«Каменный гость», анализ пьесы Пушкина. Каменный гость

Сергей АЛПАТОВ

«КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»: ОБРАЗ И СМЫСЛ

«Каменный Гость» занимает особое место в ряду «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Этот сюжет о встрече человека с потусторонним миром представляет своеобразный, хотя и не слишком явный, лейтмотив всего драматического цикла. Из очевидных перекличек можно отметить следующие две: на пиру Моцарта и Сальери уличный скрипач играет арию из оперы Моцарта «Дон Жуан», в эпиграф к «Каменному Гостю» вынесена реплика из той же оперы.

Вне сюжетного пространства «Маленьких трагедий» образ Каменного Гостя также встраивается в сложную систему смысловых связей и перспектив. Достаточно указать на не ослабевающий на протяжении всего творчества интерес А.С. Пушкина к пластическим искусствам. Особое внимание поэта привлекала идея скульптурного портрета как динамического образа личности: «Царскосельская статуя» (1830), «На статую играющего в свайку», «На статую играющего в бабки» (1836). Художник подобен Творцу Вселенной, превращающему мёртвый материал глины и камня в живую форму души и мысли:

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе.

(«Художнику», 1836)

Этот парадокс соединения мёртвой материи и воплощённого в ней образа живой личности принадлежит, разумеется, не одному Пушкину. Скорее его следовало бы назвать одним из архетипов всей европейской литературной и культурной традиции. На представлении о том, что камень не дышит, не шевелится, не чувствует, основана магия фольклорных заговоров от кровавых ран и болезненных ушибов: "Как у камня ни жилок, ни сердца, ни биения не бывает, так и у имярек кровь не течёт", "Стану на камень - кровь не канет", " Ни от камня воды, ни от мёртвого руды (крови)". На тех же представлениях о мертвенности материи основан и эффект неожиданности в сюжетах об оживающих статуях, которыми была полна средневековая словесность и которым наследует литература XIX века.

Характерно, что во всех сюжетах оживающие статуи - антагонисты, сверхъестественные соперники или партнёры по диалогу с живым человеком. В центре конфликта и в фокусе авторского внимания в любом случае находится земная личность. Тем самым понять художественные функции пушкинского Каменного Гостя можно лишь отталкиваясь от образа его соперника - Дон Гуана.

Пушкинский Дон Гуан, равно как и все его литературные и фольклорные предшественники и наследники (не случайно "донжуан" стал нарицательным именем определённого типа личности), меряет окружающий мир на собственную мерку. Им движут эгоистические желания, отношения с людьми определяют привычные ему понятия о мужчинах и женщинах, удовольствиях и скуке. Жизнь для Дон Гуана - лишь материал для воплощения личных прихотей и фантазий.

Дон Гуан - герой-завоеватель, захватывающий каждый раз новые, ещё не покорённые "крепости". Вместе с тем он - актёр, импровизатор, ищущий новых форм для воплощения собственных желаний. Роднит актёра и завоевателя стремление переживать всё новые и новые ощущения, исчерпывать себя и свою жизнь как можно интенсивнее. Конечной цели, осмысленного итога для них нет и быть не может. Единственное препятствие в бесконечном движении - преждевременная смерть (а смерть для этого типа личности никогда не бывает своевременной). Именно о таком абсурдном герое пишет А.Камю в своём эссе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»: "Это конкистадоры повседневности, которые количеством опыта побивают все рекорды и выигрывают свою собственную мораль".

Стоит подробнее рассмотреть тип героя-актёра и героя-завоевателя в пушкинском творчестве. Это даст нам, с одной стороны, необходимый смысловой фон к образу Дон Гуана, а с другой - выведет на ещё одну, весьма важную линию "статуй", "бюстов" и "монументов" в пушкинском творчестве.

Герой-завоеватель - это внешняя, экстенсивная, социальная, властная (и политическая и государственная) реализация индивидуальности. Для Пушкина одним из ярчайших образцов этого типа личности был Пётр Великий. Рисуя в своих произведениях образ первого российского императора, Пушкин опирался на исторические анекдоты и фольклорные предания, в которых отчётливо звучит тема героя-демиурга: в качестве крёстного отца Пётр даёт имена кораблям, городам, деревням и людям. Он прокладывает "Осудареву дорогу" до Белого моря, роет каналы, чертит планы церквей, устанавливает кресты, наделяет землёй. Проплывая мимо богатой рудами Пудожской горы и заметив отклонение стрелки компаса, проявляет норов хозяина-преобразователя: "Была б гора ближе к воде, быть бы ей в беде". Пётр не любит покоряться природным стихиям, норовит ехать в любую бурю.

Хорошо известен исторический контекст создания Санкт-Петербурга - города, построенного царскою волею на болоте. Мысль о насильственном вторжении человеческого и культурного начала в самые недра природного хаоса неотъемлемо присутствует у всех литераторов, пишущих о Петербурге. Мифологическая традиция - видеть в городе святого Петра искусственный, призрачный, неживой Камень-город - отчётливо реализована у О.Мандельштама:

В Петрополе прозрачном мы умрём,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьём,
И каждый час нам смертная година.

И в глазах современников, и в народной памяти облик, поведение и деятельность Петра I ассоциировались с образами и деяниями древних героев-полубогов, созидающих новый мир из хаоса и тьмы. Этот архетип был актуален и для пушкинского авторского сознания. Неоднократно отмечалось, что практически все воители у А.С. Пушкина в той или иной степени ипостаси бога-громовника. Так, в «Полтаве» Пётр изображён в стихии битвы, он - герой, подавляющий хаос социального мятежа:

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как Божия гроза.

