Нарушения в согласовании. Русский язык Детвора благодарны шефам за подарок

обрании постановили о том, чтобы выдать премию.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) На это не раз уже было указано.

5) На собрании постановили выдать премию.

Задание 15. Исправьте речевые ошибки:

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2) Как можно комментировать такой удар?

3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнениями.

5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

Задание 16. Исправьте речевые ошибки:

1) У стены стоит черная рояль.

2) На ужин мы приготовили жареную картофель.

3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

1) У стены стоит черный рояль.

2) На ужин мы приготовили жареный картофель.

3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3) Летом мы побывали в Пскове, посетили Михайловское и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5) В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

Задание 18. Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле нием причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

1) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2) Из этой книги мы узнали об ужасах, пережитых нашим народом.

3) После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, автор призывает не забывать их.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Задание 19. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

1) Спонсоры внесли значительную финансовую помощь в организацию праздника.

2) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать капитаном!

3) Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4) Помещики жестоко обращались со своими крепостными.

5) Во время перемены между уроками в класс вошел директор школы.

Задание 20. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. Переписать текст и выписать языковые средства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.

К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того, что и др.), а также различных, устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т.п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону: «Феникс»,2002. 544с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995
  3. Русский язык и культура речи: Учебник.\ Под ред. проф. В.И.Максимова. М.,2000.

А) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

В) *Восемь человек вошли в дом трактирщика.

С) Восемь человек вошел в дом трактирщика.

Д) Восемь человек входит в дом трактирщика.

Е) Восемь человек вошла в дом трактирщика.

2. Найдите правильный вариант согласования

A) Тридцать один ученик участвовали в походе.

B) Большая часть домов в этом районе каменные.

C) Молодежь собрались в клубе.

D) Кто-то из нас совершили этот проступок.

E) *Большинство команды поддержало тренера.

3.

A) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

B) Мы шли по лесу, ориентируясь на солнце.

C) *Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности.

D) Хочется сказать добрые слова на адрес директора.

E) Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел.

4. Найдите правильный вариант управления глаголов

А) Выросло поколение, для которых война - история.

В) *Он хотел учиться музыке.

С) Я хочу стать помощником тепловоза.

Д) На собрании были приведены примеры о плохой работе администрации.

Е) Среди сотрудников института была проведена беседа по экономике.

5. Найдите правильный вариант управления глаголов

А) Об этом не раз уже было указано.

В) Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное.

С) *Фотокорреспондент сфотографировал анфас известного артиста.

D) Жители села приняли участия на ярмарке.

Е) М.Ломоносов посвятил свою жизнь служению народа.

6. Исправьте речевые ошибки

А) *Как можно прокомментировать такой удар?

В) На конференции состоялся обмен мнений.

С) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

Д) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

Е) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

7. Исправьте речевые ошибки

А) У стены стоит черная рояль.

В) На ужин мы приготовили жареную картофель.

С) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

Д) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

Е) *В праздники в доме обычно варили вкусный студень.

8. Исправьте речевые ошибки

А) В зале сидит компетентный жюри.

В) Ребенок с удовольствием ест картофельный пюре.

С) Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

Д) Лицо дамы скрывал густой вуаль.

Е) *Отличник гордился своим табелем.

9.

А) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

В) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

С) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

Д) *Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.

Е) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

10. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений

А) *Я не заметил, находится ли он в комнате.

В) Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

С) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

Д) По узкой тропинке мы поднялись на площадку,

извивающуюся между скал.

Е) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

11. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений

А) Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.

B) *Имеющийся жизненный опыт человека – это его истинное богатство.

D) Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

Е) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать высокую пенсию.

12.

А) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

В) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

С) *Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

Д) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Е) Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

13. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

А) Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

В) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

С) Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

Д) *Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

Е) Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

14. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

А) Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

В) В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

С) Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Д) Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

Е) *Не окончившему школу Серику пришлось работать.

15.

А) *Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

В) Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

С) Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

Д) Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

Е) Интерьер нашей улицы очень красивый.

16. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

А) Данный вопрос не входит в нашу миссию.

В) *Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

С) Мы испытываем летаргию по прошлому.

D) Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

Е) Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

17. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

A) Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

B) Правда и только правда – таков имидж писателя.

C) *Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

D) Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

E) Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

18.

А) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

B) Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

C) Успехами мы не блестим.

D) *Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Ахметова по физике.

Е) Задача, поставленная перед нами, достигнута.

19. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов

А) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

B) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

C) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

D) Девушка купила карие чулки.

Е) *Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

20. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов

А) *Сын преклонил колени перед матерью.

