Тамплиеры - кто такие? История Ордена тамплиеров. Краткая история ордена тамплиеров Происхождение тамплиеров

Орден тамплиеров был основан в 1118 году, после неудачного Первого крестового похода. Название ордена происходит от слова “храм” (по-латински “темплум”).Под храмом имеется в виду Храм царя Соломона, на развалинах которого в Иерусалиме первоначально размещалась штаб-квартира рыцарей этого ордена. Крестоносцы, которые вели на Святой земле беспрестанные сражения, остро нуждались в пополнении своих постоянно редевших рядов, и особая активность тамплиеров в этой великой компании быстро вывела их на первые роли, дав и богатые трофеи, и политическое влияние.

Но вместе с богатством и мощью ордена росло высокомерие рыцарской верхушки. Великий Мастер (Магистр) ордена де Ридфорд сделал ряд опрометчивых шагов, и в 1187 г. христианский Иерусалим пал. Пришельцы из Европы смогли удержать в своих руках лишь узкую прибрежную полосу, на которой тамплиерам принадлежали лучшие земли и главные крепости.
Европейские монархи тем временем вели междоусобные войны и в конце концов перестали посылать солдат и деньги на отвоевывание у мусульман Святой земли.

К рест тамплиеров

Символ креста присутствует во многих религиях мира и являет собой основной элемент веры. Православие также ставит его в качестве центральной фигуры и придает ему множество значений и функций: защиту и спасение от всякого зла.

В своем первоначальном значении крест тамплиеров обозначает мир в своем единстве. Четыре равноценных луча говорят о том, как устроен мир: солнце, земля, вода и воздух едины в своей совокупности и олицетворяют собой все живое в нашем мире. Свое первое название крест тамплиеров получил, исходя из подобно трактовки амулета: круг солнца.

П осле 1206 года

В 1206 г. египетский султан сумел сначала потеснить обосновавшихся на побережье крестоносцев, а вскоре вместе с рыцарскими орденами скинуть их в море. Святая земля была окончательно потеряна для христиан, и тамплиеры перенесли свой лагерь на остров Кипр, мечтая со временем восстановить свою былую славу и могущество.
Пока тамплиеры собирались с силами для нового похода против мусульман, король Франции Филипп IV задумал собственный «крестовый поход» против тамплиеров. Дело в том, что он задолжал этому рыцарскому ордену крупную денежную сумму, - орден располагал значительными средствами, осуществляя выгодные банковские операции. Теперь Филипп IV желал освободиться от этого неудобства. Деньги, что он должен был тамплиерам, требовались ему для войны с английским королем Эдуардом I.
Французскому королю помогла двадцатилетняя тяжба Англии с Католической церковью, изрядно подорвавшая силы обеих враждующих сторон. И тут Филиппу IV выпали сразу два козыря: умер его заклятый враг Эдуард I, и на английский трон вступил его слабый и нерешительный сын Эдуард II. К тому же Филиппу удалось возвести на трон святого Петра своего человека - Климента V.


Вскоре на Кипр пришло известие о намерении нового папы организовать Крестовый поход, и тамплиеры увидели в этом предвестие скорого возвращения им былой славы. Когда Великого Мастера Ордена тамплиеров престарелого Жака де Моле пригласили во Францию, он прибыл туда с готовым планом освобождения Иерусалима. Париж встретил его с большими почестями, которые длились до рокового дня 13 октября 1307 г. На рассвете по приказу Филиппа всех тамплиеров арестовали и заковали в цепи. Немедленно начались пытки с требованием признаться в ереси.
Когда папский приказ об аресте тамплиеров пришел в Лондон, молодой Эдуард II никаких репрессивных действий не предпринял. Более того, он выразил понтифику сомнения в вине тамплиеров. Только после выхода официальной буллы папы римского английский король был вынужден совершить какие-то шаги. Лишь в январе 1308 г. он издал приказ об аресте находившихся в Англии рыцарей Ордена тамплиеров. Но те еще три месяца назад получили предупреждение и смогли как следует приготовиться: многие тамплиеры ушли в подполье, а те, кого все-таки арестовали, нашли способ бежать из тюрем. Свои сокровища, драгоценности, святыни и важнейшие документы тамплиеры надежно спрятали. В Шотландии папский приказ даже не был обнародован. Таким образом, Англия и особенно Шотландия стали тайным прибежищем для тамплиеров континентальной Европы, и о полной его надежности говорит то, что тамплиеры помогали друг другу и пользовались поддержкой извне.
Трон английского короля перешел от Эдуарда II к Эдуарду III, а тот завещал корону своему десятилетнему внуку, который, став Ричардом II, наблюдал из своего Тауэра, как бушевали в Лондоне восставшие крестьяне Уота Тайлера.

Тем временем английский народ был вынужден испытывать много всяческих тягот. Беспрестанные войны опорожнили королевскую казну, а придворная камарилья растащила ее остатки. Эпидемия чумы унесла треть населения страны, свою жатву покойников собрали годы страшного голода. Королю по-прежнему требовались деньги на войну с Францией, и он вводил новые хитроумные налоги. Простой люд находился под гнетом многочисленных хозяев жизни. Закипал разрушительный котел народного гнева.
Церковь не была в состоянии исправить положение. Землевладельцы в сутанах были столь же безжалостны к своим крепостным, как и их коллеги из родовитого дворянства. А в среде ушедших в подполье тамплиеров царила религиозная смута. Организация рыцарей-монахов ранее не подчинялась никому в мире, кроме Святого Отца, как именовался папа римский. Когда папа, наместник Христа на земле, ополчился на них, казалось, разорвалась связь с самим Господом. Тамплиерам необходимо было найти новый способ общения с Богом. А в те времена всякое отклонение от учения Церкви клеймилось как безбожная ересь.

Орден Тамплиеров. Тайна рыцарей Храма

В начале XII столетия во времена не продолжительной оккупации Святой Земли крестоносцами появились два ордена, одновременно монашеских и рыцарских. Первый основали орден рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна (в последствии получивший название мальтийского ордена), который подчинялся напрямую Папе. Через какое-то время в Иерусалиме был создан орден рыцарей-тамплиеров, независимый как от предводителей крестовых походов, так и от очередного Папы.

Обе конгрегации рыцарей-монахов остались бы только еще одной из страниц летописи той смутной и напряженной эпохи, если бы не огромное богатство и могущество, которого смогли достичь тамплиеры. Орден Тамплиеров стал своего рода виртуальным государством за спиной разных европейских королевств, невидимой силой позади трона. Последующая судьба Ордена Храма, гонения со стороны Папы и Инквизиции, только увеличивает ореол легенды и тайны, который возник вокруг него из-за иногда предполагаемого, а порой несомненного участия тамплиеров во всех важнейших событиях мировой истории.

Кроме споров о судьбе «пропавшего флота» тамплиеров, о его участии в экспедициях Христофора Колумба или в войне за независимость США, которые ведутся все-таки в отношении конкретных исторических фактов, есть также ряд исследователей, говорящих о мистическом происхождении тамплиеров (начиная от братства финикийских мореплавателей до допотопного или даже внеземного происхождения) и приписывающих им таинственный хилиастический проект, который равно может оказаться как победой дьявольской империи зла, так и установлением самого мудрого и справедливого мирового порядка. В обоих случаях что бы его осуществить необходимо свержение власти Ватикана и разрушение Римской церкви.


Чтобы правильно оценивать факт создания и первые действия Ордена тамплиеров, надо обрисовать историческую обстановку, в которой разворачивались эти события, то есть европейские нашествия на Ближний Восток в XII столетии, известные под именем .

На соборе, состоявшемся в Клермон-Ферране в 1095 г., Папа Урбан II произнес пламенную речь, призвав европейских монархов и знать к своего рода святой войне, целью которой было освобождение христианских пленников, которых поработили мусульмане, и вернуть христианам Святой Гроб Господень. На самом деле эти благородные цели скрывали экспансионистские и экономические интересы Ватикана, а также европейских королей и сеньоров.

