Белой дороги что значит. Белой дороги! Пожелание белой дороги что значит

На вопрос Почему калмыки на прощанье желают: "Белой вам дороги! "? заданный автором философия лучший ответ это Вопрос на вид кажется простым.: в горах есть дороги – белые, красные – различных цветов, и вороные – черные. Белая дорога - чистая дорога, без пробок, ГАИшников, короче, беспроблемная...
залезла в поисковик, начиталась, как всегда)))
но, напишу не всё..а то раздумаешь ехать)))
несколько песен, которые я никогда не слышала, но стихи вполне сносные, если учесть, что это Гарик Сукачев))
Ничего не даётся совсем просто так,
Даже малый шажок, даже самый пустяк.
И ничто не случится ни зря, ни назло
Эта фраза никчёмна, тебе повезло.
Белые дороги, белые дороги

Белые дороги, белые дороги
Исходили мои ноги все белые дороги.
А в горле чёрствый комок и сердце так больно стучит.
Я собою самим омерзительно ранен.
Только снег за окном так чудесно, прелестно блестит.
Я разменян глотками, он размерян шагами.
Белые дороги, а белые дороги

Белые дороги, белые дороги
Истоптали мои ноги все белые дороги.
Я пропитан вином, я страстями сожжен.
Я себя не прощаю, но собой не раздавлен.
Но только снег за окном, уже снег за окном.
От чего-то по-детски прекрасно печален.
Белые дороги, белые дороги
Исходили мои ноги все белые дороги.
Белые дороги, белые дороги
Истоптали мои ноги все белые дороги.
Исходили мои ноги все белые дороги.
Истоптали мои ноги все белые дороги...
****************************************
вот еще интересная трактовка белой дороги... .
Интересен символ белой дороги. Белая дорога – это Млечный Путь.
**********************************************
тут же вспоминаем Марину Цветаеву...
Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.
Слева - крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна - окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.
****************************
ну вот и добралась до того, ЧТО тебе собственно и надо было)))
Символика цвета – положительная для слова «белый» и отрицательная для слова «черный» – является древней и универсальной не только для европейских народов, но и подтверждается данными монгольских языков. Через символику белого цвета передаются составляющие системы ценностей многих народов, в том числе и калмыков: сакральный белый цвет характеризует материальные предметы, нравственные понятия, социальные явления.
Символику белого цвета в фольклоре необходимо связывать с восприятием первобытным человеком смены дня и ночи: восход солнца, наступление дня – это начало доброго, белого дня, это спасение от враждебных сил – ночи, мрака, холода. Белое – символ света. Основное переносное употребление белого цвета (монг. цагаан, бур. сагаан, калм. цаган) в монгольских языках – обозначение чего-то возвышенного.
Пожелание счастливого пути в калмыцком языке цаган хаалгта болдж,.. – букв. белой дороги желаем. Им напутствуют как перед дальней дорогой, так и при всяческих начинаниях. Во фразеологических сочетаниях – пожеланиях счастливого пути в тюркских языках также употребляется прилагательное белый – ак: в татарском языке это сочетание ак юл, в туркменском – ак пата бермек.
Во всех приведенных словосочетаниях прилагательное «белый» является не столько цветообозначением, сколько обобщением конкретных свойств, качеств отдельных предметов, определяет достоинства человека.

Снег - союзник россиян. Он и кормит, и развлекает, согревает и защищает. Относитесь к снегу серьезно и с уважением, и он станет вашим союзником в покорении настолько бескрайних пространств, что многие люди даже представить себе не могут такое великолепие.

