Ухтомские, князья. Родословная роспись В чем выражается инертность доминанты

Родоначальник - князь Иван Иванович (XVII колено от Рюрика), внук Василия Романовича , князя Сугорского. Владел он Ухтомской волостью по реке Ухтоме , откуда и получил своё фамильное прозвание. В десятом колене от Ивана Ивановича насчитывалось прямых представителей рода 116 человек.

Среди членов этого рода, существующего и ныне, насчитывается много известных деятелей.

В битве с татарами под Казанью отличился князь Василий Ухтомский . В Смутное время в Вятке вёл борьбу с воровскими отрядами Михаил Ухтомский .

Геральдика

Как и другие потомки Белозерских удельных князей, князья Ухтомские использовали герб, включавший древние эмблемы Белозерского княжества, которые вошли в "Титулярник" 1672 года.(две перекрещенные рыбы, над которыми полумесяц и крест) и восходили к государственной печати царя Ивана IV Васильевича 1577 года (одна рыба) .

Известные представители рода

  • Князь Ухтомский Василий Большой Иванович - воевода в Казанском походе 1469г.
  • Князь Ухтомский Михаил Никитич - воевода в Полоцком походе 1551г. Отличился при осаде Дубровны.
  • Князь Ухтомский Иван Юрьевич - воевода в Казанском походе 1544г.
  • Князь Ухтомский Федор Петрович - воевода в Казанском походе 1544г.
  • Князь Ухтомский Борис Петрович - воевода в Полоцкои походе 1551г .
  • Князья Ухтомские, родные братья, Степан, Григорий, Борис Ивановичи и князья Александр Борисович, Василий Петрович, Афимий Петрович, Захарий Семенович убиты в 1660 году под Конотопом. Тяжело израненный Андрей Степанович взят в плен.
  • Князь Ухтомский Петр Юрьевич скончался от ран полученных при осаде Чигирина в 1678г.
  • князь Ухтомский Иван, подпоручик Бутырского пехотного полка погиб при Фюрстенфель 14 августа 1758г.
  • Ухтомский, Василий Иванович - русский государственный и военный деятель XV века, князь.
  • Ухтомский, Александр Владимирович (1857-1916) - генерал-майор императорской армии
  • Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875-1942) - учёный-физиолог, создатель учения о доминанте .
  • Ухтомский, Андрей Григорьевич (1770-1852) - художник.
  • Ухтомский, Дмитрий Васильевич (1719-1774) - архитектор, просветитель.
  • Ухтомский, Константин Андреевич (?-1879) - архитектор, художник .
  • Ухтомский, Леонид Алексеевич (1829-1909) - русский морской офицер из рода Ухтомских, вице-адмирал, литератор.
  • Ухтомский, Николай Александрович (1895-1953) - один из руководителей Белой эмиграции в Маньчжурии.
  • Ухтомский, Николай Павлович (1884-1960) - поручик, адъютант Корниловского ударного полка, участник Белого движения.

Не будем обращаться к седой старине, а скажем сразу: в 1929 году в Московской области образован Ухтомский район с центром в городе Люберцы. А раньше, до революции 1917 года, приблизительно на его территории существовала Выхинская волость Московской губернии.

Почему «Ухтомский»? Да потому, что это фамилия вошедшего в историю революционера Алексея Владимировича Ухтомского - машиниста паровоза, начальника боевой дружины в период первой русской революции 1905-1907 годов.

Район тогда был намного больше, чем сегодня. В его состав входили поселки и деревни, поглощенные впоследствии Москвой: Капотня, Чагино, Кузьминки, Вешняки, Новые Кузьминки, Вязовка, Владычино, Кусково, Кожухово, Косино, Выхино, Жулебино, Ухтомская. Западнее располагались поселки Котельники и Дзержинский и примыкающие к ним деревни. На юго-востоке - тоже населенные пункты, включая Лыткарино, которые известны и сегодня.

Но устойчивого постоянства, особенно во второй половине века минувшего, не было. Ветер перемен не давал покоя.