Первый крестовый поход, который возглавил союз феодалов, был единственным удачным. 1099 год — глава крестоносцев Готфрид Бульонский вошел в Иерусалим, завоевав обширные территории, которые были разделены на 4 части, названные «Латинскими государствами»: королевство Иерусалимское, с центром в Иерусалиме, княжество Антиохийское и графства Триполи (Ливан) и Эдесса (современная Турция).

Там, на вражеской территории, создали военно-религиозный орден, самый могущественный из всех и самый таинственный. Дело в том, что слабые и окруженные врагами христианские королевства не могли защитить тысячи пилигримов, шедших в Святую Землю по дорогам, наводненным разбойниками и бандитами. Это послужило причиной или, в крайнем случае, предлогом для создания ордена, который мог бы оказать путешественникам военную защиту и духовную поддержку.

Тамплиеры: исторические факты

Оставим на время герметические и эзотерические коннотации, окружающие тамплиеров, и рассмотрим конкретные факты, должным образом задокументированные и проверенные заслуживающими доверия учеными и исследователями.

Кто такие тамплиеры? В официальной истории сообщается, что в 1118 г. девять бедных французских рыцарей под началом Гуго де Пейна предстали перед Балдуином II, суверенном Иерусалимского латинского королевства, и предложили ему свои услуги. Их цель была, основание военно-религиозного ордена для охраны Святой Земли и защиты подвергающихся опасности пилигримов.

Король, как видно тронутый благородными намерениями крестоносцев-ветеранов, предложил им расположить казарму в древней постройке, прилегающей к мечети аль-Акса, воздвигнутой на месте разрушенного Храма Соломона. Местное население за суровый образ жизни и нищету группы оборванцев, называвших себя рыцарским орденом, окрестили их «нищенствующими рыцарями из Храма» (что по-французски произносится как «Тампль», отсюда название «тамплиеры»).

Мотивы, подтолкнувшие девять рыцарей к созданию ордена, остаются тайной, и немногим более известно о самих основателях. В хрониках сохранились имена 5-х из них, но в них не сообщается ничего об их происхождении или жизни, предшествующей вступлению в орден. Известно лишь, что все, или почти все они, были французами и ветеранами Первого крестового похода, и, вероятно, одним из них был нормандец по имени Сен-Клер.

В молодые годы этот рыцарь храбро сражался бок о бок с Готфридом Бульонским, и, как мы увидим ниже, его потомки сыграли одну из главных ролей в последующей истории Ордена Храма. После взятия Иерусалима большинство дворян, участвовавших в походе, возвратились в Европу, чтобы насладиться заслуженной славой и проверить состояние своих дел. В латинских королевствах остались лишь самые фанатичные крестоносцы и те, кому не хватало денег на обратную дорогу. Может быть, Гуго де Пейн и его товарищи соответствовали обоим условиям, потому как фанатизма им было не занимать, а их образ жизни граничил с нищетой.

Два рыцаря на одном коне

Первых тамплиеров - которые основали орден - было менее 10-ти человек, но еще меньше было у них лошадей. На улицах Иерусалима нередко можно было повстречать двух суровых рыцарей верхом на одном боевом коне. В первое время они отправлялись в дорогу, ели и сражались в паре. Этот забавный обычай породил в Иерусалиме немало сплетен, служил объектом насмешек со стороны солдат и других крестоносцев, в особенности принадлежавших к ордену госпитальеров Святого Иоанна, соперников тамплиеров. Почти два столетия спустя на процессах Инквизиции среди прочих преступлений орден Тамплиеров обвиняли в содомском грехе.

В скором времени после основания к отряду присоединился 10-й рыцарь, граф Гуго Шампанский, знатный и владетельный французский дворянин, принятый при дворе и в высших церковных кругах. Вероятно, при посредничестве этого влиятельного аристократа основатели ордена вступили в контакт с монахом и ученым Бернаром Клервоским, одним из самых противоречивых и таинственных персонажей христианской агиографии.

За шесть лет до того будущий Святой Бернар написал устав нового монашеского братства цистерцианцев, надеясь возродить строгость и духовность, утраченную клюнийским орденом, поддавшимся мирским соблазнам. Незадолго до создания ордена Тамплиеров Бернар имел тайную встречу с лидерами тамплиеров графом Шампанским и де Пейном, которые просили его совета по организации и деятельности ордена.

Аббат Клерво проявил большой интерес к начинанию монахов-солдат, определил основные положения устава ордена и пообещал им выхлопотать у Папы нужное разрешение на создание ордена. Именно Бернар предложил использовать характерное белое облачение, резко контрастировавшее с черными одеждами госпитальеров, и эмблему в виде алого восьмиконечного креста, который тамплиеры носили на плаще рядом с сердцем.

Устав тамплиеров, написанный при участии Святого Бернара, включал обычные обеты послушания, нищеты и целомудрия, которые рыцарям следовало неукоснительно исполнять. Также добавлялись обязанности подавать милостыню нищим, посещать мессу и есть мясо по меньшей мере трижды в неделю, чтобы сохранять чистоту духа и физическую силу, необходимые для выполнения их миссии.

Кроме этого, рыцарская клятва требовала оказывать помощь попавшим в беду собратьям по ордену, даже с риском для своей жизни, сражаться с тремя противниками одновременно и не отвечать на любые провокации со стороны другого христианского рыцаря, разве что тот трижды оскорбит храмовника. Неисполнение этих заповедей каралось тройным бичеванием. Не надо говорить, что число три обладало для храмовников огромным символическим значением.

Бернар Клервоский в результате исполнил свое обещание добившись того, чтобы новый орден освятил Папа. На консилиуме, который состоялся в Труа в 1128 г., в присутствии самого Бернара, Папа Гонорий II утвердил и со всей торжественностью объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, первым великим магистром которого стал Гуго де Пейнс. Как Бернар, так и граф Шампанский остались в тени по известным только им самим причинам.

Эпоха наивысшего могущества тамплиеров

В последствии орден стал развиваться удивительными темпами. Стремительно росло как число рыцарей, так и движимое и недвижимое имущество тамплиеров. Чтобы вступить в орден и принести обет бедности, претендент должен был пожертвовать ордену замок и доходы со своих земель, которые расходовались на покупку оружия, щитов, боевых коней, доспехов и другого снаряжения. Кроме взносов новых рыцарей, состояние ордена приумножалось за счет щедрых пожертвований королей, князей, знати, богатых купцов и торговцев, имевших отношение к Приорату Сиона.

1146 год — мусульмане отвоевали латинское государство Эдессу, по причине чего был созван Второй крестовый поход, который, благодаря неумелому руководству молодого и бестолкового французского короля Людовика VII, с треском провалился. Мусульмане нанесли ответный выпад: в 1187 году под командованием выдающегося полководца, султана Саладина, они разгромили защитников Иерусалима и выставили крестоносцев за пределы Святой Земли.

Скептически настроенные в отношении Третьего крестового похода, который готовили и Филипп Август Французский, храмовники остались в стороне от этой кампании, получившей благословение папы Климента III, что еще в большей степени осложнило их взаимоотношения с Ватиканом.

Открыто не подчинившись приказу, они объехали Ближний Восток, вступая по пути в конфликты как с участниками внутренней междоусобной войны между мусульманскими вождями, так и с христианскими отрядами. В некоторых хрониках есть упоминания о регулярных кровопролитных сражениях с чудовищной исламской сектой убийц-ассассинов, а также жестокая битва с поддерживавшим Папу орденом госпитальеров Святого Иоанна, победу в которой одержали храмовники.

После непродолжительного пребывания на острове Кипр, тамплиеры перебрались в Европу и разместили главный штаб в Париже, создав крупные оперативные центры в Каталонии, Арагоне и на юге Франции - в колыбели катаров, трубадуров и династии Меровингов.

Когда тамплиеры имели уже необходимые для выполнения их миссии оружие и прочие ресурсы, появилась необходимость как-то использовать деньги и недвижимость, которые не переставали поступать в орден. Тогда они организовали своего рода «средневековый банк», который имел два направления деятельности: Первое — они одалживали значительные суммы королям и владетельные дворянам, чтобы те могли пережить трудные времена или же позволить себе дорогостоящую военную операцию.

