Самостоятельные и служебные части речи 5. Самостоятельные и служебные части речи (конспект). III. Этап осмысления

Класс: 5

1. Актуальность представления урока данного типа (урок изучения нового материала) объясняется тем, что именно на этапе первичного знакомства у обучающихся закладывается представление о том, что будет изучаться, формируется первоначальное представление о предмете разговора, пробуждается интерес к проблеме. А следовательно, именно этап первого знакомства является одним из самых (если не самым) важных в системе уроков по той или иной теме. Поэтому целесообразно при первоначальном знакомстве сформировать у детей интерес, пробудить в них желание узнать как можно лучше все, что имеет отношение к рассматриваемой теме.

2. Форма представления педагогического опыта – урок изучения нового материала в 5 классе: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».

3. С точки зрения полученного результата данный педагогический опыт можно считать эффективным. Дети расширили имеющиеся у них представления о частях речи, приобрели новые знания. Кроме того, у них сформировался интерес к теме, так как она предполагает дальнейшее расширение их представлений о морфологии.

4. Ресурсное обеспечение:

  • учебник,
  • проектор и экран,
  • тетради учащихся.

Урок изучения нового материала: структура, проблемы организации деятельности учащихся – 5 класс.

Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

  • дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
  • отработать навыки распределения слов по разным группам;
  • вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

1. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Морфемика».

Вопрос учителя: Что это за раздел?

Ответ ученика: Морфемика – раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Вопрос учителя: Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика: Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя: Что изучает каждый из разделов?

Ответ ученика: Фонетика изучает звук, как мельчайшую единицу лексики, синтаксис знакомит нас со словосочетанием и предложением, пунктуация – с постановкой знаков препинания.

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя: Как называются эти группы?

Ответ ученика: Части речи.

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. (До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

(Текст читает вслух 1 учащийся.)

Вопрос учителя: Назовите тему текста.

Ответ ученика: Части речи.

Вопрос учителя: Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ ученика: Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

Вопрос учителя: Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

Ответ ученика: Три.

II. «Открытие» детьми нового знания.

(На экране слова) Слайд 3.

Вопрос учителя: Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя: А те, которые слева?

Ответ ученика: Служебные.

Вопрос учителя: Слова какой группы можно разделить на морфемы?

Ответ ученика: Самостоятельные.

Вопрос учителя: Какая морфема может помочь нам в определении лексического значения слова?

Ответ ученика: Корень.

Вопрос учителя: Какое слово пишется через дефис?

Ответ ученика: Из-за.

Вопрос учителя: К какой части речи оно относится?

Ответ ученика: Предлог.

Вопрос учителя: Какой еще предлог пишется так же?

Ответ ученика: Из-под.

III. Этап осмысления.

Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя: Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика: Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.)

Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя: Приведите примеры из таблицы

Ответ ученика:

Вопрос учителя: Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя: К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика: Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.

IV. Подведение предварительных итогов.

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

V. Первичное закрепление.

Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам –
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя: К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика: К художественному.

Вопрос учителя: В чем его отличие от научного?

Ответ ученика: Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.

Сделаем синтаксический разбор предложения:

Слайд 6.

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Вопрос учителя: Сколько частей речи в предложении?

Ответ ученика: 5

Вопрос учителя: А членов предложения? Почему?

Ответ ученика: 3. Слова служебных частей речи являются теми же членами предложения, что и самостоятельные.

Слайд 7.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Дети работают со 2-ым и 3-им четверостишиями стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

VII. Подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.

VIII. Слайд 8.

Домашнее задание: §88, упр. 463 (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.

Урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

Класс: 5 класс.

Предмет : русский язык.

Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Технология построения урока : урок-диалог.

Формы работы : групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия :

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных ).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные ( целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

2. для работы (доска);

3. задание для групповой работы;

4 . с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

ХОД УРОКА :

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организационный момент (проверяем наличие письменных принадлежностей)

2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Первое марта.

Классная работа.

Перед вами дорога. Она ведёт в страну Грамотности. Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну

Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов).

Одинаковые или разные значения имеют слова?(Разные)

Запишем (ученик у доски и подчеркиваем орфограммы)

    1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.

      Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.

      Интересный, чудесный, новый, прелестный.

По какому принципу распределены слова на 3 группы. Обоснуйте ответ.

Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи».

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Учитель: Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

3 Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи , которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

Как вы назовете тему урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради.

Попытаемся сформулировать цель нашего урока

(уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?

- Назовите, какие относятся к служебным?

Проверьте, на какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?

Самостоятельные - существительные, глагол, прилагательные, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния

Служебные – предлоги, союзы, частицы

Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)

Почему междометие не попало на слайд? (особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.


- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!

Самостоятельные части речи

Особая часть речи

Междометие и звукоподражательные слова

Служебные части речи

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:

Предлог:

Союз:

Частица:

Оценка работы группы (доска) : Выставление оценок за работу (на доске критерии) : нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Проверьте и сравните с эталоном .

- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

- Поможет нам ответить на эти вопросы задание.

3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.

Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

Работа с текстом.

Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

- Попробуйте составить предложение из данных слов : в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему?

Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.

Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.

Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.

Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка.

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки качнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Руки сложили вот так.

4 Первичное закрепление нового знания

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух. Давайте определим, какие части речи присутствуют в этом стихотворении?

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

(В. Шефнер)

5 Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

А сейчас небольшая самостоятельная работа.

Тест (индивидуально каждым учащимся).

1. Что обозначает имя существительное?

2 . Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3 . Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7 . Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

К люч: 1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

6 Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Результаты урока

    Сегодня на уроке мы вспомнили……

    Сегодня на уроке мы узнали………

    Сегодня мы на уроке говорили о……

7 Обсуждение домашнего задания

Нарисовать карту государства «Части речи».

Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Самостоятельные и служебные части речи» Цели урока: - знакомство учащихся с разделом лингвистики – морфологией; - обучение детей распознать самостоятельные и служебные части; - формирование орфографических и пунктуационных навыков; - патриотическое воспитание учащихся. Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, карточки со словами; запись на доске; доска; мел; учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе

на тему

«Самостоятельные и служебные части речи»

Плиевой Малики Идрисовны – учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Знакомство учащихся с разделом лингвистики – морфологией;

Обучение детей распознать самостоятельные и служебные части;

Формирование орфографических и пунктуационных навыков;

Патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, карточки со

словами; запись на доске; доска; мел; учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запиши сегодняшнее число, и приготовьтесь к беседе.

Скажите, пожалуйста, какие разделы науки о языке мы изучали на протяжении многих уроков?

Что изучает лексика, фонетика, морфемика?

Сегодня мы начинаем новый раздел науки о языке «Морфология».

Сегодня у нас на уроке новая тема «Самостоятельные и служебные части речи». О ней мы поговорим немного позже, а пока предлагаю написать небольшой объяснительный диктант.

II. Объяснительный диктант по разделу «Морфемика».

Бесшумный, чернеть, вырасти, предлагать, лекция, раздать, пришел, выросла, изложение, огурцы.

III. Словарно-орфографическая работа

Сегодня мы добавляем в свой лексикон слово «патриотизм». Это слово греческого происхождения, состоящее из двух корней: «Патрис» - «Родина, Отечество».

Что включает в себя понятие «патриотизм»?

Как называют человека, любящего свою родину, живущего для ее блага?

Запишите в словарь это слово, составьте предложение с этим словом.

IV. Изучение новой темы.

«Морфология», Морфе – «форма», логос – «учение» (греч.)

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучается все части речи.

Опираясь на предложение, учитель объясняет тему.

«Зайчик передернул ушами и весело запрыгал по зеленой траве»

Все самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.

Самостоятельные части речи имеют грамматические значения, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Служебные части речи связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет , - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж .

А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением .

Становитесь под знамя "Имя существительное" , - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым ! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол" , - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

V. Закрепление изученной темы.

Упражнение №462, стр. 179

Для слабых учеников даются карточки с заданиями для закрепления темы.

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
Предлоги, союзы, частицы-

Все встали в один хоровод,

Служебные важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет

А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

VI. Итог урока.

Что такое «Морфология»?