Как известно, после смерти И.В. Сталина (март 1953 года) первым секретарем ЦК Компартии на сентябрьском пленуме избрали Н.С. Хрущева. Он оказался лихим реформатором. Историки присваивают ему две основные заслуги: разоблачение культа личности Сталина и массовое строительство благоустроенного жилья. Некоторые другие деяния Никиты Сергеевича одобрения не получили.
Особый размах его перестроек начался после внеочередного XXI съезда КПСС, принявшего план на семилетку (1959-1965гг.). Уже в середине 1959 года произведено укрупнение районов. Ухтомский, Раменский и Бронницкий объединили в один - Люберецкий. Центром стал город Люберцы, получивший этот статус в 1925 году. В Раменском и Бронницах, естественно, органы власти ликвидировали соответствующие учреждения.
Кстати, мне довелось принимать дела в раменской газете «Авангард» и бронницкой «Голос колхозника». С того времени начала издаваться единая «Люберецкая правда».

Такая большая территория - от Москвы до границ Павлово-Посадского, Воскресенского, Домодедовского районов - оказалась трудно управляемой. Только в гжельской стороне насчитывалось 36 деревень. Население испытывало много неудобств. Чтобы решить какой-то вопрос, надо было ехать в райцентр - г. Люберцы, на что уходил целый день.

Видимо, дошло и до Никиты Сергеевича, что такое районирование нереально. И через год пошел обратный процесс - разукрупнение. В 1960-м центр нашего района перенесли в Раменское. Туда переехали и все учреждения. И район стал называться Раменским, в котором по-прежнему оставались бывший Бронницкий и часть Ухтомского - поселки Красково, Малаховка, Октябрьский. Переехал в Раменское и коллектив «Люберецкой правды». Но газету там назвали по-иному - «За коммунистический труд». Это соответствовало целям Программы КПСС - построить к 1980 году материально-техническую базу коммунизма.

А что же с Люберцами? Они остались в созданной тогда вок руг Москвы «зеленой зоне». Образовался самый крошечный в истории район - с узкой полосой с запада на восток, включая Томилино. «Люберецкую правду» продолжил издавать коллектив ликвидированного «Перовского рабочего», поскольку Перовский район Московской области прекратил существование. Столица же проглотила Капотню, Кузьминки, Вешняки и ряд других населенных пунктов, оказавшихся внутри Московской окружной автомобильной дороги.
В 60-е годы страну разделили на две части: промышленную и сельскохозяйственную. Наряду с городскими парткомами были созданы сельские. Власть городов уже не распространялась на село. В Косине располагался партком, «командовавший» сельским хозяйством на расстоянии от Москвы до Воскресенска. Реформенный зуд Никиты коснулся всего народа. Урезали земли личных подсобных хозяйств. В городах и поселках не разрешили содержать коров, коз, овец. Косить сено на государственной земле запрещалось. Продажа овощей с огорода, сдача квартиры внаем считались извлечением нетрудовых доходов, что не соответствовало моральному облику строителя коммунизма.

В 1964 году произошла третья реорганизация районов. Люберецкому были возвращены Красково, Малаховка, Октябрьский. Они как бы вернулись «на родину». Но в 64-м закончилась и власть Никиты Сергеевича. Ему тоже приписали «культ» и привезли из Крыма на пленум ЦК для покаяния.

В течение последующих 20 лет территориальные проблемы не возникали. Но Москва опять разрослась. В 1984 году у нас забрали остатки района в северной части и некоторую долю самого города. Ушли в столицу Косино, Кожухово, На западе район обрезали будто лезвием - Новорязанским шоссе. Не стало у нас Дзержинского, Котельников, еще раньше - Лыткарина. Но территориальные реформы продолжаются и в наши дни. Городов и поселков вообще больше не существует. Каким-то государственным деятелям понравилось средневековое слово «поселение». И слово «город» вывели из обращения. На вопрос "Где ты проживаешь?" юридически правильным будет ответ: «В муниципальном образовании городское поселение (Томилино, Малаховка и т.п.) Люберецкого муниципального района». Сможете запомнить? «То ли еще будет», - нам неведомо.