Второе — пользуясь тем, что их замки и земли были разбросаны почти по всему известному европейцам миру, храмовники разработали систему кредитования путешественников и купцов, которые таким образом могли отправляться в продолжительные поездки, не возя с собой наличных денег. Чтобы проводить свои многочисленные коммерческие и торговые операции, тамплиеры обзавелись огромным флотом кораблей, оснащенных по последнему слову того времени, которые базировались во французском порту Лa-Рошель.

Религиозный орден или тайное общество?

Некоторые авторы считают, что познания аббата Клервоского не ограничивались теологическими и философскими науками тех времен, но что также он был довольно сведущ в тайнах герметической христологии. Больше того, многие уверяют, что Бернар был выдающимся членом Приората Сиона и одним из «Хранителей великой тайны», которые, согласно определенным эзотерическим учениям, хранят древние тайны и план достижения мирового господства.

Эти тайные сведения передаются из поколения в поколение через немногих посвященных, среди которых можно назвать египетского , Иисуса, царя Давида, Юлиана Отступника, и других исторических личностей, плывших против течения своей эпохи.

Те же самые авторы утверждают, что Бернар передал тамплиерской верхушке тайные сведения, которые он, как они считают, хранил, и избрал орден для осуществления плана, дошедшего из глубины столетий. В таком случае орден Тамплиеров был средневековым вариантом секты, насчитывающей тысячи лет, а не обычным военно-монашеским братством, миссия которого заключалась в том, чтобы охранять пилигримов, с чем и без них замечательно справлялись госпитальеры Святого Иоанна.

Одним из удивительных фактов, которыми изобилует история храмовников, являются их выдающиеся познания в архитектуре, повлиявшие на возникновение готического стиля в XII столетии. Общепризнанно, что тамплиерами была организована и профинансирована постройка многих соборов, самым знаменитым из которых является Шартрский собор. Этот храм возвели в 1194 г. на том месте, где ранее находились языческие святилища и школа друидов.

Сегодня доказано, что здесь сходятся какие-то подземные течения и тектонические трещины, отчего временами происходят странные колебания. Существует рациональное объяснение этого факта, состоящее в том, что в рядах ордена насчитывались ученые и специалисты в самых разных науках, которые могли обнаружить это исключительное явление. Согласно более эзотерическим интерпретациям, друиды и языческие жрецы тоже были «хранителями великой тайны» и передали своим наследникам координаты магической зоны, где возвышались алтари, находившиеся в контакте с высшими силами вселенной.

Тамплиерское происхождение Шартрского собора не вызывает сомнений, потому как на полу главного нефа по сей день возможно увидеть лабиринт, отмеченный символами храмовников, которые присутствуют также на некоторых деталях внутреннего убранства. В его конструкции использовались новаторские идеи и приемы, такие как многогранное основание, улучшенная форма стрельчатой арки или применение золотого сечения, появление которых официальная история датирует периодом эволюции раннего романского стиля, тогда как авторы, склонные к альтернативному описанию истории, возводят их к технике, использованной египетскими архитекторами Великой Пирамиды.

Эту технику, как считают некоторые из исследователей, сохранили и передали потомкам финикийские каменщики Тира, трудившиеся над этим монументальным и таинственным произведением искусства.

Травля и распад Ордена тамплиеров

Благодаря огромным ссудам, предоставленным европейским монархам, храмовники приобрели нешуточное влияние и получили право давать стратегические советы, а в определенных обстоятельствах навязывать свои решения актуальных политических, военных или торговых вопросов того или иного королевства.

Некоторые из королей уважали тамплиеров и прислушивались к их советам, как, к примеру, Стефан Английский, который разрешил им свободный въезд в Англию и Шотландию (что позволило ордену выжить в трудное время), или Альфонс, бездетный король Арагона, завещавший храмовникам все свое королевство.

Когда в 1133 г. этот король умер, храмовники отказались от щедрого наследства в обмен на денежную компенсацию, предложенную знатными арагонцами, возможно, чтобы не провоцировать мусульман, против которых покойный монарх провел почти 300 сражений.

Другие короли, более покорные папской воле, хотя также брали в долг у храмовников крупные суммы, или, может быть, именно потому, устраивали против них заговоры, в которые были замешаны и церковные власти, стремясь подорвать огромное могущество, которым обладали тамплиеры.

Самым большим рвением в этой связи отличался король Франции Филипп Красивый, очень много задолжавший храмовникам. Кроме этого, храмовники подчеркнуто демонстрировали свою власть, отменив действие французских законов на части территории его королевства, где возвышалась крепость и располагался штаб ордена. Филипп понимал, что не сможет победить орден самостоятельно, без влиятельной поддержки. Тогда он обратился за помощью к Папе Клименту V, который тоже был сыт храмовниками по горло, и они договорились действовать одновременно и внезапно.

Январской ночью 1307 г. наемники Филиппа Красивого арестовали всех членов ордена Тамплиеров, которых смогли захватить врасплох. На следующий день Ватикан приказал всем подчинявшимся ему епископам, аббатам, королям и князьям, чтобы они секвестрировали имущество тамплиеров и без колебаний арестовали всех рыцарей, находящихся в их владениях.

Папа Климент официально распустил орден Тамплиеров и отлучил от Церкви всех магистров и рядовых рыцарей, отдав их привилегии госпитальерам Святого Иоанна, которые в те времена представляли из себя своего рода личную армию понтифика. Исполняя этот декрет, Верховный Суд Инквизиции подверг преследованию, заключил в тюрьму и вынес приговор многим храмовникам, обвинив их в «ереси, клятвопреступлении, содомии и сатанизме».

Многие из них под пыткой признавались в самых абсурдных преступлениях или умерли во время мучений. Другие провели в застенках остаток жизни или были проданы в рабство, в то время как Ватикан, Франция и другие королевства и епархии присваивали замки, феоды и прочее имущество ордена. Но сколько паписты ни рыскали по всем уголкам Европы, они не смогли найти баснословное состояние, которым, по слухам, владели тамплиеры.

Последний Великий магистр Жак де Моле скрывался на протяжении 4-х лет, но затем был схвачен Инквизицией, подвергнут зверским пыткам и, в конце концов, сожжен на костре. С точки зрения его жестоких противников и простого народа, его смерть обозначала окончательное уничтожение ордена Тамплиеров.

Тем не менее не все храмовники были схвачены врагами и попали в лапы Инквизиции. Во Франции многие из них нашли защиту у союза каменщиков, с которым они укрепили связи во время строительства соборов, в Испании они вступили в другие военные или религиозные ордены, а в Германии присоединились к ганзейским рыцарям-тевтонам. Но удивительней всего было исчезновение из Лa-Рошели громадного флота тамплиеров, который испарился из порта в ту самую ночь, когда Филипп Красивый начал бесчестную облаву на рыцарей-тамплиеров.

Пропавший флот Лa-Рошели

Число и тип судов, которые составляли флот тамплиеров, доподлинно неизвестны, но все источники называют его «большим» и «могущественным». Также нет сведений, которые объясняли бы, как эти корабли могли так неожиданно исчезнуть в самый подходящий момент.

Более приемлемая версия состоит в том, что руководителей ордена предупредили об опасности шпионы при французском дворе или в Ватикане, и располагали несколькими часами или, может быть, парой дней, чтобы избежать опасности. Это объяснило бы, почему корабли были полностью подготовлены к отплытию и на них поднялись готовые к бегству тамплиеры. Согласно некоторым источникам, сам де Моле тоже взошел той ночью на корабль и был арестован через 4 года, когда возвращался для исполнения тайной миссии.

Разные авторы утверждают, что большой флот был разделен не менее чем на две флотилии, которые, покинув порт, поплыли в разных направлениях, чтобы сбить с толку своих преследователей. Часть судов направилась в Португалию, другая часть - в Шотландию, и, вероятно, третья эскадра вошла в Средиземное море, чтобы укрыться на Сицилии.

