Что такое обобщение и его виды? Логика их построения. Зачем нужно обобщение в социологии? Как сделать обобщение Обобщение в обучении

В принципе, любая информационная система сталкивается с одними и теми же вопросами. Как собрать информацию? Как ее интерпретировать? В какой форме и как ее запомнить? Как найти закономерности в собранной информации и в какой форме их записать? Как реагировать на поступающую информацию? Каждый из вопросов важен и неразрывно связан с остальными. В этом цикле мы пытаемся описать то, как эти вопросы решаются нашим мозгом. В этой части пойдет разговор о, пожалуй, самой загадочной составляющей мышления - процедуре поиска закономерностей.

Взаимодействие с окружающим миром приводит к накоплению опыта. Если в этом опыте есть какие-либо закономерности, то они могут быть выделены и впоследствии использованы. Наличие закономерностей можно интерпретировать, как присутствие чего-то общего в воспоминаниях, составляющих опыт. Соответственно, выделение таких общих сущностей принято называть обобщением.

Задача обобщения – это ключевая задача во всех дисциплинах, которые хоть как-то связаны с анализом данных. Математическая статистика, машинное обучение, нейронные сети – все это вращается вокруг задачи обобщения. Естественно, что и мозг не остался в стороне и как мы можем иногда наблюдать на собственном опыте, тоже порой неплохо справляется с обобщением.

Несмотря на то, что обобщение возникает всегда и везде сама задача обобщения, если рассматривать ее в общем виде, остается достаточно туманной. В зависимости от конкретной ситуации в которой требуется выполнить обобщение постановка задачи обобщения может меняться в очень широком диапазоне. Различные постановки задачи порождают очень разные и порой совсем непохожие друг на друга методы решения.

Многообразие подходов к обобщению создает ощущение, что процедура обобщения – это нечто собирательное и что универсальной процедуры обобщения, видимо, не существовует. Однако, мне кажется, что универсальное обобщение возможно и именно оно и свойственно нашему мозгу. В рамках описываемого в этом цикле подхода удалось придумать удивительно красивый (по крайней мере мне он кажется таким) алгоритм, который включает в себя все классические вариации задачи обобщения. Этот алгоритм не только хорошо работает, но и самое удивительное - он идеально ложится на архитектуру биологических нейронных сетей, что заставляет верить, что, действительно, где-то так работает и реальный мозг.

Перед тем как описывать алгоритм такого универсального обобщения попробуем разобраться с тем какие формы обобщения принято выделять и, соответственно, что и почему должен включать в себя универсальный подход.

Философско-семантический подход к обобщению понятий

Философия имеет дело с семантическими конструкциями. Проще говоря, выражает и записывает свои утверждения фразами на естественном языке. Философско-семантический подход к обобщению заключается в следующем. Имея понятия, объединенные неким видовым признаком, требуется перейти к новому понятию, которое дает более широкое, но менее конкретное толкование, свободное от видового признака.

Например, имеется понятие «наручные часы», которое описывается как: «указатель времени, закрепленный на руке с помощью ремешка или браслета». Если мы избавимся от видового признака «закрепленный на руке…», то получим обобщенное понятие «часы», как любой инструмент, определяющий время.

В примере с часами в самом названии наручных часов содержалась подсказка для обобщения. Достаточно было отбросить лишнее слово и получалось требуемое понятие. Но это не закономерность, а следствие семантики, построенной «от обратного», когда нам уже известен результат обобщения.

Задача чистого обобщения

В формулировке Френка Розенблатта задача чистого обобщения звучит так: «В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или персептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки)» (Rosenblatt, 1962).

Акцент на «чистое» обобщение подразумевает отсутствие «подсказок». Если бы нам предварительно показали квадрат во всех возможных позициях сетчатки и дали возможность все это запомнить, то узнавание кадрата стало бы тривиальным. Но по условию квадрат нам показали в одном месте, а узнать мы должны его совсем в другом. Сверточные сети решают эту задачу за счет того, что в них изначально заложены правила «перетаскивания» любой фигуры по всему пространству сетчатки. За счет знания того как «перемещать» изображение они могут взять квадрат, увиденный в одном месте и «примерить» его ко всем возможным позициям на сетчатке.


