Что такое сема в русском языке. Лингвистический энциклопедический словарь. Лексемы. Семемы. Семы. Типы сем

Сема (от греч. sema - знак)

термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (См. План содержания) (элементарное лексическое или грамматическое значение), соотносящуюся с морфемой (См. Морфема) (минимальной значимой единицей плана выражения (См. План выражения)) и представляющую собой компонент её содержания. Например, в словоформе «книгу» морфема «-у» содержит три С.: «единственное число», «женский род» и «винительный падеж». Иногда понятие С. трактуется как синтагматическое (см. Синтагматика), в отличие от парадигматического (см. Парадигматика) понятия семемы (См. Семема). Некоторые учёные определяют С. как семантический признак, по которому противопоставляются более крупные единицы плана содержания, например лексическое содержание слова «отец» описывается как совокупность С.: «прямой родственник», «мужского пола», «первого восходящего поколения» и т.п.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сема" в других словарях:

    - [гр. sema знак] лингв. минимальная единица значения, СЕМАНТИЧЕСКИЙ множитель. То же, что семема. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. сема (гр. sema знак) лингв. единица смысла, семантический множитель. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. sema знак) минимальная единица содержания в языке, компонент семемы … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 6 гиперсема (1) единица (830) признак (36) … Словарь синонимов

    СЕМА - (от греч. sēma – знак). Понятие и термин лингвистики и психолингвистики; минимальная единица плана содержания. С. представляет собой элементарное отражение в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    сема - сема. Произносится [сэма] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сема - (от греч. σῆμα знак) минимальная, предельная единица плана содержания. Семы представляют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности. Сема является операциональной единицей… … Лингвистический энциклопедический словарь

Дифференциальный анализ значения осуществляется в рамках семасиологии.

Дифференциальная модель значения, получаемая на основе данного подхода, предполагает, что значение слова состоит из небольшого числа семантических компонентов, выявившихся в системных парадигматических оппозициях. При этом выделяются компоненты, общие для членов одной парадигмы и отличающие их от другой. То есть в структуре ЛЗ можно выделить:

Дифференциальные семантические признаки (СП);

Интегральные СП;

Дифференциальные СП:

- семантические компоненты

ОБЪЕКТЫ представляют собой неодушевленные предметы и одушевленные существа (включая сверхъестественные существа), например: камень, дерево, собака, человек, призрак, дьявол. ДЕЙСТВИЯ представляют собой действия и процессы, например: бежать, думать, умереть, почернеть. АБСТРАКЦИИ включают качества и количества, например: мягкий, красный, круглый, много, быстро, неожиданно. ОТНОШЕНИЯ представляют определенные соотношения между любыми двумя ОБЪЕКТАМИ, ДЕЙСТВИЯМИ или AБСТРАКЦИЯМИ: координация, одновременность, атрибутивность, часть-целое, причина-результат.;

Семантические множители (Сопоставляя значения слов, можно разделить эти значения на семантические множители, которые выступают как семантические признаки, объединяющие данное значение в одну группу с другими словами или отличающие значение одного слова от другого. Это так называемые интегрирующие или дифференцирующие признаки. Например, у глаголов передвижения общий (интегрирующий) признак – сема передвижения, дифференцирующие признаки – среда и средство передвижения)

Семантические примитивы: базовые составляющие языковых высказываний, выражающие элементарные смыслы (элементарные единицы, которые соответствуют элементарным смыслам: «я», «ты», «мир», «нечто», «некто (существо)», «становиться», «сказать»). Вежбицкая.

Семы (минимальная, предельная, далее не членимая составная часть лексического значения (семемы). Например: слова хороший - нехороший различаются семой отрицания. Выделяются в противопоставлениях: жеребец = ‘лошадь + самец’, кобыла = ‘лошадь + самка’.

Сема - термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (элементарное лексическое или грамматическое значение), соотносящуюся с морфемой (минимальной значимой единицей плана выражения) и представляющую собой компонент её содержания. Например, в словоформе «книгу» морфема «-у» содержит три С.: «единственное число», «женский род» и «винительный падеж».

конструктивные компоненты значения не одинаковы по своему характеру и иерархическому статусу, так как отражаемые ими объективные свойства предметов и явлений имеют разную значимость для систематизации и различения внеязыковых объектов.

