Для клиентов "отличия психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции". Психологическое консультирование и психотерапия: общее и различное

Безусловно, между психотерапией и психологическим консультированием есть принципиальные различия, хотя основная цель - помочь человеку разобраться в себе, в своей жизни, в ситуации - у них общая. Суть же их различий заключена в самих названиях способов такой помощи.

Когда мы слышим слово «консультация» перед глазами сразу появляется картинка, в которой какой-то эксперт - юрист, врач, психолог, учитель - дает совет, разъясняет что-то клиенту-ученику. Все словари единогласно сообщают, что «консультация» (лат.consultatio < consultare совещаться, советоваться; заботиться) - это, во-первых, совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу; во-вторых, один из видов учебных занятий - беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний. То есть к психологу-консультанту мы обращаемся за советом, уповая, в первую очередь, на его профессиональные знания, во вторую, на его профессиональные навыки и качества и, в третью, на его личностные черты и жизненный опыт.

С другой стороны, слово терапия, как известно, переводится с греческого (therapeia) как забота, уход, лечение, и является второй частью сложных слов, означающих лечение каким-нибудь способом (каким указывает первая часть), например, бальнеотерапия - лечение с помощью купания в минеральных водах, фитотерапия - лечение с помощью растений, диетотерапия - лечение с помощью диеты. То есть, если переводить слово «психотерапия» по аналогии с этими словами, то получается лечение с помощью души или лечение душой. Соответственно, на первый план для нас в этом случае выходит душа психотерапевта, его личность, опыт и профессиональные навыки, а затем знания.

Я не случайно выделила «для нас» в предыдущем предложении - для нас как для клиентов - потому что для самого специалиста, для его профессионального самоощущения и для его работы, все эти три составляющие - знания, личностные качества, профессиональные навыки - одинаково важны. И, кстати, отличие психотерапии и психологического консультирования состоит ещё и в особенностях образования психолога и психотерапевта и способах получения навыков. Но об этом, мне кажется, стоит поговорить подробнее в отдельной статье: «Психолог-консультант или психотерапевт, какая разница? К кому обращаться?»

Наиболее ярким примером, иллюстрирующим отличия между психологическим консультированием и психотерапией, является, как мне кажется, разная реакция психотерапевта и психолога-консультанта на самый частый (и, обычно, крайне эмоционально заряженный) вопрос клиентов: «И что с этим делать?!»

В ответ на этот вопрос психолог-консультант, скорее всего, выяснит, что именно клиент хочет получить в результате своих действий, а затем, опираясь, в том числе, на свои представления о возможностях клиента, предложит совершить какие-то конкретные шаги для достижения поставленной цели и упражнения, обучающие совершению этих шагов.

Психотерапевт же, вероятно, может услышать за этим вопросом, например, скрытое, скорее всего, неосознанное самим клиентом, стремление разделить с терапевтом ответственность за принимаемые в жизни решения, желание опереться на «разрешение» значимого лица в необходимости осознать и признать за собой право на свои потребности и чувства и/или ещё пяток скрытых смыслов. В любом случае, специалист постарается дать возможность клиенту увидеть именно эти неосознанные стремления и желания. И дальше речь пойдет об отношениях клиента со своим бессознательным, о его отношении к своим качествам и особенностям - о его отношениях с самим собой - и о том, как эти отношения определяют его жизнь в социуме.

Однажды, когда я отвечала на вопрос о разнице между психотерапией и психологическим консультированием одному из своих новых клиентов, мне в голову пришла метафора, которой я пользуюсь до сих пор. Представьте себе, что будет, если вы обнаружите небольшую трещину на стене дома, тогда, по-моему, вы можете поступить тремя способами. Можно, например, взять немного штукатурки и замазать трещину, чтобы её не было видно. Можно слегка очистить слой штукатурки вокруг и починить стену, локально, в месте трещины, и как-то укрепить её (я, например, часто видела своеобразные кирпичные пристройки-подпорки у стен покосившихся домов) так, что дом простоит вполне надежно ещё целую вечность. А можно полностью перестроить часть стены или даже всю стену, если обнаружится, что трещина глубока и опасна или что стена построена не слишком добросовестно, и именно это привело к образованию трещин.

При чем тут психология? Ну, первый способ - понятно - о том, как, обнаружив проблему, заняться ею, не занимаясь ею. Наверняка вы встречали застенчивых девушек или молодых людей, которые вдруг решают, что их неуспех у противоположного пола связан исключительно с тем, что они просто не знают, как одеваться или что говорить на первом свидании, и начинают тоннами скупать модные журналы или читать книги с советами о том, как произвести первое впечатление. Нам с вами здесь обсуждать нечего.