На какие три группы делятся все части речи?

Чем мы отличаем самостоятельные части речи от служебных?

VII. Объяснение домашнего задания.

$87? Упр. 462.

Привести к каждой части речи по пять примеров.

VIII. Оценки за урок.


Конспект урока русского языка

5 класс (материал рассчитан на 2 урока).

Тема урока : Обобщение изученного в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи» (Слайд).

Цели урока :

Образовательная : обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по разделу «Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи»;

Воспитательная : способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию любви к природе;

Развивающая : способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать и языковой материал, проводить его синтез, и на этой основе делать соответствующие выводы.

Тип урока : урок систематизации и обобщения материала.

Оборудование :

Учебник: Русский язык. Практика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с кроссвордом.

Ход урока.

    Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.

Сообщение темы и цели урока. Оформление записей в тетради и на доске (дата, вид работы – классная работа).

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

    Сообщение темы урока. Формулировка цели занятия.

(Слайд)

Слово учителя: Ребята! За окном осень, непогода, то светит солнце, его сменяет дождь или снег. Природа готовится к зиме. А ведь еще недавно разноцветный наряд листы так радовал глаз. Предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес, или парк, или в сад! Что вы себе представите, туда мы и отправимся. Сегодня у нас с вами урок, на котором мы будем использовать материал так или иначе связанный с осенью, явлениями осенней природы.

(Слайд)

На экране стихотворение В. Степанова «Воробей». Это небольшое детское стихотворение. Прочитаем его выразительно.

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –

Стесняется.

В. Степанов

О чем это стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Назовите приметы осени, о которых упоминается в стихотворении?

Грустно, не правда ли? И погода за окном созвучна настроению, которое создается при помощи этого стихотворения.

Но как красиво сказал об осени поэт Александр Сергеевич Пушкин (учитель читает стихотворение).

(Слайд)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

(Слайд)

Итак, отправляемся на прогулку в осенний лес, но не просто так, а чтобы повторить и обобщить изученное в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи».

    Этап работы с основным материалом урока.

Повторение изученного.

Что изучается в разделе«Морфология»?

На какие две группы делятся все части речи?

(Слайд)

Перед вами уже знакомое стихотворение В. Степанова «Воробей». Назовите слова самостоятельных частей речи и служебных частей речи.

Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу.

(Слайд)

Таблица

Самостоятельные части речи

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает

Пример

Имя сущ.

Имя прил.

Глагол

Наречие

Местоим.

Проверим таблицу. Прочитайте примеры имен существительных (прилагательных, глаголов).

На какие вопросы отвечают слова каждой части речи, что они обозначают?

(Слайд)

Проверка:

Самостоятельные части речи

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает

Пример

Имя сущ.

Кто? Что?

Предмет

Осень, сад, птицы, окном, утра, метели, ногами, лёд, воробей

Имя прил.

Какой? Какая? Какие?

Признак предмета

Жёлтые

Глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется

Наречие

Где? Куда? Когда?

Признак признака

Местоим.

Кто? Что? Какой?

Лицо, предмет

Слов каких частей речи нет в таблице? Почему?

На какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает? Приведите примеры местоимений.

На какие вопросы отвечает наречие и что обозначает?

Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы):

вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем.

(Слайд)

Самопроверка написанного.

Задание: составьте с одним из наречий предложение и запишите его. Проверка записанного предложения.

В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова (задание выполняется учениками на доске и в тетради).

Как проверить безударную гласную в корне слова?

К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (воробей – воробышек, первую безударную гласную О). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик).

Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке?

Пользуясь данными таблицы «Самостоятельные части речи», охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры. Используйте план, представленный на слайде (ученики отвечают поочередно, характеризуя одну из частей речи):

(Слайд)

    Часть речи.

    Отвечает на вопросы …

    Обозначает …

    Например, …

А теперь отгадаем кроссворд.

Кроссворды перед вами на столах.

По горизонтали:

1.Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета. 3.… существительное, … прилагательное.4. Этонеопределенная … глагола.

