Химический язык. Исследование "связь русского языка и химии" Русский язык и химия связь между ними

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Научно-практическая конференция «Великий и могучий русский язык»

Исследовательский проект «Связь русского языка с химией»

Учащиеся 9 класса Смолин Николай

Долгих Людмила

Аминов Андрей

Руководитель проекта

Незамутдинова Л.А., учитель химии

г. Екатеринбург

2017г.

Оглавление

    Введение (причина выбора темы, чем она интересна,

цель, задачи, предмет исследования, методы).___________2

    Основная часть

Связь русского языка с химией (теория)______________________________ 3

Связь русского языка с химией (практич. примеры)______________________ 5

    Заключение (выводы, предложения, рекомендации,

перспективы)._____________________________________13

    Список использованной литературы.__________________14

    Приложения (фото, письменные работы учащихся,

анкеты).__________________________________________15

    Презентация (5-7 минут).

Введение

Для своего выступления на научно-практической конференции мы выбрали тему «Связь русского языка с химией». Выбор этой темы объясняется не только тематикой НПК, но и научным интересом. Первоначально казалось, что никакой связи между этими двумя предметами нет и быть не может. Однако, занимаясь этой темой, мы убедились, что эта связь существует и эту связь мы и постарались проследить. Мы постараемся донести это на НПК.

Мы поставили для себя цель исследовать взаимосвязь между русским языком и химией, показать это на конкретных примерах и доказать это в своем выступлении.

Для этого мы провели исследование многочисленных интернет-источников и литературы, произвели их анализ и выявили, что у учащихся довольно слабое представление о данной теме. Кроме этого мы совместно с учителем химии провели мини-опрос (тестирование) на тему «Связь русского языка с химией», произвели их анализ.

Опираясь на данные этих исследований, мы пришли к выводу, что знаний у учащихся, связанных с этими вопросами, недостаточно. Мы в своем исследовании решили восполнить этот пробел.

Основная часть

Анализ результатов тестирования

Для выяснения интереса учащихся 7-9-х классов к данной тематике было проведено анонимное тестирование, в котором были представлены следующие вопросы:

    Какие ассоциации у Вас возникают при слове «химия» (для 7-го класса)?

    Какое впечатление у Вас сложилось об этом предмете после 1-ого года обучения (для 9-го класса)?

    Нравится ли Вам химия как предмет?

    Если да/нет – почему?

    Какие предметы по-вашему связаны с химией?

    Как, по-вашему, может быть химия связана с русским языком? Можете ли вы привести конкретные примеры этой связи?

    Как вы думаете, можно ли обойтись без химии сейчас?

Результаты анкетирования показали, что у большинства старшеклассников слово «химия» ассоциируется с опытами, взрывами (54%) или уроком химии (38%). На вопрос №2 большинство (76%) ответило, что это слишком тяжелый предмет, много формул, много учить, трудно правильно составить уравнения. На вопрос, нравится ли вам химия как учебный предмет и почему, положительный ответ дали 34% анкетируемых, им интересно на уроках химии; 46% не определили четко своего отношения (так как им многое не понятно) и 10% категорически ответили «нет», не обосновывая свой ответ.

Среди химических профессий большинство участников анкеты (49%) назвали лаборанта и учителя химии, 11% отметили фармацевтов и врачей, ученых-химиков; 20% - не назвали ни одной химической профессии. В отношении будущей специальности 15% учащихся написали, что она, возможно, будет связана с химией, один человек написал, что хотел бы заниматься химией как наукой.

И, наконец, все участники анкетирования считают, что жизнь современного общества без химии не возможна.

Проблемный вопрос Что может быть общего у химии и русского языка?

Гипотеза Мы считаем, что у химии и русского языка не может быть ничего общего.

Но в процессе исследования мы нашли доказательства обратному.

    Сходство постулатов Бутлерова с законами русского языка. В химических соединениях элементы расположены не в беспорядке, а соединены в определенной последовательности, так же как в слове буквы расположены в определенной последовательности.

    От строения вещества зависят свойства, а от строения слова зависит его смысл.

    Аналогично таблице Менделеева в русском языке существует алфавит. 4. Вещества делятся на металлы и неметаллы, а алфавит на гласные и согласные.

    Из букв алфавита составляются слова, так же как из элементов таблицы Менделеева составляются соединения.

    Соединение букв и элементов. Существуют прочные и не прочные связи, так же как существуют устойчивые и не устойчивые выражения.