Второй способ - обращение за психологической консультацией. Есть проблема, которую надо решить. Желательно быстро. Возможно, она единична и/или не глубока или есть подозрение, что глубока, но решить все равно надо срочно, а на «перестройку стены» нет ни сил, ни времени, ни решимости, или веры в возможность/необходимость её перестроить нет. Психологическое консультирование нацелено на решение проблемы. Психолог-консультант знает, какие бывают проблемы, у него есть целый арсенал инструментов, которыми он может научить вас пользоваться за ограниченное количество времени (обычно консультирование - это десять-двенадцать, в среднем, встреч один раз в неделю), он умеет грамотно определять, какие из этих инструментов подойдут именно вам, и он сумеет помочь вам найти ваши сильные стороны, опираясь на которые, вы сможете разрешить для себя текущую неприятную ситуацию в свою пользу или даже скомпенсировать свои особенности, из-за которых она возникла. Итак, задача психологического консультирования помочь клиенту устранить проблему, с которой он пришел, и, по возможности, научить его самостоятельно разрешать ситуации подобного рода или близкие по характеру, если они вдруг снова возникнут.

Психотерапия «перестраивает стену», чаще всего, от самого фундамента. В процессе психотерапии мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру, и к своим проявлениям себя в этом мире, может измениться кардинально. А может и не очень кардинально. Основными инструментами во взаимодействии психотерапевта и его клиента является душа первого и доверие второго. А предметом внимания и точкой приложения инструментов является личность клиента в целом, его внутренний мир, его представления о своем внутреннем мире и о мире внешнем, и отношение клиента к себе самому, к своим представлениям о себе и о своих способах взаимодействия с реальностью - его жизнь, вся, без остатка, во всех смыслах и плоскостях. Инструмент терапевта настроен так, чтобы тонко и чутко улавливать все душевные движения клиента на нескольких уровнях одновременно, и психотерапевт умеет использовать свою душу так, чтобы все эти движения стали видимыми, слышимыми, доступными для осознания самого клиента, чтобы последний имел возможность (если оставаться в рамках «строительной» метафоры) самостоятельно спроектировать и возвести свою уникальную надежную стену, что называется, под ключ, и научился использовать её максимально грамотно, бережно и эффективно.

Это длительное, кропотливое, трудоемкое занятие. Действительно, о длительности психотерапии можно сказать только, что она конечна. Никто не может знать заранее, сколько времени займет у вас этот процесс. Рекомендуемая частота встреч 2–3 раза в неделю, правда, в российской действительности (то ли как наследие советской эпохи, то ли как результат редкого использования вследствие недостаточного знакомства) клиенты часто удивляются такой частоте и настаивают на встречах один раз в неделю - это возможно, но пользы процессу это не приносит, так как несколько усложняет работу терапевта. Я, например, большое уважение испытываю к клиентам, которые с готовностью соглашаются на встречи несколько раз в неделю, поскольку для меня это знак, говорящий о том, что человек сам с уважением относится к себе, внимателен к своей жизни и готов вкладывать душевные силы, время и деньги в её обустройство. Поскольку психотерапия - процесс весьма интимный и энергозатратный, существует множество правил (сеттинг), призванных обеспечить его безопасность и эффективность, которые необходимо соблюдать обоим участникам процесса. Это тоже разговор для отдельной статьи. Итак, задача психотерапии - помочь клиенту пересмотреть самые основы своей жизни, для этого осознать, признать и принять скрытые, подавленные чувства, «признать и лучше узнать смыслы, которые до сих пор были неизвестны»* и научиться выражать все это в словах, а не в действиях, чтобы появилась возможность увидеть и прочувствовать «глубинную непрерывность эмоций и жизни в целом»*.

Надо сказать, что описывая процесс психотерапии, я исходила скорее из аналитических представлений о задачах и отношениях терапевта и клиента. Представители других направлений, скорее всего, могли бы внести свои коррективы в это описание. Надеюсь, что мне удастся собрать эти «другие» представления в отдельной статье.

А пока, в завершение, стоит, мне кажется, кратко изложить основные мысли.

Мы говорили о том, что основная цель - помочь человеку сделать свою жизнь лучше - у психологического консультирования (К) и у психотерапии (Т) общая. Однако эти процессы имеют принципиальные отличия.

К. Помочь человеку решить конкретную проблему, осложняющую его текущую жизнь и, по возможности, научить его самостоятельно справляться с подобными ситуациями в дальнейшем, разворачивая их в свою пользу.
Т. Помочь человеку кардинально пересмотреть свою жизнь, открыть для себя самого себя, научиться видеть в себе, в своих отношениях с собой, с другими и с реальностью целостную непрерывную жизнь и осознанно быть в ней сутью, причиной и следствием.

