Михаил маслов. Маслов, Михаил Степанович (педиатр). Отрывок, характеризующий Маслов, Михаил Евгеньевич

Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижения по службе? Как вы считаете, что интереснее?
Я стал со-основателем агентства Маслов, Сокур и Партнеры осенью 1993 года. Реально компания заработала в сентябре 1994. На тот момент у меня было примерно четыре года опыта работы по специальности. Спустя 12 лет - в начале 2006 года это агентство прекратило свое существование, и я основал другую компанию - Maslov PR.

Так как я уже больше 14 лет работаю на себя, мне сложно сравнивать. Думаю, что интереснее стать основателем. Но и сложнее. Слишком до многого приходилось доходить своим умом; слишком много было сделано ошибок, которых можно было избежать. Хотя, может быть по этому и интереснее?

Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как было у вас?
Скорее это призвание… дополненное годами учебы. Если вы нелюдимы, консервативны, не приемлете ничего нового, и не умеете внятно излагать свои мысли, то, боюсь, научиться будет сложно. Но и без учебы и многолетней практики стать настоящим профессионалом не получится.

Я попал в профессию достаточно случайно - в конце 80-х даже само понятие было в новинку и учиться было особо негде. Так что я пошел осваивать международную журналистику, а оказался в центре зарождавшейся PR отрасли. Читал книжки, общался с иностранными специалистами, которые начали тогда приезжать в Москву, что-то я почерпнул у моих преподавателей в МГИМО. Однако по настоящему определяющим для меня стал год, проведенный в США, где я стажировался в различных PR агентствах. По возвращению оттуда понял - точно мое.

Вы выбираете себе сотрудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Единомышленников профессионалов. Иначе нельзя. Проще и, скорее всего, выгоднее ориентироваться только на профессиональную сторону дела, но тогда велик риск, что получится неодушевленный механизм, «автоматический обслуживатель клиентов», машина для зарабатывания денег.

Конечно, я несколько утрирую, но суть вопроса такова, что для меня в равной степени важна и эмоциональная сторона вопроса, получаю я удовлетворение от того, что делаю или нет. Деньги важны, не спорю, но ‘fun’ - не менее важная составляющая. И здесь уже имеет значение то, с кем я работаю, приятно ли мне иметь дело с этими людьми, и касается это не только сотрудников, но и клиентов - мы позволяем себе выбирать, с какими клиентами мы работаем.

Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?
За более чем 15 лет моей работы в PR друзья и родственники в целом уже уяснили себе, что это такое. При общении же с людьми мало знакомыми и далекими от профессии стараюсь обойтись общим ответом по обстоятельствам - если человеку понятнее параллель с рекламой, ту пусть будет «что-то вроде того». Популяризаторством не занимаюсь, и уж во всяком случае, стараюсь обходиться без мини-лекций.

Определите, пожалуйста, как можно короче три раза:
PR - это: общение

PR - это: страсть

PR - это: уважение

От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Альтернативной профессии, к сожалению, не имею, так что в случае внезапного охлаждения к любимому делу, смогу пойти, пожалуй, только в таксисты - машину вожу хорошо, город в целом знаю.

А если серьезно, то пока у меня есть возможность узнавать что-то новое и встречаться с интересными людьми, вкус к делу у меня не пропадет.

Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
Почему бы и нет? У меня интересное дело и лет через 15 оно не станет скучнее, но вот выбирать они будут сами. Если они решат стать кем-то еще, я буду за них только рад - главное, чтобы это дело было любимым.

«Где я его видела?» - пронеслось в голове, как только заочно знакомый сыщик переступил порог кабинета. «Может, на пресс-конференции какой-нибудь?» - подбирает версии память, пока мы перекидываемся дежурными фразами. «Нет. Раньше. Университет? Ещё раньше...»

Вы случайно в 23-й школе не учились?
- Учился.

Ну конечно, этот тот самый старшеклассник, на котором мне приходилось задерживать взгляд дольше обычного, когда мы встречались в школьных коридорах. Нет, он не пленял красотой. У него уже тогда было, скорее, отрицательное обаяние. По-взрослому умные глаза...

Пожалуй, именно они заставляли меня обращать внимание на мальчика, имя которого я не знала и не стремилась узнать. И вот начальник уголовного розыска Курчатовского РУВД подполковник милиции, виртуозный сыщик и писатель с потрясающей перспективой Михаил МАСЛОВ у меня в гостях. Просит разрешения закурить, не оставляя шанса ответить отрицательно, и мы, спустя много лет, начинаем знакомиться.

Моральный стержень

Я пока только одну вашу книгу прочитала - «Личное дело майора Савранского». Но, если честно, так и не поняла, какой он, ваш герой - хороший или плохой?

А я не знаю, какой он, знаю только, что он моральный. Когда дойдёт до дела, он проявит себя как человек с большой буквы. Потому что моральный стержень - это не показное, это его сущность.

А в остальном он такой же, как большинство из нас: и выпить любит, и провести время весело. Но когда ситуация требует от него поступка, он его совершает. Это его моральный принцип. Просто не может по-другому. Когда нужно протянуть руку оступившемуся, он это делает не задумываясь.