Никитины реформы были отменены. Сама партия впоследствии осудила их. Кто-то наверняка дождется, когда и «поселения» отомрут, а городам и селам будет возвращено их современное название. Краткое и выразительное.
Городу Люберцы (по статусу) исполнился 81 год. А Ухтомскому (Люберецкому) району - 77. Традиция торжественно отмечать Дни российских городов возрождена 37 лет тому назад в небольшом городе Нижегородской области с красивым названием Городец, основателем которого был князь Юрий Долгорукий. По всей России шагнул красочный праздник. День отмечается в этом году впервые. Что бы ни пережил он на своем веку, но люди гордятся им как частицей Родины. День района - хороший повод провести время в торжественной обстановке, повеселиться, отдохнуть.

Петр БИЦУКОВ, житель района с 1951 года

УХТОМСКИЕ , князья. Древний дворянский род, записаны в 5 ч. родословных книг Ярославской губернии.

Происходят от удельных Белозерских князей. Князь Иван Иванович Карголомский владел Ухтомской волостью — отсюда пошла фамилия князей. Из трех ветвей рода, ведущих начало от сыновей Ивана Ивановича Карголомского, одна угасла в начале XVII в., представители двух других жили на территории Ярославского края до начала XX в.

К концу XVI в. Ухтомские утратили свои уделы и превратились в служилых дворян. На землях Пошехонского уезда, пожалованных Ухтомским, уже в начале XVII в. существовали два сельца, Семеновское и Вослома. По данным Пошехонских дозорных и писцовых книг 1613, рубежа 1620 и 1630 оба они имели помещичий двор и переходили от владельца к владельцу в пределах одного рода и одной семьи. К концу XVIII в. это были дворянские усадьбы. Сельцо Семеновское точно не идентифицировано. Некоторые исследователи считают, что Семеновское существует и сейчас и находится на севере Пошехонского района. Однако, владельческая история этой усадьбы XVII — начала XIX вв. дает основание предполагать, что это Семеновское находилось южнее, в XIX входило в состав Рыбинского уезда, а в наше время было затоплено Рыбинским морем. Усадьба Вослома Рыбинского уезда принадлежала семье до 1896, когда один из князей Ухтомских продал ее. В конце XVIII — начале XIX вв. Вослома была типичной провинциальной дворянской усадьбой с деревянным помещичьим домом в стиле ампир, портретной галереей, библиотекой. Книги и портреты частично сохранились в собраниях ЯИАМЗ и РИАХМЗ. Усадебные постройки не сохранились.

Дмитрий Васильевич Ухтомский , сын князя Василия Григорьевича Ухтомского и его жены Ирины Яковлевны, урожденной Чириковой. Женат с 1746 на Екатерине Степановне Рогозиной [? — 1.1774]. Выдающийся архитектор. Первоначальное образование получил в Московской школе математических и навигацких наук , затем в учениках у архитекторов И. Ф. Мичурина и И. К. Коробова. В 1745 назначен архитектором при московской полиции, в обязанности которого входило руководство застройкой города. Мастер русского барокко середины XVIII в. Из его построек известны: колокольня Троице-Сергиевой лавры, каменные Красные ворота в Москве, Кузнецкий мост через р. Неглинку в Москве. Создатель архитектурной школы в Москве, где обучались главным образом мальчики из дворянских семей, в том числе и его родственники(И. Васков, М. Тихменев, Я. Ухтомский, Е. Ухтомский, С. Ухтомский). Из учеников наибольшую известность получил М. Ф. Казаков.

Александр Николаевич Ухтомский . Сын князя Николая Васильевича Ухтомского и его жены Елизаветы Алексеевны, урожденной Наумовой. Женат на Елизавете Николаевне Алеевой с 30.3.1858. Действительный статский советник. Землевладелец Рыбинского уезда. Образование получил в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Служил на Каспийском море и Нижней Волге, составил лоцию Каспийского моря. Капитан-лейтенант в отставке(1861). Председатель Рыбинской земской управы и предводитель дворянства Рыбинского уезда(1871−91). Почетный мировой судья по Рыбинскому уезду.(1869). Известен своими заботами о народном образовании в городе и уезде.