Дух Петра, властно взнуздавшего Россию, находит свое совершенное воплощение в монументе Медного всадника, динамичный образ которого также ассоциируется у А.С. Пушкина с грозой-угрозой-громом:

Как будто грома грохотанье -
Тяжело-звонкое скаканье...

Символ обожествленного самовластия Петра - Фальконетов монумент - и в авторской поэзии XVIII–XIX веков, и в повседневной речи того времени постоянно именовался идолом. Характерно, что именование "Медный всадник" постепенно переносится с седока на всю скульптуру. Памятник становится для сознания носителей русской культуры неким нерасчленимым языческим кентавром. Не случайна в этом контексте попытка Николая I противопоставить Медному всаднику ангела Александрийской колонны. Для адекватного понимания пушкинского отношения к кумиру на бронзовом коне стоит обратить внимание на текст надписи А.Ф. Мерзлякова «К монументу Петра Великого в Петербурге»:

На пламенном коне, как некий бог, летит:
Объемлют взоры всё, и длань повелевает;
Вражды, коварства змей растоптан, умирает;
Бездушная скала приемлет жизнь и вид,
И росс бы совершен был новых дней в начале,
Но смерть рекла Петру: "Стой! Ты не бог, - не дале!"

История Петербурга, терзаемого наводнениями с самого своего основания, равно как и история Петра Великого, не увидевшего завершения практически ни одного своего начинания, подсказывают неутешительный итог биографии этого героя-завоевателя. Царь владеет судьбами подданных, может, подобно Творцу, основать город на пустом месте, но волнения природных стихий, разоряющих его любимое детище, так же как и течение времени, неумолимо приближающее смерть, ему неподвластны. Человеческая воля, экспансия замыслов и стремлений имеет свои пределы. Эта мысль отчётливо сформулирована в образах народной легенды, записанной в 1964 году в Архангельской области:

Пётр хотел через Неву перескочить. Сидит на лошади и говорит: "Будет всё моё и Богово". Он не успел это промолвить - змей подскочил, ногу-то у лошади и откусил. И он не мог проскочить, окаменел. А надо было сказать: "Будет Богово и моё".

Очевидно, что монументальный образ Медного всадника оказывается для А.С. Пушкина, равно как и для всей русской культуры, ёмким средством раскрытия внутреннего мира личности Петра Великого.

Мостиком к другим героям-завоевателям и их скульптурным портретам могли послужить нам следующие две поэтические реплики по поводу наводнения 1824 года:

Брови царь нахмуря,
Говорил: "Вчера
Повалила буря
Памятник Петра".
Тот перепугался.
"Я не знал!.. Ужель?" -
Царь расхохотался:
"Первый, брат, апрель!"
(1825)

Если здесь пара властителей - Пётр I и Александр I - встречаются в пародийном контексте, обыгрывающем идею нерушимости памятника и олицетворяемой им власти, то в поэме «Медный Всадник» (1833) внутренний диалог эпох, наводнений и двух царственных особ менее оптимистичен. Власть земная вновь ощущает свои пределы:

В тот грозный год
Покойный царь ещё Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен вышел он
И молвил: "С Божией стихией
Царям не совладеть".

Характерно, что для Пушкина образ Александра I регулярно выступает в смысловом противостоянии и диалоге с ещё одним героем-завоевателем - Наполеоном:

Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землёй?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой?
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена...
.............................................
В своё погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.
(«Наполеон», 1821)

Грозной личностью завоевателя движет тот же мотив, что и страстным Дон Гуаном, - разочарованное самовластье, своенравное стремление к покорению всё новых рубежей.

Любопытно, что в художественном мире А.С. Пушкина Наполеон и Александр I образуют не только пару исторических героев, но и пару "божеств", подобных Перуну и Велесу. В традиционном мифе Перун-громовник стремится поразить молнией Велеса-змея, который прячется от небесной грозы под землю, под камень, в воду. Велес, в свою очередь, удерживает пролившуюся дождём воду в недрах земли. Пара соперников бесконечно меняются ролями проигравшего–выигравшего. Сходным образом в пушкинском стихотворении 1824 года «Недвижный страж дремал на царственном пороге...» Александр и Наполеон противопоставлены как равновеликие герои-полубоги.

В итоге войны 1812 года Александр-воитель поражает противника-змея:

О грозные витии,
Целуйте жезл России
И вас поправшую железную стопу!

И наоборот, в воспоминаниях о Тильзите Александр - поверженный Перуном:

...чудный взор его, живой, неуловимый,
То вдаль затерянный, то вдруг неотразимый,
Как боевой перун, как молния сверкал;
Во цвете здравия, и мужества, и мощи,
Владыке полунощи
Владыка запада, грозящий, предстоял.

Переход от исторического и психологического уровня семантики поэтического текста к плану мифологическому и символическому осуществляется А.С. Пушкиным при помощи уже отмеченного нами приёма скульптурного портрета героя-воителя. Посвящённое Александру I стихотворение 1829 года «К бюсту завоевателя» выявляет любопытный и важный разворот этой темы:

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Завоевание мира неотделимо от игры в завоевание, присвоение новых пространств неотделимо от перевоплощения в новые социальные и культурные роли. Так Наполеон переходил от роли республиканского генерала к роли диктатора "в интересах республики", к роли императора и, наконец, владыки полумира. Сходным образом Александр I роль конституционного монарха одной из европейских держав сменил на роль спасителя Европы и полновластного правителя своей половины мира. Актёрство в крови великих политиков.

