В какую семью попала аксинья. Характеристика и образ аксиньи астаховой в романе шолохова тихий дон сочинение. Актрисы, сыгравшие Аксинью

Образ Аксиньи

Особым обаянием наделил автор романа Аксинью. Ей присущи и внешняя, и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали. В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним - это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды.

Аксинья необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» У героини красивая и гордая походка: даже ведра с водой она носит по-особому - очень величаво и грациозно.

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини - это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству: «С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Аксинья чувственно и страстно любит Григория. Отношения между ними описываются очень сурово: «Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье». Она своенравна и безоглядна в своей страсти и так любит Григория, что готова на все, даже на убийство мужа. Григорий начинает: «Надумал я, давай с тобой прикончим…» Аксинья додумывает про себя страшные слова: «…прикончим Степана, - но «он досадливо облизнул губы…» - и добавляет «прикончим эту историю. А?»

И Григорий любит Аксинью. «На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена…». Это описание передает свежесть, здоровье, чистоту героини. Но писатель также подчеркивает ее «порочную и манящую красоту», ее губы «бесстыдно жадные, пухловатые», глаза вспыхивающие «балованным отчаянным огоньком» и улыбку.

Когда Аксинья узнает о решении Мелехова уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка». Она была безумно счастлива. В ее улыбке отражаются самые противоречивые чувства. Так, например, давняя боль и тоска, удивление и нежность отразились в улыбке Аксиньи, когда она после долгой разлуки встретила Григория на берегу Дона, у пристани: «Она улыбнулась такой жалкой, растерянной улыбкой, так не приставшей ее гордому лицу, что у Григория жалостью и любовью дрогнуло сердце…»

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Прокофьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану - она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет... вернется - сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»). Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

Как только в Аксинье пробуждается материнские чувства, все порочное и вызывающее в ней исчезает, и это сказывается на отношении ее к миру и другим людям. Так, Аксинья заботится о деде Сашке так же трогательно, как в свое время это делала Наталья по отношению к деду Гришаке. Однако Аксинье придется еще долго изживать своеволие, пока она, наконец, не откажется от желания завладеть Григорием любой ценой и не искупит, хотя бы частично, свой грех перед Натальей, заменив мать детям Григория.

Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть. Лицемерие ей противно. Когда Наталья пришла к ней поговорить о Григории, который по слухам встречался с соседкой, Аксинья пытается отклониться от ответа. Но достаточно было Наталье упрекнуть ее, как Астахова, вспыхнув, гордо и резко подтверждает предположения обманутой жены.

Правдивость и прямота - в ее характере. Вот, например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья отказывается:

«- Ты же знаешь…

Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича.

За его здоровье выпью! - звонко сказал Аксинья и выпила стакан залпом».

И в этом порыве вся главная героиня, свободно и бесстрашно выражающая свои чувства. Если Наталья опускала голову под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить ход событий, то Аксинья встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье.

Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...»

Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По-первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? - она отвечает: «А как бы ты думал?... Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни... Лучше убей, но не бросай опять!» Видя ее опухшие от слез, но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как-будто в гости... Ничего ее не страшит, вот молодец баба...»

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Образ Аксиньи построен на развитии мотива огня и жара, на мотиве особой жизнестойкости героини и её даре «вчувствования» в природу.

Мотив огня и жара впервые возникает в портрете героини на покосе, затем обретает роль символа необоримости любви-страсти. Запретная любовь оставляет отпечаток на гордом лице Аксиньи (на нём словно тавро выжжено ), а «бесстыдное полымя » любовной страсти проявляет себя мощно и агрессивно в столкновении с Пантелеем Прокофьевичем, и в разлуке с Григорием «в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголёк , оставшийся от зажжённого Гришкой пожара ».

«Огненные» образы становятся знаком истинности и исключительности чувства Аксиньи, они непременно присутствуют в сценах и авторских описаниях, связанных с Аксиньей и Григорием. И даже в момент признания Григория в нелюбви к жене присутствие Аксиньи обозначено «мерцающей кумачной крапинкой костра» в степи, «крапинкой», из которой вновь разгорается пламя: во время свидания в зимнем лесу горят стыдом и радостью Аксиньины щёки, а глаза вспыхивают «балованным отчаянным огоньком », а потом «вся в огне и дрожи» она ждёт известия от Григория, и даже боль, вызванная беременностью, боль до огненных брызг, не оставляет сомнений в том, что носит Аксинья ребёнка Григория, в её материнской любви - отсвет пламенной любви к Григорию: Аксинья и к дочери прикипала жгучим чувством.