    Сходство химических соединений с предложениями русского языка Внутренняя сфера комплексных солей с двух сторон выделяется квадратными скобками, а в предложениях присутствуют причастные обороты, которые с двух сторон выделяются запятыми.

    Химические атомы образуют соединения, так же, как буквы образуют слова.

    Разнообразие химических веществ и слов в русском языке. Разнообразие химических веществ соответствует разнообразию слов в русском языке. В химии существуют наиболее распространенные вещества (вода, углекислый газ), так же, как в русском языке присутствуют наиболее распространенные, часто употребляемые слова (привет, пока, да, нет).
    10. Подразделение химических веществ и слов в русском языке Химические вещества делятся на оксиды, соли, кислоты, а слова в русском языке подразделяются на глаголы, имена существительные, имена прилагательные.

Вывод . В процессе исследования и проведя аналогии мы нашли много сходств между такими разными, на первый взгляд, науками. Основа химии - атом, основа русского языка – буква. Как слова состоят из букв, так молекулы состоят из атомов, как предложения состоят из слов, так сложные химические соединения – из молекул. Между химией и русским языком существует очень много общего.

Подбор занимательного материала по химической терминологии должен способствовать дальнейшему запоминанию химических терминов. Изучение химической терминологии может быть связано с изучением таких предметов, как физика, биология, история, русский язык, география, астрономия, музыка, математика, литература. Например, в литературе в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, железные нервы, свинцовое лицо, золотые руки, золотое сердце, медный лоб, серебряный голос, оловянные глаза. В то же время химия заимствует литературные термины: дразнение меди, свинское железо, чушка, обманка, оловянная чума, травление, усталость, ползучесть, закалка.

Многие названия продуктов питания и предметов быта с добавлением соответствующего химического эпитета являются названиями химических веществ: известковая вода, свинцовый сахар, известковое молоко, купоросное масло, мышьяковое зеркало, и т.д.

Применяют в химии прилагательные, указывающие на какой – либо характерный признак (происхождение или свойства): «благородный газ», «благородный» металл, болотный газ, «сухой» лед, «сухой» спирт, инертный газ, гремучий газ. Наиболее занимательными в химической терминологии являются термины, имеющие не только химические, но и другие значения.

Это связывает химию не только с русским языком, но и с другими предметами.

Это омонимы - слова одинаковые по звучанию, но различные по значению.

Что означает следующие термины

В химии и биологии: бор, ерш, моль, пестик, ржавчина, реакция?

В химии и математике: цилиндр, радикал, радиус, пропорция, произведение?

В химии, истории и мифологии: радикал, тантал, уран, реакция, мумия?

В химии и астрономии: уран, титан, плутоний?

В химии и музыке: моль, соль?

В химии и медицине: бор, донор, флюс?

В химии и быту: бисквит, соль?

Бисквит:

    фарфор с матовой поверхностью, не покрытой глазурью, используемый для скульптурных работ, изготовления химической посуды, трубок;

    кондитерское изделие.

Бор:

    датский ученый- физик;

    химический элемент;

    род злаков;

    сосновый бор;

    города Горьковской области и в Югославии;

    стальное сверло, применяемое в зубоврачебной технике.

Донор:

    атом, имеющий свободную электронную пару, за счет которой может образоваться химическая связь;

    человек, дающий кровь для переливания.

Ерш:

    щетка для мытья химической посуды;

    рыба семейства окуневых.

Моль:

    единица количества вещества;

    один из видов мелкой бабочки;

    в переводе с итальянского означает « мягкий», используется как музыкальный термин – минорный.

Мумия:

    минеральная краска, состоящая из безводного оксида железа (III);

    труп, предохраненный от разложения искусственным способом.

Пестик:

    короткий стержень фарфора, агата, металла с округлым концом для размельчения чего- либо в ступке;

    часть цветка.

Радикал:

    Группа атомов при химических реакциях обычно переходящая без изменения из одного соединения в другое;

    математический знак;

    сторонник коренных, решительных мер.

Реакция:

    физико -химическое взаимодействие между веществами;

    ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение;

    политика активного сопротивления общественному прогрессу.

Ржавчина:

    результат коррозии металлов;

    группа заболеваний многих растений, например « хлебная ржавчина».

Соль:

    сложное вещество, состоявшее из атомов металлов и кислотных остатков;

    название ноты;

    под «солью» в быту понимают поваренную соль – хлорид натрия.

Тантал:

    химический элемент, названный так из-за трудности получения;

    в древнегреческой мифологии – лидийский или фригийский царь, был обречен богами на вечные мучения.