Португалия была идеальным местом, где корабли храмовников могли, быстро покинув открытое море, укрыться от наблюдения папских кораблей, потому как находилась относительно недалеко от Ла-Рошели. Кроме этого, королевская династия Португалии, в отличие от Франции и Испании, традиционно поддерживала хорошие отношения с орденом. Под покровительством короля Альфонса IV тамплиеры основали альтернативное братство, носившие имя Ордена Рыцарей Христа, первым Великим магистром которого был сам монарх. Впоследствии Великим магистром ушедшего в подполье Ордена Храма будет принц Энрике Мореплаватель.

Известно, что принц Энрике принимал самое активное участие в первых плаваниях к берегам и западным островам Африканского континента и в географических открытиях таких португальских мореходов, таких как Васку да Гама и Педру Алвареш Кабрал. Официальной целью этих экспедиций был поиск морского пути в Индию, потому как сухопутные караваны подвергались постоянным нападениям со стороны мусульман.

Однако очень вероятно, что Энрике, как Великий магистр подпольных храмовников, видел древние финикийские и арабские карты, на которых был обозначен огромный неизведанный континент, находящийся к западу от Азорских островов. Может быть, он хотел проверить в деле свои корабли и предоставить их капитанам возможность набраться опыта в дальних переходах вдоль берегов Африки, прежде чем отправить межокеанскую экспедицию на поиски потерянного материка. Мысль о подобном плавании пришла Колумбу после контакта с тамплиерами в Португалии и на Азорах.

Другие корабли из флота храмовников отправились в берегам Великобритании, стремясь достичь безопасных портов в Ирландии. Там они вступили в контакт с лидером движения за независимость Шотландии Робертом Брюсом, который вел войну против англичан и их сторонников. Брюс уже контролировал значительную часть территории Шотландии, и на ней не действовали ни папские буллы, ни власть Ватикана, поскольку сам Брюс был отлучен от Церкви за мятеж. Он великодушно принял тамплиеров, которые в свою очередь оказали ему поддержку в его кампании против Англии и ее местных союзников.

Глава первая. Рождение Ордена тамплиеров

Как обычно начинается легенда?

В случае рыцарей иерусалимского Храма Соломона начало легенды погружено во мрак. Ни один летописец не пишет о них. Нам лишь известно, что к 1125 году храмовники уже существовали, поскольку сохранилась грамота, датированная этим годом и заверенная подписью Гуго де Пейна , где последний назван «Магистром Храма».

Последующие поколения станут рассказывать историю первых тамплиеров - каждый раз чуть-чуть иначе:

«В начале правления Балдвина II из Рима в Иерусалим приехал некий француз, чтобы вознести молитвы. Он дал обет не возвращаться на родину, а три года помогать королю в войне, после чего стать монахом. Он и еще тридцать рыцарей, прибывших с ним, решили закончить свои дни в Иерусалиме. Когда король и его бароны увидели, сколь успешно бьются эти рыцари… они дали ему совет остаться на воинской службе вместе с его тридцатью рыцарями и защищать город от разбойников, вместо того чтобы становиться монахом в надежде обрести спасение собственной души».

Так говорит о возникновении Ордена тамплиеров Михаил Сирийский, патриарх Антиохийский, приблизительно в 1190 году. Примерно в то же время англичанин Уолтер Man дает несколько иную версию:

«Рыцарь по имени Пейн, родом из местности с тем же названием в Бургундии, прибыл в Иерусалим как паломник. Услышав же, что на христиан, которые поят лошадей у колодца неподалеку от ворот Иерусалима, часто нападают притаившиеся в засаде язычники и что многие его единоверцы при этом погибают, он преисполнился жалости и… пытался защищать их, как только мог. Он часто бросался им на помощь из искусно выбранного укрытия и убил множество врагов».

Уолтер описывает основателя ордена как одинокого рейнджера, который со временем сплотил вокруг себя других рыцарей-единомышленников. Такая версия вполне пригодна для сценария вестерна, но вряд ли подобный воин мог прожить достаточно долго, чтобы основать рыцарский орден.

Более поздний автор, монах из Корби по имени Бернар, поведал историю первых тамплиеров по-другому. Его сочинение написано в 1232 году, через сто с лишним лет после возникновения ордена, но Бернар опирался на ныне утерянный текст некоего Ернула, человека благородного происхождения, который жил в Иерусалиме примерно в то же время, что и предыдущие авторы. Вот что пишет Бернар:

«Когда христиане завоевали Иерусалим, они расположились у Храма Гроба Господня, и многие другие пришли к ним со всех концов. И они повиновались настоятелю храма. Добрые рыцари посовещались меж собой и сказали: „Мы оставили свои земли и своих друзей и пришли сюда, дабы возвеличить и восславить власть Господа. Если мы останемся здесь и будем есть, пить и проводить время в праздности, то без пользы мы носим наши мечи. Меж тем эта земля нуждается в нашем оружии… Так соединим же наши силы и выберем одного из нас предводителем… чтобы он вел нас в сраженье, когда таковое случится“.».

Таким образом, Бернар полагает, что эти воины вначале были паломниками, которые стояли лагерем у церкви Гроба Господня и подчинялись священнослужителю, и в боевой отряд они объединились исключительно от безделья.

Наконец, в нашем распоряжении есть документ, излагающий точку зрения Вильгельма, архиепископа Тирского. Его цитируют чаще других - эта версия считается общепринятой. Поскольку Вильгельм родился в Иерусалиме и получил образование в Европе, он, с одной стороны, имел доступ к местным письменным источникам, а с другой - владел изысканным стилем, дабы изложить свою историю должным образом.

«В том же (1119) году несколько благородных рыцарей, любящих Господа всей душою, благочестивых и богобоязненных, предали себя в руки патриарха для службы Иисусу Христу, изъявив желание до конца своих дней жить, соблюдая целомудрие, проявляя покорность и послушание и отказавшись от владения каким-либо имуществом. Выделялись же из них более всего достопочтенные Гуго из Пейна и Годфруа из Сент-Омера. Поскольку у них не было ни церкви, ни постоянного жилища, король дал им временное пристанище в своем дворце, что размещался с южной стороны от Храма Господня… Служба же этих рыцарей, вмененная им патриархом и другими епископами для отпущения грехов, состояла в наилучшей защите дорог и троп, по коим шли паломники, от нападений разбойников и грабителей».

Эти версии имеют кое-что общее. Все они предполагают, что Гуго де Пейн был первым тамплиером и что король Иерусалима Балдвин II признал тамплиеров либо как рыцарей, считавших своим долгом защищать паломников, либо как группу религиозных людей, которые желали использовать свой военный опыт для охраны христианских поселений. Версии единодушно утверждают, что храмовники сначала жили на том месте, где, по мнению крестоносцев, находился Храм Гроба Господня, то есть там, где был погребен Иисус Христос. Только объединившись в орден, эти люди заняли часть королевского дворца - где, как предполагали, находился Храм Соломона. Не исключено, что поначалу они делили это помещение с госпитальерами, чей орден существовал на Святой земле с 1070 года.

Летописи не дают ясного представления, кому принадлежала идея создать орден, членам которого надлежало жить подобно монахам и сражаться подобно воинам. Монахи-воины? Это звучало абсурдно. Воинам приходилось проливать кровь, а кровопролитие было грехом. Монахи молились за спасение душ воинов, сетуя на их вынужденную жестокость. Воины представлялись необходимым злом, которое допускалось для защиты общества от тех, кто попирал закон. Некоторые из них приходили к религии, отказывались от прежней, полной насилия жизни и становились монахами, но о монашеском ордене, чьим предназначением было бы участие в сражениях, прежде не слышал никто.

Идея эта родилась от безысходности. Успехи первых крестоносцев снова сделали доступными для христианских паломников Иерусалим и библейские святыни. И толпы людей стали прибывать туда из всех уголков христианского мира.

Однако, хотя такие города, как Иерусалим, Триполи, Антиохия и Акра, были захвачены крестоносцами, большая часть дорог, их соединяющих, оставалась в руках мусульман. Не удалось захватить и кое-какие небольшие города. Паломники становились легкой добычей. На Пасху 1119 года около семисот паломников подверглись нападению на пути из Иерусалима к реке Иордан. Триста человек были убиты, еще шестьдесят - захвачены и проданы в рабство.

