Конспект занятия по развитию речи «Международный день русского языка. Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка

Урок словарной работы

«Дни недели»

Учитель. Посмотрите на эмблему нашего урока (совушка). Вспомните, что мы сегодня будем изучать.

Дети. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

У. Сегодня мы будем путешествовать по графствам, где правят Лексика, Этимология, Орфография. Покажите эти графства на карте.

Что изучают в лексике?

Д. Лексическое значение слов.

У. Что изучают в этимологии?

Д. Историю и происхождение слов.

У. Что изучают в орфографии?

Д. Правописание слов.

У. Я вам предложу загадки, а вы отгадаете, какие слова мы будем учить.

В книге шесть листов простых,

а седьмой — золотой.

Есть семь братьев:

годами равные, именами разные.

— О ком или о чем так сказано?

Д. Это дни недели.

У. Запишем тему сегодняшнего урока — «Дни недели».

Итак, сегодня мы будем говорить о днях недели, узнаем историю их названий, научимся писать эти слова. Но прежде чем графини Лексика, Орфография и Этимология разрешат вам войти в свои графства, они хотели бы испытать вас. Ответьте, что обозначает слово неделя’]

Д. Все дни, их семь.

У. Правильно, это семь дней от понедельника до воскресенья. А какова история этого слова, мы узнаем из справки, которую приготовила нам графиня Этимология.

Слово неделя есть во всех славянских языках: украинском, болгарском, польском. Это слово образовалось от слов не делати и обозначало в древнерусском языке день отдыха, воскресенье. Постепенно слово неделя стало обозначать семь дней — от понедельника до воскресенья.

— Графини нас пропустили, но хотели бы услышать, как вы по порядку называете все семь дней недели.

Д. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

У. Первый день — понедельник. Кто из вас отгадает, почему день так назван?

Д. Не знаем.

У. Помочь нам может Этимология.

Понедельник — слово общеславянское. Когда-то началом недели считали воскресенье. А воскресенье у славян называлось неделя. И первый день недели — воскресенье — стали называть понедельник.

— Запишем в тетрадях слова неделя, понедельник.

Думаю, что значение слова вторник и историю этого слова мы определим быстрее. Какое слово русского языка оно напоминает?

Д. Второй — это же второй день недели!

У. Посмотрим, верно ли наше предположение.

Вторник — это слово пришло в наш язык из старославянского. Обозначает второй день после воскресенья. Оно близко по значению слову второй.

— Запишем в тетрадях — вторник.

Какой следующий день недели?

У. Определите значение.

Д. Середина, посредине.

У. Вновь обратимся за помощью к Этимологии.

Среда — слово заимствовано из старославянского языка. Обозначает середину, средний день недели.

— Прекрасно! Мы с вами уже хорошо чувствуем и понимаем язык, грамотно определяем значения слов и даже знаем их историю. Запишем слово среда.

Следующее слово — четверг. Сможем определить значение?

Д. Четвертый день недели.

У. Этимология подтверждает наше предположение.

Четверг — это слово общеславянское, означает четвертый день недели. Значение этого слова близко к значению слов четверо, четыре.

— Запишем и это слово в тетради.

Пятница — значение этого слова не является для вас тайной. Кто определит его значение?

Д. «Пять», «пятый день недели».

У. Пятница — это слово древнерусское. Пятый день назван пятницей по счету дней недели.

— Запишите это слово в тетрадь Суббота. История этого слова довольно необычна. Оно проделало длинный путь из языка в язык: из еврейского языка пришло в греческий, из греческого — в славянский, а оттуда — к нам в русский язык. В еврейском языке слово суббота читалось как шаббат, что значит «отдых, праздник». Евреи отдыхают в субботу. Из всех дней недели это единственное слово неславянского происхождения.

— Очень внимательно запишем слово, диктуя себе: суббота.

Итак, воскресенье. Какое слово русского языка напоминает вам это?

Д. Не знаем.

У. Нам поможет Этимология.

Воскресенье — это слово пришло в наш язык из старославянского. Образовалось от слова воскресить. Название этого праздничного дня связано с историей Иисуса Христа.

— Запишем слово в тетрадь.