В) В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

С) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Д) В течение долговременного периода идет оформление документов.

Е) Он был мне подлинным другом.

21.

А) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

В) *Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

С) В этот день я услышала много обидчивых слов.

Д) Любой поступок заслуживает осуждения.

Е) Студент быстро освоил материал.

22. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

А) Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

В) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

С) *Она пришла в цветном платье.

Д) Она приготовила сытый завтрак.

Е) Болотистый ил является отличным удобрением.

23. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

А) *В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

В) В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

С) Землю надо обезводеть.

Д) С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Е) На поляне мы увидели высокий земельный холм.

24. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

A) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

B) Ему была представлена возможность поехать на юг.

C) Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

D) Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

E) *Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

25.

А) Гость попытался собрать осколки вазы.

В) Выехать нам не удалось, потому что начался ливень.

С) У него сразу вспотели ладони.

Д) *Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

Е) Прейскурант вывешен на витрине.

26. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю.

В) Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается.

С) *Впереди лидирует гонщик под номером 5.

D) Между природой и человеком уже не существует разницы.

Е) Работа была выполнена небрежно.

27. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее в библиотеку.

В) В прошлом году они окончили университет.

С) Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

Д) Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть.

Е) *В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

28. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм

А) *На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

В) Мы его видели в профиль.

С) Старые методы руководства были признаны ошибочными.

Д) Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас.

Е) Обмен опытом был очень полезен.

29.

А) Сейчас же спрячь язык!

В) Ты что, с Луны свалился?

С) А сейчас все пойдут по своим делам.

Д) *Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

Е) Цыплят, как известно, считают по осени.

30. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

В) Я уйду по-английски.

С) Завтра боевое крещение наших спортсменов.

Д) *Музыка оказала сильное впечатление на всех.

Е) Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

31. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Не удалось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

В) Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

С) Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

Д) Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

Е) *У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

32. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний

А) Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

В) Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

Д) Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

Е) *Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

33. Найдите речевые ошибки

А) Сначала думай, потом отвечай.

В) Он объявил громогласно о своих планах.

С) Он попал в туберкулезный диспансер.

D) За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.

Е) *Я кушаю фрукты каждый день.

34. Найдите речевые ошибки

А) В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.

В) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.

С) *Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

D) Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.

Е) Ваше согласие играет для меня большую роль.

35. Найдите речевые ошибки

А) Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.

В) Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

С) Он очень практичный человек.

D) Все командированные могут поселиться в гостинице.

Е) *Благодаря наводнению люди остались без крова.

36. Найдите речевые ошибки

А) За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.

В) В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.

С) Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.

D) *Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

Е) Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.

37. Найдите речевые ошибки

B) *Живущие родственники в Алматы, приехав в Астану, остановились у нас.

C) Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

D) Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.

Е) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, Казахстана, России, Италии и других.

38. Найдите речевые ошибки

А) Нужно подумать о кормах на зиму для животных.

В) Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.

С) В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.

D) По получении ответа немедленно принимайте меры.

Е) *Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

39. Найдите речевые ошибки

A) *Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

B) Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.

C) Петя с другом решили, что поедут в лагерь.

D) Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.

E) Наш интерес к медицине вполне понятен.

40. Найдите речевые ошибки

A) Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

B) На обоих коленях были царапины.

C) *Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

D) Самый большой вред наносит человеку курение.

E) Свыше пятисот народностей проживают на этом континенте.

41. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

А) разговорному;

В) художественному;

С) *публицистическому;

D) официально-деловому;



Упражнение 4. Найдите и исправьте ошибки в согласовании

Она настоящий сластена.

Восемь человек вошло в дом трактирщика.

Тридцать один ученик участвовали в походе.

Большая часть домов в этом районе каменные.

Много веков крестьянство боролись против помещиков.

Иванов был круглая сирота.

Он такая растяпа!

Это было в проливе Босфоре.

Это случилось в штате Мичигане.

К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

Детвора благодарны шефам за подарок.

Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

Три скамейки стояло у стены.

Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

Не то снег, не то град выпадут завтра.

Музей-квартира закрыта на ремонт.

Плащ-палатка была уже сложена.

Космический корабль летит к планете Марсу.

Над горой Казбеком взлетел флаг.

Для этого потребуются несколько месяцев.

Вся в грязи «Жигули» остановилась.

Кто из подруг написала об этом?

При погрузке сэкономлены 35 часа.

Сейчас выступит русская ученая профессор Иванова.

Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

Она опытная инженер.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

Детвора с утра резвились во дворе.