Центральной и иерархически главной в структуре семемы является архисема - родовая интегри­ру­ю­щая сема, свой­ствен­ная всем единицам определённого класса и отражающая их общие категори­аль­ные свойства и признаки. В лексическом значении слова «отец» (‘мужчина по отношению к своим детям’), как и во всех других терминах родства, выделяется архисема ⟨родственник⟩. С помощью дифференциальных сем описываются различия единиц семантического поля. Это семы видовые. Так, все пять сем, образующих главное лексическое значение слова «отец», а именно: ⟨мужской пол⟩, ⟨родитель⟩, ⟨прямое родство⟩, ⟨кровное родство⟩, ⟨первое поколение⟩, - выступают как видовые уточни­те­ли родового понятия «родственник» - «(родственник) мужского пола», «(родственник) родитель» и т. д. Благодаря указанным диффе­рен­ци­аль­ным семам слово «отец» как термин родства противостоит по совокупности сем другим членам семантического поля: «отец» - «мать» (⟨мужской пол⟩ - ⟨женский пол⟩), «отец» - «сын» (⟨родитель⟩ - ⟨рождённый⟩), «отец» - «дядя» (⟨прямое родство⟩ - ⟨непрямое родство⟩), «отец» - «отчим» (⟨кровное родство⟩ - ⟨некровное родство⟩), «отец» - «дед» (⟨первое поколение⟩ - ⟨второе поколение⟩ [родителя]) и т. д.

Интегральные СП – это такие семантические компоненты, по которым одно значение не противопоставлятся никаким другим значениям в пределах класса слов. Образуют индивидуальное, единичное в значениях слов (несопоставимые семантические остатки): петля – ‘завязанная кольцом веревка’.

Категориальные СП – общий семантический признак для слов данной группы: океан, озеро, море - ‘водоем’. Понятие введено Шмелевым. Содержатся в общих значениях, не разложимых на компоненты ввиду преобладания у слова сигнификативной функции (вещество, существовать, перемещаться ). По категориальным признакам все слова разбиваются на определенные классы.

Ю.Д. Апресян: толкуемое значение должно определяться через более простые значения и тем самым в конечном счете сводиться к небольшому набору элементарных (неопределяемых) значений – слов семантического языка.

семантический язык (язык семантических множителей) : точка, часть, целое, время, множество, действие, субъект, вещь, каузировать, иметь, знать, переставить, начинать, не….

Из этого вырабатывается язык семантических примитивов . А. Вежбицка: семантические примитивы – это такие концепты, которые служат кирпичиками для построения всего остального . Это слова, которые не могут быть истолкованы удовлетворительным образом сами по себе, но через которые можно истолковать все прочие выражения. Лингвоментализ, универсальный для всех языков.

Интегральная концепция значения (сближающая слово с концептом)

В ЛЗ входит не только понятийное содержание, но и весь запас экстралингвистических сведений, ассоциаций и всех «добавочных смыслов» - коннотаций.

Л.А. Грузберг:

Вечер –

природные признаки: ‘заход солнца’, ‘наступление темноты’, ‘появление звезд’…;

антропоцентрические признаки: ‘время отдыха’, ‘можно почитать книгу’, ‘время свиданий’….

С точки зрения интегрального подхода семантика слова обладает значительной избыточностью, т.е. охватывает широкий круг более или менее существенных признаков, проявляющихся у предмета в разных ситуациях. Эти признаки не важны для противопоставления значений, они структурно не значимы, но в значительной степени релевантны для коммуникации, поскольку именно они во множестве случаев регулируют правильность употребления слова. Как пишет Г. Н. Скляревская: ЛЗ – сложная структура, включает в себя "не только понятийное содержание, но и весь запас лингвистических и экстралингвистических сведений, ассоциаций, смутных, как будто бы априорных представлений и всех "добавочных смыслов", называемых коннотациями".

Стернин: невозможно четко определить значение слова, его границы и перечислить все его семантические компоненты. Так как: нечеткой дифференциацией многих объектов внешнего мира, постоянным изменением самой отражаемой в значении действительности, углублением понятия о предметах и выявлением новых сторон, новых взаимоотношений понятий, приблизительностью самого отражения действительности в сознании человека, различиями в познании одного и того же предмета разными людьми (если мы выделили, например, в слове мужчина семы ‘человек’, ‘взрослый’, ‘мужской пол’, мы не вправе считать, что описали его значение. Мы выделили только семантическое ядро, но оно окружено множеством других семантических признаков: ‘мужество’, ‘деловитость’, ‘сила’ и др., не менее существенных для носителя языка).

лексическое значение шире наивного понятия, так как практически каждое слово окружено множеством ассоциаций, устойчивых, общенациональных и случайных, индивидуальных. И отсюда – концепт!

Концепт

Ю.С. Степанов : концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру.

У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры – исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.

Понятие концепта в рамках интегральной концепции значения излишне (в том виде, в каком его дает Степанов).

Е.С. Кубрякова: концепт – оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона.

И.А. Стернин : концепт соответствует неким смыслам, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и значения в виде «квантов» знания. Нерабочее определение.

А. Вежбицка : концепт – объект идеального мира, имеющий имя, определяющийся посредством набора семантических примитивов, отражающий специфические культурно-обусловленные представления человека о действительности.

