Интегральный алгоритм чтения состоит из следующих блоков. Алгоритм чтения книг по программированию. Использование информации для различных целей

Дата, время, место проведения

30.01.2016 года

Участники

Учителя начальных классов.

Предназначение:

    Представить опыт работы по формированию умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности

    Попрактиковаться в соотнесении заданий с формируемыми основными группами читательских умений.

Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать, какие умения будут сформированы?

Какие задачи мы будем решать в ходе работы, на какие этапы разобьем нашу деятельность?

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление, как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным).

В новом стандарте выделена отдельная подпрограмма «Чтение: работа с информацией» нацеленная на то, чтобы на уроках по всем учебным предметам школьники приобрели первичные навыки работы с информацией.

На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, под которой мы понимаем учебно-познавательную деятельность по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.

В данном случае речь идет об информационном тексте, который содержит относительно законченный отрезок информации (научной, учебной, справочной) и сосредоточен в доступных для детей источниках (учебниках, энциклопедиях, справочниках). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ.

В образовательной программе нашей школы (как и в ОП других ОО) выделены следующие критерии и параметры умений смыслового чтения и работы с информацией:

Параметры

Критерии

Общее понимание и ориентация в тексте

Умение определять тему

Умение определять главную мысль

Умение вычленять основные события

Умение использовать для ответа на вопрос несколько источников информации (фрагменты текстов, сноски, подзаголовки, рисунки, схемы, таблицы)

Глубокое и детальное понимание содержания и формы

Умение излагать текст сжато

Умение формулировать несложные выводы на основе информации текста

Умение делать выписки из материалов с учетом цели их дальнейшего использования

Использование информации для различных целей

Умение оценивать содержание, структуру текста на соответствие заданным критериям

Складывающееся в настоящее время представление о читательской грамотности как одном из планируемых результатов начального образования, ставит перед учителем новую задачу. Это задача освоения способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Я расскажу об интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения, как способах изучающего чтения.

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Аудитория не делится на группы.

Приложение №1 ).
После первичного прочтения и обсуждения текста (что было непонятным, трудным?) участникам раздаются рабочие листы (Приложение №2 )

Читают заголовок на рабочем листе и формулируют цель работы: будем учиться находить полезную информацию в тексте. Для этого нам надо выполнить 5 шагов.

В результате применения интегрального алгоритма вся полезная информация как бы упаковывается в следующие блоки: выходные данные (автор, название и т.п.); основное содержание и фактографические данные; оценка и польза полученной информации

Выполнение шагов дифференциального алгоритма чтения (для примера берется второй абзац текста)

Участникам сообщается, что хороший читатель должен уметь делать компрессию (сжатие) текста. Слово «компрессия» от слова пресс, что в переводе с французского означает - давить, жать; пресс - это машина (механизм для сильного сжатия). Если «положить» под пресс текст, то он уменьшится и количественно (будет меньше слов) и качественно (останется только главная информация)Для этого надо выполнить следующие шаги по каждому абзацу текста.

Первый шаг – участники находят в тексте ключевых слов (термин детям знаком)(Приложение №3 )

Примечание: При выполнении этого шага необходимо учесть следующее: часто дети в качестве ключевого слова предлагают слово-название темы («акулы»), тогда надо объяснить, что это слово отражает тему текста, поэтому не является ключевым в конкретном предложении. Может получиться предложение и без ключевых слов (если оно дублирует информацию предыдущего). Важно учитывать длину предложения. Ключевые слова подчеркиваются в тексте (ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ) и выписываются в таблицу при сохранении их грамматической формы.
Второй шаг – участники составляют смысловые ряды с ключевыми словами. Примечание: Объясняем участникам, что смысловой ряд – это укороченная фраза (из текста или сконструированная читателем на основе текста) с ключевым словом: сколько групп ключевых слов выписано, столько и будет смысловых рядов. Учителю необходимо отслеживать на доске (графическим способом) соответствие ключевых слов и смыслового ряда. Кроме того, важна и синтаксическая связь между смысловыми рядами (местоимения, синонимы, союзы). После заполнения второй колонки участники читают получившийся текст, делают вывод, что он стал сжатым. (ПРОВЕРКА) (Приложение №3 )
Третий шаг – конструирование доминанты (в переводе с латинского «ключевая идея»).

Примечание: Объясняю участникам, что доминанта – это одно предложение (не словосочетание, не заголовок), выражающее его главную мысль. (Приложение №3 )

III . РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

    Формирование каких результатов обеспечивает?

    Какие задачи можно решить, используя данный прием?

    Как и на каких предметах я могу это использовать?

Приложение №1.

Про акул.
Из всех животных, плавающих в мире, акулы вызывают наибольший страх, хотя из 350 известных видов акул только 39 уличены в нападении на людей. Еще древнегреческий ученый Аристотель занимался изучением этого древнего хищника, который будоражил воображение человека еще 1000 лет назад. Данные говорят, что существующие ныне акулы были такими же примерно 100 млн. лет назад. Этот кровожадный, неистребимый хищник дошел до наших дней почти без изменений.
Акула превосходно приспособлена для нападения, а значит и выживания. У этой хищницы, очень своеобразный зубной аппарат. У всех позвоночных зубы закреплены корнями в челюстях, а у акулы острые, словно бритва, зубы держатся в коже десен, образуя от 4 до 6 (а у некоторых видов до 20) рядов. Продолжая расти, акульи зубы выходят вперед; на смену выпадающим встают шеренги задних зубов. Удалось подсчитать, что одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить 24 тыс. зубов.
Акулы наделены чрезвычайными способностями, обнаруживать пищу. Нервные клетки, которые образуют так называемую боковую линию, которая протянулась от рыла до хвоста, ощущают вибрацию воды от какого-нибудь животного на расстоянии 180 м. Как только поступил вибрационный сигнал, акула подключает свое исключительное обоняние: она способна почувствовать рыбью кровь, даже если 1 грамм крови растворить в 1 тысяче литров воды.

(Универсальная энциклопедия школьника. - Минск, 1995. - 2)

:
Приложение №2.