В каждом видит в первую очередь человека, а потом уже преступника, свидетеля, потерпевшего...

- Зачем вы начали писать?

Потребность была. А может, что-то в жизни недоговорено было, хотелось рассказать, но по-другому не получалось.

- Итак, в Москве принято решение, что ваши рассказы лягут в основу нового телесериала. Хотите славы?

Когда я начинал писать, не думал о славе. Я о ней и сейчас не думаю. Но мне будет приятно, если про моего героя узнают и он понравится людям.

Когда появились мои книги на полках челябинских, тюменских и екатеринбургских магазинов, мне же было приятно. Увидел свой труд воплощённым, испытал радость.

Теперь моя мама, разговаривая со своими подружками, на вопрос «А твой-то чем занимается?» гордо отвечает: «Мой - писатель». Вот такая у неё теперь козырная карта есть.

Привычное дело

- Вам 45 лет. Не за горами пенсия по выслуге лет...

Да я думаю, что меня раньше отправят за мои книжки (смеётся).

Но объясните: почему умный и талантливый человек живёт с женой и ребёнком в однокомнатной квартире? Не надоело? Разве не хочется уже не думать о том, где найти деньги на учёбу дочки и что наденет на светский раут жена?

Сказать, что меня всё это не беспокоит... будет ложь. Но за всё в жизни надо платить. За право честно заниматься своим делом тоже. Я же уходил из органов, не работал четыре года. Занимался бизнесом. Не то чтобы неуспешно.

Так, ни шатко ни валко. Я имел возможность жить лучше и жил лучше. Но всё это время переживал, болел и... вернулся. У каждого свой путь. Нужно было попробовать что-то другое в жизни, чтобы понять, где твоё место.

Когда я ушёл, все четыре года смотрел с тоской на проезжающие мимо ржавые «уазики» и понимал, что должен быть там. Потому и вернулся.

- Вас обмануть можно?

А почему нет? Я ведь живой человек. Всегда людям верю, независимо от того, хотят они меня обмануть или не хотят. Я верю до тех пор, пока не буду твердо убеждён в том, что меня обманывают. Никогда не вижу в человеке лгуна, пока он мне не докажет обратное.

- Стало быть, вы исходите из того, что преступник всегда говорит правду?

Я исхожу из того, что передо мной человек. А вот как он себя поведёт... Конечно, можно меня обмануть, и обманывают. Я не знаю людей, которых бы миновала эта участь.

Знаете, когда я был опером, раскрывать убийства было делом привычным и лёгким. А вот сейчас людей посылать «на передовую» гораздо тяжелее. Самому хочется.

- И когда вы только книжки пишете при такой загрузке на работе?

О, это сложно объяснить. Занятость на работе, усталость, а порой и кризис наступает, когда не хочется писать... - всё бывает. А вот когда хочется писать, время само находится.

Ночью вообще с ним не считаешься, просто сидишь и работаешь в удовольствие. Мой «крайний» рассказ называется «Отставка». Тоже под собой имеет некоторую реальную основу. С таким удовольствием пишется!.. Я его уже четвёртый раз переписываю (смеётся).

- На пенсию хотите?

- Пойдёте?

А куда я денусь? Все рано или поздно там будем. Но когда мы начнём ставить сериал, думаю, придётся выбирать.

У кого в кармане справка

- Какова доля вымысла в ваших рассказах?

50 на 50. Это же не хроника и не документалистика. Книга художественная, и, конечно, не обошлось без вымысла. События сжаты во времени. По сути, заложен принцип одного дня. Пожалуй, даже на дневник похоже. Кстати, изначально книжка так и называлась «Истории из жизни майора Савранского».

- Вы строгий начальник?

Наверное, да. При всей своей весёлости строгий. Хотелось бы надеяться, что справедливый.

- Знаете, как вас подчинённые за глаза называют?

Не знаю и знать не хочу. Боюсь, мне это не понравится (смеётся).

- Вы психологии учились у жизни?

По-разному. Понимаете, учиться надо до гробовой доски. Завтра помирать, но сегодня - учиться. Психология сама по себе интересна.

А началось всё с психологии общения. Она нужна была мне для работы.

- Сколько вам нужно времени, чтоб понять, кто перед вами?

Если у человека в кармане лежит справка от психиатра - пять минут. Если это нормальный человек со своим внутренним миром - наверное, много времени потребуется.

А преступники... У вас есть какие-то особые приёмы работы с ними? Ну чтобы раскрывать преступления так моментально, как это происходит в книге.

- Коронный номер... Нет такого. И далеко не всех сразу «колют». Нет какого-то одного ярко выраженного приёма, как у футболиста, к примеру, «удар правой от бровки». Есть опыт, целый набор приёмов, который применяется в тактике допроса.

Коварное испытание

- Хотите сыграть в будущем сериале?

Вот об этом я не думал. Впрочем, если это будет какой-нибудь отрицательный герой...
А вот в эпизоде сыграю с удовольствием.

- У вас действительно отрицательное обаяние. Не обижает такая оценка?

А почему она должна меня обижать, если так и есть? Со стороны-то видней. К тому же оно ж всё равно не перестаёт быть обаянием.

