Что делать, если я не понимаю материал лекции (предмет в целом)? Что делать, если тебя не понимают

Люди часто попадают в безвыходные ситуации. Правда такова, что попасть в них очень легко, а вот выйти – это настоящая работа над своим пониманием жизни и произошедшей проблемой. Но все равно, можно найти выход, только вот настолько болезненным он будет для нас, зависит только от нас и никого другого.

Что делать, когда не знаешь, что делать?

Сталкивались с таким? Уверен - да. Все мы время от времени попадаем в ситуации, когда чувствуем себя потерянными и беспомощными. Это, как несложно догадаться, не есть хорошо.:) И очень неплохо разобраться в этом, понять что такое происходит и как с этим бороться. Ну, что происходит, на первый взгляд кажется очевидным - чего-то человек не знает… и-и-и всё?

Разумеется нет. Подобные вещи могут произойти с нами даже когда мы неплохо подготовлены в смысле знаний и даже опыта. В одной из своиз предыдущих статей я уже говорил, что любой негатив - это привычка. Причем привычка доставшаяся нам скорее всего из очень раннего детства. В данном случае все именно так и есть.

Все привычки работают подобно компьютерным программам, то есть четкой последовательности команд. А запускают их события, которые с нами происходят. И вот если это событие напоминает чем-то некое неприятное событие пережитое вами в далеком детстве, то очень велика вероятность, что вы и переживать будете те переживания, что переживали тогда. А в детстве мы все очень часто чувствовали себя растерянными.

Что ж с этим я думаю все ясно. Главное же, что из этого следует это как раз понимание, что нам предстоит противостоять привычке. А они действуют очень похоже на рефлексы. Что мы делаем, если возникает необходимость противостоять некоторому рефлекторному действию? Мы подготавливаем себя к нему, чтобы в нужный момент сделать не то, что он требует.

Так и тут. Однако моментов, когда потенциально мы могли бы почувствовать растерянность, слишком много… это что же постоянно ходить в ожидании? Нет конечно. Да и не получится, хотя находиться в состоянии бдительного ожидания - лучшая стратегия поведения. Но будем исходит из реальных наших возможностей. И все что нам нужно сделать - приучить себя В ЛЮБОЙ НЕОЖИДАННОЙ СИТУАЦИИ начинать глубоко и ровно дышать.

Это очень несложно сделать, если приложить минимум усилий. С нами каждый день происходит море неожиданных мелочей, на которые мы обычно не обращаем внимания. А вот теперь можно их использовать с пользой: осознал, что произошедшее событие было неожиданным - начал глубоко и ровно дышать. Через несколько дней это начнет происходить без особых усилий. А самое интересное произойдет тогда, когда вы уже наработаете необходимый опыт и случится что-то что реально выбьет вас из колеи. Вы поймаете себя на том, что начали ровно и глубоко дышать, вспомните - зачем вы натренировали это действие и собственно смысл этой статьи.

Все эти действия не позволят запуститься программе растерянности и вы быстро сообразите - что лучше всего сделать в данной ситуации.

Самое первое - это перестать себя жалеть, здраво оценить ситуацию, бороться с пессимизмом, страхом. Нужно бороться со своим страхом, что не дает вам вдохнуть полной грудью. Мы должны приучить себя смотреть позитивно на сложившуюся ситуацию и нас весь мир, что нас окружает.

Принимаем выбор

Принять выбор очень нелегко, и все равно, какой сферы жизни он будет касаться. И когда между двух дорог, мы думаем куда идти, нас сдерживает страх неправильного выбора, и мы остаемся на месте страдая. Поэтому, всегда нужно идти вперед, отвечая за каждый свой шаг, как это делает взрослый, самостоятельный человек. Вам нужно контролировать себя, научиться взвешивать положительные и отрицательные последствия, принять то, что вы тоже можете ошибиться.

