Анализ произведения рыцарь на час. Анализ стихотворения “Рыцарь на час” Некрасов. Некрасов. Рыцарь на час. Аудиокнига

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» - шедевр творчества Некрасова . Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» - покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует .

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню ) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы ). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена - и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик - и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая .

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

“Рыцарь на час” (1862). Данное лирическое произведение Некрасова написано о сыновней любви к матери, которая пере­растает в покаянную любовь к родине. Стихотворение пронизано национальными, православно-христианскими исповедальными мотивами. Поэт ощущал неизбежный трагизм и обреченность мечты о революционном подвиге в России:

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано…

В стихотворении нарисован осязаемый пейзаж тихой лунной ночи, который резко контрастирует с “внутренним голосом” поэта:

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей,

А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых, странных теней.

Глоссарий:

– рыцарь на час анализ

– рыцарь на час некрасов анализ

– анализ стихотворения рыцарь на час

– анализ стихотворения рыцарь на час некрасов

– некрасов рыцарь на час анализ


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. “Родина” (1846). В стихотворении поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в дет­ской душе страшные черты – они рождали ненависть, озлоб­ленность, сопротивление, стремление вырваться из замкнутого круга. Название иронично, так как родные места ассоциируются в первую очередь с разнузданно-эгоистической жизнью господ, прозябанием задавленных страхом […]...
  2. Стихотворение А. Н. Некрасова “Рыцарь на час” состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой. Первая часть дает нам описание природы и чувств лирического героя, таких как глубокое раскаяние: “Совесть песню свою запевает…” Перед нами предстают картины живой природы: “По широкому полю иду…/… Разбудил я гусей на пруду…” Они переплетаются с описанием […]...
  3. История создания Стихотворение “Рыцарь на час” было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 “Современника” за 1863 г. Первоначально называлось “Бессонница”. В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова. Достоевский считал, что “Рыцарь на час” – шедевр творчества Некрасова. Сам […]...
  4. “Давно – отвергнутый тобою…” (1855). Стихотворение относится к любовной лирике Некрасова и посвящено его граж­данской жене Авдотье Яковлевне Панаевой. Личная тема пере­осмысливается и появляется лирическое произведение об от­вергнутом возлюбленном, полном “роковых дум”: Теперь – один, забыт тобою, Чрез много роковых годов, Брожу с убитою душою Опять у этих берегов. Лирический герой “убит душою”, поэтому волны, […]...
  5. Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетенного народа. Он считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела. Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из […]...
  6. “Памяти Добролюбова” (1864). Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужест­венная скорбь звучит только в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему “ты”, поэт вместе с тем использует прошедшее время: “Суров ты был…” Но чем ярче образ погибшего, […]...
  7. “Несжатая полоса” (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже при­меты осеннего пейзажа – “поля опустели” даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, “несжатой полосы”. Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: […]...
  8. “Я сегодня так грустно настроен…” (1854). Центральный мотив стихотворения – мотив грусти, одиночества. Лирический герой – человек с противоречивой, напряженной, сложной внутренней жизнью. В начале стихотворения лирический герой изображен в период глубокой депрессии, душевной усталости, когда спокойствие является следствием тяжелого Отчаяния: Я сегодня так грустно настроен, Так устал от мучительных дум, Так глубоко, глубоко спокоен […]...
  9. “Железная дорога” (1864). В стихотворении изображаются “народные массы”, которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны начальства: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас богатеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… В […]...
  10. “Размышления у парадного подъезда” (1858). Основная тема стихотворения – тема народной судьбы. Лирическое произве­дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат­ный вельможа, считающий “жизнью завидною” “волокитство, обжорство, игру”, противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: “деревен­ские русские люди” издалека пришли в лаптях к знатному вель­може пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так […]...
  11. “Элегия” (1874). В письме к своему другу инженеру-путейцу А. Н. Ермакову Некрасов писал: “Посылаю тебе стихи. Гак как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу”. Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое […]...
  12. Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму “Рыцарь на час” с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под названием “На Волге (Детство Валежникова)” и стихотворение, которое сейчас известно под названием “Рыцарь на час”. По первоначальному плану оно составляло четвертую главу и называлось “Бессонница”. […]...
  13. Стихотворение “Пленный рыцарь”, написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере “Отечественных записок”. “Пленный рыцарь” продолжает “тюремную тему”, поднятую Лермонтовым в “Узнике” и “Соседе”. […]...
  14. Н. А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К […]...
  15. Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег. Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно […]...
  16. “Тройка” (1846). В стихотворении главный мотив творчества Некрасова – беды и страдания народа перерастают в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изобража­ется судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения – предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах: Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе […]...
  17. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. […]...
  18. Рыцарь на час – одна из главных ипостасей лирического героя Некрасова. Томимый бессонницей, Р. ночью выходит из дому и отдается “во власть / Окружающей бодрой природы”. Созерцание ее красоты пробуждает в его душе совесть и “жажду дела”. Его взору открываются величественные пейзажи, слуху – торжественные звуки деревенского колокола, памяти – мельчайшие детали прошлого (“все, чего […]...
  19. “Поэт и гражданин” (1856). Данное стихотворение откры­вает поэтический сборник Некрасова 1856 года. В лирическом произведении отразились размышления поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим творчеством. Стихо­творение построено в форме диалога поэта и гражданина. Новое время требует возрождения высокой гражданственности, осно­ванной на любви к отчизне: Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже […]...