Встреча Григория и Аксиньи в Ягодном пронизана антитезными мотивами холода и огня: Григория бьёт озноб , а руки пламенно горячи ; на красных губах Аксиньи - замёрзшая улыбка. И завершается сцена пейзажной зарисовкой, которая параллельна состоянию Аксиньи, понимающей неизбежность разлуки как расплаты за измену тому чувству, что связало её с Григорием. А мотив огня получает, казалось бы, завершение в мыслях Григория об Аксинье: «Губительная, огневая красота её не принадлежала ему». Эта красота подчёркнута вновь автором и в сцене расставания Листницкого с Аксиньей: уходя, он видит в жёлтом проёме покинутую любовницу - она смотрит на огонь и улыбается. И Степан, вернувшийся на хутор, тоскуя, долго смотрит на текучее стремя Дона, на огнистый след месяца на донской воде, и приходит решение вернуть огневую Аксинью, начать жизнь заново.

Мотив жара и огня получает продолжение в сцене случайной встречи Аксиньи и Григория на берегу Дона, «по-новому завернувшей» их жизнь и достигает кульминации в описании трёх «полыхающих жаром» дней в Вёшенской.

Параллельно с развитием этого мотива есть и другие природные зарисовки, созвучные ощущениям и переживаниям шолоховской героини (символический образ «жёлтой стыни», «солнечный» знак на щеке Аксиньи в сцене в подсолнухах, развёрнутые сравнения с вытоптанными колосьями и снежной лавиной, пейзажи периода жизни Аксиньи в Ягодном и другие), а открывшееся Аксинье «сокровенное звучание» леса в эпизоде с ландышем не случайно. Удивительно тонко выписанная картина природы поражает многозвучием, многопредметностью и детальностью, стереоскопичностью авторского взгляда, подчёркивает природность шолоховской героини, а мотивы печали, томительного ожидания, быстротечности жизни и неудовлетворённости желаний распахивают горизонты смысла конкретного эпизода.

Смерть Натальи, отступление вместе с Григорием, тяжёлая болезнь и возвращение в родной хутор, привязанность к детям Григория - всё это изменило Аксинью, в её глазах увидел вернувшийся домой Григорий не огонёк горячечной страсти, а преданность и сияние . Способность Аксиньи ценить свою семейную жизнь восхищает автора. «В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив. Аксинья, во всяком случае, была счастлива в этот вечер», - формулирует он главную мысль своего масштабного повествования.

И последний день Аксиньи отмечен сиянием её глаз. Аксинья наслаждается прелестью летнего утра, её настроение удивительно созвучно окружающему миру, и она вновь готова идти за своим счастьем, идти бездорожно , твёрдо веря: «Найдём и мы свою долю!». И вся сцена приобретает двуплановость: в одной плоскости - вера Аксиньи в возможность обретения «полновесного счастья», в другой - трезвый авторский взгляд, обозначенный словами: «Снова призрачным счастьем манила её неизвестность», «мир казался ей ликующим и светлым», ретроспективой и символическим образом венка с цветами шиповника.

Ночной пейзаж, наполненный тревогой и знаками надвигающейся беды, пронзает огненная вспышка, несущая смерть «огневой» Аксинье. Мотив огня и жара получает своё завершение: дневной свет теряет силу, потому что исчезновение символа «Аксинья - огонь, жар», влияет на солнце: оно становится чёрным, а исчезновение параллели последних эпизодов «Аксинья - свет», делает чёрным не только солнце, но и небо. Жизнь Григория без Аксиньи уподобляется чёрной, выжженной палами степи.

Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства. Именно страстность, мощная, почти звериная эротическая, жизненная энергетика объединяет Григория с Аксиньей - прежде всего на глубинно-натуральном уровне темперамента. Это два великолепных природных экземпляра казака и казачки, причем с ярко выраженным обратным и оттого особенно притягательным половым знаком: он - воплощение мужественности (диковатая красота черных горящих глаз, густых разлетных бровей, коршунячьего носа, упругого сильного тела с густо поросшей шерстью грудью...), она - женственности, магнетической притягательной прелести. Не тепл, а горяч Григорий во всем: в типе эмоциональности, в порывистых реакциях, в неистовых вспышках гнева, в боевой лихости, в любви («Черт бешеный! ... истованный черкесюка» - брат Петро о нем). Аксинью тоже сопровождает образ жара, огня («жгла его полымем черных глаз»), эротической неистовости («А и люта же, братцы, баба! На Степке-то рубаху хоть выжми... Прикипела к лопаткам! - Выездила она его, в мылу весь...»). При всей огневой доминанте ее эротической натуры не чужда ей и такая податливая, ласковая, преимущественно женская стихия, как вода, влага («влажные черные глаза», «В глазах Аксиньи, увлажненных и сияющих...» - тут, к концу романа, появляется еще и свет).

