Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума. Русская дуэль – история отечественного предрассудка В этом мире неверном не будь дураком

«Дуэль предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок»
/Ю.Лотман/

Очевидно, что ритуал и понятие дуэли неразрывно соединен с «предрассудком чести», т.е. достаточно жестким эталоном всякого поведения - и личного, и общественного. Честь является в этом случае - абсолютным регулятором, определяющим жизнь свободного человека, «как человек с предрассудками - я оскорблен» - писал А.С.Пушкин .

Дуэль, как ритуальный поединок для восстановления чести, всегда играла роль социально-знакового императива и не могла быть как отделима от понятия/предрассудка «честь», так и истолкована вне этой этики дворянства в России. В противном случае, все дуэльные эпизоды превращались бы в простое «ритуализированное убийство» (Лотман).

Общеизвестно, что дворянство представляло собой своеобразную «военную касту» - это были люди с оружием, верноподданные своего государя, в первейшие задачи которых входило вооруженное вмешательство в течение жизни, т.е. война, мятежи и проч. К тому же, дворянство являлось «господствующей корпорацией» и было значительной частью всей культурной элиты страны. Как военный человек, дворян был подчинен приказу, как представитель «истеблишмента», дворянин - это человек комильфо и здесь его отношения с обществом регулировались стыдом.

В России институт дуэли своим существованием «узаконивал» еще некоторые важнейшие прерогативы дворянства - это независимость, свобода и равенство. Дворянин мог самостоятельно решать свою судьбу, даже ценой своей жизни, и государство ему здесь было не указ. Имперская власть, разумеется, стремилась полностью контролировать все стороны жизни своих подданных, и жизнь дворянина, как слуги государя, должна была всецело находиться лишь в руках последнего. Отсюда, сопровождавшие дуэльную традицию в России, бесконечные указы запрета и законы наказания дуэлянтов, грозившие всем преступившим потерей карьеры и даже жизни. Причины такого негативного отношения самодержцев в дуэльной традиции раскрывает Монтескье, говоря, что понятие чести не может ложиться в принцип деспотических (читай, самодержавных, тоталитарных и проч.) государств, поскольку там все люди равны и «не могут превозноситься друг над другом; там все люди рабы..» Далее выдающий философ Просвещения пишет, что любой деспот не будет терпеть дуэль в своем государстве, поскольку «она полагает свою славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что ОН может лишать жизни». Таким образом, дуэль - это еще и демонстрация свободы и вольнодумства дворян.

Право на дуэль становится также мерилом ценности дворянина в общественной жизни. Дворянин не может иметь самоуважения, если он общественно индифферентен и лишь «прозябает» в своем эгоистическом существовании. Декабристы продемонстрировали свою самоотверженную готовность идти на сознательные жертвы во имя настоящих интересов отечества, связав воедино ценность своей личности и ответственность за будущую судьбу Родины. Здесь человек на дуэли защищал не столько личное самолюбие, сколько статус всей идеи независимости и достоинство дворянина, как личности, занимающей особое положение. Смысл своей деятельности эти дворяне видели в устранении рабства во всем обществе и формирование в нем свободных людей, исполненных гражданских и прочих добродетелей.

Широко был распространен в России и такой вид дуэли, как возмездие. В этом варианте поединок свершался на более жестких условиях и имел своей целью не просто восстановление поруганной чести, а уже практическое устранение противника, его гибель. Например, известный эпизод четверной дуэли - поединок Грибоедова и Якубовича в основе своей не имел взаимных оскорблений чести. Александр Сергеевич Грибоедов желал остановить бретерские похождения горца, чреватые необоснованными убийствами.

И, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин жаждал смерти Дантеса, поскольку не смог бы дальше следовать своему предназначению, считаясь обесчещенным. Известно, как яростно Поэт добивался этого поединка , известно, что уже будучи раненным и видя живым своего противника, он сказал: «когда поправимся, начнем сначала». Иного пути для дворянина Пушкина не было.