- В нашей стране милиционеров почему-то принято не любить. Это вас задевает?

Так ведь я служу не за любовь и не за деньги. Я ж не проститутка. Это призвание. У любого человека оно своё. Вы вот почему журналистом работаете? Я получаю свою фиксированную зарплату. Вот сейчас войду в новую телевизионную стадию собственной жизни - и всё будет по-другому.

- На этом пути есть такое коварное испытание, как звёздная болезнь...

А почему у меня крышу должно снести?

Я ж не девочка, которая в 18 лет приехала завоёвывать Москву. Если выдающиеся люди увидят во мне перспективу, значит, она есть. А я буду горд. Горд тем, что такие мэтры со мною водятся. Думаю, крышу не снесёт. У меня уже не тот возраст, чтобы сносило.

Но есть и другая опасность. Появятся серьёзные деньги, которых прежде вы никогда в жизни не видели. И все знакомые от вас отвернутся, а кто-то из них даже станет говорить о вас жутко плохо...

Друзья детства, я уверен, не отвернутся. Знакомые - возможно. И завистники наверняка будут. Мы с вами про отставку говорили. Так вот, больше всего я боюсь забытья.

Сегодня ты вынимаешь из кармана удостоверение офицера - символ власти, получаешь взамен «пенсионное» и... первый раз о тебе вспоминают через год 5 октября в профессиональный праздник. Бог даст, ещё на День милиции вспомнят.

А потом это будет происходить реже, и реже, и реже. Да и бог с ним. Вы говорите, когда слава придёт, отвернутся. Но я точно знаю: то же самое непременно произойдёт, когда я положу на стол удостоверение действующего офицера. Большинство из тех людей, кто сейчас рядом, они все уйдут.

- Ну а пока вы считаете себя лучшим сыщиком Челябинска?

Нет, конечно. Что вы! Самомнение у меня не зашкаливает. А вот среди сыщиков-то я лучший писатель! (Смеётся.)

Красивая легенда

- Раскройте наконец тайну псевдонима. Зачем он вам, кстати?

Со временем была придумана целая легенда по поводу псевдонима. Она очень даже красивая. Ковыль - травка в степи. Смешная такая. Прошёл дождь - она легла, снег - сдохла. А солнце выглянуло... раз - и разогнулась. Красиво, да?

Это не я придумал. Читатели. На самом деле Виктор - в честь моего отца. А Ковыль - производное от девичьей фамилии моей матери - Ковылина. Вот и всё. Банально, в общем-то.

Но читатель придумал замечательную версию, и я ею постоянно пользуюсь. Первые рассказы были в электронном виде. Ребята приходили и скачивали их у меня на работе с компьютера. Читали и передавали из рук в руки. Зачем нужен псевдоним? Честно? Сначала страх, наверное, был: вдруг не понравится людям! Вот и подстраховался.

Начиналось всё в порядке шутки. Написал несколько рассказов, а потом это стало потребностью. 90 рассказов на сегодняшний день уже в копилке, дописываю шестую книгу. Когда я это осознал - ужаснулся!

- А любовные рассказы не пробовали писать? Этакий эффект неожиданности...

И не попробую, потому что мне это неинтересно. Человек счастлив, когда занимается тем, что ему нравится. Наверно, я бы смог написать, но не смог бы туда душу вложить. В принципе в моих книжках - вся личная жизнь Савранского.

Его работа - его личная жизнь. Впрочем, там не только о том, как он расследует преступления. Есть и о том, как он в бане моется. В Инете читатели часто просят женить Савранского. Дескать: хватит, этот кобель уже нагулялся!

Но если его женить, он станет аморальным, начнёт изменять жене. А он начнёт изменять жене (смеётся). Сейчас он моральный человек и обходит эти острые углы. Не общается с замужними женщинами, таким образом бережёт семейные ценности.

- Кем вы были в школе: хулиганом или тихоней?

Нет, тихоней я не был никогда, но и ярко выраженным хулиганом, который оголтело протестует без ума и памяти, тоже. Сдачи дать мог и давал. И мне поддавали, будь здоров. Всё прошёл, как нормальный пацан.

- Одноклассников удивляют ваши достижения? Во-первых, начальник, во-вторых, писатель.

Друзья детства, они просто радуются за меня. Чего удивительного? А то, что писатель... они гордятся. Вот их вердикта я и боялся. Вдруг хвалят вынужденно? Как-то неудобно другу сказать: «Ты г-но написал».

- Значит, все лавры после серила получит Виктор Ковыль, а не Михаил Маслов?

Но ведь Андрею Кивинову ничто не мешает быть Андреем Пименовым. Славу автор со своим псевдонимом как-то делят.

- И в завершение - психологический тест. Я вас люблю. Как автора. Я сейчас правду сказала?

P.S. Михаил был обескуражен такой высокой оценкой кинопродюсера. Мне даже показалось, что сыщик готов был провалиться сквозь землю. Одну только фразу сказал: «Вы из меня супергероя делаете. Зря. А ведь человек-то я самый обычный...»

