Царь соломон и царица савская. Царица савская

Царь Соломон (Мелех Шломо, от слова «Шалом», то есть «мир»), также известен, как Ядидья, был сыном Давида и Батшевы (Вирсавии) и царём Израиля, правящим с 970 до 931 до н.э. Царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм. Священные писания гласят, что отец Соломона, царь Давид, однажды увидел купающуюся красавицу Вирсавию из окна своего дворца. Обольщённый её красотой, он приказал привести Вирсавию во дворец, а так как она была замужем за военным, то царь приказал поставить мужа возлюбленной, Урия, в первые ряды опасного сражения, чтобы его убили. Урий действительно погиб. В последствии первый ребёнок царя Давида от Вирсавии родился мёртвым. Давид осознал, что это было наказание Неба за его прелюбодеяние. Имя «Ядидья» (Возлюбленный Богом) было дано Соломону после того, как его отец глубоко раскаялся относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

Царь Соломон известен, как мудрый правитель, обладающий большой славой, богатством и властью. Считается, что его мудрость была дана Небесами, и он мог видеть сердца людей, знал, как спрашивать вопрос, чтобы получить правдивый ответ. Царь Соломон понимал язык зверей.

3000 лет тому назад, под правлением мудрого Соломона, как и указывает его имя, народ Израиля жил в мире, как никогда до этого.

Легенда гласит, что у Соломона был гарем из 1000 женщин, родом из соседних государств. Некоторые учёные считают, что такой расклад не был простой прихотью царя, а политической стратегией с целью удерживать мир с соседними государствами, потому что правители не нападали бы на государство где живут их принцессы.

Царь Давид провозгласил Соломона своим преемником, когда ему было всего 12 лет, не смотря на борьбу других 17 братьев за трон. Уже после воцарения, один из единокровных братьев, пытался забрать у Соломона престол, из за это Соломон приказал его убить. Позже, молодой Соломон отправился на холм недалеко от Иерусалима чтобы принести жертву Богу. Той ночью Бог явился Соломону во сне.

Библия гласит, что Бог сказал Соломону, что он может пожелать всего, чего захочет. Соломон ответил Богу, что он всего лишь маленький ребёнок и просит Бога даровать ему мудрость, чтобы он смог различать добро от зла и видеть сердца людей. Бог сказал Соломону, что так как он пожелал всего лишь мудрость, хотя мог бы пожелать всё другое, то Бог даст ему не только мудрость, но и всё остальное.

Соломон, услышав щебет птиц и поняв, что они говорят, осознал, что сон был явью. Соломон не только понимал птиц и деревья, но даже шёпот отдельных травинок.

Одна из самых известных историй связанных с мудростью Соломона, это история о двух женщинах борющихся за право быть матерью младенца, пришедших к Соломону с просьбой их рассудить. Каждая женщина эмоционально доказывала, что является истинной матерью ребёнка. Тогда царь Соломон приказал принести меч, и разрубить ребёнка пополам, отдавая по части каждой из женщин.

Тогда одна из них взмолилась: «О, нет, лучше отдайте ребёнка ей». Истинная мать не может видеть, как разрубают её дитя, и Соломон признал её матерью ребёнка и приказал отдать ребёнка ей.

В Библии говорится, что у царя Соломона было 700 жён, и 300 наложниц, но в Библии нет упоминания детей от всех этих женщин, за исключением преемника Соломона.

Согласно Библии, Соломон построил множество крепостей для своей армии. Внутри безупречного дворца был построен священный храм. Стены Храма Соломона были покрыты чистым золотом. Внутри храма был помещён Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с 10 заповедями данные Богом Моисею на горе Синай.

(Царь Соломон у порога Иерусалимского храма)

Строение монументальных построек потребовало колоссальной рабочей силы. Соломон требовал, чтобы даже фермеры покидали свои поля, когда понадобилась мужская сила. Высокие налоги и насильственный труд — такова была политика Соломона. Многие учёные считают, что именно потому, что Соломон сбился с правильного пути, это привело к упадку его государства.

Сегодня, археологи не могут найти и следа, ни дворца Соломона, ни священного Храма. Также мистически исчез сам Ковчег Завета, но последние исследования древних надписей на храме в Йемене, указывают на то, что Ковчег был перевезён в Эфиопию.

