Кто автор произведения скучно всем как погляжу. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов И скучно и грустно. Тест по стихотворению

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Полный текст стихотворения «И скучно и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка…

Краткий анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтов

Вариант 1

Написано это стихотворение было почти за год до смерти. Это своеобразный итог прожитого, но не в форме констатации. Это философские размышления и одиночества, дружбы и смысла жизни в целом.

Лирический герой стихотворения чувствует разочарование от того, что прожив практически всю жизнь, у него нет близкого человека, с которым можно было бы поговорить и рассказать о своих переживаниях. Состояние лирического героя можно охарактеризовать как безразличие.

Ему безразличны окружающие, он не верит в любовь: «Любить. но кого же. На время - не стоит труда, А вечно любить невозможно». У него нет желаний, стремление к исполнению коих могло бы подвигнуть к какому-то действию и шагу вперед: «Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят - все лучшие годы!».

Помимо абсолютного отсутствия желаний, острого ощущения одиночества и безразличия к жизни, лирический герой испытывает также и некое презрение по отношению к себе, своему прошлому: «В себя ли заглянешь? - Там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно. ».

Не верит лирический герой и во власть страстей, поскольку считает их явлением быстропроходящим и ненадежным. Страсти уничтожаются рассудком, то есть, они исчезают, как только наскучат и разум возьмет гору: «Что страсти? - Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка».

Жизнь лирический герой считает «пустой и глупой шуткой», если смотреть на нее трезвым, объективным взглядом, отбросив лишние иллюзии и надежды. То есть, оценивая строго по факту совершенного и совершившегося.

Интересна и форма, в которой написан стих. Каждая строфа содержит два риторических вопроса, на который дается короткий и циничный ответ. К тому же, размер стиха не одинаковый в каждой строчке, а чередуется через одну.

Если первая строчка – это пятистопный анапест. Размер, который предполагает размеренность, плавность прочтения, им принято писать размышления, медитативную лирику. Каждая вторая же строчка – трёхстопный анапест, который звучит резко, категорично, как бы обрывая размышления.

В целом, главным мотивом стихотворения выступает одиночество и тщетность жизни, бессмысленность ее. Лирический герой – одинокий человек, который разочаровался в жизни. Стихотворение пронизано экзистенциальными, отчасти нигилистическими настроениями.

Вариант 2

Стихотворение «И скучно и грустно» Лермонтова начинается с описания минутного состояния душевной подавленности («в минуту душевной невзгоды») и заканчивается обобщением, оценкой всей жизни: поэт называет её «пустой и глупой» шуткой. Между начальной строкой и итоговым обобщением - восемь строк, в каждой из которых названы ценности человеческой жизни: желания, любовь, прошлое и страсти.

Рассуждение о них построено по принципу диалога: вопрос - ответ и передаёт «внутренний разговор» лирического героя. Такая структура напоминает раннее стихотворение Лермонтова « », состоящее также из трёх строф, разделённых, в свою очередь, на группы по две строки (двустишия). Лермонтов прибегает к такой чёткой организации текста, чтобы выразить свою мысль ясно и последовательно.

В каждом двустишии показана невозможность достижения идеала на земле. Стихотворение передаёт настроение подавленности лирического героя, говорит о бессмысленности человеческого существования. Многие критики осуждали Лермонтова за пессимизм стихотворения, называя его «мгновенным плодом… мрачной хандры» (С.П. Шевырёв). Однако В.Г. Белинский утверждал, что «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни».

Между тем в этой философской можно найти и противоположные мотивы. Хотя лирический герой с горечью говорит о невозможности счастья на земле, в его душе сохраняется идеал истинной жизни, что позволяет герою увидеть «с холодным вниманием» пустоту недостойной жизни и осудить её.

Это означает, что какой бы ни была жизнь вокруг, человек будет всегда испытывать потребность в идеале и стремиться к его воплощению. Стихотворение является характерным примером мироощущения Лермонтова и представляет тип высокого романтического мышления.

В стихотворении «И скучно и грустно» использована уникальная строфа, в ней сочетаются разные оттенки чувств лирического героя: печальное настроение, грустное размышление и горькие выводы. Лермонтов создаёт особый ритмико-мелодический рисунок строфы, в которой чередуются трёх‑, четырёх- и пятистопный трёхсложный размер амфибрахий. К этому размеру Лермонтов прибегает в стихотворениях, передающих глубокие внутренние переживания героя.