В 1990 в рыбинском доме, где провел детство академик Ухтомский, открыт мемориальный дом-музей. В 1994 на месте усадьбы Вослома установлена мемориальная доска.

Академик А.А. Ухтомский в период XV Международного конгресса физиологов (1935)

КНЯЗЬ А.А. УХТОМСКИЙ -
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ, АКАДЕМИК, ФИЛОСОФ

Урываев В.А. (Ярославль)

- член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

Кандидат психологических наук, доцент, докторант Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, профессор кафедры общей и социальной психологии Института Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь).

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье излагается биография академика А.А. Ухтомского в сопоставлении с эволюцией его учения о доминанте. Многообразие жизненных событий в судьбе ученого представлено как условие его глубоких философских обобщений. Подчеркивается неразрывная связь философии и физиологии в учении А.А. Ухтомского.

Ключевые слова: А.А. Ухтомский, доминанта, дух, человек, физиология, истина, биопсихосоциальный подход.

Возможно, самый блистательный ум земли Ярославской, Алексей Алексеевич Ухтомский, появился на свет в 1875 году в родовом гнезде князей Ухтомских в селе Вослома, Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Фамилию княжеский род получил в честь земель, расположенных в районе реки Ухтома, поэтому правильное ударение при произношении - на первый слог.


Герб рода князей Ухтомских.
Визитная карточка А.А. Ухтомского (из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)

Как пишет сам ученый в своей автобиографии: «В сентябре 1876 года взят на воспитание теткою (сестрою отца) Анною Николаевной Ухтомской, которая и была главною воспитательницею и спутницею вплоть до ее кончины в 1894.

Среднее образование окончил в Нижнем Новгороде, в кадетском корпусе, который закончил в 1894 году. Очень глубокое воспитывающее влияние испытал здесь со стороны превосходного преподавателя и даровитого математика Ивана Петровича Долбни, впоследствии известного профессора Горного института» (А.А. Ухтомский Доминанта души, 2000)


В 1888 г. по семейной традиции Ухтомский поступает в Нижегородский кадетский корпус им. графа Аракчеева
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)

По мнению физиолога И.А. Аршавского, с тех пор у А.А. Ухтомского возник интерес к личности Н.И. Лобачевского и даже «стремление физиологически обосновать те представления о пространстве, какие сложились у великого создателя неэвклидовой геометрии. Архивные материалы А.А. Ухтомского, посвященные физиологическому анализу некоторых проблем математики и физики, представляют собой огромную ценность и, по видимому, должны когда-то стать достоянием широких масс научной общественности». (Цит. по Шлюпикова А.В., 1968)

После окончания корпуса родители уговаривали Алексея Алексеевича продолжить семейную традицию и не отказываться от военной карьеры, была договоренность о приеме его в Академию Генерального штаба, но А.А. Ухтомский поступает на словесное отделение Духовной академии (находящейся на территории Троице-Сергиевой лавры).

А.А.Ухтомский - слушатель Московской духовной академии. Фотография И.Волкова. Россия, г. Москва. Конец XIX в. (из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru)

А.А. Ухтомский так комментировал свое решение: «Еще будучи в корпусе, я был склонен изучать теорию познания, психологию, историю и языки. В Московской духовной академии преподавал в те годы знаменитый историк России Василий Осипович Ключевский и другие видные профессора Московского университета. В академии было хорошо поставлено преподавание философии, психологии и древних языков. И вот это-то и определило мое решение поступить учиться в академию, вопреки воле моих родителей». (Цит. по Меркулову, 1960, С. 178)

