Что такое Поэма? Определение. Определение и понятие Понятие поэмы как жанра

ПОЭМА

- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЭМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЭМА в Литературной энциклопедии:
    [греч. poiein — «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем …
  • ПОЭМА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ПОЭМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос …
  • ПОЭМА
    [греческое] 1) сюжетное литературное произведение лиро- эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ (например, "медный всадник" пушкина); 2) название …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Большое лирико-эпическое повествовательное произведение в стихах. 2. перен. О чем-нибудь возвышенном, прекрасном. П. …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". …
  • ПОЭМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПО́ЭМА (греч. рoiema), поэтич. жанр большого объёма, преим. лироэпический. В древности и ср. века П. называли монументальный героич. эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ПОЭМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поэ"ма, поэ"мы, поэ"мы, поэ"м, поэ"ме, поэ"мам, поэ"му, поэ"мы, поэ"мой, поэ"мою, поэ"мами, поэ"ме, …
  • ПОЭМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая …
  • ПОЭМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "Мцыри", …
  • ПОЭМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. poiema создание) 1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2) название нек-рых муз. …
  • ПОЭМА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2. название нек-рых муз. произведений - небольших …
  • ПОЭМА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОЭМА в словаре Синонимов русского языка:
    дастан, книга, рамаяна, …
  • ПОЭМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Лопатина:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поэма, …
  • ПОЭМА в Орфографическом словаре:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Ожегова:
    о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические …
  • ПОЭМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события …

Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю) - большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох и у разных народов, в целом, не одинаковы по своим жанровым признакам, однако, имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определённая эпоха, определённые события, определённые переживания отдельно взятого человека. В отличие от стихотворений, в поэме прямо(в героическом и сатирическом типах) или косвенно(в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты объединяются в единое эпическое повествование.

Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих национальных литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.

В русской литературе начала 20 века наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» чётко проступают как лиро-эпические, так и лирические мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Разновидности поэмы

  • Эпическая
  • Описательная
  • Дидактическая
  • Романтическая
  • Философская
  • Историческая

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
  • Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
  • Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
  • Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
  • Стоимость картин современных художников. Как купить картину?

Поэма (греч. póiēma, от poieo - делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Махабхарата», «Рамаяна», «Илиада», «Одиссея»). Известно много её жанровых разновидностей: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. Поэмой также называют и произведения на всемирно-историческую тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова и др.). Широкое распространение получили в прошлом поэмы с романтическим сюжетом («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, «Неистовый Роланд» Л. Аристо).

В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне). Для романтической поэмы характерно изображение героя с необычной судьбой, но непременно отражающего какие‑то грани духовного мира автора. Во второй половине XIX в., несмотря на спад жанра, появляются отдельные выдающиеся произведения, например «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина. В основе произведения - сказания индейских племен о полулегендарном вожде, мудром и любимом Гайавате. Он жил в XV в., перед тем как первые поселенцы появились на американских землях.

В поэме поется о том, как

Трудился Гайавата,
чтоб народ его был счастлив,
чтоб он шел к добру и правде…
«Ваша сила лишь в согласье,
а бессилие в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу».

Поэма - жанр сложный, нередко трудный для восприятия. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать несколько страниц «Илиады» Гомера, «Божественной комедии» Данте или «Фауста» И. В. Гёте, попытаться ответить на вопрос о сути «Медного всадника» А. С. Пушкина или «Двенадцати» А. А. Блока.

Поэма требует знания исторического контекста, заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, о смысле истории. Без этого нельзя постигнуть во всей полноте и такие известные всем со школьной скамьи поэмы, как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского и др.

Что же позволяет считать поэмами многие непохожие произведения, подчас имеющие авторские подзаголовки, не соответствующие этому определению. Так, «Фауст» И. В. Гёте - трагедия, «Медный всадник» А. С. Пушкина - петербургская повесть, а «Василий Теркин» А. Т. Твардовского - книга про бойца. Их объединяет широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем. Развитой повествовательный план соединен в поэме с глубоким лиризмом. Особенно полное взаимопроникновение лирического и эпического начал характерно для поэмы советского периода («Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского и др.).

Интимные переживания в поэме соотносятся с великими историческими потрясениями, частные события возводятся в космический масштаб. Например, в «Медном всаднике» пространство конкретного города - Петербурга преображается в бесконечное, безбрежное пространство всемирного потопа, «последнего катаклизма»:

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли.
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

Время и пространство поэмы огромны и беспредельны.

