , у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы из-под Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев «Как пришел к народу наш Кутузов» ; снова приходит князь Андрей , мучительно вспоминающий об измене Наташи , встречается с Пьером , который хочет «видеть сражение»; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики «Ура!». Входит фельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский . Раздается орудийный выстрел... за ним второй... «Вот оно!» - восклицает князь Андрей .

В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми «пушечными» аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен: русские, путая фигуры на «шахматной доске» полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: «не то... что было в прежних сражениях». Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.

Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, поте­ряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: «Отступить». Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним «величавая, в солнечных

лучах». Кутузов «скорбит о ее тяжком часе», но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а «не возможет покорить русских сердец...».

В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизоды-кадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: «Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! ..» Пьер , решивший убить Наполеона , узнает о ранении князя Андрея . Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают
поджигателей; Пьера , помилованного маршалом Даву , угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым ; среди пылающих руин проезжает Наполеон , повторяя: «Это скифы!». Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных «силой бонапартовской», давая клятву отмстить за родную Москву.

Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей . Ему слышится «тихий голос», настойчиво твердящий: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти». Вспоминается война, Кутузов и Наташа - та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи ... Снова возникает твердящий одно и то же голос: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти...» Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.

«Лютая метель» скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины . Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер . Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен . Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщин-партизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов , обращается к войскам: «Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия!». Мощный хор-апофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.

Сочинению и отделке оперы «Война и мир» Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому , то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.

И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым выразительные интонационно родственные

Наташа Ростова - Л. А. Шевченко

Ленинградский театр онеры и балета имени С. М. Кирова

темы-лейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный» ); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанрово-бытовых моментов, - все это делает «Войну и мир» одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

Лирические и драматические сиены в тринадцати картинах по роману Л. Толстого «Война и мир». Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Первое исполнение - концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене - 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский - баритон (высокий); Наташа Ростова - лирико-драматическое сопрано; Соня - меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова - меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов - бас-баритон; Пьер Безухов - тенор; Анатоль Курагин - тенор; Элен Безухова - альт; Долохов - бас; Княжна Марья - меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский - бас; Балага, кучер - бас; Цыганка Матреша - альт; Дуняша, горничная Ростовых - сопрано; Денисов - баритон; Матвеев - бас; Главнокомандующий Кутузов - бас; Наполеон - баритон; Ромбалль - бас; Боне, лейтенант - тенор; Платон Каратаев - тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня - исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина вторая. Большой бал в аристократическом доме, куда приезжает и сам царь. На балу и Наташа: она впервые выезжает в свет. В присутствии царя все чрезвычайно сдержанны; с его уходом настроение танцующих сразу поднимается. Появляется Пьер Безухов, всем известный «вольнодумец», и поведением, и одеждой резко отличающийся от своих аристократических друзей. С ним приехал и его друг, Андрей Болконский. Пьер замечает, что Наташа не танцует, и советует Андрею пригласить ее. Пока красавец Андрей танцует с Наташей, Пьер думает о том, как бы он мог быть счастлив с Наташей. Его задумчивость прерывает граф Ростов, отец Наташи, который приглашает Пьера посетить их.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина четвертая. Салон жены Пьера Безухова, Элен. Элен, которой незнакомы глубокие чувства, сводит ничего не подозревающую Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Молодая девушка оказывается беззащитной против испытанных методов завоевания женских сердец. Курагин предлагает Наташе освободить ее из клетки скучного семейного круга, «похитив» ее, обещая ей любовь и счастье.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Между окопами появляется Пьер. На нем нет военной формы, он в гражданской одежде и пришел сюда, чтобы быть свидетелем «битвы народов». Однако как он ни старается это скрыть, ясно, что он здесь не для того, чтобы просто «быть свидетелем». Пьер хочет стать участником сражения, от которого зависит судьба всей России.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева - качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы - придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Народ, ликуя, приветствует Кутузова и победоносное русское оружие.

