Как написать словарный диктант. «Ужасно трудные словарные слова. «Ужасно трудные словарные слова»

В школах основным видом промежуточного и итогового контроля является диктант. Этот вид проверочной работы используется по многим предметам, так как имеет множество модификаций. Наибольшую сложность вызывают контрольные по русскому языку. В связи с этим у учеников и родителей нередко возникает вопрос, как написать диктант по русскому на «5».

Словарный диктант

На начальном этапе подготовки хорошо использовать словарные диктанты. Как правило, это набор отдельных слов, которые встречались по ходу изучения темы, и ученики имеют к ним доступ. Чтобы подготовиться к такому варианту письменной работы, необходимо:

    Выяснить значение каждого слова (можно использовать толковые словари или ресурсы интернета).

    Разделить слова на слоги и поставить в них ударение.

    Проговорить слова по слогам, отчетливо произнося опасные с точки зрения ошибок места.

    Написать слова по памяти или под диктовку.

Как написать диктант на «5», знают разработчики нетрадиционных методик. Дети хорошо запоминают правописание слов, если попросить их придумать нелепую историю с ними. Например, даны слова: «пилот», «сосиска», «салфетка». Представляем, что пилот, на головном уборе которого большими красными буквами написано это слово, летит на сосиске, размахивая облака салфеткой. Желательно, чтобы воображение четко нарисовало письменный вариант слов. Если с воображением туго, историю можно написать в черновике или оформить в виде картинки (в зависимости от пристрастий ребенка).

Подготовленный диктант

Как написать диктант на «5», подскажет следующий алгоритм:

    Необходимо внимательно прочитайте текст.

    Нужно выписать слова, которые вызывают особую сложность, подумать, какие орфограммы позволят написать их без ошибок.

    Отдельно поработать с непроверяемыми словами (можно использовать предыдущий алгоритм).

    Написать текст под диктовку или по памяти.

    Сверить работу с оригиналом.

Работая над данным видом работы, хорошо использовать различные таблицы и схемы для классификации правил написания.

Например, дано предложение: «В лесу росло большое дерево». Чтобы запомнить правописание всех слов, можно составить таблицу.

Неподготовленный диктант

Как написать диктант без ошибок на «5», если нет возможности заранее подготовиться? Во-первых, желательно регулярно выполнять два предыдущих вида задания. Во-вторых, во время контрольной работы необходимо себя хорошо чувствовать (выспаться, не чувствовать голода, не иметь заболеваний в стадии обострения).

Если все условия соблюдены, как написать диктант на «5», продемонстрируют следующие пункты:

    Внимательно прослушать текст.

    Выяснить значение непонятных слов (спросить у учителя или обратиться к словарям).

    Не торопиться писать предложение. Каждое из них читается три раза. При первом прочтении нужно проследить за интонацией. Это позволит правильно поставить знаки препинания. Затем записать диктуемые слова. И при третьем прочтении обязательно сравнить написанное с оригиналом.

    При проверке всего текста стоит обратить внимание на то, что написанный текст должен быть легко читаемым. Он не должен содержать помарок, исправлений, непонятных слов.

    Исправления необходимо вносить ручкой, использованной при письме. Нельзя пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком. Оценка за такую работу снижается.

Не задумываются, как написать диктант на «5», те, кто регулярно готовится к нему.

Мне навсегда запомнилось признание одной моей ученицы, написанное ею в 11-м классе: «Когда вы пришли на первый урок в 10-м классе и начали говорить так умно и красиво, я подумала: “Ну, вот и все, вот и смерть моя пришла!” – потому что многих слов просто не понимала. Потом, конечно, многое изменилось...». Вот так. А я-то, только что окончившая университет, думала, что знаю, как вести урок! Честно сказать, сомневаюсь теперь чаще, чем тогда, думаю только, что его нельзя вести скучно, неинтересно. Сейчас у меня замечательный седьмой класс, и это все – для них.