1. Выходные данные (название, автор, источник):

2. Основное содержание (тема, идея):
Тема: __________________________________________________
Идея: __________________________________________________
3. Факты (имена, цифры, данные):
________________________________________________________
4. Оценка:
Информация новая _______________________________________
Информация интересная __________________________________
5. Практическая польза:

Приложение №3.

Ключевые слова

Смысловые ряды

Доминанта (самое основное, главное)

Способов, методик и техник по развитию скорочтения очень много. Интегральный алгоритм чтения не исключение. В этой статье мы расскажем о интегральном алгоритме чтения.

Интегральный алгоритм чтения

Существует, так называемый «интегральный алгоритм чтения», иначе говоря последовательность знакомства с текстом.

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Тема, оглавление.
  5. Факты.
  6. Специфические особенности (графики, таблицы, картинки и т.д)
  7. Новизна и возможность практического использования информации.

Цель использования такого алгоритма состоит в том, чтобы извлечь из текста только ту информацию, которая отвечает (заполняет) блоки алгоритма.

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них. приведенные в справочнике, не может изложить основную идею текста не может высказать свое отношение к тексту в свете не может применить э.

Если же человек по прочтении текста может

  • выделить факты из текста и запомнить их,
  • высказать критику по отношению к тексту,
  • объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете,
  • перефразировать основную идею текста,
  • привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,

В хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы, контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.

Читая текст, очень важно разложить его по полочкам

  1. Название статьи Автор Выходные данные.
  2. Проблема.
  3. Факты.
  4. Особенности изложения.
  5. Вопросы к автору и критика
  6. Новизна и практическое использование

На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты - название книги, автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и факты - вот что важно - считают они.

Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора (торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.

Мы даем совет не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.

Семь блоков интегрального алгоритма чтения.

1. Наименование книги, статьи

3. Источник и его данные

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объёма и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов. Работая по алгоритму, вы научитесь приёму "созерцание - обозрение" всего текста сразу. И ещё необходимо знать, что в жизни существуют образцы инструментов, модели одежды, стили письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приёмы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, то вы значительно увеличите свои читательские возможности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем, вы теперь сможете уже свободно ориентироваться в содержательной части любого текста, вы ясно увидите различие между полезным смыслом и бесполезным объёмом.

О методике фоточтения

Фоточтение - это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение включает этапы быстрого чтения, однако этот вид чтения, так же включает и другие этапы, которые помогают лучше понять содержание текста, а так же понять какие выгоды следует извлечь читателю из текста.

Последовательность этапов при фоточтении:

  • Подготовка к вхождению в режим фоточтения - (необходимо, Освободить сознание от мыслей, расслабиться и войти в особое состояниепринять удобную позу).
  • Предварительный просмотр книги и уяснение цели фото-чтения . Необходимо понять структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать заключение книги, первую страницу книги, оглавление, .
  • "Photoreading" . Книга просматривается со скоростью 1 секунда на разворот.
  • Скорочтение . На этом этапе читающий внимательно просматривает наиболее интересные моменты в тексте. Читатель составляет общее понимание о прочитанной книге, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фоточтения подсознание фотографирует образ книги в памяти.

Фоточтение - это не перелистывание книг, а нечто большее. Большинство видео роликов по теме фоточтения в интернете включают только один этап процесса фоточтения - перелистывание страниц. Преподаватель при этом говорит, что это и есть процесс фоточтения.

Обратите внимание, что после фоточтения требуется сформировать собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать повторно некоторые моменты из фоточитаемого текста.

Особое внимание обратите на то, что перед фоточтением нужно особым подготовиться. Очистить мозг от навязчивых мыслей. Полностью сконцентрироваться на деле. Чем больше посторонних мыслей гуляет в голове, тем слабее подключается подсознание.

Настоящее скорочтение подразумевает как бы раскачивание на качелях - подсознание выбирает объект сосредоточения - а сознание углубленно читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание занято посторонними мыслями, то ни о каком сто процентном его использовании не возможно говорить. Усовершенствования методики фоточтения:

  • Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться на содержание книги и войти в творческий режим.
  • Я, как и многие методики фото-чтения предполагают просмотреть книгу несколько раз, а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.
Затруднения фоточитателей:
  • Истинное чтение состоит не в том, чтобы как можно быстрее прочитать книгу (эта цель тешит эго читателя), а в том, чтобы как можно с меньшими затратами справиться с затруднением. Если спешить при чтении, то фоточитатель упускает много важной информации.
  • Обычно начинающие не могут понять, как можно сканировать текст получать из него зерна знаний.
  • Читатель увлечен скоростью чтения, а не поиском смысла. Читатель спешит. Читатель не имеет четкой цели чтения.

Текст 1

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.



Задания к тексту

1.Прочитайте текст.

2.Сравните с примером тезисов, данных выше, и составьте свои тезисы по данному тексту.

3.Проанализируйте одну из методических статей журналов, относящихся к вашей специальности по следующему алгоритму:

1.Разделите текст на три композиционные части:

а) постановка задачи, обоснование актуальности темы, б) процесс исследования фактов, в) формулирование выводов.

2.Найдите формальные средства связи информативных частей текста и абзацев.

3.Определите направленность содержания статьи: научная, практическая, научно-практическая, полемическая, собственно-информативная.

4.Укажите языковые средства, отражающие эту направленность.

Задание 1. Цель: формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения письменного текста с использованием дифференциального алгоритма чтения.

Найдите ключевое слово.

Дается задание определить ключевое слово (слова) в каждом смысловом абзаце. На начальном этапе лучше дать упражнение в качестве домашнего задания: подчеркнуть ключевые слова в тексте, а затем на практическом занятии записать их под руководством преподавателя в упорядоченной форме на доске и в тетрадях. Нужно обратить внимание студентов на то, что форма записи должна по возможности отражать отношения между ключевыми словами (противопоставления, повторы, сопоставления, параллели и так далее). То есть такая запись ключевых слов - это не механическое занятие, а продолжение аналитической работы. Впоследствии запись ключевых слов может осуществляться студентами дома самостоятельно.

