Что каждый из поэтов писал о свободе. Тема свободы в русской литературе. Михаил Лермонтов, «Три пальмы»


Что такое истинная свобода, человек пытается понять уже на протяжении многих тысячелетий. Договорились даже до того, что свобода является осознанной необходимостью. Есть и другие меткие афоризмы и цитаты о свободе, которые принадлежат перу разных авторов.
Даже имея свое мнение на этот счет, каждому будет полезно почитать афоризмы и цитаты о свободе, которые подтверждают или опровергают устоявшуюся точку зрения.

«Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить»
Эрих Ремарк

«Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком»
Вольтер

«Только свободный гражданин имеет отечество; раб, крепостной, подданный деспота имеют лишь родину»
Анатоль Франс

«Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть»
Георг Гегель

«Свобода начинается с иронии»
Виктор Гюго

«Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие»
Георг Гегель

«Учение - только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание»
Иван Тургенев

«Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого»
Томас Джефферсон

«Каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим»
Готфрид Лейбниц

«Человек любого звания свободен, если он делает, пусть по необходимости, только то, что идет ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принужден делать нечто вовсе ему бесполезное»
Антуан Ривароль

«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды»
Блез Паскаль

«Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека, разгадывающего кроссворд: теоретически, он может вписать любое слово, но на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился»
Альберт Эйнштейн

«О свобода, очарование моей жизни, без тебя работа - это пытка, а жизнь - долгое умирание»
Пьер Прудон

«Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом»
Бенедикт Спиноза

«Полная свобода возможна только как полное одиночество»
Тадеуш Котарбиньский

«Как одинок путешественник, оставшийся без компаса и карты. Это и значит - быть свободным?»
Харуки Мураками

«Я бы хотел жить и умереть свободным, т. е. таким образом подчиненным законам, чтобы ни я сам, ни кто либо другой не мог сбросить с себя их почетного ярма, этого спасительного и нетяжкого ярма, под которое самые гордые головы склоняются тем послушнее, что они не способны склониться под какое-либо иное»
Жан-Жак Руссо

«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого»
Фридрих Энгельс

«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает»
Бертольд Ауэрбах

«Человек воспитывается для свободы»
Георг Гегель

«Серьезная слабость свободных режимов в том, что каждый свободен заявлять, что он несвободен»
Жан Ростан

«Люди-бараны не любят свободу, даже если целыми днями блеют о ней. Даже если поют или молят о ней, если она становится их главным желанием, заветной мечтой. В глубине души они знают, что, если они её получат, ничего хорошего не будет»
Бернард Вербер

«Цена свободы - не вечная бдительность, а вечная грязь»
Джордж Оруэлл

«Свободные народы должны неутомимо и с ревностною бдительностью охранять свою свободу»
Бенджамин Франклин

«Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы»
Николай Бердяев

«Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, - главная причина отсутствия свободного времени»
Василий Сухомлинский

«По мере того, как все больше народов получает свободу, на душу населения ее становится все меньше и меньше»
Доминик Опольский

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»
Шарль Монтескье

«Истина, свобода и добродетель - вот единственное, ради чего нужно любить жизнь»
Вольтер

«Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен»
Анри Бергсон

«Помните: чем выше спрос, тем ниже цена, которую нужно платить за свободу»
Станислав Лец

«Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости»
Дэвид Юм

«В этом и состоит свобода. Когда теряешь всякую надежду»
Чак Паланик

«Человек создан от Бога существом разумным и говорящим. Деятельность разумной мысли, духовная свобода есть призвание человека. Свобода духа более всего и достойнее всего выражается в свободе слова. Поэтому свобода слова - вот неотъемлемое право человека»
Константин Аксаков

«Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба»
Николай Бердяев

«Вот она, истинная свобода - обладать тем, что тебе дороже всего, но не владеть этим»
Пауло Коэльо

«Свободный человек тот, кто в наименьшей степени осознает свою несвободу»
Габриэль Лауб

«Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылья, да не обратит полет свой к величию и свободе»
Александр Радищев

«Свободен лишь тот, кто не имеет желаний? К чему желать быть свободным?»
Элиас Канетти

«Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести»
Василий Ключевский

«Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, - это те, которые утверждают, что без нее человек не мог бы грешить»
Пьер Бейль

«Если рабы будут ждать свободы до тех пор, пока они не поумнеют, ждать придется долго»
Томас Маколей

«Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления»
Карл Маркс

«Овца и волк по-разному понимают слово свобода, в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе»
Авраам Линкольн

«Почему-то мир так устроен, что о свободе громче всех кричат надсмотрщики негров»
Самюэл Джонсон

«Обычно чем больше советников, тем меньше свободы и разномыслия»
Эдмунд Бёрк

«Нельзя людей освобождать к наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы»
Александр Герцен

«Быть свободным - это ничто; стать свободным - это все»
Карл Бёрне

«Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят»
Филип Честерфилд

«Нельзя пользоваться свободой без права нарушать ее»
Уистен Оден

«Свободным от страданий еще никто не рождался»
Иоганн Шиллер

«Свободным родился человек - и везде он закован в железо»
Жан-Жак Руссо

«Того, чего хочет обыватель, - жить и размножаться… хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей»
Карл Маркс

«Человек - хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет - человеку неизвестно»
Ганди

«Вашим страданиям конец, если вы устали их терпеть: вы свободны, если у вас есть мужество быть свободными»
Жан-Поль Марат

«Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти»
Бенедикт Спиноза

«Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой»
Фридрих Энгельс

«Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом»
Сёрен Киркегор

«Если мы распоряжаемся своим богатством, то мы богаты и свободны; если же наше богатство распоряжается нами - то беднее нас нет»
Эдмунд Бёрк

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»
Владимир Ленин

«Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности»
Шарль Монтескье

«Тот, кто любит меня, отнимает мою свободу. Что бы меня очаровало, если бы я любил Бога, так это то, что Бог не платит мне взаимностью»
Анри Монтерлан

«В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать»
Томас Маколей

«Не благодаря терпению, а благодаря нетерпению народы добиваются свободы»
Карл Бёрне

«Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения»
Георг Гегель

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
Вольтер

«Беспорядок делает нас рабами. Сегодняшний беспорядок уменьшает свободу завтрашнего дня»
Анри Амьель

«Свобода одного имеет своим логическим пределом свободу других»
Жан Карр

«Люди рождаются свободными и неравными»
Грант Аллен

«Каждый может обрести свободу, если только умеет ограничить и находить самого себя»
Иоганн Гёте