И.ДОБРОТИНА,
лицей № 1310,
г. Москва

«Ужасно трудные словарные слова»

Если Винни Пуха утомляли длинные слова, то многих школьников утомляют «не поддающиеся никаким правилам, ужасно трудные словарные слова». В борьбе с ними и с собой мы не смогли придумать ничего нового: их надо учить! Но, может быть, можно сделать это интересно? Воспользовавшись списком слов, который предлагает Л.А. Ахременкова в пособии «К пятерке шаг за шагом» для 7-го класса, мы составляем из этих слов интересные тексты и пишем словарные диктанты один раз в две недели. Слова, которые вызывают затруднения у большинства учеников, могут повторяться в последующих диктантах, иногда это помогает выстроить сквозные сюжетные линии. Почти всегда предлагаю ученикам продолжить текст, дописав 1–2 предложения.

Тексты диктантов, составленные из словарных слов

1. В преддверии турнира по теннису корреспондент сидел за колонной на террасе, с аппетитом пил кофе и рисовал карикатуры на знакомых коммерсантов. Внезапно к нему подошел незнакомец в матросской форме, передал программу и кассету с русскими песнями. Затем он сказал пароль: «Тонну макулатуры повезут по коммерческой трассе». Корреспондент произнес отзыв: «В слове интеллигент нет суффикса». Это был провал, и обоих ждала ссылка.

2. Бесприданница сидела в кресле у кованого светильника и мечтала о женихе-интеллигенте. Она была племянницей военачальника, и он обещал оставить ей неслыханное приданое: серебряную пудреницу, деревянный сундук и оловянные ложки.
Смышленые мошенник и мошенница все рассчитали и решились на невиданный поступок: выкрасть серебряную пудреницу у бесприданницы-труженицы. Но произошла путаница: ... .

3. Ураган настиг мошенников на пароме. Багровый закат освещал их лица, пятибалльный шторм грозил жизни. После неудачной попытки украсть пудреницу они рассчитывали продать акваланг коммерсантам. Это было рациональное решение.
А увенчанный славой военачальник был желанным гостем в доме своей племянницы. Он был патриотом, отказывался от привилегий и не пресмыкался перед властью. Его племянница-бесприданница жила в каморке возле гастронома и лепила из пластилина поразительные фигурки акробатов. Оловянные ложки и серебряная пудреница по-прежнему лежали в деревянном сундуке.

4. Кромешная тьма скрыла город, метель залепила глаза светофоров.
Кто-то стоял на снегу, хорошо утрамбованном под окнами дома, и видел, как в кухне на конфорке варится кофе. Из громадной гостиной доносились голоса.

«Леность – неслыханный порок», – говорила мачеха своей падчерице-труженице и заставляла ее бессчетное количество раз протирать все кристаллики на ожерелье. Мачеха лелеяла мысль о том, что прославится. Колонны корреспондентов будут поджидать на террасе или у калитки, сражаясь за ее внимание. Она будет вести интеллектуальные беседы о классике или о ценах на бензин с комендантом города.

Вдруг ее мечты прервал шум, раздавшийся за окном.

5. После бесчисленного количества ошибок седьмой класс вновь готовился к диктанту, желая поразить учителя неслыханными знаниями. Привилегий не было ни у кого. Приближался желанный четверг, и все путаники и мученики седьмого класса, позабыв о лености, повышали уровень интеллекта, рассчитывая на высший балл.
В страшных снах им являлись племянница с приданым в виде пластилиновых акробатов, военачальник с серебряной пудреницей, мошенница и мошенник с аквалангом, мачеха в ожерелье из кристаллов и корреспондент, отправленный в ссылку. Эти герои то шли вереницей под звуки траурных аккордов, то пускались в русский перепляс, постукивая каблуками. Никто не знал, что с ними сделают грамотные и смышленые семиклассники...