рТЕДУФБЧШФЕ, - РЕТЧПЛМБУУОЙЛ ЮЙФБЕФ УРТБЧПЮОЙЛ РП ЧЩУЫЕК НБФЕНБФЙЛЕ, Б РПУМЕ ЮФЕОЙС ПО ОЕ НПЦЕФ УЧСЪБФШ ДЧХИ УМПЧ П РТПЮЙФБООЩИ ЖПТНХМБИ. лПОЕЮОП, ЬФП ОЕМШЪС ОБЪЧБФШ ЮФЕОЙЕН, РПУЛПМШЛХ ЫЛПМШОЙЛ ОЕ НПЦЕФ РПЧФПТЙФШ ЖБЛФЩ (1) РТЙЧЕДЕООЩЕ Ч УРТБЧПЮОЙЛЕ, ОЕ НПЦЕФ ЙЪМПЦЙФШ ПУОПЧОХА ЙДЕА ФЕЛУФБ (2) Й ОЕ НПЦЕФ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ФЕЛУФХ Ч УЧЕФЕ ФПЗП, ЛБЛ ПО УПВЙТБЕФУС ЙУРПМШЪПЧБФШ РПМХЮЕООЩЕ ЪОБОЙС Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ (3).

еУМЙ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ РП РТПЮФЕОЙЙ ФЕЛУФБ НПЦЕФ

  • ЧЩДЕМЙФШ ЖБЛФЩ ЙЪ ФЕЛУФБ Й ЪБРПНОЙФШ ЙИ,
  • ПВЯСУОЙФШ ЛБЛ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЕЗП ЧОХФТЕООЕНХ РТЕДУФБЧМЕОЙА П ЪБФТБЗЙЧБЕНПН РТЕДНЕФЕ,
  • ЧЩУЛБЪБФШ ЛТЙФЙЛХ РП ПФОПЫЕОЙА Л ФЕЛУФХ,
  • РТЙЧЕУФЙ ЖБЛФЩ ЙЪ УПВУФЧЕООПЗП ПРЩФБ, ДПРПМОСАЭЙЕ ФЕЛУФ,
  • РЕТЕЖТБЪЙТПЧБФШ ПУОПЧОХА ЙДЕА ФЕЛУФБ,

ФП НЩ УЮЙФБЕН, ЮФП ФЕЛУФ РТПЮЙФБО.

лУФБФЙ, Ч ИПТПЫЙИ ХЮЕВОЙЛБИ ПВСЪБФЕМШОП ЧУФТЕЮБЕФУС ЧУФХРМЕОЙЕ, ЪБЛМАЮЕОЙЕ, ЧЩЧПДЩ, ЛПОФТПМШОЩЕ ЧПРТПУЩ. фБЛБС УФТХЛФХТБ ЙЪМПЦЕОЙС НБФЕТЙБМБ РПЪЧПМСЕФ РТПЧЕТЙФШ ХУЧПЕОЙЕ ЪОБОЙК. уПУФБЧЙФЕМЙ ХЮЕВОЙЛПЧ ЗПФПЧЩ ЙЪ МПЦЕЮЛЙ РПМПЦЙФШ ЧБН Ч ТПФ ЪОБОЙС.

бЧФПТЩ фЕИОЙЛЙ ВЩУФТПЗП ЮФЕОЙС пМЕЗ бОДТЕЕЧ Й мЕЧ иТПНПЧ РТЕДМБЗБАФ ЙУРПМШЪПЧБФШ йОФЕЗТБМШОЩК БМЗПТЙФН ЮФЕОЙС ДМС ХОЙЧЕТУБМШОПЗП ЪБРПНЙОБОЙС ФЕЛУФБ.

юЙФБС ФЕЛУФ, ЧБН ОЕПВИПДЙНП ТБЪМПЦЙФШ ЕЗП РП РПМПЮЛБН

  1. оБЪЧБОЙЕ УФБФШЙ бЧФПТ чЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ.
  2. рТПВМЕНБ.
  3. жБЛФЩ.
  4. пУПВЕООПУФЙ ЙЪМПЦЕОЙС.
  5. чПРТПУЩ Л БЧФПТХ Й ЛТЙФЙЛБ
  6. оПЧЙЪОБ Й РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ

оБ ОБЮБМШОПН ХТПЧОЕ ПУЧПЕОЙС БМЗПТЙФНБ ПВЩЮОП РТПРХУЛБАФ РХОЛФЩ - ОБЪЧБОЙЕ ЛОЙЗЙ, БЧФПТБ, ЧЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ. оПЧЙЮПЛ РТПРХУЛБЕФ ЬФЙ РХОЛФЩ, РПУЛПМШЛХ УЮЙФБЕФ, ЮФП ОЕ УФПЙФ ФТБФЙФШ УЙМЩ ОБ НЕМПЮЙ, Б УФПЙФ ФТБФЙФШ ЧТЕНС ОБ ЪБРПНЙОБОЙЕ УХФЙ. уНЩУМ Й ЖБЛФЩ - ЧПФ ЮФП ЧБЦОП - УЮЙФБАФ ПОЙ.

с ФПЦЕ РТПРХУЛБМ ЬФЙ РХОЛФЩ. нОЕ ВЩМП ОЕ РПОСФОП, РПЮЕНХ БЧФПТЩ НЕФПДЙЛЙ ОБУФБЙЧБАФ ОБ ЙИ ЪБРПНЙОБОЙЙ. пУНЩУМЕОЙЕ ОБУФХРЙМП РПЪЦЕ, ЛПЗДБ С УФБМ УБН РЙУБФШ УФБФШЙ Й БЛФЙЧОП ЧЕУФЙ РЕТЕРЙУЛХ ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ. дМС НЕОС ЧПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЧЙЪХБМЙЪЙТПЧБФШ ФПЗП, У ЛЕН С ПВЭБАУШ. рПФТЕВПЧБМПУШ ЧУРПНОЙФШ ИПД ДЙУЛХУУЙЙ ЙМЙ ВЕУЕДЩ, РТЕЦДЕ ЮЕН С УБДЙМУС РЙУБФШ ПФЧЕФ ОБ ОПЧПЕ РЙУШНП. с ЪБНЕФЙМ, ЮФП У ФЕНЙ, ЛФП РТЕДУФБЧМСМУС ЙНЕОБНЙ Alex, бМЕЛУ, нЙИБЙМ, уЕТЗЕК, ун... (У ОЕРПМОЩН ЙНЕОЕН Й ЖБНЙМЙЕК) НОЕ ПЮЕОШ ФТХДОП ЧЕУФЙ РЕТЕРЙУЛХ, РПУЛПМШЛХ С ЙИ ОЕ НПЗ РТЕДУФБЧЙФШ УПВЕУЕДОЙЛБ Й ЧПУУФБОПЧЙФШ ИПД РТЕДЩДХЭЕК ВЕУЕДЩ.