А сейчас графини Лексика и Этимология предлагают нам игру в грамматические комплименты. Мы ведь любим, когда нам говорят хорошее. Вот и мы сейчас будем говорить хорошее словам: что они обозначают, их историю происхождения.

Неделя — ? Понедельник — ? Вторник — ? Среда — ? Четверг — ? Пятница — ? Суббота — ? Воскресенье — ?

Молодцы, мы порадовали графинь! Теперь очередь Орфографии. Запишите по памяти в тетради названия всех дней недели. А Орфография выберет лучшие работы.

В заключение графини предлагают решить этимологические задачи:

1. Какое слово является родственником словам неделя, понедельник!

2. Какие из дней недели названы по счету? (Вторник, среда, четверг, пятница)

3. Какое название дня недели — слово неславянского происхождения? (Суббота)

4. Какой день недели связан с древней историей? (Воскресенье.)

Урок подходит к концу, заканчивается наше путешествие. Думаю, что графини довольны вашей работой, они обязательно придут к нам в гости еще. Вы же выучите правописание названий дней недели

Конспект урока русского языка,

посвященный Дню русского языка

10 класс

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №38 г. Калининграда

Войтенко Елена Петровна

2018 г.

г. Калининград

Тема: «Язык-хранитель духовной культуры нации».

Интегрированный урок развития речи в 10 классе

(русский язык, литература).

Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Задачи:
1
. Воспитательные

Воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;

Воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;

Воспитание бережного отношения к слову.

2 . Образовательные

Совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;

Создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.

3. Развивающие

Развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;

Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;

Развитие творческих способностей учащихся.

Методы и технологии, используемые на уроке: - диалоговая технология, полилог;

Личностно-ориентированное обучение;

Элементы технологии критического мышления;

Продуктивно-творческий метод (написание эссе).

«Сбережение русского языка, литературы и культуры

- это вопросы национальной безопасности,

сохранения своей идентичности в глобальном мире»,

В.В.Путин на съезде Общества русской словесности.

Структура урока I этап

Вызов (создание творческой мотивации урока развития речи).

1.Слово учителя.

Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! Для многих из нас русский язык - родной язык.

А ведь родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Да, важнейшим средством коммуникации является слово. Без правильной речи нельзя обойтись. Бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения – дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами. Представления человека о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Язык - это основа основ духовной культуры. Это то прекрасное, что нам досталось от наших предков. Язык - это связь времен и народов. Каждый должен любить, уважать и ценить свой язык, к какой бы языковой группе он не находился.

Уважения к своему языку - это уважение к самому себе, к своей Родине.

Тема сегодняшнего урока – это один из этапов важного диалога о духовных традициях нашего Отечества, который вы сможете продолжить на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка.

2. Осмысление эпиграфа.

Обратимся к эпиграфу урока. Найдите ключевые слова.

Составление кластера

Русский язык

Сбережение, сохранение

Национальная безопасность

Своя идентичность

Глобальный мир

Работа в группах (учащиеся используют толковые словари)

Дайте толкование ключевых слов.

Обсуждение лексических значений.

Как вы понимаете главную мысль эпиграфа?

Сбережение русского языка – это не только сохранение культуры народа, его духовной составляющей, но сохранение нации.

II этап

Осмысление

Приемы:

Чтение текста

Разноаспектный анализ

Работа в парах

Озаглавливание текста

Учитель:

Вот какая историческая ответственность лежит на каждом поколении за передачу языка в сохранности и чистоте, а значит, эта же ответственность лежит на каждом человеке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что родной язык – это лучший выразитель духовных свойств народа.

1.Чтение и осмысление текста.

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» (К.Д. Ушинский "Родное слово").

Вопросы и задания:

    Почитайте текст про себя, озаглавьте.

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем этот текст? Какова его тема?

    Как он доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

    Какой вывод делает?

    Какие средства художественной выразительности помогают автору убедительно изложить свою позицию?

2. Размышление о прочитанном (создание собственного текста).

Разделяете ли вы точку зрения автора? Письменно ответьте на вопрос.

3. Решение лингвокультурологической задачи.

Учитель. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. Нужно помнить, что у каждого слова есть свой исторический корень, свой глубинный духовный смысл.