Аксинья естественна, не зажата и моментами даже бесстыдна в своих желаниях, в проявлениях своей чувственной природности - это неотразимо и зажигает мужчин. Казалось бы, в определенной женской типологии Аксинья походит на Дарью: сильной чувственностью, некоторой причастностью к эротическим безднам, даже конкретными чертами облика, подчеркиваемыми Шолоховым, - жаром глаз и рта, «порочно-жадными» губами, покачивающейся в бедрах походкой. Обеих писатель лишает материнства (в самом начале «Тихого Дона» мелькает Дарья, поющая колыбельную младенцу, который потом бесследно исчезает, надо думать, помирает, как умирает, «не дожив до года», ребенок Аксиньи от Степана, а скарлатина в том же младенчестве уносит дочь ее и Григория), по-разному делая ударение на их выдающихся качествах женщин-любовниц по преимуществу. И тем не менее главное и определяющее разводит их: Дарья живет в безличной стихии эроса, являя собой своеобразную казачью гетеру, с равной жаркой благосклонностью реагируя на попадающихся ей на пути мужчин; Аксинья - при том, что она зажигающе-страстна и со Степаном, и с Листницким, - прежде всего отмечена индивидуальным избранием единственной, абсолютной любви.

Эта любовь Аксиньи и Григория рисуется в романе в скупой чреде нескольких ее взлетов: первое схождение, когда Степан уехал в лагеря, потом уход Григория от Натальи и совместная жизнь с Аксиньей в Ягодном, разрыв и только через четыре года новая встреча у Дона, примирение, одна ночь любви, затем трое суток в Вешенской, совместное отступление, когда сбылась мечта Аксиньи уехать с любимым, быть вместе, но уже ни одной, даже самой целомудренной, сцены эротической любви, а вступают в свои права дорожные лишения, грязь, вши, тиф, и, наконец, короткий тревожный период их любви после возвращения Григория из армии Буденного и в финале новый побег и смерть героини.

Интересно, что Аксинья в любви (не считая, может быть, первого ее периода, когда ее с «бугаиной настойчивостью» добивался и добился молодой Гришка Мелехов) как бы первична - увлекает, зажигает, раздувает огонь страсти. Особенно это становится очевидным ко второй половине романа, когда ее возлюбленный прошел через такие ужасы, душевное опустошение, взвалил на себя такие тяжкие грехи, каких не знает Аксинья. Через несколько лет после катастрофы их отношений они снова встречаются у Дона, их «многолетнее» чувство вспыхивает с новой силой, но кличет Григория сама Аксинья, и уходят они вдвоем на ночь «в степь, манившую безмолвием, темнотой, пьяными запахами молодой травы», - тут их любовной стихии словно тесна горница, нужна сама природа... Но что думает Григорий на следующий день, уезжая в дивизию? «Ну вот, опять по-новому завернулась жизня, а на сердце все так же холодновато и пусто... Видно, и Аксютка зараз уже не сумеет заслонить эту пустоту».

А при новой встрече в Вешенской это она «обвилась диким хмелем», «осыпая короткими поцелуями нос, лоб, глаза, губы» Григория, неотрывно гладила его, говорила «несказанно-ласковое, милое, бабье, глупое», «у нее на щеках все сильнее проступал полышущий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки», - Шолохов выразительно рисует именно ее проявления чувств, ее, истинной носительницы зажигающего эроса, увлекающей любимого в мощный выплеск страсти, оргию чувства и чувственности. На руинах жиз-ни, в постоянной угрозе навеки потерять любимого, горит огонь ее безоглядного и абсолютного эроса. Мощный контраст создает писатель в этой сцене: красные наступают на пятки, вокруг паника, суматоха, бегство, безумие, светопреставление,а они - на якоре своей любви, на жгучем острове страсти, где нет никого и ничего, кроме них двоих. И когда на третьи сутки Григорий выныривает из этого сладкого, одуряющего омута, решая съездить в Татарское, «разузнать, где семья», Аксинья в полной мере обнаруживает свои претензии на абсолют: или только она у него и с ним или... «Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму. Не хочу я так!.. Не хочу!»