рПУМЕ ОЕВПМШЫПК РТБЛФЙЛЙ РЕТЕРЙУЛЙ С УФБМ ЪБНЕЮБФШ ЪБ УПВПК, ЮФП РТЕЦДЕ ЮЕН ОБЮБФШ ЮЙФБФШ УФБФША Ч ЗБЪЕФЕ ЙМЙ ЦХТОБМЕ, С ОЕРТПЙЪЧПМШОП УФБМ ПФНЕЮБФШ ОБЪЧБОЙЕ УФБФШЙ Й БЧФПТБ. фЕРЕТШ С У БЧФПТПН ЧЕДХ ВЕУЕДХ. с ЕЗП РТЕДУФБЧМСА. пО ОЕФПТПРМЙЧП ЙМЙ Ч БЪБТФЕ УППВЭБЕФ НОЕ УЧПЙ ЙДЕЙ, С ЪБРПНЙОБА ЕЗП ПВТБЪ.

ьЖЖЕЛФ УЛПТПЮФЕОЙС ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ОБ УЛПМШЛП ЮЙФБФЕМШ ХЦЕ ЪОБЛПН У ФЕЛУФПН ЙМЙ У БЧФПТПН ФЕЛУФБ. рЕТЕД ЮФЕОЙЕН, РТПЙУИПДЙФ ОБУФТПКЛБ ОБ ФПО БЧФПТБ (ФПТПРМЙЧЩК, НЕДМЕООЩК, ПФТЩЧПЮОЩК, ЛТБУПЮОЩК). ьФЙ РТЕДХУФБОПЧЛЙ ДБАФ ВПЗБФХА РЙЭХ ДМС РПДУПЪОБОЙС ЮЙФБФЕМС Й РПЪЧПМСАФ ВЩУФТП УИЧБФЩЧБФШ ФЕЛУФ.

с РТЙЪЩЧБА ЧБУ ОЕ УПЛТБЭБФШ БМЗПТЙФН ЪБ УЮЕФ ОБЪЧБОЙС Й БЧФПТБ ФЕЛУФБ.

пУПВЕООПУФЙ Й ЛТЙФЙЛБ

ыЕУФПК РХОЛФ БМЗПТЙФНБ (пУПВЕООПУФЙ Й ЛТЙФЙЛБ) ФТЕВХАФ ПФ ЮЙФБФЕМС УТБЧОЙФШ ФЕЛУФ У ХЦЕ ЙЪЧЕУФОЩНЙ ЮЙФБФЕМА ФЕЛУФБНЙ Й РПРЩФБФШУС РТПЧЕУФЙ БОБМПЗЙЙ Й БУУПГЙБГЙЙ У ХЦЕ ЙЪЧЕУФОЩНЙ ЖБЛФБНЙ. юЕН ВПМШЫЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ ПУПВЕООПУФЕК, ФЕН МХЮЫЕ ЪБРПНОЙФУС ФЕЛУФ.

пУПВЕООПУФЙ НПЗХФ ВЩФШ УМЕДХАЭЙНЙ

  • УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙЕ
  • ЬНПГЙПОБМШОЩЕ
  • МПЗЙЮЕУЛЙЕ (ОБ УЛПМШЛП МПЗЙЮЕУЛЙ РТБЧЙМШОП ЧЩУФТПЕО ФЕЛУФ)
  • РП ФЙРХ РТЕУМЕДХЕНПК ГЕМЙ (ТБЪЧМЕЮЕОЙЕ, ЙОЖПТНБГЙС, ЧППДХЫЕЧМЕОЙЕ, РТЙЪЩЧ Л ДЕКУФЧЙА, РТЕУМЕДПЧБОЙЕ ЛПОЛТЕФОПК ГЕМЙ)
  • рП РТЙНЕОЕОЙА ЧУРПНПЗБФЕМШОПЗП НБФЕТЙБМБ (ОБМЙЮЙЕ ПРТЕДЕМЕОЙК, УТБЧОЕОЙК, РТЙНЕТПЧ, УУЩМПЛ ОБ БЧФПТЙФЕФЩ, УФБФЙУФЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ, ОБМЙЮЙЕ ЛБТФЙОПЛ).
  • лБЛ РПМОП УППФЧЕФУФЧХЕФ ФЕЛУФ УИЕНЕ (ЧУФХРМЕОЙЕ, РПУФБОПЧЛБ ЪБДБЮЙ, ТЕЫЕОЙЕ ЪБДБЮЙ)

лУФБФЙ, РХВМЙЮОЩЕ ЧЩУФХРМЕОЙС Й ЧБЫЙ ВХДХЭЙЕ УФБФШЙ, ЗПФПЧСФУС РП РПДПВОПК УИЕНЕ. у ФПК МЙЫШ ТБЪОЙГЕК, ЮФП ЧЩ ВХДЕФЕ ЧЩУФХРБФШ Ч ТПМЙ ЛПОУФТХЛФПТБ, Б ОЕ БОБМЙЪБФПТБ ФЕЛУФБ.