Вполне возможно, что источником рассказа Уолтера Мапа о том, как Гуго де Пейн в одиночку охранял колодец, были не тамплиеры, а некий русский по имени Даниил, настоятель монастыря. Примерно в 1107 году он описал место между Яффой и Иерусалимом, где паломники могли брать воду. Они проводили там ночь «в великом страхе», поскольку поблизости был мусульманский город Аскалон, «откуда сарацины совершали свои набеги и убивали паломников».

Однако, несмотря на опасность, христиане оставались непреклонными в своем желании совершить путешествие на Святую землю. Ведь сделать Иерусалим вновь доступным для паломников как раз и было первоначальной целью крестоносцев. Следовало принять меры для защиты людей, но у короля Балдвина и других предводителей крестоносного воинства не было ни людей, ни средств для охраны всех дорог к библейским святыням. Не важно, кому пришла в голову идея создать Орден тамплиеров, в любом случае она была встречена местной знатью с энтузиазмом. В конце концов было решено, что Гуго и его соратники могут наилучшим образом послужить Господу, обеспечивая безопасность Его паломников.

Первоначально тамплиеры представляли собой изолированную группу, никак не связанную с папским престолом. Они получили благословение Гармунда, патриарха Иерусалимского, и вполне могли оказаться среди участников церковного собора в Наблусе 23 января 1120 года.

Собор был созван не с целью утвердить создание Ордена рыцарей Храма, а чтобы обсудить проблемы, накопившиеся за двадцать лет, прошедших с момента образования латинских королевств. Наибольшее беспокойство вызывала саранча, уничтожившая урожаи последних четырех лет. Высказывалось единодушное мнение, что это несчастье было Божьим наказанием за падение нравов со времени, прошедшего после завоевания Иерусалима. Поэтому в большей части из двадцати пяти принятых собором деклараций речь шла о грехах плоти.

Любопытно отметить, что в этом - церковном - соборе приняло участие не меньше представителей светской знати, чем церковных иерархов. Это обстоятельство указывает на то, что озабоченность сложившимся положением распространялась на все общество и решать возникшие проблемы были призваны все власть имущие.

Собор в Наблусе вызвал мой интерес потому, что ряд ученых, изучающих историю храмовников, полагают его существенным для создания этого ордена. Однако, обратившись к первоисточникам, я убедилась, что в документах собора тамплиеры вообще не упоминаются. Принятые в Наблусе каноны в основном выражают точку зрения церковников и светской знати на то, какие грехи следует считать наиболее тяжкими. Семь канонов запрещают супружескую измену, или бигамию, четыре касаются мужеложества. Еще пять канонов относятся к сексуальным и иным связям между христианами и сарацинами - контакты допускались только после крещения последних. Похоже, участники собора полагали, что, прекрати люди заниматься всеми этими безобразиями, следующий урожай был бы богаче.

Мы не имеем официальных свидетельств, были ли выполнены решения собора и удалось ли сохранить урожай следующего года. Но из различных источников становится ясно, что грехи плоти совершались в прежних масштабах.

Единственным каноном, который можно связать с тамплиерами, только-только возникшей общностью, был канон под номером двадцать: «Если священнослужитель берет в руки оружие для защиты, то он этим не совершает греха». О рыцарях, ставших военными-священнослужителями, в каноне ничего не говорится.

Тем не менее и это упоминание означало существенный отход от общепризнанной точки зрения. Несмотря на некоторое ослабление строгости правил для тех, кто сражается за Господа, священникам и монахам всегда запрещалось участвовать в битвах.

Однако за год до собора в Наблусе у стен Антиохии, на месте, которое по сю пору известно под названием Кровавое поле, состоялась битва, в которой пали граф Рожер и большая часть его воинов. Дабы спасти город, патриарх Бернар повелел раздать оружие всем, кто способен сражаться, включая монахов и священников. К счастью, им не пришлось вступить в схватку, но прецедент был создан.

Такова была атмосфера, в которой рождался Орден тамплиеров.

Одна из легенд о возникновении ордена, которую распространяли сами храмовники, гласит о том, что в течение первых девяти лет существования ордена в нем было только девять рыцарей. Впервые это число упоминает Вильгельм Тирский, и затем оно неоднократно повторялось более поздними летописцами.

Неужели их было только девять? Вряд ли. Хотя сколько-нибудь заметного роста ордена в первые годы его существования не отмечалось, он все же не смог бы сохраниться, будь в его рядах так мало членов. Возможно, число девять было выбрано творцами легенды потому, что именно девять лет прошло с момента возникновения ордена до собора в Труа , на котором он получил официальное признание.

Некоторые историки полагают, что на тамплиерах сказалось влияние средневекового числового символизма. Девять - «круговое число»: при умножении на любое число оно дает результат, сумма составляющих цифр которого или равна девяти или делится на девять, «а потому его можно считать нетленным». Через много лет после основания ордена Данте предположил, что число девять было выбрано потому, что «девять - святая цифра ангельского чина, утроенная святая цифра Троицы».

Я не думаю, что первые тамплиеры были достаточно образованны, чтобы использовать подобные эзотерические знания. Однако Вильгельм Тирский такими знаниями владел, и эту мысль мы впервые нашли именно в его тексте. Вполне возможно, что число девять как раз и является изобретением Вильгельма, а затем тамплиеры позаимствовали его, добавили в свою версию легенды, и со временем оно стало непреложно связываться с орденом. Так или иначе, число девять вошло в символику тамплиеров и присутствует на орнаментах в некоторых часовнях ордена.

Мы располагаем весьма скудными сведениями о первых годах существования рыцарей Храма. Сохранилось несколько грамот, написанных в Иерусалиме и Антиохии, на которых есть подписи первых тамплиеров. Однако в них не отражены какие-либо пожалования членам ордена - мы просто имеем свидетельства, что эти люди действительно существовали и находились на Святой земле. Нет также никаких сведений о пожертвованиях ордену, сделанных до 1124 года.

Людям свойственно стремление заполнять пробелы, будь то белые пятна на карте или пропуски, делающие историю или легенду незавершенной. Именно это и случилось с историей возникновения Ордена рыцарей Храма. Летописцы не сочли это событие достойным упоминания, но спустя шестьдесят с небольшим лет, когда орден уже играл заметную роль в обществе, люди возымели желание узнать, как это все начиналось.

Так стали рождаться и множиться легенды. И этот процесс продолжается в наши дни.

Тамплиеры (от французского «templiers» или «temple» - «храмовники», «церковь», «храм») именовались еще Нищенствующими рыцарями Христа и Храма Соломона. Они были одними из первых, кто начал образовывать военно-религиозные ордена. Так, орден основала в 1119 году небольшая группа рыцарей, во главе которых был Гуго де Пейн.

Это произошло вслед за Первым крестовым походом, для поддержания нового Иерусалимского королевства, окруженного побежденными мусульманскими соседями, а также для обеспечения охраны множества европейских паломников, направлявшихся в Иерусалим вслед за его завоеванием. Однако стоит делать различение между реальным созданием ордена тамплиеров, началом его жизнедеятельности и официальным признанием от Папы Римского, когда он стал самостоятельным монашеским братством.

Краткая история духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Когда завершился Первый крестовый поход (1096-1099), которым предполагалось освободить Святую землю от мусульманского верховенства, на территории Восточного Средиземноморья было сотворено что-то типа христианского государства, которое получило название Иерусалимское королевство. Появились также мелкие государственные образования, вместе с Триполи, Антиохией, Киликийским царством, Эдесским графством, а также Ассасинами.

Этим христианским землям нашлось и название — Латинский Восток, а главный столичный город стал называться Иерусалим.

Совершенно естественным было то, что европейское население стало систематически осуществлять паломничество по святым местам. Однако по всем дорогам бродили разбойники, грабители, лихие люди, которые бесцеремонно и бессовестно занимались обкрадыванием паломников, а время от времени и их убийствами. Таким образом, дорога на восток для посещения святых мест представлялась смертельно опасным мероприятием.