В детстве мне иногда доводилось сталкиваться с несколько сочувственным отношением сверстников из других городов, узнавших, что я из Калмыкии. «А, знаем, знаем! - говорили они. - Элиста, верблюды, вечная жара, сплошной Каракум и Новый год под пальмами». С реальностью у таких знатоков совпадали лишь первые два пункта. Да и то - верблюдов у нас встретишь не часто.
Конечно, в Калмыкии прекрасно знают, что такое снег. Одно из наиболее ярких воспоминаний моего детства - свежий снег, пушистый и мягкий, который так музыкально скрипит под ногами. Мы, элистинские мальчишки, обожали бегать на лыжах - наперегонки и на дальность, на спор и просто так, резали коньками лед Колонского пруда.
Не могу сказать - то ли экология действительно ухудшается, то ли возраст сказывается, но снег уже не кажется мне таким уж мягким, белым и музыкальным. Наверное, именно из-за этой ностальгии по снегу моего детства так отзывчива душа к стихотворению Александра Галича «Кадиш»:

Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким
И мир чудес открою заново.
Но снег все равно остается нашим верным союзником. Много ли урожая давали бы наши сады и поля, если бы снег не грел их долгой зимой и не поил бы по весне талыми водами? Снег защищает нас, воюет плечом к плечу с нами: он останавливал армии двунадесяти языков Наполеона, замораживал технику вермахта так, что самолеты люфтваффе не могли подняться в воздух.
Снег помогал нам осваивать наши огромные просторы. У калмыков не зря одним из самых добрых считается пожелание белой дороги. Летние пути всегда были сопряжены с не самыми приятными ощущениями: пока доберешься с выгона на выгон, все бока отобьешь на ухабах. Да и завязнуть среди степи после дождя - тоже хорошего мало. А по санному пути - как по скатерти: лети, куда тебе надо!
В России и по сию пору есть места, до которых можно добраться только вертолетом или по зимнику. И дело тут не в ленивой и нерасторопной власти: сама природа предлагает нам выбор - или оставить эту медвежью глухомань в покое, или осваивать ее, невзирая на все природные напасти.
Взгляните еще раз на карту Канады: на тех же широтах, где у нас расцветают города, там плотность населения гораздо ниже. Аляска, по сравнению с нашими регионами, тоже заселена не столь плотно. Я не знаю, в чем тут загадка, но факт остается фактом: остальным народам не нужны мерзлые заснеженные просторы, они их боятся. Получается ровно как в анекдоте о студенте МГИМО, представителе жаркой Африки, у которого спросили, как ему нравится русский климат. «О! - ответил он. - Зеленая зима еще туда-сюда, а вот белая зима совсем плохо!»
Да, но мы-то говорим не о жителях Африки, а о наших соседях - европейцах и американцах. Действительно, они воспринимают снег как нечто волшебное, рождественское. Но при условии, что он держится не более недели-двух.
Наверное, многие слышали о традиции лондонских карнавалов на льду Темзы. Их и было-то не так много: каждый случай замерзания реки становился памятным событием. Устраивались гуляния и катания, королевская семья торжественно являлась народу, а издатели разворачивали свои типографии прямо на льду и печатали всякую мелочь - от визитных карточек до развлекательных книжек, которые теперь стали бесценными аукционными раритетами.
Однако стоило снегу прийти надолго - и начиналась паника. Вспомним, 1816 год вошел в анналы истории как год без лета. Европейские и американские мемуары о том событии полны ужасающих историй о неурожае, о замерзших и умерших от голода. Американцы даже дали ему имя «Год, замерзший насмерть».
И только жители России не оставили никаких свидетельств ужасных страданий. Почему? Солнышко отдельно обогревало нашу землю? Вряд ли. Современные ученые считают, что глобальное похолодание (его еще именуют «малым ледниковым периодом») было вызвано суперизвержением вулкана Тамбора. А значит, должно было достаться всем. Только русские ничего не заметили: год как год. Подумаешь, чуть прохладнее прошлого…
Да и сейчас: стоит в Нью-Йорке или Брюсселе снегу выпасть немногим больше обычного, начинается транспортный коллапс и коммунальная катастрофа. Мы смеемся над нашими чиновниками, у которых зима всегда приходит нежданно, но на Западе-то дела обстоят еще хуже. Там люди, избалованные теплым Гольфстримом, до сих пор не хотят верить, что зима бывает надолго.
На Западе и по сей день не поняли, что снег требует относиться к себе со всем уважением. Но и отвечает тем же. Снег научил нас не бояться ни широких просторов, ни ледяного мрака северной зимы. Снег научил нас не бояться сложных задач и побеждать, несмотря ни на что.
Недаром наш великий ученый Михаил Ломоносов в оде на явление северного сияния с восторгом писал: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам нет счета, бездне - дна».
Нас не пугает ледяное безмолвие, в какие бы одежды оно ни рядилось. Если нужно, мы пройдем сквозь него, как на протяжении веков проходили наши предки, и выполним любую свою задачу. Мы пройдем через любую снежную бурю, даже не думая пропадать в ней, просто потому, что нам любопытно: а что там? А что за снежной завесой?
Да, если вам интересно, как я отношусь к снегу, отвечаю: превосходно отношусь.