Поиск паттерна в форме буквы «T» в разных позициях изображения (Fukushima K., 2013)

Ту же задачу мы в нашей модели решаем за счет создания пространства контекстов. Отличие от сверточных сетей в том, кто к кому идет - «гора к Магомеду» или «Магомед к горе». В сверточных сетях при анализе новой картинки каждый предварительно известный образ варьируется по всем возможным позициям и «примеряется» к анализируемой картинке. В контекстной модели каждый контекст трансформирует (перемешает, поворачивает, масштабирует) анализируемую картинку так как ему предписывают его правила, а затем «сдвинутая» картинка сравнивается с «неподвижными» заранее известными образами. Эта, на первый взгляд, небольшая разница дает последующее очень сильное различее в подходах и их возможностях.

Родственна задаче чистого обобщения задача инвариантного представления. Имея явление, предстающее перед нами в разных формах, требуется инвариантно описать эти представления с целью узнавания явления в любых его проявлениях.

Задача классификации

Есть множество объектов. Есть предварительно заданные классы. Есть обучающая выборка – набор объектов, про которые известно к каким классам они относятся. Требуется построить алгоритм, который обоснованно отнесет любые объекты из исходного множества к одному из классов. В математической статистике задачи классификации относят к задачам дискриминантного анализа.

Индукция связана с обобщением в двух моментах. Во-первых, когда говорится о множестве объектов, то подразумевается, что предварительно что-то послужило основанием объединить эти объекты в единое множество. То есть нашлись какие-то механизмы, которые позволили сделать предварительное обобщение.

Во-вторых, если мы методом индукции обнаруживаем некий признак, который свойственен элементам некой группы, которая описывает определенное понятие, то мы можем использовать этот признак, как характеризующий для отнесения к этой группе.

Например, мы обнаруживаем, что существуют механические приборы с характерным циферблатом и стрелками. По внешнему сходству мы делаем обобщение и относим их к классу часы, и формируем соответствующее понятие.

Теперь мы можем сделать следующий шаг обобщения. Мы можем сказать, что к «часам» можно отнести вообще все, что позволяет следить за временем. Теперь часами мы можем назвать и солнце, которое отмеряет сутки и школьные звонки, отсчитывающие уроки.

Логическая индукция имеет много общего с семантическим обобщением понятий. Но семантическое обобщение делает несколько иной акцент. Семантический подход говорит о признаках, которые составляют описание понятия, и возможности отбрасывания их части для получения более общей формулировки. При этом остается открытым вопрос - откуда должны взяться такие определения понятий, которые позволят выполнить переход к обобщению «через отбрасывание». Неполная логическая индукция как раз и показывает путь формирования таких описательных признаков.

Задача дискретизации

Имея дело с непрерывными величинами, часто требуется перейти к их описанию в дискретных значениях. Для каждой непрерывной величины выбор шага квантования определяется той точностью описания, которую требуется сохранить. Получившиеся в результате интервалы дробления объединяют различные значения непрерывной величины, ставя им в соответствие определенные дискретные понятия. Такую процедуру можно отнести к обобщению по тому факту, что объединение значений происходит, исходя из их попадания в интервал квантования, что говорит об их определенной общности.

Соотнесение понятий

Осуществляя обобщение любым из возможных способов, мы можем представить результат обобщения через систему понятий. При этом обобщенные понятия не просто образуют набор независимых друг от друга элементов, а приобретают внутреннюю структуру взаимоотношений.

Например, классы, получаемые в результате кластеризации, образуют некую пространственную структуру, в которой какие-то классы оказываются ближе друг к другу, какие-то дальше.

При использовании описания чего-либо через факторы используют набор факторных весов. Факторные веса принимают вещественные значения. Эти значения можно аппроксимировать набором дискретных понятий. При этом для этих дискретных понятий будет характерна система отношений «больше – меньше».

Таким образом, нас каждый раз интересует не просто выделение обобщений, но и формирование некой системы, в которой будет понятно, как эти обобщения соотносятся со всеми остальными обобщениями.

Чем-то похожая ситуация возникает при анализе естественного языка. Слова языка имеют определенные взаимосвязи. Природа этих связей может быть различна. Можно говорить о частоте совместного проявления слов в реальных текстах. Можно говорить о похожести их смыслов. Можно строить систему отношений, основанную на переходах к более общему содержанию. Подобные построения приводят к семантическим сетям разного вида.

2 часа ночи перед написанием обобщающего эссе на экзамене в школе или колледже. К сожалению, вы понятия не имеете, что такое обобщающее эссе, и уж тем более как его писать. Не бойтесь, WikiHow здесь, чтобы помочь! Обобщающее эссе или обобщающая работа объединяет различные идеи и информацию из нескольких источников в единое целое. Написание обобщающего эссе требует способности классифицировать информацию и представлять ее в организованном виде. Хотя этот навык развивается в средней школе и колледже, он также пригодится в бизнесе и мире рекламы. Перейдите к шагу 1, чтобы узнать, как написать обобщающее эссе.