Но если все великие деяния - только актёрство и желание новых ролей в повторяющемся репертуаре жизни, то очевидна бессмысленность и бесцельность такого проживания и "прожигания" жизни. Эта идейная коллизия оказывается в центре стихотворения «Герой» (1830). Кульминационная точка произведения - Наполеон в холерном госпитале в Египте:

...он,
Не бранной смертью окружён,
Нахмурясь, ходит меж одрами
И хладно руку жмёт чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость...

Если рукопожатие со смертью - это позирование, актёрство (или, хуже того, откровенная фальшивка, пропагандистский трюк, как предполагает собеседник поэта), то кажущаяся живой и мужественной личность оказывается на поверку "героем без сердца", идолом, "куклой чугунной", что стоит в деревенском кабинете Онегина. Не имея иных мотивов, кроме разочарованного самовластья собственных желаний, кроме стремления упоить душу новыми впечатленьями, человек обращает свою жизнь в игру со смертью, в бессмысленный пир во время чумы:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
..........................................

И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья...
............................................
Итак, - хвала тебе, Чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьём дыханье -
Быть может... полное Чумы!

Обратим попутно внимание на совпадение в описаниях пира среди гробов и тризны по вещему Олегу: "Ковши круговые, запенясь, шипят // На тризне плачевной Олега: // Князь Игорь и Ольга на холме сидят; // Дружина пирует у брега". У Пушкина не бывает случайных совпадений, все они мотивированы общей поэтической логикой. Похоже, что герои «Пира во время чумы» творят поминки по самим себе.

Окружающий героев «Пира во время чумы» (и подобных им персонажей «Маленьких трагедий») "ужас мёртвой пустоты" рождает только одно желание - бесчувствия и беспамятства. Им хочется забыть, что ушедшие в иной мир тем не менее видят нас, связаны с живыми незримыми нитями воспоминаний, сочувствий и молитв:

Клянись <...> оставить
В гробу навек умолкнувшее имя!
О, если б от очей её бессмертных
Скрыть это зрелище!

Представление о том, что физически умершие духовно по-прежнему находятся рядом с нами, отчётливо выражено в народной культуре. Помимо понятий о загробной жизни, об особой близости живых и умерших во дни церковных и домашних поминаний, эта связь обнаруживается на уровне бытовых присловий. Когда не хотят ругаться с кем-то, говорят: "Сказал бы, да печь в хате"; когда видят что-нибудь постыдное, то говорят: "Хоть святых выноси". В первой поговорке ещё с дохристианских времён живёт память о том, что печь, очаг - средоточие домашнего духа, местопребывание всех душ умерших родственников, которые слышат всё, что творится в доме. Христианская вера даёт новое качество этим представлениям о непрерывающейся связи с иным миром: иконы, образа - окна в иной мир, с помощью которых мы видим наших небесных покровителей, а они видят нас и наши поступки, что и отразило второе присловье.

В ряду этих же представлений находится любой скульптурный портрет, надгробие, памятник - то есть то, что воплощает образ личности в её новом, посмертном качестве для тех, кто смотрит на изображение и помнит об ушедших. Тем самым надгробный памятник ставит человека перед лицом смерти. Именно в этом свете должна быть сформулирована основная коллизия «Каменного Гостя»: если смерть физически отрицает жизнь, то какова духовная цена человеческого существования, что остаётся от человека по его смерти?

Собственно, не только в истории Командора и Дон Гуана, но и во всех «Маленьких трагедиях» герой на пороге собственной смерти нуждается в проверке своих жизненных установок и ориентиров:

Скупому рыцарю наследует сын-"расточитель";

Рациональный Сальери не может вычислить цену смерти и преступления;

Воздушный гений Моцарта венчается заказом Реквиема - неожиданная, увлекательная и одновременно катастрофическая задача: соединить свои личные привычки и настроения с общечеловеческим знанием о смерти (реквием - заупокойная служба, имеющая не авторский, а богослужебный текст и смысл);

Привычное тепло и свет родного очага Вальсингама поглотила чума.

На фоне названных героев пушкинского драматического цикла Дон Гуан стоит особняком, решая вопрос о смерти не в частностях и не опосредованно, а лицом к лицу с ней.

Всю свою предшествующую жизнь Дон Гуан не видел в чужих смертях образа собственной смерти. Убить человека, попутно убить его брата, ищущего справедливого возмездия убийце, волочиться за вдовой убитого, уговаривать её не мучить себя "вечным поминаньем супруга" - не значит для него ничего, кроме нового приключения, нового трофея. Всё венчает оскорбление умершего человека предложением прийти посмотреть своими глазами на готовящееся блудодеяние. То, что страшит Вальсингама - в ином мире видят его земные бесчинства, - только веселит и волнует кровь Дон Гуана.

Эти унижения и оскорбления человеческой личности (чужой и своей) в конечном итоге - оскорбление Бога, ибо человек есть образ и подобие Божие. "Мне отмщение и Аз воздам, глаголет Господь" (Евр. 10, 30). Испрошенная пусть и в шутку встреча с Каменным Гостем осуществляется и становится встречей со смертью. Дон Гуан встречает её, как подобает воину, но воину, терпящему поражение, ибо ему нечего защищать и отстаивать. Его завоевания не имели цели. Живая, деятельная плоть, изворотливый ум, страстная воля скрывали мёртвую душу.