6. «Падчерица, готовя винегрет, чистя линолеум, развешивая сияющую гирлянду и собирая газеты с карикатурами, увидела силуэт у дома и побежала открывать дверь.
Некий озябший иждивенец, едва шевеля губами, сделал падчерице предложение. Падчерица попросила держать дистанцию, но тем не менее согласилась.
Тем временем мачеха беседовала с военачальником об освобождении корреспондента, чтобы тот прославил мачеху, а мошенников посадил за решетку. Узнав о свадьбе падчерицы, она пригласила военачальника и его племянницу-бесприданницу в гости.
После предварительной подготовки, увенчанная фатой, падчерица принимала подарки. Мошенник и мошенница подарили акваланг, с которым им было жаль расставаться, бесприданница-труженица – кассету с комментариями знаменитых критиков, прочитавших произведения русских классиков. Освобожденный корреспондент преподнес программку, а военачальник – канистру бензина, бутыль керосина и кованую подкову на удачу.
Мачеха была довольна и не предъявляла претензий, ожидая статью, корреспондент был готов на все...» – писали смышленые и грамотные семиклассники ответ своему учителю.

7. Начищенный до блеска линолеум радовал глаз. Гирлянда освещала силуэт коменданта, который читал заголовки газет, рассчитывая найти что-то интересное.

«Найдено ожерелье в винегрете!»

«Смышленая обезьяна ставит штемпели на квитанции и конверты».

«Неслыханная эпидемия среди тружеников гастронома».

«Свадьба бесприданницы».

«Меняю кованый сундук на тонну пластилина».

«В преддверии выборов».

Задумавшись, он не увидел, как...

Мошенники, забравшись в квартиру, выкрали вазу, полную кристаллов, и тонну пластилина;

Огромная обезьяна в серебряном колье бьет мошенников за воровство;

Внезапно гирлянда погасла, а елка, оказавшаяся баллистической ракетой, стартовала к его врагам.

8. В преддверии праздника в городе царила суматоха. Ждали бесчисленное количество гостей, рассчитывали на приезд иностранных делегаций. Пятитонный фургон с мороженым, яркое сочетание шариков и флажков, колоннада, украшенная подлинными картинами местного художника, – все обещало бурное веселье.
Концерт начался с выступления хора ветеранов – ровесников города. Затем девочки-сверстницы исполнили белорусский танец под аккомпанемент трещоток. Артиллеристы местного гарнизона завершили праздник салютом, искры которого медленно угасали на линии горизонта.

И только...

Школьники в этот день опять писали словарный диктант;

Мальчишки лет семи собирали макулатуру;

Годовалый малыш не видел этого торжества, мирно посапывая в своей кроватке;

Печальные мошенник и мошенница горевали о том, что в этот день им не удалось провернуть авантюру;

Потом вспомнили о мороженом, которое почти растаяло в фургоне;

Важный белорус, расхаживающий взад и вперед, все время ворчал: «Праздник без аккордов аккордеона – не праздник!».

1 класс

2 полугодие

Словарные слова: воробей, девочка, мороз, пенал, спасибо.

Лексический диктант

То же, что холод. (Мороз)

Выражение благодарности. (Спасибо)

Длинная коробочка для ручек, карандашей… (Пенал)

Маленькая птичка с серо-чёрным опереньем. (Воробей)

Слуховой диктант

Спасибо, девочка, мороз, пенал, воробей.

Зрительно – слуховой диктант

Запиши слова, разделяя их на слоги.

Де-воч-ка, мо-роз, пе-нал, во-ро-бей, спа-си-бо.

Зрительный диктант

Дев_чка (о), сп_сиб_ (а,о), м_роз (о), п_нал (е), в_р_бей (о,о).

Без кисти и без красок

Нарисовал художник

На сотнях окон разом

Красивый светлый праздник. (Мороз)

Ох, удобный сундучок,

Ты положишь всё в него

Ручку, ластик и линейку,

Карандаш и кисточку. (Пенал)

Птичка-невеличка

Ножки имеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Ручки, ножки, огуречик

Вот и вышел человечек,

Две косички, два банта.

Кто же это? (Девочка)

Прежде чем кого-то

О чём-то попросить

Не забудь потом его

Поблагодарить. (Спасибо)

Выборочный диктант

Мороз, орех, девочка, улей, спасибо, Аня, ирис, пенал, воробей.

Словарные слова:

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Плод яблони. (Яблоко)

Небольшой зверёк из отряда грызунов. (Заяц)

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (Берёза)

Группа учеников одного и того же года обучения. (Класс)

Домашнее животное из семейства хищных млекопитающих. (Собака)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Яблоко, заяц, берёза, собака, класс.