Задание: напишите свои ассоциации со словом благодарность.

(проверяем записи).

Предлагаю изучить, что означает слово «благодарность». Когда и как оно появилось в языке?

Чтобы понять значение слова «благодарность», обратимся к материалам этимологических, толковых, словообразовательных словарей, к трудам философов и публицистов. В работе используем материалы следующих источников: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» М. Фасмера, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» А.В.Семенова, «Этимологический словарь русского языка» И.А.Крылова, «Толковый словарь» В.И. Даля и др.

Работа в группах: с раздаточным материалом.

Группа № 1.Лексикография слова.

1.Толковый словарь В. И. Даля:

Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство.

2.Толковый словарь С.И. Ожегова :

БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции.

3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка.

Вывод: общим в толковании слова «благодарность» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова является то, что благодарность толкуется как чувство или его выражение. Но в словаре Д.Н. Ушакова также упоминается значение благодарности как взятки, а в словаре С.И. Ожегова как официальное действие.

Группа №2 .Этимология слова.

1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом.

2. :

благо

Древнерусское – болото.

Старославянское – благо.

Общеславянское – bolgo (благо).

Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкаясовременной форма «благо».

Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

Родственными являются:

Украинское – благо.

Чешское – blaho.

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

БЛАГО.

Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. благо - «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо - «хорошо» в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.

Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

Благодарить, благодарность, благодарение, признательность .

4.Этимологический словарь М. Фасмера :

благо благо́й –цер. слав. заимств. вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого.

Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д .

5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

Благодаря. Икон. Возникло из деепричастия благодаря - от благодарить, заимств. из ст.-сл. яз., словообразовательной кальки греч. eucharisteīn (eu «благо, хорошо», charisteīn «давать, преподносить») .

Вывод: сравнение словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю» позволяет сделать вывод, что все авторы этимологических словарей считают: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка.

Группа №3. Толкование слова в иных словарях и энциклопедиях.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность.

Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.

Группа №4. Толкование слова в Библии.

«Благодарить, благодарность, благодарение, признательность…Как глагол, так и существительное в Ветхом Завете представлено словом «yadhah» , а в Новом Завете - греческим словом «euchariste» . Причем слово «eucharisteo» - обычно в греческом языке используется в прямом значении «благодарить», тогда как слово «yadhah» является одним из синонимов таких понятий, как «прославлять», «хвалить», «благословлять». Поэтому в Ветхом Завете это слово часто переводится как хвала, прославление, воспевание, славословие, восхваление.

В Новом завете Благодарность Богу - это похвала и прославление нашего Творца за то, Кем Он является, и за Его великие дела». Это Благодарность Богу за его жертву ради спасения человека. А по словам Архимандрита Саввы (Мажуко): «Праздник Пасхи - это праздник благодарности , ведь именно благодарность лежит в основании христианства».

Ветхий Завет

Новый Завет

Благодарность

«yadhah»

Благодарить

«eucharistein»

Благодарить

Перевод

То же, что

«прославлять», «хвалить», «благословлять»

«благодарить»

Значение

хвала, прославление, воспевание Бога

благодарность Богу за его жертву ради спасения человека

Вывод: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка. - общеславянское слово со значением «добро», глагол дарить , как и существительное , тоже являются общеславянскими. Любопытно вот что: образовано слово благодарить точно так же, как и греческое слово eucharistein с тем же значением ею по-гречески «благо», charistein - «давать», «подносить». В данном случае русский язык заимствовал не само слово, а способ его образования. Этот способ называется калькой. Евхаристия , согласно христианскому вероучению, - таинство в котором под видом хлеба и вина христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Это Таинство составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии . В связи с этим можно говорить об огромном значении этой нравственной категории для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры.

Учитель. Как видим, постижение тайны слова открывает его глубину и истинный смысл. В каждом русском слове есть душа. Владимир Иванович Даль писал: « С языком шутить нельзя: словесная речь человека-это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью».

Русский язык-это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в красоте, богатстве и чистоте. О высоком предназначении слова писал Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворения «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Рефлексия

Создание творческих работ.

    Творческая работа : Вспомните тему урока, смысл эпиграфа и закончите предложение «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о.....». (К.Г. Паустовский).