И наоборот, Командор - по "должности" воин и завоеватель, по сути - хранитель домашнего очага, нравственного достоинства, чести. Его невзрачная прижизненная внешность скрывала высокий дух, воплощённый ныне в подобающем надгробном портрете:

Каким он здесь представлен исполином!
.............................................................

А сам покойник мал был и щедушен.
..............................................................
Когда за Эскурьялом мы сошлись,
Наткнулся мне на шпагу он и замер,
Как на булавке стрекоза, - а был
Он горд и смел - и дух имел суровый...

Это несовпадение внешнего образа и внутренней сути одушевляет сюжет «Каменного Гостя» и, шире, всего драматического цикла.

Пушкин не предрешает нравственных выводов читателя «Маленьких трагедий», все конфлик ты имеют открытые финалы, обрывающие действие в кульминационной точке. Вместе с тем вектор собственной творческой биографии и жизненной философии Пушкина достаточно однозначен. Это не материализованное в славе, чинах, наследстве, собраниях сочинений завоевание мира, но "памятник нерукотворный" - посмертное существование в душах благодарных потомков, в их мыслях и чувствах добрых:

Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть - заколочены ставни.
Остались дожди и замёрзшее лето,
Остались стихи и ожившие камни.
(Ю.Шевчук. «Последняя осень»)

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй.

Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Вы прочитали краткое содержание трагедии Каменный гость. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание трагедии Каменный гость не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию трагедии.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 DOI /r Автор: Рахманова Азиза Саттаровна студентка Научный руководитель: Манджиева Баирта Владиславовна канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» г. Элиста, Республика Калмыкия СЕМАНТИКА ОБРАЗА СТАТУИ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» Аннотация: в данной статье образ статуи проанализирован как художественный знак, имеющий различное семантическое значение в контексте драматургического произведения. Каменная статуя командора в трагедии А.С. Пушкина это динамический образ личности, символизирующий вначале героя безмолвного, «терпящего» ироническое к себе отношение, а затем героя «справедливого мстителя», холодного и бескомпромиссного. Ключевые слова: статуя, образ, семантика, сюжет, драма. Обращение к поэтическому наследию А.С. Пушкина, а именно к его трагедии «Каменный гость», продиктовано значимостью творчества великого художника слова, которое соединило лучшие черты русской литературы, привнеся черты зарубежной и тем самым улучшив ее. Цель нашей статьи анализ семантического значения статуи в трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость». Семантика это значение, смысл отдельно взятого слова или оборота речи . В представленной работе данное понятие использовано для раскрытия образа и значения каменной статуи в контексте драматургического действия. 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» В основе сюжета пушкинского «Каменного гостя» лежит известная старинная испанская легенда о ловком и искусном обольстителе женщин Дон-Жуане, который был жестоко наказан за свое дьявольское искусство. Эта легенда претерпела ряд драматических обработок. Так, А. Пушкину хорошо были известны комедия Мольера «Дон Жуан» и одноименная опера Моцарта (из ее либретто Пушкин выбрал эпиграф для «Каменного гостя»). Однако в своей интерпретации легенды писатель-драматург отказывается от традиционного обозначения пьесы именем протагониста (первоначальным заглавием было «Дон-Жуан») и выбирает совершенно другое заглавие «Каменный гость». Заглавие именно в такой формулировке, на наш взгляд, характеризует не только образ главного героя, но и служит объяснением семантического значения статуи командора. Кроме того, Дон Жуан первоначальное имя, которым нарек своего героя А.С. Пушкин, затем изменив его на а. Статуя определенный знак какого-либо реального живого существа, имеющий различное значение, семантику, вытекающую из отношения людей к статуе. Это может быть почитание, память, страх и т. д. Однако основное значение слова «статуя» скульптурное изображение фигуры человека или животного, реже фантастического существа (обычно в полный рост) . Как художественный образ статуя символизирует бренность и непостоянство бытия, процесс разрушения бытия, переход живого в неживое. Особое внимание поэта привлекала идея скульптурного портрета как динамического образа личности: «Царскосельская статуя», «На статую играющего в свайку», «На статую играющего в бабки». В трагедии А. Пушкина статуя командора, покойного супруга Доны Анны, впервые появляется в первой сцене. Она пока неосязаема, монолитна, «мертва»: Так здесь похоронили командора? Монах Здесь; памятник жена ему воздвигла И приезжает каждый день сюда 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 За упокой души его молиться И плакать . В третьей сцене дается ироническая характеристика Дона Альвара: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен. Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку До своего он носу дотянуть. Когда за Ескурьялом мы сошлись, Наткнулся мне на шпагу он и замер, Как на булавке стрекоза а был Он горд и смел и дух имел суровый . В этой же сцене, расставшись с Доной Анной, счастлив и не скрывает своего ликования. На предостережения слуги Лепорелло («А командор? что скажет он об этом?») герой самонадеянно отвечает: Ты думаешь, он станет ревновать! Уж верно нет; он человек разумный И верно присмирел с тех пор, как умер . Слуга боязлив, он уверяет, что статуя смотрит на хозяина и злится. Но Дон Гуан неисправим и хочет доказать Лепорелло «безжизненность» каменной громады, приказав ему передать статуе кощунственное предложение: Ступай же Лепоpелло, Пpоси ее пожаловать ко мне - Hет, не ко мне а к Доне Анне, завтpа . В ответ на приглашение статуя кивает в знак согласия, она, вопреки всему, «оживает». 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Лишь в четвертой сцене мы видим передвигающуюся «ожившую» статую Командора. Зная весь жизненный путь а, можно предположить, что здесь статуя выступает неким олицетворением всего прошлого драматического героя: и любовные похождения, и обида обманутых мужей, и кровь соперников, убитых на поединках. От этого прошлого не в состоянии «убежать», даже признавшись Доне Анне в убийстве: Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж видно тут обдуманность, коварство? . Каменная статуя огромна и несокрушима, ее невозможно уничтожить. Она воплощает в себе в некоторой степени смерть, гибель тех, кто в той или иной мере имел с ней контакт. Однако нельзя рассматривать образ статуи командора исключительно как возмездие небесных сил за отречение от нравственных принципов и «безбожную» жизнь. Скорее пушкинская статуя судьба Дон-Гуана, сыгравшая трагическую роль в момент возможного счастья героя. В финале драматургического произведения статуя командора приглашенный, но нежеланный гость, который, однако, явился не для того, чтобы обвинить героев в непристойности их поступка, а для того, чтобы забрать жизнь и душу а: Статуя Дай руку. Вот она... о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти пусти мне руку... Я гибну кончено о Дона Анна! . 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Таким образом, в анализируемом произведении Пушкина-драматурга образ статуи имеет свое семантическое объяснение и свои особенности, раскрывающие смысл произведения. Каменная статуя символизирует трагическую развязку действия, представляется сначала героем безмолвным, «терпящим» ироническое к себе отношение, а затем приводит к смерти своего обидчика, выполняя роль справедливого возмездия. Список литературы 1. Ожегов С.И. Толковый словарь русская языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., Пушкин А.С. Драматические произведения. М.,