По вертикали:

2.Проверочное слово к существительному «метели». 5. Слова какой части речи употребляются в значении «вместо имени». 6. Назовите часть речи, к которой относятся приведенные глаголы: заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется. 7.Найдите наречие: Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты.

(Слайд)

Ответы

По горизонтали:

По вертикали:

1. прилагательное

3. имя

4. форма

2. мёл

5. местоимение

6. глагол

7. уныло

    Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи.

Скажите, о какой части речи идет речь?

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

(Слайд)

Итак, имя существительное.

Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение).

Из стихотворения В. Степанова «Воробей» вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом. Первое слово выполнить всем классом, далее самостоятельно (пример оформления: осень – ж.р., 3 скл., им. п., ед. ч.).

Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам.

Отгадайте загадку:

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

(Слайд)

Обратимся к именам прилагательным.

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Осень в лесу», например, осенний, дождливый и т.д.

Выполните упр. 74 (п. 2) на стр. 28 (на доске и в тетради самостоятельно).

Проверка выполнения упражнения. Сделайте вывод о правописании безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Назовите начальную форму выписанных из упр. 74 прилагательных. Ответьте на вопрос: как изменяются имена прилагательные, от чего зависит их форма? Определить род, число, падеж выписанных прилагательных.

(Слайд)

На слайде вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных:

О зелён…м поле

В хвойн…й тени

В осенн…м лесу

Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются.

А теперь, ребята, следующая загадка:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол.)

(Слайд)

Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол.

Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает?

Как изменяются глаголы?

(Слайд)

Из стихотворения В. Степанова «Воробей» выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены.

(Слайд)

Неопределённая форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

запеть

Заглянула

улетели

Шуршит, крошится, ломается, стесняется

вздохнет

Ответьте на вопрос: Определите число и род выписанных глаголов в прошедшем времени?

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов.

Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

В какой форме употреблен глагол «ломается»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (ломаешься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.».

Задание дифференцированно:

    составить словарный диктант из 10 слов на орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.» или 2) выполнить упр. 94 на стр. 35. Выделите орфограмму.

Еще одна важная орфограмма, которую необходимо повторить на уроке – это «Безударная гласная в личном окончании глагола».

Отчего зависит выбор гласной в личном окончании глагола? Как орфограмма обозначается на письме (можно обратиться к обозначению орфограммы на стр. 37 учебника)?

(Слайд)

На слайде вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола»:

(роща) отряха…т

(дорога) промерза…т

(сосед) поспеша…т

(лай) буд…т.

Проверим правильность написанного по стихотворению А.С. Пушкина:

(Слайд)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться?

Ребята, вам предлагается выполнить задание: из упр. 110 на стр. 39 выписать 5 глаголов на данную орфограмму, выделить орфограмму на письме.

Сделайте вывод о правописании глаголов.

На уроке мы повторили такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол и их правописание. Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию?

И снова загадка:

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

(Наречие.)

(Слайд)

Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие

На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают?

(Слайд)

Осень вызывает у нас разные эмоции и настроения. С наступлением осени мне становится грустно, а вам, ребята? Передайте свое настроение с помощью наречий. Запишите наречия в тетрадь. На какие вопросы отвечают записанные вами слова. Слова какой части речи вы записали?

Найдите наречия в небольшом отрывке из стихотворения А. Плещеева «Осенняя песенка».

(Слайд)

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Сделайте вывод о наречии как части речи – на какие вопросы отвечает и что обозначает наречие.

Вновь загадка:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

(Слайд)

Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение.

На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.

Ребята, найдите местоимения в стихотворении С. Маршака «Цветная осень» и выпишите их.

(Слайд)

Цветная осень

С. Маршак

Цветная осень – вечер года –

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир – как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.

Проверим написанное, исправим допущенные ошибки.

(Слайд)

Все ли местоимения вы выписали? Какие местоимения вы дописали?

Мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. А в разделе «Морфология» мы изучаем и служебные части речи.

(Слайд)

Что это за слова? Для чего они служат?

Ребята, найдите в стихотворении В. Степанова «Воробей» слова служебных частей речи и выпишите их в строчку, через запятую.

Слова каких частей речи вы выписали (предлоги, союзы)?