Пожелание белой дороги - пожелание чистого, светлого пути, без препятствий и трудностей. Эти слова, пожалуй, чаще других звучали в середине сентября в Элисте - в адрес самых талантливых, самых ярких журналистов Юга России, освещающих межнациональную тему.

Калмыкия уже второй раз принимает участников творческого состязания на лучшее освещение межнациональных и этноконфессиональных отношений. В 2014 награды самым талантливым "СМИротворцам" Юга России, также вручали в Элисте.

Счастливое число 13

За 3 года многое изменилось: увеличилось число конкурсных работ, выросло мастерство участников, возникло множество идей межрегиональных проектов. Неизменным остается лишь одно: искренняя увлеченность темой, готовность узнавать свою страну, традиции и обычаи народов, населяющих ее, и желание рассказывать об этом своим читателям, слушателям, зрителям.

Заветный приз - статуэтку, изображающую солнце с хороводом звезд, где каждая звезда символизирует один из народов россии, . Самых талантливых, самых увлеченных темой. Для того, чтобы их найти, члены экспертного совета и жюри конкурса рассмотрели 768 работ из 181 СМИ, выходящих в ЮФО. В шорт-лист вошли публикации 40 средств массовой информации, и лишь 13 из них – стали победителями.

Награды лучшим "СМИотворцам" Юга вручали глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, председатель жюри окружного этапа Санал Шавалиев, возглавляющий Союз журналистов Калмыкии.

Каждый год экспертный совет конкурса определяет наиболее актуальное направление в освещении межнациональных отношений и объявляет название спецноминации. В 2017 году такой номинацией стал "Этнотуризм". В Южном округе интерес к теме этнического и этнографического туризма традиционен, поэтому в этой номинации конкуренция была очень высока. В номинации "Радио" экспертный совет конкурса решил не присуждать призы из-за недостаточного количества достойных работ.

Единогласным решением жюри спецприз получила старейшая газета Калмыкии - "Хальмг унн", отмечающая в 2017 году вековой юбилей. Идея этого издания родилась в Санкт-Петербурге, где учился один из основателей газеты Номто Очиров, а первый ее номер вышел в свет в Астрахани. Название неоднократно менялось, 13 лет в связи с депортацией калмыков газета не выходила, но пережив все трудности и лишения, она по-прежнему остается самым авторитетным СМИ в республике. И так же, как век назад, объединяет разные регионы: к 100-летию издания был приурочен I Международный Форум журналистов "Национальная пресса сегодня", одновременно с которым прошел окружной этап конкурса "СМИротворец".

