Интервью с ректором мгу. Виктор Садовничий: в университете приходится учить студентов русскому языку. О корееведении в СПбГУ

ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ

Интервью с ректором

Московский государственный университет - главный поставщик кадров для страны. Ежегодно МГУ выпускает шесть тысяч специалистов во всех областях. Их готовят около 9 тысяч докторов и кандидатов наук, 250 академиков и членов-корреспондентов РАН, поэтому МГУ - это еще и крупный работодатель.

Я согласился на это интервью, потому что ваша газета решила внести существенные изменения, обратив значительно большее внимание на молодого читателя, читателя образованного и хорошо подготовленного. Так уж сложилось, что уже более 15 лет значительная часть СМИ переполнена материалами развлекательного содержания и меньше всего уделяет внимания главному - формированию у молодежи ответственного отношения к ТРУДУ. Поэтому полагаю, что, если вашей газете удастся повысить престиж труда в мировосприятии прежде всего нашей молодежи, это будет ее весомым вкладом в наше общее дело - построение России как мощного и современного во всех отношениях государства.

Хочу подчеркнуть, что Московский университет занимает особое место на рынке высококвалифицированного труда. Ежегодно мы выпускаем специалистов практически по всем направлениям современных естественных и гуманитарных наук. Спрос на них стабилен, и выпускники довольно быстро находят работу.

В 90-е годы происходило неуклонное и повсеместное снижение численности научных кадров. Причем науку покидали люди 30-40 лет, добившиеся каких-то результатов. Эксперты высказывают мнение, что эти потери некомпенсируемы. Так ли это?

Вообще снижение численности кадров научных работников не только российское явление. Этот процесс происходит во всех развитых странах мира. С одной стороны, этот процесс обусловлен существенной автоматизацией научного труда, когда многие рутинные функции научных исследований переданы вычислительной технике и специальным компьютерным технологиям. Просто один человек стал выполнять работу, которую прежде делали 10-20 человек. С другой стороны, появилось много новых рабочих мест, особенно в России, в частности в службах сервиса, которые не требуют больших научных знаний и навыков, а оплачиваются лучше, чем в сфере образования и науки. И наконец, главное, третье. Наука, особенно фундаментальная, стала очень дорогой, капиталоемкой, требующей очень разносторонней научной подготовки специалиста-исследователя. Практически полное отсутствие поддержки фундаментальной науки в 90-е годы привело к существенному оттоку талантливых исследователей в зарубежные лаборатории.

Как изменился кадровый состав университета за последние годы?

В лучшую сторону. Мы заметно помолодели. Этому помогли несколько специальных программ университета, направленных на поддержку исключительно молодых исследователей. Существенно повысился профессиональный уровень преподавательского состава. В Московском университете около 3 тысяч докторов наук и почти 6 тысяч кандидатов. В нашем коллективе работают около 250 академиков и членкоров. Еще более показательно расширение диапазона интересов: у нас много новых междисциплинарных структур.

Что сегодня может предложить университет своим сотрудникам - тем, кто проработал в вузе по 20-30 лет?

Университет - государственный, а, следовательно, главная часть его финансирования зависит от бюджетных ассигнований и тарифной сетки. Однако у нас существуют серьезные возможности за счет различного рода внебюджетной деятельности. Значительная часть внебюджетных средств идет на оплату труда. Скажу коротко - в среднем работник университета получает реально 3-4 должностных оклада в месяц.

Для тех, кто проработал у нас 20-30 лет, введена целая система поощрений: установлены почетные звания "Залуженный профессор МГУ", "Заслуженный научный работник МГУ", "Заслуженный сотрудник МГУ" и другие. Вручение соответствующих дипломов и знаков отличия производится в торжественной обстановке в дни празднования Татьянина дня. Каждое такое награждение сопровождается и денежной компенсацией.

Особо хочу отметить то, что для сотрудников университета, проработавших в нем долгое время, сохраняются все без исключения имеющиеся у нас социальные возможности и льготы. Они, как и работающие, пользуются услугами нашей поликлиники, библиотек, системы общественного питания и т.д.

Конечно, как вы понимаете, масштабы социальной поддержки сейчас существенно меньше, чем прежде, но тем не менее все, чем мы располагаем, реально пополняет эти возможности.

НАУКА ИЛИ ДЕНЬГИ

Хороший заработок в науке - насколько сегодня это возможно? Ученые часто вынуждены работать по совместительству в нескольких вузах. Не в ущерб ли это исследованиям?