«Когда я выбрасываю хлам, мне становится легче жить»
Евгений Гришковец

«Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести»
Анри Амьель

«Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою»
Николай Шелгунов

«Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать… Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию»
Николай Бердяев

«Ни один человек не борется против свободы, - борется человек, самое большее, против свободы других»
Карл Маркс

«Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва»
Ричард Бах

«Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам - высшее выражение свободы»
Василий Сухомлинский

«Человек одновременно хочет иметь и свободу, и вес, что невозможно, ибо чем больше он освобождается, тем сильнее "теряет в весе"»
Уистен Оден

«Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным»
Генри Торо

«Нравственное - это повиновение в свободе»
Георг Гегель

«Могущественные силы, разрушающие города и уничтожающие государства, остаются все же беспомощными против одного человека, если у него достаточно воли и душевной неустрашимости, чтобы остаться свободным, ибо те, кто вообразили себя победителями над миллионами, не могли подчинить себе одного - свободную совесть»
Стефан Цвейг

«Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна»
Пьер Бомарше

«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»
Николай Бердяев

«Свобода есть единственная характерная черта цивилизации»
Лев Мечников

«Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой»
Карл Мати

«Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека»
Фридрих Энгельс

«Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей - все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому»
Жан-Жак Руссо

«Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора»
Лион Фейхтвангер

«Одни сражаются за свободу от предрассудков, другие - за свободу для предрассудков»
Веслав Брудзиньский

«Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»
Карл Маркс

«Власть - это долг; свобода - ответственность»
Мария-Эбнер Эшенбах

«История свободы - это история сопротивления»
Томас Вильсон

«Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества - не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность»
Артур Шопенгауэр

«Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение»
Томас Джефферсон

«Свобода вроде шпината - что-то вялое, без костей»
Сальвадор Дали

«Истина и свобода тем замечательны, что все, что делают для них и против них, в равной степени им служит»
Виктор Гюго

«Свободная женщина та, кототая считает нормальным секс до замужества, и работу - после»
Глория Стайнем

«Тот, кто женится из-за богатства, продает свою свободу»
Джордж Герберт

«Вольтер учил: "Чем люди просвещеннее, тем они свободней". Его преемники сказали народу: "Чем ты свободнее, тем просвещенней". В этом и таилась погибель»
Антуан Ривароль

«Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности»
Владимир Вернадский

«Ничто не свободно так, как мысль человека»
Дэвид Юм

«Свобода не выживет, если народ продажен»
Эдмунд Бёрк

«Не железные ворота, не глухие стены, а маленький глазок в двери камеры - вот что больше всего напоминает человеку о неволе»
Кобо Абэ

«Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?»
Готхольд Лессинг

«Это - свобода: чувствовать, к чему стремится твое сердце, что бы не говорили другие»
Пауло Коэльо

«Чем легче и вольнее живется на свете какому-нибудь народу, тем сильнее он любит свою родину»
Дмитрий Писарев

«Чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничивать»
Эдмунд Бёрк

«Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных… История свободы - это история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания»
Томас Вильсон

«Свобода является единственным принципом, к которому… все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности. Бытие вообще является лишь выражением заторможенной свободы»
Фридрих Шеллинг

«Свобода есть благо, обладание которым приносит меньше удовольствия, чем его потеря - страданий»
Жан Поль

«Люди дарят другу цветы, потому что в них заключен истинный смысл любви. Тот, кто попытается завладеть цветком, увидит вскоре, как он завянет и потеряет свою красоту. А тот, кто всего лишь любуется им на лугу, получит его навсегда. Любовь - это прежде всего свобода»
Пауло Коэльо

«Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре. Если это не запрещено, все остальное приложится»
Джордж Оруэлл

«Свобода иллюзорна, если она не является всеобщей; лишь гнет царит там, где свободный порыв страстей ограничен, предоставлен только крайнему меньшинству»
Шарль Фурье

«Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения»
Сёрен Киркегор

«Свобода существует всегда. Достаточно заплатить за нее ее цену»
Анри Монтерлан

«Стремление к свободной любви равносильно желанию стать женатым холостяком или белым негром»
Гилберт Честертон

«И в числе браков по любви попадаются счастливые браки, хотя редко; но кто женился на свободе, после того как любил ее девушкой, всегда несчастен»
Карл Бёрне

«Что может удовлетворить душу, кроме возможности быть свободным и не принадлежать никому?»
Уолт Уитмен

«Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует»
Эдмунд Бёрк

«Никогда не лишай человека или животное свободы, величайшего блага на земле. Не мешай никому греться на солнце, когда ему холодно, и прохлаждаться в тени, когда ему жарко»
Шарль Костер

«Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными»
Фридрих Энгельс

«Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям»
Готфрид Лейбниц

«Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом»
Юстиниан I

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой»
Федор Достоевский

«Истинная свобода состоит в согласии с некоторой святой необходимостью, воспринимаемой нами в постигающем сущность действительности познании, ибо дух и сердце, связанные лишь своим собственным законом, добровольно утверждают необходимое. Если зло состоит в разладе обоих начал, добро может состоять только в совершенном их единении, и связь, соединяющая их, должна быть божественной, ибо они - едины не условно, но совершенно и безусловно»
Фридрих Шеллинг

«Любовь к свободе - цветок темницы, и только в тюрьме чувствуешь цену свободы»
Генрих Гейне

«Не может быть таких обстоятельств, при которых человек имел бы право посягать на свободу себе подобных»
Жюль Верн

«Сопротивление и послушание две добродетели гражданина. Послушание обеспечивает порядок; сопротивление обеспечивает свободу»
Ален

«Всякого рода привилегии - это могила для свободы и справедливости»
Иоганн Зейме

«Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть»
Бенедикт Спиноза

«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы»
Джордж Шоу

«Чувство единства нации невозможно без уважения к себе, которое в свою очередь невозможно без свободы»
Гарриет Стоу

«Давая свободу жизни и свободу духа стране, правительство дает свободу общественному мнению. Как же может выразиться общественная мысль? Словом устным и письменным»
Константин Аксаков

«Свобода - это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!»
Жан Лабрюйер

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»
Карл Маркс

«Лояльность - это свобода от необходимости думать»
Джордж Шоу

«Наш враг - не дьявол или какое-нибудь злое божество. Наш враг - это свобода выбора, свободный выбор людей»
Бернард Вербер

«Настоящая свобода состоит не в том, что кто либо может следовать своим порочным наклонностям или получать за преступления неодинаковые наказания. Настоящая свобода состоит в укрощении дурных страстей и пороков, а не в свободе делать все, что кому угодно, и получать более легкое наказание за свои преступления»
Анджей Моджевский

«Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить»
Отто Бисмарк

«Свобода отличается таким неотразимым обаянием, что мы находим в ней красоту, которой она, быть может, не обладает… Впрочем, не будь она красавицей, мир не сходил бы по ней с ума»
Джордж Галифакс

«Что знает зоолог, видевший животных лишь в зоопарке; что знают о человеке те, кто видел его лишь на свободе»
Станислав Лец

«Конфликт жалости и свободы… Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности… Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех… Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминают об этом свободе»
Николай Бердяев

«Насколько далеко простирается твоя способность повелевать собой, настолько далеко простирается твоя свобода»
Мария-Эбнер Эшенбах

«Только свободная нация обладает национальным характером»
Анна Сталь

«Если ты любишь девушку, дай ей свободу. Только потом не удивляйся, если она принесет с собой герпес»
Чак Паланик

«На сегодняшний день главная политическая задача не в том, чтобы дать человеку свободу, а в том, чтобы удовлетворить его потребности»
Уистен Оден

«Не все те свободны, кто смеется над своими цепями»
Готхольд Лессинг

«Всякий человек любит свободу, с той лишь разницей, что справедливый желает ее для всех, а несправедливый только для себя»
Карл Бёрне

«Истина сделает вас свободными»
Зигмунд Фрейд

«Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым… и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть еще бессодержательная и лишь возможная свобода»
Георг Гегель

«Свободен лишь тот, кто владеет собой»
Иоганн Шиллер

«Свобода есть право на неравенство»
Николай Бердяев

«Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение»
Томас Джефферсон

«Отказаться от свободы можно лишь впав в заблуждение»
Эдмунд Бёрк

«Повсюду, где царствуют деньги, те деньги, которые народ отдает, чтобы поддерживать свою свободу, всегда служат только орудием его же порабощения; и то, что платит он сегодня по доброй воле, используется для того, чтобы заставить его платить завтра по принуждению»
Жан-Жак Руссо

«Человек со свободным выбором может отказаться от... свободного выбора»
Бернард Вербер

«Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?»
Карл Маркс

«Только той свободой следует обладать, которая дает простор энергии, разуму и добрым качествам народа»
Уильям Чэннинг

«Истинную свободу и истинное ее применение лучше всего характеризуют злоупотребления свободой»
Георг Лихтенберг

«Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать»
Вольтер

«Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. Подлый человек душой низок, поэтому радость его мелка и скоротечна. Все содеянное им выдает ущемленность»
Хун Цзычен

«Это свободная страна. Люди имеют право писать мне письма, а я имею право не отвечать на них»
Уильям Фолкнер

«Бороться за свободу законным образом можно лишь в том случае, если ею уже обладаешь»
Тадеуш Котарбиньский

«Человек обречен на свободу»
Жан-Поль Сартр

«Спасти свободу можно только через братство»
Виктор Гюго

«Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела»
Фридрих Энгельс

«Отказаться от своей свободы - это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли - это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности»
Жан-Жак Руссо

«Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу»
Чак Паланик

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»
Иммануил Кант

«Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства»
Владимир Ленин

«Свобода означает для нас право делать все, что запрещено законом»
Адриан Декурсель

«Человек… свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность»
Карл Маркс

«Само желание высвободиться из ловушки эту ловушку только укрепляет»
Чак Паланик

«Утешительна одна только мысль, а именно: какой бы системы мы ни придерживались и с какой фатальностью ни связывали бы все наши действия, мы всегда будем действовать так, как если бы мы были свободны»
Вольтер

«Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил и никогда не ненавидел»
Мария-Эбнер Эшенбах

«Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может»
Пифагор

«Свобода стоит того, чтобы за нее бороться»
Агата Кристи

«Самое большое рабство - не обладая свободой, считать себя свободным»
Иоганн Гёте

«Любовь к свободе - это любовь к людям; любовь к власти - это себялюбие»
Уильям Гэзлитт

«Когда заботы и страдания беспокоят нас, тогда вдохновение невозможно. Только с прекращением забот и желаний наступает освобождение; тогда гений сбрасывает с себя вещественные оковы и превращается в субъект чистого созерцания. Поэтому тот, кого посещает вдохновение, пусть избегает страданий, забот и вожделений, а те желания, которых нельзя подавить, пусть удовлетворяет вполне. Только при таком условии гений может употребить свое редкое бытие на радость себе и для общего блага»
Артур Шопенгауэр

«Свобода мышления составляет неотъемлемое право каждого»
Жозеф Ренан

«Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами»
Карл Маркс

«Свободные народы, помните правило: "Можно завоевать свободу, но нельзя обрести ее вновь"»
Жан-Жак Руссо

«Свобода… состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой»
Фридрих Энгельс

«Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за нее»
Анна Сталь

«За деньги мы вынуждены платить свободой»
Роберт Стивенсон

«Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»
Карл Маркс

«Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно»
Бенедикт Спиноза

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).

Тема свободы - одна из самых ярких, задушевных тем пуш­кинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта». Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от ме­лочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мыс­ли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы. Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное твор­чество.

Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию» (1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древне­римскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» - источник гибели цивилизации.

Петербургский период 1817-1820 годов - время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.

Ода «Вольность» (1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удиви­тельно, что арзамасец Пушкин пишет оду - жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе...». Дело даже не в само­стоятельности Пушкина в отношении к литературным группи­ровкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже бы­ла в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она вхо­дит в «Путешествие из Петербурга в Москву»). Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концеп­ции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против ти­рана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции - идеи умеренного либерализма. Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В сле­дующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.



В начале знаменитой оды Пушкина - отказ от прошлого по­этического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афроди­ту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера. На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» - гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы - это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы. Прочь «венок», «изнеженную лиру» - атрибуты поэзии любви и на­слаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», - мир неправед­ный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой по­эт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоин­ства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, - соблюдение законов и царем, и народом:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Для доказательства этой мысли Пушкин приводит два аргу­мента из французской и русской истории. Казнь Людовика XVI 21 января 1793 года во время Великой французской революции была, считает Пушкин, актом нарушения закона народом. Исто­рия отомстила французам - настала диктатура, к власти пришел «самовластительный злодей» Наполеон. Отношение Пушкина к Наполеону будет меняться. Через 7 лет, в стихотворении «К мо­рю», о Наполеоне, уже умершем, Пушкин напишет совсем ина­че. Но пока он не жалеет гневных и резких оценок, что понятно после недавних событий 1812 года: «упрек ты Богу на земле».