Достигнув срединного возраста, Соломон почувствовал то, что чувствуют многие современные люди, потратившие всю жизнь на погоню за материальными благами — пустоту, безрадостность и томление духа. Именно тогда в жизнь Соломона вошла та, чьё имя упоминается в одном из самых яркий любовных романов в Библии — царица Савская.

(Царица Савская у ног царя Солмона)

Уже много лет Соломон слышал слухи о земле Савей (Сава), на юге от Египта. Эту землю процветающей сделала царица, культивирующая специальное растение, используемое, как благовоние. В то время, оно было дороже золота. Царица была хороша собой.

Мнение учёных разделяется в отношении расположения этого мистического места Сава. В южной Аравии есть место под названием Сава, но Сава также имеет связь с Эфиопией. Стоит отметить, что Сава в Южной Аравии и Эфиопию разделяет красное море, и они находятся относительно не далеко друг от друга на карте, поэтому можно предположить, что в то время, это могло быть даже одно царство. В то время Эфиопия называлась государством Куш и была процветающей. В Эфиопии на месте храма царицы Савской, разрушенного в последствии испанцами, найден монолит на котором выгравирован древний шрифт Сава, место в Йемен, южной Аравии. Похожий монолит найден и в самом Йемене где также находятся останки дворца царицы Савской. Это означает, что царица Савская, действительно была из Савы, но её правление охватывало также и Эфиопию. В Коране сказано абсолютно точно, что она была из южной Аравии.

(Останки древного государства Куш)

Даже если бы царица Савская не пришла из Эфиопии, а из южной Аравии, она тем ни менее была темнокожей.

Автор считает, что связь между царём Соломоном и царицей Савской, заложила основу кармической связи между Израилем и потомками царицы Савской, и именно поэтому в Израиле такое большое количество эфиопов евреев.

Согласно эфиопским легендам, Соломон прислал царице Савской письмо привязанное к ногам птицы. Соломон не мог терпеть, что кто то, тем более женщина, на территории его правления, не признаёт его, как самого великого.

(Эфиопская фреска изображающая царицу Савскую)

В письме Соломон говорит царице Савской, что путешествие в Иерусалим займёт 7 лет. В Библии говорится, что когда царица узнала о мудрости Соломона, она решила испытать его загадками. Она проехала с караваном верблюдов, наполненным специями, фимиамом, богатством и разными дарами, по пустыне. Тем временем, Соломон услышал слухи, что царица может быть полу демоном, из-за своих связей с демонами тьмы, и что у неё не ноги обычного человека, а копыта.

Соломон в свою очередь, также решил испытать царицу и велел построить вместо пола застеклённый аквариум наполненный водой и рыбами. Царица прибыла раньше времени, и когда она подходила к трону, Соломон наблюдал каждое её движение. Подумав, что ей придётся пройти по бассейну с водой, царица приподняла подол платья и оголила ступни. Согласно Корану, у царицы действительно были деформированные ноги, но приняв истинную веру, Бог её исцелил во время её нахождения во дворце Соломона.

Целыми днями напролёт они озадачивали друг друга загадками; загадки Соломона были связаны с естественным миром, а загадки царицы были более личные и заманчивые. Согласно легендам, Соломон влюбляется в царицу, но так как она была очень праведной, ему приходится её соблазнить. Некоторые считают, что Песнь Соломона в Библии — серия эротических поэм в Библии описывающие желание Соломона овладеть царицей Савской.

«Я смугла, но собою прекрасна,
Как все девушки Иерусалима.
Как Кедара шатры я игрива,
Как завесы Твои в небе ясна.

Это солнце меня подглядело -
Осмуглило девицу слегка.
Виноградники я стерегла
Братьев милых, а свой... проглядела».
(Песнь Песней)

Проведя пол года во дворце Соломона, царица решает вернуться домой. Влюблённый Соломон просит её остаться ещё на один день. Библия гласит, что Соломон воплощал любое желание царицы. В день до отъезда царицы, Соломон приказывает устроить раскошенный пир, но в блюда для царицы приказывает подсыпать сильных специй. Соломон просит её остаться у него во дворце ночевать. Царица боится, что Соломон её соблазнит и отклоняет приглашение, но Соломон уверяет её, что если она не возьмёт ничего у него, то и он у неё не возьмёт ничего и распоряжается, чтобы царице была отведена отдельная кровать.