Первый шаг

Не нужно бояться, что вы ошибетесь. Старайтесь не задавать себе вопроса: просто не знаю, что делать в сложившейся ситуации, как поступить? Нет такого человека, что не делает ошибки, даже самый умный и самый мудрый человек ошибается. Нужно быть благодарным тому, что у вас есть свой «сундук с опытом», что вы приобретаете, так как это самое важно, что есть в вашей жизни и именно этот опыт позволит стать вам сильнее и крепче переносить другие жизненные тяготы. Так что, берите управление жизнью в свои руки и ни в коем случае не разрешайте страху командовать вашими поступками! Также не стоит бояться перемен в жизни, только в болоте все протекает тихо и спокойно, а в горной реке всегда вода бурлит. Так что, не бойтесь выходить из зоны своего комфорта! Стоит всегда повторять себе и вслух и про себя, что перемены – это только хорошо и любая перемена приведет вас к новому более лучшему результату. Делая такой мини тренинг над собой, вы начнете понимать что ваша безвыходная ситуация – это просто ситуация из которой есть не один выход.

Измените отношения к проблеме

Вы не единственный человек на Земле, что бывал в трудных ситуациях. Есть очень много знаменитых и известных людей пережитых тяготы жизни и посерьезней. А сколько неизвестных людей пережили? Думаем, очень много! Вы можете без труда найти в Интернете несколько подобный историй и прочесть, как люди смогли выйти из них. Повторяем еще раз, возможно, вы просто не хотите выйти с привычного состояния своей жизни, но именно это вам необходимо. Так очень часто происходит, когда люди поддерживают изжившие из себя отношения, или работают на работе приносящей только негативное впечатление, потому что там тебя не уважают и не ценят. Почему так происходит? Дело в том, что причиной нашей безысходности является заниженная самооценка. Вот, почему важно понять свою проблему, и выйти из нее, как бы тяжело нам не было.

Работа над самооценкой

Когда вы себе говорите: что делать, не знаю даже - это означает, что ваша самооценка сильно занижена. Поэтому начинайте работать над ней. Если это не делать, то чтобы вы не предпринимали, у вас будет большая вероятность, что вы вернетесь на прежнее плачевное место. Нужно полюбить себя и не быть «святым», то есть, разрешать всем глумиться над вами или подставлять вторую щеку для пощечины. И вам не нужно лениться, ведь часто именно лень порождает тупиковую проблему. Рассказывая все вокруг свои «басни» и отговорки, вы начинаете сами в них верить! Так что, хорошенько поразмыслите над тем, что вы произносите, возможно, вы сами «наговорили» себе проблему, и просто ленитесь ее решать.

Лень – ваш враг

Боритесь с ленью, как будто она ваш злейший враг! Повышайте свою мотивацию, а не просто говорите слова по ветру. Вы можете, записать возможные пути решения вашей ситуации на бумаге. Записывайте даже самые фантастические, например: «слетать на Луну» или «Телепортировать кого-то в Африку». Все пишите, и прочтите через время, вы увидите, что из всех ваших записей несколько достойны аплодисментов!

Жалость прочь

Кто не испытывал удовольствия от жалости к себе? «Мол, я такой несчастный, погладьте меня по головке, скажите, что все будет хорошо…» А как оно станет хорошо, никто в тот момент не спрашивает… Вы наоборот, ставьте перед собой цели, забудьте о людях, что вас обижают и приносят только негатив в вашу жизнь, если даже вы зависите от них материально, подумайте, как решить эту зависимость. Не разрешайте жалеть вас людям, не разрешайте признавать то, что у вас нет выхода, что во всем виноват «рок судьбы», это все неправда! Посмотрите на элиту страны там многие «выбились» в жизнь благодаря своим сильным качествам. Представьте себе также на минутку Джеймса Бонда. Подумайте, жалел бы он себя в такой ситуации, сидел бы, сложа руки? Ответ очевиден, что, конечно же, нет! Мы надеемся, что вы немного разобрались в своей проблеме и поняли, что в большинстве своем, наши проблемы надуманные и носят чисто психологический характер.

Поэтому, если вы себе говорите: просто не знаю, что делать, значит нужно остановиться и обдумать все происходящее и в процессе обдумывания ничего не предпринимать, а потом идти вперед и устраивать свою жизнь!