Конечно, не все дворяне в России являли собой образец дворянской чести, для многих дуэльная традиция понималась лишь как средство утверждения самолюбивых амбиций и проч. История русской дуэли знает также эпизоды, когда этот ритуал осуществлялся в прямом нарушении как понятий чести, так и самого Дуэльного кодекса, хотя юрисдикция идеальной дуэли распространялась лишь на область личных отношений и никаких иных. («Дуэль.. ни при каких обстоятельствах не должна служить средством удовлетворения материальных интересов, оставаясь …исключительно орудием удовлетворения интересов чести»). Однако в нашем Отечестве дуэль использовали даже при решении политических вопросов, когда поединок чести превращался в политическое и заказное убийство, например, эпизоды князя Потемкина .

Со второй половины 19 века славная дуэльная традиция в России идет на свою качественную убыль. Мельчают поводы, мельчают личности - в поединках начинают принимать участие не только дворяне, но и разночинцы. (Например, эпизоды с Жоховым и Утиным). Да и сами дворяне могут «скатиться» до ритуального самосуда вместо поединка чести - например, эпизоды с участием брата известного «героя» Чернова или советника Павлова , ставшие хрестоматийными примерами «вырождения» дуэльного самосознания.

Перелом веков 19-20 и вовсе «перепрофилировал» дуэли по профессиям противников, стали говорить о «парламентских », «литературных » и прочих поединках, которые в большинстве своем до барьера-то и не доходили, поскольку разрешались не вопросами чести, а разума.

P.S. Таковой была, изложенная вкратце, история отечественной дуэльной традиции. Интересно, отсутствие ее в наше время - это показатель внутренней и внешней несвободы, верховного главенства ума или чего еще?

Почему И. А. Гончаров утверждал: «Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия»?

Обратитесь к статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и приведите аргументы критика, подтверждающие вечность сюжета и героя комедии «Горе от ума », мысль о том, что каждая новая эпоха воскрешает тень Чацкого.

Подкрепите своё мнение суждениями других литераторов и критиков о герое (В.Г.Белинского – «крикун, фразёр, идеальный шут», А.С.Пушкина – «не умный», мечущий бисер перед свиньями). Рассмотрите характер дискуссии вокруг образа Чацкого (герой, воплощающий комедийные амплуа «неудачливого жениха» и «злого умника», или обличитель, резонёр, проповедник; «умный безумец», Дон Кихот, борющийся за истину, или «лишний» человек; революционер-демократ).

Подводя итоги, отметьте сочетание конкретно-исторического и всечеловеческого содержания в характере грибоедовского героя.


Литературные аргументы

(материал ЕГЭ)

Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума»

А .С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е. В. Юсим)?

— В начале своего рассуждения отметьте, что произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» дало повод критикам и читателям поразмышлять над проблемой его жанра. Рассмотрите, как в этой пьесе соединились и комедия положений (вспомним диалог Фамусова и Лизаньки, падение с лошади Молчалина), и комедия характеров (колоритные фигуры Скалозуба, Фамусова), и трагедия главных героев (Чацкого - от ума, а Софьи - от чувства).

— Укажите, что комедия помимо авторской воли стала восприниматься как трагикомедия. Сам герой подвёл итоги своего пребывания в Москве: «мильон терзаний». Назвав так же свою статью о комедии Грибоедова, И.А. Гончаров показал не только драматизм произведения, но и многообразие его жанровых интерпретаций: «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира».



— Охарактеризуйте то, как объектами беспощадной иронии главного героя стали Максим Петрович, французик из Бордо, Хлёстова и многие другие завсегдатаи московских гостиных, что сформировало собственно сатирический пласт произведения. При этом сам Чацкий - резонёр, но этим амплуа не исчерпывается его суть.


Литературные аргументы

(материал ЕГЭ)

— В качестве аргументов приведите мнения современников Грибоедова. Так, В.Г. Белинский назвал грибоедовского героя «крикуном, фразёром, идеальным шутом», который профанирует всё святое, о чём говорит. А.С. Пушкин усмотрел в Чацком комедийного героя, отказав ему в уме: «Негоже метать бисер перед Репетиловым».

— Подчеркните, что нам история Чацкого представляется скорее трагедией сильной, но непонятой личности. Четвёртое действие пьесы становится одновременно комедийной и трагической сценой, где гости бала представляют светский мир Москвы, где разыгрывается драма Софьи - обманувшего себя человека. Участь Молчалина и Лизы также безрадостна: изгнание,

одиночество, крах надежд. Судьба Чацкого, потерпевшего неудачу на любовном фронте и общественном поприще, оборачивается трагедией страны, изгоняющей из Москвы лучшие умы.