Как пишет И. Кузьмичев об А.А. Ухтомском: «Его влекла «анатомия человеческого духа, до религии включительно», интриговали границы метафизики: те рубежи, до которых мы можем научно думать». Избрав темой диссертации «космологическое доказательство бытия Божия», он посчитал верным придерживаться того же «способа и направления мысли, какой создал науку о природе»». (И. Кузьмичев «День ожидаемого огня…» (вместо послесловия) // А.А. Ухтомский «Заслуженный собеседник», 1997, С. 455)


Дома, занимаясь живописью (воспроизведено из книги «Интуиция совести» - СПб., 1996)
Святой Алексий, человек Божий. Конец XIX - начало XX вв.
Согласно имеющимся на сегодняшний день материалам, икона принадлежит кисти А.А. Утомского
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)

Известнейший отечественный психолог - Владимир Петрович Зинченко - пишет:

«В 1923 году А.А. Ухтомский в контексте рассказа о доминанте писал о высшей психической жизни, о душевной работе, в частности о том, что яркая и живая доминанта в душе держит в своей власти все поле душевной жизни. Как раз в это время психология в очередной раз потеряла (отказалась?) душу. И хотя поведение, психология, искусство были постоянными спутниками А.А. Ухтомского, прямого упоминания об анатомии и физиологии человеческого духа в опубликованных при жизни работах ученого не встречается. Видимо, были на то и другие причины.

Возможный ответ на этот вопрос состоит в том, что замысел А.А. Ухтомского имел своим источником хорошо знакомую ему благодаря богословскому образованию традицию православной патристики и исихастской антропологии. В последней особенно детально была проработана своего рода энергийная проекция человеческого существа и создан интереснейший концептуальный аппарат для ее описания. В него входили понятия свободы, динамических и этических установок, телесной, душевной и умственной доминант, их упорядоченного энергийного единства и пр.» (Зинченко В.П., 2000b, С. 17)

А.А.Ухтомский с учащимися и преподавателями Братского реального училища при Никольской единоверческой церкви. Россия, г. Санкт-Петербург. Начало XX в. (из хранилища Мемориального
Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)
Ухтомский А., кн. О церковном пении. СПб. 1912. (из хранилища Мемориального Дома-музея
ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)

До конца жизни А.А. Ухтомский не терял связей с церковью, придерживаясь старообрядческого по своему характеру - «единоверческого» - по своему замыслу - направления (пытавшегося объединить «старо»-веров и «ново»-веров). До закрытия Никольской церкви (в 1931 г.) он выполнял обязанности церковного старосты, а после закрытия, согласно некоторым данным, проводил церковные обряды на дому.

Как пишет Шлюпикова А.В. (1968), преподаватели академии, видя способности Ухтомского к гуманитарным наукам, надеялись, что он станет историком, филологом древних языков или исследователем классической философии. По окончании духовной академии ему предложили поступить в Кремлевский архив для изучения материалов по старообрядчеству. Но он отверг все предложения. Его интересы все более и более обращались к сущности физиологических процессов живого организма. А.А. Ухтомский решил поступать в университет.

Петербургский университет пользовался заслуженной славой как один из наиболее крупных центров научной мысли, в том числе и в области физиологии, основоположником которой считается И.М. Сеченов, проработавший в университете 12 лет. Основанную И.М. Сеченовым физиологическую школу впоследствии возглавил его ближайший ученик Н.Е. Введенский.

С 1889 года А.А. Ухтомский - студент Петербургского университета. Но для того, чтобы стать им, он подавал на «Высочайшее соизволение» просьбу разрешить сдавать экзамены в университет: по существующим законам он не мог после окончания Духовной академии поступить в светское учебное заведение, особенно на естественное отделение.

Как свидетельствуют документы, еще год А.А. Ухтомский проучился на отделении восточных языков (будучи студентом этого факультета, он в совершенстве овладел еврейским языком, уже седьмым по счету), и только после это он смог перевестись на естественное отделение университета.