Термиты:

    горючая порошкообразная смесь, дающая при горении высокую температуру;

    отряд насекомых.

Титан:

    химический элемент;

    спутник планеты Сатурн;

    в древнегреческой мифологии – гигант, вступивший в борьбу с богами.

    выдающийся человек, исключительно широкий размах деятельности.

Уран:

    химический элемент;

    планета Уран;

    в древнегреческой мифологии – бог неба.

Флюс:

    материл, вводимый в шихту для образования шлака;

    поднадкостничный или поддесневой гнойник.

Цилиндр:

    химический мерный сосуд;

    геометрическое тело;

    часть поршней машины;

    мужская шляпа.

Элемент:

    вид атомов;

    прибор для получения постоянного т ока;

    составная часть сложного целого.

Антонимы -слова, противоположные по значению.

Металл – неметалл

Простое вещество - сложное вещество

Физические явления – химические явления

Соединение – разложение

Обратимые - необратимые

Экзотермические - эндотермические

Кислота – основание

Неполярная связь - полярная связь

Окислитель - восстановитель

Окисление – восстановление

Катализатор - ингибитор

Электролит – неэлектролит

Диссоциация – ассоциация

Адсобрция - десобрция

Предельные – непредельные

Алканы – алкены

Присоединение - замещение

Гидрирование - дегидрирование

Гидратация – дегидратация

Гидролиз – омыление

Мономер – полимер.

Изомеры - гомологи

Низкомолекулярные – высокомолекулярные

Ациклические - циклические

Метафоры- образные выражения.

Химические мертвецы – предельные углеводороды (неактивные)

Углеродный скелет - способность атомов углерода соединяться друг с другом.

Королева энергетики - нефть

Король газов – метан

Философская шерсть – оксид цинка

Оловянная чума – изменение цвета олова от белого в серое при охлаждении

В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких – либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов.

(В течение минуты назвать подобные словосочетания).

Железо: железные нервы, железное здоровье, железный век, железный человек, железный ум

Золото: золотое обращение, золотой век, золотая свадьба, золотая молодежь, золотое руно, золотая середина.

Серебро: серебристая луна, серебряный месяц, серебристое лицо, серебряная свадьба.

Свинец: свинцовый кулак, свинцовое лицо, свинцовая шуба.

Синонимы

1.Поваренная соль, хлорид натрия

2. Гашенная известь, известковая вода, известковое молоко – гидроксид кальция.

3. Медный купорос, сульфат меди(II).

Перевертыши.

Прослушав текст «перевёртыша» найдите правильное звучание фразы.

А) Разговор – ртуть, а крик – платина

Слово – серебро, молчание – золото

Б) Гладь металл, пока холодно.

Куй железо, пока горячо

В) Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

Прошел огонь, воду и медные трубы

Г) Не та грязь, что тусклая

Не то золото, что блестит

8

Д) Звери живут за неметалл

Люди гибнут за металл.

Е) В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

О химии поэты слагают стихи:

Маргарита Алигер, « Ленинские горы»:

О, физика – наука из наук

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Неразлучайте этих трёх сестёр

познания всего в подлунном мире,

тогда лишь будет ум и глаз остёр

и знание человеческое шире

Характер минералов, недра гор,

Механика, металлургия оды.

Гидравлика – обуздыванье рек.

Рождение химической науки.

Встает великий русский человек,

Могучий разум, трудовые руки

склоняется над образцами руд,

Расплескивает сильные кислоты.

Работает.

Наука – это труд, единоборство, точные расчеты.

Степан Щипачев, « Читая Менделеева»:

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых

Есть просто газ – легчайший водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

М.Ломоносов «Ода о стекле» и многое другое.

Этимологический подход к раскрытию содержания названий групп химических элементов поможет учителю сформировать у учащихся обобщенное химическое знание, отражающее наиболее существенное и основополагающее свойство элементов одной группы.