Предмет внимания

К. Проблема клиента.
Т. Личность клиента.

Запрос клиента.

К. Получить советы и помощь в виде конкретных упражнений и действий, способных помочь решить возникшую в жизни задачу.
Т. Получить профессиональное сопровождение в процессе глубокого познания себя, изучения и, при необходимости, изменения своей жизни.

Инструменты.

К. Полтора-два месяца (10–12 встреч).
Т. Длительный процесс (от полугода до нескольких лет).

Частота встреч.

К. Один раз в неделю.
Т. Два-три раза в неделю (в идеале).

Длительность одной встречи.

К. От часа до двух-трех часов, в зависимости от обоюдных договоренностей.
Т. Пятьдесят или пятьдесят пять минут.

Образование.

К. Высшее, занимает, в среднем, 5–7 лет.
П. Высшее, занимает, в среднем 8–15 лет.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование.

Это ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psycho-icrapy) является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психо­логической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который является общепринятым в мировом сообществе.



Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма условны, что не раз отмечалось различными авторами (Sorey G., 1977; Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом.

Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода".

Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя - шаг, требующий определенного мужества, - гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации.

Важная черта психотерапии - особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются.

Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С, 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздей ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен.

Идеальный клиент- это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным этого количеством времени и мотивацией. К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки зрения, - это психологический

диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной.

Требований к образованию специалистов по психотерапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.

Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования -- широкая и многогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу (Карвасарский Б.Д.1985; Василюк Ф.Е., 1988).

"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.).

В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, - это объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью. Это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии - основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности.

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы чисто “консультативные” по своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии в обычном смысле этого слова. Это, в первую очередь, интерперсональные проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже настолько осложнились, что нуждаются в долговременной коррекции их последствий. Консультирование же - прежде всего превентивная, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в консультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотерапии), признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицинскую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально-психологического обучения (АСПО), психотренингов и т.п. Но использует их не для лечения (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений, задействовании для этого внутренних ресурсов самого клиента, а также развитие его личности. В этом отношении большую роль играет ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание ценностей клиентам.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его собственных потенций на борьбу с психологическими трудностями и лишь за неимением личностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один очень существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта традиционно не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

Таким образом, соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (см. табл. 1).

Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями психики человека

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Какова же специфика различных видов консультативной практики?

Выше уже говорилось об определении психоконсультирование как вида психологической помощи. Действительно трудно конкретно и четко определить этот вид деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет собой родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Оно включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта отрасль включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь тем, кто собирается разводиться и т. д.

Так вот в чем суть взаимосвязи психоконсультирования, психокоррекции и психотерапии?

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, практикующими психологами эти сферы часто смешиваются.

Психологическая коррекция и психотерапия (наряду с психологическим консультированием) является видами психологической помощи.

В отличие от психологического консультирования они предусматривают более активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровни функционирования человека и, как правило, требуют большего времени для осуществления.

Психологическая коррекция представляет собой тактичное вмешательство в процессы психического и личностного развития человека с целью исправления отклонений в этих процессах и часто оказывает влияние не только на личность, но и на ее окружение, организацию жизнедеятельности.

Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само - и мировосприятие. В связи с этим говорят об изменениях радикала или екзистенціалу, что определяет личность, об интеграции (3. Фрейд), индивидуацию (Кол. Г. Юнг), компенсацию (А. Адлер), персонализацию, личностный рост (Кол. Роджерс), самоактуалізацію (А. Маслоу), усиление "Я" (бихевиоральная ориентация) и т. др.

Рассматривая термины "психотерапия" и "психологическая коррекция", стоит помнить, что в психологической и психологически-педагогической теории и практике они часто употребляются как синонимы. Это связано с тем, что понятие психотерапии в отечественной психологии появилось сравнительно недавно. Долгое время психотерапия развивалась как отрасль сугубо медицинской помощи. По коррекции, то, выйдя из недр дефектологии, впоследствии перейдя в возрастную и педагогическую психологию и активно используясь в работе с детьми (приобретя оформления как "психологическая коррекция), этот термин вышел за пределы детской психологии и стал применяться в отношении взрослых при оказании им психологической помощи.

