Тюркская группа языков: народы. Население и трудовые ресурсы российской федерации Монгольская группа алтайской языковой семьи

АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ, макросемья языков, на которых говорят разные народы, проживающие в западной, центральной и северной Азии, а также в Восточной Европе. На 39 алтайских языках говорят в общей сложности ок. 200 млн. человек. Макросемья включает в себя три обыкновенно выделяемых семьи: тунгусскую (9 языков, менее 200 тыс. носителей), монгольскую (8 языков, ок. 6 млн. носителей) и тюркскую (21 язык, ок. 115 млн. носителей). В настоящее время доказана также принадлежность к алтайской семье корейского и японского языков.

На тунгусо-маньчжурских языках говорят в северной и восточной Сибири, а также в северо-восточном Китае. Семья включает в себя маньчжурский (в настоящее время почти исчезнувший), эвенкийский, эвенский, негидальский, нанайский, ульчский, орокский, орочский и удэгейский языки.

На монгольских языках говорят в основном в Монголии, но также в некоторых частях России, Китая и Афганистана. Наиболее распространенным из этих языков является монгольский, государственный язык Монголии и автономного района Внутренняя Монголия (КНР). Другими языками семьи являются калмыцкий, бурятский, ойратский, могольский, дагурский, монгорский, дунсянский, баоаньский и шира-югурский языки.

Тюркские языки распространены на обширных пространствах от Балкан до Восточной Сибири (см . ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ).

По мнению большинства ученых, алтайские языки могут быть объединены в одну макросемью на основании систематических фонетических соответствий, которые были установлены после того, как были исключены из рассмотрения заимствованные слова. Кроме того, алтайские языки характеризуются фундаментальным структурным сходством. Во всех языках похожие внешне энклитики и суффиксы часто обнаруживают одну и ту же функцию. Родство между тюркскими и монгольскими языками – более близкое, чем между обеими этими группами и тунгусскими, что, впрочем, может быть обусловлено тесными контактами между тюркскими и монгольскими языками на протяжении различных периодов их истории. В то же время все эти три семьи более близки друг к другу, нежели любая из них к корейскому и японскому.

Часто упоминаемой структурной особенностью, общей для тюркских, монгольских и тунгусских языков, является сингармонизм (уподобление гласных в пределах одного слова). Если в основе (первой части) слова встречаются гласные переднего ряда (как i или е ), все появляющиеся в вариантах суффиксы дают гласные переднего ряда (такие, как e , ö, ü ); если основа имеет гласные заднего ряда (a , o , u ), то и в суффиксах тоже присутствуют гласные заднего ряда. В тунгусских языках представлен сингармонизм несколько иного типа (уподобление не по ряду, а по подъему). Во всех алтайских языках начальный слог слова не может начинаться с сочетания нескольких согласных.

На грамматическом уровне тюркские, монгольские и тунгусские языки характеризуются отсутствием категории рода и необязательностью выражения категории числа (в отличие от индоевропейских и семитских языков); использованием чистой основы в качестве повелительного наклонения для глаголов и именительного падежа для существительных; практически полным отсутствием префиксов при активном использовании последовательностей суффиксов (в процессе, который обычно называют агглютинацией) для создания лексических и грамматических противопоставлений; превалированием послелогов над предлогами. На синтаксическом уровне эти языки характеризуются отношением подчинения, когда определение предшествует определяемому, зависимый член главенствующему, субъект предикату, а наречие глаголу; глаголы часто находятся в конце предложения.

Алтайская языковая семья входит в ностратическую макросемью, внутри которой характеризуется особой близостью к уральской и дравидийской семьям.

Алтайская языковая семья - макросемья языков, на которых говорят разные народы, проживающие в западной, центральной и северной Азии, а также в Восточной Европе. На 39 алтайских языках говорят в общей сложности ок. 200 млн. человек. Макросемья включает в себя три обыкновенно выделяемых семьи: тунгусо-маньчжурскую (9 языков, менее 200 тыс. носителей), монгольскую (8 языков, ок. 6 млн. носителей) и тюркскую (21 язык, ок. 115 млн. носителей). В настоящее время доказана также принадлежность к алтайской семье корейского и японского языков. Алтайская языковая семья входит в ностратическую макросемью, внутри которой характеризуется особой близостью к уральской и дравидийской семьям.

Возникновение научной алтаистики связано с именами Б. Я. Владимирцова, Г. Й. Рамстедта и Н. Н. Поппе. Г. Рамстедт обосновал родство не только тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, но и корейского. Впоследствии Р. Миллер выдвинул, а С. А. Старостин окончательно обосновал принадлежность к той же семье японского языка. Ряд исследователей (Г. Д. Санжеев, А. М. Щербак, Дж. Клоусон, А. Рона-Таш, А. Вовин, C. Георг, Г. Дёрфер, Ю. Янхунен, В. Л. Котвич, Д. Немет, Л. Лигети, Д. Синор) считают родство алтайских языков недоказанным, отрицают прежнюю теорию единого алтайского праязыка, внешнее родство тюркских, монгольских и тунгусских языков объясняют на основе их схождения (сближения), а не расхождения из одного корня, оставляя за алтайской общностью лишь ареальный и типологический статус.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАЯЗЫКА Фонология Фонологические системы совр. алтайских языков имеют ряд общих свойств. Консонантизм: ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем, тенденция к открытому слогу. Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе-слабости или по звонкости-глухости; глоттализация не встречается. Эти системы являются развитием системы фонем, восстанавливаемой для праалтайского языка.