Второй эпизод - русский: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Петербурге, в Михайловском замке, был убит Павел I. Это убий­ство злодейское, коварное, совершенное царскими приближенны­ми (ходили упорные слухи, что сын царя, будущий император Александр I, знал о готовящемся убийстве и не остановил его). Цареубийство не оправдывается Пушкиным, но фактом является и то, что тиран - «увенчанный злодей» - сам нарушал закон и был наказан за это.

В оде присутствует образ самого поэта («певца»), тревожно размышляющего над кровавым событием:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец...

Наказом современным самодержавным правителям заканчи­вается стихотворение: цари должны соблюдать законы, и тогда крепость их правления будет обеспечена свободой народов:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Это стихотворение Пушкина не могло быть напечатано и хо­дило в списках, как и другое - «К Чаадаеву» (1818). Как уже го­ворилось, П.Я. Чаадаев оказал сильное влияние на формирова­ние либеральных политических воззрений Пушкина. Пушкин высоко ценил ум и волю своего старшего друга, считал его недо­оцененным на родине. Позднее он напишет о Чаадаеве:

Он в Риме был бы Брут,

в Афинах Периклес,

А здесь он - офицер гусарской. -

связав имя друга с фигурами видных тираноборцев, законодате­лей античности, горько сетуя на нереализованность высоких да­рований Чаадаева-мыслителя «в оковах службы царской».

Послание «К Чаадаеву» замечательно неразрывным единст­вом личного и общественного. Борьба за свободу отчизны ощу­щается как «желанье» молодого сердца. Этот лирический шедевр Пушкина - о прозрении; именно изображение эволюции юной души определяет композицию стихотворения. В его строфах по­следовательно развиваются мотивы освобождения от «обмана» любви, надежды, «тихой» (поэтической) славы, пробуждения к.настоящей, суровой жизни; поэт размышляет о времени, когда юные граждане услышали «нетерпеливою душой» призыв своей отчизны. Конечно, этот призыв - о помощи. И юный автор при­зывает «друга», «товарища» посвятить «души прекрасные поры­вы» именно отчизне. Благородство этого рыцарского порыва - в стремлении помочь страждущему. Оно столь глубоко проникает в душу поэта, что для него исчезает различие личного и общезна­чимого, внутреннего и внешнего; само «общее» - гражданский идеал - начинает осознаваться как глубочайшее интимное чув­ство:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Любовь и свободолюбивый порыв - одинаково всеохватные чув­ства лирического героя. Мудрость этого движения сердца - в ос­тром знании того, что молодость является гарантией от бесчес­тья. Отсюда эти временные ограничения: «пока свободою го­рим», «пока сердца для чести живы». Именно в «порывах» про­является эта молодая, нетерпеливая, прекрасная душа. Свобода здесь называется необычно - «звезда пленительного счастья». Пленительными обычно назывались в русской поэзии того вре­мени любовные чувства, красота, тихие личные переживания. А здесь эта метафора - выражение счастья жизни без «самовла­стья», понимаемого как неограниченное самодержавие. «Юные забавы» исчезли, «как сон», и Россия «вспрянет ото сна». Усло­вие пробуждения страны - пробуждение ее юных граждан. От «ти­хой» славы к славе героической - таков путь взросления, благо­родства, прозрения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Еще одно вольнолюбивое стихотворение Пушкина этой по­ры - «Деревня». Посещение Михайловского, псковского имения матери, летом 1819 года позволило молодому поэту-гуманисту испытать подлинное счастье творчества и заставило ужаснуться жестокостью крепостного права. Стихотворение несет в себе этот контраст: противительный союз «но» («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...») отделяет первую, идиллическую часть стихо­творения от части второй - обличительной. На первый взгляд деревня - «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Уют - необходимое человеку условие покоя, и молодой поэт, прибыв­ший из столицы, ощутил деревню как близкий сердцу «уголок». Радуясь этому чувству, любя это место, Пушкин обращается к Михайловскому, как к другу: «приветствую тебя», «я твой». Не для забав, лени, не для хозяйственных хлопот явился в дерев­ню обаятельный герой стихотворения, а для освобождения от су­еты, заблуждений, для творческого труда.

Спокойствие души Пушкин считал необходимым условием вдохновения. И поэт обрел его в сельском уединении. Описание сада, луга, двух озер Михайловского, полей, пастбищ, овинов (сараев для сушки хлеба), мельниц выдержано в идиллической манере - везде «следы довольства и труда». Это подлинное сча­стье, и потому поэт не замечает, как идут дни («льется дней мо­их невидимый поток // На лоне счастья и забвенья»). Этим де­ревня резко противостоит «порочному двору» с «цирцеями» (то есть волшебницами, чаровницами), городу, где господствуют «за­блужденья». Вот это прояснение сознания под влиянием «мирно­го шума дубров», «тишины полей» особенно радостно творцу, поэту, мыслителю.

Освободившись от «суетных оков» ненастоящей жизни, ге­рой единственное блаженство находит в истине, свободною ду­шой боготворит «закон» (вспомним идею оды «Вольность»). Он закрыт для ропота «непросвещенной» толпы и слышит при­зыв застенчивой мольбы о помощи; здесь умерла зависть к судь­бе «злодея иль глупца».

Как ни удивительно, здесь, вдали от города с его культурной жизнью, в деревне, в уединении становятся яснее мысли фило­софов и писателей («оракулами», то есть предсказателями назы­вает их Пушкин). Чтение, однако, вовсе не пассивный процесс у нашего героя: исчезает «сон лени», рождается «жар» к трудам. С трудами, чтением и размышлениями удивительным образом соседствует «праздность вольная» - она даже названа «подругой размышленья». Заветная пушкинская тема свободы претворилась здесь еще одной гранью: свободу, «праздность вольную», оказы­вается, можно обрести вдали от света, рядом с природой, в по­кое уединения.

Но перед нами не только мыслитель, перед нами подлинный носитель и творец нравственных ценностей: он не может не за­мечать несчастья других. Гуманную душу поэта «омрачает» ужас­ная мысль о несчастьях человечества. Барщина, поругание лич­ности, разврат - эти пороки крепостничества яростно заклейме­ны Пушкиным в его неподцензурном стихотворении. «Рабство» должно быть уничтожено царем - в этом Пушкин убежден; кре­стьянский бунт не признавался им как средство решения кровоточащей русской проблемы.

Эти три стихотворения 1817-1819 годов составили важней­шую часть вольнолюбивой лирики Пушкина, оказали мощное влияние на декабристов, использовались ими как агитационные стихи. Перед нами лирика, где отвлеченные понятия «граждан­ских» стихотворений классицизма с их рационализмом и просве­тительством органически слились с порывами «души» - это и обеспечило им славу, любовь современников и потомков.