Вместо послесловия

Версию съёмок телесериала подтвердил наш знаменитый земляк генеральный продюсер кинокомпании «Константа-фильм» Константин Филимонов:

Книгу Михаила Маслова с большим интересом прочитали продюсеры НТВ. Пока мы только этому каналу сделали предложение, но, поверьте, и на других каналах ухватятся за такой сериал с удовольствием. Фактура самобытная.

В произведениях Михаила нет шоу, здесь каждый узнает себя: и безработный, и крутой бизнесмен. А уж менты как себя узнают! (Смеётся.) ...Был такой подполковник Масленников, мемориал которого теперь регулярно, в том числе и при моей поддержке, проводится, хотя я лично этого человека не знал.

Возвращаясь с работы, он ринулся утихомиривать пьяного буяна. Мог этого не делать, мог пройти мимо, но ринулся «в бой». Так вот, я уверен, что Михаил бы поступил точно так же, причём не задумываясь, рефлекторно. Это на уровне его энергетики, его мироощущения.

Есть такое состояние души у мужчины, которое сегодня характеризует далеко не каждого.
Но именно поэтому такие люди на фоне всех остальных мужчин выглядят супергероями.

Татьяна СТРОГАНОВА
Фото Валерия БУШУХИНА


СССР СССР

Михаи́л Степа́нович Ма́слов (19 мая , Нарва - 3 июня , Ленинград) - российский, советский педиатр, доктор медицины, профессор, действительный член АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор медицинской службы, председатель общества детских врачей Ленинграда, один из основоположников советской педиатрической школы. Участник Первой мировой войны , житель блокадного Ленинграда .

Биография

Родился в крестьянской семье Степана Устиновича Маслова и его жены Ольги Яковлевны. Начальное образование получил в двухклассной школе, где проявил на редкость высокие способности. После окончания школы, был по рекомендации учителя принят в Нарвскую гимназию с освобождением от платы за обучение. С 6-го класса подрабатывал частными уроками. Окончил гимназию в 1904 году с золотой медалью.

После успешной защиты 4 апреля 1913 г. диссертации «О биологическом значении фосфора для растущего организма» на степень доктора медицины, М. С. Маслов был на 2 года командирован за границу. Он успел ознакомиться с работой лучших детских больниц и клиник Берлина , Мюнхена , Цюриха , Вены . В столице Австрии особенно большое впечатление на Маслова произвела клиника К. Пирке . Там же у профессора О. Фюрта он изучал биохимию, одновременно прослушал курс лекций по рентгеновской диагностике и оториноларингологии. К сожалению, командировку пришлось прервать уже через 7 месяцев. Началась Первая мировая война . В августе 1914 г., всего через 2 дня после возвращения в Петроград, Маслов был назначен начальником госпиталя № 23 в Рыбинск .

Город находился в глубоком тылу. Сюда в госпиталь доставлялись раненые с фронта, причём не только русские, но и пленные австрийские и немецкие солдаты и офицеры . В соответствии с требованиями Гаагской конвенции 1907 года раненные военнопленные в госпитале были окружены вниманием и заботой не меньшими, чем раненные солдаты российской армии. Помимо лечебной работы, которая в госпитале преимущественно носила хирургический характер, Маслов не прекращал научной деятельности. Он, например, исследовал реакцию белой крови при нагноениях, изучал ферментативную ценность женского молока в сопоставлении с молоком домашних животных.

Кафедра детских болезней Военно-медицинской академии

С установлением в Рыбинске 2 марта 1918 г. Советской власти, что совпало с подписанием правительством 3 марта Брестского мира , госпиталь был расформирован, и Маслов вернулся в Петроград. С 1918 г. он был восстановлен в должности ассистента кафедры детских болезней ВМА, которой по-прежнему руководил А. Н. Шкарин. В июне 1920 г. после прочтения перед слушателями двух пробных лекций: «Сущность и патогенез детских диатезов» и «Разбор больного с ортостатической альбуминурией» М. С. Маслов был утвержден в звании приват-доцента .

1 августа 1920 г. произошла трагедия. Профессор А. Н. Шкарин, управлявший мотоциклом, попал в аварию. Он прожил еще несколько дней и умер 12 августа, успев высказать свою волю. Своим преемником на посту профессора, начальника кафедры детских болезней он видел М. С. Маслова. Выборы на должность профессора, начальника кафедры состоялись почти через год - 28 мая 1921 г. Из шести именитых претендентов большинством голосов воля профессора А. Н. Шкарин была удовлетворена, а через 3 дня Михаилу Степановичу исполнилось 36 лет.

Начало деятельности М. С. Маслова в качестве профессора и руководителя кафедрой совпало с периодом окончания Гражданской войны , разрухой, голодом и массовым беспризорничеством среди детей. Результатом двух войн стал серьёзный кадровый дефицит, что заставило Маслова направить основные свои усилия на формирование коллектива кафедры. Одновременно он занялся совершенствованием детской клиники, которая к 1921 г. имела в наличии всего 27 коек. Клиника располагала собственными клинической и биохимической лабораториями, рентгеновским и физиотерапевтическими кабинетами, молочной кухней и детской консультацией. В 1925 г. при кафедре, в отдельном здании удалось открыть детские ясли, затем в 1929 г. пункт охраны материнства и младенчества (прообраз женской консультации совмещенной с консультацией для детей до 3-х лет). В дальнейшем был открыт детский сад. После капитального ремонта здания детской клиники ВМА, в 1938 году удалось увеличить число коек до 53-х, создав при этом боксовое отделение для заразных детей. В 1940 г. усилиями Маслова был открыт музей.