Например, «галогены» - «рождающие соли» (при взаимодействии с металлами); «халькогены» - «рождающие руды» (оксидные руды железа: красный, бурый и магнитный железняки – для кислорода; сульфидные руды железа, цинка, меди – для серы); «щелочные металлы» - «металлы, образующие щелочи» (при взаимодействии с водой). Интересно показать, что элементы главной подгруппы VIII группы периодической системы Д.И.Менделеева имеют два названия. Одно из названий – «инертные газы», так как еще совсем недавно наука не имела сведений о том, что они вступают в химические реакции и образуют соединения с другими элементами. Поэтому валентность инертных элементов считали нулевой и относили к «нулевой» группе периодической системы. Однако в начале 60-х гг. были получены соединения криптона, ксенона и радона (атомы этих элементов имеют самые большие радиусы) с самым активным окислителем, например со фтором. Степень окисления этих элементов в соответствующих соединениях достигает 8, поэтому их относят к главной подгруппе VIII группы. Тем не менее элементы этой подгруппы характеризуются малой химической активностью, а соединения гелия пока вообще не получены, и послужило основанием для названия элементов этой подгруппы – «благородные газы».
Учащиеся лучше поймут различия между понятиями «вещество» и «тело» при выполнении, например, заданий типа:: «Из перечня названий выпишите отдельно названия веществ и названия тел», если учитель задаст им такой лингвистический ориентир: «К телу-существительному можно подобрать качественное прилагательное из названия вещества, например: железо и гвоздь – железный гвоздь, трубы и керамика – керамические трубы и т.д.
Связи с русским языком можно осуществлять, используя методы обучения, принятые в русском языке. Кроме традиционного химического диктанта (записи названий веществ по их формуле и наоборот) возможны устный химический рассказ или письменное изложение по формуле вещества. Так, рассказ или изложение по формуле H3PO4 включает в себя такие сведения о веществе, как принадлежность его к типу сложных веществ, к классу кислот: трехосновных, кислородсодержащих, растворимых, нелетучих, средних по силе.
Можно использовать и такой метод, как химическое сочинение. Оно позволяет пробудить у учащихся интерес к предмету, выразить свое отношение к изучаемому материалу, придает эмоциональную окраску

химическим фактам. Вот примеры таких сочинений.
«Самый сильный окислитель»
Жил-был кислород. И был он таким сильным, что, с кем ни встретится, сразу окислит. И назвали кислород окислителем, вещества, получающиеся после реакции с кислородом, - оксидами, а процесс – окислением. Ходит кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым и решил, будто в химическом мире нет никого сильнее его. И все же кислород ошибся. Как-то раз повстречал он в таблице фтор. Решил кислород окислить его. Позвал он на помощь себе водород и, образовав воду, пошел в наступление на фтор. Вода рассчитывала быстро победить фтор. Но фтор оказался сильнее. И произошло чудо. Вода, которая тушит пожары, сама загорелась во фторе. Кислород, считавшийся окислителем, в этой реакции стал восстановителем. Так фтор превзошел кислород и оказался самым сильным из окислителей.

«Горение воды, или как кислород был восстановителем»
У фтора, как и у всех неблагородных элементов, была своя заветная мечта. Всего одного электрона не хватало ему для полного счастья. И мечта у кого-нибудь выпросить, отобрать или украсть заветный электрон. Однажды, решив осуществить свое желание, он отправился в путь. Долго шел фтор, но никто не встретился ему. Потеряв надежду, он вдруг увидел воду – довольно прочное и дружное соединение водорода и кислорода, которые когда-то объединили свои электроны, связав их ковалентной полярной связью. «Хорошо, - решил фтор, - вытесню я отсюда этого гордеца – кислорода, ведь он стоит после меня в ряду электроотрицательности, значит, я самый сильный окислитель, недаром зовусь «фтор» - «разрушающий». Кислород уже давно привык к своему соседу водороду. Он самонадеянно думал, что ему подвластны все элементы: и металлы, и неметаллы, - он может отнимать у любого элемента электроны, окисляя его. Даже процесс в честь кислорода назвали окислением. И тут появился фтор и налетел на воду. Она закипела, забурлила, на ее поверхности появилось пламя – трудно фтор вытеснить кислород с теплого местечка, тот так просто не сдавался. «Смотрите! Смотрите! – говорили друг другу соседние элементы. – Вода горит во фторе! Ну и ну!

«Взаимодействие хлора с водородом»
Жил-был хлор, и нужен был ему один электрон для завершения внешней оболочки. Однажды отправился он на поиски электрона, и вдруг повстречался ему водород. И у водорода была мечта получить один электрон, потому что он очень хотел быть похожим на гелий. Просит хлор у водорода: «Отдай мне свой электрон». – «Мне самому еще один нужен», - не соглашается водород. Поспорили они, да наконец пришли к согласию. Хлор говорит: «А давай соединимся и образуем общую электронную пару. У тебя на последней оболочке тогда будут два электрона, а у меня – восемь». На том и порешили. Реакция прошла бурно и очень быстро с выделением большого количества тепла, т.е. была экзотермической. И в итоге образовался хлороводород, раствор которого известен как соляная кислота. Но недолго пришлось радоваться водороду, ведь хлор, как более электроотрицательный элемент, оттянул к себе общую электронную пару, и остался водород почти совсем без электронов. Очень не понравилось это водороду, и решил он уйти от хлора. Но не смог. Ведь реакция- то необратимая.