Концепт – многомерное культурно-значимое социопсихическое образование, опредмеченное в той или иной форме.

Семный (компонентный) анализ - наиболее простой вид лексического разбора, задача которого состоит в том, чтобы охарактеризовать понятийную составляющую слова, т.е. его сигнификат, в семантическом и структурном аспектах. Единицей семного анализа выступает сема (семантический множитель), минимальный далее не членимый компонент значения.

Определение понятия

Семный (компонентный) анализ представляет собой «процедуру расщепления значения на составные части, вычленение которых обусловлено как соотношением элементов внутри отдельного значения (наличие более общих и более частных элементов, т.е. иерархичность организации), так и соотношением этого значения со значениями других языковых единиц» .

Термин «компонентный анализ» впервые использовал У. Гуднаф в статье «Культурная антропология и лингвистика» (1957). Введенным понятием он обозначил метод лингвистического анализа, позволяющего выявить иерархию сем, формирующих лексическое значение слова. Метод компонентного анализа был развит Н. С. Трубецким применительно к фонемам. На материале грамматических значений метод компонентного анализа впервые применил Р. О. Якобсон для описания категории падежа русских существительных.

В составе значения сема может быть представлена словоформой или словосочетанием, свободным либо устойчивым. Так, значение слова рассада включает в себя следующие семы:

1. ‘молодые’ 2. ‘растения’ 3. ‘выращиваемые’ 4. ‘в парниках’ (или) 5-6. ‘на специальных грядах’ 7-8. ‘для последующей пересадки’ 9. ‘в открытый грунт’.

В случаях 5-6 и 7-8 предлог входит в состав словоформы существительного, а сегмент 9 не членится на семы, поскольку выражен устойчивым сочетанием.

Поскольку слова для семного анализа берутся из толковых словарей, результат процедуры зависит от полноты дефиниции, которая не всегда совпадает в разных источниках. Так, толкование значения слова абзац , которое приводилось выше, в ТСУ представлено несколько иначе, чем в БТС, ср.:

АБЗАЦ абзаца, м. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца (ТСУ).

Чем полнее словарная дефиниция, тем легче выполнить семный анализ, так как нет нужды выявлять недостающие семы самостоятельно. Если же это необходимо, следует обратиться к иллюстративному материалу - примерам, которые позволят восстановить компоненты значения ЛСВ.

Типология сем лексического значения представляет собой иерархию, которую необходимо отразить в процедуре анализа.

  • 1. Самой общей семой, характеризующей принадлежность слова к определенной части речи является грамматическая сема - граммема. Иначе ее называют классемой, поскольку она обозначает грамматический класс и выражает общую семантику той части речи, слово которой подлежит анализу. Имена существительные обладают граммемой ‘предметность’, глаголы - ‘действие’, прилагательные - ‘признак’, числительное - ‘количественный признак’, наречие - ‘признак действия’. Так, имена существительные абзац , радость , песок , детвора имеют граммему ‘предметность’, имена прилагательные высокий , солнечный , лисий - граммему ‘признак’, глаголы читать , причесываться , подумать , бежать - граммему ‘действие’.
  • 2. Более конкретной является лексико-грамматическая сема, объединяющая в себе лексические и грамматические признаки слова. Она устанавливается в зависимости от лексико-грамматических разрядов: у имен существительных это ‘конкретность’, ‘абстрактность’, ‘вещественность’ или ‘собирательность’, у имен прилагательных - ‘качественность’, ‘относительность’ или ‘притяжателыюсть’, у глаголов - ‘способы глагольного действия’, ‘возвратность/невозвратность’, ‘личность/безличность’.

Так, имена существительные обладают следующими лексико-грамматическими семами: абзац - ‘конкретность’, радость - ‘абстрактность’, песок - ‘вещественность’, детвора - ‘собирательность’. Имя прилагательное высокий содержит лексико-грамматическую сему ‘качественность’, солнечный - ‘относительность’, лисий - ‘нритяжательность’. Глагол читать обладает семами ‘предельность’, ‘невозвратность’, ‘личность’; причесываться - семами ‘непредельность’, ‘возвратность’, ‘личность’; подумать - семами ‘предельность’, ‘окончательность’, ‘невозвратность’, ‘личность’; бежать - семами ‘предельность’, ‘невозвратность’, ‘личность’.