Итак, 7 шагов

Шаг первый - успокоиться

Опустить руки, прекратить истерики, перестать рвать на себе волосы и падать в обморок от неопределенности. Разрешите себе расслабиться: примите ванну, выпейте чашечку кофе (чая, компота). Коньяком лучше не увлекаться. Если есть возможность – обязательно хорошо отоспитесь.

Шаг второй - вперед на природу

Как часто люди в городах, особенно больших, закрываются в своих скворечниках. А если вы читаете эти строки, то наверняка периодически ныряете в социальные сети, личные дневники, сетевые игры и другие прелести Интернета, из которых вырваться не так-то легко даже человеку с устойчивой психикой.

Так вот, вперед на природу! Желательно на неделю. Но если обстоятельства не позволяют - на целый день. Если совсем плохо – на 2–3 часа в парк с собакой, с велосипедом, роликами, c детьми или просто, наедине с самим собой, созерцая гармонию природы и наслаждаясь красотой текущего времени года.

Уже после этого страх начнет рассеиваться, беспокойство таять. А полезные мысли снисходят с Олимпа. Если этого не произошло, то

Шаг третий – освобождение

Возьмите лист бумаги и напишите все, что вам не нравится в вашей жизни. Опишите подробно ту ситуацию, в которую сами себя загнали, или кто-то вас загнал. «Кого-то» тоже хорошенько опишите, на всякий случай (он об этом не узнает). Не жалейте бумагу.

Примите решение, что это вас действительно не устраивает. Тогда вы можете без особого сожаления расстаться раз и навсегда с нелюбимой работой, вредными знакомыми, с эмоциями страха, жалости, злости.

Простите всем, и себе - в первую очередь. Прощение освободит вас и даст дополнительную энергию.

Если что-то жалко – придется жить, как жили, пока опять не прижмет.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Понимаю, что ничего не понимаю.

Рауф, доброго времени суток! Двигаясь в просторах интернета, я нашла сайт, где Вы в доступной форме помогаете студенту разобраться в себе. Где не просто видите ситуацию, а указываете на непосредственный источник проблемы. Возможно, у Вас будет время, и Вы откликнитесь на мою просьбу о консультации.

Р.М.

В чем проблема?

Я студентка 3 курса очной формы обучения. В перспективе - юрист. Что беспокоит? У меня никогда не было проблем в учебе, всегда закрываю сессии без троек. Однако в этом году никак не могу взять себя в руки и заставить себя учиться полноценно. Прихожу домой, выделяю себе время на отдых - много читаю, обедаю, что-то делаю по дому или просто смотрю фильм. Проходит 2 часа, и тут я начинаю тянуть время, чтобы не учить. В конце концов пересиливаю себя, сажусь и разбираюсь в теории, но на практике понимаю, что "ни черта не понимаю", а времени уже нет - обычно на часах 1-2 ночи. Затем я сплю часа 4, утром еще читаю и с кашей иду в вуз. На семинарах, извините, лажаю, преимущественно молчу, и если спрашивают - получаю оценки хуже, чем могу заработать. Возвращаюсь домой, часа 2 сплю,потому как мозг не соображает, а потом все по новой. Часто плачу. Примерно недели через 3 такого режима я поняла, что начинаю сходить с ума и не перевариваю свой вуз категорически. Смотрю, что однокурсники не только успешно учатся (даже не вдаваясь в подробности предмета), но и занимаются внеучебной деятельностью в вузе: научной, творческой, волонтерской. Деканат поддерживает идею, что просто учиться в вузе мало, нужно учиться на отлично, заниматься наукой, креативить и пр., иначе в "характеристике нечего написать". Но мне сложно представить, что я буду "скакать" с голым животом на сцене перед преподавателями, публиковать в газете факультета заметки (ибо очень личное, пишу для себя) или обсуждать особенности трансмиссии. Вроде бы и понимаю, что каждому свое, но в последнее время это начинает дико давить на психику. Знаю, что сравнивать с другими себя не стоит, что все сделать невозможно, но раньше-то я не мучилась с этим. А сейчас смотрю на себя и понимаю - качусь вниз, деградирую. Вот думаю, может это не мое? Хотя юриспруденцию обособленно от вуза я люблю. Я не перекладываю ни на кого свои проблемы, но сейчас дико запуталась - почему так выходит - а разобраться не получается, как ни бьюсь.