— Подводя итоги, отметьте, что сложная жанровая природа пьесы А.С. Грибоедова не позволяет в ней чётко разграничить комическое и трагическое, что даёт нам право согласиться с мнением критика-литературоведа.


2. «Честь и бесчестие».

— В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.


Толкование понятий

— Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение. Существуют долг чести, дело чести, суд чести.

— Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор.


Пословицы и поговорки о чести и

бесчестии

— Всякому своя честь дорога (русская пословица)

— Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь (русская пословица)

— Спесь губит достоинство (лакская пословица)

— Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого (русская пословица)

— Не кусок пирога, а честь дорога (русская пословица)

— Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе (ассирийская пословица)

— Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица)


— Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

— Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.

Б. Франклин

— Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец.

У. Шекспир

— Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме.

Л. Фейхтвангер

— Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.

Теофраст

— Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

П. Корнель

— Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Г. Гегель


Высказывания о чести и бесчестии


— Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.

Р. Ролан

— В деле чести непригоден Астрологии язык.

Лопе де Вега

— Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства.

У. Шекспир

— Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей.

Б. Франклин

— Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

— Цецилий

— Честь человека заключается в том, чтобы

в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Г. Гегель

— Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

Цицерон


— ...Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее - любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.

Ф. Ницше

— Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий

— Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.

П. Корнель

— Каждому свою честь воздаст потомство.

Тацит

— Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

Апулей

— Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

П. Корнель

— Истинная честь не может терпеть неправду.

Г. Филдинг


Примерные темы

— «Чести своей никому не отдам»

— «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.

— Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?

— «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)


— «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

— «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

— «Отцы и дети» И. С. Тургенева

— «Война и мир» Л. Н. Толстого

— «Дуэль» А. П. Чехова

— «Поединок» А. И. Куприна

— «Белая гвардия» М. А. Булгакова


Вариант вступления

— Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства. Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести. Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.

— Вспомним героев русской литературы: Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, Степана Парамоновича Калашникова, сразившегося с посягнувшим на честь его жены опричником Кирибеевичем, Пьера Безухова, отстоявшего свое достоинство в поединке с Долоховым.

— Кажется, что может быть благороднее? Но часто такие ситуации приводят к печальным последствиям. Вспомним несчастного Ленского. Он погибает от руки бывшего друга, защищая благородное имя своей невесты.


Из истории

— Тема чести принадлежит к числу самых популярных в испанской литературе XVI-XVII вв. Вокруг нее шла острая идейная борьба между разными направлениями этической мысли и социологии. От средневековья в XVI-XVII столетия перешла идея чести, как «дара крови», принадлежащего дворянству от рождения и отгораживающего его от низших сословий.

В противовес этому узкосословному толкованию чести испанские гуманисты, в их числе Сервантес и Лопе де Вега, объявляют благородство и честь не наследственными дарами, а проявлениями человеческого достоинства, которое находит выражение в высоко нравственных поступках. Формулу этого гуманистического истолкования идеи чести Сервантес вложил в уста своего героя Дон Кихота: «Каждый - сын своих дел». Разделяя эту концепцию чести, Лопе де Вега в некоторых своих народно-героических драмах («Фуэнте Овехуна» и др.) идет дальше: он утверждает идеал «крестьянской чести» как чувство человеческого достоинства, присущего крестьянину в отличие от насильника-феодала и определяющего нравственное превосходство человека из народа.

Кальдерон же в своих «драмах чести» нередко отдает дань сословно-дворянским представлениям. Это особенно ощущается в пьесах, посвященных супружеской чести («Врач своей чести», 1633-1635; «За тайное оскорбление - тайное мщение», 1635 и др.). Честь в этих пьесах уподобляется хрупкому сосуду, который «от малейшего движения может разбиться».

Законы чести суровы и, как всякий закон, должны неукоснительно соблюдаться. «Dura lex sed lex» (лат. Суров закон, но закон) - не раз сетует герой Кальдерона.