Например, амфибрахий был использован в раннем стихотворении «Ангел» (1831), повествующем о появлении души на земле. Центральные четыре двустишия построены по принципу контраста, антитезы реальной жизни и мечты. Строгий афористический стиль стихотворения перебивается паузами, риторическими вопросами, восклицаниями, что выражает богатство и сложность душевной жизни лирического героя.

Вариант 3

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог всей своей жизни. Он рассуждает об одиночестве и смысле жизни, что и является темой стихотворения.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,

А вечно любить невозможно!

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное внимание, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ по плану стихотворение «И скучно и грустно»

Вариант 1

Знаменитый писатель – , известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» - яркий пример его перл, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.

Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал.

Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления.

Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности, и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.

Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка».

Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению, ничего не приносит желаемые результаты.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы.

Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворения разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».

Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Вариант 3

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как . Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко.

В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить, как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты –«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет.

Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..».

Стихотворение «И скучно и грустно…» - анализ

Вариант 1

М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте сопутствовала обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова – гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике поэта выразился протест против внутреннего внешнего рабства. Одиночество – центральная тема многих его стихов. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.

В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены в первых и последних строках. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни.

Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности.

Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.

Совмещение конкретного и философского подчеркивается, с одной стороны, разговорной, почти бытовой лексикой («И некому руку подать», «Что пользы», «А годы проходят – все лучшие годы!», «там прошлого нет и следа», «Ведь рано иль поздно», «Такая пустая и глупая шутка»), а с другой – книжной, освященной романтической традицией («В минуту душевной невзгоды», «вечно желать», «вечно любить», «сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «С холодным вниманием вокруг»).

Жизнь – не только поэзия, в ней много прозаического. Автор подчеркивает это, используя в стихотворении обе эти формы. К сожалению, прозаическая действительность преобладает над идеальными мечтами героя, слабые отголоски которых еще видны в строках. Той же цели служит интонационное строение стиха с его восклицаниями, вопросами, недомолвками.

Лермонтов обнажает противоречия внутреннего мира героя. Выдвинутый тезис тут же подвергается сомнению, скептически переоценивается, мысль становится неоднозначной, противоречивой. Поэт писал это стихотворение «в минуту душевной невзгоды», под влиянием эмоций. Но в нем он говорит об извечных, философских темах: о любви, о страсти, о дружбе, о бесцельно прожитых годах.

Душа лирического героя мечется, ищет смысл существования – и не находит. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка».

Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании.

Поэзия Лермонтова являет собой тончайший лиризм, небывало глубокое проникновение во внутренний мир человека и в жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. Страстная, увлекательная, покоряющая сила творчества Лермонтова заключается в том, что она, обращаясь к сердцу, к внутреннему миру человека, будит мысль, открывает все новые и новые стороны жизни и искусства, новые идеи и истины.

Вариант 2

В романтической поэзии одной из самых популярных является проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении культурного и природного начал в жизни человека.

Для Михаила Юрьевича Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, переходящей в своеобразную философскую медитацию. Образы природы, как правило, символичны или даже аллегоричны, но именно с их помощью и раскрывается настоящий мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставляются тоске и тревоге, которые испытывает лирический герой. Именно в этом противопоставлении и следует искать истоки внутреннего конфликта: человек переосмысливает конечность своего бытия. Так получилось, что судьба Михаила Юрьевича сложилась не слишком счастливо. Поэтому основной темой его творчества становится тема одиночества.

И если в раннем стихотворении «Парус» образ «одинокого паруса» вызывает ассоциацию с романтизмом, потому что оставляет надежду на бурю, то есть перемены, то произведения последних 1840‑х годов полны отчаянья и неверия в собственные силы.

Именно таким является стихотворение 1840 года «И скучно, и грустно… », анализ которого и будет представлен далее. С первых же строк произведение погружает читателя в пучину беспросветного пессимизма:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят - все лучшие годы».

Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?». Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время - не стоит труда», «а вечно любить невозможно».

Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа», ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно». До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.

Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд - роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно.

Ведь главный герой романа - не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией - как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».

Таков и лирический герой данного стихотворения, которое принято считать элегией, рефлексивным стихотворением, содержащим философские рассуждения о смысле жизни и о месте человека в этом жестоком мире. Этот внутренний монолог героя по праву можно считать исповедью, но звучит в ней не раскаянье за свою неправильно прожитую жизнь, а мировая скорбь, вызванная неудовлетворенностью устройством мира, в котором нет места могучей личности. В таком мире жизнь человека ничего не стоит, и сама она становится чьей-то злой шуткой:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка…

Пожалуй, самое поразительное в этом стихотворении, что здесь совсем отсутствует проявление жизни. Обычно жизнь изображена с помощью пейзажа, раскрывающего лучше всего состояние героя. В данном произведении нет ничего живого. Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Если же учесть, что через год поэт трагически уйдет из жизни, то стихотворение можно считать еще и предсказанием.