  • 3. Наиболее общей среди лексических сем является архисема (гипер- сема, родовая сема), которая называет имя лексико-семантического поля (ЛСП), куда наряду с другими элементами входит рассматриваемая лексема. Так, имя существительное хлеб входит в ЛСП «Продукт», имя прилагательное высокий - в ЛСП «Размер», глагол бежать - в ЛСП «Движение». Критерием правильности определения архисемы выступает возможность включения в ЛСП значительного числа слов разных частей речи, например ЛСП «Движение»: бежать , выбежать , бег , идти/ходить , ходьба , двигаться , передвижение , подвижной (состав ), подвижный {человек) и т.д.
  • 4. Гипосема (видовая сема) представляет собой признак, которым характеризуются гипонимические лексемы, образующие парадигмы типа лексико-тематических и лексико-семантических групп (ЛТГ, ЛСГ). Как правило, таких признаков несколько. Среди них выделяются интегральные и дифференциальные семы. Интегральные семы более конкретны, чем архисемы, и служат основанием для объединения слов в ЛТГ и ЛСГ. Так, второй ЛСВ имени существительного абзац входит в тематическую группу, которая выделяется из состава ЛСП «Текст», и содержит интегральную сему ‘часть’. В ЛТГ «Часть текста» входят такие компоненты, как ‘часть’, ‘глава’, ‘раздел’, ‘параграф’. Семой, позволяющей дифференцировать их семантику внутри ЛТГ, является ‘наличие заглавия’. Ср.:

Глава 2. ж. 1) Раздел художественного, научного, публицистического и т.п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком ;

Параграф и. 1) а) Мелкое подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое обычно специальным знаком (ТСЕ).

5. Потенциальная сема характеризуется тем, что в отличие от названных выше сем она не отражается в словарной дефиниции, хотя отчетливо осознается носителями языка. Роль потенциальных сем в семантической структуре ЛСВ чрезвычайно важна, поскольку они часто служат основой для переноса при образовании производных ЛСВ. Инструментом выявления потенциальных сем выступает сравнение непроизводных и производных значений. Так, в многозначном слове медведь выделяются следующие ЛСВ:

Медведь -я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (поел.). Делить шкуру неубитого медведя (йогов, о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых еще нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). М. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишен музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.) (ТСО).

Ни одна сема первого ЛСВ не объясняет, каким образом произошел метафорический перенос, обусловивший появление второго значения, однако носители русского языка знают, что медведю приписывается неуклюжесть. Именно сема, называющая этот признак, легла в основу переноса.

Выявлению потенциальной семы способствует анализ иллюстративных примеров, представленных в словаре. Так, лексема хлеб, которая имеет первичное значение ‘пищевой продукт, выпекаемый из муки’, сопровождается в толковых словарях словосочетаниями белый хлеб , черный хлеб - это позволяет сделать вывод, что хлеб бывает разного цвета, а языковое чутье подсказывает, что хлеб может быть и разной формы (булка , батон , каравай).

Таким образом, семный анализ дает объективные представления об особенностях семантики ЛСВ. Более сложную информацию о структуре ЛЗ можно получить с помощью анализа лексического значения.

  • Селиверстова О. Н. Труды по семантике. М., 2004. С. 81.

Лексическое значение слова – это не простая сумма, а структура элементарных значений – сем . Сема – это минимальная, предельная единица плана содержания. Семы являются простейшими составляющими цельного содержания лексического значения того или иного слова. Они представляют собой наименьшую смысловую единицу, элементарный семантический компонент, входящий во внутреннюю организацию слова и образующий его целостное значение. Семы соотносятся с теми признаками и свойствами, которые на уровне существенных принадлежат понятию о предмете/явлении действительности:

Каждому лексическому значению отдельного слова соответствует свой набор, свой комплекс образующих его как единое целое сем. В этом случае лексическое значение слова представляет собой соответствующий ему комплекс сем, сочетающихся друг с другом и неразрывно связанных между собой.

Семы в слове, связанные друг с другом, образуют семантическую структуру слова. Семантическую структуру слова заполняют разные по своему характеру семы. Каждая последующая сема в семантической структуре слова опирается на предшествующую, и каждая предшествующая сема выводится из содержания последующей. Таким образом, все семы в семном составе слова взаимодействуют и образуют в этом взаимодействии определенную иерархию. Иерархия сем означает, что в семном составе слова более конкретные семы подчинены более общим семам, на них опираются и из них выводятся.

Самой общей семой в иерархии сем, образующих семему, является сема, отвечающая за отнесённость слова к определённому грамматическому классу слов (к части речи), к определенной грамматической категории. Такая сема называется граммемой : знание – граммема ‘предмет ’; понимать – граммема ‘действие ’; отчетливо – граммема ‘признак действия ’ и т. п.