Заключение

Реализация связей русского языка и химии в процессе обучения позволяет воспитывать грамотных учеников, владеющих химической терминологией, а также дает возможность проводить интересные, разнообразные по форме и результативные по содержанию уроки химии.
Необходимо отметить и обратную связь, все большее число химических терминов становятся привычными и в разговорной речи, и в публичных выступлениях общественных и государственных деятелей. Так, наиболее полно процесс перевода военной промышленности на производство мирной продукции отражает химический термин «конверсия». В выступлениях главы государства химические термины используются для более полного и точного отражения сказанного: «катализатор», «цепная реакция», «живительный кислород», «эквивалентный обмен» и др. Это обогащает речь, делает ее более образной и богатой.
Русский язык и язык химии взаимосвязаны и взаимозависимы. Органичное использование их генетических связей будет способствовать более полной реализации возможностей обоих предметов для гуманизации обучения химии.

Список использованной литературы

    Г.Г. Граник, С.Б. Бондаренко, Секреты русского языка, М.: «Просвещение» 2001г.

    Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Научная энциклопедия: Химия, М.: «Дрофа» 2002г.

    Э. Гроссе, Х. Вайсмантель, Химия для любознательных, С-П.: «Химия», 2001г.

    Научная энциклопедия: Химия, М.: «Дрофа» 2001г.

    Информация с сайтов.

Приложение

    1. Презентация.

      Содержание тестов.

Межпредметная связь химии с русским языком

Т.А. Сарыглар

учитель химии высшей категории

МБОУСОШ №3 г. Ак-Довурака Республики Тыва.

Подбор занимательного материала по химической терминологии должен способствовать дальнейшему запоминанию химических терминов. Изучение химической терминологии может быть связано с изучением таких предметов, как физика, биология, история, русский язык, география, астрономия, музыка, математика, литература. Например, в литературе в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, железные нервы, свинцовое лицо, золотые руки, золотое сердце, медный лоб, серебряный голос, оловянные глаза. В то же время химия заимствует литературные термины: дразнение меди, свинское железо, чушка, обманка, оловянная чума, травление, усталость, ползучесть, закалка

Многие название продуктов питания и предметов быта с добавлением соответствующего химического эпитета являются названиями химических веществ: известковая вода, свинцовый сахар, известковое молоко, купоросное масло, мышьяковое зеркало, и т.д.

Применяют в химии прилагательные, указывающие на какой – либо характерный признак (происхождение или свойства): «благородный газ», «благородный» металл, болотный газ, «сухой» лед, «сухой» спирт, инертный газ, гремучий газ. Наиболее занимательными в химической терминологии являются термины, имеющие не только химические, но и другие значения. Это омонимы - слова одинаковые по звучанию, но различные по значению.

Некоторые известные термины, являющиеся омонимами терминов астрономии, биологии, истории, математики, физики.

Омонимы.

Термины являющиеся омонимами.

Что означает следующие термины

В химии и биологии: бор, ерш, моль, пестик, ржавчина, реакция?

В химии и математике: цилиндр, радикал, радиус, пропорция, произведение?

В химии, истории и мифологии: радикал, тантал, уран, реакция, мумия?

В химии и астрономии: уран, титан, плутоний?

В химии и музыке: моль, соль?

В химии и медицине: бор, донор, флюс?

В химии и быту: бисквит, соль?

Аллонж:

1) приставная коническая трубка для удлинения горла холодильника или реторты;

2) прибор для улавливания неконденсированных паров цинка при получении;

3) предельное расстояние, с которого боксер может наносить удар.

Бисквит:

  1. фарфор с матовой поверхностью, не покрытой глазурью, используемый для скульптурных работ, изготовления химической посуды, трубок;
  2. кондитерское изделие.

Бор:

  1. датский ученый- физик;
  2. химический элемент;
  3. род злаков;
  4. сосновый бор;
  5. города Горьковской области и в Югославии;
  6. стальное сверло, применяемое в зубоврачебной технике.

Донор:

  1. атом, имеющий свободную электронную пару, за счет которой может образоваться химическая связь;
  2. человек, дающий кровь для переливания.

Ерш:

  1. щетка для мытья химической посуды;
  2. рыба семейства окуневых.