Вариант 3

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта.

Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» - итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» - трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении.

Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений и желаний. Смысл жизни для него потерян.

что пользы напрасно и вечно желать?..

Эпитеты «скучно» и «грустно» являются определяющими все настроение стихотворения. Он не видит человека, способного быть рядом с ним. Именно поэтому и любить ему некого, и некому «руку подать». Он чужд для любви, и дружбы.

Эпитет «ничтожно» подводит итог размышлениям героя о своей жизни, который не видит в ней никаких значительных событий, которые бы трогали его душу. И это вызывает в нем еще большую волну сожаления и уныния.

В конце произведения разочарование лирического героя достигает своего пика, потому что в с своих рассуждениях он делает вывод о бессмысленности жизни вообще. Это всего лишь чья-то «Пустая и глупая шутка». При помощи этой метафоры автор иронизирует над собой, и своими устремлениями, и как бы задает себе вопрос, зачем стараться что-то изменить, если шутка рано или поздно закончится?кСтихотворение написано амфибрахием, размер колеблется от трех до пяти стоп, использование этого размера позволяет передать рассуждение и изменение мысли героя, придать стихотворению плавность.

Интересно и композиционное построение в виде вопросов и ответом на него. Перед нами возникает образ человека, задающего себе вопросы и честно отвечающего на них.

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова для 9 класса

Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии - это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах. Лермонтовский герой не просто одинокий - он потерянный, лишний человек, разочарование которого достигает своего апогея. Именно такой герой представлен в стихотворении Лермонтова "И скучно, и грустно, и некому руку подать".

Стихотворение "И скучно, и грустно, и некому руку подать" - это рассуждение лирического героя о своем одиночестве, о бренности всего вокруг и бессмысленности жизни в целом. Автор произведения раскрывает перед читателем внутренний мир и размышления человека, который растерял все свои идеалы и теперь он не видит смысла ни в страстях, ни в чувствах, ни в желаниях.

В произведении 12 стихов (строк), которые разделены на три строфы (четверостишья). В первой строфе лирический герой осознает, что рядом с ним нет никого, он одинок, он разочаровался в желаниях, в них нет больше пользы. Одиночество героя передано через эпитеты "скучно", "грустно", именно такие чувства сейчас в душе героя. А повторяющийся союз И (многосоюзие) еще больше усиливает эти чувства, показывая градацию одиночества героя: "И скучно, и грустно, и некому руку подать".

Во второй строфе это разочарование увеличивается: лирический герой приходит к тому, что и в любви нет смысла, она рано или поздно тоже пройдет. Герой стихотворения оглядывается на свое прошлое, и понимает, что и в прошлом не было ничего важного. Усиливает эти чувства, как и в первой строфе, многосоюзие (повторяющийся союз И): "И радость, и муки, и все там ничтожно". Но если в первой строфе при помощи повторяющегося союза создавалась градация чувства одиночества, то во второй строфе показана градация бессмысленности всего, что было в прошлом. Эпитет "ничтожно" - это своеобразный итог, который подводит герой тому, что было им пережито и прочувствовано.

В третьей строфе разочарование лирического героя достигает своей кульминации, он приходит к выводу, что жизнь сама по себе бессмысленна, о чем говорит метафора "шутка" и эпитеты "пустая и глупая". Лирический герой иронизирует над всем, и это явно чувствуется именно в последних строках:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
Такая пустая и глупая шутка.Но ирония эта горькая. Ирония над собой, над чувствами, сейчас герой руководствуется только "холодным вниманием". Эпитет "холодный" передает не только отрезвленность героя, но и его самого, он стал холодным, холодным ко всему вокруг. Возможно даже в каком-то смысле циничным.

Написано стихотворение разностопным амфибрахием: 1-3-5-7-9-11 строки написаны 5-стопным амфибрахием, 2-6-10 строки - 3-стопным амфибрахием, 4-8-12 строки - 4-стопным амфибрахием. Использование такого размера придает мыслям героя произведения живость, автор не просто передает мысли своего героя, а он помогает прочувствовать их течение.