Лексико-грамматическая сема – это всё ещё общая по своему характеру разновидность семы, которая отвечает за соотнесенность заданной лексемы с определенным лексико-грамматическим разрядом соответствующей части речи: софа вещь ’→ вещное имя существительное; понимать – лексико-грамматическая сема ‘действие ментального свойства, присущее активному деятелю ’, не ограниченное внутренним пределом , → ментальный глагол несовершенного вида ; медный – лексико-грамматическая сема ‘признак предмета, имеющий отношение к материалу изготовления этого предмета ’, → относительное имя прилагательное; вороний – лексико-грамматическая сема ‘признак предмета по его принадлежности живому существу ’ → притяжательное имя прилагательноеи т. п.

Архисема – это уже более конкретная по своему характеру разновидность семы, которая отвечает за соотнесенность заданной лексемы с подобного рода лексемами, обозначающими ряд однородных предметов/свойств/признаков, способная установить смысловую связь между однотипными предметами, свойствами, признаками и т.п.: софа – архисема – ‘мебель ’; понимать – архисема – ‘оперировать сознанием ’. На основании архисем слова объединяются в единую лексико-семантическую группу (ЛСГ ). Например, слова подберёзовик , подосиновик , опёно к, боровик , чернушка , рыжик , мухомор и т. п. будут объединены в единую ЛСГ на основании архисемы, входящей в их семный состав, ‘гриб ’; а слова софа, диван, кровать, шкаф, стол, стул, кресло и т. п. – на основании присущей им архисемы ‘мебель ’ и т. д.

Дифференциальные семы – это наиболее конкретные семы в семном составе слова, выделяющие предмет/явление действительности из ряда им подобных, способствующие отличию данного предмета/явления действительности через слово от сопредельных: софа – ‘диван особой разновидности ’, ‘низкий ’, ‘широкий ’, ‘без спинки ’ ‘без валиков ’. Для семного состава слов подберёзовик и опёнок дифференциальными семами станут общие семы ‘съедобный ’, ‘растущий в лесах ’, а различающими их для слова подберёзовик – семы ‘в берёзовых лесах ’, ‘трубчатый ’, ‘с бурой шляпкой ’, ‘с белой ножкой с чёрными вкраплениями ’, а для слова опёнок – семы ‘растущий на пнях или корнях деревьев ’, ‘на вырубках ’, ‘пластинчатый ’, ‘с длинной тонкой ножкой ’. Дифференциальные семы создают индивидуальность лексического значения слова.

Кроме основных сем, в семном составе слова могут находиться такие семы, которые являются уникальными, неповторимыми, представляющими собой, по образному выражению, «несопоставимые остатки». Потенциальные семы – это конкретные семы в семном составе слова, которые в нём находятся имплицитно (в скрытой форме), но в речи могут не только реализоваться, но и занять место дифференциальных сем; это подспудно присутствующие в слове семы, осознаваемые носителями данного языка: софа – ‘для человека ’, ‘неподвижность ’, ‘леност ь’, ‘праздность ’, ‘комфорт ’, ‘уют ’ и даже, возможно, ‘роскош ь’ и т. п.. Такие семы чаще всего обыгрываются в слове при создании наиболее оригинальных, «свежих» метафор.

Таким образом, по своему статусу в иерархии сем семы делятся на граммемы (самые общие), лексико-грамматические семы, архисемы, дифференциальные семы и потенциальные семы:

семы

по отношению к своему статусу в иерархии сем

граммема

лексико-грамматическая сема

архисема

дифференциальные семы

Потенциальные семы

Описание лексического значения слова путем установления его образующих сем называется компонентным анализом. Семы в семном составе слова устанавливаются путем ступенчатой идентификации – постепенного выделения из её состава сначала общих сем (граммем и лексико-грамматических сем), затем – собственно лексических сем (архисемы, дифференциальных и потенциальных сем):

Компонентный анализ слова способствует лучшему и максимально достоверному, точному пониманию значения слова.

§ 119. Как уже отмечалось выше, каждое слово в любом языке выражает определенное лексическое значение или совокупность разных значений – двух или более. Как в русском, так и во многих других языках, большинство слов выражает не менее двух значений. В этом нетрудно убедиться, обратившись к толковым словарям. Так, например, в современном русском языке, по данным Словаря современного русского литературного языка, существительные гора, река, аудитория и многие другие имеют по два лексических значения, вода, море и другие – по три, дом – четыре, голова – пять, рука – восемь, прилагательное зеленый – пять значений, новый – девять, старый – 10, глагол носить – девять, нести – 12, ходить – 14, падать – 16, стоять – 17, идти – 26 и т.д., не считая всевозможных оттенков разных значений. Для сравнения можно привести аналогичные данные из литовского языка. В Словаре литовского языка, например, для существительного auditorija (аудитория) указывается тоже два значения, kalnas (гора) – три значения, namas (дом) – шесть значений (в форме множественного числа namai – семь), ranka (рука) – десять, для прилагательного naujas (новый) – восемь, для глагола kristi (падать) – 22 значения, nesti (нести) – 26, еiti (идти) – 35 и т.д. Слова, выражающие два и более лексических значений, называются многозначными, или полисемичными (полисемантичными); наличие у слова не менее двух значений называется, соответственно, многозначностью, или полисемией (ср. греч. poly – "много", sema – "знак, значение", polysemos – "многозначный").