Физиолог Н.Н. Малышев, вспоминая о первом знакомстве с А.А. Ухтомским писал: «Вначале сотрудники Н.Е. [Введенского] были очень удивлены. Зачем нужно было этому студенту, да еще князю, заниматься физиологией? Но потом наше недоумение быстро рассеялось. Алексей Алексеевич оказался студентом, имевшим серьезные научные интересы, очень скромным и простым человеком, отзывчивым и хорошим товарищем» (В.Л. Меркулов, 1960).

Добавим, при возможности, А.А. Ухтомский посещал так же лекции В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в Военно-медицинской академии.


Н.Е. Введенский и А.А. Ухтомский в физиологической лаборатории Санкт-Петербургского университета.
Россия, г. Санкт-Петербург. 1908 г. (из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А. Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru/)

Хотя первые исследования А.А. Ухтомского посвящены вопросам нервно-мышечной физиологии, в поле зрения его интересов находилась психология и психиатрия. В письме к А.А.Золотареву он вспоминает, что в 1896 году, еще учась в академии, он полтора месяца прожил в отделении хроников в Ярославском сумасшедшем доме. В 1898 году, во время болезни тети, А.А. Ухтомский наблюдал поведение душевнобольных в Рыбинской больнице. Эту возможность предоставил ему главный врач В.А. Соснин, с которым А.А. Ухтомский сблизился. Будучи студентом университета, слушал лекции по паранойе профессора Томашевского, Розенбаха, посещал лекции по психиатрии и судебной медицине для юристов университета, присутствовал на демонстрациях больных.

В том же письме к А.А. Золотареву Алексей Алексеевич изложил свое мнение по вопросу физиологического механизма одного из распространенных психических заболеваний - паранойи (Шлюпикова А.В., 1968).

После смерти профессора Н.Е. Введенского, в 1922 году, А.А. Ухтомский стал руководителем кафедры и заведующим физиологической лабораторией университета. Лаборатория в 1932 году была реорганизована в физиологический научно-исследовательский институт, директором которого Алексей Алексеевич оставался до конца жизни (ныне институт носит его имя).


Академик А.А. Ухтомский среди сотрудников кафедры нормальной физиологии 3-го Ленинградского
медицинского института. СССР, г. Ленинград. 1939 г. (из хранилища Мемориального Дома-музея
ак. А.А. Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru)

Если учением о парабиозе Н.Е. Введенского намечены пути к пониманию закономерностей жизнедеятельности отдельных тканей и органов, то учение о доминанте А.А. Ухтомского намечает пути для понимания природы и законов жизнедеятельности и физиологического поведения организма в целом.

В 1932 году, вместе с рядом других ученых-естестовиспытателей А.А. Ухтомский стал лауреатом Ленинской премии, в 1935 - по представлению Ленинградского университета, А.А. Ухтомский был избран в число действительных членов Академии наук СССР.


А.А.Ухтомский на кафедре физиологии во время лекции в ЛГУ. СССР, г. Ленинград. 1935-1938 гг.
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru)


А.А.Ухтомский (1875-1942) в последний год жизни, за рабочим столом.СССР, г. Ленинград. 1942 г.
(из хранилища Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского - http://www.rybmuseum.ru)

Как мы видим, полифоничность (многогранность) жизни ученого в значительной степени предопределила полифоничность (многогранность) его учения, которое сейчас (особенно после начала публикации серии его работ по философии, психологии, этике и религии) трудно отнести к какому-то одному научному направлению (дисциплине).

В этой разносторонности жизненных событий, в этой, на первый взгляд, непредсказуемости поворотов жизненного пути, тем не менее, отчетливо прослеживается (просвечивает) воля человека, захваченного идеей служения миру (миру природы, миру людей, миру духовных исканий и просветлений). Вторая особенность - это энтузиазм ученого, который с интересом и сосредоточенностью стремиться вникнуть в самый широкий круг проблем, с которыми он встречается. Любопытно, что само слово «энтузиазм» означает - «божественное вдохновение», «энтузиаст» - переводится как «исполненный божества» (М. Фасмер, 1973, т. 4, С. 519).

По мнению доктора биологических наук Л.В. Соколовой (2003): «А.А. Ухтомский с самого начала рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы - человека. По сути, А.А. Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики.