Морфология В обл ас ти м орфологии для алтайских языков характе рна агглютинация суф фиксального типа. Имеются и определённые типол огические различия: ес ли западные тюркские языки являются кла сс ическим примером а гг лютинативных и почти не имеют фузии, то в монгольской морфол огии н аходим ряд фузионных процессов, а также не то лько м орфонологические, но и морфологич еские распределения аффиксов, то есть яв ное движение в на пра влении флексии. Восточ ные тюркские языки, попав шие в сферу монгол ьс кого влияния, также развивают мощную фузию. Гра мм атические категории имени в алтайских языках материковой ветви - числ о, принадл ежность, п аде ж; в японском и корейском - падеж. Дл я а фф иксов числа харак терн о большое разнообразие и тенденция к нанизыв анию в предел ах одн ой словоформы нескольких показателей множе ственного числ а с пос ледующим склеиванием их в один; многие показ ате ли обнаруживают материальное сходство с суффиксами коллективных имё н, от которых, по-вид имому, и происходят. Лёгкий переход значения аффикс а от деривационног о со бирательного к грамматич еской множе ственности связан с ха рактером употребления множественного числа в алтайс ких я зыках: оно выра жа ется лишь в маркированном случае, иногда то лько л ексически. Для пра алтайского восстанавливается большое число аффикс ов собирател ьности с разнообразными оттенками значений.

Синтаксис Алтайские языки - языки номинативного строя с преобладающим порядком слов SOV и препозицией определения. В тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках встречаются изафетные конструкции с посессивным показателем при определяемом слове. Применяется в основном бытийный способ выражения обладания (то есть «у меня есть» , а не «я имею»), кроме монгольских, где обладание выражается с помощью особого прилагательного на -taj (типа «я есмь лошадный» ; прилагательные обладания и необладания есть и в других материковых алтайских языках). В японском и корейском предложении обязательно формально выражено актуальное членение. Термин «алтайский тип сложноподчинённого предложения» связан с предпочтением, оказываемым алтайскими языками абсолютным конструкциям с глаголом в нефинитной форме перед придаточными предложениями.

ТЮРКСКАЯ ВЕТВЬ Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колымы в Сибири на юго-запад до восточного побережья Средиземного моря. Общее число говорящих - более 167, 4 млн чел.

Самые ранние дешифрованные письменные памятники тюрков относятся к 7 в. н. э. (стелы, написанные руническим письмом, найденные на р. Орхон в северной Монголии). На протяжении своей истории тюрки пользовались тюркской руникой (восходящей, повидимому, к согдийскому письму), уйгурским письмом (впоследствии перешедшим от них к монголам), брахми, манихейским письмом, арабским письмом. В настоящее время распространены письменности на основе арабицы, латиницы и кириллицы.

МОНГОЛЬСКАЯ ВЕТВЬ Семья внутри алтайской макросемьи, включающая в себя несколько достаточно близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Согласно данным лексикостатистики, распались около V века н. э. Носители - монгольские народы, объединённые по культурной общности и языковой принадлежности. Кроме того, классический монгольскийслужил письменным языком тувинцев до 1940 года. Характерной чертой монгольских языков является значительное количество тюркских заимствований, что при влиянии монгольского языка на тюркские в историческое время значительно усложняет проблему изучения языковых связей. По сей день в Монголии и Китае существует ряд этнических групп тюркомонгольских билингвов (хотоны, жёлтые уйгуры). Вероятно, ранее такой билингвизм был более распространён.

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКАЯ ВЕТВЬ Семья родственных языков алтайской макросемьи в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и на севере Китая. Обычно их относят к алтайской языковой семье ностратического макросемейства, но есть и точка зрения, объясняющая сходства между тунгусо-маньчжурскими и алтайскими языками их географической близостью и взаимным влиянием. К тунгусо-маньчжурским языкам относятся: маньчжурский; нанайский; негидальский; орочский; орокский; солонский; ульчский; удэгейский; чжурчжэньский (был близок к маньчжурскому языку); эвенкийский; эвенский.

В пределах Сибири к тунгусо-маньчжурам себя отнесли 72 058 человек (перепись 2002 г.). В частности: эвенки - 34 989 чел. эвены - 18 886 чел. нанайцы - 11 947 чел. ульчи - 2852 чел. удэгейцы - 1622 чел. орочи - 644 чел. негидальцы - 527 чел. ороки - 327 чел. тазы - 276 чел. Число говорящих на языках тунгусо-манчжурской группы гораздо меньше, так как ими в основном владеет старшее поколение.