В финале «Тихого Дона» это требование и жажда абсолюта, которые обнаруживают глубины любви, еще раз прямо высказываются Аксиньей: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть!». Кстати, только такая абсолютно любящая женщина смогла наиболее точно определить положение Григория в тисках судьбы и лихого времени: «Никакой он не бандит, твой отец, - объясняет она Мишатке. - Он так... несчастный человек». И эту почти формулу Мелехова писатель недаром припас читателю к самому концу, к итогу романа. Но тот же финал «Тихого Дона» гениально обнажает всю иллюзию обретения такого абсолюта в условиях земной любви и смертных земных обстоятельств. «Снова призрачным счастьем манила ее неизвестность» - Аксинья переживает взлет радости, но сколь кратким оказался этот миг! На полянке, пока спит Григорий, Аксинья то обрывает «губами фиолетовые лепестки пахучей медвянки», то нарывает «большую охапку» «душистых пестрых цветов» и плетет из них «нарядный и красивый» венок, воткнув в него еще «несколько розовых цветков шиповника». На последнее прощанье с героиней Шолохов щедро и тонко, предвосхищающе ведет мотив цветов, так таинственно близко стоящих и к высшей красоте видимого физического мира, и к его пахучести, но и к быстротечности явлений этого мира, да и к человеческому гробу и могиле, всегда усыпаемым теми же цветами.

Представляя Аксинью своего рода эталоном «любовной красоты» казачки, читатели (а вслед за ними и некоторые исследователи) чаще всего сравнивают её с языческими богинями (Афродитой, Венерой, Астартой и так далее). Действительно, в любви Аксинья в чём-то сродни языческим богиням. Яростная коловерть её страстей буквально завораживает, ослепляет, уводя на второй план, в так называемый внутренний сюжет, иные романные образы казачек.

В самом деле, Шолохов мастерски использует почти весь арсенал средств, которым пользовались языческие богини и их жрицы в любовной практике. Сцены встреч Аксиньи с Григорием почти всегда сопровождаются «природными стихиями». Шолохов постоянно обновляет накал страстей между ними, то разлучая, то вновь сводя их. Трудно вспомнить цветы, которых бы автор не бросал на алтарь любовных чувств Аксиньи. И постоянно смущает подтекст: если это ландыши, то уже отцветающие, если листья, то «прошлогодние», тронутые тлением, гниющие, если красота, то «губительная», если любовь, то «маняще-порочная». И уже не случайным представляется в самом начале романа предупреждение: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь». Перекличка с иной (не христианско-православной) культурой здесь явная: афродизиаки широко использовались служительницами языческих храмов в практике приобщения мужчин к божественным ценностям. Не хуже «цветов Афродиты» возбуждали Григория «порочно-зазывающий взгляд» Аксиньи, её «порочно-жадные красные губы», «припухшие, слегка вывернутые, жадные», «зовущие, слегка вывороченные, порочно-красные».

Постоянно подчёркивает Шолохов «исступлённость», «неистовство», «бесстыдство» чувств этой героини. Вот Аксинья, провожая мужа на службу, «держась за стремя, снизу вверх, любовно и жадно, по-собачьи заглядывала ему в глаза». Проводив Степана, уже с Григорием «неистовствовала в поздней горькой своей любви». При этом «так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем», что смотреть на них «было срамно».

Мир в сознании Аксиньи излишне четко делится на «мое» и «чужое». И она постоянно это деление подчеркивает. В той или иной мере каждый человек и социальная группа делит мир на «своих» и «чужих». Объем каждой из этих групп определяет взгляд на мир: чем больше «своих», тем дружелюбнее мир. И наоборот. У Аксиньи «свой» - один, весь остальной мир враждебен: «Кроме Гришки нету у меня мужа. Никого нету во всем свете»; «У тебя хоть дети, а он у меня один на всем белом свете». Потому так яростно и защищает Аксинья «свое»: мой, им владею, не отдам, не лезь.

Цель Аксиньи: искусить - завладеть - беречь, не отдавать: «Одно она решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть и как раньше». Но любовь перерождает и ее. В ее речи появляются слова жалости и ласки: она сулит Григорию любить его и жалеть («Гриша, дружечка моя… родимый… давай уйдем. Кохать тебя буду, жалеть»), жалеет осиротевших Натальиных детей (« Только детишек жалко, а об себе я и «ох» не скажу»,

«… Скучали, спрашивали - где батя? Я с ними по - всячески, все больше лаской»); «… А Михаил ничего с ними обходился, ласково. И Григорий, вспоминая Аксинью, представляет ее такой: «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы…»

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Меню статьи:

«Тихий Дон», без сомнений, является одним из самых масштабных российских романов ХХ века: это эпопея, принадлежащая перу Михаила Шолохова и включающая 4 тома. Действие романа разворачивается так, что охватывает несколько поколений.