А.С.ПУШКИН «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ». Опыт разноаспектного анализа текста А.С.Пушкин. Рисунок к «Каменому гостю» Проектная работа 8 класс Учитель: Кирячек П.В. И была у Дон-Жуана шпага, И была у Дон-Жуана Донна

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Лоренц Вероника Викторовна канд. пед. наук, доцент Успенская Любовь Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» г.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Коокуева Виктория Владимировна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» г. Москва ВЛИЯНИЕ РОСТА МРОТ

DOI 10.21661/r-130157 Тельпов Роман Евгеньевич канд. филол. наук, доцент Ян Жуй студент ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» г. Москва ПРИЧИНЫ НЕСОВПАДЕНИЯ АНТОНИМИЧЕСКИХ

Панькова Саина Гаврильевна студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) РОЛЬ ЗЕРКАЛА В СКАЗКАХ Г.Х. АНДЕРСЕНА Аннотация: в статье

é ÙËÌ Î ÌÓÈ ÒˆÂÌ ä ÏÂÌÌÓ Ó ÓÒÚfl é. Å. á ÒÎ ÒÍËÈ По существу, сложность пушкинских произведений проявляет себя не только в глубине смысла, но и в том их специфическом свойстве, что для понимания этого

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Юстус Анна Александровна студентка Гаврилова Людмила Владимировна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» г. Самара, Самарская область ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Кадырова Карина Абдуллаевна доцент, преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» г. Махачкала, Республика Дагестан К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДВУЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Исмагилова Евгения Павловна студентка Никитушкин Никита Игоревич студент Бобков Алексей Сергеевич студент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

DOI 10.21661/r-116763 Шевцова Юлия Сергеевна студентка Малинникова Наталья Алексеевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского» г. Брянск, Брянская

Романенко Вера Николаевна студентка Макушина Ольга Петровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» г. Воронеж, Воронежская область ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ У ЛИЦ

Демильханова Бела Аптыевна канд. экон. наук, доцент Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» г. Грозный, Чеченская Республика ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Теплых Елена Анатольевна магистрант Галкина Ирина Александровна канд. психол. наук, доцент Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

ТЕМА ПРОЕКТА: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ В ЦАРСТВЕ МОРФЕЯ ИЛИ ФУНКЦИИ СНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Автор(ы): Мякоход Анастасия Школа: Лицей 1561 Класс: 9 «Г» Руководитель: Мякоход Юлия Викторовна Является ли

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бойко Юрий Павлович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой Лаврова Джульетта Ивановна д-р мед наук, профессор ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

DOI 10.21661/r-115565 Коробкова Оксана Константиновна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» г. Хабаровск, Хабаровский край МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Черникова Людмила Олеговна студентка Медведев Сергей Сергеевич канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край ПРОБЛЕМА

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Сирано родился 6 марта 1619 г. в Париже. Добавил к своей изначальной фамилии

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" DOI 10.21661/r-113811 Ходеева Олеся Петровна студентка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» г. Новосибирск,

Якимчук Александр Васильевич студент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск, ХМАО Югра НЕЙРОСЕТЕВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА Аннотация: в данной статье рассматривается

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Бакирова Лена Рифхатовна канд. филол. наук, доцент, старший преподаватель ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» г. Уфа, Республика Башкортостан

Солдаткина Ольга Александровна канд. экон. наук, доцент Рудецкая Анастасия Анатольевна студентка Кучаева Мария Романовна студентка ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» г.