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ АВРОРИН 10 (23) декабря 1907, Тамбов - 26 февраля 1977, Ленинград) - советский лингвист, специалист в области тунгусо-маньчжурских языков и в том числе нанайского языка, член-корреспондент АН СССР. Исследователь проблем типологии, сравнительно -исторического языкознания, социолингвистики. В 1930 году окончил историко-этнологический факультет Ленинградского госуниверситета. Доктор филологических наук (1956). 26 июня 1964 года избран членом-корреспондентом АН СССР. Профессор кафедры общего языкознания гуманитарного факультета Новосибирского университета, первый декан факультета. Главные труды: Грамматика нанайского языка (т. 1- 2, 1959- 1961); Языки и фольклор народов сибирского Севера (1966), Очерки по синтаксису нанайского языка (под ред. академика И. И. Мещанинова, Л. , 1948); О классификации тунгусо-маньчжурских языков (XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М. , 1960); Нанайский язык (Языки народов СССР. Монгольские, тунгусо-маньчжурские и палеоазиатские языки, т. 5, Л. , 1968) Грамматика маньчжурского письменного языка. СПБ 2000

ЯПОНО-РЮКЮССКАЯ ВЕТВЬ Семья языков на Японском архипелаге и на островах Рюкю. Генетические связи с другими языковыми семьями окончательно не выяснены. Существует гипотеза о принадлежности японских языков к алтайской семье. Происходят от общего предка - праяпонского языка. Число носителей – около 125 миллионов.

В состав семьи входят: японский язык (日本語) § § § хоккайдский диалект кансайский диалект восточные диалекты - северо-восточная часть о. Хонсю западные диалекты - западная часть о. Хонсю и о. Сикоку южные диалекты - о. Кюсю рюкюские языки (琉球語) § амами-окинавский язык § амамийское наречие - о-ва Амами § окинавское наречие - о-ва Окинава § сакисимский язык - о-ва Сакисима § миякоское наречие - о-ва Мияко § яэямское наречие - о-ва Яэяма § йонагунский язык (ёнагуни) - о. Йонагуни Спорным является вопрос о принадлежности к японской ветви вымершего когурёского языка (был распространён в древнем царстве Когурё (37 до н. э. - 668 гг. н. э.), одном из Трёх царств Кореи). Иногда включается в корейскую ветвь.

КОРЕЙСКАЯ ВЕТВЬ У корейского языка существуют несколько диалектов по всему Корейскому полуострову. Рельеф полуострова преимущественно гористый, и «территория» каждого из диалектов приблизительно соответствует географическим регионам. Большая часть диалектов названа по именам Восьми провинций Кореи.

ДИАЛЕКТЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАТУСОМ Сеульский диалект - официальный язык Южной Кореи. На нём разговаривают в Сеуле, Инчхоне и провинции Кёнгидо в Южной Корее, а также в районе Кесон в Северной Корее. Пхеньянский диалект - официальный язык Северной Кореи. На нём говорят в Пхеньяне, регионе Квансо и провинции Чагандо. Помимо этих диалектов, существует еще множество региональных. Широта их использования варьируется от одного поселения до провинции.

МЁРТВЫЕ ЯЗЫКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОРЕИ Языки средневековых царств Кореи (Силла, Пэкче и Когурё), по-видимому, находились в близком родстве с современным корейским языком, однако вопрос о степени родства каждого из указанных языков остаётся предметом дискуссий. В наибольшей степени от корейского языка отстоял когурёский язык, который иногда сближают с японским языком.

Алтайская семья

Самая многочисленная в алтайской семье тюркская группа (11,2 млн чел из 12), в которую входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы, азербайджанцы, узбеки и др. Представители этой группы – татары являются вторым по численности народом России после русских.

Наиболее крупные тюркские народы (татары, башкиры, чуваши) сосредоточены в Урало-Поволжье.

Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения тюркских народов – Северный Кавказ (ногайцы, карачаевцы, балкарцы).

Также в состав алтайской семьи входят: монгольская группа (буряты, калмыки);тунгусо-маньчжурская группа (эвены, эвенки, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи),

Уральская семья

Самая крупная из этой семьи финно-угорская группа , в которую входят мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, эстонцы, венгры, саамы. Кроме того к этой семье относятся самодийская группа (ненцы, селькупы, нганасаны),юкагирская группа (юкагиры). Основной ареал проживания народов уральской языковой семьи – Урало-Поволжье и север Европейской части страны.

Северокавказская семья представлена в основном народами нахско-дагестанской группы (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши и др.) и абхазско-адыгской группа (кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины). Народы этой семьи проживают более компактно, главным образом на Северном Кавказе.