Примечательно, что сюжет произведения открывается не вполне положительным событием, а именно: линчеванием турчанки, которая успевает перед смертью родить ребенка – Пантелея. В дальнейшем, события по одной из линий строятся вокруг его сына – Григория, и связи последнего с Аксиньей Астаховой.

Нас интересует в данном случае именно особенности образа Аксиньи, одного из центральных персонажей эпопеи. Ее характеристика требует, чтобы мы уделили отдельное внимание, с одной стороны, ее внешнему виду, а, с другой стороны, – ее внутреннему миру.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Михаила Шолохова.

М. Шолохов не считает, что внешность и нравственный портрет являются отделенными друг от друга: мы увидим, что трансформация внутреннего мира отражается во внешнем облике персонажа, как в зеркале.

Внешность героини

Любопытно, что в романе нет ни одного целостного описания облика Аксиньи. Но мы можем заметить, между тем, множество отдельных деталей внешности героини, которые, складываясь в некий единый образ, позволяют составить общее представление о том, как выглядит Аксинья.

Она описывается как женщина, обладающая редкой красотой. Однако нам следует сделать замечание, что этот тип красоты близок, скорее, к голландскому образу, потому что в то время, которое автор обозначает в романе, ценились сильные женщины, способные справляться с тяготами хозяйства. Отсюда Аксинья имеет мощное тело, полные плечи, весь ее облик свидетельствует о том, что эта женщина сильна не только духовно, но и физически. Руки ее стали грубыми от тяжелой и постоянной работы, Ее волосы были темными и немного кудрявыми. Глаза героини – грустные и темные, а взгляд отличается даже ужасающей глубиной. Эти глаза способны свести с ума. Словом, М. Шолохов описывает настоящую казачку, которой и была Аксинья.

Аксинья привлекательна той красотой, которая имеет в себе что-то дикое, она манит, притягивает. Если мужчинам эта опьяняющая красота по нраву, то других женщин она толкает к самой черной зависти.

Роман не зря называется эпопеей: он охватывает так много лет, что читатель может наблюдать зарождение жизни – в детях, которые приходят в этот мир, весну и расцвет – в красоте и молодости героев, зрелость жизни и осень – в том, как годы накладывают отпечаток на внешность казачки, а также закат – когда люди умирают, как ушли из жизни мать Пантелея и дочь Аксиньи. Интересно, что все эти этапы соединяются в кольцо – цикл, который постоянно повторяется. Повествование начинается смертью и заканчивается ею.

Осень Аксиньи видна по проседи ее волос, по темному тону ее кожи и глазам, которые стали еще глубже и печальнее. Во взгляде ее появилась усталость. М. Шолохов использует ту же метафору, что и Н. Р. Гюнтекин, когда описывает внешность женщины, познавшей страдания. Оба автора обращаются к сравнению увядающей красоты и ландыша (фиалки – у турецкого автора), время цветения которого прошло.

Внешность героини меняется каждый раз, когда она встречает своего возлюбленного – Григория. Ее осанка становится более прямой, черты лица – более оживленными, а сам мир Аксинья начинает воспринимать в цветах. Потом, однако, мир все равно блекнет.

Внутренняя специфика образа Аксиньи

В детстве Аксинья пережила настоящую психологическую травму: в 16 лет она стала жертвой сексуального насилия со стороны собственного отца. За этот проступок тот был убит сыном и женой. Однако, несмотря на это, Аксинья имеет мечты, связанные именно с семьей, с рождением детей.

Аксинья и Степан

С одной стороны, персонаж воплощает собой порывы страсти, инстинкты, но, с другой стороны, – Аксинья очень консервативна и живет, руководствуясь семейными ценностями. Впрочем, здесь она не получает счастья, ведь выйдя замуж за Степана, который очень ее любил, женщина ощущает, что несчастна в этом браке. Любовь Степана была неспокойной, сумасшедшей, ревнивой любовью.


Он упрекал Аксинью в том, что случилось с ней в детстве. Как-то раз, в порыве ревности и гнева, Степан даже бьет Аксинью: так сильно, что та оказывается еле живой. На самом деле, замуж Аксинья выходит по желанию своей матери, а не по собственной воле.

