И скучно и грустно смысл названия. Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова. Тема стихотворения о грусти

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти , которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении.

Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений и желаний. Смысл жизни для него потерян.

что пользы напрасно и вечно желать?..

Эпитеты «скучно» и «грустно» являются определяющими все настроение стихотворения. Он не видит человека, способного быть рядом с ним. Именно поэтому и любить ему некого, и некому «руку подать». Он чужд для любви, и дружбы.

Эпитет «ничтожно» подводит итог размышлениям героя о своей жизни, который не видит в ней никаких значительных событий, которые бы трогали его душу. И это вызывает в нем еще большую волну сожаления и уныния.

В конце произведения разочарование лирического героя достигает своего пика, потому что в с своих рассуждениях он делает вывод о бессмысленности жизни вообще. Это всего лишь чья-то «Пустая и глупая шутка». При помощи этой метафоры автор иронизирует над собой, и своими устремлениями, и как бы задает себе вопрос, зачем стараться что-то изменить, если шутка рано или поздно закончится?кСтихотворение написано амфибрахием, размер колеблется от трех до пяти стоп, использование этого размера позволяет передать рассуждение и изменение мысли героя, придать стихотворению плавность.

Интересно и композиционное построение в виде вопросов и ответом на него. Перед нами возникает образ человека, задающего себе вопросы и честно отвечающего на них.

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова для 9 класса

Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии - это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах. Лермонтовский герой не просто одинокий - он потерянный, лишний человек, разочарование которого достигает своего апогея. Именно такой герой представлен в стихотворении Лермонтова "И скучно, и грустно, и некому руку подать".

Стихотворение "И скучно, и грустно, и некому руку подать" - это рассуждение лирического героя о своем одиночестве, о бренности всего вокруг и бессмысленности жизни в целом. Автор произведения раскрывает перед читателем внутренний мир и размышления человека, который растерял все свои идеалы и теперь он не видит смысла ни в страстях, ни в чувствах, ни в желаниях.

В произведении 12 стихов (строк), которые разделены на три строфы (четверостишья). В первой строфе лирический герой осознает, что рядом с ним нет никого, он одинок, он разочаровался в желаниях, в них нет больше пользы. Одиночество героя передано через эпитеты "скучно", "грустно", именно такие чувства сейчас в душе героя. А повторяющийся союз И (многосоюзие) еще больше усиливает эти чувства, показывая градацию одиночества героя: "И скучно, и грустно, и некому руку подать".

Во второй строфе это разочарование увеличивается: лирический герой приходит к тому, что и в любви нет смысла, она рано или поздно тоже пройдет. Герой стихотворения оглядывается на свое прошлое, и понимает, что и в прошлом не было ничего важного. Усиливает эти чувства, как и в первой строфе, многосоюзие (повторяющийся союз И): "И радость, и муки, и все там ничтожно". Но если в первой строфе при помощи повторяющегося союза создавалась градация чувства одиночества, то во второй строфе показана градация бессмысленности всего, что было в прошлом. Эпитет "ничтожно" - это своеобразный итог, который подводит герой тому, что было им пережито и прочувствовано.

В третьей строфе разочарование лирического героя достигает своей кульминации, он приходит к выводу, что жизнь сама по себе бессмысленна, о чем говорит метафора "шутка" и эпитеты "пустая и глупая". Лирический герой иронизирует над всем, и это явно чувствуется именно в последних строках:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
Такая пустая и глупая шутка.Но ирония эта горькая. Ирония над собой, над чувствами, сейчас герой руководствуется только "холодным вниманием". Эпитет "холодный" передает не только отрезвленность героя, но и его самого, он стал холодным, холодным ко всему вокруг. Возможно даже в каком-то смысле циничным.

Написано стихотворение разностопным амфибрахием: 1-3-5-7-9-11 строки написаны 5-стопным амфибрахием, 2-6-10 строки - 3-стопным амфибрахием, 4-8-12 строки - 4-стопным амфибрахием. Использование такого размера придает мыслям героя произведения живость, автор не просто передает мысли своего героя, а он помогает прочувствовать их течение.