Гренадерова Лариса Викторовна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» г. Воронеж, Воронежская область ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Пантелеева Олеся Олеговна канд. филол. наук, доцент АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт» г. Воронеж, Воронежская область Рыбак Антонида Михайловна учитель высшей категории русского языка и

Автор: Каратаев Алексей Антонович студент Научный руководитель: Бурцева Галина Вячеславовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» г. Барнаул, Алтайский край СПЕЦИФИКА

Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах

DOI 10.21661/r-113345 Постникова Оксана Валерьевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Коцуба Марина Леонидовна аспирант ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г. Хабаровск, Хабаровская область Калугина Наталья

Шаврина Ольга Геннадьевна кан. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой, Заслуженный учитель РФ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» г. Курган, Курганская область ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Гаврилин Максим Сергеевич студент НОУ ВО «Московский институт юриспруденции» г. Москва НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ Аннотация: в статье проанализированы признаки контрафактности

Ялунина Дарья Сергеевна студентка Токмакова Ксения Сергеевна студентка Джой Елена Сергеевна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» г. Екатеринбург, Свердловская

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Макурина Наталья Ивановна воспитатель первой категории Носова Светлана Мироновна воспитатель высшей категории ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского

Таштандинова Элеонора Николаевна воспитатель МБДОУ Белоярский Д/С «Теремок» с. Белый Яр, Республика Хакасия ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ХАКАССКОГО НАРОДА Аннотация: в работе

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Чуриков Никита Андреевич студент Павлов Николай Владимирович канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Попова Анастасия Сергеевна студентка Фирсова Наталья Викторовна канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Уфа, Республика

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Прокопьева Марина Николаевна студентка Дубровина Ольга Валериевна канд. психол. наук, доцент Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» г.

Планукян Вероника Саркисовна студентка Медведев Сергей Сергеевич канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край К

Шиманская Ирина Юрьевна аспирант Медведева Наталия Владимировна канд. социол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-

Сочинение на тему в чем особенности конфликта в комедии ревизор Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. План

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Чикишева Александра Денисовна студент Мокерова Ольга Павловна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Кировская область АНАЛИЗ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Досбулаева Алия Гибратовна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ 64» г. Астрахань, Астраханская область DOI 0.266/r-745 ЗАЧЕТНАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Сибагатуллина Гульфира Рауфовна магистрант Аминов Ильдар Ринатович канд. юрид. наук, доцент Институт права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Великая Виктория Олеговна магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край К ВОПРОСУ ОБ ОТГРАНИЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Юмадилова Гузель Булатовна адвокат Коллегия адвокатов «АртЛекс» НКО «Областная коллегия адвокатов адвокатской палаты Костромской области» г. Уфа Республика Башкортостан магистрант Казанский (Приволжский)

Шарагина Светлана Алексеевна студентка Зотин Виталий Владимирович старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева» г. Красноярск, Красноярский

Варакута Елена Александровна учитель начальных классов МОАУ СОШ 10 «Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация:

Сильченко Елена Владимировна канд. юрид. наук, доцент Айдарова Анна Юрьевна магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ

Козырева Валентина Валерьевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва УТРАТА РЕБЕНКА В РЕЗУЛЬТАТЕ АБОРТА: ВЛИЯНИЕ НА СИБЛИНГОВ Аннотация: статья

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Казанков Виталий Александрович магистрант Боровик Антон Сергеевич магистрант Яковенко Андрей Геннадьевич магистрант ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Деева Светлана Альфредовна канд. пед. наук, доцент Скопинцева Дарья Константиновна студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар,

Снигур Марина Евгеньевна канд. пед. наук, доцент БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургут, ХМАО Югра АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Авторы: Харченко Юлия Валерьевна магистрант, техник деканата Шенкарь Татьяна Тарасовна магистрант Научный руководитель: Сорочкина Оксана Юрьевна канд. техн.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Киэлевяйнен Лариса Михайловна канд. пед. наук, доцент Демьянова Ангелина Александровна студентка Институт физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ

Дюпина Людмила Федоровна доцент, директор Мазур Наталья Александровна заместитель директора Живайкин Сергей Николаевич канд. экон. наук, доцент Филиал АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления»

DOI 10.21661/r-371077 Галахова Елена Николаевна преподаватель естественнонаучных дисциплин Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево г. Ртищево, Саратовская область

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Соковнина Татьяна Леонидовна учитель музыки МБОУ «СОШ с УИОП 51» г. Кирова г. Киров, Кировская область РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Аннотация: в данной статье рассмотрено

Шушакова Галина Николаевна канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевск, Удмуртская Республика Дюпина Мария Леонидовна преподаватель АПОУ УР «Ижевский политехнический

Чипышева Людмила Николаевна канд. пед. наук, заведующая лабораторией учебно-методического сопровождения введения ФГОС ОО ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

Пивоварова Галина Борисовна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область РЫНОК ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ РОСТОВА-НА-ДОНУ

Кравченко Линда-Лидия Павловна студентка ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» г. Москва DOI 10.21661/r-113696 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Авивов Артем Константинович магистрант Обломов Игорь Александрович канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Чувашская Республика РЕАЛИЗАЦИЯ

Пьеса «Каменный гость» Пушкина, написанная в болдинскую осень, в 1830 году, является авторской интерпретацией одного из наиболее популярных сюжетов в мировой литературе. Александру Сергеевичу удалось придать широко известной легенде о дамском угоднике новое, неповторимое звучание.

Главные герои

Дон Гуан – испанский гранд, большой дамский угодник и соблазнитель.