Также в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены);эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты);картвельской семьи (грузины) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и др.).

Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский.

Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству , является федерацией , построенной по национально-территориальному принципу.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993г.).
В состав РФ входят 88 субъектов, из которых 31 – национальные образования (республики, автономные округа, автономная область). Общая площадь национальных образований составляет 53% территории РФ. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек из которых почти 12 млн русских. В то же время многие народы России рассредоточены по различным регионам России. В результате сложилась ситуация, когда с одной стороны часть народов России расселена за пределами своих национальных образований, а с другой – в пределах многих национальных образований доля основной или "титульной" (давшей название соответствующему образованию) нации сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в восьми основные народы составляют большинство (Чеченская Республика, Ингушетия, Тыва, Чувашия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Татарстан и Калмыкия. В полиэтничном Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения (см таблица 11 стр.37 Дронов). Самую низшую долю «титульных» народов имеют Карелия (10%) и Хакасия (11%).

Своеобразная картина расселения народов и в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и др.), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В результате основные народы в большинстве автономных округов (и в единственной автономной области) составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе – 2 %, в Ямало-Ненецком- 6%, Чукотском - около 9% и т.д. Только в одном Агинском Бурятском АО титульные народы составляют большинство (62%).

Рассредоточенность многих народов и интенсивные их контакты с другими народами, особенно с русскими, способствуют их ассимиляции.

  • 3. Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России
  • 4. Факторы регионообразующие
  • 5.Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах
  • 6. Политико-правовой статус регионов Российской Федерации
  • 7. Классификация регионов России по различным показателям
  • 1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  • 2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  • 3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.
  • 1.Древность Средневековье Новое и новейшее время
  • 2. Причинами войны можно считать следующие:
  • 3. В ходе кв. Выделяют следующие основные этапы:
  • 4. Итоги Кавказской Войны
  • 2. Этапы развития казачества.
  • 5. Реестровое казачество.
  • 13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России
  • III. Алтайская языковая семья:
  • 3. Содержательные элементы традиционной культуры Юга России.
  • 2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.
  • 6.Выдающиеся деятели культуры народов юр.
  • 17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения
  • 18. Этносоциальная стратификация в России
  • 19 Этнополитические конфликты
  • 20. Этнотатизм и этнократии на Юге России.
  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.
  • 22. Национальная экономика России: федерально-региональная организация.
  • 1. Понятие национальной экономики, её характеристика.
  • 2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.
  • 23. Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны.
  • 3. Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры)
  • 4.Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.
  • 24. Экономический потенциал регионального развития Юга России
  • 25. Финансовый потенциал регионального развития Юга России.
  • 3. Первичные доходы-прибыль и их территориальное распределение
  • 4. Региональные рынки капиталов.
  • 5. Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России.
  • 6. Бюджетный федерализм и проблемы его совершенствования.
  • Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
  • 4.Субъекты юфо занимают следующие позиции по уровню инв.Потенциала и инв.Риска:
  • 27. Межрегиональная социально-экономическая, культурная и политическая интеграция.
  • 1.Понятие интеграции как процесса, ее виды.
  • 2. Внутренние и внешние факторы интеграции.
  • 3.Место Юга России в экономическом, социо-культурном и политическом пространстве России.
  • 4.Состояние и прогноз интеграционных процессов на Юге России.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 2. Основные геоэкономические характеристики Юга России:
  • 3. Вэд юфо и её количественная характеристика.
  • 4. Проблемы геоэкономической ситуации.
  • 5. Влияние политических решений на экономику.
  • 29. Современное геополитическое положение Юга России
  • 30. Региональная и национальная безопасность
  • Основные элементы концепции национальной безопасности России
  • 4. Объекты национальной безопасности
  • 5.Угрозы и вызовы региональной безопасности
  • 6. Направления национальной безопасности
  • 7. Программа развития оон.
  • 8. Гуам.
  • 9. Оспг. Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).
  • 10. Прм.
  • 11. Место России в системе международных отношений.
  • 3.Система и структура управления регионом в России
  • 4.Модели регионального управления
  • 33. Региональная политика в Российской Федерации
  • 7. Направления региональной политики в России
  • Понятие региональной идеологии
  • Функции идеологии
  • Региональная идеология и роль в федеративном государстве
  • В региональной идеологии выделяются следующие уровни:
  • Принципы идеологической самоорганизации
  • 6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:
  • 2. Специфика идеологической структуры общества
  • 3. Разновидности идеологической доктрины
  • 3. Формы и виды идеологий на Юге России.
  • 3) Равнозначная
  • 4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России
  • 5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом
  • 36. Федеративные отношения в рф.
  • 37. Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития
  • 2. Виды государственной службы
  • 3.Система государственной службы рф (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»)
  • 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф
  • 3. Как в фз № 58 « о системе государственной службы рф
  • 4. Нормативно-правовые основы формирования и функционирования государственной службы в субъектах рф и на Юге России
  • 5. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих рф
  • Реестр должностей федеральной гос сл образуют:
  • 6.Особенности кадровой политики на Юге России
  • Российская модель мсу:
  • К основным принципам местного самоуправления относятся следующие:
  • Роль муниципального образования в решении вопросов местного значения
  • 4. Собственная ответственность муниципального образования и ответственность органов власти, должностных лиц перед населением и государством
  • Правовые основы
  • Фз № 131
  • Современная реформа местного самоуправления, проблемы ее реализации
  • Особенности функционирования местного самоуправления в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
  • 39.Разграничение полномочий органов государственной власти в региональной системе управления
  • 1. Определение понятия «муниципальная служба»
  • Муниципальная служба представлена:
  • 2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы
  • 3. Функции муниципальной службы.
  • 4. Принципы муниципальной службы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 5. Основы статуса муниципального служащего
  • 6. Права и обязанности муниципального служащего
  • 7. Функциональные (должностные) права и права связанные с прохождением муниципальной службы
  • III. Алтайская языковая семья:

      Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)

      Монгольская языковая группа (калмыки)

    В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

    Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социаль­ной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индиви­ду­аль­ное» и «национальное» много­язы­чие, последнее служит объектом социо­лингви­сти­че­ско­го изучения. В наиболь­ших масштабах много­язы­чие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях много­язы­чия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутри­груп­по­во­го общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разно­пле­мён­ных сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык админи­стра­тив­ной (или национальной) области, 4) язык много­на­ци­о­наль­но­го региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

    Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для много­язы­чия (билингвизма) имеет существенное значение функцио­наль­ный статус употребляемых языков и степень их близости - генетическая или типо­ло­ги­че­ская. На почве много­язы­чия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

    В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

    3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

    7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

    Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке» . Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

    Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык» , направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

    Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

    Северный Кавказ - очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. - и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

    Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.

    Вопрос№14 Этноконфессиональная характеристика народов Юга России

      Понятия этнос и конфессия.

      Традиционные верования и этапы проникновения на Юг России мировых религий.

      Специфика ислама на Северном Кавказе, тарикаты.

      Религиозный сепаратизм.

      «Северокавказский ваххабизм».

      Тибето-монгольская форма буддизма – ламаизм у калмыков.

      Православие на Юге России. Нетрадиционные религиозные объединения на Юге России.

    1. Этнос - исторически сложившаяся на опр. Тер-и устойчивая совокупность людей, обладающих общими и стабильными элементами матер-й культуры, единым языком, традициями, духовными ценностями, общим этнопсихическим складом, а также осознанием своего единства и отличия от всех остальных культурных групп Конфессия -система, содержащая следующие компоненты: Религиозное сознание (включающее учение о высшем духовном начале) Культурная деят-ть, функция которой – поддерживать в верующем привязанность к конфессии, обязывать и вырабатывать постоянство религ чувства

    2. . На Юге России ярко представлены все три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

    3. Счит., что Южная часть России является колыбелью христианства в нашей стране. Оно появилось в нач. I века н.э. Так же, с конца II – начала III в. н.э. в Груз, Армении и Кавк Албании Вскоре, в конце III века Армения, Грузия и Кавк Албания (ныне Сев Азерб) становятся 1 в мире странами с хрис-вом в качестве гос. религии. У рус. населения правосл. церковь пользуется значит. доверием. Однако большая часть слабо разбирается в догматике и не соблюдает обрядов. Дело в том, что в годы советской власти Православие, как и другие конфессии, и даже в большей степени подвергалось гонениям и репрессиям.

    4.Вторая по численности, но объединяющая большинство коренных народов Сев Кавказа – мусульм. конфессия . Ислам – мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) Основной источник мусульманского вероучения – Коран, Второй источник мусульманского вероучения – Сунна,. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты. Так же в исламе существует мистическое и аскетическое учение – суфизм. Каждый человек должен стремиться отрешиться от своего матер-го «я», чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат – закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат – путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат – познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат – истина, полное погружение в Боге.

    Появление на СК экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» (Дагестан, Чечня, Карачай, Балкария, ногайцы) .Цель ваххабизма - связать воедино, создать некую целостность, хотя исходным материалом могут быть не феодальные земли и кланы, а этносы и субэтносы. Ваххабизм появился и стал постепенно распространяться на Сев Кав. Здесь имеются 2 главных очага ваххабизма – РД и КЧР. Эти республики многонациональны. Можно выделить среди ваххабитов 2 крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей тер-ии Сев Кавказа независимого исламского гос-ва.

      Буддизм . Наибольшее распространение данная религия получила в Р К, причём приняла рег-ую форму буддизма – ламаизм.Ламаизм возник в Тибете в XVIII в.. В РФ имеет последователей, главным образом в Бурятии, РК и Туве. Начало формирования ламаизма в Калмыкии датируется XVII-XVIII вв.