А.А. Ухтомский произвел поистине качественный скачок в понимании самой природы человека, показав неразрывное единство биологического и социального в человеке. Во взглядах А.А. Ухтомского ярко проявилось понимание им диалектики взаимоотношений объективного и субъективного, глубинной общности внешнего и внутреннего, необходимости учета всей совокупности биосоциокультуральных детерминант развития человека».

Подчеркнем еще один важный, на наш взгляд момент. По мнению В.П. Зинченко (2000а): «Условием научной плодотворности он [А.А. Ухтомский] считал не только умственный труд, но также и пот при работе над сердцем своим: «Наука не может пойти плодотворно, пока внутренняя горница человека не вычищена» [А.А. Ухтомский, 1996, С. 50].

Остается только позавидовать А.А. Ухтомскому. Сегодня по отношению к внутреннему миру психологов язык не повернется произнести замечательное слово «горница». В лучшем случае - «полуподвал». Внутренняя горница - не только ум. Необходимо «очищение помыслов». А.А. Ухтомский спрашивает своего адресата, «… можно ли сказать, что сердце усваивает правду. Не будет ли это подобная же односторонность, как если бы мы сказали: уму открывается истина? Истина открывается деятельному духу, насколько он очищает свое сердце, а затем ум, т.е. воле, сердцу и уму вместе» [там же, С. 50]».

Как свидетельство обостренного чувства справедливости и милосердия ученого, в экспозиции Мемориального Дома-музея хранится копия сатирического рисунка А.А. Ухтомского в защиту животных, подвергающихся калечащим манипуляциям в ходе экспериментов. Ученый считал, что эксперименты на животных оправданы исключительно в научных целях и не оправданы в случаях, когда животное истязается ради «демонстрационных», учебных задач. Свое этическое кредо он изобразил в полушутливой, полусерьезной форме - поменяв местами экспериментаторов и подопытных.

Сатирический рисунок А.А. Ухтомского в защиту животных, подвергающихся калечащим манипуляциям
в ходе экспериментов (копия с оригинала, находящегося в Санкт-Петербурге;
из экспозиции Мемориального Дома-музея ак. А.А Ухтомского)

25 июня 2010 года в Мемориальном Доме-музее ак. А.А. Ухтомского в Рыбинске (в выставочном зале Дома музея) состоялось торжественное заседание, посвященное 135-летию со дня рождения академика А.А. Ухтомского. Были прослушаны выступления биологов и математиков, священнослужителей и учащихся, педагогов и философов... Темами докладов становились и роль русской интеллигенции в жизни российского общества, и проблема русского характера, и проект космического телевидения… В ходе заседания Рыбинской инициативной группой был представлен проект «Программа возрождения земли Ухтомского».


Реконструкция рабочего кабинета А.А. Ухтомского в Санкт-Петербурге
(фрагмент экспозиции Мемориального Дома-музея ак. Ухтомского)


Мемориальный Дом-музей ак. А.А. Ухтомского в Рыбинске

Краткая библиография.

Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание (2-е испр. и доп. издание). - Самара: «Самарский Дом печати, 1998. - 296 с.

Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии, 2000а, №4, С. 79-97

Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А. Ухтомского о доминанте // Развитие учения А.А. Ухтомского в современной российской физиологии и психологии: сб. научных трудов. - СПб., 2000b, С. 7-21

Меркулов В.Л. А.А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности. - М.: Изд-во АН СССР, 1960

Соколова Л.В. Развитие учения о биосоциальной природе человека в трудах А.А. Ухтомского - Авторефрат дисс…..к.б.н., СПб., 2003

Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. - 608 с.

Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - 576 с.

Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - 528 с.

Ухтомский А.А. Собрание сочинений в 6-ти томах - Л.: ЛГУ, 1950-1962

Шлюпикова А.В. Академик А.А. Ухтомский (1875-1942). - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. - 98 с.