Новый этап в осмыслении Пушкиным свободы - период южной ссылки. 1823 год в жизни Пушкина - кризисный: лич­ное, философское, политическое разочарование пришлось пере­жить ссыльному поэту. В это время Пушкин оказался под впе­чатлением неудач европейских революций от Испании до Дуная. Пессимистические мысли о судьбе политической свободы отра­зились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823). Эпиграфом к нему взяты строки из Евангелия от Матфея (13:3) - «Изыде сеятель сеяти семена своя». Принес ли плоды этот труд? Пушкинский герой - «сеятель» ощущает трагическую ненуж­ность своих усилий: бессмысленно бросать «живительное семя» «в порабощенные бразды», результат усилий - лишь разочарова­ние:

Потерял я только время, Благие мысли и труды...

Горький опыт, жизненные тяготы в борьбе за свободу ведут к тому, что народы в конце концов меняют свободу на матери­альную стабильность. «Стадам» уподобляет поэт-романтик наро­ды, предсказывая единственно возможное для них будущее:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды - Ярмо с гремушками да бич.

В следующем, 1824 году, Пушкин пишет стихотворение «К морю»: поэт, лишенный свободы, обращается в нем к «сво­бодной стихии». По жанру стихотворение представляет собой элегическое послание к морю. Обычно послания пишутся к дру­гу, но море и есть для Пушкина друг («как друга ропот зауныв­ный»). К морю поэт обращается на «ты», он любил его «отзывы», слышал его «призывный шум» - словно бы не только обраще­ния поэта к морю, но также и ответ моря, слышится в стихотво­рении.

Автор любит море, ведь оно для него - воплощение свобо­ды, «свободная стихия». Море захочет - и сохранит маленькую лодку со «смиренным парусом», захочет - и утопит «стаю кораб­лей». Море своенравно и порывисто. Кроме того, море, по за­мыслу Пушкина, должно было стать для него, так сказать, сред­ством освобождения - он хотел бежать из Одессы за границу мо­рем (об этом строки «заветным умыслом томим»).

Образ моря в этом послании поистине прекрасен: всегда сво­бодное, в блеске «гордой красы», таящее опасную «бездну», иг­рающее своими силами... С морем оказываются связанными имена двух знаменитых людей эпохи - Наполеона, умершего в 1821 году на острове Святой Елены посреди моря, и Байрона, в 1824 году погибшего за свободу Греции, на берегу моря.

Удивительно остра и талантлива характеристика Байрона: на нем отпечатался образ моря, поэт создан «духом» моря:

Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

После смерти этих двух героев «мир опустел» для автора по­слания. Собственно, уже и плыть некуда... Судьба же земли оди­накова повсюду:

Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Характерно, что благо измеряется «каплями» (и этим оно как бы связано с морем), а неволя отождествляется с «землей». Ро­мантическая трактовка просвещения сближает его с политичес­кой неволей (существованием «тирана»). Автор стихотворения «К морю», пишет А.А. Смирнов, «враждебен всему бытовому, за­мкнутому, камерной повседневности, он стремится охватить бес­конечность дали, расширить свое видение до вселенских масшта­бов, возвыситься и восторжествовать над бездной мироздания, олицетворенной в образе океана». Все, посягающее на свободу личности, - будь то «просвещенье» иль «тиран» - оценивается отрицательно, даже просвещение как искажающее первоначаль­ную, естественную свободу человека.

Стихотворение это - о свободе не столько стихии, сколько человека. Мощью своего творческого порыва, своей фантазии человек может «перенести» образ моря, его шум «в леса, в пус­тыни молчаливы». Благодарная человеческая память - вот та форма, в которой теперь существует море для поэта свободы и любви.

В 1828 году Пушкин пишет стихотворение «Анчар». Уже пер­вая строфа стихотворения настраивает на ощущение мрачной торжественности. Почти мистический ужас звучит в этих строках:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Скрытая аллитерация (повтор согласных в словах «чахлый», «на почве», «анчару, «часовой») здесь воплощает чарующую, пора­бощающую сознание силу зноя и саму власть анчара, как будто его название пропитывает звуковой строй строфы. Так подготав­ливается ведущая тема стихотворения: тема трагической власти зла, жестокости, разрушения и смерти и в природе, и в челове­ческом обществе.

В мифологии разных народов существует множество преда­ний о так называемом «мировом дереве», корни которого уходят в мир мертвых, ствол пронзает мир живых, а крона и вершина пребывают в мире богов. По этому дереву жизни циркулирует божественная энергия, оно создано творцом в начале времен, как изначальная ось мироздания, скрепляющая все сферы бытия. Но мифологический образ мирового дерева предстает у Пушки­на в своей трагической ипостаси. Анчар в пустыне - единствен­ное дерево, он стоит на границе мира, «как грозный часовой», он - «один во всей вселенной» (заметим, как постепенно в пуш­кинском описании растет сила анчара!). Но он - «древо смер­ти»; скрепляя мир, он лишь сеет в нем зло, уничтожает все жи­вое. От этого «древа смерти» бежит прочь все живое: «К нему и птица не летит, // И тигр нейдет...» Гипербола в изображении анчара («один во всей вселенной») создает величественное ощу­щение гордого, замкнутого в себе одиночества, презрения к ок­ружающему. Это ощущение и делает возможным символическое уподобление анчара тиранической власти.

И вот это дерево смерти оказалось включенным в человече­ские отношения. Одному «человеку» потребовалась жизнь друго­го для добычи яда:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Всю антигуманную сущность отношений между людьми в обществе показывает знаменитая пушкинская конструкция с це­зурой: «Но человека человек...» Эта пауза демонстрирует весь ужас ситуации, когда один может послать другого на смерть да­же не силой, а лишь «властным взглядом». И этот другой, тоже «человек», не боролся, не сопротивлялся, не роптал, а, как вода, «послушно в путь потек» и исполнил приказ. Все дело в том, что одни из них - «владыка», «царь» (цензурный вариант - «князь»), а другой - «раб»; утратив свободу, он утратил силу сопротив­ляться злу. «Властный взгляд», «владыка» - все это приметы вла­сти, которая тоже является, как анчар, и порождением природы (на сей раз человеческой), и отрицанием ее. Война - страшное средство, используемое властью в борьбе за свое господство, и «послушливые» царю стрелы, напитанные ядом анчара, понесли смерть дальше, «к соседям в чуждые пределы». Зло несвободы имеет свойство распространяться.