Зрительно – слуховой диктант

Ябл_к_ (о,о), с_бака (о), за_ц (я), кл а_с (с), б_рёза (е).

Зрительный диктант

Запиши слова. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

С_бака, б_рёза, ябл_к_, кла__, за_ц.

Выборочный диктант

Запиши слова, оканчивающиеся на согласный в первый столбик, на гласный во второй.

Яблоко, заяц, берёза, собака, класс.

Диктант с использованием загадок

Сладкое румяное

С дерева упало,

Любе в рот попало. (Яблоко)

Трусишка серенький

Зимой в шубке беленькой,

Глаз косой,

Бегает рысцой. (Заяц)

Стоит Алёна-

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Берёза)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

На чужих лает,

В дом не пускает. (Собака)

Из девчонок и мальчишек

Коллектив наш состоит.

Изучить немало книжек

В будущем нам предстоит. (Класс)

Слуховой диктант

Берёза, яблоко, класс, заяц, собака.

Словарные слова: корова, ребята, молоко, рисунок, ворона

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Домашнее животное, самка крупно рогатого скота. (Корова)

Белая жидкость для вскармливания младенцев и детёнышей. (Молоко)

Нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо. (Рисунок)

Всеядная птица, серая с чёрным или чёрным оперением. (Ворона)

Зрительно – слуховой диктант

К_р_ва (о,о), р_бята (е), м_л_ко (о,о), в_р_на (о,о), р_сун_к (и,о).

Зрительный диктант

Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

М_л_ко, к_р_ва, б_рёза, р_сун_к, в_р_на.

Выборочный диктант

Книга, молоко, гриб, берёза, листок, рисунок, корова, земля, ворона.

Диктант с использованием загадок

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Малым ребятам

Молоко даёт. (Корова)

Вы увидите на нём

Солнце, улицу и дом.

Вова всё изобразил

И себя он не забыл. (Рисунок)

Как откроет рот-кошмар!

Слышно только: «Кар-кар-кар!» (Ворона)

Эту жидкость надо пить.

Она вкусна и бела,

Витаминами полна. (Молоко)

Молодые сорванцы

И лихие удальцы,

Всё спешат они куда-то,

А зовут их все … (ребята)

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, каких-либо коллекций. (Альбом)

Узкая полоса, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (Дорога)

Механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу. (Машина)

Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью. (Медведь)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Зрительно – слуховой диктант

Альбом, машина, медведь, дорога.

Зрительный диктант

Запиши слова. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

Д_рога (о), м_две_ь (е,д), м_шина (а), _льбом (а).

Выборочный диктант

Запиши слова, которые начинаются с согласного звука.

Машина, альбом, медведь, дорога.

Диктант с использованием загадок

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Я бываю разная:

Чёрная и красная,

Грузовая, легковая.

Кто же я такая? (Машина)

Идёшь - впереди лежит.

Оглянешься - домой бежит. (Дорога)

Нарисуешь всё ты в нём,

А зовут его … (альбом)

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Край земли около воды. (Берег)

Крупный населённый пункт. (Город)

Письменная принадлежность – графитная палочка. (Карандаш)

Самец курицы. (Петух)

Птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях. (Сорока)

Слуховой диктант

Запиши слова под диктовку. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные.

Берег, петух, карандаш, сорока, город.

Зрительно – слуховой диктант

Бер(е,и)г, п(и,е)тух, к(о,а)р(а,о)ндаш, с(а,о)рока, г(о,а)ро(д,т).

Зрительный диктант

Запиши слова. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

Выборочный диктант

Запиши слова в которых только согласные мягкие звуки.

Петух, берег, карандаш, сорока, берег.

Диктант с использованием загадок

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (Петух)

Хлопотунья пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом. (Карандаш)

Где есть вода,

Там есть … (берега)

В этом населённом пункте

Светофоров вам не счесть,

Разных зданий: магазинов,

Школ, спортклубов много есть. (Город)

Словарные слова: Астана, Алматы, крапива, тетрадь, ученик.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Столица Казахстана. (Астана)

Южный город, ранее столица Казахстана. (Алматы)

Травянистое растение с обжигающими волосками на стебле и листьях. (Крапива)

Сшитые листы чистой бумаги в обложке. (Тетрадь)

Тот, кто учится в средней школе, в профессионально-техническом училище. (Ученик)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Тетрадь, Астана, ученик, Алматы, крапива.