Дона Анна – вдова командора, убитого Дон Гуаном, благочестивая женщина.

Другие персонажи

Лепорелло – верный слуга Дон Гуана.

Лаура – юная актриса, возлюбленная Дон Гуана, ветреная кокетка.

Статуя – ожившее каменное изваяние командора, от рук которого гибнет Дон Гуан.

Сцена I

У ворот Мадрида стоят двое мужчин и ведут беседу. Дон Гуан интересуется у своего слуги, узнает ли его кто-то в городе, если он войдет в него, « усы плащом закрыв, а брови шляпой». На что Лепорелло отвечает, что даже такая маскировка не спасет его от неминуемого разоблачения. Столь известную в городе персону легко признает « первый сторож, гитана или пьяный музыкант, иль свой же брат нахальный кавалер ». Если известие о самовольном возвращении Дон Гуана из ссылки станет известно королю, то беды не миновать.

Проходя мимо Антоньева монастыря, Дон Гуан припоминает, как в свое время наведывался к Инезе. Женщина не отличалась красотой, но ее страстный взгляд так очаровал Дон Гуана, что он потратил три месяца на покорение этой неприступной крепости. В итоге ревнивый муж, узнав об измене супруги, убил ее. Однако Дон Гуан недолго горевал о своей возлюбленной, и вскоре воспылал чувствами к Лауре, к которой и держит сейчас свой путь.

Лепорелло и его господин встречают монаха, который сообщает им о скором прибытии Доны Анны. Именно ее супруга и убил коварный соблазнитель, за что и был сослан в ссылку самим королем.

Безутешная вдова « приезжает каждый день сюда за упокой души его молиться и плакать ». Монах рассказывает господам, что Дона Анна, бесспорно, очень красива, но не заговаривает с мужчинами, делая исключение лишь монахам.

Заинтригованный, Дон Гуан пытается познакомиться с вдовой, укутанной в черную траурную накидку. Лепорелло упрекает своего хозяина в неуважении к горю несчастной женщины.

Сцена II

Гости Лауры наперебой хвалят ее актерский талант и совершенную, искусную игру, которую она им продемонстрировала. Девушка также довольна собой, и не скрывает этого.

По просьбе гостей Лаура берет гитару и поет песню, сочиненную специально для нее Дон Гуаном. Прекрасным исполнением любовной песни тронут даже самый « угрюмый гость » – Дон Карлос. Он всем сердцем ненавидит Дон Гуана, который « на поединке честно убил его родного брата ».

После ухода гостей Лаура просит остаться с ней Дон Карлоса, который в гневе напомнил ей ее бывшую любовь – Дон Гуана. Гранд спрашивает прелестницу, задумывалась ли она когда-нибудь о том, что будет делать, когда утратит очарование молодости. На что девушка беззаботно отвечает, что предпочитает наслаждаться жизнью здесь и сейчас, и не задумываться о будущем.

Их разговор прерывает стук – это Дон Гуану не терпится поскорее заключить в свои объятия прекрасную Лауру. Дон Карлос, увидев своего врага, хочет немедля с ним драться. Его желание тут же исполняется, но в честном поединке Дон Кралос погибает.

Дон Гуан признается Лауре, что, очутившись в городе, он первым делом поспешил к ней. Девушка не верит ветреному возлюбленному, она не сомневается, что он « мимо шел случайно и дом увидел ». Они обвиняют друг друга в изменах, и это соответствует действительности: ни Лаура, ни Дон Гуан не отличаются моральной устойчивостью.

Сцена III

У статуи командора неугомонный Дон Гуан приходитк заключению, что смерть Дон Карлоса ему только на руку. Его надежным укрытием становятся монастырские стены, и у повесы появляется возможность заговорить с Доной Анной.

Статуя напоминает ему поединок с командором, который « мал был и щедушен », но при этом был « горд и смел - и дух имел суровый ». Тем временем входит Дона Анна и, перепутав сластолюбца со святым отцом, просит его помолиться вместе с ней об усопшем супруге.

Но Дон Гуан не теряет даром времени: он признается прекрасной вдове в своих чувствах, чем приводит ее в смятение. Он готов тотчас умереть и быть здесь похороненным, лишь бы Дона Анна могла коснуться его своей одеждой. Вдова уличает его в безумии, но мужчина признается, что в его положении истинное безумство – это « любовью нежной тронуть ваше сердце ».

Дона Анна пытается прогнать настойчивого поклонника, поскольку на кладбище « не место таким речам, таким безумствам ». Он уходит лишь тогда, когда вдова соглашается на свидание.

Понимая, что с таким трудом выпрошенное свидание может быть испорчено, если женщина узнает его настоящее имя, Дон Гуан представляется именем Диего де Кальвадо.

Получив желаемое, ветреный повеса делится с Лепорелло своей радостью – он « счастлив, как ребенок ». В приподнятом настроении Дон Гуан шутит о том, что командор уж точно не помешает этому свиданию, и просит Лепорелло пригласить статую прийти на следующий день к дому Доны Анны и стать у двери. Слуга в ужасе убегает, поскольку на его просьбу статуя утвердительно кивает головой.

Сцена IV

Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу не так уж сильна – она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом.

Дон Гуан опечален тем, что судьба не свела его раньше с Доной Анной. Ради этой встречи он « все бы отдал, все за единый благосклонный взгляд ». Он бы делал все возможное, лишь бы доставлять удовольствие своей возлюбленной.

