Сказка два мороза читать краткое содержание. Русская народная сказка "Два Мороза" (в пересказе М. М. Ларионовича). Беседа после прочтения

Поучительный сказочный рассказ, который особенно интересно читать деткам в зимние праздники. Поспорили два брата Мороза, кто заморозит людей: Синий нос принялся за мужика работящего, а Красный нос – за барина в шубах теплых. У кого получилось воплотить свою задумку, читайте в сказке.

Сказка Два мороза скачать:

Сказка Два мороза читать

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один Мороз другому:

Братец Мороз - Багровый нос! Как бы нам позабавиться - людей поморозить?

Отвечает ему другой:

Братец Мороз - Синий нос! Коль людей морозить - не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано - сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут - кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает - дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком - мужичок.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз - Синий нос, как был моложе, говорит:

Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз - Багровый нос только подсмеивается.

Молод, говорит, ты еще братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, - говорит младший, - а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

Эх, - говорит, - братец Мороз - Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться - не отогреется.

А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить! Он-то ежится, он-то жмется да кутается, думает: - дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него - чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

Эх, братец Мороз - Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал - заморожу мужика, а вышло - он же отломал мне бока.

Как так?

Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой, начал было я его пронимать: только он все не робеет - еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его ещё пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать.

Вижу: плохо - не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Ему бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу - скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него - забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать - все слова перебрал, что нет их хуже.

«Ругайся! - думаю я себе, - ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз - выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.

Формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;

Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;

Воспитывать позитивное отношение к труду.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.

Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её Упустишь минутку – потеряешь час”.

Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Речевая разминка (чтение скороговорки)

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…

3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)

О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)

2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.

Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?

Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

А какой Новый год без сказки?

И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.

(Дети читают название сказки, которое записано на доске)

Русская народная сказка “Два Мороза”.

4. Чтение текста учителем.

Понравилась ли сказка?

Какой момент сказки самый интересный?

Почему это сказка, а не рассказ?

5. Словарная работа.

В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.

КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

КУПЕЦ богатый человек, владелец лавки или магазина.

КРЕСТЬЯНИН- живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.

ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.

ЁЖИТЬСЯ - сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА

СВИСТ-НУ-ЛИ

КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК

БУ-БЕН-ЧИК

ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ

ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ

6. Физминутка.

Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!

7. Работа с произведением.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

8. Беседа после прочтения

Куда ехал купец? (Купец едет в город)

А крестьянин? (В лес по дрова)

Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)

Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)

Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)

Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?

Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

Кто и почему выиграл спор? (Мороз - Синий нос)

9. Характеристика героев

Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.

МОРОЗ СИНИЙ НОС - каков он?

(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)

МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС– (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)

КАКОВ КУПЕЦбогатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…

КРЕСТЬЯНИН трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.

Так какая же основная мысль сказки?

(Топор лучше шубы греет)

10. Чтение сказки учащимися по “ролям”

(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)

(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)

Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

11. Итог урока.

Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).

12. Домашнее задание

Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.

Молодцы. Спасибо за урок.

Литература

1. Кутявина С.В.

Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.

2. Ресурсы Интернета.

3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985-1988.

Урок чтения во 2-б классе.

Тема: «Два Мороза» - русская народная сказка» (2 –ой урок).

Цели: 1) продолжить работу над особенностями русских народных сказок на примере

Сказки «Два Мороза»;

2) учиться выделять главные черты героев, ориентироваться в тексте; отрабатывать

Навыки беглого, выразительного чтения, чтения по ролям;

3) воспитывать любовь к предмету, к народному творчеству, сказкам.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент.

Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Два Мороза»: найдём в тексте доказательства того, что эта сказка народная, волшебная; почитаем по ролям, дадим характеристику каждому герою.

Артикуляционная зарядка:

Мя- ме-мю-ми-ме

Ля-ле-лю-ли-ле

Мы -мо-ло-дцы

Ня-не-ню-ни-не

Ща-що-щу-щи-ще

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Бег-бегать-бегство-беготня

Труд-трудовой-трудиться-труженник

Дела- делать-деловой- поделка

Проверка домашнего задания.