Зрительно – слуховой диктант

(А,а)стана,(а, А)лматы, кр(о,а)пива, т(е,и)тра(т,д)ь, уч(и,е)ник.

Зрительный диктант

Запиши слова. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

Т_тра_ь, _стана, уч_ник, _лматы, кр_пива.

Выборочный диктант

Запиши только словарные слова.

Арбуз, Астана, лесник, Алматы, кроты, крапива, тетрадь, листок, ученик.

Диктант с использованием загадок

Этот город знаешь ты,

Южный город - … (Алматы)

Это лучший в мире город!

Он красив и очень молод.

Столица наша и она

Зовётся город …(Астана).

Вы не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Я – то в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я …(тетрадь).

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу? (Ученик)

Словарные слова: учитель, жеребёнок, лягушка, работа, деревня.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Сельская местность. Крестьянское селение. (Деревня)

Детёныш лошади. (Жеребёнок)

Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами приспособленными для прыганья. (Лягушка)

Нахождение в действии, род занятости. (Работа)

Лицо, которое обучает чему-нибудь. (Учитель)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Учитель, жеребёнок, лягушка, работа, деревня.

Зрительно – слуховой диктант

Учит(и,е)ль, ж(и,е)р(е,и)бёнок, л(и,я)гушка, р(о,а)бота, д(е,и)ревня.

Зрительный диктант

Запиши слова. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

Учит_ль, ж_р_бёнок, л_гушка, р_бота, д_ревня.

Выборочный диктант

Запиши слова, которые начинаются с согласного звука.

Жеребёнок, лягушка, учитель, деревня, работа.

Диктант с использованием загадок

Всё на свете знать хотите?

Вам поможет ваш … (учитель).

В ней не встретишь светофоров

И больших, больших домов,

Только коз, баранов, уток,

И пасущихся коров. (Деревня)

Жить не сможешь без заботы,

Коль не любишь ты …(работы).

У коровы есть телёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У тигрицы есть тигрёнок,

У кобылы - …(жеребёнок).

Жить желает у воды.

Её прекрасно знаешь ты.

Превосходная квакушка,

А зовут её ...(лягушка)

2 класс

1 полугодие

Словарные слова:

Лексический диктант

Замени одним словом.

1.Наша республика (Казахстан).

2. Государственный язык (казахский язык).

3. Язык межнационального общения (русский язык).

4. Кастрюли, чашки, вилки, стаканы – это (посуда).

5. Следит за порядком в классе (дежурный).

6. Вежливое слово, просьба о прощении (извините).

Слуховой диктант

Запиши слова под диктовку. Раздели слова на слоги.

Казахстан, казахский язык, русский язык,посуда, дежурный, извините.

Зрительно – слуховой диктант

Сначала проводится коллективная работа. Ученики устно вставляют пропущенные буквы и раскрывают скобки. Затем слова закрываются. Проводится диктант.

К_захский _зык, ру(сс,с) _кий язык,п_суда, д_журный, _зв_ните, (К,к)_захстан.

Зрительный диктант

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

П(о,а)суда, (К,к)азахстан, ру(сс,с)кий _зык, д(е,и)журный, к_захский язык,изв(е,и)ните.

Выборочный диктант

Запиши только словарные слова.

Школа, Казахстан,поляна, казахский язык,ручной, русский язык,посуда, чашка, дежурный, жираф, извините.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Совершённое действие в прекрасном, радостном настроении. (Весело)

Топкое место со стоячей водой. (Болото)

Ребёнок женского пола. (Девочка)

Цитрусовое вечнозелёное плодовое дерево, а также плод его с ароматной твёрдой кожурой и кислой на вкус мякотью. (Лимон)

Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир. (Природа)

Молодые люди, парни. (Ребята)

Отечество, родная страна. (Родина)

Словарные слова: ноябрь, сентябрь, коньки, ягода, пальто, богатырь, октябрь.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Второй месяц осени. (октябрь)

Первый месяц осени. (Сентябрь)

Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода)

Верхняя одежда, обычно ниже колен. (Пальто)

Узкие стальные полозья, прикреплённые к обуви для катания на льду. (Коньки)

Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (Богатырь)

Третий месяц осени. (Ноябрь)

Диктант с использованием загадок

Серо поле белым стало

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц, подскажи. (Ноябрь)

Я не овощ и не фрукт.