Разностопный амфибрахий позволяет читателю окунуться во внутренние рассуждения лирического героя, думать как он и еще более глубоко прочувствовать его переживания. Еще больше прочувствовать настроения героя позволяет строение произведение: вопрос - ответ. Лирический герой задается вопросом и сам же на него дает ответ: как будто в вопросе он пытается найти то, что могло бы в жизни быть ценным, но в ответах приходит к выводу, что ничего в его жизни ценного и важного нет. Автор произведения использовал в стихотворении прием эллипсиса, который создает задумчивость лирического героя, он что-то вспоминает, он представляет. В этих многоточиях перед его глазами проносится его жизнь, его мысли.

Рифма в стихотворении перекрестная: подать - желать, невзгоды - годы, труда - следа, невозможно - ничтожно, недуг - вокруг, рассудка - шутка. В нечетных стихах рифма точная мужская (ударение падает на последний слог), в нечетных - точная женская (ударение падает на предпоследний слог).

Настроения и мысли лирического героя переданы настолько тонко и точно, что читатель невольно вовлекается в размышления героя произведения, сам начинает задаваться вопросами и искать на них ответы, оглядываться в прошлое, вспоминать, размышлять, через жизнь лирического героя читатель начинает оценивать свою собственную жизнь, вглядываться в уголки своей собственной души.

Анализ стихотворения И скучно и грустно по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Летняя ночь Бунина

    Произведение отличается необычностью формы и сложным философским содержанием, представленным в форме белых стихов, в которых отмечается несовпадение границ предложений и границ строк, а также отсутствие рифм.

  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

    Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году

  • Анализ стихотворения Дано мне тело - что мне делать с ним Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта, по жанровой направленности является любовной лирикой с включением в нее философских элементов и представляет собой одну из составных частей поэтического сборника «Камень»

  • Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

    Данное стихотворение носит лирический и философский характер. Автор рисует картину осеннего леса, через которую свое видение природы, жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Певице Фета

    Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.

Главные темы стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно...» - темы одиночества и поиска любви. Стихотворение представляет собой размышления лирического героя о смысле жизни, являясь ярким примером интимной лирики. Монолог лирического героя, его терзания предельно искренни, он разочарован и пытается разобраться в своих чувствах.
Лермонтов, как и многие его современники, остро ощущал вокруг себя пустоту и как следствие этого - одиночество. Поэт сумел в своей лирике передать атмосферу своего времени. Образ его лирического героя воплотил характерные черты молодежи 1830-х годов: чувство бесприютности, скуки, печали, мысли о бесплодности существования.
В стихотворении « И скучно и грустно...» герой остро ощущает не только потребность в общении, а прежде всего в теплом чувстве любви. Он мучается от сознания невозможности изменить что-либо в этой жизни. В своих размышлениях лирический герой приходит к выводу, что жизнь - «пустая и глупая шутка».
Перед нами словно отрывок из дневниковых записей, исповедь. Лермонтовский герой очень искренен в анализе своих чувств и переживаний. Это является настоящим художественным открытием поэта. События духовной жизни интересуют автора в момент их становления, его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой предельно близок поэту, в его образе заключены все важнейшие конфликты бытия: он недоволен жизнью, которая представляется ему ничтожной, он недоволен и самим собой:
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.
Герой не стремится нарушить это одиночество, но он не равнодушен к жизни. В стихотворении нет тотальной безнадежности. С первых строк Лермонтов просто, но очень тонко раскрывает его душевное состояние. Скука и грусть наталкивают героя «в минуту душевной невзгоды» на размышления о своей жизни. В смысловом отношении их можно разделить на четыре части. Идея первой - на- прасность, бесполезность что-либо желать от жизни. Вторая часть говорит о невозможности любви:
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В третьей части взгляд лирического героя направлен внутрь себя. Однако оказывается, что в душе человека не осталось и следа от прошлых переживаний. Четвёртая часть - заключительное четверостишие; здесь мысль героя направлена на рассуждения о человеческих страстях, однако и они видятся ему суетными и быстротечными.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка...
В последних строках стихотворения слышится пессимистический вывод о том, что жизнь пуста и глупа. Лирический субъект подчёркивает, что смотрит на мир с холодным вниманием, а чувства его остаются незадействованными.
В основе стихотворения лежит конфликт сердца и рассудка. Не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них. Глубокое одиночество окружает его. В отличие от других произведений Лермонтова, в стихотворении «И скучно и грустно...» тема одиночества звучит особенно горько и безотрадно, и поэт не может преодолеть это гнетущее чувство. Его лирический герой пытается найти путь к спасению: он обращается к вечным ценностям, составляющим радость и смысл жизни. Пытаясь найти опору в идеалах, которые были столь ценны для него прежде, в итоге он отвергает саму жизнь.
Важной особенностью поэтики стихотворения «И скучно и грустно...» является виртуозное использование лексики и синтаксических конструкций: герой задаёт себе вопрос и тут же отвечает на него. Язык стихотворения прост и незамысловат, в нём мало художественных тропов и синтаксических фигур. Несмотря на это, стихотворение очень выразительно. Разговорная лексика делает его лёгким для восприятия, создаётся впечатление, что это мысли близкого, реального человека. Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Лермонтов применяет как мужскую, так и женскую рифму, а рифмующиеся строки располагаются перекрестно. Благодаря этому внимание не заостряется на форме стихотворения.
Обращает на себя внимание и пунктуация. Обилие восклицательных и вопросительных знаков говорит о напряжённой мысли лирического героя, о важности поставленных перед ним проблем. Шесть раз используется многоточие, воспроизводя движение человеческой мысли. Перед нами поток сознания, каждая остановка мысли, возобновлённое течение, акцент на самом главном - всё это достигается расстановкой знаков препинания. Отклонение от правил пунктуации даёт поэту возможность наиболее верно отобразить внутренний мир героя.