Ночью царица просыпается от жажды из-за пряной пищи и отхлебывает воды из бокала стоявшего рядом с её кроватью. Тем временем Соломон за ней наблюдает. Увидев, что она взяла что-то его (воду), он объявляет, что она нарушила своё обещание и юркает к ней в кровать.

(Царица Савская, династия Сафавид, Иран)

Долгое страстное томление наконец подошло к концу и влюблённые провели часы в объятьях друг друга. Под утро они засыпают и Соломону снится сон. Ему сниться, что солнце уходит из Иерусалима, и никогда не возвращается. Он ждёт и ждёт, но оно не возвращается. Возможно это было предвестие того, что царица уходит из его жизни. Утром Соломон провожает царицу и надевает ей на палец кольцо — в знак любви и с грустью наблюдает, как она покидает дворец.

Согласно легенде, спустя 9 месяцев у царицы Савской рождается сын и она называет его Менелек, и вместе они едут в свой дом.

Некоторые историки считают, что царица вернулась в Эфиопию со многими дарами, и эти дары включали также слуг и служанок, и вместе с Менелекем они стали основателями еврейского населения в Эфиопии. Но последние исследования расшифровки текста на стенах храма в Йемене и Эфиопии, указывают на то, что царица всё же была из Йемена.

Когда Менелек рос, царица часто рассказывала ему истории о великом царе правящем на Севере, но она знала, что сама никогда больше его не увидит. Когда мальчику исполнилось 13 лет, царица приказывает ему ехать в Иерусалим, чтобы встретить своего отца. Когда Менелек спрашивает мать, как он узнает отца, царица показывает ему зеркало и говорит: «Он выглядит в точь как ты, мой сын». Царица также даёт мальчику своё кольцо, дарованное Соломоном, и говорит, что отец узнает его по кольцу.

Неизвестно, если Менелеку удалось достичь Иерусалима. Некоторые считают, что Менелек всё же достиг Иерусалима, и домой вернулся с Ковчегом Завета. Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится в храме небольшого города Аксум. Когда Менелек узнал о том, что Иерусалим был захвачен, так как он обещал отцу охранять Ковчег Завета, то вывез его из Иерусалима. Позднее Менелек беседовал с Богом через Ковчег и ему было открыто будущее. Царица тем временем за ним наблюдала через маленькое отверстие и видела, как его тело бьётся в конвульсиях от силы исходящей от Ковчега. В последствии царица с Менелекем переместились жить в Эфиопию, и именно поэтому там оказался Ковчег Завета, а также создалась еврейская община.

(Храм в Аксум, где предполагается хранится Кавчег Завета)

Друге учёные считают, что Ковчег Завета исчез, или был разрушен, 400 лет спустя во время разрушения Иерусалимского Храма вавилонянами. Другие считают, что Ковчег находится в Йемене, где правила царица Савская. Но есть и те, кто считают, что Ковчег хранится где то под землёй в районе Иерусалима. Точно учёные не знают, где именно находится Ковчег Завета.

Сентиментальные учёные считают, что Соломон был несчастен из за того, что дал царице ускользнуть от него. После ухода царицы, Соломон написал книгу «Екклесиаст» из Библии.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Иер 31, 4
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Сир 20, 6 Лк 9, 21
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
Прем 9, 16
11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
Еккл 2, 24 Еккл 8, 15
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
Еккл 5, 18
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
Дан 4, 32 Сир 39, 21
14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
Еккл 1, 9
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
Еккл 12, 14
17 И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
Пс 48, 13 1 Пет 3, 12
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!»

Сорок лет правления Соломона были мирными. Старость он провёл в одиночестве во дворце, который построил для себя. Во время правления его сына Ровоам, народ восстал против дома Давида, и почти все колена Израиля отделились от дома Давида. Согласно Библии, это было наказанием за грехи Соломона.

Похоже, что ум без сострадания становится опасным оружием. То, что просил маленький Соломон у Бога, со временем переросло в ненасытные желания взрослого мужчины. Соломон не считался с нуждами народа и забыл, что он тоже ходит под Богом и миссия царя, служить Богу и служить народу.

Продолжение следует...

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.

Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.

Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название – храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса – говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


by PIERO DELLA FRANCESCA

Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом. фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо. 1452-1466.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков – золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний – было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.

Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


by KONRAD WITZ

Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.(С)

  1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
  2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
  3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ни изъяснил ей.
  4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил...
  5. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться...
  6. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей...
  7. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
  8. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
  9. Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду.
  10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
  11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
  12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли, и псалтири для певцов. И никогда не приходило столько красного дерева, и не видано было до сего дня...
  13. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.

Большинство из нас, наверняка слышали это имя, но мало кто имеет реальное представление о том, кем она была, когда жила и чьей была царицей. Сегодня я попробую рассказать вам о таинственной царице Савской:

Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов – мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу

Edward Slocombe. «Царица Савская».
Кадр из фильма «Царица Шева»

Столица Офира – город Аксум – находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.
Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.

«Святая Македа, царица Савская» современная икона

Гипотезы и археологические свидетельства

Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах

«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.

Длина каменной дамбы достигала 600, а высота – 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.

Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.

В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.

«Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в

В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.

Афиша кинофильма 1921-го года

Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие – из бронзы, третьи – из алебастра.
Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие – парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».

Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей

Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.
У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.

Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном

Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе

Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.

Развалины древнего Мариба

Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.

Соломон и царица Савская-портик.Врата рая

Деталь»Врата рая»

Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.

Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица

Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын

Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).

В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве

Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.

Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала

Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины).

Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)

По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга

Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов

Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.

Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà

Так, например, рассказывается (одним из биографов Мухаммеда), что именно в Пальмире, в VIII в. во время правления халифа Валида I, был найден саркофаг с надписью: «Здесь похоронена благочестивая Билкис, супруга Соломона…».

«Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини

Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов

«Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена

Франс Франкена

Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой

« Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн

Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.

Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в

Прочие версии

Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.

Общий вид храма Хатшепсут

Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).

Хатшепсут

Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.

«Соломон и Шева»,Кнюпфера

Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.

Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.

Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.

Эдварда Пойнтер, 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"

Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты

«Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена

Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.

«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век
Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт – из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном.Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия

В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.

«Соломон и царица Савская», Конрада Вица

В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»

«Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо

Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.

«Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.

Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска

Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.

«Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.

Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…

Загадка для ученых

Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.

В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.

«Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге

Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.

Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»

Интересные факты

Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.

Царь Соломон и царица Савская,Рубенса

11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.

Царица Савская,Рафаэля,Урбино
Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр

Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон

Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина

В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.

Эфиопская церковь,фрески

Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской

Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».

Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.

Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.

В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.

Царство Шебы,Ллорейна

Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.

Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“

В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.

2 416

Легенды старины далёкой донесли до нашего времени сведения о выдающихся женщинах-царицах. В их ряду были загадочные и легендарные царицы Савская с юга Африки и Билкис из царства Саба (Йемен). Например, о мудрой царице Савской, встречавшейся с царем Соломоном, имеются упоминания в Библии. О царице Билкис имеются сведения в мусульманских источниках (в связи с принятием ею ислама в VII в. н.э. и т.д.). Они правили в разные исторические эпохи, но их роднит слава мудрости, личной красоты, расцвет и богатство подвластных им стран, а также расположение их усыпальниц на территории Йемена у Красного моря (на Аравийском полуострове).

В Библии сообщается, что Двор мудрого царя Соломона (сына Давида) купался в неописуемой роскоши. Умер он в 37-летнем возрасте, и царство его распалось как карточный домик, вызвав страдания народа. Это след его мудрости? В Священном писании говорится: «В золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было 666 талантов» (20 тонн). Далее сообщается: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, на берегу Черного (Красного) моря в земле Идумейской. И послал Хирам (царь Финикийский) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (III Цар., 9,14,26-28). Библия неоднократно упоминает страну Офир. Неизвестны лишь время плавания за золотом в Офир (до или после визита Савской к Соломону), а также координаты страны. В Библии говорится: «Дорогу туда не ищи!» Корабли, ходившие в страну Офир, базировались на берегу Чёрного моря. Практическое руководство доставкой богатств осуществлял Хирам, современник и друг Соломона. В Новом Завете владычица богатой страны именуется «царицей южной». О ней упоминается и в ветхозаветных преданиях. Сохранились мифы, в которых говорится, что рай был где-то рядом, поэтому в её столице росли деревья, как и в Эдемском саду.

Царица Савская знала астрологию, могла укрощать диких зверей, составлять целительные мази, владела тайнами целительных и иных заговоров. На мизинце она носила волшебный перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные учёные не знают, что это такое, а в те времена было хорошо известно, что самоцвет предназначался философам и волшебникам.

Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.
Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы повествуют нам о реальном и романтическом образе царицы Савской из большого и процветающего государства, границы которого указаны на карте-схеме.


В её царстве, помимо основного светлокожего населения обычного роста, проживали также светлокожие гиганты, из которых была сформирована её личная гвардия. Гиганты жили вдоль бассейна рек Лимпопо и Окаванго, между Индийским океаном и столицей страны. Основным населением царства были далёкие предки современных буров. Буры (африканёры) насчитывают сейчас около 3-х миллионов человек и живут на юге Африки в ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Замбии, то есть там, где жили их предки многие тысячи лет тому назад. В более поздние времена к ним периодически переселялись из Европы немцы, голландцы, французы, славяне. Говорят они на бурском языке, относящемся к индоевропейской (германской) группе. В этом царстве не было негроидного населения, которое в то время проживало в Африке компактно узкой полосой восточнее и севернее р. Конго. Первые группы негроидного населения появились, в Африке около 10 тысяч лет назад при постепенном уходе под воду Черного (негритянского) континента в районе Индийского океана.

Основное его погружение под воду произошло около 2 тысяч лет тому назад, но ещё оставались многочисленные острова.

Легендарное государство царицы Савской включало также прилегающие к континенту острова. Природные богатства недр осваивались вширь и вглубь, прокладывая многокилометровые штольни, в том числе и под дном шельфовой части океана. Эти подземные пустотности обустраивались и использовались по назначению (хранилища, культовые сооружения). Не исключено, что в наши дни в них могут находиться материальные и культовые ценности того периода. Открытия последних десятилетий подтверждают эти мысли. В этих местах много загадочного, в том числе и на местах древних столиц и городов, где в холмах, поросших растительностью, находятся памятники древней культуры, подобно тем, что были обнаружены в Центральной и Южной части Американского континента.

Восточная часть Африки со времён существования Египта входила в его состав. Столица Египта, периода существования Атлантиды, находилась где-то в районе между Намибией и истоком реки Конго. Позднее она переносилась в северном направлении: к озеру Виктория, на среднее течение Нила и далее. Были периоды выделения из страны новых объединений. Государства Офир и царицы Савской около 3-х тысяч лет назад были самостоятельными странами на базе земель древнейшего Египта, но в новых границах. Все меняется во времени и пространстве, но остаются следы древних городов и столиц с их усыпальницами, фантомами их строений, остатками подземных сооружений. Любопытно, что многие древние города, рассматриваемых стран, находятся в плане на прямых линиях. В период царствования Соломона страна Офир располагалась вдоль восточного берега Африки от реки Замбези (река золота) до середины Аравийского полуострова, а государство царицы Савской занимало значительную часть территории южной Африки.

О царице Савской и богатстве южной части Африки упоминают известные древние путешественники и мореплаватели. Так, например, в 1498 году мореплаватель Васко да Гама и арабский лоцман Ахмад ибн Маджид сообщили о стране «Золотая Сафала», располагавшейся в междуречье Замбези и Лимпопо, которая тогда управлялась султаном Мване Мутапа (владыка рудников). Большое количество чистого золота из этих мест (говорилось в лоции к восточным берегам Африки) вывозят через порт Мамбане, что в устье реки Сави. В названии этой реки португальцам слышалось имя царицы Савской, правившей в этих землях. После Васко да Гама началась колонизация Мозамбика и экспансия на материк. Обнаружены были очаги древней африканской цивилизации — Софала. Она географически соответствует примерно современному Зимбабве. Португальцам удалось найти и золотые прииски, но проникнуть вглубь страны они не смогли. Легенды о сказочной стране почти забылись, но в 1872 году в междуречье Замбези и Лимпопо немецкий геолог Карл Маух обнаружил месторождения золота и развалины какого-то сооружения, окружённого 300-метровой каменной стеной. На основе публикации его дневниковых записей английский писатель Райдер Хаггард написал и издал роман «Копи царя Соломона». На юге африканского континента началась «золотая лихорадка». Плутониевые потоки выносят золото к поверхности в различных местах земли, в том числе и в Эфиопии.