Основание ордена тамплиеров

Продолжался весь этот беспредел в течение практически двадцатилетнего периода, пока однажды в 1118 году по пыльным палестинским дорогам не прошел небольшой отряд с благородными рыцарями. Именно он и приступил к защите пилигримов от грабителей и всякого сброда. Занимались они своим делом от всего сердца не за страх, а за совесть. К грабителям рыцари относились беспощадно, а для верующих прокладывали безопасную дорогу по святым местам.

Возглавлялась эта небольшая рыцарская команда человеком, которого звали Гуго де Пейн. Это был выходец из древней французской дворянской династии, которая в свое время верой и правдой служила своему государству. В пятнадцатилетнем возрасте Гуго был посвящен в рыцари. С того момента юноша вступил в касту профессиональных воинов – французских рыцарей. Молодому мужчине посчастливилось стать участником крестового похода и освобождения Иерусалима.

Версии возникновения ордена Тамплиеров

Домой Гуго де Пейн не вернулся, потому что решил остаться на земле Палестины. Найдя таких же, как и сам бессребреников он с ними объединился, и все вместе они встали на защиту странников. По одной версии это были девять рыцарей известных как nova militia christi, которые объединились во Франции, где и дали обет защищать паломников. После этого они вернулись в Палестину.

Многие из них были до такой степени бедными, что им недоставало денег даже для приобретения достаточного количества коней. Нередко на одном коне могли усаживаться по два наездника. Однако длилось это все приблизительно год, до тех пор, пока на боевую команду, безвозмездно защищающую путников, не обратили внимания при дворе короля Иерусалима Балдуина II.

Сам король с благосклонностью отнесся к отважным рыцарям, а те под его протекцией решили объединиться в орден. При этом они приняли присягу на верность не монарху, а Иерусалимскому храму Гроба Господня. Можно сказать, что именно таким образом и появились рыцари храма или храмовники. На французском языке это произносилось — тамплиеры. Именно так, в 1119 году и появился орден тамплиеров,который возглавил Гуго де Пейн.

Деятельность ордена тамплиеров

Сначала существует ли орден тамплиеров, практически никто не знал, однако со временем его известность начала возрастать. Благородным рыцарям разрешили отправиться в Европу и заняться вербовкой в состав ордена людей благородного происхождения. Европейским королям идея понравилась. Все они уважительно отнеслись к рыцарям-храмовникам, которые, руководствуясь лишь зовом своих сердец, заступались за паломников, шедших на Святую землю.

На тамплиеров неожиданно посыпалась целая череда милостей. Все это выражалось в даровании им земель и замков. Таким образом, бедные рыцари в мгновение разбогатели.

Особенной щедростью отличилось французское дворянство. Дело в том, чтовеликий магистр рыцарей-храмовников относился к их соотечественникам. Впоследствии об ордене формально начали поговаривать как о французском. И это при том, что в его рядах были люди самого разного происхождения.

Булла папы римского

В 1139 году во времена второго магистра Робера де Краона в аппарате Папы римского Иннокентия II была издана булла, в которой рыцари храма освобождались от всех существующих налогов. Им разрешалось свободно бывать в любых других, кроме Палестины, христианских странах, покупать землю, недвижимое имущество, а также вести финансовую деятельность, направленную на упрочение своего общества. При всем этом благородные рыцари должны были давать отчет только самому Папе римскому.

Вследствие этого, тамплиеры обладали полной независимостью. Их судьба была в руках лишь Бога и папы. Главам государств и высокопоставленным святым отцам не дозволялось вовлекаться в дела ордена. Более того, им запрещалось приказывать, что ему делать или заниматься контролем финансовой деятельности.

Деньги делают деньги

Великодушие и альтруизм, конечно же, являются самыми прекрасными человеческими качествами. Однако давным-давно отмечено, что деньги мотивируют людей приумножать свое состояние, а значит делать деньги. Этого не смогли избежать и рыцари-храмовники. Будучи образованными людьми, заступники пилигримов стали все более заниматься, в первую очередь, финансовой деятельностью. Сказались данные неограниченные права вместе с полной бесконтрольностью.

Тамплиеры начали одалживать деньги, и таким образом становиться ростовщиками. Они ссуживали огромные суммы денег под 10-15%. Тогда как у евреев и итальянцев эта услуга была не меньше 40%.

Понемногу у новоиспеченных ростовщиков появились должники, которые были и королями, и герцогами, и простолюдинами. Рыцари-храмовники раскрутили свою бурную финансовую деятельность по всему европейскому континенту. Денежными потоками начала наполняться казна ордена. Так они стали обогащаться просто на глазах.

Строительство соборов, замков и дорог

Кроме банкинга, храмовники начали возводить храмы и замки. Всего за всю историю существования ордена они построили 150 соборов и 76 замков, что было более чем серьезным показателем дохода. Есть версия, что таким образом они, в том числе, и вкладывали средства в недвижимость.

Рыцарям-храмовникам не было чуждо и дорожное строительство. В те времена европейские дороги пребывали в чрезвычайно плачевном состоянии. Более того, все они были приватными.

Ситуация усугублялась разбойниками, которые обитали в лесистой местности. Они нередко занимались грабежом и убийствами безоружных людей.

Храмовникам удалось построить отличные дороги, которые охранялись и имели постоялые дворы, но что самое удивительное таможенную плату с народа не брали. Все их дороги были бесплатные и совершенно безопасные.

Важным фактором для рыцарей храма была благотворительность. Каждому из них предписывалось трижды в неделю встречаться с нуждающимися и даром их кормить. Это обязывал делать устав ордена тамплиеров, и все это исполнялось беспрекословно.

Жесткая иерархическая структура ордена Тамплиеров

В самом же ордене имелась жесткая иерархическая структура. Возглавлял его великий магистр, обладавший неограниченной властью. Рыцари, являвшиеся равноправными партнерами в ордене, были численностью приблизительно тысяча человек.

Сообщество пополнялось и капелланами, священнослужителями, исполнявшими дополнительные обязанности. Членами могущественного союза считались рыцарские оруженосцы вместе со слугами. Всеми давался обет безмолвия. Всем им запрещалось разглашать посторонним о внутренней деятельности тамплиеров.

Это было тайное общество с жесткой властной вертикалью, независимостью, своими финансами и возможностью заправлять всем этим на свое усмотрение. Однако оно не вмешивалось в дела государств, в которых была их собственность. В ордене не было особ, приближенных к монархам. Таким образом, он никак не влиял на их политику.

Оставление орденом Палестины

Главный штаб ордена находился в Иерусалиме до самого конца XIII столетия. С 1291 года Латинский Восток больше не существовал. Иерусалимскому королевству, как и другим мелким государствам, суждено было пасть. Мусульманам удалось вновь вернуть себе эту территорию после практически 200 лет.

Рыцарский орден вынужден был выйти из Палестины. Он навсегда обосновался в европейских странах, которыми были Испания, Франция, Германия, а также Англия. В результате, орден остался без своего главного бастиона. Весьма скоро этой ситуацией решили воспользоваться его недоброжелатели, которые не могли пережить богатства и могущества.

Разгром ордена тамплиеров

Главному недоброжелателю, французскому королю Филиппу Красивому (1268-1314) не давало покоя богатство ордена. Он не был приверженцем тирании и стремился со всеми спорными вопросами разбираться в суде. Однако вследствие того, что он находился над судебной властью и полностью ее контролировал, то несложно было бы предвидеть, на чьей стороне будет суд.

С тамплиерами Филипп IV тоже решил действовать строго по закону. Самодержец слишком уж хотел отобрать все богатства ордена и за их счет заняться пополнением государственной казны. Однако для этого нужно было найти серьезные основания. И таковые представились в августе 1307 года.

Однажды король получил донос, что у одного преступника, осужденного на смертную казнь, есть какая-то важная информация, имеющая государственную важность. Преступник поведал венценосной особе о жутких вещах, которые творили благородные рыцари. Ему довелось сидеть в одной камере с таким же «смертником», который оказался одним из членов ордена храмовников.

Незадолго до казни тот решил облегчить свою душу и поведал о том, что творилось в их замках. Как оказалось, рыцари-тамплиеры при помощи своих огромных финансовых возможностей замыслили захватить власть на европейском континенте. У них были должники из числа весьма влиятельных вельмож, потому революция была делом техники. Более того рыцари-храмовники занимались совращением мальчиков, оплевыванием крестов, а также растлением девственных крестьянок. Таким образом, они были не истинными католиками, а служителями Сатаны.