Проникновение достижений зарубежной психологии и ЕЕ понятий в контекст нашей науки внесло некоторое недопонимание в существующую терминологию. Так, в отношении психологической помощи в вне медицинском аспекте в отечественной психологии чаще употреблялся термин "коррекция", тогда как в зарубежной - "психотерапия". Итак, поскольку существуют два термина, попытаемся исследовать специфику каждого из них и то общее, что есть между ними.

Там, где психолог работает не с аномальными лицами, а с теми, чей онтогенетический развитие находится в пределах нормы и которые нуждаются в помощи не в интеллектуальном, а в личностном развитии, разделение психотерапии и коррекции значительно усложняется. Рассмотрим два принципиальных момента: цели и методы этих видов психологической помощи.

Цель психотерапии - создание условий для полноценного становления личности, цель психологической коррекции - устранение недостатков в развитии личности.

Итак задача психологической коррекции имеют определенное смысловое различие, хотя могут подчиняться психотерапевтической целью как более общей. Что же до методов, то психологическая коррекция в отличие от психотерапии не имеет своих специальных методик, а пользуется в зависимости от потребностей методами психотерапии, педагогики, медицины.

Таким образом, психологическая коррекция приближается к психотерапии и даже совпадает с ней, когда осуществление коррекционного воздействия помогает реализации психотерапевтической цели, а также когда она использует исключительно (или преимущественно) психотерапевтические методы помощи человеку

Важными признаками психологической коррекции является дискретность и ориентация на возрастные нормы. Дискретность означает воздействие психолога на относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека. Воздействие осуществляется на основе теоретических представлений о норме протекания познавательных и эмоциональных процессов, о нормах целое образование в том или ином возрастном периоде. Ориентация на возрастные нормы определяет контингент коррекционного воздействия (преимущественно дети, подростки, юношество) и использования психодиагностических методик.

Задачи психологической коррекции формулируются в зависимости от своего адресата - ребенка с аномальным развитием или личности, которая имеет определенные отклонения и трудности в пределах психологической нормы. Они также определяются содержанием коррекционной работы:

o коррекция умственного развития;

o коррекция эмоционального развития;

o коррекция и профилактика невротических состояний, неврозов. Существуют различные недостатки характера, которые подлежат психокоррекции. Они привлекают внимание окружающих и часто является предметом их заботы.

Рассмотрим типологии недостатков личностного развития людей, находящихся в пределах психологической нормы:

o повышенная возбудимость, гневливость;

o пугливость и болезненные страхи; пессимизм или преувеличенная веселость;

o неустойчивость, повышенная импульсивность;

o конфликтность;

o упрямство;

o равнодушие;

o неряшливость;

o лживость;

o постоянная жажда наслаждений;

o чрезмерная активность или пассивность;

o замкнутость; болезненная застенчивость;

o склонность к воровству; негативизм;

o склонность к блужданию; невнимательность;

o деспотизм; чрезмерная беспомощность;

o жестокость в отношении животных;

o зло мило ни выглядели, издевательство над окружающими и др.

Названные недостатки могут быть относительно дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь более тотальный характер и быть связанными со становлением акцентуации, ведущих переживаний, системы отношений и ценностных ориентаций. Этот момент является важным для диагностики и выбора видов психологической помощи личности - коррекции или психотерапии, или коррекции в рамках психотерапии.

Основными этапами психокоррекционной работы является диагноз, прогноз, создание психологически-педагогической коррекционной программы, ее выполнение и анализ ее эффективности. В диагнозе (на основе психологической диагностики с использованием тестов) фиксируются показатели психического развития, их соответствие нормам, формулируется гипотеза относительно причин отклонений.

Психологический диагноз включает также формирование прогноза. Прогноз предсказание дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой.

Особенностями программы коррекции является наличие сугубо психологической и педагогической частей. Психолог разрабатывает и осуществляет психологическую часть. Педагогическую часть психолог может разрабатывать как самостоятельно, так и вместе с родителями, социальными работниками, педагогами, родственниками (в зависимости от того, кто будет работать с ребенком).

Педагогическая часть выполняется под постоянным контролем психолога. Поскольку корректирующее воздействие направлено на определенные конкретные характеристики, то показателем эффективности выступают измерения этой характеристики до и после коррекции.

Приведем пример короткого записи этапов возможной психокоррекционной работы с важковиховуваним подростком, что отстает в учебе.

Диагноз: школьная дезадаптация с выраженным отклонением в развитии мотивационно-волевых процессов, в обучении и поведении в целом. Уровень самоконтроля, импульсивность поведения соответствуют нормам старшего дошкольного возраста. Возможные причины - обострение индивидуальных особенностей характера и регресс в самоконтроле в связи с кризисом подросткового возраста И психотравму юными обстоятельствами в семье.