Одновременно на кафедре М. С. Маслов развернул широкомасштабные научные исследования. Способствовали им тесные связи, которые удалось организовать с другими научными учреждениями. Так, по приглашению В. М. Бехтерева с 1923 по 1929 гг. Маслов руководил научной деятельностью младенческого отделения . С 1924 г. он являлся консультантом родильного дома им. В. Ф. Снегирева . Результаты научных исследований Маслова и его сотрудников уже в 1924 г. были обобщены в фундаментальной монографии «Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении». Вслед за этим, в 1926-1927 гг., было издано двухтомное руководство для врачей и студентов «Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний». Эти два классических труда не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Будучи членом Общества детских врачей Санкт-Петербурга (Ленинграда) ещё с дореволюционного времени, Маслов в 1923 г. впервые был избран его председателем. Он занимал этот пост до 1926 г., затем избирался повторно на периоды: 1929-1930 гг., 1934-1941 гг., а после войны с 1946 г. и до дня своей смерти в 1961 г. Тем самым на протяжении почти 40 лет педиатры Ленинграда признавали за Масловым его безусловное лидерство как врача и ученого.

У истоков Ленинградского педиатрического медицинского института

Несмотря на то, что кафедра детских болезней ВМА оказалась самой первой в России, она не была призвана готовить будущих врачей по специальности педиатрия. В те годы стать детским врачом можно было только в рамках послевузовского образования. Понимая всю необходимость подготовки врачей-педиатров уже в институте, М. С. Маслов стал одним из самых активных борцов за организацию специализированного педиатрического образования в СССР. Подобной практики в мире ещё не существовало. Начало было положено 22 января 1925 г. с открытием института Охраны материнства и младенчества им. В. И. Ленина (позже переименованного в Клары Цеткин). По началу это был научно-практический институт, где Маслов стал научным руководителем физиологического отделения, а с апреля того же года - заместителем директора по научно-исследовательской работе. С 1928 г. институт приобрел статус научно-исследовательского, что предусматривало организацию профессорских кафедр и доцентуры. С этого времени Маслов возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста, а с 1930 г. кафедру патологии детского возраста. В 1932 г. при институте была организована больница-медвуз, и в марте впервые появились студенты. В 1931 г. была ещё осуществлена параллельная попытка организации педиатрического факультета в , но в конечном итоге всё сложилось иначе.

15 февраля 1935 г. научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества был окончательно преобразован в первое в мире высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки детских врачей - . Из 1-го ЛМИ сюда были переведены отдельные педиатрические кафедры и студенты педиатрического факультета и уже в 1936 г. состоялся первый выпуск врачей-педиатров. На всех этапах становления педиатрического образования Маслов был едва ли не главной движущей силой этого процесса. Заглядывая вперед, он еще в 1933 г. издал «Краткий курс детских болезней» ставший первым учебником по педиатрии для будущих детских врачей. Под руководством Маслова заранее была разработана вся методика учебного процесса. Роль Маслова в организации педиатрического образования в СССР была отмечена присвоением ему в 1935 г. звания Заслуженный деятель науки РСФСР .

Общим итогом всех преобразований стало то, что к концу 30-х годов М. С. Маслов возглавлял 2 кафедры педиатрии в двух вузах: кафедру детских болезней ВМА и кафедру факультетской педиатрии (в которую в 1938 г. была преобразована кафедра патологии детского возраста) ЛПМИ. Это позволило ему из числа сотрудников двух родственных кафедр по существу создать сплочённый коллектив, объединенный общей научной проблематикой. Большое число сотрудников и наличие разнообразных клинических баз позволяли М. С. Маслову широко маневрировать силами и средствами и добиться значительных успехов в разработке самых актуальных проблем педиатрии, но вмешалась Великая Отечественная война .

Ленинград - Самарканд - Ленинград. Военные годы

С первых дней войны сотрудники кафедры детских болезней ВМА под руководством Маслова спешно разрабатывали вопросы противовоздушной и противохимической защиты детей. На эти темы читались лекции, проводились занятия. До тех пор, пока 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда не замкнулось кольцо блокады , в городе шла массовая эвакуация промышленных предприятий. В плане эвакуации стояла и Военно-медицинская академия, однако очередь до неё дошла только к концу ноября, когда было открыто движение по ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро . Вместе с сотрудниками своей кафедры и оборудованием, уцелевшим после попадания 5 ноября в здание клиники снаряда, вынужден был отправиться в Самарканд и М. С. Маслов. Он намеревался ехать со своей женой Альмой Фёдоровной, но вначале января 1942 г. она скончалась от истощения . Кафедру факультетской педиатрии ЛПМИ, который в 1941 г. не планировалось эвакуировать, Михаил Степанович оставил на профессора Э. И. Фридмана .