Шаги

Часть 1

Изучите тему

    Понимайте цель обобщающего эссе. Целью обобщающего эссе является найти конструктивные связи между частями работы или несколькими работами с целью, в конечном итоге, представления и подтверждения какой-либо идеи по определенной теме. Другими словами, когда вы будете изучать тему, вы будете искать связи, которые могут выстроить цепочку убедительных доказательств определенной точки зрения по теме. Типы обобщающего эссе можно классифицировать следующим образом :

    Выберите тему, подходящую для обобщающего эссе. Ваша тема должна быть достаточно широкой для того, чтобы объединить вместе нескольких связанных между собой источников, но не настолько широкой, чтобы объединять разрозненные источники. Если у вас есть возможность свободно выбирать тему, предварительное чтение источников может помочь вам решить, о чем писать. Тем не менее, если вы пишете обобщающее эссе в школе, вам может быть дана тема или нужно выбрать ее из списка.

    • Пример общей темы, суженной в разумных пределах для обобщающего эссе: Вместо широкой темы социальных средств массовой информации, вы можете обсудить ваше мнение о влиянии смс-сообщений, которое они оказали на английский язык.
  1. Тщательно отберите и внимательно прочитайте ваши источники. Если вы сдаете тест по углубленному изучению предметов, источники будут вам предоставлены. Вы должны выбрать не менее трех источников для вашего эссе, и, возможно, еще один или два, в зависимости от количества времени, которым вы располагаете для изучения темы и написания работы. Ищите материал в ваших источниках, который связан с причиной, по которой вы пишете ваше эссе (т. е. ваш аргумент).

    Разработайте тезисное утверждение. После прочтения источников, которые вы получили или нашли сами, вам придется сформулировать свое мнение по вашей теме. Ваш тезис будет главной идеей, представленной в эссе. Следует охватить тему и высказать свою точку зрения по этой теме. Тезис надо сформулировать в виде полного предложения. В зависимости от эссе, ваше тезисное утверждение может быть либо первым предложением, начинающим эссе, либо последним предложением первого абзаца.

    • Пример: Отправка текстовых сообщений оказала положительное влияние на английский язык, так как это помогло поколению двухтысячных создать свою собственную форму языка.
  2. Перечитайте источники, чтобы найти идеи, доказывающие ваш тезис. Просмотрите свои источники и выберите ключевые цитаты, статистику, идеи и факты, которые поддерживают ваш тезис. Запишите их. Вы будете использовать их на протяжении всего эссе.

    • Если вы планируете принять претензии оппонентов и опровергнуть их теорию, вы должны также найти некоторые цитаты, которые идут против вашего тезиса, и обдумать способы их опровержения.
    • Пример: : Для тезисного утверждения, приведенного выше, отличным решением будет включение цитат лингвистов, обсуждающих новые слова, которые образовались в рамках "смс-общения", статистических данных, которые показывают, что английский язык изменялся почти при каждом поколении, и фактов, которые показывают, что студенты до сих пор знают грамматику и правописание (ваши оппоненты будут приводить этот аргумент в качестве основной причины того, что текстовые сообщения имели негативное влияние на английский язык).

    Часть 2

    Составьте план вашего эссе
    1. Составьте план вашего эссе. Вы можете либо сделать это в виде обычного плана на бумаге, либо сформулировать его в уме, но вы должны решить, как представить свой материал в наиболее выгодной форме. Если вы пишете эту работу для теста по углубленному изучению предмета, знайте, что проверяющие будут искать определенную структуру. Эта структура выглядит следующим образом :

      • Вводный параграф: 1. Вводное предложение, которое действует как крючок удочки, захватывая интерес читателя. 2. Определение вопроса, который вы будете обсуждать. 3. Ваше тезисное утверждение.
      • Основная часть: 1. Начните с предложения, в котором раскрывается причина, почему следует поддерживать ваш тезис. 2. Ваше объяснение и мнение по теме вопроса. 3. Доказательства из ваших источников, поддерживающих утверждение, которое вы только что сделали. 4. Объяснение значимости источника (ов).
      • Заключительный параграф: 1. Обозначение значимости вашей темы путем доказательств и размышлений, рассмотренных в статье. 2. Глубокомысленное или наводящее на размышления завершение работы.
    2. Используйте более творческую структуру, чтобы представить ваши тезисы. Иногда вы должны использовать более сложную структуру, чем перечисленная выше. Вы можете использовать один или несколько из этих методов, чтобы организовать свое эссе :