Р.М.

Это довольно распространенная ситуация когда на 3 курсе у человека наступает «кризис» в учебе. Очень часто люди, которые хорошо и легко учились на первых курсах, на 3-4 курсе теряют интерес к учебе. Обычно это связано с тем, что та мотивация, которая двигала человеком раньше исчезла, а новая так и не появилась. (Хотя конечно в каждом случае надо разбираться отдельно – какая была прежняя мотивация и почему она теперь не срабатывает)). И задача состоит в том, чтобы найти новую мотивацию для учебы, потому что без мотивации учиться сложно. Раз ты мне пишешь, значит наверное читала мои консультации на сайте и видела, что прежде чем давать какие-то рекомендации, я задаю довольно много вопросов, для того чтобы составить как можно полное представление о том, что ты за человек и в чем собственно заключаются твои проблемы. И чем подробнее ответишь, тем легче мне будет тебе помочь. Для начала расскажи, что конкретно не получается сделать – домашние задания, проекты и т.д.? И ходишь ли на лекции и семинары?

Учебе отвожу 6 часов в ВУЗе минимум и часов 5-6 дома. Лекции и семинары посещаю, не ходить - себя не уважать, да и что это даст? Ничего. У меня трудности с подготовкой заданий. Я осваиваю теорию, вникаю в нее, а с заданиями начинается игра "потяни кота за хвост". Учитывая, что каждый день по 2 семинара по разным предметам, подготовка заданий превращается в пытку. Я с самого утра прикидываю, что нужно делать и СКОЛЬКО нужно сидеть, чтобы подготовить ВСЕ задания. При этом, курсовые, проекты, отчеты, отзывы и пр. пишу хорошо, но в своем режиме - ночью, когда времени много, а утром отсыпаюсь. Больше люблю режим сессий, опять же потому, что режим вырабатываю сама. Вторая проблема существовала у меня всегда - я боюсь сказать что-то не то на семинарах. Отвечаю, только когда спрашивают. А сама никогда, даже если знаю.

Р.М.

В "лени" тебя упрекнуть сложно, ты много учишься, я бы сказал даже слишком. Поэтому давай сфокусируемся на том, что собственно тебя не устраивает. Ты писала, на практике понимаю, что "ни черта не понимаю" - давай подробнее про это. Что значит «не понимаю"? Есть несколько уровней понимания:

1. Ответить то, что прочитала на экзамене дословно.

2. Ответить на экзамене или семинаре своими словами.

3. Применяя теорию решить конкретную практическую задачу.

Если сравнить твое понимание с пониманием твоих однокурсников, то в чью пользу будет сравнение?

Думаю, что дословно отвечать на экзамене просто глупо. Мне нужно понимать суть вещей, а не копировать кого-то - иначе в голове ничего не останется. Отвечаю устно нормально. Сложность заключается в применении теории, потому что ищу слишком много вариантов и никак не могу выбрать - не уверена что ли...не знаю, почему. Однокурсники больше говорят, рассуждают о банальных вещах, которые и так понятны, за счет этого выезжают. Если брать в расчет уровень понимания непосредственно, то есть люди, которые с ходу ориентируются (я же медленно, но как танк иду к этому), есть и полные бум-бум. Хочется проще относится к учебе, а не гнаться, как угорелая.

Р.М.

Понятно - ты стремишься к более глубокому пониманию предмета, чем большинство (а может и все) твоих однокурсников, которые скорее с ходу ориентируются в поверхности предмета, но не стараются понять его суть? Но твое старание понять суть предмета отнимает очень много времени и сил. А у них это поучается быстро и в принципе для ответов на семинарах и экзаменах этого вполне хватает и преподавателей тоже устраивает их уровень знаний.