Исследования последних десятилетий показывают, что золото Соломону привозилось с территории современной Эфиопии из района озёра Тана (исток Голубого Нила), где велась подземная добыча металла. Там сейчас находятся лабиринты многокилометровых спланированных штолен и пещер. От этого озера и сейчас идут дороги к эфиопским портам на Красном море — Массауа, Асэб, к Аддис-Абебе и водные пути по рекам. Золото здесь добывалось в большом количестве. Не исключено, что в этих местах могут сохраниться тайники с древним добытым, но не вывезенным драгоценным металлом. Там же могут сохраниться и письменные материалы учёта и отпуска металла. Так что не было смысла отправлять корабли за тысячи километров на край света.
Привоз царицей Савской дорогих даров (а не слитков золота) Соломону из глубин южной Африки не является основанием для реального поиска «золотых рудников Соломона» в этих местах. В каждом уголке земли существуют удивительные легенды и загадки истории, которые не рождаются на пустом месте.

Другая легендарная царица Билкис жила в VII в. н.э. Она была из древнего рода египетских царей и правила в государстве Саба, образовавшемся на развалинах бывшего государства Офир. Это был период многократного передела стран, земель и народов. Царство Саба в период правления царицы Билкис называлось в легендах сказочно богатым. Арабские источники сообщают, что Билкис была красива и умна. Она являлась мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала она на слонах и верблюдах. Столица государства Саба (город Мариб) находилась на перекрёстке караванных дорог на юге Аравийского полуострова, недалеко от Красного моря. После периода царствования Билкис прошли годы, но каждой весной так же открывались ворота города, и купеческие караваны шли во всех направлениях с пряностями и изделиями талантливых ремесленников, дарами недр, природы.

Роскошный дворец и храмы царицы Билкис находились на горе Мориа в окружении высокой колоннады. Дворец внутри украшали панели из дорогих пород дерева, кубки из сердоликов, бронзовые скульптуры. Пол был из кипарисовых досок. В каждом углу курились благовония в чашках из золота. Золотой трон был отделан драгоценными камнями. Близ стен лежали священные книги в переплётах из сандалового дерева с инкрустацией. Сейчас город лежит в развалинах, среди которых находят камни с древними письменами, многочисленные остатки древних домов и дворцов, скульптуры из мрамора, алебастра, бронзы. Развалины постепенно разбираются на хозяйственные нужды. У основания горы имеются лабиринты необследованных пещер с многоярусными ходами сообщения, где могут быть свитки с письменами. Здесь, в Йемене, в древности были многочисленные оазисы, пышно зеленела растительность, а в недрах добывалось золото, медь, драгоценные камни.

Поблизости от Мариба где-то находится усыпальница царицы Билкис. Недалёко от неё находятся усыпальницы других исторических лиц внутри скальных культовых сооружений, в том числе и царицы Савской. В легендах агады говорится, что Соломон пожелал видеть царицу Савскую у себя, в противном случае её царство, не знавшее войн, будет подвергнуто нашествию «царей с пехотой и колесницами», имея в виду подвластных ему тёмных демонов (Мидраж к Притч. 1,4). По дороге домой царица Савская умерла на юге Аравийского полуострова от отравления. Её смерть вызвала скорый развал царства Соломона. Разлетелось по свету золото, но остались в легендах царица Савская, рудники с золотом и драгоценными камнями. Предания говорят, что недалёко от побережья Средиземного моря в хранилищах находятся подарки Савской Соломону и сведения о ней. Открытия ждут археологов.
P.S. Столица легендарного царства Офир была в Эфиопии в излучине реки Омо, между городами Уака и Бако.
«Необъявленный Визит», № 7(21), 1996

Царица Савская. О ее красоте ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, как царь Соломон был настолько потрясен ее красотой, что не мог глаз отвесть. Но наряду с этим все тот же царь Соломон, полагая, что столь изысканная красота есть признак дьявольщины, решил проверить, какие у царицы ноги.
Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.
Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествления небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии - необъятные безжизненные пустыни и долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, - порождали фантастические поверья о злых и добрых джинах, духах и прочих чудесах. Со временем эти представления прочно вошли в мир арабских сказок и преданий.
Три тысячелетия назад на территории современных Омана и Йемена существовали древнейшие государства, в их числе Сабейское царство, где правила легендарная царица Савская. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Имя легендарной царицы упоминается и в Ветхом Завете, и в Коране, но тем не менее подлинных сведений о ней крайне мало. В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль. Согласно ветхозаветному преданию, царица Савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только "загадки загадывать": через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась нехорошая история, которая описана в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но в""есьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила мальчика. Ему, как потом оказалось, была уготована славная судьба. Они, а вернее Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.