Одно из последних стихотворений Пушкина 1836 года - «(Из Пиндемонти)». Это стихотворение, несмотря на указанный источник (итальянский поэт Пиндемонте, 1753-1828), не явля­ется переводом. Эта отсылка, по мнению пушкинистов, - спо­соб отвлечень внимание цензуры. Стихотворение Пушкина во многом парадоксальное, полемическое. Эта полемика определя­ет двухчастную композицию текста. В первой части поэт после­довательно отвергает несомненные, казалось бы, политические ценности: парламентаризм (право «оспоривать налоги // Или ме­шать царям друг с другом воевать»), свободу печати («...мало го­ря мне, свободно ли печать // Морочит олухов, иль чуткая цен­зура // В журнальных замыслах стесняет балагура»). Гамлетов­ская формула («Все это, видите ль, слова, слова, слова...-») как нельзя лучше показывает иллюзорность, зыбкость тех обезду­шенных и обезбоженных идеалов, которые часто встают за ними. В противовес этим политическим свободам, любым формам по­литического устройства - и монархии («зависеть от царя»), и де­мократии («зависеть от народа») - Пушкин-художник воспевает «иные, лучшие... права». Это волнующая, плодотворная свобода творчества, безотчетное, блаженное существование, подвластное лишь законам поэзии и красоты:

По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...

Действительно, такое свободное существование художника неизмеримо счастливее жизни гражданина в так называемом по­литически свободном обществе.

Так развивается политическая лирика Пушкина. Идеал сво­бодолюбия в творчестве поэта эволюционирует от традиционных просветительских представлений о. справедливом общественном устройстве через романтическое неприятие любой формы несво­боды и порабощения к философскому пониманию свободы выс­шей, духовной, которую одну не может отнять у человека никакой тиран. Как важно помнить, что Бог даровал человеку свобо­ду и возложил на него ответственность за выбор между добром и злом; значит, лишаясь свободы, человек лишается возможности различать эти нравственные полюса, утрачивает смысл своего бытия, способность строить отношения с людьми, творческую силу. Потому-то высокий идеал свободы и одухотворяет поэзию Пушкина на протяжении всей его жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему тема свободы была так важна для Пушкина?

2. Как общение с декабристами повлияло на политические взгляды Пушкина начала 1820-х годов?

3. Чью традицию продолжает Пушкин в оде «Вольность»? Назовите основные мотивы и идеи пушкинской оды.

4. Каково значение мотивов «молодости», единства личного и общественного в пушкинском послании «К Чаадаеву»?

5. Каким образом тема свободы раскрывается в стихотворе­нии «Деревня», в его первой и второй частях? Какие политичес­кие заявления звучат в этом стихотворении?

6. Как вы понимаете смысл эпиграфа к стихотворению «Сво­боды сеятель пустынный...»? Как характеризуются Пушкиным об­разы сеятеля, народа? С чем связаны пессимистические мотивы в этом стихотворении?

7. Каково отношение лирического героя стихотворения «К мо­рю» к «свободной стихии», почему? Каким предстает образ моря в стихотворении, какие мотивы и идеи связаны с этим образом? Как в стихотворении звучит мотив «естественной» свободы человека?

8. Прочитайте стихотворение «Анчар». Сколько частей в сти­хотворении? С какими идеями связывает Пушкин «древо яда»? Определите значение художественных деталей, эпитетов в описании анчара: зелени, корней и др. Какие природные стихии разно­сят яд анчара? Почему человек тоже стал его распространять? Каково содержательное значение антитезы «раб» - «царь»?

9. Какие новые мотивы появляются в стихотворении «(Из Пиндемонти)»?

Контрольные сочинения

1. Тема свободы в поэзии Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

В работе важно избежать оценки вольнолюбивой лирики поэта как чего-то раз и навсегда сложившегося и неизменного. Как менялось отноше­ние Пушкина к свободе от лицейского стихотворения «Лицинию», декаб­ристских «Вольности» и «Деревни» к стихам второй половины 1820-х и 1830-х годов, - анализ этого и должен стать основой работы. Что меня­ется в самом лирическом герое поэта, в его представлении об идеале сво­боды, как изменяются поэтические образы и символы, этот идеал выража­ющие?

2. Идея необходимости свободы - политической, творческой, нравственной - в лирике Пушкина.

Пушкинское понимание свободы многогранно. Это и политическое вольномыслие («Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пус­тынный...»), и творческая свобода поэта от диктата толпы, власти по­шлости, грубого требования «пользы» («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), и, наконец, внутренняя, духовная свобода, которая наиболее важна, по­скольку только ее никто не в силах отнять у человека («(Из Пиндемонти)»). Как разные «лики» свободы обрисованы в пушкинском творчестве? Случайно ли образ духовной свободы появляется уже в зрелых стихах по­эта? Ответ на последний вопрос может стать выводом сочинения.

3. Политические декларации в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Вольнолюбивая политическая лирика Пушкина: какой идеал она ут­верждает? Это и освобождение народа от жестокого крепостного гнета («Деревня»), и равенство всех сословий перед законом («Вольность»), и про­свещенная монархическая власть, уважающая закон и стремящаяся ко бла­гу Отчизны. Идеал поэта - вольнолюбивая личность героя-гражданина, смелые политические высказывания которого соответствуют всей его жизни («К Чаадаеву»). Почему становится невозможным освобождение че­ловека («Свободы сеятель пустынный...»), что делает человека рабом («Ан­чар») ? Анализ пушкинских поэтических высказываний об этом и будет со­держанием работы.

4. Проблемы отношений власти и народа, власти и человека в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Проблема власти осмысливается Пушкиным и в политическом, и в нравственном аспекте. Власть и народ - в чем источник их столкнове­ний? Власть и личность - почему человеческая индивидуальность подавля­ется могуществом владыки? Поиск ответов на этот вопрос и будет со­держанием работы.

5. Значение поэтических метафор и символов в стихотворениях Пушкина о свободе.

Творческое мышление Пушкина - умение найти яркие зримые образы для выражения самых сложных отвлеченных идей. Символы свободы в его лирике - звезда, муза («Свободы гордая певица»), море, корабль, орел, ве­тер, небеса; неволя нередко выражена в образах цепей, решетки, крепости, темницы, земного плена и т. д. Причудливы и неожиданны поэтические иносказания (метафоры) в вольнолюбивой лирике поэта. Найти их в сти­хах, осмыслить их художественное значение для развития пушкинского по­нимания свободы, - все это входит в задачи работы.

Творческие задания

1. Сравните стихотворения «Деревня» и «Анчар». Каково со­держательное значение двухчастной формы произведений? Что общего и различного в идейном смысле двух первых ча­стей стихотворений? Какие общие идеи звучат во вторых частях двух стихотворений?