Все эти сведения были тщательно задокументированы, и стали поводом для Филиппа Красивого направить обращение к Святому Престолу. В достоверности свидетельств заключенного было больше сомнений, было неясно, как храмовник очутился в королевском каземате, к тому же имел смертный приговор, ведь члены ордена не контролировались монархами, и они не обладали правами заниматься их арестами, тем паче судить и казнить.

Уничтожение ордена тамплиеров

Однако римскому папе Клименту V не было дела до этой существенной детали. Он намекнул Филиппу, что не будет ему мешать и, по сути, санкционировал арест всех тамплиеров. Как только руки у монарха были развязаны, он приказал арестовать всех французских тамплиеров. Эту совершенно секретную акцию решено было провести в течение одного дня. Так утром в пятницу 13-го октября 1307 года на территории Франции были арестованы все члены ордена.

Они были брошены в темницы, их пытали и истязали. Пытки тамплиеров были столь изощренными, что люди не выдерживали их и давали любые признания. Признания пришлось дать и великому магистру ордена Жаку де Моле, хотя позднее он от них отрекся.

В целом во Франции арестовали 543 рыцаря. Филипп потребовал от европейских монархов тоже арестовывать тамплиеров, оказавшихся в их государствах, но они не послушали Филиппа. Лишь в Англии храмовников сослали в монастыри, а в Шотландии, напротив, многим тамплиерам посчастливилось укрыться.

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция тамплиерам, были следующими:

  • Они совершали поклоны какому-то коту, порой являвшемуся на сборах;
  • В провинциях они обладали одно-трехликими идолами, собственно головами и человеческими черепами;
  • Они совершали поклоны этим идолам, на своих сборах;
  • Они чтили этих идолов, которые были для них представителями Господа и Спасителя;
  • Утверждали, что голова смогла бы их спасти и сделать их богачами;
  • Из-за идолов орден получил все богатство;
  • Из-за идолов земля плодоносила, а деревья цвели;
  • Они завязывали головы идолам или прикасались к ним с помощью коротких веревок, после чего надевали на тело под рубахи;
  • При принятии новичков в орден давали им эти веревки;
  • Все делалось из-за благоговения пред идолами.

В основном было десять обвинений, как десять заповедей.

Цель оправдывает средства

Ведение следственных мероприятий против членов ордена шло несколько лет. В октябре 1311 года, т. е. спустя четыре года после арестов, решили провести судебный процесс на Вьеннском соборе. На нем церковники и власти Ватикана во главе с Папой римским решили распустить некогда могущественный орден, а имущество раздать другим рыцарям-монахам. Это были госпитальеры, более известные как мальтийские рыцари.

Самый большой куш с финансами и недвижимостью достался Филиппу Красивому, как компенсация судебных издержек. В результате он добился намеченных целей и обрел желаемое. Далее начались судилища над тамплиерами. В основном их приговаривали к пожизненным срокам. Прочие получили длительные сроки заключения, однако на свободу выйти довелось единицам в старческом возрасте.

Казнь и проклятие последнего великого магистра тамплиеров

Великого магистра Жака де Моле вместе с Жоффруа де Шарнэ приговорили к сожжению. 18 марта 1314 года приговор привели в исполнение. Охваченному огнем Жаку де Моле удалось проклясть, Папу и Филиппа, что точно исполнилось.

Климент V скончался уже через месяц с момента казни. Король Филипп скончался в ноябре того же года в возрасте сорока шести лет в результате обширного кровоизлияния в мозг (инсульта), хотя у короля всегда было отменное здоровье и никогда не возникало никаких жалоб. При странных обстоятельствах и неясным причинам скончались и его трое сыновей на протяжении четырнадцати лет после смерти их отца. Им всем не посчастливилось оставить преемников, и династии суждено было оборваться.

Загадки ордена тамплиеров

Большинство людей сразу же увидели причину загадочных смертей собственно в проклятии, которое наложил Жак де Моле, потому что за тамплиерами всегда тянулся шлейф неизведанного, загадочного. Народная молва называла их обладателями магических познаний.

Многие даже считали, что у тамплиеров есть Туринская плащаница и даже Чаша Грааля. И некоторые исследователи это допускают, ведь рыцарям храма пришлось практически двести лет прожить в Палестине. Их великодушие вместе с преданностью вере вызывало огромное уважение в христианском мире.

Благодаря этому все те, кто хранил у себя святыни и реликвии, спокойно передавали их тамплиерам. Никто не сомневался в благородных рыцарях. Все были уверены в том, что бесценным христианским сокровищам не суждено пропасть, и они будут в надежных руках.

С ликвидацией ордена все изменилось. Чашу Грааля, возможно, укрыли в Шотландии, а Туринскую плащаницу непонятно как обнаружили во Франции. Папа с Филипом добились упразднения ордена, но он продолжал свою жизнь в Европе.

Никто не исключает, что орден тайно продолжал свое существование. Возможно, и сейчас рыцари-храмовники продолжают свою скрытую от лишних глаз деятельность, ведь все эти люди обладали тайными магическими знаниями. Собственно тяга ко всему оккультному, как магнит, притягивает к себе истинных духовных искателей, а мужество, бескорыстие и преданность вере тамплиеров остались в людских сердцах.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Имя тамплиеров окутано ореолом слухов и тайн. Через шестьсот лет после гибели орден превратился в своеобразный бренд, доходами от которого кормится целая индустрия. Оккультисты доказывают, что рыцари нашли в подвалах Храма Соломона Святой Грааль и стали обладателями тайного знания. Кладоискатели спорят, куда же канули несметные сокровища тамплиеров. А некие «осведомленные источники» намекают, что могущественная организация не погибла, а законспирировалась и образовала «теневое правительство», которое до сих пор правит миром.

Как же было на самом деле? В 1119 г. в Иерусалиме, сообщает средневековый историк Вильгельм Тирский, «дворяне из рыцарского рода, христиане, которые посвятили жизнь Богу, обязали себя служением ему. Пои их правилам, жить нужно было без имущества, соблюдать обет целомудрия и послушания. Первыми из наставников были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Ни у кого из них не было постоянного места жительства, король дал им приют в южном крыле своего дворца, неподалеку от Храма Господня».

За двадцать лет до этого события, в 1099 г., в результате Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. В городе было относительно спокойно, но в его окрестностях бродили толпы головорезов, убивавших христианских паломников сотнями. Король Балдуин II не имел мощной армии, и горстка рыцарей вызвалась обеспечивать безопасность паломников, прибывающих в Святую Землю. Первоначально этих смельчаков было всего девять, все французы. Они назвали свой орден «Бедные рыцари Xpиста и Храма Соломона», но неофициально их называли тамплиерами, или храмовниками («храм» по-французски temple - «тампль»).

В отличие от членов монашеских орденов, тамплиеры были военными, могли носить оружие и проливать кровь. В остальном они давали обычные монашеские обеты: не стяжательства, целомудрия и послушания. На печати ордена изображены два всадника, сидящие на одной лошади. Утверждают, что сначала рыцари были так бедны, что имели только одного коня на двоих. Когда период нищеты миновал, изображение стали трактовать как символ единства духовного начала и воинского долга, а также отсутствия у рыцарей гордыни (ибо гордый человек никогда не сядет так на лошадь).

Вскоре Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер отправились во Францию, где занялись пропагандой идей ордена и вербовкой сторонников, прежде всего среди юношей аристократии, и дворянства. Им начали жертвовать земли, доходы, денежные суммы. В орден вступали десятки людей. Идеологически начинание поддержал святой Бернард Клервоский - крупный духовный лидер той эпохи. Он был родственником одного из первых тамплиеров - Андре де Монбара. Сначала святой Бернард написал хвалебный трактат «Слава новому рыцарству», а затем сочинил латинский устав ордена, насчитывающий 72 статьи. По предложению Бернара цветом одежды тамплиеров был выбран белый, позднее они стали нашивать на одежду красные кресты, как и все участники Крестовых походов.