Прибыв в Самарканд, М. С. Маслов узнал о присвоении ему 1 февраля 1943 г. воинского звания генерал-майора медицинской службы.

На новом месте, под руководством Михаила Степановича кафедра очень быстро возобновила учебный процесс со слушателями академии. Она расположилась на территории Республиканской больницы, которая была базой Самаркандского медицинского института. В связи с требованиями военного времени сроки обучения в ВМА были сокращены. В 1943 г. в течение некоторого времени слушателям вообще не преподавалась педиатрия. Тем не менее сотрудники кафедры активно занимались лечебной и научной работой. Михаил Степанович постоянно консультировал больных, неоднократно выступал с лекциями перед врачами, занимался исследовательской работой. Всего за годы эвакуации сотрудниками кафедры было выполнено около 40 научных работ. Сам Маслов закончил начатое ещё в мирное время исследование белкового и жирового обмена при нефритах и гепатитах. Вместе с Н. А. Шалковым он приступил к разработке методов функциональной диагностики внешнего дыхания у детей. Большое внимание вместе с сотрудниками Маслов уделил изучению туберкулезной инфекции, весьма распространенной в Узбекистане . Наконец здесь, в Самарканде в 1943 г. Михаил Степанович начал работу над одной из самых важных своих монографий «Диагноз и прогноз детских заболеваний».

В конце января 1944 г. пришло известие о полном снятии блокады Ленинграда, и уже в июне Военно-медицинская академия, а вместе с нею и кафедра детских болезней во главе с Масловым стали собираться в обратный путь.

Действительный член Академии медицинских наук СССР М. С. Маслов

Ленинград встретил Михаила Степановича развалинами домов, скудным продовольственным пайком и энтузиазмом своих жителей. Второй раз в жизни он столкнулся с послевоенной разрухой и необходимостью всё начинать почти сначала. Но как и после Гражданской войны, все понимали, что самое страшной уже позади, надо восстанавливать город и строить нормальную мирную жизнь. От артиллерийских обстрелов сильно пострадал педиатрический институт, который тем не менее продолжал работать все 900 блокадный дней. Клиника же детских болезней ВМА на Боткинской ул. была полностью выведена из строя. Весь коллектив кафедры, прибывший из Самарканда, принялся за её скорейшее восстановление. Уже осенью 1944 г. клиника приняла первых пациентов.

В ЛПМИ М. С. Маслов вернулся к руководству кафедрой факультетской педиатрии. Многих, очень многих сотрудников и кафедры и клиники он не досчитался. Самая мирная на войне профессия оказалась и самой уязвимой. Тем не менее, клиника постепенно пополнялась новым оборудованием, приходили новые сотрудники. Процесс обучения студентов и научная работа кафедр стали входить в нормальное русло.

Именно в это время, в год победы над фашистской Германией заслуги М. С. Маслова перед советской педиатрической наукой были оценены по достоинству. В 1945 г. Михаил Степанович был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР.

В послевоенные годы, как и прежде, М. С. Маслов занимался усовершенствованием педагогического процесса как на кафедре детских болезней ВМА, так и в педиатрическом институте. Постоянно разрабатывались новые методические указания к занятиям со студентами. Особое внимание уделялось развитию у будущих врачей клинического мышления. Обязательными вопросами, обсуждаемыми на кафедральных совещаниях были вопросы методики преподавания.

Начавшаяся в стране в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом» не обошла стороной и ЛПМИ. В 1949 г. была репрессирована ректор института - профессор Ю.А Менделева , с которой Маслов ещё в 1925 г. занимался организацией института Охраны материнства и младенчества. В 1951 г. был уволен и сослан в Новосибирск его ближайший ученик и помощник профессор Э. И. Фридман. Правда, Фридману повезло больше, чем Менделевой. В Новосибирске ему, хоть и под присмотром, доверили руководить кафедрой педиатрии в медицинском институте. В науке и искусстве в жернова это кампании попали известные ученые, писатели и художники. Казалось, в таких условиях естественно было из чувства самосохранения прекратить любые зарубежные контакты. Между тем именно в эти годы М. С. Маслов их активно развивал. В его архивах сохранились письма от известных западных педиатров, с которыми он поддерживал переписку: Г. Фанкони из Швейцарии, А. Ильппе из Финляндии, А. Росс из Канады, М. Лелонг из Франции. М. С. Маслов неоднократно возглавлял советские делегации на международных конгрессах, в частности, на V конгрессе педиатров в Нью-Йорке в 1947 г., когда был избран членом Исполнительного комитета Международной ассоциации педиаторв, на VI конгрессе педиатров в Цюрихе в 1950 г. В последующие годы, уже после смерти Сталина он участвовал в работе VII конгресса в Копенгагене и VIII в Монреале.

Много времени уделял Маслов консультативной и учебной работе. Ежедневные обходы в клиниках кафедр, лекции слушателям ВМА и студентам ЛПМ заполняли большую часть рабочего времени. В 1955-56 учебном году Михаилом Степановичем был прочитан курс лекций студентам 4 курса ЛПМИ по факультетской педиатрии, вышедший чуть позже отдельным изданием. Этот курс наряду с его учебником по педиатрии стал на многие годы главным учебным пособием для студентов педиатрических факультетов СССР.