      • Пример / иллюстрация. Это может быть подробный пересказ, резюме или прямая цитата из вашего исходного материала, который поддерживает вашу точку зрения. Вы можете использовать более одного примера или иллюстрации, если ваша работа требует этого. Но вы не должны делать из вашей работы серию примеров, вместо доказательства вашего тезиса.
      • Метод «пугала». С помощью этой техники вы представляете аргумент, противоположный аргументу в вашем эссе, а затем показываете слабости и недостатки с помощью контраргументов. Такая структура показывает вашу осведомленность о противоположных мнениях и вашу готовность ответить на них. Вы представляете контраргумент сразу после тезиса, за которым следует опровержение, а заканчиваете положительным аргументом, который поддерживает ваш тезис.
      • Метод уступки. Метод уступок построен аналогично методу пугала, но он признает справедливость контраргумента, показывая, что первоначальный аргумент сильнее. Эта структура хорошо подходит в случае, если читатели занимают противоположную точку зрения.
      • Сравнение и контраст. Эта структура сравнивает сходства и подчеркивает различия между двумя объектами или источниками, чтобы показать все грани. Использование этой структуры требует тщательного чтения исходного материала, чтобы найти основные моменты сходства и различия. Этот вид эссе может представлять свои аргументы источник за источником или по чертам сходства или различия.
    3. Правильно структурируйте второстепенную информацию. Хотя большинство обобщающих эссе полностью сосредоточены на доказательстве тезиса, в некоторых работах представлены идеи, найденные в источниках, вместо того, чтобы сосредотачиваться на авторской точке зрения. Есть два основных способа построения такого рода обобщающих эссе:

      • Краткое изложение. Эта структура представляет собой резюме каждого из ваших источников, усиливая аргументы в пользу вашего тезиса. Это обеспечивает конкретные доказательства вашей точки зрения, но, как правило, не дает возможности представить свое собственное мнение. Эта структура наиболее часто используется обзорных статей.
      • Список аргументов. Это серия из подпунктов, которые вытекают из главного тезиса вашей работы. Каждый аргумент подкрепляется доказательствами. Как и при кратком изложении, аргументы должны становиться все более сильными, наиболее сильный аргумент должен быть последним.

    Часть 3

    Напишите ваше эссе
    1. Напишите черновик в соответствии с вашим планом. Будьте готовы отклониться от вашего плана, если вы найдете новые идеи и информацию, которые подтверждают ваш тезис. Если вы пишете обобщение на экзамене, у вас будет время для написания только одного черновика, поэтому пишите его как можно лучше.

      • Ваше эссе должно иметь вводный параграф, который включает ваш тезис, основную часть, в которой представлены доказательства в поддержку вашего тезиса, и вывод, в котором подводятся итоги.
    2. Пишите в третьем лице. Употребляйте местоимения "он", "она", используйте полные, недвусмысленные предложения. Предоставьте достаточно информации, чтобы ваши аргументы были убедительными. Вы должны писать в активном залоге насколько это возможно, хотя пассивный залог является приемлемым, если вы используете первое ("я") или второе лицо ("вы").

    3. Используйте переходы между абзацами, чтобы сделать ход мыслей логичным. Переходы являются отличной возможностью показать, где ваши источники дополняют друг друга: "Теория Хальстрема о фиксации цен поддерживается в работе Пеннингтон «Скалолаз экономики», где она отмечает следующее:

      • Продолжительные котировки трех линий или более, как правило, следует объединить в блок, чтобы привлечь к ним внимание читателей.

Обобщение ср. 1. Процесс действия по гл. обобщить I, обобщать I 2. Результат такого действия; вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ефремовой

  • обобщение - ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова
  • обобщение - орф. обобщение, -я Орфографический словарь Лопатина
  • обобщение - Обобщение, обобщения, обобщения, обобщений, обобщению, обобщениям, обобщение, обобщения, обобщением, обобщениями, обобщении, обобщениях Грамматический словарь Зализняка
  • Обобщение - Переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Педагогический терминологический словарь
  • ОБОБЩЕНИЕ - (англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид... Большой психологический словарь
  • обобщение - сущ., кол-во синонимов: 13 абстракция 10 вывод 31 генерализация 2 итог 17 общий вывод 1 подытоживание 6 резюме 9 резюмирование 3 синтез 18 синтезирование 3 стилизация 5 суммирование 8 универсализация 2 Словарь синонимов русского языка
  • обобщение - -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. обобщить-обобщать. Обобщение опыта новаторов. 2. Мысль, положение общего характера, возникающие в результате наблюдения, изучения отдельных, частных явлений; общий вывод. Смелые обобщения. □ - Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям. Чехов, Палата № 6. Малый академический словарь
  • ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Большой энциклопедический словарь
  • обобщение - Об/общ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  • обобщение - ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero - производить, порождать). - 1. В логике - операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Обобщение - Форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Большая советская энциклопедия
  • ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ. см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» - англ. "generalized other"; нем. "verallgemeinerter Anderer". ПоДж. Г. Миду - возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий... Социологический словарь
  • обобщение - ОБОБЩ’ЕНИЕ, обобщения, ср. (·книж.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить-обобщать. «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того... Толковый словарь Ушакова
  • Социальные свойства явлений могут определяться с помощью понятий различного уровня абстракции или обобщения. Уровень обобщения определяется объемом понятия.