    Чтение творческих работ. Сравнение с первоисточником.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности ) ». (К.Г. Паустовский).

Заключение

Учитель

Что нового вы узнали о русском языке сегодня на уроке?

Что вы узнали нового о себе после сегодняшнего урока?

Завершить наш урок я предлагаю словами Михаила Александровича Шолохова: «Родное слово, познанное и постигнутое в детстве, питает душу поэзией, рождённой историей, культурой, традициями народа, пробуждает в человеке истоки национальной гордости. Родной язык - хранилище духовных ценностей. Человек, отказывающий от родного языка, оторван от корней предков, он не может быть патриотом своей малой родины. Любой язык является одним из основных условии единства и успешного развития нации. В данном случае русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности».

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.А. Шолохова.





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация служит популяризатором русского языка, в сжатом виде рассказывает детям о возникновении разных языковых групп и об объединяющей роли русского языка в современных условиях. Свои тезисы автор подкрепляет иллюстрациями, что упрощает процесс понимания и приятия информации ребенком.

  • Роль русского языка в современном мире
  • Классики об языке
  • Задачки на знание родного языка

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Дегтярева А. Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

Учитель русского языка – Дегтярёва Алёна Николаевна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Украинцы

Слайд 8

Адыгейцы

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Россияне

Слайд 12

К. Г. Паустовский

«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»

Н. Г. Чернышевский

«Изучать родной язык необходимо … чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

Слайд 13

Дополни пословицы

Век живи -

Крепкую дружбу топором …

Без труда …

Землю солнце красит, а человека – …

Нет друга – ищи, …

Человек без Родины,что соловей …

Поспешишь …

Язык мой - …

Семеро одного …

Хочешь есть калачи - …

Делу время …

Друзья познаются …

век учись.

не разрубишь.

не вытащишь и рыбку из пруда.

без песни.

а нашёл береги.

людей насмешишь.

враг мой.

не сиди на печи.

потехе час.

Слайд 14

Слайд 15

Крылатые выражения

(быть обманутым)

(замолчать)

(выучить)

(медленно)

(остаться не с чем)

(обманывать)

(запомнить)

(болтать)

(преувеличивать)

(о лишнем человеке)

(бесплатно, даром, просто так)

Во весь дух.

Сесть в лужу.

Прикусить язык.

Знать на зубок.

Оказаться у разбитого корыта.

В час по чайной ложке.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Чесать языком.

Делать из мухи слона.

Белая ворона.

За красивые глаза.

Слайд 16

Слайд 17

Богатый словарный запас

Слайд 18

Грамотеи

Слайд 19

Заповеди речевого поведения

  1. Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
  2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
  3. Уважай собеседника, не перебивай его.
  4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
  5. Говори просто, четко, понятно.
  6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
  7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
  • Слайд 20

  • Слайд 21

    • Сапожников, В. Золотов: Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Ход мероприятия

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    Основная часть

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Век живи - …(век учись).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    • Из чего состоит наша речь?

    Во весь дух. (быстро)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    Заповеди речевого этикета

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Участь его была не легка,

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Мы поздравляем и смело желаем

    Итог занятия

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

    Внеклассное мероприятие по русскому языку

    «Международный день родного языка»

    Учитель русского языка Дегтярёва Алёна Николаевна

    Тема:Международный день родного языка

    Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

    • Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
    • Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
    • Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

    Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

    Форма проведения:конкурс «Знатоки родного языка».

    Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

    Ход мероприятия

    Вступление. Сообщение темы занятия

    1-й ведущий(слайд 1)Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

    2-й ведущий(слайд 2)Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3) Господу не понравилось это дело. (слайд 4)В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». (слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

    1-й ведущий(слайд 6)В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

    2-й ведущийРоссия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

    1-й ведущий(слайды 7-11)Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

    (Стихотворение Н.Банко «Родной язык» читает уч-ся ……………………)

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    2-й ведущий(слайд 12)Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

    1-й ведущий(слайд 12)А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

    2-й ведущийОценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ….. .

    Основная часть

    1-й ведущийНаш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

    Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

    2-й ведущийПословицы не даром молвятся,

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    1-й ведущий(слайд 13)Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»

    Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

    Век живи - …(век учись).

    Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

    Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

    Землю солнце красит, а человека - …(труд).

    Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

    Человек без Родины, … (что соловей без песни).

    Поспешишь … (людей насмешишь).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    2-й ведущийВ то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.

    • Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
    • Сколько падежей в русском языке?
    • Какие вопросы имеет родительный падеж?
    • Какие вопросы имеет винительный падеж?
    • Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
    • Из чего состоит наша речь?
    • Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
    • В каком времени может находиться глагол?
    • Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?
    • Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

    1-й ведущийПроверим выполненные задания участников.

    2-й ведущий(слайд 14) Предлагаю послушать песню …..….. в исполнении ………

    1-й ведущий(слайд 15)Конкурс «Крылатых выражений»

    Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

    2-й ведущийРаскроите смысл этих выражений.

    Во весь дух. (быстро)

    Сесть в лужу. (быть обманутым)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

    В час по чайной ложке. (медленно)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    Делать из мухи слона. (преувеличивать)

    Белая ворона. (о лишнем человеке)

    За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

    (Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает ученица ……….)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Уму и сердцу язык твой проводник,

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

    Его ты должен, друг, благодарить

    За то, что правильно умеешь говорить.

    Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Не допусти к нему пренебреженья.

    Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

    Наследие твоё – твоя земля и твой язык

    И искажать его невеждам не давай,

    Об этом, ты, дружок не забывай.

    2-й ведущийИгра на внимание. Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и тряёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)

    А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    2-й ведущий(слайд 16)Выступает танцевальная группа с танцем «Ивушки»

    1-й ведущийСовременный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

    2-й ведущий(Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    1-й ведущий(слайд 17)Проверим, какой запас слов у наших участников. Объявляется конкурс «Богатый словарный запас»

    Задание: сказать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.

    2-й ведущий(Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех, он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    1-й ведущийСлово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

    Объявляется конкурс «Грамотеев».(слайд 18)

    Участникам предлагается возможность показать свою грамотность. Вы будете работать с орфографическими словарями.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    2-й ведущий Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»

    • Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)
    • Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
    • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
    • Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
    • Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
    • Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
    • Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
    • Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
    • За чем во рту язык? (За зубами)
    • Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
    • Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
    • Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
    • У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
    • Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
    • Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

    1-й ведущий Проверим правильность выполнения задания конкурса «Грамотеев»

    2-й ведущийЗнаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

    1-й ведущий Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?(слайд 19)

    Заповеди речевого этикета

    1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

    2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

    3. Уважай собеседника, не перебивай его.

    4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

    5. Говори просто, четко, понятно.

    6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

    7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

    2-й ведущий (Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Мы станем ценить каждое слово,

    Участь его была не легка,

    Но мы сохраним наследие живое!

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Русского слова из русской души,

    Что задевает всех нас за живое.

    С праздником Вас, весь российский народ

    Мы поздравляем и смело желаем

    Освободиться от бренных забот.

    И пусть страна зацветёт, процветает!

    Итог занятия

    1-й ведущийСлово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.(слайд 20)

    2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

    1-й ведущий Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

    Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Сапожников, В. Золотов:Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005
    Скачать конспект

    Цель:

    Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.

    Упражнять в подборе синонимов, антонимов толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании.

    Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.

    Упражнять детей в звуковом анализе слов закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слогов/

    Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку

    Воспитывать навыки учебной деятельности.

    Ход занятия.

    Вос-ль: Сегодня с вами поиграем в игру «Поле чудес».

    Вот колесо, на нём вместо очков картинки, на доске слово, которое нам предстоит разгадать.

    Вращаем барабан, когда стрелка остановится на какой-нибудь картинке, определяем первый звук и если определили правильно, то открываем букву в слове.

    Правила понятны?

    Тогда встречайте первую тройку игроков (называю имена).

    Дети вращают барабан, определяют первый звук (если первый участник называет звук, то другие участники называют другие слова с этим звуком).

    Если выпадет картинка, на которой изображены игрушки, то значит пришла пора игры.

    в-ль: пришла пора поиграть нам детвора!

    Игра «Бабочки и цветы»

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    У детей в руках бабочки на ниточках, на полу разложены цветы, в середине которых картинка (буква, слог) .