  20. “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
  21. “Тучи” (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничест­вом, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотво­рения. помогаю г […]...
  22. Александр Пушкин вошел в историю русской литературы как поэт-романтик, чьи произведения до сих пор вызывают светлые и теплые чувства у читателей. Одним из излюбленных стихотворных форм этого автора являлась баллада, и сам поэт неоднократно признавался в том, что в таких произведениях он может наиболее полно и красочно раскрыть сюжет. Первые свои баллады Пушкин основывал на […]...
  23. Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя… Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом… Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали… Поэт и Гражданин Тишина Размышления у парадного подъезда Комментарии Анализ стихотворений “В дороге” “Тройка” “Вчерашний день, часу в шестом…” Поэзия Н. А. Некрасова в оценке критиков А. В. Дружинин Из некролога […]...
  24. “Мадонна” (1830). По свидетельству современников Пушки­на, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обоб­щающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
  25. “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
  26. “Арион” (1927). Стихотворение по форме является иносказа­нием, в основе которого древнегреческая легенда. Обращаясь к мифологическому сюжету, поэт размышляет о себе и своем по­колении. В поэтическом произведении переплетаются три об­раза: образ “мы” – единство, братство друзей; образ “я” – ли­рическое самовыражение поэта и “челн” как олицетворение тех сил, которые противопоставлены друг другу. Наибольшие за­труднения у поэта […]...
  27. Это стихотворение посвящено характерной для лирики Некрасова теме: тяжелой доле русской женщины. Стихотворение композиционно делится на три части. В первой описывается портрет крестьянки: это красивая, яркая девушка, “чернобровая дикарка”. Автор делает предположение, что для такой красавицы жизнь должна быть праздником, но ей “пало на долю” другое. Во второй части стихотворения тон повествования с мечтательно-романтического меняется […]...
  28. “Весна” (1918). Стихотворение вошло в сборник Пастернака “Темы и вариации”. Лирический герой испытывает те же чувст­ва, что и пугающая даль и боящийся упасть дом: Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, […]...
  29. “И скучно и грустно..” (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят – все лучшие годы! Любить… но кого же? на время – не стоит труда, […]...
  30. “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
  31. “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопос­тавления его с миром природы нашло выражение в этом стихо­творении философского характера. Произведение имеет двухча­стную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
  32. Почему Н.А. Некрасов избрал для стихотворения “Поэт и гражда­нин” не монологическую, а диалогическую, драматизированную форму? Приступая к формированию развернутого ответа на вопрос задания, вспомните, что стихотворение “Поэт и гражданин” было написано уже после того, как первый сборник 1856 года прошел цензуру. Н.А. Некрасов мог разместить последнее произведение либо в конце сборника, либо в начале. Избрав […]...
  33. “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослежи­вается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, заво­раживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
  34. “За гремучую доблесть грядущих веков…” Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, стано­вится “зверем”: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Простран­ство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
  35. “Письмо к маме”. В данном стихотворении поэт многое ос­мысливает по-новому: он стремится понять, почему все так про­изошло и с его семьей, и в целом со страной. Лирический герой обращается к матери, сосланной в Красноярск на лесоповал, и призывает ее к милосердию, так как ее палачи не ведали что творили, поэтому рефреном проходят следующие строки: Прости […]...
  36. “На севере диком стоит одиноко…” (1841). “На севере ди­ком…” является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта – “Сосна стоит одиноко”. Главная тема произ­ведения Гейне – разлука двух влюбленных. Основная тема сти­хотворения Лермонтова – трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Тра­гизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художест­венно-изобразительных средств: “Одета, как […]...
  37. “Король”. Стихотворение посвящено Великой Отечествен­ной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда “мессершмитты”, как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону – набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце […]...
  38. “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов об­ращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
  39. “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюш­ков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских им­ператоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она не­обходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
  40. “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворе­ние А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, ми­лосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, не­возможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […]...

«Рыцарь на час» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Рыцарь на час » было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» - шедевр творчества Некрасова. Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» - покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён - всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения - исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви - это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует .

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню ) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы ). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена - и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик - и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи - и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая .

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения - это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

История создания

В 1860 году Н. А. Некрасов задумал написать автобиографическую большую поэму «Рыцарь на час». Главный герой в ней носил фамилию Валежников. Но была создана только первая часть - «На Волге» - и вторая, которую мы будем рассматривать. Исповедальное стихотворение «Рыцарь на час», анализ которого будет произведен ниже, сначала имело название «Бессонница». Оно было написано в 1862 году и издано в «Современнике» с купюрами по цензурным соображениям в 1863 году. Это были сложные годы для поэта. Белинский и Добролюбов уже умерли. Поэт отходит от либералов и сближается с революционно-демократическим движением. Но оно разгромлено, Михайлов и Чернышевский сосланы в Сибирь. Одинокому лирическому герою предстоят только «благие порывы». Он не готов к трудной борьбе, с горечью отмечает автор, и свершить ничего не может. Стихотворение создано после того, как Н. Некрасов навестил деревню Грешнево, где прошло его детство.