Аксинья отличалась смелостью характера, ведь она открыто сказала Степану о своей связи с Григорием, несмотря на то, что вспыльчивость мужа могла угрожать ей даже смертью.

Аксинья и Григорий

Будучи замужем, Аксинья встречает свою настоящую любовь – Григория. У них завязываются романтические отношения. В итоге любовь к нему толкает Аксинью на уход от Степана.

Аксинья и Григорий какое-то время живут вместе, не боясь осуждения в станице. Но любовь эта не всегда была одинаковой.

Поначалу это была скорее месть за все обиды прошлого, за то, что сердце женщины совсем высохло в несчастливом браке. Месть Степану и эгоистичная любовь. Потому автор так часто в первых частях романа характеризует Аксинью словами «порочная». Но потом ее чувства терпят преображение. Особенно эти изменения становятся заметными с рождением дочери – Танюшки.

Эта идиллия заканчивается, когда Григория призывают на войну, а их дочка умирает, заболев скарлатиной.

После того, как умирает Татьяна, Григорий возвращается к своей жене – Наталье, ведь он тоже, как и Аксинья, был женат. У Натальи было от Григория двое детей: Полюшка и Мишутка. Но вскоре Наталья умирает от пули красногвардейца, а об ее детях заботится Аксинья. Стоит сказать, впрочем, что любовь Натальи к Григорию тоже была поначалу эгоистичной, но потом она начинает проявлять по отношению к нему большую женственность и нежность. Даже к самому мужу она испытывает любовь, похожую на материнскую.

Аксинья часто пытается забыть Григория и свою любовь к нему, но ее старания, как правило, не заканчиваются успехом. Их встречи сопровождаются страстью той же силы, что и в начале романа.

Аксинья и Евгений

В романе с Евгением Листницким Аксинья спасается от горя смерти дочери и потери Григория. Евгений давно интересовался женщиной, и эта связь оказалась роковой: Григорий сильно разочаровывается в Аксинье, считая ее поступок изменой и не понимая его причин.


В итоге Аксинья возвращается к Степану и, живя в несчастливом браке, постепенно погружается в свою осень.


Последнее путешествие

Аксинья осознает: единственное, что может вернуть в ее жизнь весну, – это возвращение Григория. И он действительно приходит к ней – вместе с детьми. Аксинья заменяет им мать, и отдает им всю накопившуюся нежность.

Григорий предлагает возлюбленной отправиться на Кубань, чтобы начать новый виток жизни. Причина решения переехать на Кубань – не самая радужная: это было бегство, спасение от бандитов, с которыми случайно связался Григорий.

Но не стоит забывать изначальной установки романа: описываемая нами героиня – персонаж трагический, имеющий очень тяжелую и полную боли судьбу. Она знала, что бегство с Григорием не принесет ей облегчения, потому что он находился в немилости у новой власти, но все равно соглашается уйти с ним, потому что лишь Григорий был ее настоящей любовью и страстью.

Но во время перехода степи Аксинья погибает от случайного выстрела военных на заставе. На руках Григория Аксинья принимает свою смерть.

Вступление

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Описание Аксиньи

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Характеристика Аксиньи

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи. С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы. Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем». Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», – оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини. Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения. Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна. Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её. Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью. Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины. Случайная пуля обрывает её жизнь.

Заключение

Аксинья в «Тихом Доне» – персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его. Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей. Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Тест по произведению

В романе Шолохова Тихий Дон. Она стала одновременно олицетворением греха и святости, воплощением женской отчаянной любви, ради которой готова принести себя в жертву. Этой любви она и отдалась полностью, и без остатка.

Образ Аксиньи в романе Тихий Дон

Аксинья — женщина с нелегкой судьбой. Еще в детстве ее изнасиловал отец. Позже Аксинью выдали замуж за Астахова, который ежедневно поднимал на нее руку, так как не верил в непорочность жены. А она терпела и не могла достучаться до мужа. Он же своей жестокостью оттолкнул жену, которая и направила свою нерастраченную любовь на другого. Этим другим стал Григорий Мелехов. Женщина полностью растворилась в любовных чувствах, которые не собиралась скрывать от других. Жаль только, ее счастье было недолгим, да и жизнь героини закончилась трагично.

Каким видит образ Аксиньи читатель в романе Шолохова Тихий Дон? Ответить на вопрос помогут цитаты из произведения. В целом конкретного описания героине автор не дает. Однако общую картину образа Аксиньи можно сложить из отдельных фраз. Так, в начале романа, мы видим двадцатилетнюю девушку. Как говорит сотник, это красивая баба. Статную фигуру Аксиньи не портит даже беременность. Шея смуглая, глаза черные, а губы пухлые и бесстыдно жадные. Красота женщины сразу бросается в глаза, она губительна в своей порочности.