В научном плане в эти годы Михаил Степанович увлекся проблемой реактивности детского организма, в том числе в контексте таких заболеваний, как дистрофия, сепсис и токсико-септические состояния и т. д. В 1956 г. вышел по-настоящему философский труд Маслова «Диалектика в применении к педиатрии». Вместе с его монографией «Диагноз и прогноз детских заболеваний» (1948) г. он стал настольной книгой для каждого вдумчивого врача.

М. С. Маслов отличался разносторонностью интересов: любил шахматы, знал и ценил художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку (сам играл на виолончели). Нередко на заседаниях кафедры обсуждались литературные произведения и кинофильмы, посвященные медицине. В 1960 г. в связи с ухудшением здоровья М. С. Маслов оставил руководство кафедрой факультетской педиатрии ЛПМ, передав его своей ученице А. А. Валентинович. Михаил Степанович прожил еще год, продолжая руководить своей первой кафедрой - детских болезней ВМА. За неделю до смерти, последовавшей 3 июня 1961 г., исполнилось ровно 40 лет, как он её возглавил.

Детский доктор Михаил Степанович Маслов был похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище (Академическая площадка ВМА).

Наследие

Более, чем за 40 лет клинической, научной и педагогической деятельности М. С. Маслову удалось создать собственную педиатрическую школу единомышленников. Важным достижений М. С. Маслова стало то, что он обосновал необходимость первичного педиатрического образования, Эта идея воплотилась в организации первого в мире специализированного педиатрического института и педиатрических факультетов при ряде медицинских институтов.

Научные интересы М. С. Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми занимался М. С. Маслов и возглавляемые им коллективы и где он сказал своё слово:

  1. острых и хронических расстройств питания;
  2. заболеваний желудочно-кишечного тракта в том числе расстройств пищеварения;
  3. гепатита и гепатолиенальных заболеваний;
  4. нефропатий;
  5. заболеваний органов дыхания;
  6. заболеваний сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца;
  7. сепсиса и септических состояний.

При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что многообразные проблемы, которыми занимались Михаил Степанович и возглавляемые им коллективы, на самом деле всегда имели единый знаменатель, Это и определяло само понятие «школы Маслова». Объединяющей платформой стал исповедуемый М. С. Масловым диалектический метод познания в педиатрии. Он рассматривал его в трех аспектах:

  1. диалектика в физиологии;
  2. диалектика в диагностике;
  3. диалектика патологических состояний.

Так, изучая особенности детского возраста, М. С. Маслов оценивал их с точки зрения морфо-функциональной дифференцировки органов и систем растущего организма, а любые патологические состояния - с позиции их возможного отрицательного воздействия на процесс этой дифференцировки.

Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело М. С. Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер» . М. С. Маслов тем самым искал внутреннюю связь между конституциональными признаками - «приобретенными и унаследованными» - и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). Это позволило ему отождествить (что признается не всеми) понятия аномалии конституции и диатеза. М. С. Маслов писал:

«Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а также и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней».

Изучая конституцию, М. С. Маслов не мог пройти мимо реактивности, поскольку «индивидуальный характер» течения заболевания, обусловленный конституцией, реализуется прежде всего через особенности реактивности. Именно с точки зрения изменённой реактивности М. С. Маслов вместе с М. Г. Данилевичем, например, понимали под сепсисом, системный бактериальный процесс, утративший связь с первичным инфекционным очагом.

Принимая во внимание особенности детского возраста в своём функциональном выражении, а также конституциональные признаки и реактивность, М. С. Маслов и его единомышленники рассматривали диагностику как форму познания больного во всей совокупности проявлений его патологического процесса. Конечный результат этого познания - формулирование индивидуального патофизиологического образа заболевания. Именно это М. С. Маслов и называл клиническим мышлением.

В течение нескольких десятилетий М. С. Маслов скрупулезно собирал биографические сведения о своих коллегах. Рукописный архив Михаила Степановича, хранящийся в Военно-медицинской академии, на кафедре, носящей его имя, содержит информацию о 107-ми российских и советских врачах-педиатрах, внесших существенный вклад в развитие отечественной педиатрии.

Ученики и единомышленники

Из числа учеников и ближайших сотрудников Михаила Степановича, 21 стали профессорами и возглавили кафедры в различных городах СССР: А. Ф. Тур (Ленинград /ЛПМИ/), В. Л. Стырикович (Кишинев), Э. И. Фридман (Ленинград /ЛПМИ/, Новосибирск), Л. А. Юрьев (Казань, Чкалов/Оренбург/), Р. М. Муравина (Ленинград /ЛПМИ/), Г. А. Николаев (Ленинград /ГИДУВ/), М. С. Бокерия (Тбилиси), Л. Г. Лейвиков (Караганда), Н. А. Шалков (Москва, Ленинград /ГИДУВ/), В. И. Морев (Ленинград /3 ЛМИ /), В. Ф. Знаменский (Ленинград /ЛСГМИ/), Ю. А. Котиков (Ленинград /ЛПМИ/), П. И. Ильинский (Ленинград, Симферополь, Куйбышев), Е. Ю. Поюровская (Дзауджика́у(Владикавказ)), А. М. Шапиро (Станислав(Ивано-Франковск)), В. С. Вайль (Душанбе), Ш. З. Ибраев (Алма-Ата), Е. С. Малыжева (Ленинград /ВМА/), А. А. Валентинович (Ленинград /ЛПМИ/), В. П. Давыдов (Ростов-на-Дону), М. С. Осетринкина (Ленинград /ЛСГМИ/).