Урываев В.А. Князь А.А. Ухтомский - священнослужитель, академик, философ. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2..06.2010).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

«Жемчуг», в произведен в капитан-лейтенанты , командовал миноноской «Селезень». В получил чин капитана 2 ранга, назначен старшим офицером клипера «Жемчуг», в старшим офицером броненосца «Петр Великий», с старшим флаг-офицером штаба начальника судов Морского училища. Командовал канонерской лодкой «Бурун» ( –), заведовал учебной командой строевых квартирмейстеров и командовал клипером «Разбойник » (1890–). В 1894 произведен в капитаны 1 ранга и назначен морским агентом в Англии . С командир крейсера I ранга «Владимир Мономах», в командовал эскадренным броненосцем «Петр Великий», являлся председателем комиссии по испытанию и приему мин, заведующим командами 1-й флотской дивизии Балтийского флота . В произведен в контр-адмиралы и назначен начальником штаба Кронштадтского порта.

С младший флагман Тихоокеанской эскадры, за участие в отражении атаки японских миноносцев в ночь с 26 на 27.01. награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами (22.03.1904). После гибели С. О. Макарова 31.03 временно вступил в исполнение обязанностей командующего флотом, 03.04 приказом Е. И. Алексеева возвращен на прежнюю должность. После сражения 28.07 принял на себя обязанности командующего эскадрой, но 24.08.1904 сдал должность Р. Н. Вирену , будучи формально назначен в распоряжение Е. И. Алексеева. В 1906 уволен от службы по болезни с производством в вице-адмиралы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ухтомский П." в других словарях:

    Алексей Алексеевич (1875 1942) физиолог, учение к рого о доминанте имеет помимо естественнонаучного также философско культурологич., религиозно нравств. и иск ведч. аспекты. В 1894 окончил Нижегородскую военную гимназию, учился в Моск.… … Энциклопедия культурологии

    УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич русский физиолог экспериментатор. В 1888 слушатель Московской духовной академии, в 1898 получил степень кандидата богословия. В 1899… … Философская энциклопедия

    Алексей Алексеевич (1875 1942) российский физиолог. Академик Академии наук СССР (1935). Окончил Петербургский университет (1906) и работал там же на кафедре физиологии человека и животных, которой впоследствии заведовал (1922 1942). Исследовал… … Новейший философский словарь

    От реки Ухтомы. Таких две: недалеко от Владимира и близ Белого озера. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    Ухтомский русская фамилия. Образована от названия Ухтомской волости на реке Ухтоме или от одной из рек под названием Ухтома. Таких рек две: недалеко от Владимира и в Вологодской области, близ Белого озера. Персоны Ухтомские русский … Википедия

    I Ухтомский Александр Владимирович , участник революционного движения в России, машинист Московско Казанской ж. д., эсер. Во время Революции… … Большая советская энциклопедия

    1. УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875 1942), физиолог, академик АН СССР (1935). Исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности органов и тканей. Создатель учения о доминанте, об усвоении ритмов внешних раздражений органами и… … Русская история

    Ухтомский Ал. Ал - УХТОМСКИЙ Ал. Ал. (1875 1942) естествоиспытатель, князь, единоверческий церк. обществ, деятель. Род. в с. Вослома Ярослав, губ. Окончил Петерб. ун т, с 1902 работал в физиол. лаб. Н. Е. Введенского, с 1912 преподавал в ун те, с 1924 зав. кафедрой … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Алексей Владимирович (1876 17.XII.1905) активный участник революц. движения в России 1905, машинист Моск. Казанской ж. д., эсер. Род. в с. Поздино Новгородской губ. После учебы в ремесл. уч ще работал на судоремонтном з де в Петербурге, затем в… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Перед грозным будущим К рус.-яп. столкновению , Ухтомский. Перед грозным будущим: К рус.-яп. столкновению / Кн. Эспер Ухтомский? 48/43 ? 364/145 M 102/105 Кл 67/360:Санкт-Петербург: пар. скоропеч. "Восток", 1904:Кн. Эспер Ухтомский Воспроизведено в…