По иному все зовут.

Кислая и сладкая,

И на цвет я разная. (Ягода)

Опустел колхозный сад,

Паутинки в даль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

В доме есть у меня два коня.

По воде они возят меня.

По твёрдой воде, ледяной.

Происходит всё это зимой. (Коньки)

Наступают холода.

Одеваться всем пора.

С вешалки сними его.

Тебя согреет вмиг оно. (Пальто)

Всё мрачней лицо природы!

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Он в былинах от врагов

Спас десятки городов.

Ильёй Муромцем все звали,

Почитали, уважали. (Богатырь)

Зрительно - слуховой диктант

Коллективная работа на доске, затем слова необходимо закрыть и продиктовать.

С_нтябрь, _ктябрь, н_ябрь, яг_да, коньки, б_г_тырь, п_льто.

Зрительный диктант

Н(а,о)ябрь, п(о,а)льто, яг(о,а)да, к(а,о)ньки, (о,а)ктябрь, б(а,о)гатырь, с(и,е)нтябрь.

Цифровой диктант

Зашифруйте в словах букву безударного гласного с помощью цифр: о – 1, а – 2, е – 3. Запишите только безударные гласные, расшифруйте и сложите цифры.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, ягода, коньки, богатырь, пальто.

(3, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2 = 12)

Выборочный диктант

Запиши слова с двумя слогами в один столбик, с тремя во второй.

Пальто, ягода, сентябрь, коньки, октябрь, ноябрь, богатырь.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Певец, импровизатор, музыкант, исполняющий свои произведения под домбру. (Акын)

Жвачное животное с одним или двумя жировыми горбами. (Верблюд

Металлическая посуда для варки пищи. (Кастрюля)

Искусство писать красивым, чётким почерком. (Каллиграфия)

Главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений. (Столица)

Шестой день недели, перед воскресеньем. (Суббота)

Посуда круглой формы со слегка приподнятыми краями и широким плоским дном. (Тарелка)

Зрительно - слуховой диктант

Коллективная работа на доске, затем слова необходимо закрыть и продиктовать.

Т_релка, в_рблю_, су__ота, ка__играфия, ст_лица, _кын, к_стрюля.

Слуховой диктант

Запиши под диктовку.

Зрительный диктант

Запиши слова. Подчеркни безударные гласные. Поставь ударение.

Кастрюля, акын, столица, каллиграфия, суббота, верблюд, тарелка.

Диктант с использованием загадок

Полезней посуды ты не ищи.

В ней суп приготовишь и кашу, и щи.

Кисель и компот в ней можно сварить.

Не забывай её тщательно мыть. (Кастрюля)

Под звуки домбры он расскажет тебе

О родине, солнце и о земле. (Акын)

Государства главный город

Имеет статус Астана.

Огнями многих новостроек

Издалека видна она. (Столица)

Буква к букве ровно в строчке

Ты стараешься писать.

У тебя с ней всё в порядке.

За неё получишь пять. (Каллиграфия)

Раз, два, три, четыре, пять

Дни недели летят вспять.

Всё! Закончена работа,

Значит, к нам пришла…(суббота)

Он может неделю не есть ничего:

Кладовка с едой на спине у него. (Верблюд)

С поднятыми краями,

Широким плоским дном.

Посуда круглой формы

Нужна ты в каждый дом. (Тарелка).

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Высокая обувь, охватывающая голень. (Сапоги)

Действие, совершающее в короткий промежуток времени. (Скоро)

Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой года. (Месяц)

Огородный овощ, растущий обычно кочаном. (Капуста)

Двенадцатый месяц календарного года. (Декабрь)

Первый месяц календарного года. (Январь)

Второй месяц календарного года. (Февраль)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке. Поставь ударение.

