Сочинение на тему «Измена Родине. Сочинение героизм и предательство в повести тарас бульба

  • Категория: Гоголь Н.В.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Каждый человек в своей жизни хоть раз вставал перед выбором между героизмом и предательством. Конечно все дадут разные определения этим понятиям. На мой взгляд героизм – это совокупность качеств таких, как смелость, решительность, отвага, умение жертвовать собой во имя другого человека или значимой идеи. Предательство же – это измена Родине, семье или близким людям, это – нарушение верности. В моем сочинении я бы хотела раскрыть эту тему на примере двух братьев: Остапа и Андрия.

С самого начала произведения видно насколько разные эти братья. Остап в первый же день своего приезда из семинарии с удовольствием начинает шутливую драку с отцом: » И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая», а Андрий же никак не реагирует на насмешки отца. Автор показывает, что Андрий был склонен скрывать свои чувства, а Остап же был более открытым и прямолинейным.
Автор подчеркивает разницу между братьями, описывая их поступки. После того, как войско осадило Дубно, и Остап с отцом заснули у костра, Андрий, уйдя на свидание к прекрасной полячке, отрекается от своей Родины и товарищей: «-А что мне отец, товарищи, Отчизна?» В этом эпизоде видно, что Андрий легко предает свою Родину, а Остап даже не помышляет об этом.
Героизм Остапа проявляется во втором бою под Дубно, когда он выбил фитили у пушкарей, чем спас курени: «Но не поспели бы сделать то и другое казаки, если бы Остап не ударил в самую середину; выбил фитили у шести пушкарей». Из этого эпизода видно, что Остап не раздумывая рискнул своей жизнью и проявил тем самым настоящий героизм.
Подвиг Остап совершает даже во время своей казни, проявляя непостижимую твердость характера и духа тем, что не предал своих товарищей и Родину во время бесчеловечных пыток: «Остап выносил истязания и пытки, как исполин». Андрий же принял смерть от руки своего отца как предатель: «Бледен как полотно был Андрий; видно было как шевелились уста его и как он произносит чье-то имя; но это не было имя Отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки».

Писатель заостряет наше внимание, не том, что в этих эпизодах, последних в жизни в жизни каждого из братьев, один совершает настоящий подвиг, а другой – предательство. Таким образом Гоголь хочет донести до нас мысль о том, что любовь и верность Родине важнее и ценнее, чем личные пристрастия.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что предательство Андрия состояло в том, что он предпочел верность своей возлюбленной любви и преданности Отчизне и товарищам. Хочется верить, что каждый человек в своей жизни выберет путь героизма и преданности к своему народу и Родине.

Другие работы по этому разделу:

Сочинение "Человек и власть"

С незапамятных времен между людьми, обличенными властью, и простыми гражданами существовал конфликт. Зачастую злоупотребление властью приводило к бюрократическим ошибкам и бесчеловечному отношению к людям. В этом сочинении хотелось бы раскрыть эту тему на примерах произведений Льва Николаевича Толстого «После бала» и Юрия Николаевича Тынянова «Подпоручик Киже».

Сочинение "Образ природы и ее значение в исторической повести Л.Н. Толстого «Казаки»

В произведениях большинства писателей образ природы всегда занимал важное место. Описывая природу, авторы воспевают красоту мира, выражают свои патриотические чувства, изучают и анализируют характеры тех или иных персонажей.

Сочинение «Гордость и гордыня в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Все люди разные, у всех разная внешность, разные характеры, разные взгляды на жизнь. Я бы хотела рассказать о двух абсолютно разных чертах характера: о гордости и о гордыне на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Сочинение "Человек и война"

Любой современный человек хоть раз задавался вопросом: что же такое война? Этой теме и посвящено произведение Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Когда я читала этот военно-исторический роман, я, как будто, погружалась в эту обстановку, переживала за героев, видела все те ужасные взрывы и перестрелки.

Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

(Открытый урок по литературе в )

I. Оргмомент.

Добрый день, уважаемые коллеги и ученики! Ребята, сегодня на уроке я вам желаю удачи, вспомнить всё то, что изучали на предыдущих уроках. Я думаю, что у нас всё получиться… И пусть эпиграф нашего сегодняшнего урока станет для вас девизом: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

II. Проверка д/з.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим д/з. На прошлом уроке вам было задано дочитать до конца повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба». Проверим знания текста, а именно таким образом: я буду зачитывать вопросы, а вы записываете только ответ на листочках, которые я вам раздала.

1.Он был из числа коренных старых полковников…

2.Остров на котором располагалась Сечь?

3.С кем отец бился на кулаках?

4.Кого Тарас называет мазунчиком?

5.Речка, впадающая в Днепр.

6.Как называлось духовное училище в котором учились братья?

Следующим д/з было вам подобрать цитаты, и сейчас вы должны выразительно их зачитать.