рХОЛФ рТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ

вТПУБС ЛБНОЙ Ч ЧПДХ -
УНПФТЙ ОБ ЛТХЗЙ ЙНЙ ПВТБЪХЕНЩЕ,
ЙОБЮЕ ФЧПЕ ЪБОСФЙЕ
ВХДЕФ РХУФПК ФТБФПК ЧТЕНЕОЙ

еУМЙ ОЕФ ТЕЪАНЕ Й РПВХЦДБАЭЕЗП ЧЩЧПДБ, ФП ОЕФ УНЩУМБ ЮЙФБФШ. рЩФБКФЕУШ ЧЩДЕМЙФШ НЕФЛП УЛБЪБООЩЕ ЖТБЪЩ, УФБТБКФЕУШ ПРТЕДЕМЙФШ ЙДЕЙ, ДПРПМОЙЧ ЛПФПТЩЕ ЧЩ УНПЦЕФЕ УПЪДБФШ ОПЧЩК РТПДХЛФ, УРТБЫЙЧБФШ УЕВС, ЛБЛ С НПЗХ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЬФХ ЙОЖПТНБГЙА.

рХОЛФ чПРТПУЩ БЧФПТХ Й ЛТЙФЙЛБ

чЩ ДПМЦОЩ РТЙДХНБФШ РСФШ ЧПРТПУПЧ. оЕ ВПМШЫЕ Й ОЕ НЕОШЫЕ (ЛПОЕЮОП, ЫХФЛБ), ЛПФПТЩЕ ЧЩ ИПФЕМЙ ВЩ ЪБДБФШ БЧФПТХ ФЕЛУФБ. рПЮФЙ ЧУЕЗДБ РПД УФБФШЕК ЧЩ УНПЦЕФЕ ХЧЙДЕФШ ЬМЕЛФТПООЩК БДТЕУ БЧФПТБ УФБФШЙ, ЮФП РПЪЧПМЙФ ЧБН ПРЕТБФЙЧОП УЧСЪБФШУС У ОПУЙФЕМЕН ЙОЖПТНБГЙЙ.

б НПЦЕФ ВЩФШ БЧФПТ УФБФШЙ ЙМЙ ЛОЙЗЙ УНПЦЕФ ТЕЫЙФШ ЧБЫХ РТПВМЕНХ. б НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩ УНПЦЕФЕ ПВЯЕДЙОЙФУС У ОЙН ДМС ТЕЫЕОЙС ПВЭЕК ЪБДБЮЙ. дБЦЕ ЕУМЙ ЧЩ ОЕ УНПЦЕФЕ ПВТБФЙФШУС Л БЧФПТХ, ЧУЕ ТБЧОП РТПДХНБКФЕ УРПТОЩЕ ЧПРТПУЩ.

чЩЧПД

йЪЧЕУФОП, ЮФП ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ОБУФТБЙЧБЕФУС ОБКФЙ ЦЕМЕЪОЩК ТХВМШ, ФП ПО ОБКДЕФ ТХВМШ У ВПМШЫЕК ЧЕТПСФОПУФША, ЮЕН ФПФ, ЛФП ОЕ УФБЧЙФ ЪБДБЮХ ОБКФЙ НПОЕФХ ОБ РПМХ. ч ТБВПФЕ ЮЕМПЧЕЛБ ПЮЕОШ ЧБЦОБ РТЕД ХУФБОПЧЛБ. лБЛ ЛПТБВМШ ОБЪПЧЕЫШ - ФХДБ Й РПРМЩЧЕЫШ. оБУФТПКЛБ НПЪЗБ ОБ ПРТЕДЕМЕООЩК ТЕЪХМШФБФ ДЕМБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ ТЕЪХМШФБФБ ВПМЕЕ ЧЕТПСФОЩН, ЮЕН УМХЮБКОЩК РПЙУЛ.

чБЫБ ЪБДБЮБ РТЕЧТБФЙФШ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ БМЗПТЙФНБ Ч УФЕТЕПФЙР. фЕРЕТШ, МАВПК ФЕИОЙЮЕУЛЙК ФЕЛУФ УМЕДХЕФ ЮЙФБФШ РПД РТЙЪНПК ЬФПЗП БМЗПТЙФНБ. чБЫБ ГЕМШ - РЕТЕЧЕУФЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ БМЗПТЙФНБ ЙЪ УПЪОБФЕМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ. дПВЙФШУС, ЮФПВЩ БМЗПТЙФН ЧЩРПМОСМУС УБН УПВПК, Б ОХЦОЩЕ ЖБЛФЩ БМЗПТЙФНБ ЪБРПНЙОБМЙУШ ВЕЪ ХНУФЧЕООЩИ ХУЙМЙК.

рТЙНЕТ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЬФПЗП БМЗПТЙФНБ С РТПЙММАУФТЙТХА ОБ УФБФШЕ аТЙС нПТПЪБ УН. ФЕЛУФ ОЙЦЕ

ыЛПМБ УЧПЕЗП ДЕМБ
дЧЕОБДГБФБС МЕЛГЙС.

ыЛПМБ – ЬФП ОЕ УБКФ, ТБУРПМПЦЕООЩК РП БДТЕУХ www.mega proect.cjb.net , Б МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ПВЯЕДЙОЙМЙУШ ЧПЛТХЗ ЬФПЗП РТПЕЛФБ.

с УЮЙФБА, ЮФП МХЮЫЙН УРПУПВПН РТПЧЕТЛЙ ЙДЕЙ, СЧМСЕФУС ЙЪМПЦЕОЙЕ ЕЕ УЧПЙН ЪОБЛПНЩН Й ДТХЪШСН. еУМЙ чЩ ОЕ НПЦЕФЕ УЧПЕК ЙДЕЕК ХЧМЕЮШ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТПЗП ИПТПЫП ЪОБЕФЕ, ФП ФЕН ВПМЕЕ, ЬФЙН ОЕ ЪБЙОФЕТЕУХЕФУС ОЕ ЪОБАЭЙК чБУ ЮЕМПЧЕЛ.

у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЬФПЗП ЛТЙФЕТЙС, ВПМШЫЙОУФЧП ЙДЕК, ЧЩДЧЙЗБЕНЩИ Ч ыЛПМЕ, ПЛБЪЩЧБАФУС УМБВЩНЙ Й ОЕ ЧЩЪЩЧБАФ ПФЛМЙЛПЧ Х ЛПММЕЗ.