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Нарушения в управлении глаголов

Напишите эссе на тему «Что такое патриотизм?» Согласитесь с мнениями мыслителей прошлого или опровергните их.

Упражнение 20. Задание. «С пословицей не поспоришь». Продолжите пословицы и напишите эссе, взяв одну из них в качестве темы.



Живи не скупись, с друзьями

Волков бояться

Дерево смотрят в плодах, человека

Наше счастье в наших

Всяк своего счастья

Был бы друг, будет и

По одежке встречают, по уму

Только первый шаг

Не было бы счастья, да несчастье

Поспешишь

Слезами горю не

Взялся за гуж не говори

Хочешь есть калачи, не сиди

Под лежачий камень и вода

На ловца и зверь

Смелость города

Труд кормит, а лень

Большому кораблю

Ум хорошо, а два

Скорость нужна, а поспешность

Капля по капле и камень

Не узнавши броду, не суйся

Живи не вчерашним, а

Назвался груздем

Не сиди сложа руки

Береги платье снову

Знаешь дело

Аппетит приходит

Дорогу осилит

Упустишь минуту - потеряешь

Вчерашнего дня не

Ум да здоровье всего

Правда ни в огне не горит, ни в воде

Все хорошо, что

Счастье хорошо, а

Не ошибается тот, кто

Не место красит человека, а

Конец - делу

Не откладывай на завтра то, что можешь

Делу время, потехе

Один за всех и все

Кончил дело

И швец и жнец и на дуде

Без труда не выловишь и

Есть терпенье, будет и

Не даром говорится, что дело

Повторенье - мать

Кто любит науки, тот не знает

Не стыдно не знать, стыдно

Учиться никогда не

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота,

Ученье - свет, а неученье -

Ученому везде

Что написано пером, то

Золото из земли, а знания из

Съел ковригу - напитался один, прочитал книгу

Язык до Киева

Меньше говори - больше

В умной беседе ума наберешься, в глупой - и свой

Пословица - не в бровь, а

Упражнение 1. Подчеркните и исправьте словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости.

Делать привилегии кому-либо, различный от других, поставить под угрозусрыва, глубокая бездна, памятный сувенир, иметь влияние на детей, глубокоесопротивление, давать намеки, нести потери, делать жертву, пьеса прошла сбольшим интересом, различать звук от буквы, нести военную службу,понятливый малыш, испытывать нужду, причинить укус, массовое количествобеженцев, обеспечивать гарантии, одержать первенство, подросткизанимаются преступлениями, осуществлять руководство, писатель русскойклассики, играть значение, находить применение, большой уровеньобразования, закоренелый семьянин, испытывать нужду, заядлый спорщик,превратно понять, сделать услугу.

Реанимация жизни, документальное досье, различать добро и зло,причинить вред, обосновать город, уклонятся от ответственности, получитьуважение окружающих, выбить почву из - под ног, бережливоеотношение, уделять внимание воспитанию ребенка, благодаря халатности,неминуемая гибель, оказать пользу, признать поражение, посягать на жизнь,скучать по дому, заядлый труженик, ввести в заблуждение,гарантированные государством права, поднять тост, тосковать по семье,одержать успехи, совершить нападение, принимать меры, игратьпервостепенное значение, оказывать знаки внимания, занять званиечемпиона, раскрыть тему сочинения, разочароваться в жизни, кануть в историю, испытывать нужду, нести убытки, оказать впечатление, дать отпор хулигану.

Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. Не стоит придавать особого внимания этой информации. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Из-за засухи Казахстан терпит громадные потери в сельском хозяйстве. Его трудолюбие и работоспособность имели важную роль в его продвижении по службе. Когда наш самолет приземлился в Париже, шел огромный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих. Оконные рамы нашей фирмы обладают неукоснительным качеством. В этой ситуации не стоит бряцать оружием и махать мускулами - решение проблемы нужно искать за столом переговоров. Новый метод сварки получил использование в космических технологиях. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. Эта политика уже приносит положительные плоды.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы. Нельзя делать горе другим людям. Отойдя к окну, Наташа давала намоттуда различные намеки. В те годы белогвардейцы делали заговоры.

Упражнение 1.

1.1. 1. Во всех словах ударение падает на первый слог.

2. Во всех словах ударение падает на второй слог.

3. Во всех словах ударение падает на третий слог.

4. Во всех словах ударение падает на четвертый слог.

5. Во всех словах ударение падает на пятый слог.

6. Ударение двойное: те фте ли, тво ро г, пе тля , гре нки , каза ки.