Трудно сказать, каков размер заработка научного работника считать хорошим или недостаточным. Вы знаете, что оплата труда научного работника определяется научной должностью (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией или отделением и т.д.) и ученой степенью- кандидат наук или доктор наук. В советское время заработная плата профессора была одной из самых высоких в стране - в 4-5 раз выше, чем в промышленности. Сегодня это не так.

Правда, государство стремится как-то изменить это положение. Например, с прошлого года ученому, имеющему степень доктора наук, несколько прибавили, и теперь он получает за степень 7 тысяч рублей, а кандидат наук - 3 тысячи рублей.

Размер оплаты труда научного работника, по моему мнению, является не экономической категорией, а политической, ибо она свидетельствует о том, какую роль в своих планах и действиях государство отводит ученому. В 1990-е годы, о которых вы не раз упоминаете, государство свело роль ученого практически к нулю, создав образ человека бесполезного и не нужного рынку. Напомню официальную позицию правительства России тех лет: "В стране слишком много науки и образования".

О совместительстве. Если научный сотрудник работает в 2-3 местах, то возникает вопрос: а где взять время, чтобы работать качественно? Если еще и работы разноплановые, то, конечно, это отрицательно сказывается на научной результативности. Научное совместительство, если оно помогает расширять круг общения ученых и координировать их совместные научные изыскания, безусловно, имеет неоспоримые плюсы.

КАРЬЕРА В НАУКЕ

На что может сегодня рассчитывать молодой человек, решивший связать свою жизнь с научной деятельностью? Условия для исследований, зарплата, решение жилищной проблемы - можно ли говорить здесь о позитивных изменениях? Кто сегодня идет в науку?

Сначала скажу о Московском университете. Поступив в МГУ, студенты тем самым делают свой выбор, связанный со служением науке, культуре и просвещению.

Большая часть молодых людей, которые к нам приходят, совершенно сознательно связывают свою жизнь с трудной, но интересной судьбой специалиста-исследователя. Они как бы заранее отказываются от большой части житейских благ, которые а priori недоступны научному работнику и университетскому профессору.

Правда, так было в истории общества и науки почти всегда. Ученые, которые, собственно говоря, двигали и продолжают двигать цивилизацию, в материальном отношении, за исключением единичных случаев, чаще всего или бедствовали, или пребывали в среднем достатке.

Может быть, по этой причине сейчас в нашей стране обладателей дипломов о высшем образовании больше, чем когда бы то ни было, а настоящих ученых, особенно молодых и талантливых, работающих в науке, не так много.

Тем не менее Московский университет не меняет своей главной основополагающей цели и линии действий. Мы продолжаем наращивать подготовку специалистов-исследователей, теоретиков и прикладников. Для этого динамично меняется содержание и формы даваемого в университете образования. Мы энергично прирастаем новейшей научной аппаратурой, интенсивно развиваем все виды новых высокотехнологичных коммуникаций.

В общем, преобразуемся на марше, а некоторые результаты можно увидеть, взглянув на ту сторону Ломоносовского проспекта, где не по дням, а по часам растет новый комплекс университета. По скором завершении его строительства мы как минимум удвоим свой учебно-научный потенциал.

Мотивы, которыми руководствуются молодые люди, разнообразны. По моему мнению, главным из них является увлеченность научным знанием, жаждой познать первым что-то пока неизвестное, в общем - романтикой первопроходца. Ведь стать известным, прославиться своим умом - мечта, не чуждая ученому. Каждый настоящий ученый стремится к тому, чтобы его имя осталось в истории и в свершениях науки. Это естественное желание. Этим настоящий ученый принципиально отличается от представителей многих других профессий, чей успех бывает временным.

УТЕЧКА МОЗГОВ

Мощный отток ученых за границу произошел в России в 90-х годах. Сегодня актуальна другая проблема: уход молодых людей в бизнес. Как можно изменить эту ситуацию - удержать молодых ученых в науке?

Могу сказать, что за эти годы из Московского университета за рубеж уехали около 10-15% профессоров и научных работников. Однако университет, как уже говорилось выше, принял ряд экстраординарных мер по сохранению своих научных школ. Поэтому практически ни один факультет, ни одна кафедра не понесла таких кадровых потерь, которые поставили бы под вопрос их дальнейшую жизнеспособность. У нас всегда был активный резерв, или, как говорят в спорте, "длинная скамейка запасных".

Кстати говоря, эта "длинная скамейка" - основное богатство наших научных школ, в которых объединены ученые разных возрастов. В научных школах идет естественная ротация лидеров, продвижение и перемещение сотрудников в научном и должностном поле.

Скажу больше. За последние 15 лет, в том числе и в пресловутые 1990-е годы, в Московском университете было открыто более двадцати совершенно новых факультетов и других учебно-научных структур. И все они были укомплектованы нашими преподавателями, собственными выпускниками. Так что проблема утечки умов не обескровила его, как, возможно, некоторые другие научные центры.