Уже после смерти М. С. Маслова защитили докторские диссертации следующие его ученики: Н. Г. Зернов, А. И. Клиорин , О. Л. Переладова, М. Г. Чухловина, К. Ф. Ширяева.

Семья

(приемная дочь от последнего брака)

Избранные труды

  • Маслов М. С. О биологическом значении фосфора для растущего организма. Экспериментальное исследование влияния фосфора на развитие организма и на внутриклеточные ферменты: Дис. ... д-ра мед.. - СПб. : тип. Штаба отд. корпуса жандармов, 1913 . - 210 с. - (Сер. докторск. дисс., допущ. к защите в Имп. Воен.-мед. акад. в 1912-1913 уч. г.; №45).
  • Маслов М. С. Об изменениях дыхательных кривых под влиянием раздражения у детей с проявлениями спазмофилии и значение этих изменений для распознавания скрытой тетании: В извлеч. сообщ. в Обществе детских врачей в Петербурге 26.09.1912 г / Из Дет. клиники профессора А.Н. Шкарина в Военно-медицинской академии в Петербурге.. - СПб. : тип. «Я. Трей», 1913 . - 32 с.
  • Маслов М. С. Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении: Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. - Л. , 1924 . - 164 с.
  • Абельман М. Л., Кисель А. А., Маслов М. С., Лунин Н. И., Мочан В. О. Сборник детских болезней / Под ред. М. Л. Абельмана (Ленинград), проф. А. А. Киселя (Москва), проф. М. С. Маслова и др. - Л. : О-во дет. врачей в Ленинграде, 1925 . - 64 с.
  • Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте: Клинич. лекции для врачей и студентов в монографич. изложении. - 3-е изд., доп. - Л. , 1926 . - 256 с.
  • Маслов М. С. Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний. - Л. : Практич. медицина (В. С. Эттингер), 1926-1927 . - Т. 1, 2. - 220 с. || Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний: Рук-во для врачей и студентов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1930 . - Т. 1. - 512 с. - 5000 экз. ; . - Л. : Ленингр. мед. изд-во, 1932 . - Т. 2. - 335 с. - 5200 экз.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф. Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928 . - 248 с. - 4000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни: Краткий курс для студентов медвузов. - Л.; М.: тип. Печатный двор, 1933 . - 346 с. - 7200 экз. || . - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Биомедгиз, 1935 . - 440 с. - 10 200 экз.
  • Маслов М. С. Краткий справочник по педиатрии для военного врача. - Л. : Воен.-мед. акад. РККА, 1934 . - 45 с. - 500 экз.
  • Нефропатии детского возраста в свете новых исследований / Сборник научных трудов под ред. Ю. А. Менделевой, М. С. Маслова. - Л. , 1935 .
  • Маслов М. С. К столетию со дня рождения К.А. Раухфуса. (1835-1915).. - Л. : Б. м. : Б. и., 1936 . - 65-70 с.
  • Маслов М. С., Тур А. Ф., Данилевич М. Г. Руководство по педиатрии: Для студентов и врачей. - Л. : Медгиз, 1938 . - 739 с. - 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Справочник по подаче неотложной помощи и дозировке лекарств у детей. - Л. : Воен.-мед. акад. РККА, 1939 . - 48 с.
  • Маслов М. С. Учебник детских болезней: Для высших мед. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.; Л.: Медгиз, 1939 . - 496 с. - 30 000 экз. || Учебник детских болезней: Для лечебных фак-тов мед. ин-тов. - 6-е изд., испр. и доп. - Л. : Медгиз, 1953 . - 512 с. - 100 000 экз.
  • Маслов М. С. Детские болезни: Учебник для студентов педиатр. фак-тов. - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Медгиз, 1946 . - 552 с. - 80 000 экз.
  • Маслов М. С. Диагноз и прогноз детских заболеваний (Теория и практика) : Руководство для врачей. - Л. : Медгиз, 1948 . - 495 с. - 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Болезни печени и желчных путей у детей. - Л. : Медгиз, 1951 . - 164 с. - 20 000 экз.
  • Маслов М. С. Патогенез дыхательной недостаточности при пневмониях у детей и её лечение: Докл., прочитан. на пленуме Всесоюз. о-ва дет. врачей в Москве 26 ноября 1952 г.. - Л. : Медгиз, 1953 . - 40 с.
  • Маслов М. С. Патогенез и лечение токсической диспепсии. - Л. , 1955 . - 47 с. - (Б-ка практич. врача). - 10 000 экз.
  • Маслов М. С. Диалектика в применении к педиатрии: лекция. - Л. : Военно-мед. академия им. С. М. Кирова, 1956 . - 30 с.