Дома вы готовили рисунки к главам сказки и пересказ. Ваши рисунки я заранее просмотрела и поместила их на доске по порядку, так вам легче будет пересказывать сказку.

^ Учащиеся по одному выходят к доске и пересказывают сказку по частям, используя рисунки.

Работа над текстом:

1.Ответы на вопросы.

Сейчас мы с вами вспомнили сказку, и я хочу задать вам несколько вопросов:

Куда едет купец? А крестьянин?

Как одет купец? Как одет крестьянин?

Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось?

Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему?

Что решил делать Мороз?

Почему его план опять не удался?

Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

2. Выборочное чтение.

Знал ли старший Мороз, что младшему трудно будет справиться с дровосеком? Что он сказал ему до и после рассказа?

В учебнике помещены две иллюстрации к этой сказке. Они запечатлели разные эпизоды и разных героев. Рассмотрите их внимательно и скажите: так ли вы себе представляли Морозов? Теперь найдите в тексте отрывки, которые подходят к нашим иллюстрациям.

3. Сравнение разных обработок сказок.

Я нашла в сборнике сказок сказку «Два Мороза», но записанную другим человеком. Хочу вам её прочитать, вы слушайте внимательно, есть ли различия?

(чтение сказки «Два Мороза» в обработке М.Л.Михайлова.)

Какие различия вы заметили?

О чём говорят такие различия в одинаковых сказках?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

И в лесочек забежим.

Там попрыгаем, как зайки

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

Дровосек.

Соединённые пальцы рук подняты вверх над головой. Глубоким взмахом нужно «разрубить пень» воображаемым топором.

5. Доказательство принадлежности данной сказки к народному творчеству.

Вы сейчас практически доказали, что данная сказка является народной. А какие ещё доказательства этому можете привести?

Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

А что такое мороз?

А как в сказке представлены морозы?

А где они обитают?

Вспомните, кто живёт в таких местах в русских народных сказках: добрые или злые силы?

Как в сказке показано, что Морозы волшебники?

А какие слова употреблены в сказке, чтобы вы почувствовали, что Морозы холодные?

А в другом варианте?

6. Характеристика героев.

Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя.

Мороз – Синий нос, каков он?

Что можете сказать о его младшем брате?

Как опишите купца?

Каков крестьянин?

Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

7. Чтение по ролям.

А теперь почитаем. Найдите эпизод, как Морозы встретились вечером и рассказывают друг другу свои истории. Сколько здесь ролей?

Кто имеет роль?

Давайте, почитаем по ролям.

Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.

На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.

У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.

Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.

Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.

Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.

Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.

^ Дети отыскивают отрывки и зачитывают их вслух.

В этой сказке Морозов зовут по-другому. Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый нос, причём Синий нос – младший.

Встречают они барина и мужичка.

Здесь больше описывается появление Морозов, как они гуляют, но не по густому лесу, а по чистому бору.

Заканчивается сказка не пословицей, а словами младшего Мороза – «Закаялся я мужиков морозить».

Что эту сказку много раз пересказывали, додумывали, изменяли, значит, она вымысел многих людей, т.е. народная.

Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.

В этой сказке употреблено много устаревших слов.

В сказке есть пословицы.

Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.

Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

Как деды Морозы, они ведь тоже волшебники.

В чистом поле, в густом лесу, чистом бору.

Поле чистое, покрыто белым снегом –цвета светлые, значит, силы добрые.

Волшебные силы принадлежат в основном к нижнему и верхнему миру. Морозы принадлежат к верхнему, т.к. они могут летать, подпрыгивать по ёлкам.

- «…подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.»

- «Свистнули, щёлкнули …»

Старый ельник трещит, молодые сосенки поскрипывают.

Идут по рыхлому снегу – кора ледяная, дунут на травинку – инеем покроют.

Старый, мудрый, много пожил, много повидал, имеет большой жизненный опыт.

- «Молод и глуп», «хотел как легче», не умеет предвидеть, мало опыта. Учится на своих ошибках.

Богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего: ни побегать, ни похлопать руками.

Трудолюбивый, любит животных – бережёт их, догадливый, не унывающий.

Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

Три – Мороз – Синий нос, Мороз – Красный нос и автор.

^ Учащиеся читают по ролям указанный эпизод.

Итог урока.

Мы закончили работу над сказкой. Но всё ли мы выяснили, не оставили ли чего –то без объяснения? Выяснить это нам поможет наша памятка по работе над произведениями. Откройте её, найдите план работы над сказкой. Теперь будем читать пункты,и отвечать на вопросы.

Вы сегодня хорошо работали. Спасибо вам за урок.

(выставление отметок)

^ Дети читают и дают краткие ответы на все вопросы.

Домашнее задание.

Подготовить эпизод как Мороз – Красный нос пытался справится с крестьянином к инсценированию.

Мя – ме – мю -ми

Ля –ле –лю – ли -ле

Мы –мо –ло -дцы

Ня –не – ню – ни -не

Ща –що –щу – щи -ще

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Бег – бегать – бегство -беготня

Труд - трудовой-трудиться - труженник

Дела - делать – деловой - поделка

^ Мороз – Синий нос.

Мороз – Красный нос.

«…подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.»

«Свистнули, щёлкнули …»

^ Старый ельник трещит, молодые сосенки поскрипывают.

Идут по рыхлому снегу – кора ледяная, дунут на травинку – инеем покроют

много пожил

много повидал

имеет большой жизненный опыт.

«Молод и глуп»

«хотел как легче» не умеет предвидеть

мало опыта.

Учится на своих ошибках.

Крестьянин

Ленивый

даже ради себя не может сделать ничего

трудолюбивый

любит животных – бережёт их

догадливый

не унывающий

наказан за свою лень и важность

всё кончилось хорошо

справился с купцом, его забава удалась.

проучен за свою торопливость, неопытность

Сказка Два мороза – о выносливости и силе духа русского народа. Она поможет юным читателям правильно воспринимать окружающий мир и понимать природу многих вещей. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Два мороза читать

Кто автор сказки Два мороза

Сказка Два мороза – народная русская сказка, поэтому определить ее автора невозможно.

Главные персонажи сказки – два брата – Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить – выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Два мороза

Два мороза – сказка с незатейливым простым сюжетом. Но в ней прославляется сила духа и стойкость простого народа, не привыкшего перед трудностями пасовать. Младший брат поверил старшему, что «топор лучше шубы греет», когда столкнулся с мужичком, которого одолеть так и не смог. Чему учит сказка Два мороза? Сказка учит преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями.

Русские народные сказки

Интересная сказка про двух Морозов , братьев, отличавшихся между собой только цветом носа. И вот решили они как то поспорить, кто из них сильнее морозить умеет. Выбрали себе по цели и давай холода нагонять. Первый Мороз выбрал себе барина, а второй Мороз - мужика. В итоге мужик так отделал второго брата, что у того вся охота пропала мужиков морозить.

Г уляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.
Говорит один Мороз другому:


Братец Мороз - Багровый нос! как бы нам позабавиться - людей поморозить?
Отвечает ему другой:

Братец Мороз - Синий нос! коль людей морозить - не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.
Сказано - сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут - кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает - дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком - мужичок.
Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.
Мороз - Синий нос, как был моложе, говорит:

Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.
Мороз - Багровый нос только подсмеивается.


Молод еще ты, - говорит, - братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

Прощай, братец!
Свистнули, щелкнули, побежали.
Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

Что?

То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, - говорит младший, - а толку, глядишь, не вышло никакого.

Где его было пронять!
Старший посмеивается себе.


Эх, - говорит, - братец Мороз - Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться - не отогреется.

А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить!.. Он-то ежится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него - чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?


Эх, братец Мороз - Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал - заморожу мужика, а вышло - он же отломал мне бока.

Как так?

Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он все не робеет - еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо - не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А мужик все работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу - скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него - забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать - все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся! - думаю я себе, - ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз - выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.