Диктант с использованием загадок

Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт-

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

На первую ступеньку

Стал парень молодой.

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой. (Месяцы)

Из двенадцати братьев

Он самый меньшой.

Ничего не поделаешь,

Уродился такой. (Февраль)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста).

Нас не смогут напугать

Дождик, лужи, слякоть.

Их оденем и опять

Смело мы пойдём гулять. (Сапоги)

Утихли метели, исчезли сугробы,

Весна наступила,

Значит лето … (скоро).

Этот месяц самый первый,

Начинает новый год.

После, каждый по порядку

В свою очередь придёт. (Январь)

Зрительно - слуховой диктант

С_поги (а), ф_враль (е), мес_ц (я), к_пуста (а), д_кабрь (е), скор_ (о), _нварь (я).

Выборочный диктант

Запиши слова в которых звуков меньше, чем букв в первый столбик, остальные во второй.

Сапоги,скоро, месяц, капуста, декабрь, январь, февраль.

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Орудие для копания земли с рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата)

Предметы комнатной обстановки. (Мебель)

То же, что громадный. (Огромный)

Печёное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой. (Пирог)

Действие, проходящее стремительно. (Быстро)

Местность с обильной травянистой растительностью, предназначенное для выпаса скота. (Жайляу)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Лопата, пирог, мебель, огромный, быстро, жайляу.

Зрительно - слуховой диктант

Запиши слова, разделяя их для переноса.

Лопата, мебель, огромный, быстро, жайляу, пирог.

Выборочный диктант

Запиши только словарные слова.

Школа, лопата, стул, мебель, большой, огромный, снег, быстро, жайляу, трава, пирог.

Диктант с использованием загадок

Этой ложкой не несут

Из тарелки в рот еду.

Эта ложка любит труд,

В огороде и в саду. (Лопата)

Стул, кровать, диван, тахта

Можно долго перечислять.

Мне скорее помоги,

Всё одним словом назови. (Мебель)

Дом построили бетонный

Он большой, ну прям … (огромный).

Начинай с зарядки утро,

Вырастешь здоровым … (быстро).

Весной ты увидишь

Соцветье тюльпанов

На пышных лугах под

Под названьем … (жайляу)

Его испекли из белой муки

С вкусной и сладкой начинкой внутри. (Пирог)

Лексический диктант

Замени каждое предложение одним словом.

Обувь, закрывающая ногу по щиколотку. (Ботинки)

Неожиданно, внезапно. (Вдруг)

Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер)

Цвет песка, золота. (Жёлтый)

Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать. (Животное)

Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а сердцевина жёлтая. (Ромашка)

Отметка, обозначающая сравнительно высокую оценку знаний. (Хорошо)

Слуховой диктант

Пронумеруй слова в алфавитном порядке.

Хорошо, жёлтый, ромашка, вдруг, ботинки, ветер,

животное.

Зрительно - слуховой диктант

Коллективная работа. Учащиеся вставляют нужную букву, затем слова закрываются.

Х_р_шо (о,о), ж_лтый (ё), р_машка (о), вдр_г (г), б(о)тинки, вет_р (е), животн_е(о).

Выборочный диктант

Запиши только словарные слова.

Хорошо, хлеб, писать, жёлтый, ромашка, стена, вдруг, ботинки, буран, ветер, лошадь, животное.

Диктант с использованием загадок

Тебя похвалят не раз ещё,

Если работаешь ты …(хорошо).

Золото этого цвета, цыплёнок,

Солнце и тыква,

Гусёнок, утёнок. (Жёлтый)

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка, сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Ветер)

Есть мы у Лёшки,

Коли и Алинки

Тёплые, удобные

Новые … (ботинки).

Перечислять их можно долго

От слона до божьей коровки,

В одно целое свяжи,

Одним словом назови. (Животные)

Очень обидится твой друг,

Если его обидишь …(вдруг).

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Основные правила написания диктанта

Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача - определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.

При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.

По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

Учить правила, уметь применять их при письме;

Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта - это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.