С годами Аксинья хоть и постарела, но красоты своей не растеряла. И хоть осень жизни одарила ее щеки блеклыми красками, посеребрила отдельные прядки волос, притушив огонек в ее глазах, на лице читается все та же манящая красота.

Характеристика Аксиньи

Если говорить о характеристике образа Аксиньи в романе , то хочется сказать о ее нелегкой судьбе. Аксинье приходится жить с чувством вины за смерть отца. Живя в постоянных побоях, с душевным гнетом от смерти ребенка, она сомневается в том, что на свете есть любовь, и что ее смогут полюбить. И тут, словно лучик солнца, в беспросветную жизнь Аксиньи приходит чувство, которое она испытала с Мелеховым. Она тонет в этой любви, она спешит отлюбить, понимая, что ее измене нет прощения. Аксинья спешит впитать в себя страсть, словно чувствуя, как короток человеческий век.

Аксинья сильная духом женщина, которой присущи все лучшие женские качества. Нежная, терпеливая, сострадательная героиня, которая ни на кого не держит зла. Аксинья гордая и у нее есть характер, поэтому она может дать и отпор любому. Она честная, и поэтому не скрывает от мужа любовь к другому. За свою же любовь Аксинья готова бороться, и не желает уступать своего Гришку никому.

Аксинья Астахова – один из главных персонажей романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», действие которого происходит в хуторе Татарском и раскрывает жизнь донских казаков.

Аксинья – казачка с очень непростой и даже трагичной судьбой. Она очень красива, возможно, именно это создает ей проблемы и меняет ее судьбу. Автор говорит, что красота Аксиньи очень порочна и губительна для нее самой. Соседки завидуют Аксинье, потому что мужики на нее заглядываются. Да и сложно не заглядеться, потому что черные глаза, пухлые, вишневые губы, смуглое лицо, красивая осанка и густые кудрявые волосы Аксиньи невольно притягивают взгляд. Во всем описании внешности и чувств Аксиньи чувствуется нежность к ней самого автора.

В жизни Аксиньи было мало радостных событий. Совсем юной девочкой она была изнасилована собственным отцом, а после того, как это стало известно ее родным, они забили отца до смерти. Это и стало началом для череды бед и несчастий, которые преследовали Аксинью на протяжении всей жизни, а в смерти отца она винила себя до последнего, даже не смотря на то, что он с ней сделал.

Позже ее выдали замуж, но муж практически сразу после свадьбы начал ее избивать, даже когда она ждала ребенка, побои не прекращались. Ребенок не прожил и года, а со смертью ребенка возобновились и побои со стороны мужа. Он абсолютно не хотел ценить и понимать Аксинью, хотя она очень хорошо справлялась с хозяйством, не боялась даже мужской работы, белила, крыла соломой дом, сама косила траву и гоняла быков, с зарей вставала и кормила коров. За работой Аксинья пыталась спрятать свои дурные мысли и ни о чем не думать.

Возможно, такое отношение мужа и стало причиной тому, что Аксинья горячо влюбилась в Григория Мелехова, который проявил к ней чуточку внимания и понимания. Она будто потеряла голову от этих новых чувств. К ней никто так не относился, как Григорий, поэтому она готова идти за ним хоть на край света. О любви Григория и Аксиньи знает весь хутор, даже мужу Аксинья призналась в том, что полюбила другого, хотя и знала, что снова будет избита, но она – женщина честная, поэтому не может этого скрывать.

Вместе влюбленные уехали из хутора и стали жить, как муж и жена, а скоро у них родилась дочь. Казалось бы, что вот оно – счастье, но судьба снова решила иначе: дочка сильно заболела и умерла. От горя Аксинья теряет разум и отдается хозяину, у которого они с Гришей работали и жили.

Григорий не смог этого простить Аксинье и оставил ее, а ей пришлось вернуться к нелюбимому мужу, который простил ей измену, так как понял, что любит ее, когда потерял, хотя и продолжал вести себя как хозяин по отношению к ней. Григорий же вскоре женился на казачке Наталье. Только думать друг о друге Григорий и Аксинья не перестали, поэтому Аксинья решила бороться за свою любовь и всё же смогла увести Гришу из семьи.

Только счастье их снова было недолгим, Аксинья трагически погибает на руках у любимого, а безутешный Григорий теряет смысл жизни.