Делу - время

Для того, чтобы обсудить перспективы и проблемы национальной журналистики, в Элисту съехались коллеги из 20 регионов России Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Тувы, Бурятии, Москвы и Санкт- Петербурга. Приехали и представители СМИ Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Деловая программа форума была насыщенной и динамичной. Проблематика межнациональных отношений обсуждалась в рамках отдельной секции, организованной Гильдией межэтнической журналистики. Участники - члены жюри, победители "СМИротворца" разных лет, представители региональных СМИ - говорили о межрегиональном сотрудничестве, обсуждали кейсы из своей практики и проекты, которые были реализованы Гильдией в различных регионах страны. Среди них - и конкурс, и этноэкспедиции на берегах Волги и Байкала, и Школа межэтнической журналистики, обучение в которой за 3 года прошли более 500 студентов из 23 регионов страны.

- Такие проекты как Школа, как этноэкспедиции, полезны и студентам, молодым журналистам, и уже опытным. Например, студентов мы знакомим с традициями и культурой народов, учим быть внимательными к нюансам, осознавать свою ответственность за все сказанное публично. Это очень важно для тех, кто работает со словом. Ну а действующие, опытные журналисты тоже получают возможность лучше узнать свою страну, друг друга. Ведь лучше всего рассказать можно о том, что ты видел сам, что успел узнать и даже полюбить , - считает Мария Андреева , независимый журналист, руководитель отделения Гильдии межэтнической журналистики в Воронеже.

В ближайшее время одним региональным отделением Гильдии в стране станет больше. В список городов, где Гильдия уже работает, добавится Ростов-на-Дону. О своем решении открыть ростовское отделение рассказал на форуме победитель в номинации "Печать" - Руслан Мельников из "Российской газеты-Юг". Кстати, Руслан третий год подряд увозит с собой заветную статуэтку, и все 3 раза победу ему приносят статьи о Калмыкии.

Земля богатырей

Впрочем, древняя земля ойратов-калмыков, ее обычаи и традиции способны заворожить кого угодно. В этом на личном опыте убедились участники форума. Один из дней был полностью отдан знакомству с культурой, обрядами, кухней Калмыкии.

Гости республики побывали на Джангариаде - главном культурно-спортивном празднике республики. Название праздник получил в честь древнего эпоса "Джангар", повествующего о стране счастья и благоденствия и подвигах воинов-богатырей. Спортивная часть Джангариады была представлена состязаниями в национальных видах спорта: скачках на лошадях, стрельбе из лука и национальной борьбе. По накалу страстей и зрелищности это было одно из самых ярких впечатлений дня.

На празднике развернули настоящий калмыцкий хотон (стоянка) из кибиток районов республики. В каждой кибитке гостей встречали песнями, танцами и угощениями, среди которых особое место по праву принадлежит калмыцкому чаю - с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом.

По соседству с хотоном расположился "город мастеров". Оригинальные изделия калмыцких ремесленников, сувениры с национальной символикой вызвали огромный интерес у участников журналистского форума. Каждый из гостей увез с собой сувенир из Калмыкии. А еще - имена и контакты новых друзей, планы и идеи новых материалов. И добрые пожелания от хозяев форума: "Пусть все сбудется! Белой дороги!"

- Побывать в Калмыкии, увидеть своими глазами эти танцы, услышать музыку и речь братьев-ойратов - было моей мечтой , - признается Баирма Раднаева, журналист ГТРК "Бурятия", руководитель отделения Гильдии межэтнической журналистики в Улан-Удэ. - Буряты и калмыки - родственные народы, у нас одна религия - буддизм, один язык - мы понимаем друг друга без переводчика, у нас много общего в традициях и культуре, даже в рецептах традиционных блюд. Я счастлива, что побывала здесь. И мы с коллегами с местного телевидения уже начали работу над совместным документальным фильмом, думаю, что он будет не единственным проектом, который мы сделаем сообща.

Всероссийский конкурс средств массовой информации "СМИротворец" на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений проводится с 2008 года по инициативе Гильдии межэтнической журналистики. В 2017 году конкурс проводится Федеральным агентством по делам национальностей в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" по инициативе и при поддержке Гильдии межэтнической журналистики.

Инна Кабанова