Прогноз: без специального вмешательства и помощи парень через один-два года выйдет из-под влияния семьи и учебно-воспитательных заведений. При условии осуществления психокоррекционной работы подросток может ощутимо повысить уровень самоорганизации поведения для нормализации обучение в течение года. Коррекционная программа составляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей клиента, его социально-психологической ситуации дома и в школе.

Основная цель - исправление такого недостатка, характера, как лень, усиление мотивации к обучению, помощь в социальной адаптации в целом. В программе разрабатываются задачи трех уровней: задача-максимум - возвращение мальчика в школу, минимум - продолжение обучения в домашних условиях, а также промежуточный вариант - посещение частных учебных заведений. Указываются этапы, соответствующие им сроки, задачи и направления работы, те, кто отвечает за эти виды работ (психолог, родители, учителя, социальный работник, гувернер и т. п). Поэтапно определяется эффективность психокоррекционной программы.

Психологическое консультирование как непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, в которых основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование, ориентированное прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, которые положены в основу большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы во время психологического консультирования. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те аспекты взаимоотношений, которые являются источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Организационной основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента относительно других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и согласно этого нового видения изменить свое отношение к тому, что происходит и своего поведения.

Пситерапевтичний воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом-психотерапевтом обсуждаются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации.

Важная черта психотерапии - особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются.

Анализ глубинных основ психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С, 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и лишь иногда превышает 5-6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение нескольких лет.

Вышеприведенные разграничения, связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т. д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, несколько ограниченное. Идеальный клиент - это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, что имеет достаточное для этого количество времени и мотивацию.

Естественно предположить, что при наличии определенного количества существенных различий в этих двух формах воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Как уже было отмечено выше: основные требования к психологу-консультанту, на наш взгляд, - это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (работа под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к специалистам по психотерапии значительно больше, и они содержат в себе, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психологов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, которые, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, который обращается к психологу, по традиции называется не клиентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой ситуации возможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря чему он может лучше ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно использовать такие средства воздействия, как перенос и контрперенесення.

Различия психотерапии и консультирования - широкая и многогранная тема. Конечно же здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу (Карвасарский Б. Д., 1985; Василюк Ф. Е., 1988).

"Человек с улицы", что обращается к психологу за помощью, особенно в нашей стране, в которой пока что не каждый даже представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть предоставлена. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это порой бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т. д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, - это объяснять, в чем именно он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, как такое, что ориентировано прежде всего на достижение конкретной цели и не слишком обязывающую за типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психологической работы.

Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что она сразу же обратится за более серьезной помощью - это может произойти не сразу или даже никогда не произойти, но простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным.

Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии - основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

в Зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи, применяются две основные формы работы: индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа применяется в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента: чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной. Можно сказать, что индивидуальная форма работы имеет преимущество во всех тех случаях, когда характер проблематики требует не только розвиткової и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, приближая психологическую помощь до психологического воздействия. В отечественной традиции подобную практику все чаще называют "вне-медицинской психотерапией".

Когда же упор делается на развивающей, учебный или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течения "анонимные алкоголики" или в "движении за актуализацию человеческого потенциала" (Human Potential Movement) в 70-е годы в США, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе - важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Которые, в общем виде, задача оказания психологической помощи?

2. Охарактеризуйте связь и различия психотерапии и консультирования.

3. Что такое психологическая коррекция?

4. Каково соотношение терминов психологическая коррекция" психотерапия"?

5. В чем заключаются задачи психологической коррекции?

6. Назовите основные этапы психологической коррекции.

7. Опишите, как складывается психокоррекционная программа, и найдите в литературе образцы таких программ.

Использованная литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию". Москва, 1995.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-Москва, 1993.

3. Атватер Н. Я вас слушаю... - Москва, 1988.

4. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Дидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. -Москва, 1990.

5. Васькоеская С. В., Горностай П. П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. -Киев, 1996.

6. Горностай П. П., Васькоеская С. В. Теория н практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев, 1995.

7. Журнал практикующего психолога. 1995. № 1.

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - Москва, 1994.

9. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - Москва, 1993.

10. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А. Г. Лидерса. -Москва, 1991.

11. Основы консультативной психологи: Анализ современных концепций.-Киев, 1992.

12. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. Й. В. Дубровиной. Москва, -1991.

13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -Москва, 1989.

14. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. -Киев, 1991.

15. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с литовского. М.: Академический проект. -1999. -240 с.

16. Цапкин В. Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Моск. психотерапевт - 1992. № 2.

17. Ейдемиллер 3. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Ленинград, 1990.