2. Проанализируйте пейзаж в стихотворении Пушкина «Деревня». Какова роль определений, лексики цветообозначения в описании природы? Связан ли образ природы с идеей свободы?

3. Проанализируйте фонетический строй первых шести строф в стихотворении «К морю». Встречаются ли в них ассонансы, аллитера­ции, другие звуковые повторы? Если да, то каково их содержательное значение?

4. Расширьте список вольнолюбивой лирики Пушкина. Какие мо­тивы и идеи звучат в других стихотворениях на тему свободы?

\Что такое свобода? На этот вопрос многие литераторы отвечают по- разному. Лермонтов говорил, что свобода- это покой, Бередяев- тайна мира. Но точно сказать, что такое свобода, невозможно. Одно лишь понятно, что свобода- это важнейшее условие для самовыражения человека. Чаще всего свободу в произведениях литературы символизирует образ птицы. Вспомним хотя бы древнегреческую легенду о Дедале и Икаре.

Судьба пленника, великого художника Дедала, была жестокой и невыносимой, его мечты всегда были связаны со свободой, волей, покоем. Для побега от жадного Миноса Делал изобрел крылья. Да, да, именно крылья, так как сравнивал полёт птицы со свободой.

Тема свободы была актуальна для Пушкина на всём протяжении его творческого пути. Она приобретает романтический характер. В поэме > тема свободы перекликается с философией. Свободолюбивый романтический герой не только пленник горцев,но и пленник своих страстей, своей мечты. Он бежит из плена на волю, но и там не находит полного покоя, не ощущает трепета сердца.

Пушкин считал, что есть свобода внутренняя и творческая, которые являются главными для поэта. А в стихотворении > соединяются оба вида свободы. Ведь декабристы совершали подвиг не для себя, а для народа, для их свободы, воли. Пушкин пишет декабристам о небесполезности всего, что было сделано и о том, что непременно > >. Свобода поэта - одна из тем, присутствующих в творчестве Пушкина:

Зависит от царя, зависит от народа.>>

> Н. В. Гоголя - одно из лучших произведений писателя. В поэме присутствует тема свободы, выражающая авторскую позицию. В конце поэмы звучат слова о >, где ярко выражено сопоставление дороги со свободой. Для Гоголя дорога - этот вся русская душа, весь её размах и полнота жизни. Русская душа- это и есть >, где нет никаких ограничений и запретов: > Все препятствия пройдёт Русь - матушка, никакие преграды её не остановят, она останется не смотря ни на что, духовно свободной, великой. Русь, как и русская душа, не знает ограничений, они связаны между собой тесными, прочными цепями. Таким образом, Гоголь, рисуя дорогу, созерцает в ней всю Русь, а Русь- это ничем не стеснённая, величественная свобода.

Через всю пьесу Островского > проходит светлый образ птицы. Этот образ и есть сама Катерина с одухотворенной душой и душевным совершенством: >. Нужно обратить особое внимание на то, что мечты о полёте тесно связаны со свободой. Ведь в кабановском царстве, где вянет и иссыхает всё живое, Катерину одолевает тоска по утраченной воле. Её главное желание поднять руки, взмахнуть ими и полететь. Катерина - женщина гордая, волевая, но её выдали замуж за безвольного Тихона. Натура одухотворенная, мечтательная, попав в атмосферу жестоких законов, неравноправия, больше всего думает о свободе, как о средстве жизни на земле. Стремление к свободе в данном случае- это духовное раскрепощение.

Надо сказать, что мысль >, вызывает удивление не только у Варвары, но и у многих современников, но даже критиков того времени. В словах этих усматривается что-то непривычное, мистическое. А между тем, здесь нет ничего особенного. Слова вылетели с её уст естественно. Катерина, живя в тяжкой неволе, мечтает о свободе, как птица о полёте. Вот она и сказала это Варе, именно ей, потому что она в кабановском доме ближе всех к Катерине.

Роман Л. Н. Толстого > современен и много читаем во все времена. В нем перекликается не только тема любви и историческая действительность, но и тема вольности и свободы. Вспомним хотя бы незабываемый эпизод, когда Наташа Ростова открыв окно, сказала: > здесь главная героиня мечтает о свободе, вольности. Она, как легкий весенний ветерок, заряжает всех своим счастьем, при этом стремясь к любви и свободе. Наташа искала смысл жизни в свободе и нашла его в благородном человеке - Пьере Безухове.

У Горького есть одно из интереснейших произведений >. В главных образах воплощены образы Ужа и Сокола, как две формы жизни. Что бы ярче показать мужество и тягу к свободе борца, автор противопоставляет Соколу Ужа, душа которого гниёт из-за своих же душевных качеств. Горький выносит беспощадный приговор Ужу, а вместе с ним и всему обществу: >. В этом произведении Горький поёт песню >, а также о недостойных свободы, у тверждая всё это, как мудрость и знания жизни.

Герои Гоголя вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих героев, автоопоэтизировал многих из них. Это сильные духом, красивые и гордые люди, у которых >.

Лойко Зобар- молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта. >. Радда настолько горда, что её не может сломить любовь к Лойко: >. Для этих героев характерен пафос свободы. Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко- любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И сами герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Макар Чудра считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любому человеку. Макар говоря о человеке, с его точки зрения несвободном, скажет: >. По его мнению, человек рождённый рабом, не способен совершить подвиг. Но с другой стороны, мы видим, что Мака восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.

В этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек не раб. Они гибнут отказываясь от любви, счастья. Рада и Лойко жертвуют своей жизнью ради свободы. Горький стремится своим произведением взволновать и вдохновить читателя, чтобы он как и его герои, почувствовал себя >. Гордость делает раба свободным, слабого сильным. Герои рассказа > Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потом, что сами горды и свободны. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Он выдвинул новое мерило ценности человека: его волю к борьбе, активность, способность перестроить жизнь. Роман Булгакова > автобиографичен: Булгаков - Мастер, его жена - Маргарита. В романе есть зависимость общества, так как оно полностью подчинено коммунистическому строю, гонятся за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. Мастер как свободная личность не находит здесь свободного места. Его роман не вышел в печать по вине бездарных критиков.

В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и уходит в клинику Стравинского. Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость- это главное во все времена. Взаимоотношения главных героев неравноправны. Маргарита - раба своей любви, в отличие от Мастера. Она делает всё, чтобы вновь с ним встретиться: становится ведьмой, идёт на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.

В целом, роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним двенадцать лет. Но не смотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить, но для меня главной здесь является тема свободы. Она будет существовать во все века, как нам показал Булгаков.