Количество слов, выражающих только одно лексическое значение (иногда – с разными семантическими оттенками), во многих языках крайне ограничено. В русском языке к ним относятся, преимущественно, слова иноязычного происхождения, термины разных отраслей знаний, многие производные слова, в частности, существительные с абстрактным значением, и др. В Словаре современного русского литературного языка одно значение указывается, например, для существительных велосипед, велосипедист, велосипедистка, трамвай, трамвайщик, трактор, тракторист, трактористка, самолет, самолетостроение, летчик, летчица, колхоз, колхозник, колхозница, совхоз, крестьянин, крестьянка, студент, студентка, выразительность, грамотность, стойкость, храбрость, мужественность, прилагательных алый, голубой, вороной, коричневый, фиолетовый, велосипедный, тракторный, трамвайный, крестьянский, студенческий и др. Слова, выражающие не более одного лексического значения, называются однозначными, или моносемичными (моносемантичными), наличие у слова только одного значения – однозначностью, или моносемией (ср. греч. monos – "один").

§ 120. Лексические значения многих слов, как однозначных, так и многозначных, представляют собой явление сложное. Подобно тому, как многие слова состоят из материально выраженных частей, морфем, о чем говорилось выше, отдельно взятое лексическое значение слова может состоять из разных "кусочков", элементов, сегментов. Элементарная, мельчайшая, предельная, т.е. неделимая далее, составная часть лексического значения слова называется семой (ср. греч. sema). По словам В. И. Кодухова, "каждое значение... имеет несколько семантических признаков (сем)". Совокупность сем того или иного лексического значения называется семемой .

Семный состав лексического значения слова, или семемы, можно объяснить на примере основных, номинативных значений терминов родства, т.е. слов, обозначающих названия родственных отношений: отец, мать, сын, брат, сестра, дядя, тетя, племянник, племянница, шурин и др. У номинативных значений каждого из таких слов в качестве отдельного компонента выделяется одна общая для всех их сема, или архисема, т.е. родовое, интегрирующее значение, – "родственник". Кроме того, у каждого из них выделяется ряд дифференциальных сем, которые являются видовыми уточнениями данного родового понятия. Так, для основного, номинативного значения слова отец в качестве дифференциальных сем выступают следующие семы: 1) "мужской пол" (в отличие от семы "женский пол", как в значении слов мать, дочь, племянница и др.), 2) "родитель" (в отличие от семы "рожденный", как в значении слов сын, дочь), 3) "прямое родство" (в отличие от семы "непрямое родство", как в значении слов племянник, племянница), 4) "кровное родство" (в отличие от семы "некровное родство", как в значении слов отчим, мачеха), 5) "первое поколение" (в отличие от сем "второе поколение", "третье поколение", как в значении слов дед, прадед). Аналогичный состав сем характерен также для номинативных значений (семем) других терминов родства; их номинативные значения отличаются друг от друга лишь отдельными дифференциальными семами. Например, номинативное значение слова мать отличается от соответствующего значения слова отец лишь первой из названных выше дифференциальных сем ("женский пол"), значение слова сын – второй дифференциальной семой ("рожденный") и т.д.

У лексических значений производных, семантически мотивированных слов отдельные семы выражаются при помощи словообразовательных морфем, аффиксов. Так, например, в значении имен существительных, обозначающих названия лиц по виду деятельности, роду занятий, сема "деятельность, занятие" может быть выражена суффиксами -тель, -ист- и др. (ср. значения слов: учитель, преподаватель, писатель, руководитель; машинист, танкист, тракторист и др.); сема "женский пол" в значении существительных, обозначающих названия лиц женского пола, – суффиксами -к-, -ниц- и др. (ср. значения слов: студентка, артистка, трактористка; учительница, преподавательница, писательница); сема "неполнота (признака)" в значении некоторых качественных прилагательных – суффиксом -оват- (ср. значения слов: беловатый, желтоватый, красноватый, толстоватый, узковатый); сема "начало (действия)" в значении многих глаголов – префиксом за- (ср. значения слов: заговорить, запеть, зареветь, засветиться, засмеяться) и т.п. По определению И. С. Улуханова, в лексических значениях подобных слов выделяется, как минимум, две части, два компонента: 1) мотивирующая часть, т.е. часть значения, выражаемая производящим, мотивирующим словом, и 2) формантная часть, т.е. часть значения, выражаемая словообразовательным средством, или формантом.