1.Что представляла собой Запорожская Сечь? ()

2.Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?()

3.Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?()

III. Постановка целей и задач урока.

Ну, а теперь переходим к изучению темы нашего урока, которая звучит так: «Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель нашего урока такова: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как «товарищество», «героизм» и «предательство»; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию; воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи: придать занятию проблемно-творческий характер; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.

Форма: урок – размышление. Оборудование: слайдовая презентация; текст повести «Тарас Бульба» фрагмент видеофильма, раздаточный материал.

Данную тему рассмотрим через призму характеров главных героев и события, которые нас переносят в далёкое прошлое, в эпоху 15-17 веков, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям – польским панам и монгольским хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы, которая начала формироваться в Запорожской Сечи.

Кузьмов Б. провёл небольшую исследовательскую работу, которую назвал «Запорожская вольница». Прошу вас прослушать исследование, и, возможно. Пополнить дополнительной информацией ваш багаж знаний по истории.

(защита исследовательской работы)

Ребята, сейчас на экране вы видите репродукцию картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Про историю создания картины нам расскажет Ющигина Мария.

Эта картина близка повести Гоголя. Не является иллюстрацией, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями.

Беседа с комментариями.

1.Кого из героев повести «узнаёте» вы на картине? (старик с «оселедцем» может напоминать Косьяна Бовдюга, а красавец казак рядом – Кукубенко)

2.Кто же из запорозцев казаков, изображённых рядом на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Т. Бульбу? (это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет)

Ребята, этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец – потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Шевченко.

Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.

IV. Изучение материала

Мы продолжаем работу над повестью Н. Гоголя «Тарас Бульба» и предлагаю вам поиграть в игру «Да-нетка». Она поможет определить, насколько хорошо вы знаете героев повести. Я загадала имя одного из героев и написала с обратной стороны листка. Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами « да», «нет», « и да, и нет».

Вопросы: это главный герой повести? Это женщина? Для него характерны героические поступки? Был влюблён? У него есть брат? В конце повести он погибает? Герой участвовал в осаде города? Он был ?

Получилась ли у нас полная характеристика героя? (нет, конечно)

Для того, чтобы получить полную картину характеристик наших героев – это Остапа, Андрия, Тараса мы должны рассмотреть их отношения к той или иной ситуации. Я вам раздам таблицы с учебными ситуациями, которые будим рассматривать и анализировать.

Итак, первая учебная ситуация «Андрий и Остап в бурсе». Ваша задача определить как поступки характеризуют братьев.

1. Скажите, как прошли годы братьев бурсе? () с.243

2.Изменила ли их учёба? () с.244

3.Одинаково ли вели себя братья по отношению к товарищам? () с.

Вывод: Остап - лучший товарищ, никогда не выдавал своих товарищей. Андрий – увёртывается от наказания. Кипел жаждою подвигов. Душа была доступна для др. чувств.

Рассмотрим учебную ситуацию № 2 « Остап и Андрий в семье»

1. Как ведут себя братья во время встречи с родителями?

2. На самом ли дели Андрий мазунчик? (нет, но в нём больше чувствительности, сердечности чем в Остапе)

3. О чём думают братья по дороге в Запорожье? (Остап вспоминает мать, а Андрий – полячку).

Вывод: Остап – человеческое достоинство на 1 месте; Андрий – личное чувство на 1 месте.

Следующая учебная ситуация №3 «Остап и Андрий – воины»

Сейчас прослушаем сообщения, которые подготовили мальчики, внимательно слушайте и делайте выводы. Кузьмов Б. «Остап – воин; в бою» с.268; Васюкович Д. «Андрий – воин» С.268-269.

Вывод: Остап – сражается хладнокровно, обдуманно; Андрий – ведёт в битве упоённо, несётся как пьяный.

Подошли к учебной ситуации № 4 « Предательство Андрия»

1.Скажите, с что выбрал Андрий, ведь с одной стороны – личное счастье, а с другой – семья, товарищи, Родина Андрий - эгоист, его волнует личное счастье, а не Родина)

2. Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил товарищей)

3. А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого! (он не просто предатель, а настоящий враг)

Вывод: Андрий – враг.

Просмотр фрагмента о товариществе.

4. Почему Тарас убил сына? (Андрий – предатель, при встрече с отцом он понял, что совершил проступок, Тарас любит сына, но простить предательства не может; Гоголь осуждает поступок Тараса)

Рассмотрим учебную ситуацию № 5 «Героизм»

Обратим теперь своё внимание на эпизод казни Остапа (зачитываю отрывок казни Остапа с.334)

1.С кем сравнивает Гоголь Остапа? (исполин)

2.Почему именно отца хотел видеть Остап? (чтобы тот поддержал его словом)

3. Мог ли по-другому поступить Тарас?(нет, ведь здесь в Запорожской Сечи, это не просто дети, а прежде всего товарищи, братья по духу)

4.Почему гибнет Тарас?(Тарас продолжает борьбу. С помощью эпизода казни Тараса писатель ещё раз доказывает читателю, что любовь к родине, к товариществу превыше всего) с. 167(учебник, зачитывает)

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в течение урока. Можно ли утверждать, что истоки становления характера заложены в детстве и в юности?