рПРТПВХКФЕ РТЙЗМБУЙФШ Ч РБТФОЕТЩ ЕЭЕ ОЕУЛПМШЛП ЮЕМПЧЕЛ Й ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ чБН ЬФПЗП ОЕ ХДБЕФУС, чБЫБ ЙДЕС УЩТПЧБФБ Й ФТЕВХЕФ ДПТБВПФЛЙ.

фБЛБС ПВЛБФЛБ ОЕ ФТЕВХЕФ ОЙЛБЛЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ЧМПЦЕОЙК.

мАДЙ, УХНЕЧЫЙЕ ДПВЙФШУС ЮЕЗП-ФП Ч ЦЙЪОЙ – ЬФП МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ХЧМЕЛМЙ УЧПЙНЙ ЙДЕСНЙ ФЩУСЮЙ, Б ЙОПЗДБ Й НЙММЙПОЩ МАДЕК.

дМС ФПЗП, ЮФПВЩ чБЫБ ЙДЕС ВЩМБ РПОСФОЕЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЖПТНХМХ, ЛПФПТХА ЙУРПМШЪХАФ РТЙ РБФЕОФПЧБОЙЙ ЙЪПВТЕФЕОЙК. фБН ПФ ЛБЦДПЗП ЙЪПВТЕФБФЕМС ФТЕВХАФ ОБКФЙ РТПФПФЙР УЧПЕЗП ЙЪПВТЕФЕОЙК Й ДБМЕЕ ЙЪМПЦЙФШ УЧПЕ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПНрТПФПФЙР РП РБФЕОФХ (БЧФПТУЛПНХ УЧЙДЕФЕМШУФЧХ) ОПНЕТ ФБЛПНХ-ФП ПФМЙЮБАЭЕНХУС ФЕН, ЮФП …

еУМЙ чЩ ВХДЕФЕ ЛПРЙТПЧБФШ ЛПЗП-ФП, ЧЩ ХЦЕ ОЕ РЕТЧЩК Й ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП чБН РТЕДУФПЙФ ЧЩДЕТЦБФШ ЛПОЛХТЕОГЙА. дМС дЕМБ, ЛПФПТПЕ ФПМШЛП УПЪДБЕФУС – ЬФП ПЮЕОШ УМПЦОП, РПЮФЙ ОЕЧПЪНПЦОП.

рТБЧДБ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ОЕ НЙТПЧХА ОПЧЙЪОХ, Б МПЛБМШОХА, ЕУМЙ ЮФП-ФП РТЙНЕОСМПУШ Ч ДТХЗПН ЗПТПДЕ, ОП ОЙ ТБЪХ ОЕ ДЕМБМПУШ Ч чБЫЕН, ФП Х ЧБУ ЕУФШ ЫБОУЩ ОБ ХУРЕИ.

рПДВЕТЙФЕ РТПФПФЙР, ЧЩДЕМЙФЕ Ч чБЫЕК ЙДЕЕ, ЮЕН ПОБ ПФМЙЮБЕФУС ПФ РТПФПФЙРБ, Й РПУФБТБКФЕУШ ЬФП ЙЪМПЦЙФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ЬФП ВЩМП РПОСФОП ОЕУРЕГЙБМЙУФХ Й РТЙЧМЕЛМП Л ТЕБМЙЪБГЙЙ ЬФПК ЙДЕЙ ЧБЫЙИ ЪОБЛПНЩИ.

еУМЙ Х ЧБУ ЬФП ОЕ ХДБМПУШ У РЕТЧПЗП ТБЪБ, РПЧФПТЙФЕ РПРЩФЛХ, Й ФБЛ РПЛБ ОЕ РПМХЮЙФУС.

бОБМЙЪ ФЕЛУФБ У РТЙНЕОЕОЙЕН
ЙОФЕЗТБМШОПЗП БМЗПТЙФНБ ЮФЕОЙС

оБЪЧБОЙЕ - дЧЕОБДГБФБС МЕЛГЙС (С ВЩ ОБЪЧБМ рТПФПФЙР РТПЕЛФБ)
бЧФПТ - аТЙК нПТПЪ (ИПТПЫП ВЩ ЪБРПНОЙФШ БДТЕУ [email protected])
чЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ - www.megaproject.cjb.net 20/08/99
рТПВМЕНБ - (хЧЕТЕООПУФШ Ч ХУРЕЫОПУФЙ РТПЕЛФБ Й (ОБМЙЮЙЕ ПФМЙЮЙК) ПФМЙЮЙЕ РТПЕЛФБ ПФ ДТХЗЙИ РТПЕЛФПЧ - ПУОПЧБ ВХДХЭЕЗП ХУРЕИБ) жБЛФЩ
- вПМШЫЙОУФЧП ЙДЕК ЧЩУЛБЪЩЧБЕНЩИ ХЮЕОЙЛБНЙ Ч ыЛПМЕ УЧПЕЗП ДЕМБ ОЕ ЧЩДЕТЦЙЧБАФ РЕТЧПК ЛТЙФЙЛЙ

МАДЙ УХНЕЧЫЙЕ ДПВЙФШУС ЮЕЗП-МЙВП Ч ЬФПК ЦЙЪОЙ - ЬФП ВЩМЙ МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ХЧМЕЛМЙ УЧПЙНЙ ЙДЕСНЙ НЙММЙПОЩ МАДЕК.

ОХЦОП ТБЪЧЙЧБФШ (УПЪДБЧБФШ ПФМЙЮЙС) ТБЪМЙЮЙС УЧПЕЗП РТПЕЛФБ У ХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЙНЙ РТПЕЛФБНЙ.

ПУПВЕООПУФЙ ЙЪМПЦЕОЙС Й ЛТЙФЙЛБ
- ч ПДОПН ХЮЕВОЙЛЕ РП ТЕЛМБНЕ ОБРЙУБОБ ЖТБЪБ чБЫ РТПДХЛФ ДПМЦЕО ВЩФШ ПФМЙЮЕО ПФ ДТХЗЙИ Й ПО ВХДЕФ ЙНЕФШ ХУРЕИ, ПФМЙЮЙЕ ПФ ДТХЗЙИ. ч ЬФПК УФБФШЕ С ОБЫЕМ УИПЦХА НЩУМШ.