Лексические значения многих производных слов, помимо обязательных семантических компонентов, выражаемых их производящими и словообразовательными средствами, содержат еще дополнительные семантические компоненты, не выражаемые непосредственно названными элементами соответствующих производных. Такие семантические компоненты, или семы, называются идиоматическими, или фразеологическими. Идиоматичность (фразеологичность) как особый семантический компонент обнаруживается, например, в составе номинативных значений существительных учитель, писатель, тракторист и др. Подобные существительные обозначают не всякое лицо, выполняющее соответствующую работу, а только такое, для которого выполнение данной работы является профессией, т.е. основным видом трудовой деятельности.

Некоторые лингвисты в качестве одного из компонентов лексического значения, или "составной части внутреннего содержания", семантически мотивированного слова рассматривают его мотивированность , или мотивировку . под которой понимается "заключенное в слове и осознаваемое говорящими “обоснование" звукового облика этого слова, т.е. его экспонента, – указание на мотив, обусловивший выражение данного значения именно данным сочетанием звуков, как бы ответ на вопрос “Почему это так названо?”" . В лингвистической литературе для обозначения рассматриваемого понятия широко используется также составной термин "внутренняя форма слова". В качестве примеров слов, содержащих мотивировку, или обладающих внутренней формой, можно привести названия дней недели. Сравним русские адова: вторник (день назван так потому, что он является вторым в неделе), среда (день, находящийся в середине недели), четверг (четвертый день недели), пятница (пятый день недели). Мотивированными названия разных дней недели являются и в других языках, например, немецкое Mittwoch (среда; ср. Mitte – "середина", Woche – "неделя"), польские wtorek (вторник; ср. wtory – "второй"), s"roda (среда; ср. s"rod – "среди", s"rodek – "середина"), czwartek (четверг; ср. czwarty – "четвертый"), piqtek (пятница; ср. piqty – "пятый"), чешские stfeda (среда; ср. stredrn – "средний"), ctvrtek (четверг; ср. сtvrty – "четвертый"), patek (пятница; ср. pat у́ – "пятый"). В литовском языке все семь дней недели называются сложными словами, образованными от основы существительного diena (день) и основ соответствующих порядковых числительных, например: pirmadienis (понедельник; ср. pinnas – "первый"), antradienis (вторник; ср. antras – "второй"), treciadienis (среда; ср. trecias – "третий") и т.д.

§ 121. Совокупность сем (архисем и дифференциальных сем) того или иного лексического значения слова, той или иной семемы, образует ядро данного значения, которое называется также денотативным значением (от лат. denotatum – "отмеченное, обозначенное, обозначаемое"), концептуальным значением (от лат. conceptus – "представление о чем-либо, понятие"), концептуальным ядром, или денотативной, концептуальной семой, понятийной семой. Ядро лексического значения слова, его денотативная, концептуальная сема – это "важнейшая часть лексического значения", которая "составляет у большинства знаменательных слов мыслительное отображение того или иного явления действительности, предмета (или класса предметов) в широком смысле (включая действия, свойства, отношения и т.д.)".

Кроме концептуального ядра в составе лексических значений многих слов выделяются различные дополнительные, сопутствующие, периферийные значения, или созначения, называемые коннотативными значениями, или коннотациями (от лат. соп – "вместе" и notatio – "обозначение"). В лингвистической литературе коннотативные значения, или семы, объясняются весьма неоднозначно. Чаще всего иод коннотативным значением понимается "дополнительное содержание слова (или выражения), его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение, служат для выражения разного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов...", "эмоциональные, экспрессивные, стилистические добавки к основному значению, придающие слову особую окраску". В толковых словарях описание лексических значений слов, содержащих коннотативные семы, сопровождается соответствующими оценочными пометами, например, в Словаре современного русского литературного языка: батя (в просторечии и обл.), башка (в просторечии), брюхо (в просторечии), дева (устар., уиотр. в поэгич. и стилизов. речи), ланиты (устар., поэт.), око (устар, и народно-поэт.), чело (устар. и поэт.), обжора (разг.), швец (устар, и просторен.), глазастый (в просторечии), шкодливый (просторен.), шкодить (просторен.), школьничать (разг.), клянчить (просторен.), дрыхнуть (в просторечии, с оттенком презрительности), жрать (грубо-простореч.). Данные семы чаще всего обнаруживаются в значениях слов, содержащих оценочные суффиксы, суффиксы эмоциональной оценки. В том же словаре представлены некоторые личные существительные с оценочными суффиксами: мальчишка, мальчуган, мамаша, мамашенька, мамочка, мамуля, папаша, папочка, сынок, сыночек, сынишка, человечище (сопровождаются пометой "разг."), маменька, папенька (устар., разг.), человечина – в знач. "человек" (разг., обычно шутл.), батюшка, браток, братушка, девонька, девчонка, девчурка, мальчонка, папаня, папаша, папонька (просторен.), дружок, дружочек (ласк.), братик, братишка (уменьш. и ласк.), матушка (устар, и народно-поэт.).