V. Рефлексия

Итак, ребята, мы постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н. Гоголя. А теперь я попрошу Кузьмова Б., Ющигину М., Васюковича Д. выразить своё отношение к полюбившимся героям повести при помощи синквейна.

А остальные ребята, давайте представим, что мы находимся в уникальном хранилище старых книг. И мы архивариусы, в руки которых попали фрагменты уникальной рукописи повести Гоголя. Вике и Любе нужно выделить описания, которые характеризуют Тараса Бульбу, Сергею и Коле - Андрия, Александре – Остапа.

Выступление с синквейнами

Сдают работы архивариусы.

VI. Подведение итогов. «Микрофон»

1.Чему меня научила повесть Н. Гоголя?

2.Какой главный нравственный вопрос решает Гоголь? (как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины)

3. Когда же были заложены истоки героизма и предательства у наших героев? (уже в детстве, юности)

Я думаю, что сегодня на уроке ваши сердца бились учащённо от гордости за отечественную культуру, историю, гордясь своей культурой человек будет уважать и чужую. Прошу вас, задуматься над такими словами, что « жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг...» и сделайте свои выводы.

VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание.

(на выбор)1. Нарисовать портрет полюбившегося героя.

2. Написать творческую работу на тему: «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке»

3.Выучить наизусть отрывок «Нет ничего святее уз товарищества» из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Ответ оставил Гость

В повести подвиг олецитворяет Остап, который погибает за свою родину на польской земле, его казнят, когда же умирает, он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающий волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы твердого мужа, который быразумным словом освежил его и утешил при кончине.
Другому сыну было 20 с лишним лет и в сажень ростом. Мальчики воспитывались в большой любви матери.
Отец ведет сыновей в Сечу, что бы прибщить их к военному делу ивоспитать в них дух патриотизма.
Забыв о главном, ради чего он находился в Сечи, Андрий забирает большую часть хлеба и муки и сломя голову бросается к своей возлюбленной.
Здесь проявилась его слабая воля, легкомыслие и игоизм. Он ушел к белокурой полячке, взяв пропитание и свою силу. Причина предательства Андрия - это любовь к полячке, а цель - спасение поляков от голода. Андрий убежал с полячкой и после этого он сражался против казаков отца за казаков поляков. Полячка оказалась умной, она узнала секрет Адрия и рассказала врагам.
Андрий был младшим сыном и от своего малого возраста и ненависти к отцу он был в повести предптелем, а остап был старим сыном и только по своему характеру он стал в повести героем. По телостроению Андрей и Остап были почти одинаковы. Но Андрей стал игаистом.
В Сечи Андрия очень впечатляли казни (особенно за самоубийство) . Связь Остапа с Андрием была такая первое, что Андрий был его брат и когда Андрий умерал, Остап чуть ненакинулся на Тараса. В боях Андрий убивал и своих и чужих. Вскоре Тарас понял в чём дело, он нашёл его и убил.
В поседствии Андрий умирает от своего отца Остап сожелел о смерти брата, но при жизни связь у них была тесной.
Подвигом Остапа можно назвать его пытки за Родину. Когда Остапу начали перебивать кости, не было слышно ни звука, лишь перед смертью у Остапа вырывается: "Батько! Где ты? " Среди толпы доносится голос Тараса: "Слышу". Смерть Остапа - одно из самых трагических последствий жизни Тараса. Остап умер смертью из-за люльки.
Так же можно назвать подвигом и действия Тараса. Он остался и с дерева показывал им путь, но его поймали и убили. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижит у его ноги, Тарас кричит, помогая соратникам уйти от преследователей. Даже когда его били и он уже наполовину горел, но все же он давал советы своим казакам, крикнув им в след правильный путь.
Гоголь относился к героям, как и другие авторы. Автор в повести "Тарас Бульба" с уважением, выделял все их качества. С другой стороны как к неудачникам, потому что Андрей умер из-за предательства и любви, а Остапа из-за какой-то люльки. Н. В. Гоголь относится к подвигу и предательству как к драматическим героям, которые смогли их совершить.

героизм и предательство в повести".

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

Ход урока

І. Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

ІІІ. Работа над темой урока

    Анализ темы. Лексическая работа

    Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

    А как вы понимаете слово ПРАВДА?

    Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

    Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

    А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

    Работа с карточкой: записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

    Работа с образами. Обобщённая характеристика героев

    Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

    Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

    Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?

    Аналитическая беседа

    И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

    Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.

    А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)

    А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

    Коммуникативно – ситуативное задание

    Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

    Продолжение беседы

    А кто же из братьев чтит товарищество?

    В чём это проявляется?

    А что мы можем сказать об Андрие?

    Как вы оцениваете поступок козака?

    Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

    Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

    Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

    А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

    Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

    А почему же погибает сам Тарас Бульба?

IV. Итог урока

    Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

    Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

    Оценивание

V. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)