В «Божественной комедий» сначала по кругам Ада, а потом по Чистилищу автора поэмы сопровождает великий римский поэт Вергилий, живший на тринадцать веков раньше Данте. И это не мешает Данте и его провожатому общаться в едином времени и пространстве «Божественной комедии», вступать в контакт с грешниками и праведниками всех времен и народов. Конкретное, реальное время самого Данте сосуществует в поэме с совершенно иным типом времени и пространства грандиозного загробного царства.

Проблемы наиболее общего, вечного затрагиваются в каждой поэме: смерть и бессмертие, конечное и вечное, встреча и столкновение их - это зерно, из которого поэма возникает.

Глава «Смерть и воин» - центральная в поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Это как бы поэма в поэме, точно так же как сцена «столкновения» Евгения и памятника Петру I в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Автор поэмы смотрит на мир с особой точки зрения, которая позволяет ему, человеку конкретной эпохи, так взглянуть на события своего времени, чтобы в них увидеть то, что может помочь высветить суть эпохи и художественно эту суть сформулировать: Евгений и скачущий памятник Петру I, Василий Теркин и Смерть.

Таким образом, в отличие от повестей в стихах, от романов в стихах, многочисленных поэм-подражаний и поэм предварительных и лабораторных (например, ранние поэмы Лермонтова), поэма - это всегда художественное осмысление современности в контексте длящегося времени.

Многосюжетность, часто многогеройность, композиционная сложность, смысловая насыщенность как целого, так и отдельных эпизодов, символичность, своеобразие языка и ритма, многоплановость - все это делает чтение поэмы столь же трудным, сколь и увлекательным.

Поэма зародилась в древности. Так определяли жанр произведений Гомера (VIII-VII в. до н. э.). Вергилия (70-19 г. до н.э.) и др. К своей современной форме поэма приблизилась в первой половине XIX в.

Поэмой называют лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а повествование о героях сопровождают авторские размышления. Она имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и др.

Несмотря на большое разнообразие поэм, сочинённых разными авторами в различные эпохи, они имеют и общие черты. В основе таких произведений всегда лежит повествование (рассказ) о каком-либо событии (одном или нескольких). Например, в «Песне про царя Ивана Васильевича... » М. Лермонтова есть линия Кирибеевича, царского опричника, и линия купца Калашникова, которые пересекаются сначала заочно, а потом и явно в сцене кулачного боя.

В лиро-эпической поэме большую роль играет лирический герой, который является выразителем авторских мыслей и чувств. Лирический герой смотрит на события и героев как бы со стороны, часто сопереживая им. Так, в поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» эту функцию выполняют гусляры. Они высказывают (иногда открыто, а иногда и завуалировано) народный взгляд и на события, и на героев. Например, в финале поэмы отчётливо слышится их сочувствие Калашникову и гордость за него.

В центре повествования обычно пребывает герой или несколько героев. В «Песне...» это и царь Иван Васильевич, и Кирибеевич, и Калашников, и Алёна Дмитревна... Чаще всего их образы раскрываются в монологах или диалогах. Это позволяет автору избежать развёрнутых описаний, быть лаконичнее, яснее и, в то же время, насытить повествование эмоциями.

В поэме каждый эпизод жизни героя или истории несёт определённый смысл. А все вместе они составляют содержание поэмы в целом. В «Песне...» Лермонтова три части. В первой — главные фигуры царь и его опричники. Во второй части раскрывается уклад жизни купеческой семьи. В третьей говорится о наказании за нарушение христианских законов и роли царя. А в целом поэма повествует о национальном характере в эпоху исторических потрясений.

Для поэмы как жанра характерно внимание к глубоким историческим, нравственным и социальным проблемам. Если мы обратимся к «Песне...», то увидим её смысловую ёмкость. Лермонтов поднимает в ней такие проблемы: христианский закон и его место в частной и в общественной жизни, личная честь, преемственность в сохранении семейной чести, отношения власти и народа, судьба отдельного человека в эпоху исторических потрясений.

Основные особенности поэмы как жанра литературы:

  • лиро-эпический жанр;
  • большое стихотворное произведение;
  • жанровые разновидности (героическая, историческая и др.);
  • тематическое разнообразие;
  • наличие повествовательной части (сюжета);
  • лирический герой, выражающий отношение к повествованию;
  • изображение, обычно, среди нескольких героев главного;
  • изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.