Сложносокращённые слова. Презентация к уроку "Сложные и сложносокращенные слова." Скачать презентацию на тему сложносокращенные слова

Сложносокращённые

слова,

образование и правописание .


Цели учеников :

1: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль. 3: устанавливать способы образования слов


Цели для учителя :

Обучающая:

ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;

научить образовывать сложные слова из данных корней;

формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;

Развивающая:

развивать речевую, мыслительную деятельность;

умение рассуждать и применять данные правила.

Воспитательная:

Воспитывать познавательную активность, толерантность;

содействовать развитию интереса к изучению языка как науки;

обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.



детсад, универмаг, главврач, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, медпункт

сложные слова


физкультура,


Обозначьте корни. Расшифруйте слова.

турпоход =

химчистка =

зарплата =

запчасть =


министерство по чрезвычайным ситуациям

МЧС, МИД, ГЭС, ЧП, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, МХАТ

министерство иностранных дел

дом культуры

основы безопасности жизнедеятельности

Московский художественный академический театр



Расшифруйте аббревиатуры:

ЧП, ГАИ, ВВС



Задание № 3 Отредактируйте текст . Мы, шестиклассники, очень любим свою школу. Для занятий в различных секциях нам предоставляется спортивный зал. Заботясь о нашем здоровье, врачи делают прививки в медицинском пункте. Заведующий учебной частью посещает наши уроки, а заведующий хозяйством помогает организовывать субботники. За активное участие в жизни школы мы были награждены поездкой в театр юного зрителя.



Соотнесите аббревиатуры и прилагательные.

ПТУ ИЗВЕСТНАЯ

ООН ИЗВЕСТНЫЙ

ТЮЗ ИЗВЕСТНОЕ



1. Какое слово называется сложным?

А) состоящее из двух слов

Б) имеющее два корня

2. Как пишется сложное слово?

А) слитно

Б) раздельно

3. Как называется сложносокращенное слово, образованное сложением начальных букв или звуков?

А) сложение

Б) аббревиатура

4. Как определить род аббревиатуры?

А) расшифровать, по главному сущ-му

Б) расшифровать, по первому слову

5. Каким способом образуются сложные слова?

А) сложением

Б) приставочным

ответ: 1- Б, 2- А, 3- Б, 4- А, 5- А


Домашнее задание: § 34 Упр. 174


Аббревиатуры.

  • При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать).
  • Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия , и тем они удобны , но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным.
  • Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке.
  • Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.

Цель:

  • ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;
  • развивать речевую, мыслительную деятельность;
  • научить образовывать сложные слова из данных корней;
  • находить корни; формировать навыки правильного написания слов с соединительными гласными о или е;
  • формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;
  • воспитывать интерес к предмету; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Оборудование:

  • эмблемы,
  • карточка со скороговоркой,
  • таблица "Образование сложносокращенных слов".

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания.

Письмо по памяти (упр.43, стр.32)

Стала ель в лесу заметней,
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

3. Грамматическая разминка.

Найдите слово в слове.

Гроза Газета Градусник
Роза газ таз град друг
Газ гора агат ус дар суд
Дуга сани
Гуси

4. Изучение нового материала.

Тема: Сложные и сложносокращенные слова.

За многовековую историю человечество накопило великое множество общепринятых знаков - эмблем. Так, например, пчела означает трудолюбие, подкова - счастье, зеркало - правду, лев - могущество, весы - правосудие, пять разноцветных колец - это всем известная эмблема олимпийских игр. А кто - нибудь из вас догадается, что означает эти эмблемы?

  • Птицеводство
  • Целеустремленность
  • Земледелие
  • Милосердие

Как вы думаете, какие это слова?

Это сложные слова. Они образуются путем сложения двух корней.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

  1. Машина для перевоза молока (молоковоз)
  2. Машина, которая приводит в порядок газоны, аккуратно подкашивая траву (газонокосилка)
  3. Этот глаз особый глаз быстро взглянет он на вас и появится на свет самый тонный ваш портрет (фотоаппарат)

7. Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней. Но есть еще один способ. Он называется сложносокращенным. В этом случае соединяются несколько слов, но не целиком, а частями (в сокращении).

Сложносокращенное слово может быть образованно:

  • из начальных частей слов: заведующий хозяйством - завхоз;
  • из начальной части первого слова и целого слова: сберегательная книжка;
  • из названий первых букв каждого слова: профессионально-техническое училище - ПТУ (пэтэу);
  • из начальных звуков каждого слова: высшее учебное заведение - вуз.

Такие слова удобны своей краткостью, но часто бывают непонятны. Их приходится расшифровывать.

8. Работа по учебнику. (упр. 55, стр. 41).

9. Работа со скороговоркой.

Водолаз воз воду из водопровода.

10. Итог урока.

Д/з. упр. 58.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложносокращённые слова, образование и правописание.

1: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль. 3: устанавливать способы образования слов Цели учеников:

Цели для учителя: Обучающая: ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами; научить образовывать сложные слова из данных корней; формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи; Развивающая: развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные правила. Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, толерантность; содействовать развитию интереса к изучению языка как науки; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

детсад, универмаг, главврач, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, медпункт

Как образуются данные слова: физкультура, детсад

Обозначьте корни. Расшифруйте слова. турпоход = химчистка = зарплата = запчасть =

МЧС, МИД, ГЭС, ЧП, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, МХАТ

Как образуются данные слова:

Расшифруйте аббревиатуры: ЧП, ГАИ, ВВС

юные редакторы

Соотнесите аббревиатуры и прилагательные. ПТУ ИЗВЕСТНАЯ ООН ИЗВЕСТНЫЙ ТЮЗ ИЗВЕСТНОЕ

(показать) ТЮЗ ………………. новый спектакль. (начать) ГЭС ………………. вырабатывать электрическую энергию.

Домашнее задание: § 34 Упр. 174

Аббревиатуры. При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке. Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....