Моль:

  1. единица количества вещества;
  2. один из видов мелкой бабочки;
  3. в переводе с итальянского означает « мягкий», используется как музыкальный термин – минорный.

Мумия:

  1. минеральная краска, состоящая из безводного оксида железа (III);
  2. труп, предохраненный от разложения искусственным способом.

Пестик:

  1. короткий стержень фарфора, агата, металла с округлым концом для размельчения чего- либо в ступке;
  2. часть цветка.

Радикал:

  1. Группа атомов при химических реакциях обычно переходящая без изменения из одного соединения в другое;
  2. математический знак;
  3. сторонник коренных, решительных мер.

Реакция:

  1. физико -химическое взаимодействие между веществами;
  2. ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение;
  3. политика активного сопротивления общественному прогрессу.

Ржавчина:

  1. результат коррозии металлов;
  2. группа заболеваний многих растений, например « хлебная ржавчина».

Соль:

  1. сложное вещество, состоявшее из атомов металлов и кислотных остатков;
  2. название ноты;
  3. под «солью» в быту понимают поваренную соль – хлорид натрия.

Тантал:

  1. химический элемент, названный так из-за трудности получения;
  2. в древнегреческой мифологии – лидийский или фригийский царь, был обречен богами на вечные мучения.

Термиты:

  1. горючая порошкообразная смесь, дающая при горении высокую температуру;
  2. отряд насекомых.

Титан:

  1. химический элемент;
  2. спутник планеты Сатурн;
  3. в древнегреческой мифологии – гигант, вступивший в борьбу с богами.
  4. выдающийся человек, исключительно широкий размах деятельности.

Уран:

  1. химический элемент;
  2. планета Уран;
  3. в древнегреческой мифологии – бог неба.

Флюс:

  1. материл, вводимый в шихту для образования шлака;
  2. поднадкостничный или поддесневой гнойник.

Цилиндр:

  1. химический мерный сосуд;
  2. геометрическое тело;
  3. часть поршней машины;
  4. мужская шляпа.

Элемент:

  1. вид атомов;
  2. прибор для получения постоянного т ока;
  3. составная часть сложного целого.

Антонимы

Объясните термины (дать определения понятиям)

Металл – неметалл

Атом – молекула

Простое вещество - сложное вещество

Физические явления – химические явления

Соединение – разложение

Обратимые - необратимые

Экзотермические - эндотермические

Кислота – основание

Неполярная связь - полярная связь

Окислитель - восстановитель

Окисление – восстановление

Катализатор - ингибитор

Электролит – неэлектролит

Диссоциация – ассоциация

Адсобрция - десобрция

Предельные – непредельные

Алканы – алкены

Присоединение - замещение

Гидрирование - дегидрирование

Гидратация – дегидратация

Галогенирование – дегалогенирование

Гидрогалогенирование – дегидрогалогенирование

Гидролиз – омыление

Мономер – полимер.

Изомеры - гомологи

Низкомолекулярные – высокомолекулярные

Ациклические - циклические

  1. Метафоры.

Химические мертвецы – предельные углеводороды (неактивные)

Углеродный скелет - способность атомов углерода соединяться друг с другом.

Королева энергетики - нефть

Король газов – метан

Философская шерсть – оксид цинка

Оловянная чума – изменение цвета олова от белого в серое при охлаждении

В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких – либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов.

В течение минуты каждый должен назвать подобных словосочетаний.

Железо: железные нервы, железное здоровье, железный век, железный человек, железный ум

Золото: золотое обращение, золотой век, золотая свадьба, золотая молодежь, золотое руно, золотая середина.

Серебро: серебристая луна, серебряный месяц, серебристое лицо, серебряная свадьба.

Свинец: свинцовый кулак, свинцовое лицо, свинцовая шуба.

Синонимы

1.Поваренная соль, хлорид натрия

2. Гашенная известь, известковая вода, известковое молоко – гидроксид кальция.

3. Медный купорос, сульфат меди(II).

Перевертыши.

Прослушав текст «перевёртыша» найдите правильное звучание фразы.

А) Разговор – ртуть, а крик – платина

Слово – серебро, молчание – золото

Б) Гладь металл, пока холодно.

Куй железо, пока горячо

В) Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

Прошел огонь, воду и медные трубы

Г) Не та грязь, что тусклая

Не то золото, что блестит

Д) Звери живут за неметалл

Люди гибнут за металл.

Е) В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

Алигер М.

« Ленинские горы»

О, физика – наука из наук

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместе рук.

Пусть станет математика очами.