Литературные аргументы

8 сентября 1826 года в Москву, где по случаю своей коронации находился новый император России Николай I, в сопровождении офицера фельдъегерской службы Вельша после шестилетней ссылки приехал опальный Александр Пушкин. Ожидалась важная встреча с государем, для поэта столь же желанная, сколь и непредсказуемая своими последствиями. Однако в тот же день Пушкин послал своего приятеля Сергея Соболевского передать графу Федору Толстому вызов на дуэль. Это был поступок более чем рискованный. Законы России предусматривали суровое, вплоть до смертной казни, наказание за дуэли. Но поэт не мог не воспользоваться представившейся возможностью и рассчитаться у «барьера чести» со злейшим своим врагом, нанесшим ему, как он считал, страшное оскорбление.

Еще до ссылки на юг, в начале двадцатого года, в светских кругах стал распространяться слух о том, что Пушкин «был выпорот в Тайной канцелярии». Сам поэт позже об этом писал так: «Я услышал сплетню последним, увидел себя опозоренным в общественном мнении, дрался на дуэли...» С кем дрался? Это осталось тайной.

Уже находясь в Кишиневе, Пушкин получил якобы неопровержимые доказательства того, что сплетню распустил известный аристократ, поэт, авантюрист и дуэлянт граф Толстой. Он тут же написал эпиграмму, в которой назвал своего обидчика «картежным вором», а его жизнь «мрачной и презренной». Ответ не заставил себя ждать. В ответной эпиграмме ссыльный поэт назван оскорбительным именем «Чушкин», а само послание содержало прозрачный намек на унижающую честь угрозу:
Примером ты рази,
А не стихом пороки
И вспомни, милый друг,
Что у тебя есть щеки.

Пушкин отправил графу вызов, который был с готовностью принят, но противников разделяли многие сотни километров. Пришлось запастись терпением и ждать удобного случая, который, как оба надеялись, скоро представится. Спасибо Провидению, судьба не спешила пересекать жизненные дороги недругов, оберегая тем самым для России ее национального гения.

Граф Федор Толстой, больше известный как Толстой-Американец, был противником опасным и серьезным. Расчетливый и холодный бретер, участник многочисленных поединков, одиннадцать из которых, как считают дуэльные знатоки, закончились смертельным исходом, он не знал раскаяний и сомнений.

Александр Сергеевич и сам был заядлым дуэлянтом, чему в немалой степени способствовал его взрывной, самолюбивый и обидчивый нрав.

Обучаясь в лицее, наш великий поэт, как известно, выдающихся способностей в науках не показал, кроме «превосходных» успехов «в российской и французской словесности, а также в фехтовании». Фехтовальщиком он был превосходным, лучшим, по утверждению свидетелей, учеником лицейского учителя этого предмета Александра Вальвиля, автора известной книги «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Любил верховую езду, свободно совершал пешие прогулки от Царского Села до Петербурга и обратно, зимой купался в ледяной воде, носил с собой тяжелую, весом около трех килограммов трость, тренируя руку, чтобы она, как сам сознавался, не дрожала при стрельбе. И отлично стрелял. В Михайловском даже приспособил погреб под стрелковый тир где, по свидетельству Алексея Вульфа, стараясь догнать Байрона в сем искусстве, ежедневно всаживал в мишени по сотне пуль.

Первая дуэль случилась еще в лицейскую пору. Добрый, смешной, нескладный Вильгельм Кюхельбекер, поэт, писавший тяжеловесным гекзаметром стихи, всеобщий любимец Кюхля, над которым, впрочем, потешались все лицеисты, посчитал себя смертельно оскорбленным пушкинской эпиграммой, точнее, двумя словами из нее – «и кюхельбекерно, и тошно» - и вызвал обидчика на дуэль. Попытки товарищей примирить стороны результатов не дали.

Любопытная деталь. Секундант Пушкина барон Антон Дельвиг стоял слева от Кюхельбекера, и, когда тот начал целиться из пистолета, Пушкин крикнул ему: «Дельвиг, стань на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вздрогнул, сделал пол-оборота и едва не застрелил Дельвига - пуля пробила фуражку.

Завершился же поединок вполне мирно словами поэта: «Полно дурачиться, милый, пойдем пить чай». Противники обменялись дружеским рукопожатием.