      Православие на Юге Росси представлено Русской Православной Церковью. В 1701 г. была учреждена Азовская епархия, а с 1718 г. приходы Войска Донского были подчинены Воронежской епархии. В 1777-78 гг. правительство переселяет на Кубань несколько станиц донских казаков, а в 1792 - бывших запорожцев. Территории ЮР были подчинены Екатеринос- лавской епархии, позднее - Астраханской. В 1829 г.- вошли в состав вновь образованной Новочеркасской и Георгиевской (Донской) епархии. В наст.время на ЮР у РПЦ имеются 7 епархий являющиеся одними из крупнейших в церкви: Ставропольская, объединяющая приходы Ставропольского край и 6 северокавказских республик - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Сев.Осетии, Чечни, Ингушетии и Дагестана; Майкопская и Адыгейская - приходы Адыгеи; Екатеринодарская и Кубанская - приходы Краснод. края; Ростовская и Новочеркасская - приходы Рост.обл, а так же Волгоградская, Астраханско-Енотаевская, Элистинская и Калмыкская Епархия. Имеются учреждения религ. образования, как низшего - воскресные школы (205 по региону), так и высшего уровней - Ставропольская духовная семинария, Ростовское епархиальное духовное училище. На Юге России выходят православные печатные издания - ежемесячная газета «Православный голос Кубани» (Краснодар) и «Церковный вестник» (Ростов-на-Дону), выходящие небольшими тиражами.

    6. Нетрад рел обьед :

      Неохристианские (протестантсткие организации, церковь Вассариона)

      Неориенталистсткие (кришнаиты)

      Неоязыческие (славяно-арийские веды)

      Космические (вера в энергию космоса)

      Сатанистские (общво крысятницы, общество Вуду)

      Духоборцы. Последователи 1из форм старого русского сектантства, «духовные борцы Христа». Движение возникло на Украине и в центрлРоссии, затем проникло в земли Войска Донского. Его приверженцы отвергают иерархию и обрядность правосл церкви. Принимая основные идеи Библии, они не считают ее «священным писанием». В наст. вр в РО и на Сев Кав проживают около 3 тысяч духоборцев. -Иеговисты-ильинцы . Рус секта, возникшая на Урале. следует поклоняться Богу под его истинным именем – Иегова. В учении и культовой практике иеговистов- сочетаются мотивы христианства, иудаизма и др. религий.

    Вопрос №15 Традиционная культура народов ЮР.

      Традиционная культура: понятие, сущность, типологические отличия.

      Традиционализм как фактор социокультурной идентификации.

      Общее и особенное в традиционной материальной и духовной культуре народов региона.

      Маскулинный тип культуры.

      Трудовые и семейно-брачные традиции и ритуалы: взаимопомощь, куначество, гостеприимство, почитание старших, родственная солидарность.

      Эпосы народов Юга России.

      Характерные черты и основные этапы становления литератур народов Юга России.

      Традиционные виды народного искусства.

      Особенности взаимовлияния этнокультур народов региона

    1. Традиционная культура – тип культуры, для которого характерно социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека на основе воспроизводства стереотипов поведения и мышления (традиций), приоритет «поддержания» (повторения) привычных норм поведения над рационально-волевым началом.Соответственно, традиционная культуры это такая культура, которая обеспечивает адаптацию человека к природной среде и изменение (развитие) самого человека, прежде всего на основе традиции

    Тюркская группа: турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, узбеки, уйгуры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, якуты, чуваши, халха (халха-монголы), буряты, ойраты, калмыки, монгоры, дунсян.

    Тунгусо-маньчжурская группа: эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, маньчжуры, корейцы, японцы.

    11. УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

    Уральская группа: финно-угорская подгруппа: финны, карелы, эстонцы, саамы, мордва, марийцы, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, венгры; самодийская подгруппа: ненцы, нганасаны, селькупы.

    Юкагирская группа: юкагиры.

    12. АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

    Мон-кхмерская группа: моны, кхаси, кхмеры, вьетнамцы, мыонг, сенои, семанги.

    Группа мунда: мунда, санталы.

    13. ПАРАТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

    Тайская группа: сиамцы, лао, тхай, шан, чжуан, буи, юан.

    Кам-суйская группа: дун.

    Группа ли: ли.

    Группа гэлао.

    14. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ: сонгаи, тубу, маба, фур, сара, багирми, бонго, мору-мангбету, нубийцы, луо, динка, масаи, календжин, берта, кунама.

    15. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

    Абхазско-адыгская группа: абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

    Нахско-дагестанская группа: чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины.

    16. КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ: грузины.

    17. СЕМЬЯ МЯО-ЯО: мяо, яо.

    18. АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ: австралийцы-аборигены.

    19. КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ: кой-коин (готтентоты), горные даммара.

    20. ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ: эскимосы, алеуты.

    21. ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ: чукчи, коряки, алюторцы, ительмены.

    22. ПАПУАССКИЕ СЕМЬИ: чимбу, дугум-дани, капауку, бунак, бонгу, тернатцы.