Неразлучайте этих трёх сестёр

познания всего в подлунном мире,

тогда лишь будет ум и глаз остёр и знание человеческое шире

Характер минералов, недра гор,

Механика, металлургия оды.

Гидравлика – обуздыванье рек.

Рождение химической науки.

Встает великий русский человек,

Могучий разум, трудовые руки склоняется над образцами руд,

Расплескивает сильные кислоты.

Работает.

Наука – это труд, единоборство, точные расчеты.

(Алигер М. Стихотворение и поэмы М.: Худ.лит-ра, 1970)

Степан Щипачев

« Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых

Есть просто газ – легчайший водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

(С.Щипачев. Худ. Лит-ра М., 1954)

Темы: Атом и молекула, Элементы, Простые и сложные вещества, Вещества и их свойства, Атомно- молекулярное учение (О Ломоносове)

Часть 1

1. По горизонтали таблица Д.И. Менделеева делится на периоды , которые подразделяются на

а) малые , это периоды - 1, 2, 3

б) большие , это периоды - 4, 5, 6, 7

2. По вертикали таблица Д.И. Менделеева делится на группы , каждая из которых подразделяется на:

а) главную , или А группу

б) побочную , или В группу

3. Допишите

IA группа - это группа щелочных металлов

IIA группа - это группа щелчноземельных металлов

VIIA группа - это группа галогенов

VIIIA группа - это группа благородных или инертных газов

4. Аналогии языка химии с русским языком.

5. Дополните таблицу "Названия и знаки элементов".

6. Примеры названий химических элементов (в скобках укажите химический знак) в соответствии с этимологическими источниками.

1) Свойства простых веществ

Водород (H), Кислород (O), Фтор (F)

2) Астрономия

Селен (Se), Теллур (Te), Уран (U)

3) География

Германий (Ge), Галлий (Ga), Полоний (Po)

4) Древнегреческие мифы

Тантар (Ta), Прометий (Pm), Лютеций (Lu)

5) Великие ученые

Кюрий (Cm), Менделевий (Md), Резерфордий (Rt)

Часть 2

1. Установите соответствие между положением химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева и химическим знаком.

Ответ : А-5, Б-1, В-2, Г-4

2. Выберите символы или названия химических элементов одного большого периода. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите названия металла, который используется для изготовления бенгальских огней: магний .

3. Впишите в соответствующие столбцы названия следующих химических элементов: Cl, He, Br, Ne, Li, I, K, Ba, Ca, Na, Xe, Sr.

4. Заполните пропуски в логической схеме.

Химический элемент (H, O ) - химическая реакция (H 2 O) - химическое получение (2H 2 O = 2H 2 + O 2)

5. Сделайте обощение:

Химические элементы - углерод, кремний, олово, свинец - относятся к IVA группе .

6. В левую колонку таблицы запишите, по какому признаку химические элементы разделены на две группы.

7. Установите соответствие между произношением и химическим знаком (символом).

Ответ : А-4, Б-6, В-2, Г-7, Д-5, Е-1

8. Вычеркните лишнее:

кюрий, менделевий, бром , эйнштейний

9. Общий этимологический источник названий химических элементов:

U, Te, Se - это планетарий

10. В честь различных государств или частей света названы элементы:

Германий, галлий, франций, дубний


Химический язык

Химический язык относится к искусственным языкам наук.

Декан химического факультета МГУ академик Валерий Лунин : «Мы уже несколько лет читаем на факультете иностранных языков краткий курс истории химии. Потому что это свой, химический язык. Помимо периодической системы, есть еще миллионы названий веществ. Язык науки развивается так же динамично, как и сама наука. И каждый год синтезируются десятки тысяч новых соединений, их нужно правильно назвать»

Сообщение, написанное на большинстве естественных языков , делится на предложения , предложения - на слова , а слова - на буквы . Если предложения, слова и буквы назвать частями языка, то тогда можно выделить аналогичные части и в химическом языке :

Названия химических веществ являются неотъемлемой частью химического языка.