В марте 1820 года жена Карамзина Екатерина Андреевна писала Петру Вяземскому: «Пушкин всякий день имеет дуэли...» А будущий декабрист Николай Басаргин оставил в записях совсем уж пророческую фразу: «Многие говорили, что рано или поздно, а умереть ему на дуэли».

Продолжая этот ряд, заметим, что и сам Пушкин не был свободен от мысли насильственной смерти. Известно, что он посещал петербургскую гадалку немку Александру Кирхгоф, предсказания которой имели свойство удивительным образом сбываться. Гадалка предостерегла поэта: ему надо опасаться белой лошади и белого человека… По воспоминаниям друзей, Пушкина часто вспоминал о предостережении гадалки с известной долей тревоги. Однако это не мешало ему едва ли не по любому поводу выходить к барьеру.

Но возможно в свидетельствах современников варьируются различные дуэльные ситуации, каких действительно было немало. К примеру, стычка с лицейским товарищем Модестом Корфом, проживавшим некоторое время в одном доме с Пушкиным. Как-то Корф позволил себе побить дядьку поэта Никиту Козлова, когда тот, выпив лишку, непрошеным завалился в гости и стал шумно объясняться с его камердинером. Возмущенный Пушкин послал бывшему однокурснику вызов. Корф картель не принял, ответив на него запиской: «Не принимаю твоего вызова не потому, что ты Пушкин, а потому, что я не Кюхельбекер». На том дело и решилось.

Примерно в то же время произошел конфликт с неким майором Денисевичем, вздумавшим преподать «мальчишке-поэту» правила хорошего тона и едва жестоко не поплатившимся за свою самоуверенность. Бывали случаи и довольно курьезные. Один из них произошел, когда выпущенный из лицея Пушкин упивался свободой и гостил у своего дяди Павла Исааковича Ганнибала. Племянник очень любил дядю, но это не помешало ему на домашней вечеринке вызвать Ганнибала на дуэль. Ссора произошла из-за пустячного повода: в одну из фигур котильона Павел Исаакович отбил у поэта его пассию - девицу Лошакову. Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что Лошакова была совершенной дурнушкой и, кажется, даже имела вставные зубы.

Ссора продолжалась не более четверти часа. Весельчак и остряк Ганнибал, умевший не намного хуже племянника рифмовать слова, улучил удобную минуту и произнес восхитительный экспромт:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей-Богу, Ганнибал
Ссорой не подгадил бал.
Сочинение дяди настолько покорило Пушкина, что он, забыв и о ссоре, и о своих чувствам к Лошаковой, при всей публике бросился ему в объятия. Тут же они помирились и под одобрение собравшихся направились воздать должное Бахусу.

Дуэльные ситуации, на какие толкали поэта его характер и обостренное понимание чести, не всегда имели идиллические завершения. Доходило и до барьера, где, слава Богу, обходилось без крови. Один из таких поединков произошел со шведом, гвардейским поручиком бароном Блюмом. И это все, что известно об этой дуэли.

Особенно много картелей было послано Пушкиным и получено от других в период нахождения в южной ссылке. Приведем отрывок из публикации знакомого Пушкина по Кишиневу (известного в литературе как Путешественник), которая появилась в одной из парижских газет через три недели после гибели поэта. «Из его многочисленных дуэлей нам особенно запомнились две, имевшие место одна вслед за другой. Первая - с французским эмигрантом, бароном де С., который, имея право избрать оружие, предложил ружье, ввиду устрашающего превосходства, с которым его противник владел пистолетом. Благодаря веселью, которое этот новейшего рода поединок вызвал у секундантов и противников, примирение было достигнуто, ибо Пушкин любил посмеяться. На другой день, очевидно, чтобы вознаградить себя за неудачу, постигшую его накануне, он затеял дело с другим французом, находившимся на русской службе, полковником Л. После того, как противники безуспешно обменялись четырьмя пулями, секунданты прекратили поединок, вопреки желанию обоих бойцов, и особенно Пушкина, удивленного и пристыженного своей неудачей и неутешного тем, что он вторично упустил случай».