    23. Семьи индейских народов

    СЕМЬЯ НА-ДЕНЕ: атапаски, навахо, апачи, тлинкиты, хайда.

    СЕВЕРОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: алгонкины, ирокезы, сиу, майя, киче, кикче.

    ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: шошоны, ацтеки, отоми, миштеки, сапотеки.

    СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС: чибча, паэс, ленка.

    АНДСКАЯ СЕМЬЯ: кечуа, аймара, арауканы.

    ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ: араваки, гуарани, хибаро, тукано.

    ЖЕ-ПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ: карибы, пано, же.

    Народы, говорящие на изолированных языках:

    24. АНДАМАНСКАЯ СЕМЬЯ : андаманцы.

    25. АЙНЫ.

    26. КУСУНДА.

    27. НИВХИ.

    28. БАСКИ.

    29. ЕНИСЕЙСКАЯ СЕМЬЯ: кеты.

    30. БУРИШИ.

    31. ХОТИ.

    Этнические особенности регионов мира

    Европа является регионом с преобладанием народов индоевропейской семьи, при этом в центре и на севере живут германские народы, на юге и западе - романские, на востоке и частично юге - славянские. Обособленно от основного романского ареала проживают румыны и молдаване. Вкраплениями других семей на карте региона являются венгры, пришедшие сюда с Урала, и финны - финно-угорские народы уральско-юкагирской семьи. Представлена в регионе тюркская группа алтайской семьи - это турки, сосредоточенные в европейской части Турции и в некоторых других странах Юго-Восточной Европы. В северной части Пиренейского полуострова, в Испании, и частично во Франции проживают баски, относящиеся к древнейшему населению Европы и говорящие на изолированном языке. Особое место в этническом составе региона занимают германские евреи (см. лингвистическую классификацию), а также цыгане, кочующие народы индоарийской группы индоевропейской семьи. Большинство народов Европы сформировались как нации к середине ХІХ в. Около половины государств относятся к числу однонациональных, где около 90 % всего населения составляет основная национальность. К числу стран с иноэтническими группами относятся Фран-

    ция, Румыния, к многонациональным государствам - Бельгия, Швейцария, Великобритания и др.

    В Азии проживает более тысячи народов, говорящих на языках разных семей, находящихся на разных стадиях этнического развития и существенно различающихся по численности. Общая черта большинства государств - многонациональность. В этом регионе проживают самые крупные этносы мира с численностью более 100 млн чел. По национальному составу и характеру этнических взаимоотношений все страны региона делятся на следующие группы: однонациональные - основной этнос составляет более 95 % всего населения (Япония, Корея, Бангладеш, большинство арабских стран); страны, где основной этнос составляет 70-95 % (Вьентам, Камбоджа, Турция, Сирия и др.); страны, где основной этнос составляет около 50 % (Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос); страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не превалирует (Индия, Индонезия, Филиппины). Юго-Западная Азия представляет довольно сложную этническую территорию, своеобразный мост между Европой и Африкой, Африкой и Азией, через который шло и идет передвижение этносов. В этом мезорегионе наблюдаются три исторических этнических наслоения: древние иранские и романские народы, древнефракийские племена, тюркские народы. Отдельную этническую территорию образует Палестина, на которой два народа - евреи Израиля и арабские народы ведут многолетнюю борьбу. Живут здесь в основном народы семитской семьи. В Южной Азии проживают народы индоарийской группы индоевропейской семьи и дравидийской семьи, относящиеся к крупнейшим этносам мира (хинди, бенгальцы, маратхи, тамилы, телугу и др.). Народы Восточной Азии относятся к сино-тибетской, алтайской семье, семье мяо-яо. Юго-Восточная Азия представлена этносами паратайской, австроазиатской, австронезийской семьями. Кроме того, в Азии проживают иранские этносы, греки, армяне, относящиеся к индоевропейской семье.

    Народы Африки до сих пор слабо изучены, поэтому в литературе можно встретить различные варианты их классификаций. Вместе с тем, принято выделять на этнических картах около 400 народов, находящихся на разных стадиях этнического развития. На севере континента живут народы семитской и берберской семей, на востоке - кушитской, в центральной части - к югу от Сахары, большую часть континента занимает семья нигер-конго. В северной Нигерии, Нигере и Камеруне живут народы чадской семьи. В долине среднего течения Нигера, по берегам оз. Чад, в бассейне Верхнего Нила, оз. Виктория и Рудольф живут этносы нило-сахарской семьи. В юго-западной части Африки наряду с народами семьи нигер-конго расселены этносы койсанской семьи. Незначительную долю в Африке занимают народы индоевропейской семьи (африканеры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.), преимущественно живущие в ЮАР, Намибии, Зимбабве, Кении, Алжире.