См. также

Примечания

Литература

  • Филатова Ольга Викторовна. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 2000 284 c. РГБ ОД, 61:01-13/784-1
  • Владыкина А. В., Кузнецова Н. Е. Химический язык в школе. - Вологда, 1980.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Химический язык" в других словарях:

    - (химический язык) – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, символы химических элементов, номенклатура неорганических и органических веществ (их названия, в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения,… … Википедия

    - (от слова химия). К химии относящийся, ей принадлежащий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХИМИЧЕСКИЙ имеющий отношение к химии к исследованию свойств простых тел; производящий изменения в веществе… … Словарь иностранных слов русского языка

    Альбом Маврик Дата выпуска 2001 Записан 2001 Жанр Хеви метал Длительность 47:20 … Википедия

    язык разметки химический - Базирующийся на соглашениях XML язык разметки для документов, содержащих химические формулы и данные. Тематики информационные технологии в целом EN Chemical Markup Language (CML) … Справочник технического переводчика

    - «Российский химический журнал» … Википедия

    Самоназвание: Limburgs (Plat, Lèmbörgs) [ˈlɛmbœʁxs], Страны: Нидерланды, Бельгия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гордон. Гордон Жанр Научно популярные и философские беседы Автор(ы) Александр Гордон Режиссёр(ы) Леонид Гюне Производство НТВ Ведущий(е) … Википедия

    Генерация номера SMILES: Сначала кодировке подвергаются разорванные кольца, затем описываются ответвления от основной структуры. SMILES (Simplified Molecular Input Line Entry Specification, англ. спецификация упрощенного представления… … Википедия






Сходство постулатов Бутлерова с законами русского языка В химических соединениях элементы расположены не в беспорядке, а соединены в определенной последовательности, так же как в слове буквы расположены в определенной последовательности. В химических соединениях элементы расположены не в беспорядке, а соединены в определенной последовательности, так же как в слове буквы расположены в определенной последовательности. От строения вещества зависят свойства, а от строения слова зависит его смысл. От строения вещества зависят свойства, а от строения слова зависит его смысл.


Аналогично таблице Менделеева в русском языке существует алфавит. Аналогично таблице Менделеева в русском языке существует алфавит. Вещества делятся на металлы и неметаллы, а алфавит на гласные и согласные. Вещества делятся на металлы и неметаллы, а алфавит на гласные и согласные. Из букв алфавита составляются слова, так же как из элементов таблицы Менделеева составляются соединения. Из букв алфавита составляются слова, так же как из элементов таблицы Менделеева составляются соединения.







Сходство химических соединений с предложениями русского языка Внутренняя сфера комплексных солей с двух сторон выделяется квадратными скобками, а в предложениях присутствуют причастные обороты, которые с двух сторон выделяются запятыми. Внутренняя сфера комплексных солей с двух сторон выделяется квадратными скобками, а в предложениях присутствуют причастные обороты, которые с двух сторон выделяются запятыми. Химические атомы образуют соединения, так же, как буквы образуют слова. Химические атомы образуют соединения, так же, как буквы образуют слова.


Разнообразие химических веществ и слов в русском языке Разнообразие химических веществ соответствует разнообразию слов в русском языке. Разнообразие химических веществ соответствует разнообразию слов в русском языке. В химии существуют наиболее распространенные вещества (вода, углекислый газ), так же, как в русском языке присутствуют наиболее распространенные, часто употребляемые слова (привет, пока, да, нет) В химии существуют наиболее распространенные вещества (вода, углекислый газ), так же, как в русском языке присутствуют наиболее распространенные, часто употребляемые слова (привет, пока, да, нет)


Подразделение химических веществ и слов в русском языке Химические вещества делятся на оксиды, соли, кислоты, а слова в русском языке подразделяются на глаголы, имена существительные, имена прилагательные. Химические вещества делятся на оксиды, соли, кислоты, а слова в русском языке подразделяются на глаголы, имена существительные, имена прилагательные.


Вывод В процессе исследования и проведя аналогии мы нашли много сходств между такими разными, на первый взгляд, науками. В процессе исследования и проведя аналогии мы нашли много сходств между такими разными, на первый взгляд, науками. Основа химии - атом, основа русского языка – буква. Как слова состоят из букв, так молекулы состоят из атомов, как предложения состоят из слов, так сложные химические соединения – из молекул. Основа химии - атом, основа русского языка – буква. Как слова состоят из букв, так молекулы состоят из атомов, как предложения состоят из слов, так сложные химические соединения – из молекул. Между химией и русским языком существует очень много общего Между химией и русским языком существует очень много общего


Информационные источники 1. Секреты русского языка, Москва: «Просвещение» 1991 г. 1. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Секреты русского языка, Москва: «Просвещение» 1991 г. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель, Химия для любознательных, Ленинград: «Химия», 1985г. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель, Химия для любознательных, Ленинград: «Химия», 1985г. Научная энциклопедия Химия, Москва: «Дрофа» 2001г. Научная энциклопедия Химия, Москва: «Дрофа» 2001г.