О какой части речи эта загадка:

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Слов какой служебной речи недостает в списке выписанные вами слов? (частицы: не, же).

Ребята, сделайте вывод: что представляют из себя слова служебных частей речи? Для чего они служат?

(Слайд)

Для того чтобы обобщить материал сегодняшнего урока и привести его в систему, предлагаю вам устно заполнить следующую таблицу.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Что передают в речи?

Основную информацию

Служат для связи слов

Отвечают ли на вопросы?

Отвечают, слова каждой части речи отвечают на свои вопросы

Не отвечают

Что обозначают?

Предметы, признаки, действия

Не обозначают предметов, признаков, действий

Являются ли членами предложений

Являются

Не являются

Ребята, сделайте вывод, что изучается в разделе науки о языке, который называется «Морфология»? На какие две группы делятся все части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным? А к служебным? В чем их отличие?

    Этап проверки усвоения знаний.

Для того чтобы вы могли проверить себя, насколько хорошо вы усвоили знания, полученные на уроке, проведем тестирование.

Тест

Это часть речи, которая обозначает предмет:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) наречие.

2. Часть речи, которая употребляется в значении «вместо имени»:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) местоимение.

3. Слова этой части речи изменяются по падежам и числам, имеют род и склонение:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол.

4. Часть речи, которая обозначает признак признака:

а) имя существительное, б) местоимение, в) наречие.

5. Холодно, пасмурно, грустно – это

а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) наречия.

6. Части речи, которые не имеют значения и служат для связи слов в предложении:

а) самостоятельные, б) служебные, в) вспомогательные.

7. Слова этой части речи изменяются по лицам и числам, относятся к одному из двух спряжений:

а) глагол, б) местоимение, в) наречие.

8. Слова этой части речи не отвечают на вопросы:

а) предлог, б) имя прилагательное, в) наречие.

9. Для того чтобы определить, какую гласную надо писать в личном безударном окончании глагола, следует:

а) задать вопрос, б) определить склонение, в) определить спряжение.

10. Глаголы в прошедшем времени изменяются:

а) по родам и числам, б) по лицам и числам, в) только по числам.

11. Наречие изменяется:

а) по падежам, б) не изменяется, в) по числам.

(Слайд)

Ответы на тест: 1а, 2в, 3а, 4в, 5в, 6б, 7а, 8а, 9в, 10а, 11б.

Ребята, проверьте правильность выполнения теста. Зачеркните неправильные ответы и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали. Поставьте себе отметку, используя ключ (слайд).

(Слайд)

10-11 – «5»

8-9 – «4»

7-6 – «3»

5 и менее – «2».

Поднимите руки, кто сегодня заработал отметку «5», «4», «3». Кто не справился с материалом урока и получил неудовлетворительную оценку?

    Подведение итогов урока.

Ребята, какую цель мы сегодня на уроке достигли?

Проведем блиц-опрос, что определить, какие знания вы сегодня с собой унесете с урока:

Что изучает морфология?

На какие группы делятся все части речи?

Что обозначают самостоятельные части речи?

Почему служебные части речи получили такое название?

Назовите самостоятельные части речи.

Перечислите служебные части речи.

Для чего необходимо изучать морфологию?

Оценивание работы учащихся на уроке: отметка складывается из отметок за письменные работы, выполненные на уроке (словарный диктант, кроссворд, тест), которые оценивались в результате самоконтроля, а также за работу на уроке.

    Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить творческий характер: предлагается по выбору:

    Написать небольшую сказку о частях речи, морфологии, их приключения или путешествиях, а может быть о дружбе или помощи друг другу; главное – отразить в этой сказке отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, их значение, и содержание морфологии как раздела науки о языке;

    Составить тест по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов с выбором 3 ответов в каждом);

    Составить кроссворд по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов по горизонтали и вертикали);

    Составить словарный диктант по орфограммам, которые изучены в разделе «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 20 слов).

Все задания, кроме словарного диктанта, выполнить на отдельном листе, качественно и аккуратно, т.к. материалы будут использованы на следующем уроке припроверке домашнего задания и контроле знаний и умений.