ЛБЛ ТЕБМШОЩК ПВМБДБФЕМШ БЧФПТУЛПЗП УЧЙДЕФЕМШУФЧБ ОБ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ, С НПЗХ УЛБЪБФШ, ЮФП УОБЮБМБ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ ЙЪПВТЕФБЕФУС, Б РПФПН ЙЭЕФУС ЫБВМПО, РПД ЛПФПТЩК РПДИПДЙФ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ ДМС ЕЗП ТЕЗЙУФТБГЙЙ. рБФЕОФПЧБОЙЕ - ЬФП ЙЗТБ ЛБЪХЙУФЙЛЙ Й МПЗЙЛЙ.

ЙДЕС ЬФПК УФБФШЙ ОБРПНОЙМБ НОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ ЫЛПМЩ ХЮЙФЕУШ ЗПЧПТЙФШ РХВМЙЮОП чМБДЙНЙТБ ыБИЙДЦБОСОБ. ч ЬФПК ЫЛПМЕ РТЕДМБЗБЕФУС ДМС РТЕПДПМЕОЙС МПЦОПК УЛТПНОПУФЙ ТЕЛМБНЙТПЧБФШ ЫЛПМХ ыБИЙДЦБОСОБ.

ОПЧЙЪОБ Й РТБЛФЙЮЕУЛПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ (МЙЮОП ДМС НЕОС)- дБФШ ХРТБЦОЕОЙЕ РПДРЙУЮЙЛБН - ТЕЛМБНЙТПЧБФШ РТПЕЛФ ТБУУЩМЛЙ ДМС ПВХЮЕОЙС ДБТХ ХВЕЦДЕОЙС. лБЛ НПЦОП ТЕЛМБНЙТПЧБФШ ФП, Ч ЮЕН ОЕ ХВЕЦДЕО. йМЙ РТЕДМПЦЙФШ РПДРЙУЮЙЛБН ХЛБЪБФШ, ЮЕН ЬФБ ТБУУЩМЛЙ пфмйюбефус ПФ ДТХЗЙИ ТБУУЩМПЛ

ч ТЕЪХМШФБФЕ БОБМЙЪБ ФЕЛУФБ Х ЧБУ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, РПМХЮЙФУС ДТХЗПЕ ТБЪМПЦЕОЙЕ ФЕЛУФБ, РПУЛПМШЛХ ЧЩ ЙНЕЕФЕ ПРЩФ ПФМЙЮЕООЩК ПФ НПЕЗП ПРЩФБ.

ИПТПЫП, ЕУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ РПДИПДЙФШ Л ЛТЙФЙЛЕ У ВПМЕЕ МЕЗЛЙН УЕТДГЕН. лТБУЙФШ Ч ЮЕТОПЕ, ЧУЕЗДБ РТПЭЕ, ЮЕН ЙНЕФШ ЧЪЧЕЫЕООЩК РПДИПД. йМЙ, ЛТЙФЙЛХС, РТЕДМБЗБКФЕ (Й ДЕМБКФЕ) ЛБЛ УДЕМБФШ МХЮЫЕ.

уФБФШЙ П уЛПТПЮФЕОЙЙ

  • еДЙОУФЧП НЙТБ. (уФТХЛФХТБ ЪБРПНЙОБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ЛПНРШАФЕТПН Й ЮЕМПЧЕЛПН)
  • рТПЗПЧБТЙЧБОЙЕ УМПЧ - ФПТНПЪ ДМС ПЧМБДЕОЙС НЕФПДЙЛБНЙ УЛПТПЮФЕОЙС.
  • уЛПТПЮФЕОЙЕ - НОЕОЙЕ ТБЪТБВПФЮЙЛБ РТПЗТБННЩ чббм (ЙЪ РЕТЕРЙУЛЙ)
  • йОФЕЗТБМШОЩК БМЗПТЙФН ЮФЕОЙС (тБЪМПЦЙФЕ ЧУЕ РП РПМПЮЛБН)

5.1. Теория: Алгоритм чтения художественных текстов.

5.2. Методические материалы к уроку 5: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока 1). Окно мнемониста. Ал­горитм чтения художественных текстов. Рабочая матрица № 4 для тренировки памяти. Медитативный текст № 3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Книга: Н.С. Лесков. «Лев­ша», Москва, «Детская литература», 1986. Книга из серии художественной литературы объемом в 200 стр.

5.3. Упражнения:

5.3.1. Тесты на самопроверку.

5.3.2. Работа с окном мнемониста.

5.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом №3 «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

5.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений про­граммы «Сатори» (см. п. 1.4 урока 1),

5.5. Выполнение контрольного задания по уроку 5.

5.5.1. Чтение книги «Левша» в режиме «Сатори».

5.5.2. Анализ прочитанного вами художественного про­изведения с помощью семи блоков алгоритма чтения худо­жественных текстов.

5.5.3. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 4 для тренировки памяти.

5.6. Отчет по уроку 5.

Сегодня мы приступаем к пятому уроку программы. «Сато­ри». Это почти половина пути совершенствования техники чтения, пути приближения к состоянию озарения - сатори. Сатори - состояние подъема, творческого вдохновения, кото­рое вы должны уметь вызывать в себе, моделировать в своем сознании. Сатори - состояние, которое дает возможность ре­шать повседневные дела на более высоком качественном, на более высоком энергетическом уровне. Вся методика нашей программы имеет целью научить вас входить в это состояние. Вы совершенствуетесь в овладении своей психикой, процесса­ми своей памяти. Главное - движение вперед по управлению своим состоянием.

Как вы, наверное, заметили, каждый урок органически перетекает один в другой, поэтому нельзя пропускать уроки, нельзя перескакивать через уроки, нужно изучать их в той последовательности, в которой они даны в программе.

Прежде чем перейти к изучению пятого урока- этого необычного урока, так как в нем вы начинаете быстрое чтение художественных произведений в режиме «Сатори», давайте вспомним, как мы подошли к этой возможности- быстрому чтению художественных произведений. Занимаясь на первой ступени «Техники быстрого чтения» по программе «Доминан­та 2000-го года» и теперь почти три месяца на второй ступени по программе «Сатори», вы накопили большую силу, а когда накапливается количество, происходит качественный скачок, движение вперед становится неудержимым. Это эволюцион­ный скачок, выражающийся в том, что обработка информации происходит на более высоком уровне. При чтении художест­венной литературы развивается образность, за счет которой повышается качество чтения.