    Дети под музыку летают вокруг цветов, когда музыка останавливается, бабочки садятся на цветок и дети определяют первый, последний звук в слове (букву, слог по указанию воспитателя) и придумывают новые слова.

    Когда разгадают слово «Россия» воспитатель задаёт вопросы:

    Как вы думаете, почему загадали это слово?

    Что такое Россия?

    Что мы можем рассказать о России?

    Какая наша страна?

    И красива и богата
    Наша Родина, ребята.
    Долго ехать от столицы
    До любой ее границы.


    Все вокруг свое, родное:
    Горы, степи и леса:
    Рек сверканье голубое,
    Голубые небеса.


    Каждый город
    Сердцу дорог,
    Дорог каждый сельский дом.
    Все в боях когда-то взято
    И упрочено трудом!
    (Г. Ладонщиков)

    Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

    Могучая Россия.

    Славная Россия.

    Красивая Россия.

    Любимая Россия.

    Я люблю Россию.

    Моя любимая Россия. Я люблю Россию. я живу в России т. д.

    назовите первое слово, второе, третье.

    Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём.

    какие пословицы о родине вы знаете?

    родина-мать, умей за неё постоять.

    воспитатель или ребёнок читает стихотворение:

    Россия…как из песни слов,

    Берёзок юная листва,

    Кругом леса, поля и реки,

    Раздолье, русская душа.

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей!

    За ум, за подвиги святые.

    Люблю, глубоко понимаю

    Степей задумчивую грусть!

    Люблю всё то, что называют

    Одним широким словом Русь!

    Ребята, на каком языке мы с вами говорим?

    Как вы думаете, почему он называется русским?

    А на каком языке говорят:

    украинцы - украинском.

    белорусы - белорусском.

    поляки - польском.

    немцы - немецком, и т.д.

    Пословицы и поговорки о языке:

    языком не спеши, спеши делом.

    язык до Киева доведёт.

    слушай больше, а говори меньше.

    говорит, как ручеёк журчит.

    Игра «Подбери слово»

    российский…(герб, флаг, дом, гимн)

    русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

    слово язык имеет несколько значений, какие?

    язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе.

    есть такая пословица: без языка и колокол нем.

    какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ, очки, коса…)

    В русском языке есть слова синонимы слова,которые обозначают одно и тоже.

    например:

    большой - огромный, громадный.

    плакать – реветь, хныкать, рыдать.

    Игра «Подбери синоним»

    смелый – храбрый, мужественный,

    смеяться-хохотать,

    грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

    есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

    Игра «Слова наоборот»

    холодно - тепло

    день-ночь.

    хорошо - плохо.

    длинный - короткий и т.д.

    Ребята, а загадки вы знаете?

    Послушайте я вам загадаю (о книге, родине)

    хоть не шляпа, а с полями,
    не цветок, а с корешком,
    разговаривает с нами
    всем понятным языком.
    (книга)

    Сама мала,
    а ума придала.
    (книга)

    Страну чудес откроем мы
    и встретимся с героями
    в строчках
    на листочках,
    где станции на точках.
    (книга)

    Не куст, а с листочками,
    не рубашка, а сшита,
    не человек, а рассказывает.
    (книга)

    Говорит она беззвучно,
    а понятно и не скучно,
    ты беседуй чаще с ней –
    станешь вчетверо умней.
    (книга)

    Не дерево, а с листами,
    не рубашка, а сшита,
    не растение, а с корешком,
    не человек, а с разумом.
    (книга)

    Поселились мудрецы
    в застекленные дворцы,
    в тишине наедине
    открывают тайны мне.
    (книги)

    Молодцы, сегодня мы с вами научимся составлять загадки.

    Игра «Опиши, мы отгадаем»

    (Дети составляют загадки: можно по картинкам,которые раздаёт воспитатель, можно без картинок)

    Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

    Любите свою родину свой язык и свой народ!

    Жура - жура -журавель!

    Облетел он сто земель.

    Облетел, обходил.

    Крылья, ноги натрудил,

    Мы спросили журавля:

    Где же лучшая земля?

    Отвечал он, пролетая:

    Лучше нет родного края.