    Объемом понятия называется класс обещаемых в понятии предметов, а совокупность признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в этом понятии, - содержанием.

    Виды понятий

    Понятие с Пустым объемом - это такое понятие, которое не включает ни одного явления, существующего в реальной действительности. (Марсианин.)

    Единичное понятие (понятие с единичным объемом) - это такое понятие, которое включает одно явление, существующее в реальной действительности. (Россия)

    Обобщающее понятие (понятие с множественным объемом) - это такое понятие, которое включает более чем один предмет, наблюдаемый в действительности. (качество жизни, преступление)

    Особенности Обобщающих понятий и работы с ними

    ¨ Обобщающие понятия нельзя наблюдать, так как выражаемые ими явления не существуют в действительности.

    ¨ Для выявления взаимосвязи Объекта и Предмета исследования, требуется оценка их состояния на основе эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать.

    ¨ Для определения эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать в ходе исследования, требуется перевод обобщающих понятий в единичные понятия.

    Перевод обобщающих понятий в единичные понятия начинается уже на этапе концептуализации при переходе от сущностного определения к содержательному, от сущностного качества к внутреннему содержанию, то есть при разложении сущностного качества на содержательные свойства.

    9. Что такое понятия с различным уровнем обобщения? Перечислите и раскройте требования к операциональным понятиям как к переменным.

    операциональные понятия как Переменные социологического исследования

    1.От операциональных понятий к переменным

    Операциональные понятия создают только исследовательскую базу. Необходимо отобрать те операциональные понятия, которые будут использоваться в данном исследовании.

    Отобранные операциональные понятия представляют собой переменные социологического исследования.

    2.Понятие переменных

    Переменная – это средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования, то есть наблюдение изменения состояния которых (средств) позволяет провести это различие.

    Другими словами, с помощью этих средств одни единицы исследования можно отличить от других.



    Требования к операциональным понятиям исходя из их роли переменных

    А) Чтобы операциональные понятия были переменными, необходимо чтобы они задавали определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления.

    Если операциональные понятия не задают определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления, то произошла ошибка в выборе этих понятий для использования в качестве переменных.

    Б) Будет операциональное понятие переменной или нет, зависит от проблемной ситуации

    В зависимости от проблемной ситуации операциональное понятия может задавать, а может не задавать определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления.

    В) Операциональное понятие как переменная должна быть эмпирически интерпретируемой

    Переменная представляет собой основу для выделения эмпирических фактов, подлежащих измерению. Чтобы была возможность отличить одно состояние переменной от другого, должна быть возможность наблюдать эмпирически различия, позволяющие отличить одно состояние переменной от другого.

    В результате приведенных рассуждений можно сформулировать уточняющее определение переменной.

    Переменная - это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения.

    4. Роль операционального понятия как переменной

    Операциональное понятие как переменная выполняет роль средства обобщение эмпирически наблюдаемых единичных состояний исследуемых явлений.

    Переменная – это не единичное понятие, ибо оно включает в себя не единичные состояния исследуемого явления, а классы состояний.

    Переменная, выражающая различные состояния исследуемого явления позволяют установить зависимость между социально значимыми типами исследуемых явлений.



    Все вышесказанное означает, что Переменная предполагает работу не с единичными фактами, а массовыми фактами, что позволяет:

    1. зафиксировать множество классов состояний;

    2. установить зависимость между этими классами, так как единичные состояния не позволяют установить такой зависимости.

    Измерение единичного состояния позволяет установить только тот факт, что при использовании данной матерью вовлекающего стиля дисциплинирования, данный подростков склонен к мошенничеству. При этом остается непонятным, повлиял ли используемый стиль дисциплинирования на формирование такой склонности.