Одногруппники в большинстве случаев "выезжают" за счет находчивости и активности, но не знаний, т. е. услышат мизерную часть правильной информации от других и начинают ее развивать прямо на месте перед преподавателем. Чаще всего это просто слова, разговор "ни о чем", но в то же время такие "махинации" не оставляет места для пауз. Я же в большинстве случаев должна опираться на факты, четко выверенные положения- для меня это правильно и необходимо для собственного спокойствия. Нельзя сказать, что я не обладаю ораторскими способностями, не могу действовать аналогичным образом (как одногруппники). Бывает всякое - часто получается вполне сносная "импровизация на лету". Но все-таки пустые разговоры вызывают у меня дискомфорт - не мое. Как будто в руках бомба с часовым механизмом и тебе нужно отрезать проводки. Поэтому я веду себя спокойно и сдержанно, а преподаватели думают, что я не заинтересована в предмете или мало знаю

Р.М.

Ситуация более-менее проясняется. Про бомбу с часовым механизмом я понял - ты в принципе можешь импровизировать, но такие импровизации вызывают у тебя сильный дискомфорт. Сделай вот что - назови пять прилагательных, которые наиболее точно характеризуют твоих однокурсников, которые "выезжают" за счет находчивости и активности, но не знаний, т. е. услышат мизерную часть правильной информации от других и начинают ее развивать прямо на месте перед преподавателем.

Самоуверенные, самовлюбленные, изобретательные, коммуникабельные, высокомерные. Ну и наглые еще. Примерно так.

Р.М.

Вот что могу сказать про твою ситуацию. Ты такой человек, который пытается вникнуть в предмет который изучаешь достаточно глубоко, что называется проникнуть в суть. И конечно такое вот проникновение требует очень больших затрат времени и сил, как ты говоришь нужно просто жить в учебниках, что вполне естественно. И вроде бы все ничего, и даже можно было бы продолжать так сильно вкалывать, если бы такие трудозатраты имели бы результат и были бы оценены по достоинству другими людьми - преподавателямии и студентами. Так нет же! - преподавателям по большому счету все равно, и даже более того они часто ценят тех, кто выезжает за счет наглости, самоуверенности и коммуникабельности, но которые затратили в десятки раз меньше энергии чем ты изучение предмета. И это очень обидно! А ты не хочешь выглядеть такой наглой и высокомерной как они, ты на семинарах и экзаменах ведешь себя как тебе кажется в противовес им - спокойно и сдержанно, что вызывает у преподавателей впечатление что ты не заинтересована в предмете, а значит чтобы добиться хорошей отметки тебе нужно еще больше вкалывать - а больше уже некуда и это приводит тебя в отчаяние. Именно эти два чувства - обида и отчаяние довлеют сейчас над тобой и именно они и мешают спокойно учиться.

Насчет одногруппников вы не правы. С одногруппниками отношения отличные, спокойно обсуждаем любые темы, смеемся подшучиваем, подсказываем друг другу и пр. И это касается всей группы в целом, и каждого студента в отдельности. Вне вуза спокойно общаемся. Никакого противовеса нет и быть не может. На парах - да, редко бегу вперед паровоза, но по жизни вообще не забиток, который сидит в углу и пренебрежительно косится в сторону преподавателей и студентов. Судя по ответу, вы предполагаете, что у меня именно обида на студентов и преподавателей, потому что они не замечают моих результатов. Это не про меня. А вот что правильно отмечено, - мне нужно вдумчиво осваивать материал ДЛЯ СЕБЯ! Для своего развития. Учиться, чтобы кто-то заметил, "по головке погладил", сказал, какая я хорошая, нерационально. Чтобы твоя самооценка вечно зависела от кого-то? Что за комплексы? Нет. Я в ответе только перед собой. Спасибо за консультацию.

Р.М.

В эгоистичном современном мире, когда одиночество, стрессы и депрессивный настрой стали повседневным явлением, чувство, что тебя не понимают, посещает существенный процент населения планеты.

В эти дни хочется петь песенку Водяного про «жизнь-жестянку», кутаться в плед, пить вино и заниматься самокопанием. Но так ли критично быть непонятым и можно ли с этим бороться?

Трудности перевода

Есть интересная наука соционика, которая вплотную исследует вопросы взаимопонимания и душевного комфорта с разными индивидами .