Много слухов породила дуэль с офицером генерального штаба Кириллом (по другим данным - Николаем) Зубовым, присланным в Бессарабию для топографических изысканий. Поэт появился на «поле чести» с черешнями, которые не переставал поедать, пока противник целил в него из пистолета. Гвардеец промахнулся. «Довольны вы?» - спросил Пушкин вместо выстрела. Зубов было бросился к нему с объятьями, но поэт его остановил жестом: «Это лишнее...» И, не сделав своего выстрела, удалился.

О дуэли с Зубовым оставил воспоминания близкий товарищ поэта и его секундант Иван Липранди, характеризующие Пушкина с неожиданной стороны.

«Описываемое присутствие духа Пушкина на этом поединке меня не удивило. Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью при полном сознании своей запальчивости, виновности, но не выражал ее. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед. На моем веку, в бурное время до 1820 года, мне случалось не только что видеть множество таких встреч, но не раз и самому находиться в таком же положении, а подобной натуры, как у Пушкина, в таких случаях я встречал очень немного».

Из заслуживающих внимания «громких историй» поэта следует упомянуть стычку с мужем своей очередной возлюбленной цыганки Людмилы, помещиком Инглези, вызвавшим Пушкина на дуэль и не скрывавшим желания его убить во что бы то ни стало. Страсть мести обманутого мужа была настолько велика, что генерал Иван Никитович Инзов, начальник Пушкина, вынужден был прятать его десять суток на гауптвахте, а Инглези с женой отправить за границу.

Дуэльные ситуация у Александра Сергеевича случались и с людьми в высшей степени достойными, которых высоко ценил и уважал он сам. Именно такая ситуация, завершившаяся вызовом на дуэль сразу двух человек, произошла в биллиардной между поэтом и полковниками Федором Орловым и Алексеем Алексеевым. И тут нам ничего не остается, как воскликнуть вслед за Фигаро: «До чего ж глупы эти умные люди!..»

Пушкин из тех немногих людей, для кого выше, чем понятие чести, не было ничего. Воистину, он – «невольник чести». Заметим, кстати, эта формулировка принадлежит не Михаилу Лермонтову, а самому Александру Сергеевичу: «невольник чести беспощадной...», использованная им в поэме «Кавказский пленник».

Самой известной дуэлью поэта на юге считается его поединок с командиром егерского полка Семеном Старовым, боевым офицером, участником Отечественной войны 1812 года. В казино, служившем местом собраний, молодой егерский офицер приказал музыкантам играть кадриль, но вмешался Пушкин, потребовавший мазурку. Музыканты послушались поэта. Старов подозвал подчиненного и посоветовал обратиться к Пушкину за объяснением, находя его поступок оскорбительным для чести полка. Офицер замялся, тогда сам Старов направился к Пушкину.

На следующий день они стрелялись. Были страшная метель и мороз, оба промахнулись. Потребовав сблизить барьеры, вновь разрядили пистолеты. И снова дали промах. Вновь решили уменьшить расстояние, но тут воспротивились секунданты. Дуэль была отложена, а позже противников удалось примирить. При этом оба показали образец истинного благородства.

Я всегда уважал вас, полковник, потому принял ваш вызов, - произнес Пушкин.
- И хорошо сделали Александр Сергеевич, - ответил Старов. - Я должен сказать по правде, что вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишите...

И все же ни одна из проведенных Пушкиным дуэлей, не шла ни в какое сравнение с той, которая предстояла ему с Толстым-Американцем. Он был самым опытным, самым коварным противником. Поэт с нетерпением ждал возвращения Соболевского, готовый каждую минуту столкнуться в смертельном поединке со своим врагом.

Соболевский вернулся с малоутешительным для поэта известием: графа в Москве нет... Пройдет время, и друзьям удастся примирить давних противников.

После ссылки Пушкин несколько остепенится, станет уравновешеней, спокойней. В его жизни будет меньше конфликтов, меньше поводов требовать сатисфакцию. Так продлится до треклятого дня, когда он и его друзья получат по почте анонимные пасквили. Поэт нанесет удар тому, кого считал автором подметных писем. Дуэль станет неизбежной, но на нее выйдет названный сын высокопоставленного дипломата. Жорж Дантес служил кавалергардом и как все его товарищи ездил на лошади светлой масти. Сам он был высок и светловолос...

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).