Сочинение Характеристика Аксиньи Астаховой

«Тихий Дон» - одно из выдающихся творений М.А. Шолохова, получило всемирное признание. Произведение переводилось на иностранные языки, четыре раза экранизировался. И, самое главное, автор был отмечен Нобелевской премией.

Сюжет романа раскрывает жизнь донских казаков. Действие происходит в хуторе Татарском. Один из самых ярких и незабываемых персонажей произведения – Аксинья, которая была замужем за Степаном Астаховым. Героиня всей душой любила Гришку Мелехова. Нелёгким был её жизненный путь, судьба её трагична. Как, впрочем, и у большинства героев романа.

Уже в юности Аксинья начала свой трагический путь. Изнасилование и трагическая кончина отца как будто бы повлекли за собой череду несчастий. Замужество так же не принесло ей счастья. Муж с первого дня и до тех пор, пока не родился ребёнок, зверски избивал героиню. Младенец умер, а издевательства мужа стали продолжаться. Любовь к Гришке Мелехову стала отдушиной для Аксиньи. Она была ей необходима, как глоток свежего воздуха.

Она знала, что муж, вернувшись со службы, будет бить её сильней, чем прежде. Но это не пугало Аксинью. Любовь, живущая в её сердце, придавала ей силы. Только тогда, когда она узнала, что Григорий женится на Наталье, всё перевернулось в душе героини. Боль и обида захлестнули её. Но Аксинья, твёрдо решив бороться за своё счастье, уводит Григория Мелехова из семьи.

Уехав из родного хутора, Аксинья и Григорий живут вместе, как муж и жена. Вскоре у них рождается дочь. И Аксинья, довольная тем, что Григорий рядом с ней, могла бы быть вполне счастлива. Но судьба преподнесла ей тяжёлое испытание. Её маленькая дочь тяжело заболела и умерла. Горе как будто бы отбирает разум у безутешной героини. Может быть, поэтому она и отдалась хозяину, у которого они с Григорием работали и жили.

Григорий, после всего произошедшего, оставил Аксинью. Ей пришлось вернуться к ненавистному супругу. Но все её помыслы только о Григории. Только с ним она может быть счастлива. Григорий же, вынужденный покинуть родные места, забирает с собой на чужбину Аксинью. Только вот не суждено им было вместе. Непродолжительным было счастье Аксиньи. Она трагически погибает на руках у любимого человека.

Вариант 3

Многие люди разных возрастов слышали о романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Произведение большое, имеет огромное количество сюжетных линий и персонажей. Одну из главных героинь, «нарисованную» Михаилом Александровичем, зовут Аксинья Астахова.

Так кто же такая Аксинья? Девушка, которая в шестнадцатилетнем возрасте была изнасилована отцом. За это его убил собственный сын – брат Аксиньи. Это девушка, которая в семнадцать лет была выдана замуж не по любви. Одно несчастье сменялось другим. Степан Астахов оказался не самым идеальным мужем. На протяжении нескольких лет он сильно избивал жену. Из-за этих истязаний Аксинья потеряла ребенка. Степан был хитрый, он никогда не был свою женщину по лицу, чтобы односельчане ничего не заподозрили.

Можно сказать, что Аксинья – это самый ярчайший персонаж в романе. Она всегда чувствовала вину за смерь отца и ребенка. Она не знала настоящей любви. А когда повстречала Григория Мелихова была недоверчивой, никому не верящей женщиной. Аксинье не могло прийти в голову, что кто-то может полюбить ее, дарить самые чистые и нежные чувства. Но несколько раз обдумав сложившуюся ситуацию она вся без остатка отдалась этому «безумству».

Шолохов рисует героиню-любовницу. Которая одновременно и грешница, и святая. Безнравственность Аксиньи искупляет ее всепоглощающая любовь. Кажется, что даже автор не осуждает ее, а наоборот, ставит героиню на пьедестал. Шолохов не зря описывает Аксинью, как красивую и умную девушку.

Именно любовь изменила характер Аксиньи Астаховой. Она смогла заглушить боль от потери ребенка. Смогла позабыть обо всех синяках, нанесенных рукой Степана. Её внутренний стержень сочетается с женственностью и преданностью. И ей было безразлично общественное мнение об ее любви. Свою нежность она смогла подарить и детям Мелихова.

Любовь Аксиньи и Григория спасла им жизни. Она, замужняя женщина, избиваемая мужем, нашла в себе силы полюбить и увидеть мир в новых красках. Аксинья смогла сохранить свои искренние и прекрасные чувства на всю жизнь.