И вот к какому выводу она пришла: лишь встретив своего «дуала», предначертанного вам судьбой, «квадрой» (социальной подгруппой) и психологией вместе взятыми, вы сможете полностью ощутить счастье понимания.

В иных ситуациях базовые черты и приоритеты, менталитет, воспитание и тип личности людей так разнятся, что прийти к кому-либо консенсусу можно лишь при большой вежливости, уважении, тактичности, деликатности и обилии взаимных уступок. И все равно остаться непонятым!

Говоря на одном языке, используя похожие слова, тон и эмоциональную окраску, мы все равно вкладываем разный смысл в похожие фразы.

Всем нам не помешал бы универсальный переводчик, который по команде «Окей, гугл» объяснял бы, что ваш коллега/начальник/бойфренд на самом деле имел в виду. Быстро и заблаговременно – до того, как вы успеете обидеться, расплакаться, убежать и закопаться в одеяло.

«Меня не понимают»: что делать?

Прежде, чем бросаться в омут самобичевания и одиночества, задумайтесь вот о чем: а сами вы точно понимаете других?

Может ли ваша ближайшая подруга, мама или парень похвастаться всесторонней поддержкой и крепким «тылом»?

И, самый важный момент, насколько тонко вы осознаете себя – свои мотивы, желания, обиды, подсознательные причины проблем и комплексов?

Понимать других индивидов (того же «равнодушного, безучастного» мужа, к примеру, или «слишком строгую, скучную» мать) – довольно трудно.

Хотя бы потому, что для этого нужно приложить усилия, вложиться энергетически, потратить время. Забыть ненадолго о себе, присмирить внутренних демонов и задуматься о мотивах другого, близкого вам человека.

Минуты полного взаимопонимания и озарения, когда вы настраиваетесь с коллегой или супругом на одну волну и буквально заканчиваете предложения друг друга, надо ценить.

Но если они случаются все реже и реже – нет повода бить тревогу. Это вовсе не значит, что муж к вам охладел и помидоры завяли.

Кризис непонимания: лечение

На некоторых хандра под кодовым названием «никто меня не любит» накатывает симптоматически – например, ненастной осенью или в период ПМС. Стыдиться этого не надо: человек устроен так, что настроение и гормоны играют ведущие роли в его деятельности и состоянии.

Стало быть, проблема не всегда в окружающих, которые не хотят понять проблемы, а в нас самих. Ведь в иные дни жизнь видится нам в оптимистичных радужных тонах?

Более сильные, уверенные в себе личности с этой грустью-тоской справляются за несколько дней, другие без помощи психолога страдают месяцами.

Нередко благотворное влияние оказывают лекарства : успокоительные, витамины, укрепляющие нервную систему (магний, группа В), гормональные препараты.

Если плаксивость, депрессивность, ощущение загнанности и людского равнодушия стали вашими частыми спутниками, не спешите осуждать окружающих или копаться в себе.

Для начала посетите эндокринолога и гинеколога, сдайте анализы на гормоны. Возможно, элементарная нехватка какого-то вещества в организме играет злую шутку с вашими нервами и эмоциями .

Положительное влияние оказывают релаксация и спорт: они помогают отрешиться от негатива и способствуют выбросу гормонов радости. Займитесь йогой и медитацией, плаванием или пилатесом, начните бегать по утрам под любимую музыку и наслаждаться видами туманных парков.

Легкого седативного эффекта можно добиться с помощью и настоев с натуральными листиками мяты, мелиссы, липы, лепестками ромашки. Тонизируют и бодрят женьшень и корень имбиря.

Реконструкция отношений

А может, вас беспокоит непонимание конкретного человека, в то время как с остальными все отлично? Совсем чужим и равнодушным стал муж или лучшая подруга, отец или свекровь?

Разлад в отношениях может произойти по разным причинам, но лекарство от него одно – реконструкция .

Представьте себе оркестр, который виртуозно исполнял музыкальные шедевры. И вдруг между первой скрипкой и второй возникло взаимонепонимание.