Свобода - это закон. Закон, который ищут все от мала до велика. Свобода должна прийти от вольности, а вольность от свободы.

Егорова Е.

Исследование "Тема свободы в русской литературе" (рассматривается творчество Пушкина, Лермонтова, Булгакова)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Введение Цель Задачи Гипотеза Ход исследования Этимология Лексикология Слова зарубежных авторов Из современной зарубежной литературы Результаты опроса Произведения русских писателей о свободе и их оценка Стихотворение автора исследовательской работы Заключение Информационные источники Содержание

Русская литература несказанно богата. Богата талантами и их творениями. Через литературные произведения самых разных родов и жанров великие предки передают нам свой опыт, воспитывают нас сквозь время. Часто проза и стихотворения посвящены теме свободы. Наверняка большинство читателей спрашивают себя: «Зачем автор заостряет внимание на этом?» Вот и я задалась таким вопросом и решила направить все свое трудолюбие и настойчивость, чтобы дать на него четкий ответ. Введение

Установление значения темы человеческой свободы в произведениях русских поэтов и писателей. Цель

Изучить значение понятия «свобода» Найти высказывания великих людей о свободе Провести опрос среди подростков Выяснить, какие русские писатели затрагивали тему свободы в своих произведениях Дать оценку книгам, посвященным названной проблеме Сделать вывод Задачи

Действительно ли тема свободы отражалась в творчестве великих литераторов и до сих пор является одной из главных проблем в литературе. Гипотеза

Выяснение этимологического и лексического значения слова «свобода» Поиск крылатых выражений, посвященных теме свободы Опрос учащихся Работа над собственным стихотворением, посвященным данной теме Ход исследования

По мнению инспектора народных училищ Орловской губернии Г. А. Миловидова, данное слово происходит «…от старинного и малоизвестного существительного своба, что служило, по чешским толкователям 1202 года, наименованием одной из языческих богинь» , в связи с чем он делал вывод: «Таким образом, в основе понятия „свобода“ лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству». Современные светские взгляды на этимологию данного слова, однако, не предполагают ничего божественного или мистического. Древнерусское слово свободь явным образом соотносится с древнеиндийским svapati (сам себе господин: « svo » - свой и « poti » - господин). Этимология

СВОБОДА - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. В.И. Даль «Толковый словарь» Лексикология

Это - свобода: чувствовать, к чему стремится твое сердце, что бы ни говорили другие. Пауло Коэльо Свобода не есть афиша, которую читаешь на углу улицы. Это живая мощь, которую чувствуешь в себе и вокруг себя. Ф. Ламенне Свобода есть осознанная необходимость. Ф. Энгельс Когда ты спасешься от преследования, каждый день для тебя – целая жизнь. Каждая минута свободы – это отдельная история со счастливым концом. Г.Д. Робертс « Шантарам » Великие – о свободе

Чтобы выяснить, как тема свободы в литературе воспринимается читателями, был проведен опрос среди учащихся. «Как вы думаете, почему русские поэты и писатели в своих произведениях придавали особое значение человеческой свободе?» Раньше времена были очень тяжелые и строгие. Свобода одного человека зависела от другого, а полная свобода была мечтой. Поэтому ей уделялось большое внимание. Екатерина, 14 лет Опрос

Я считаю, что у каждого из нас будет своё определённое на это мнение. Всех людей ограничивают невидимые рамки, за пределы которых мы не можем выходить. В общих чертах свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода, могут только птицы, парящие в небесах, не ограничивающие себя в чем-либо. Каждый человек нуждается в свободе, а если он не получает её, мысли начинают «сжигать» его, после чего умирает душа, не оставляя за собой следов. Данил, 14 лет В литературе XIX -XX веков в творчестве писателей в основном отражалась жизнь общества. В данный период было много революций и в основном диктаторский строй в государстве, что сам по себе не подразумевал ни свободы слова, ни свободу человека как такового, что часто отражалось в произведениях писателей. Кирилл, 19 лет

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» А.С. Пушкин А. С. Пушкин(1799- 1837) 1799 г., Москва, Российская империя Умер: 10 февраля 1837 г.

В стихотворении «Узник» орел олицетворяет природу и призывает лирического героя улететь с ним. Этим А.С.Пушкин показывает, что зов природы – это зов свободы, она так же необходима любому живому существу, как пища, вода, тепло, безопасность. Человек рождается вольным, стремится к независимости.

М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов (1814-1841) Мцыри Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..

Мцыри заявляет: «… и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей». Лермонтов хочет донести до читателей, что ни один сладкий вкус не заменит вкуса свободы. Жизнь нельзя назвать таковой, если ты ни разу не был на воле.

М. А. Булгаков М.А. Булгаков (1891-1940) У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество - это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость... «Морфий» Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? Воланд, «Мастер и Маргарита»

По мнению Булгакова, свобода является высшей человеческой ценностью, великой наградой за те трудности и лишения, которые перенес в жизни тот или иной персонаж. Даже морфинист свободен: он способен «проводить жизнь в полном одиночестве». Под влиянием морфия в герое все равно не умерло желание быть свободным. Воланд говорит, что пусть человек и волен, но на протяжении всей своей жизни он не властен над обстоятельствами. Следовательно, именно они ограничивают нашу возможность делать что-либо по-своему.

Свободна я, и ты свободен: Мы можем делать, что хотим. Захочешь – тут же прыгнем в воду, Захочешь – в небо улетим. Желаешь знать, что значит радость? Желаешь знать, что значит боль? Для первого возьми в рот сладость, Потом на рану посыпь соль. Захочешь – в омуте утонем, Захочешь – в маках мы заснем, Боишься честь свою уроним – Забудемся обычным сном. Когда ж свобода нам наскучит, Мы сядем вместе и нацепим (Пусть вольность больше нас не мучит) Друг другу мощные ответственности цепи. О свободе А вдруг появится желанье Сразиться с мраком встречных бурь, Писали чтоб о нас преданья Леса, гроза и берегов лазурь.

Работа над проектом – не просто увлекательное занятие, где я могу проявить себя, обобщить полученные ранее знания и научиться представлять информацию. Это, прежде всего, открытия, прояснения в непонятных и волнующих вопросах, а также колоссальный опыт. Благодаря своей исследовательской работе я осознала истинное значение свободы и поняла, почему данная тема играет важную роль в русской литературе. В современных произведениях роль человеческой независимости по-прежнему не отходит на второй план. Заключение

Г.Д.Робертс « Шантарам » В.И.Даль «Толковый словарь» https://ru.wikipedia.org http://citaty.info/ https://www.livelib.ru/ Информационные источники