Разностопный амфибрахий позволяет читателю окунуться во внутренние рассуждения лирического героя, думать как он и еще более глубоко прочувствовать его переживания. Еще больше прочувствовать настроения героя позволяет строение произведение: вопрос - ответ. Лирический герой задается вопросом и сам же на него дает ответ: как будто в вопросе он пытается найти то, что могло бы в жизни быть ценным, но в ответах приходит к выводу, что ничего в его жизни ценного и важного нет. Автор произведения использовал в стихотворении прием эллипсиса, который создает задумчивость лирического героя, он что-то вспоминает, он представляет. В этих многоточиях перед его глазами проносится его жизнь, его мысли.

Рифма в стихотворении перекрестная: подать - желать, невзгоды - годы, труда - следа, невозможно - ничтожно, недуг - вокруг, рассудка - шутка. В нечетных стихах рифма точная мужская (ударение падает на последний слог), в нечетных - точная женская (ударение падает на предпоследний слог).

Настроения и мысли лирического героя переданы настолько тонко и точно, что читатель невольно вовлекается в размышления героя произведения, сам начинает задаваться вопросами и искать на них ответы, оглядываться в прошлое, вспоминать, размышлять, через жизнь лирического героя читатель начинает оценивать свою собственную жизнь, вглядываться в уголки своей собственной души.

Анализ стихотворения И скучно и грустно по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Летняя ночь Бунина

    Произведение отличается необычностью формы и сложным философским содержанием, представленным в форме белых стихов, в которых отмечается несовпадение границ предложений и границ строк, а также отсутствие рифм.

  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

    Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году

  • Анализ стихотворения Дано мне тело - что мне делать с ним Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта, по жанровой направленности является любовной лирикой с включением в нее философских элементов и представляет собой одну из составных частей поэтического сборника «Камень»

  • Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

    Данное стихотворение носит лирический и философский характер. Автор рисует картину осеннего леса, через которую свое видение природы, жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Певице Фета

    Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.

Настроения апатии, хандры, или сплин, как по-иному называли во времена поэта то состояние души, которое отражено в стихотворении блистательного Михаила Юрьевича Лермонтова «И скучно, и грустно…», принадлежало к характерным признакам общества первой половины девятнадцатого века.

Тема тоски, крушения идеалов и надежд, красной нитью проходит через произведения западных и русских писателей и поэтов романтического течения. Мотивы эти мы можем без труда отыскать в творчестве Дж. Байрона, А.С. Пушкина, даже у М.Ю. Лермонтова данная тенденция прослеживается во многих произведениях.

Уже при прочтении начальных строк поэтического творения М.Ю. Лермонтова передается неземная тоска поэта, его одиночество и пустота, которые буквально обозначают бездну душевной пустоты и неприкаянности, вселенскую разобщенность с внешним миром и самим собой. Чувствуется то разочарование, невыносимая душевная боль, которую испытывает человек и которую так хочется разделить вместе с ним, чтобы бремя одиночества не было таким тяжким.

Многоточие использует поэт и в последующих строках, оно наводит на мысли об отрешенности, безысходности, неимоверной бездне отчаяния. Он тоскует о мечтах, о любви, об уходящих годах, приглашая читателя к раздумью, воздействуя на его чувства, проявляя свое богатое поэтическое мастерство, поскольку ему удается завладеть его чувствами и мыслями, не оставляя равнодушным. В этом стихотворении отразился внутренний конфликт поэта, нашедший выражение в гениальной художественной форме.