    (П.Воронько)

    И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная.Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

    Лучшая на свете.

    российский край, моя земля,
    родимые просторы!
    у нас и реки, и поля,
    моря, леса и горы.

    И север есть у нас, и юг.
    сады цветут на юге.
    на севере снега вокруг –
    там холода и вьюги.

    В Москве ложатся спать сейчас,
    луна глядит в оконце.
    дальневосточник в тот же час
    встаёт, встречая солнце.

    Российский край, как ты велик!
    с границы до границы
    и скорый поезд напрямик
    в неделю не домчится.

    Звучат по радио слова –
    им дальний путь не труден.
    знакомый голос твой, Москва,
    повсюду слышен людям.

    И рады мы всегда вестям
    о нашей мирной жизни.
    как счастливо живётся нам
    в своей родной отчизне!

    Народы – как одна семья,
    хотя язык их разный.
    все – дочери и сыновья
    своей страны прекрасной.

    И родина у всех одна.
    привет тебе и слава,
    непобедимая страна,
    российская держава!
    (пер. с укр. З. Александровой. )

    Департамент образования г. Москвы

    ЗОУДО ГОУ д/с 1671 компенсирующего вида

    Конспект урока русского языка

    «День рождения у куклы»

    Составили и провели

    Логопед Проскурякова Н.А.

    Воспитатель Антропова А.С.

    Москва 2009

    Програ ммное содержание:

      Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, О, И. Учить выделять(на слух и произносительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память у детей. Активизировать словарь. Воспитывать бережливость, любовь к игрушкам.
    Оборудование: игровой персонаж «Кукла», зрительные символы звуков (методика Т.А. Ткаченко), предметные картинки на звук А, картинки «Что забыл художник нарисовать?», угощение для гостей.

    Ход занятия.

    Логопед: I . Оргмомент. Ребята, вы любите играть? Наши пальчики, язычок, носик, ушки тоже любят играть. Игры с пальчиками («Замок», «Две сороконожки», «У Маланьи»).

    II . Повторение. 1.Игра «Закройте глазки и послушайте звуки». Дети (предполагаемый ответ): Бумагой шуршат, бумагу режут, водичка льется, машины гудят и тд. Логопед: 2. «Назовите звук» (показываю зрительные символы звуков А, О, У, И). 3. «Спрятались звуки» (дети показывают зрительные символы, которые висят на стене). 4. «Угадай звук по артикуляции» (без голоса) А, О, У, И. 5. «Звуковой анализ ряда из двух гласных» (по артикуляции, по зрительным символам). Дети (предполагаемый ответ): «АУ» - Машенька в лесу заблудилась; «УА» - ребенок маленький плачет; «ИА» - ослик кричит. Логопед: Сколько звуков в слове «АУ» (УА, ИА)? Назовите первый звук, второй.

    III . Знакомство с темой.1.Назовите имена, которые начинаются на звук «А» Дети (предполагаемый ответ): Аня, Алла и др. Логопед: 2.Назовите картинки, на какой звук они начинаются Дети (предполагаемый ответ): Ананас, аист, азбука и тд. Логопед: 3. Загадка. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет (мяч). 4. Физкультминутка. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем, Девочки мальчики прыгают как мячики.

    IV . Игра «Кто приехал?»1.Назовите одним словом (папа, мама, брат, сестра) Дети (предполагаемый ответ): Семья

    Логопед:

    2. Какие праздники бывают в семье?

    Дети (предполагаемый ответ): День рождения и тд. Логопед: 3. У кукол тоже бывает день рождения. Имя у куклы начинается на звук А. Как её зовут? Дети (предполагаемый ответ): Аня, Аннушка. Логопед: 4. Кукла Аня приглашает вас на день рождения. Выберем подарки ей, но они должны начинаться на звук А.

    V . Дети поздравляют куклу с днем рождения.1. Игра «Что забыл художник нарисовать?» Дети (предполагаемый ответ): У лошадки нет хвоста. У куклы нет руки. У мишки нет лапы и тд.

    VI . Дети читают стихи А. Барто.

    VII . Кукла приглашает детей к столу и угощает. Дети благодарят куклу за угощение и прощаются.