Жанр стихотворения

«Песнь покаяния» - так А. Н. Некрасов назвал свою глубокую и горькую исповедь-мольбу. В ней присутствуют элегические, сатирические и лирические ноты. Некрасов - первый литератор, который соединил эти мотивы в одном произведении.

Композиция и тема произведения

Название - это ключ к теме стихотворения «Рыцарь на час», анализ которого нам предстоит сделать. Журнал «Современник» в 60-е годы раскололся на две части: либеральную и революционно-демократическую, призывавшую к активной борьбе. Н. Некрасов поддерживал разночинцев. Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает, что автор обвинял прежде всего себя лично, а затем - и современников («ничтожное племя») в том, что они недостаточно преданы борьбе за свободу угнетаемого народа: сказано много красивых и правильных слов, но за ними не стоят реальные дела. Его «ум тоскует», и к трудной борьбе никто не готов. Начало стихотворения - это бессонница, которая одолевает лирического героя.

Первая часть - вынужденная прогулка поздней осенней ночью.

Вторая переносит его в далекие родные места, и перед ним встает образ давно почившей матери.

В заключение, проснувшись утром, герой осознает свою неготовность к трудной борьбе: пламя юности пробудилось, но «насмешливый внутренний голос» злобно советует покориться судьбе, так как для дел нет никаких сил.

Тема раскрывается как исповедь, как покаяние в бездеятельности.

Главная мысль: зная свое предназначение, следует не поддаваться минутному порыву, а планомерно и целеустремленно действовать ради социальных преобразований.

Первая часть

Вступление из семи строк объясняет, почему не спит "рыцарь на час". Анализ его ощущений демонстрирует, что, как и в природе, над душой воцарилась мгла, ум тоскует, и выход только один - пойти прогуляться по холодку.

И вот он вышел. Стоит морозная ночь. Наблюдение за природой омолодило душу героя. Его занимает все, что он видит, и он радуется, что сегодня ночью он не будет томиться.

Звонко раздаются шаги в тишине, когда он ступает по широкому полю. Пробудились гуси на пруду, плавно взлетел со стога молодой ястребенок. Слышно, как едет воз, как слегка пахнет от него дегтем. Радостно шагать, пока сильны ноги. Мысли освежились. Отдался во власть окружающей бодрой природы рыцарь на час. Анализ продолжения чувств, овладевших лирическим героем, показывает, что его наполняет ощущение свободы, но тут с ним заговорила совесть. Он ее гонит. Этой лунной тихой ночью хорошо любоваться чистой глубокой прозрачной далью, месяцем, водами, за прихотливыми тенями белого лунного света, за скирдами, которые окружили деревню. В горькой реальности наедине с жестокими думами вновь оказывается рыцарь на час. Анализ говорит, что он мысленно переносится далеко, к могиле матери.

Вторая часть

За селом на невысокой горе ему чудится старая церковь. Он мысленно видит, как старик-звонарь поднимается на колокольню и отсчитывает вслед за ним удары колокола. Полночь. Могила матери.

Там незримо витает дорогая лирическому герою душа. Молит ее появиться к нему рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает, как тяжело прожила жизнь его матушка. Нелюбимая мужем, она жила не для себя, а для детей, за них молила, прекрасная, с русыми волосами и голубыми глазами, Бога. Она призывала его быть милосердными с ними, не думая о себе. Поэт нарисовал ее благородный образ. Лирический герой хочет снова обременить ее своей кручиной и просит за это прощения. Но он гибнет, рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает глубину его страданий, и просьба о материнской любви - не пустые для него слова. Он просит любимую красавицу-матушку снова наставить его на правильный путь, с которого он сбился, помочь вновь выйти на тернистую дорогу правды, просит у нее прощения. Он сам этого не сумеет: слишком глубоко его засосала нечистая тина, мелкие страсти и помыслы. От этого несчастен рыцарь на час (Некрасов). Анализ произведения, который мы делаем, открыл сердце для матери полностью, и герой сейчас готов смертью доказать, что он умел любить, и в его груди билось неробкое сердце: он презирал врагов и завистников, не склонял перед ними головы.

Финальные строки

Эпилог проснувшегося утром героя наполнен унынием, сожалением и презрением к самому себе. Ничего не изменится в его жизни.

И он осознает это с болью в сердце.

Анализ стиха «Рыцарь на час» (Некрасов)

Трехстопный анапест использовал поэт при написании стихотворения. Оно легко читается, так как его речь близка к разговорной. Пейзажная часть написана с применением ярких эпитетов, метафор, аллитераций при помощи звука «л». Образ матери нарисован с помощью эпитетов. Метафорично и название стихотворения. Оно подчеркивает, что человек забывает о поставленных в юности благородных целях.

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!