1.2. Ж[о]лоб, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, ж[о]лчь, ш[о]рстка, акуш[е]р, гренад[е]р, изд[о]вка, ман[о]вр, новорожд[о]нный, оп[е]ка, аф[е]ра, никч[о]мный, остри[о].

1.3. Темп, тенденция, шин’ель, фр’енч, юриспруд’енция, т’ермин, кр’ем, акад’емия, с’ессия, д’екан, д’еканат, пр’есса, брюн’ет, бут’ерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, коф’е, свитер, р’езюме, д’екада, куп’ейный.

Упражнение 2.

1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовал в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменная.

4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.

5. Иванов был круглый сирота.

6. Он такой растяпа!

7. Это было в проливе Босфор.

8. Это случилось в штате Мичиган.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарна шефам за подарок.

11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.

12. Три скамейки стояли у стены.

13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.

14. Не то снег, не то град выпадет завтра.

15. Музей-квартира закрыт на ремонт.

16. Плащ-палатка был уже сложен.

17. Космический корабль летит к планете Марс.

18. Над горой Казбек взлетел флаг.

19. Для этого потребуется несколько месяцев.

20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.

21. Кто из подруг написал об этом?

22. При погрузке сэкономлено 32 часа.

23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.

24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».

25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.

26. Она опытный инженер.

27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.

28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.

29. Детвора с утра резвилась во дворе.

30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна.

Упражнение 3.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.

2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было сказано.

5. На собрании постановили выдать премию.

6. Мы перевыполнили план благодаря производительности труда.

7. Критикуется то, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально на школьников.

9. Каждый уверен в своем завтрашнем дне.

10. Ты участвовал в выборах?

11. По истечении некоторого времени можно будет вновь вернуться.

12. По прибытии в город он отправился в комендатуру.

13. Я рад его успехам.

14. Что вы от меня хотите?

15. Мы и забыли о начальнике!

16. Я к вашему Коле пришла.

17. Все это доказывает пользу витаминов.

18. Средняя школа № 23 отличается от других школ своими успехами.

19. Николай бьет свою жену и кричит на нее.

20. Этими словами Пушкин выразил уверенность в будущем России и любовь к ней.

21. В своих стихах Маяковский бичует врагов и издевается над ними.

22. Читайте журнал «Лиза» и подписывайтесь на него!

23. Этот центр координирует работу и помогает в ней.

24. Зрители удивлялись мастерству артистов и восхищались ими.

25. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать за порядком на перемене.

26. Данные факты говорят о невозможности использования всех ресурсов.

27. Наш преподаватель организовал кружок «Химия в быту» и руководит им.

28. Лектор оперировал точными фактами.

29. Отец всегда удивлялся трудолюбию сына.

30. Молодой человек обиделся на невежливое обращение прохожего.

Упражнение 4.

1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.

2. Как можно прокомментировать такой удар?

3. Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.

4. На конференции состоялся обмен мнениями.

5. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.

6. Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей.

7. Эта песня доставила мне большое удовольствие.

8. Большая группа ученых была удостоена правительственных наград.

9. Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно.

10. Большая сила воли присуща этому герою.

11. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.

12. Герои этого рассказа предпочитают смерть покорности и рабству.

13. Награда подтверждает значение литературного творчества писателя.

14. Разведчик не раз побывал в тылу врага.

15. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.

16. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.

17. Такие встречи помогают наладить обмен передовым опытом.

18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знания школьника.

19. Вот эти смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дороги мне в поэте.

20. Копившаяся много лет ненависть к крепостникам вылилась в подлинно народное восстание.

21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.

22. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество опасных врагов.

23. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.

24. Никто из пришедших не поздоровался с ней.

25. Много молодежи пришло на вечер танцев.

26. Группа запорожцев хотела написать письмо турецкому султану.

27. Благодаря стараниям родителей сын получил прекрасное образование.

28. Приведенные примеры говорят о возможности широкого использования этого изобретения.

30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек от истины.

Упражнение 5.

1. У стены стоит черный рояль.

2. На ужин мы приготовили жареный картофель.

3. По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

5. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

6. В зале сидит компетентное жюри.

7. Ребенок с удовольствием есть картофельное пюре.

8. В праздники в доме обычно варили вкусный студень.

9. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

10. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивый тюль.

11. Лицо дамы скрывала густая вуаль.

12. Отличник гордился своим табелем.

13. Машина ехала по асфальтированному шоссе.

14. На озере плавал черный лебедь.

15. Голову моют шампунем.

16. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила 5 килограммов помидоров и килограмм яблок.

17. Солнечный Сочи – мой любимый город.

18. Иван Андреевич Крылов написал много басен.

19. Я встала, сняла ребенка с колен.

20. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков.

21. В МГУ работают известные профессора.

22. В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, армян.

23. Осенью всегда бывает много свадеб.

24. Мы с мамой испекли пирожки с повидлом.

25. Гринев, как он сам говорил, был недорослем.

26. Золушка так торопилась, что потеряла одну туфлю.

27. Мы выехали на просторную авеню.

28. Жестокий юноша не слушал мольбы своей старой матери.

29. В этом ей должны были помочь две подруги.

30. Катя научила меня танцевать старинное танго.

Упражнение 6.

1. Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.

2. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

3. Летом мы побывали в Пскове и посетили не только Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4. Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.

5. В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.

6. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

7. Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.

8. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.

9. Мы любовались картиной бушующего у наших ног моря.

10. По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку.

11. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

12. Я не заметил, находится ли он в комнате.

13. Он кричал, что прихлопнет нас одним пальцем.

14. Я пил приготовленный барменом кофе с кардамоном.

15. Эти стихи, написанные Лермонтовым и рассказывающие о его любви, очень нравятся мне.

16. Приведенные в докладе факты говорят об успехах нашей науки.

17. Городничий говорит собравшимся, что к ним едет ревизор.

19. Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и спасавшиеся на крышах домов.

20. Представители всех стран СНГ, а также Эстонии и Латвии, съехались на совещание в Москву.

21. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и притягивавшему его.

22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и издававшиеся волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

23. Проработавшие всю жизнь в школе учителя, без сомнения, должны получать высокую пенсию.

24. Везде: на улицах, на площадях, в парках и садах – ощущался приход весны.

25. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и отстаивавшему крепостничество.

26. Имеющийся жизненный опыт человека – это его истинное богатство.

27. Прочитанная для студентов лекция о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

28. Я увлекаюсь не только чтением книг, но и живописью.

29. Я не могу вспомнить, был ли он на занятиях в четверг.

30. Директор сообщил на педагогическом совете, что едет комиссия.

Упражнение 7.

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 8.

1. Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.

6. Наша улица выглядит очень красиво.

7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.

8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

13. Базаров – молодой человек с худым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

15. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

16. Мы испытываем тоску по прошлому.

17. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких постоянных гонений на мужиков жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена.

20. Летом мы совершили небольшое путешествие: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить искусство игры в карты, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков девиз писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее более подходит ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом камзоле.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным сюжетом.

28. Радостное известие привело его в мажорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

Упражнение 9.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Упражнение 10.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

Упражнение 11.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).

2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

21. Мы его видели в профиль (плеоназм).

22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

Упражнение 12.

1. Сейчас же спрячь язык!

2. Ты что, с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдут по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

5. Я уйду по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по осени.

7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

Упражнение 13.

1. Сначала думай, потом отвечай.

2. Он объявил громогласно о своих планах.

3. Он попал в туберкулезный диспансер.

4. Я ем фрукты каждый день.

5. Главную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большую роль.

13. Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

14. Он очень практичный человек.

15. Все командированные могут поселиться в гостинице.

16. Из-за наводнения люди остались без крова.

17. Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.

18. За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.

19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.

20. Когда я проходил по цеху, на меня пахнуло жаром.

21. Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.

22. В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.

23. Взобравшись на крышу, Павка увидел сад Лещинских.

24. Когда он увидел револьвер, у него захватило дух.

25. Когда Мцыри жил в монастыре, он мечтал о родине.

27. Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, остановились у нас.

28. Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.

29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Италии и других.

30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Упражнение 14.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.

2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.

4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.

8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.

9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.

10. По получении ответа немедленно принимайте меры.

11. Написав ей, он стал ждать ответа.

12. Я с сестрой собралась на пруд.

13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.

14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.

15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.

16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.

17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.

18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.

19. Кубанцы радуются своим успехам.

20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.

21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.

22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.

23. Наш интерес к медицине вполне понятен.

24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.

25. Самый большой вред наносит человеку курение.

26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.

27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.

29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

30. На обоих коленях были царапины.

Упражнение 15.

ТЕКСТ 1–3

ТЕКСТ 2–5

ТЕКСТ 3–4

ТЕКСТ 4–5

ТЕКСТ 5–2

ТЕКСТ 6–3

ТЕКСТ 7–2

ТЕКСТ 8–3