В лексических значениях некоторых слов коннотативные компоненты значения, коннотативные семы выступают на первый план. По словам А. П. Журавлева, у них "понятийное (т.е. концептуальное. – В. Н.) ядро хотя и существует, но не выражает сущности значения". В значении слова дылда, например, "главным является не то, что это человек, а то, что это “высокий , нескладный человек”". Подобной семантикой характеризуются некоторые междометия. По утверждению Ю. С. Маслова, "в каждом языке есть и такие знаменательные слова, для которых не дополнительным, а основным значением является выражение тех или иных эмоций (например, междометия ого! тьфу! или брр!) или же передача команд – побуждений к определенным действиям (стоп! прочь! брысь! на! в смысле “возьми” и т.п.)".

Как в русском, так и в других языках, преобладают, очевидно, слова со значениями, у которых коннотативные семы (в данном выше их понимании) отсутствуют. Большинство слов в разных языках выражают лишь концептуальные значения. Коннотативные семы отсутствуют, в частности, у номинативных значений большинства слов разных частей речи, таких, как, например: человек, друг, отец, мать, сын, рука, нога, голова, дом, лес, вода, гора, река, озеро, белый, синий, большой, малый, быстрый, молодой, старый, три, десять, пятнадцать, давно, рано, сегодня, идти, сидеть, писать, читать, говорить и многие другие.

§ 122. Разные семантические элементы слова, или лексемы (как отдельные лексические значения многозначного слова, или семемы, так и части, компоненты отдельно взятого значения, или семы), связаны друг с другом определенными отношениями. Это позволяет говорить о семантической, или смысловой, структуре слова (как многозначного, так и однозначного). Семантическая структура слова (лексемы) – это взаимоотношения между разными семантическими элементами (семемами и семами) данного слова как сложного целого.

Говоря о семантической структуре слова, лингвисты имеют в виду, прежде всего, разные значения многозначных слов, связи и взаимоотношения между ними. По определению В. И. Кодухова, "семантическая структура слова образуется семантическими компонентами (значениями, лексико-семантическими вариантами) разных видов".

Связь между разными значениями многозначного слова состоит в том, что они отражают схожие в каком-то отношении предметы и явления действительности и имеют общий семантический компонент. Д. Н. Шмелев объясняет эту связь следующими словами: "Образуя определ. семантич. единство, значения многозначного слова связаны на основании сходства реалий (по форме, внеш. виду, цвету, ценности, положению, также общности функции) или смежности... Между значениями многозначного слова существует семантич. связь, выражающаяся также в наличии у них общих элементов смысла – сем". Это можно показать на примере существительного доска, у которого различаются, в частности, такие значения: 1) плоский срез дерева, получаемый путем продольной распилки бревна; 2) большая пластина, на которой пишут мелом; 3) щит для объявлений или каких-либо показателей и др. Связь между данными значениями обнаруживается в том, что разные предметы, обозначаемые этим словом, имеют некоторое внешнее сходство, которое отражено в определении разных значений: плоский срез дерева, большая пластина, щит; все они обозначают конкретный предмет, имеющий плоскую форму.

Различия между отдельными значениями многозначного слова заключаются, прежде всего, в наличии у каждого из них тех или иных дифференциальных сем, отражающих специфические особенности обозначаемых предметов, такие, как назначение соответствующего предмета (доска для изготовления чего-либо, например, мебели; доска для писания мелом; доска для вывешивания объявлений и др.), материал, из которого изготовлен обозначаемый предмет, особенности внешней формы данного предмета, размер, цвет и т.д.

При определении семантической структуры слова принимается во внимание также наличие у лексического значения (семемы) составляющих его частей (сем), которые в свою очередь связаны друг с другом известными отношениями. Разные семы одной семемы объединяются уже тем, что все они связаны с обозначением одного и того же предмета, явления и, таким образом, представляют собой своеобразное структурное целое. В то же время они различаются между собой по разным признакам, на основании которых осуществляется их классификация (ср. архисемы и дифференциальные семы той или иной семемы, семы денотативные и коннотативные и т.д.). На этом основании можно говорить о структуре лексического значения слова , которая, по определению В. И. Кодухова, "складывается из семантических компонентов каждого значения". По словам А. Г. Гака, "каждый лексико-семантический вариант является иерархически организованной совокупностью сем – структурой, в к-рой выделяется интегрирующее родовое значение (архисема), дифференцирующее видовое (дифференциальная сема), а также потенциальные семы, отражающие побочные свойства предмета, реально существующие или приписываемые ему коллективом".