В тех упражнениях, которые вы выполняете и которые способствуют развитию образности, большое значение имеют медитативные тексты. Мы надеемся, что вы достаточно глубо­ко проработали медитативный текст «Роза мира» (по нему вы отвечали на вопросы в предыдущем уроке).

Нам хотелось бы, чтобы каждая фраза, каждое слово, ко­торыми Д.Андреев описывает свое состояние, прозвучали в вашем сознании и вошли в подсознание, чтобы вы моделиро­вали подобные состояния сразу в своей практической деятель­ности.

Что же это такое, состояние необычного подъема, которое должно прийти к каждому и наверняка уже приходило к вам? Давайте вспомним, как Д.Андреев описывает его:

«...Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, и все, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно враща­ясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». Слова очень простые и вместе с тем загадочные, внешне непонятные и в то же время доступные. Вот почему нам бы очень хотелось, чтобы вы оставили у себя в душе, в сердце, в своем сознании впечатление о том состоянии, кото­рое переживал уже один человек, писатель. Вы помните, он пишет, что много раз приходил на то же самое место, пытался вызвать это состояние, но у него не получалось. И только потом, спустя некоторое время, оно пришло к нему в совер­шенно другой, трагической ситуации. Мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что вы должны научиться подобное состояние вызывать достаточно часто, не ожидая критических ситуаций. Это реально, это возможно, это вполне доступно, и это зависит от нас с вами. Можно научиться управлять своим состоянием. В значительной степени решению этой задачи поможет медитативный текст № 3 Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», который вы будете читать на пятом уроке. Это замечательный текст, необычный текст. Он выражает дальнейший прорыв к совершенству, к познанию своего Я и безграничных возможностей своего развития. Чте­ние медитативных текстов способствует тому, что к вам как бы само собой приходит осознание того, как нужно читать худо­жественные произведения - сливаться с текстом, пережи­вать, читать текст в образах, подсознание при этом начинает работать с более высоким качеством.

А теперь переходим к изучению урока 5.

Теория

Алгоритм чтения художественных текстов. Вдумайтесь в название урока. Вам многое знакомо. Действительно, из предыдущего курса «Доминанта 2000-го года» вы знаете, что алгоритм чтения - это порядок выполнения умственных дей­ствий в определенной последовательности от начала до конца.

Алгоритм чтения позволяет быстро извлечь нужную ин­формацию. Вы успешно читаете по блокам интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Вы научились быстро формировать доминанту.

Ранее, в программе «Доминанта 2000-го года», мы не ис­пользовали наши методики при чтении художественных про­изведений, хотя, возможно, у вас были попытки, и весьма эффективные, ускоренного чтения художественных текстов. Сегодня вы уже готовы к тому, чтобы использовать весь арсе­нал знаний Техники быстрого чтения для чтения художест­венных текстов в режиме «Сатори».

Существует ли алгоритм чтения художественных произ­ведений, текстов ? Конечно, существует. Он не такой гибкий, как нам хотелось бы, но все-таки это определенная последова­тельность умственных действий в процессе чтения художест­венных текстов. Он предполагает включение в процесс чтения нашего подсознания, не столько ускоряющего чтение, сколько обеспечивающего повышение роли эстетического восприятия читаемого.

Главным компонентом в процессе быстрого, чтения художе­ственных произведений является развитие образного восприя­тия. Не случайно техника чтения, доведенная до совершенства, представляет собой не столько восприятие текста, сколько вос­приятие образов, происходящих событий, действий. Вот имен­но так читал художественные тексты Максим Горький. Горький читал исключительно быстро, и есть основания пола­гать, что он читал художественные произведения в состоянии «сатори», которому мы с вами пытаемся научиться. Образ­ность, или синестезия, о которой мы с вами уже говорили, была у него чрезвычайно развита.

Здесь можно вспомнить один эпизод из творческой жизни писателя. Однажды М.Горький писал рассказ, где есть сцена, во время которой один человек наносит другому ножевое ра­нение. Описывая этот эпизод. Горький вдруг вскрикнул и упал на пол. Прибежавшие на шум домочадцы нашли его лежащим на полу с ярко-красным следом на теле, как будто его действи­тельно ударили ножом. Такая реакция писателя свидетельст­вует о том, что он физически перенес то, что написал и перечитывал. Великие писатели - это как раз те люди, у которых сильно развито образное восприятие, мышление, и примеров, подобных случаю с М.Горьким, можно привести много.

Мы не призываем вас к тому, чтобы вы так же ярко пере­живали события, которые будете читать и воспринимать, но развитие образного мышления, образного восприятия совер­шенно необходимо. Именно образность представляет собой

процесс слияния с текстом, который мы воспринимаем, и по­могает в значительной степени ускорить процесс восприятия, а значит, процесс чтения текста. Мы читаем не слова, не фра­зы, не предложения. Мы видим картины, образы, и этому в значительной степени помогает тот несложный алгоритм чте­ния художественных текстов, который мы предлагаем вашему вниманию.

Семь блоков алгоритма, наверное, не представляют для вас ничего существенно нового. Вы можете сказать: «Мы всегда так читаем художественный текст».

Действительно, определенный алгоритм чтения у каждого из нас есть. Другое дело, всегда ли по окончании чтения текста он остается у нас в сознании, всегда ли удерживаются в памяти элементы заполнения каждого из этих блоков. Наверное, не всегда.

Наша задача заключается в том, чтобы создать новую про­грамму и добиться того, чтобы эта программа работала всегда. Тогда даже на сверхвысокой скорости чтения в режиме «Уль­тра-Рапид» будет обеспечено более качественное восприятие эстетической ценности воспринимаемого текста.

При выполнении вами контрольного задания урока 5 мы проверим эффективность использования алгоритма.

Научившись применять алгоритм чтения художественных текстов, вы сможете эффективно использовать его в вашей повседневной практике.