    Этническая карта Америки относительно молодая по возрасту и сформирована за счет миграций. За исключением индейских народов, которые представлены 7 семьями, ни один этнос Америки не имеет исконно этнической (исторической) территории проживания. Этнический состав региона очень смешанный, здесь представлены практически все семьи народов мира. Именно поэтому большинство стран Америки в настоящее время многонациональны, в населении которых выделяются следующие группы: основной этнос; сохранившиеся очень малочисленные коренные народы (индейцы, эскимосы и др.); переходные народы (иммигранты или их потомки, окончательно не ассимилировавшиеся, но уже утратившие связи с территорией выхода; национальные меньшинства. На территории региона живут два этноса с численностью более чем 100 млн чел. (американцы США, бразильцы). В самом ближайшем будущем этот порог перешагнут мексиканцы, численность которых составляет 91,05 млн чел.

    Население Австралии и Океан ии представлено двумя основными группами: аборигенами, которые составляют менее 15 % всего населения, и выходцами из других регионов мира (прежде всего из Европы). В этническом отношении здесь проживают, в основном, народы австронезийской и индоевропейской семей .

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная

      Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологиче­ский словарь. М., 1983. 290 с.

      Баранов А. В. Социально-демографическое развитие крупного города. М., 1981. 190 с.

      Введение в демографию / Под ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. М., 2002. 636 с.

      Весь мир. Энциклопедический справочник. Расы, народы, нации и народно­сти. М., 2000. 398 с.

      Вишневский А. Г . Демографическая революция. М.,1976. 240 с.

      Вопросы воспроизводства населения и демографической политики. М., 1982. 207 с.

      Гозулов А . Перепись населения России 1999 года // Вопр. статистики. 1997.

      Голубчиков Ю . Н . Население земного шара // География в школе. 2002. № 8. С. 10-21.

      Григорьянц М. Г . Переписи населения в капиталистических странах. М., 1976. 191 с.

      Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. 606 с.

      Загорец И. В. Миграции населения и миграционная политика. Мн., 2000.

      Ионцев В. А. Мировые миграции. М., 1992.

      Киселева Г. П., Кваша А. Я . О чем рассказывают переписи населения. М., 1983. 102 с.

      Колосов Е . Н. 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира // География в школе. 2002. № 8. С. 12-15.

      Ковалев С. А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. М.,1980. 285 с.

      Лысых С. В. Индекс городского развития // География в школе. 2002. № 8. С. 23-27.

      Марксистско-ленинская теория народонаселения / Под ред. Д. И. Валентея. М., 1974. 416 с.

      Минат В. Н. Технополисы США: основные тенденции размещения // География в школе. 2001. № 4. С. 13-18.

      Народонаселение мира. Право выбора: репродуктивные права и репродуктив­ное здоровье. Ежегодник UNFPA. Нью-Йорк, 1997. 88 с.

      Народонаселение мира. Новые поколения. Отчет Фонда ООН в области наро­донаселения. Нью-Йорк, 1998. 92 с.

      Народонаселение мира в 1999 году. 6 миллиардов: время выбора. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 1999. 88 с.

      Народонаселение мира. Одна жизнь - два мира: мужчины и женщины в пе­риод перемен. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2000. 92 с.

      Народонаселение мира. Этапы и вехи: население и экологические измене­ния. Отчет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2001. 90 с.

      Народонаселение мира в 2002 году. Население, нищета и возможности. От­чет Фонда ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 2002. 92 с.

      Народонаселение стран мира. Справочник / Под ред. Б. Ц. Урланиса и

    В А. Борисова. М., 1984. 446 с.

      Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987. 255 с.

      Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000. 928 с.

      Население мира. Демографический справочник. М., 1989. 477 с.

      Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики. М.,1999. 231 с.

      Пивоваров Ю. Л . Городские системы: исходные понятия, эволюция, перспек­тивы// География в школе. 2001. № 6. С. 11-27.

      Покшишевский В. В . О типологии городов в развивающихся странах // Урбани­зация мира (Вопр. географии, № 96). М., 1974.

      Полян П. М. География принудительных миграций в СССР // Известия АН. Сер. географическая. 1999. № 6. С. 55-62.

      Раковский С. Н . Население мира в конце 20 - начале 21 века. Экономико-гео­графические показатели // География в школе. 2002. № 9. С. 3-13.

      Рождаемость / Под ред. Л. Е. Дарского. М., 1976. 312 с.

      Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.

      Слука А. Е., Слука Н. А. География населения с основами демографии. М., 2000. 139 с.

      Современная демография / Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. М., 1995. 268 с.

      Факторы рождаемости / Под ред. А. Г. Волкова. М., 1971. 88 с.

      Шувалов Е. Л. География населения. М., 1977. 160 с.

      Ягельский А. География населения. М., 1980. 383 с.

      Population Reference Bureau. 2003 World Population Data Sheet.

      World Gazetteer population figures for cities, towns and places, 2002.

      URL: www. cbook.ru.

      URL: http/:www.census.gov.

      URL: www.national geographic.com.