Главные темы стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно...» - темы одиночества и поиска любви. Стихотворение представляет собой размышления лирического героя о смысле жизни, являясь ярким примером интимной лирики. Монолог лирического героя, его терзания предельно искренни, он разочарован и пытается разобраться в своих чувствах.
Лермонтов, как и многие его современники, остро ощущал вокруг себя пустоту и как следствие этого - одиночество. Поэт сумел в своей лирике передать атмосферу своего времени. Образ его лирического героя воплотил характерные черты молодежи 1830-х годов: чувство бесприютности, скуки, печали, мысли о бесплодности существования.
В стихотворении « И скучно и грустно...» герой остро ощущает не только потребность в общении, а прежде всего в теплом чувстве любви. Он мучается от сознания невозможности изменить что-либо в этой жизни. В своих размышлениях лирический герой приходит к выводу, что жизнь - «пустая и глупая шутка».
Перед нами словно отрывок из дневниковых записей, исповедь. Лермонтовский герой очень искренен в анализе своих чувств и переживаний. Это является настоящим художественным открытием поэта. События духовной жизни интересуют автора в момент их становления, его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой предельно близок поэту, в его образе заключены все важнейшие конфликты бытия: он недоволен жизнью, которая представляется ему ничтожной, он недоволен и самим собой:
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.
Герой не стремится нарушить это одиночество, но он не равнодушен к жизни. В стихотворении нет тотальной безнадежности. С первых строк Лермонтов просто, но очень тонко раскрывает его душевное состояние. Скука и грусть наталкивают героя «в минуту душевной невзгоды» на размышления о своей жизни. В смысловом отношении их можно разделить на четыре части. Идея первой - на- прасность, бесполезность что-либо желать от жизни. Вторая часть говорит о невозможности любви:
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В третьей части взгляд лирического героя направлен внутрь себя. Однако оказывается, что в душе человека не осталось и следа от прошлых переживаний. Четвёртая часть - заключительное четверостишие; здесь мысль героя направлена на рассуждения о человеческих страстях, однако и они видятся ему суетными и быстротечными.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка...
В последних строках стихотворения слышится пессимистический вывод о том, что жизнь пуста и глупа. Лирический субъект подчёркивает, что смотрит на мир с холодным вниманием, а чувства его остаются незадействованными.
В основе стихотворения лежит конфликт сердца и рассудка. Не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них. Глубокое одиночество окружает его. В отличие от других произведений Лермонтова, в стихотворении «И скучно и грустно...» тема одиночества звучит особенно горько и безотрадно, и поэт не может преодолеть это гнетущее чувство. Его лирический герой пытается найти путь к спасению: он обращается к вечным ценностям, составляющим радость и смысл жизни. Пытаясь найти опору в идеалах, которые были столь ценны для него прежде, в итоге он отвергает саму жизнь.
Важной особенностью поэтики стихотворения «И скучно и грустно...» является виртуозное использование лексики и синтаксических конструкций: герой задаёт себе вопрос и тут же отвечает на него. Язык стихотворения прост и незамысловат, в нём мало художественных тропов и синтаксических фигур. Несмотря на это, стихотворение очень выразительно. Разговорная лексика делает его лёгким для восприятия, создаётся впечатление, что это мысли близкого, реального человека. Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Лермонтов применяет как мужскую, так и женскую рифму, а рифмующиеся строки располагаются перекрестно. Благодаря этому внимание не заостряется на форме стихотворения.
Обращает на себя внимание и пунктуация. Обилие восклицательных и вопросительных знаков говорит о напряжённой мысли лирического героя, о важности поставленных перед ним проблем. Шесть раз используется многоточие, воспроизводя движение человеческой мысли. Перед нами поток сознания, каждая остановка мысли, возобновлённое течение, акцент на самом главном - всё это достигается расстановкой знаков препинания. Отклонение от правил пунктуации даёт поэту возможность наиболее верно отобразить внутренний мир героя.

Тема одиночества в произведениях Лермонтова занимает одну из ведущих ролей. Чувство тоски, огорчения окружением, разобщенности с социумом - следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в стихотворении «И скучно и грустно».

В 1840 году М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение, которое вскоре было положено на музыку многими знаменитыми композиторами.

Лирический герой чувствует себя одиноко, рядом с ним нет человека, который понял бы его.

Главного героя печалят быстротечность времени и разочарование в жизни. В стихотворении звучат мотивы безнадежной грусти, оно наполнено тяжелым унылым настроением.

Стихотворение «И грустно и скучно» написано в жанре элегия. Оно состоит из трех четверостиший и имеет трехчастную композицию. Во вступлении описывается душевное состояние лирического героя:

«И скучно и грустно, и некому

Руку подать

В минуту душевной невзгоды»

В основной части герой размышляет над философскими вопросами. Пытаясь найти ответы, он понимает, что равнодушен к радостям и печалям жизни. Лирическому герою кажется, что «все так ничтожно», поэтому он не видит выхода из положения, в котором оказался. В заключительной части герой делает выводы на основе своих рассуждений. Он понимает неизбежность тоски и с горечью замечает, что «жизнь – такая пустая и глупая штука».

Из рассуждений лирического героя складывается образ человека, познавшего жизнь и разочаровавшегося в ней.

Средства художественной выразительности, такие как эпитеты («душевные невзгоды»), олицетворение («недуг исчезнет»), метафоры («сладкий недуг») помогают более ярко передать чувства лирического героя, описать его мрачное и задумчивое настроение.

Стихотворение «И скучно и грустно» - печальная исповедь лирического героя, уставшего от жизненных забот, страстей, одиночества.