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский - басончик
  • Князь Андрей Болконский, его сын - баритон
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея - меццо-сопрано
  • Граф Илья Андреевич Ростов - бас
  • Наташа , его дочь - сопрано
  • Соня, кузина Наташи - меццо-сопрано
  • Ахросимова, родственница Ростовых - меццо-сопрано
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - бас
  • Пьер Безухов - тенор
  • Элен Безухова - контральто
  • Анатоль Курагин, брат Элен - тенор
  • Поручик Долохов, приятель Курагина - бас
  • Ямщик Балага - бас
  • Цыганка Матреша - контральто
  • Подполковник Денисов - бас
  • Платон Каратаев - тенор
  • Император Александр I - без пения
  • Перонская - меццо-сопрано
  • Хозяин бала - тенор
  • Хозяйка бала - сопрано
  • Адъютант на балу - баритон
  • Лакей на балу - тенор
  • Старый лакей Болконского - баритон
  • Горничная Болконских - меццо-сопрано
  • Камердинер Болконских - бас
  • Дуняша, горничная Ахросимовой - меццо-сопрано
  • Лакеи Гаврила - баритон
  • Тихон Щербатый - бас
  • Федор - тенор
  • Матвеев - баритон
  • Старостиха Василиса - меццо-сопрано
  • Тришка - контральто
  • Вестовой князя Андрея - тенор
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых - контральто
  • Молодой фабричный - тенор
  • Лавочница - сопрано
  • Иванов - тенор
  • Адъютант Кутузова - тенор
  • Генерал Бенигсен - баритон
  • Генерал Барклай де Толли - тенор
  • Генерал Ермолов - бас
  • Генерал Раевский - баритон
  • 1-й штабной - тенор
  • 2-й штабной - бас
  • Император Франции Наполеон - баритон
  • Метивье, французский доктор - бас
  • Французский аббат - тенор
  • Маршал Бертье - бас
  • Маршал Коленкур - без пения
  • Генерал Бельяр - бас
  • Министр двора де Боссе - тенор
  • Адъютант Наполеона - бас
  • Адъютант маршала Мюрата - контральто
  • Адъютант генерала Кампана - тенор
  • Адъютант принца Евгения - тенор
  • Голос за кулисами - тенор
  • Маршал Даву - бас
  • Капитан Рембаль - бас
  • Лейтенант Бонне - тенор
  • Жерар - тенор
  • Жако - бас
  • Французский офицер - баритон
  • 1-я французская актриса - сопрано
  • 2-я французская актриса - меццо-сопрано
  • Конвойный - без пения
  • 1-й немецкий генерал - без пения
  • 2-й немецкий генерал - без пения
  • 1-й сумасшедший - тенор
  • 2-й сумасшедший - бас
  • 3-й сумасшедший - без пения
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Краткое содержание

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова. Опечаленный безвременной смертью жены, он полон безрадостных мыслей о будущем. Появление Наташи Ростовой прерывает его печальное раздумье. Наташа, взволнованная красотой весенней ночи, восторженно обращается к своей кузине Соне.

Картина вторая

Великосветский бал. Съезжаются приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы, веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса её приглашает Болконский, Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, но старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая её недостойной своего сына.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших её чувствах.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Её душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Другие записи

ИСПОЛНИТЕЛИ: Наташа - Екатерина Морозова, Андрей - Родерик Вильямс, Пьер - Джастин Лавендер, Кутузов - А.Юинг, Наполеон - Алан Опи, Элен - Елена Ионова, Анатоль - Олег Балашов, Ахросимова - Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр - Ричард Хикокс, 1999 год.

Издания

  • Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
  • Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Литература

  • Мнацаканова Е. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир». - М., 1959.

Ссылки

  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»

Категории:

  • Оперы по алфавиту
  • Произведения Сергея Прокофьева
  • Оперы Сергея Прокофьева
  • Война и мир
  • Оперы на русском языке
  • Оперы по литературным произведениям
  • Оперы 1944 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

Краткое содержание оперы Прокофьева «Война и мир » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Андрей Болконский баритон князь, возлюбленный Наташи
Наташа Ростова сопрано дочь графа Ильи Ростова, невеста князя
Анатоль Курагин тенор молодой человек, обманувший Ростову
Пьер Безухов тенор приятель князя и Анатоля Курагина
Элен Безухова контральто сестра Курагина
Софья меццо-сопрано кузина Наташи
Кутузов бас генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
Наполеон баритон французский император, полководец

Краткое содержание «Войны и мира»


В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой. С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.


Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым. Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

Фото :

Интересные факты

  • Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.
  • Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.
  • У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.
  • Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».
  • Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.


  • Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.
  • Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.
  • Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.
  • Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.
  • После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского . В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.
  • Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.
  • Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.
  • Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.
  • Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.
  • В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.
  • Одна из самых выдающихся записей была сделана Ростроповичем, среди солистов были Г. Вишневская, Гедда и Гюзелев.

Популярные арии и номера из оперы «Война и мир»

Ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов" (слушать)

Ариозо Наташи "А может быть он приедет нынче" (слушать)

Вальс (слушать)

Мазурка (слушать)

Заключительный хор (слушать)

Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.



Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

История создания «Войны и мира»

Весной 1941 года у композитора С. Прокофьева возник план написания оперы «Война и мир». Он обратился за помощью к М.А. Мендельсон-Прокофьевой (своей супруге), которая разработала либретто. Уже в первый месяц была написана внушительная часть спектакля. В дальнейшем, композитор расширял ее, добавлял некоторые эпизоды и редактировал. Первый вариант оперы был закончен в 1943 году, после множества правок и доработок.

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру. Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.


Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.


Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

Сергей Прокофьев «Война и мир»