Инструменты расстроились, музыканты не слышат друг друга и играют невпопад, в зале царит какофония. В этот момент важно вернуть гармонию, снова стать ансамблем и сыграть в унисон, слаженно и без фальши.

Чтобы настроить струны ваших отношений, понадобится время, энергия и точки обоюдоприятного соприкосновения . Займитесь с мужем парными танцами – классикой или латино, запишитесь в фитнес-центр, скачайте на двоих общий сериал.

Начните большое дело, о котором оба давно мечтали – ремонт, освоение дачи, постройку загородного коттеджа. Сдайте детей бабушке и отправляйтесь в совместный отпуск (с подругой или родителями, которые стали отстраняться, этот фокус тоже пройдет).

Важный момент: чтобы получить вожделенное взаимопонимание, для начала нужно заглянуть вглубь себя и понять собственные мотивы, желания, надежды и цели. Только тогда вы сможете по-настоящему открыться окружающим!

Или что делать, когда не знаешь, что делать?

Уважаемый студент!

В этом разделе собраны типичные вопросы, возникающие у многих за время обучения. Конечно, они не охватывают все сферы жизни, но разъясняют ситуации, касающиеся учебного процесса и общения в вузе. Что делать, если завалил курсовик? Как поступить, если не сложились отношения с преподавателем или одногруппниками? Можно ли перевестись, если я понимаю, что направление, на котором я учусь, не для меня?

Ответы (а в некоторых случаях даже подробные алгоритмы!) на эти и многие другие вопросы Вы найдете здесь. Раздел находится в постоянном развитии, мы обещаем, что будут появляться новые вопросы и ответы.

PS: если у Вас есть нетипичный вопрос, касающийся образовательного процесса, Вы можете обратиться к заместителю директора/декана по учебно-методической работе. Контакты Вы можете найти . Если же обращение не привело к разрешению Вашей проблемы, Вы можете адресовать свой вопрос заместителю первого проректора по УМР .

Если Ваш вопрос связан с психологией - взаимоотношениями в группе или с преподавателями, Вы можете обратиться к ведущему психологу управления по воспитательной работе, руководителю студенческой психологической службы .

С искренним уважением,
служба поддержки студентов ЧГУ

Вопросы и ответы Вопросы и ответы

  1. Найди того, кто понимает, попроси объяснить. Чем скорее - тем лучше!
  2. Найди репетитора.
  3. Попроси преподавателя дать пояснения по вопросам, которые ты не понял. Старайся отделить то, что ты понял хотя бы в общем, от того, что конкретно тебе не понятно (как в задаче - выделить известное и неизвестное). Подходи к преподавателю с заранее сформулированными вопросами (не «вообще ничего не понял», а «не понял, почему…, как …, какая связь между …, и др.»)
  4. Больше записывай (даже если не понимаешь), особенно тщательно фиксируй примеры, ход решения задачи, логику рассуждений и т.п.; обязательно прочитывай лекцию через 1-2 часа после занятий (или вечером). Сопоставляй свои записи с конспектами других студентов или текстом учебника (дополнительной литературы), чтобы не упустить существенное и разобраться в деталях.
  5. Выполняй практические задания, ищи связь практики с теорией.
  6. Ищи аналогии с тем, что изучается на данном предмете, проси преподавателя привести пример (разобрать несколько вариантов задач одного типа и т.п.), придумывай примеры сам или вместе с одногруппниками. Если ты сам можешь привести пример для излагаемого теоретического вопроса - значит, ты в общих чертах понял материал.
  7. Попробуй сам объяснить материал кому-нибудь, причем, лучше тому, кто в данном вопросе не разбирается.
  8. Не понимаешь - зубри. Не самый лучший вариант, но иногда понимание как озарение приходит после нескольких повторений; это, кстати, может произойти прямо на экзамене.
  9. Обратись к психологу - он поможет разобраться в причинах твоего личного «непонимания». Они могут быть связаны как с недостаточными школьными знаниями, так и с твоими индивидуальными особенностями восприятия, мышления и т.п.

Трудное — это то, что может быть сделано немедленно; невозможное — то, что потребует немного больше времени.

Дж. Сантаяна