Стихотворение «И скучно и грустно…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы. Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворен ия разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения и скучно и грустно
  • и скучно и грустно анализ
  • анализ стихотворения лермонтова и скучно и грустно

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Средства выразительности

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «И скучно и грустно» было создано Лермонтовым в 1840 г. и отражает сложившиеся к тому времени у поэта философские взгляды на жизнь. Белинский впоследствии утверждал, что мысли, выраженные в стихотворении, полностью подходят к другому персонажу Лермонтова - Печорину.

2. Жанр стихотворения - философская лирика. Немало исследователей относят его к гражданской лирике, так как проблемы, затронутые в произведении, напрямую касаются современников Лермонтова. Прямого призыва к действию в тексте не содержится. Автор с беспощадным реализмом описывает картину всеобщего безверия и равнодушия.

3. Основная тема стихотворения - разочарование поэта в окружающем его мире и в самих людях. Мотив скуки и грусти обостряется осознанием одиночества человека («некому руку подать»). Лермонтов постепенно усиливает мотив безвыходности. Желания человека несбыточны по своей природе. Жизнь бесцельно проходит в стремлении их осуществить. Любовь, как наиболее сильное чувство, способна преобразить человека. Но она подобна вспышке, возникает и исчезает внезапно и не может быть вечной. Увлечение любовью приведет лишь к ненужным разочарованиям и печали. Обращаясь внутрь своей души, лирический герой отмечает, что прожитая жизнь не оставила для него никаких следов. Все чувства и страсти погибли в свете холодного рационального анализа. Конечным итогом размышлений автора становится мысль о том, что и вся жизнь - «пустая и глупая шутка».

4. Композиция . Стихотворение состоит из трех полных четверостиший. В нем постепенно расширяется масштаб философских размышлений автора, которые начинаются с ощущения скуки и заканчиваются признанием бесцельности прожитой жизни.

5. Размер произведения - сочетание четырех- и пятистопного амфибрахия.

6. Средства выразительности . Лермонтов практически не использует эпитеты, применяя их лишь по необходимости («сладкий», «пустая и глупая»). В конце произведения используется яркий контраст: «сладкий недуг» и «холодное вниманье». Основной акцент автор делает на применении знаков пунктуации. Несколько раз повторяются многоточия и вопросительные знаки, которые придают произведению характер серьезного размышления. На поставленные вопросы не даются прямые ответы. Рассуждение еще более углубляется.

7. Основная мысль произведения. Стихотворение действительно отражает взгляды «героя нашего времени» - Печорина. Если раньше Лермонтову было свойственно отделять своего героя от толпы, возвышать его над бездушным светом, то теперь он проводит самоанализ. Романтическое одиночество омрачено беспощадной реальностью. Автор приходит к крайнему скептицизму. Никто не в состоянии изменить мир. Все лучшие чувства и побуждения ничего не стоят. Игра страстей ненадолго увлекает человека, но моментально проходит. Остается лишь холодный рассудок, беспощадно взирающий на вечную бессмысленную суету.