Сладкие речи Дона Гуана настораживают молодую женщину: она искренне считает, что « вдова должна и гробу быть верна », и не сомневается, что и супруг, в случае ее преждевременной смерти, до конца жизни оставался бы ей верен.

Дон Гуан признается прекрасной вдове, что виновен перед ней. После долгих сомнений и уговоров он все же раскрывает перед ней свое истинное имя. Однако Дон Гуан совершенно не раскаивается в содеянном, и признается в любви Доне Анне. Вдова не верит ему, поскольку всем известна его слава искусителя и « безбожного развратителя ». Дамский угодник признается, что до сей поры еще ни разу не был влюблен, и лишь Дона Анна смогла зажечь пожар любви в его сердце. Вдова прощает убийцу своего мужа и соглашается на мирный поцелуй.

В этот момент в дверь кто-то стучит, и в комнату входит статуя командора, пришедшая на зов. Дон Гуан понимает, что все кончено. Он пожимает руку каменной статуе, и они вместе проваливаются.

Заключение

Свое произведение Александр Сергеевич посвятил анализу любовной страсти, на алтарь которой положил всю свою жизнь главный герой. Главная идея пьесы – неотвратимость справедливого возмездия за совершенные поступки.

Краткий пересказ «Каменного гостя» будет особенно полезен для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 45.


Пьеса Пушкина написана на известный сюжет средневековых легенд, родоначальником литературной обработки которого был испанский драматург Тирсо де Молина («Севильский озорник, или Каменный гость»). Впоследствии к этому сюжету обращались Ж. Б. Мольер («Дон Жуан» или «Каменный пир») и Д. Г. Байрон («Дон Жуан»). Моцарт написал оперу «Дон Жуан» на либретто Лоренцо Да Понте. До сих пор не выяснено, знал ли Пушкин пьесу Тирсо де Молина, но поэту были хорошо знакомы как произведения Мольера и Байрона, так и опера Моцарта (эпиграфом к «Каменному гостю» послужили слова из либретто Да Понте; кроме того, имя слуги Лепорелло также есть в либретто).

Пьеса Мольера (в переводе Валберхова) шла в Петербурге в 1816 году под названием «Каменный гость». В 1848 году под тем же названием был поставлен балет. Об опере Моцарта «Дон Жуан» см. примеч. на стр. 107.

Герой у Пушкина первоначально назван Дон Жуаном, но затем решительно изменен на Дон Гуана, т. е. имени придана испанская окраска. Местом действия сначала была Севилья, город в испанской провинции Андалузия. Однако Пушкин перенес действие в столицу - Мадрит (Мадрид). Полагают, что эта перемена усилила автобиографический момент. Дон Гуан, как заметила А. А. Ахматова, испанский гранд и в то же время поэт.

Он близок к королю. Мысль о тощ, что «наши поэты сами господа», была чрезвычайно дорога Пушкину, отстаивавшему независимость и не желавшего августейшего покровительства. Ситуация пьесы - тайное возвращение Дон Гуана из ссылки в столицу - также во многом автобиографична. Известно, что Пушкин страстно рвался из Михайловского, но его удерживали друзья почти в тех же словах, что и Лепорелло, упрекающий Дон Гуана («Сидели б вы себе спокойно там»).

Из литературных произведений пьеса была сопоставлена Б. В. Томашевским с повестью «Выстрел»: Сильвио хочет поразить графа Б., когда жизнь ему особенно дорога. Именно в такую минуту погибает Дон Гуан. Отмечено также, что сюжет пьесы «притягивает многие стихотворения Пушкина, порой даже ранние», например, «К молодой вдове» (1817):

О бесценная подруга! Вечно ль слезы проливать? Вечно ль мертвого супруга Из могилы вызывать?

Спит увенчанный счастливец, Верь любви - невинны мы. Нет!., разгневанный ревнивец Не придет из вечной тьмы; Тихой ночью гром не грянет, И завистливая тень Близ любовников не станет, Вызывая спящий день.

Конечно, трагедия Пушкина не сводится ни к автобиографическим деталям, ни к литературным образцам. Пушкин исключительно самостоятелен и глубок в разработке «вечного» сюжета. Его трагедия вместила огромное и оригинальное содержание.

Стр. 56. Гитана - так в Испании называют цыганку. Стр. 57. Андалузия- область на юге Испании.

Антоньев монастырь.-О каком именно монастыре упоминается в пьесе, неизвестно. В Мадриде два Антоньева монастыря: один расположен на западной окраине, а другой - в северном квартале города. В Испании вообще почитался св. Антоний Падуанский.

Стр. 58. Бедная Инеза!.. - Имя Инеза - традиционное для Пушкина испанское имя; см., например, романс с испанским колоритом: «Я здесь, Инезилья...», написанный в Бол-динскую осень (9 октября 1830 года).

Стр. 59. Командор - высшее звание в рыцарских орденах (союзах).

Стр. 62. Гранд - так назывались в Испании представители высшей знати и духовенства.

Стр. 70. Вента - постоялый двор, корчма в Испании.

Стр. 71. Епанча - широкий и длинный плащ без рукавов, надеваемый поверх одежды.

Стр. 72. ...Что за Геркулес!.. - Геркулес (Геракл)-греческий народный герой, обладавший небывалой силой (др.-греч. миф); здесь сравнение Командора с Геркулесом иронично.

Эскурьял - монастырь в 50 км. от Мадрида; так же назывался королевский дворец на территории монастыря.

Обновлено: 2011-09-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.