В январе 1128 г. по инициативе святого Бернарда был созван собор в Труа, на котором папа Гонорий II утвердил орден, его устав и назначил Гуго де Пейна первым Великим магистром. Первоначально орден делился на два сословия: братья-шевалье (рыцари из благородных семей) и братья-сержанты (оруженосцы, Лажи, солдаты и др.). Рыцарям запрещалось отступать в бою, пока над полем реял хоть один христианский флаг, участвовать в междоусобицах, проливая кровь единоверцев. Каждый воин мог иметь не более трех коней. Также не допускались излишества в одежде, праздные разговоры, игры в кости и шахматы.

Братья коротко стриглись, не брили бород, спали в общей комнате (дортуаре), где всю ночь горел огонь. Мясо разрешалось вкушать дважды в неделю для поддержания сил. Охотиться было позволено только на львов, которые во множестве водились в Палестине и представляли реальную угрозу. Членами ордена не могли быть женщины. Женатые мужчины допускались на временную службу, но без права ношения белых одежд. Постепенно в составе ордена было выделено еще одно сословие - священники, которые не могли проливать кровь. Великий магистр имел практически неограниченную власть. Вся организация ордена была идеальной для военного времени. В отличие от чисто монашеских орденов, тамплиеры имели определенную земную миссию - защиту Святой Земли от неверных. Для этого требовались немалые средства, добывание которых стало основной задачей западноевропейских командорств ордена.

На протяжении XII и XIII веков они вели активную хозяйственную деятельность: собирали пошлины, заключали сделки, получали ренты. Кто-то жертвовал им амбар или луг под покос, а кто-то замок или целое графство. Основой благосостояния и могущества тамплиеров стали три документа. Папская булла Omne datum optimum от 29 марта 1139 г. даровала им автономию от местных светских и духовных властей. Фактически храмовники подчинялись напрямую только римскому папе. Булла Milites Templi от 9 января 1144 г. давала индульгенцию (искупление грехов) всем жертвующим на орден. Булла Milicia Dei от 7 апреля 1145 г. разрешила тамплиерам строить особенные орденские церкви, в которые сразу устремились толпы верующих.

Тамплиеры известны своей банковской деятельностью. Вначале это было вызвало необходимостью снизить риски паломников в Святую Землю. Чтобы не путешествовать с наличными ценностями, человек мог сдать деньги в кассу тамплиеров в Париже или Лондоне, а получить в Иерусалиме, предъявив чек. Причем сумму он получал конвертированной в местную валюту! Затем орден начал давать деньги в долг под довольно низкий процент - 10%). Ставка самых популярных ломбардских банкиров составляла 24%, а еврейских - 40%.

Конкуренцию ломбардцам и евреям тамплиеры не составляли, потому что, опасаясь обвинений в ростовщичестве, выдавали ссуды прежде всего на паломничества и выкуп пленных христиан. Они были хорошими экономистами. В 1204 г. брат ордена Эймар стал казначеем французского короля Филиппа II Августа, в 1263 г. ту же должность при дворе Людовика IX занял брат Амори де Ла-Рош. В массовом сознании слово «тамплиеры» прочно ассоциировалось с честными и отважными воинами, идущими на смерть за веру. Так, восьмой Великий магистр Одо де Сент-Аман попал в плен к султану Саладину в битве при Шатле и умер в плену. Он отказался быть выкупленным, заявив: «Тамплиер может предоставить в качестве выкупа только свой пояс и боевой кинжал».

Ситуация изменилась после первых серьезных неудач крестоносцев на Святой Земле. В 1187 г. в битве при Хаттине погибло около 17 тысяч христианских воинов, в том числе костяк ордена тамплиеров. 230 тамплиеров были взяты в плен, подвергнуты пыткам и казнены. После битвы при Хаттине армия Саладина вошла в Иерусалим, его жители стали заложниками мусульман. В Европе был распущен слух, что тамплиеры отказались выкупить пленников и 16 тысяч христиан по их вине стали рабами.

Потеряв Иерусалим, государство крестоносцев продолжало сопротивляться еще сто лет. Новой штаб-квартирой ордена стала Акра. В 1291 г. Акра пала под ударами арабов. В городе было около 900 тамплиеров, которые героически оборонялись. Их последним оплотом стала башня, под которую разъяренный султан велел подвести мину. Почти все защитники Акры погибли при взрыве под обломками и, в том числе Великий магистр Гийом де Боже.

После 200 лет тяжелой борьбы Европа потеряла Святую Землю, а орден храма - свое боеспособное ядро; сотни профессиональных воинов, подчиненных жесткой дисциплине. Выжившие тамплиеры эвакуировались на дружественный остров Кипр. В1293 г. последним, 23-м Великим магистром был избран Жак де Моле - немолодой человек и не очень гибкий политик. Свою миссию он по прежнему видел в отвоевании Гроба Господня у неверных и несколько раз предлагал папе дорогостоящие проекты новых экспедиций в Палестину.

Жак де Моле не чувствовал, что политическая ситуация изменилась, Европа потеряла интерес к Крестовым походам, а враги и завистники ордена усилились и искали способа прибрать к рукам его богатства. Катастрофа разразилась в пятницу, 13 октября 1307 г. Король Франции Филипп IV Красивый, самый могущественный монарх Европы, не потерпел существования на своей территории неподконтрольной ему военизированной структуры. В ходе беспрецедентной даже по (Сегодняшним меркам карательной операции в один день были схвачены все тамплиеры во Франции и многие - в других странах. Под давлением Филиппа IV операцию поддержал папа Климент V). Начался долгий процесс над членами орденам с применением самых чудовищных пыток.

Королевская пропаганда не жалела черных красок, доказывая, что именно грехи тамплиеров привели к потере Святой Земли. Под пытками братья, которыми во Франции были в основном ветераны новобранцы или «хозяйственники», признавались, что при вступлении в орден отрекались от Христа, плевали на крест, предавались содомии и поклонялись некому идолу Бафомету в виде человеческой головы с белой бородой. Как только пытки прекращались, узники отказывались от нелепых показаний. За семь лет процесса было устроено несколько публичных сожжений особенно несговорчивых храмовников в назидание другим.

Так, 12 мая 1310 г. пятьдесят четыре тамплиера были казнены в предместье Парижа. Несмотря на это, многие братья и руководство ордена приняли решение до конца защищать свою честь. Тогда 22 мая 1312 г. папа Климент V издал буллу Vox in excelso о роспуске ордена Храма. Его имущество было конфисковано и передано ордену госпитальеров. 18 марта 1314 г. на костер возвели двух измученных семилетним заключением стариков - Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарне. 0ни приняли смерть с достоинством и мужеством.

Охваченный языками пламени великий магистр в последний момент прокричал: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий. Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!» Проклятие сбылось, и это послужило дополнительным аргументом в пользу легенды о магии тамплиеров. Папа умер уже через 33 дня после казни. у него начались колики в животе, предположительно дизентерия, от которой лекари прописали ему пить толченые изумруды. В результате 20 апреля камни окончательно разорвали ему кишки.

Короля Филиппа смерть настигла 29 ноября: на охоте с ним случился инсульт, и он упал с лошади. Парализованного короля принесли в замок, где он вскоре скончался. В течение следующих 14 лет умерли все его сыновья, получившие прозвище «проклятых королей». Династия Капетингов, правившая Францией с 987 г., пресеклась.

К большому разочарованию инициаторов разгрома тамплиеров, сокровища ордена так и не нашли. Их до сих пор ищут в подземельях рыцарских замков всей Европы, вплоть до Украины и Латвии. Существуют самые разные версии: от той, что богатства ушли на строительство знаменитых готических соборов, до той, что их нашли и вывезли в Аргентину нацисты во время Второй мировой войны. Из романа в роман кочует сюжет о 15 загадочных галерах, которые вышли в пятницу, 13-го из порта Ла-Рошель и исчезли в Атлантике.

Некоторые исследователи утверждают, что тамплиеры пытались совместить несовместимое - рыцарскую честь и финансовую деятельность, а потому, естественно, обанкротились. Ведь у действительно богатой корпорации всегда нашлись бы влиятельные защитники.