Это не значит, что у нас нет кадровой проблемы, как в количественном, так и особенно в возрастном отношениях. Такая проблема существует, но она разрешаема и разрешается. Более 10 лет тому назад по моей инициативе были введены в действие две новые программы, которые мы именуем "100 на 100". Суть этих программ заключается в том, что мы быстро предоставляем молодым докторам наук должность профессора, а молодым кандидатам наук - должность доцента. Только благодаря одному этому нововведению мы смогли понизить средний возраст профессорско-преподавательского состава почти на 10 лет, и сегодня он составляет где-то 50-55 лет.

Для нашего университетского молодого поколения ученых и преподавателей это один из реальных путей карьерного роста.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КАДРОВ

Проблема возвращения научных кадров из-за рубежа - есть ли она и как решается в МГУ? Много ли выпускников МГУ сегодня уезжает за рубеж? Можно ли в этом вопросе обойтись без поддержки государства? Год назад обсуждалась программа "Научные и научно-педагогические кадры". Планировали запустить ее с 2009 года. Что предполагает эта программа и насколько она эффективна?

У проблемы, известной как "утечка умов", много разных оттенков. Соответственно, есть много разных суждений и позиций. Выше я уже кое-что на эту тему сказал применительно к Московскому университету. Дополню сказанное следующим. Какого-то масштабного стремления среди выпускников уехать за рубеж - в университете нет. Наблюдается и заметная разница в решении этого вопроса от факультета к факультету, от специальности к специальности. Это и понятно, поскольку кандидат на отъезд прежде всего взвешивает свои шансы на трудоустройство по специальности. У выпускников гуманитарных факультетов таких шансов мало. Те, кто уже в наше время решается на такой шаг, рассчитывают, по их же словам, на содействие осевших за рубежом родственников или знакомых. Пока имеющиеся данные свидетельствуют о том, что работу по специальности находят единицы. Остальные соглашаются на любую работу.

У выпускников естественно-научных факультетов ситуация с работой за рубежом в чем-то сходна с гуманитариями. Большая часть наших математиков, физиков, частично биологов переквалифицируются в программистов. Случаи, когда им удается получить преподавательское место в вузе или колледже, редки. К тому же по нашим меркам выпускники получают не такие уж высокие должности.

Тем не менее, желание уехать в Европу, а еще лучше в Америку, имеет место. Но причина общая - отсутствие надежных шансов получить хорошо оплачиваемую работу, решить свою жилищную проблему.

О возвращении на родину некогда уехавших. Надо быть в этом вопросе реалистами. Первое. Таких желающих не так уж много. Уехавшим 10-15 лет тому назад теперь за 40 лет. Их дети уже связаны с той страной, в которой живут. Это очень серьезное препятствие на пути к возвращению в "родные некогда пенаты". Второе. В 40 лет специалист уже не так молод и энергичен, чтобы с новой силой и с новыми идеями взяться по возвращении за научную работу. Тем не менее, случаи возвращения специалистов из-за рубежа имеются, и их число возрастает.

Мы приветствуем желающих вернуться. Главные же надежды возлагаем на тех, кто уже сегодня на студенческой или аспирантской скамье в российских университетах связывает свои жизненные надежды и интересы с работой на родине. Программа, о которой вы спрашиваете, призвана существенно улучшить ситуацию молодых исследователей и преподавателей у нас в стране.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Что нового предполагает Образовательный кодекс? Что изменится с его принятием? Насколько этот документ необходим?

Процесс изменений в отечественной системе образования и науки растянулся уже на 20 лет. Принято огромное количество законов и поправок к ним, различного рода подзаконных, ведомственных актов, регулирующих те или другие области жизнедеятельности школ, вузов и академических учреждений. В этом множестве документов крайне сложно ориентироваться. Каждый апеллирует к тому документу, который он знает, но которого может не знать по какой-то причине оппонент или клиент.

Введение в действие национального проекта "Образование" создало реальную базу для сведения всего этого множества нормативных и разъяснительных документов в определенную логически и юридически обоснованную систему. Эту систему мы и называем Образовательным кодексом.

Но поскольку в существующем образовательном законодательстве есть много просто неясного, не достаточно проработанного, нужна не только систематизация имеющихся документов, но и дополнительная научно-исследовательская работа, направленная на разрешение новых проблем и вопросов.

Был объявлен тендер на разработку этого Образовательного кодекса. Тендер выиграл юридический факультет Московского университета. Работа по его составлению идет и, насколько я вижу, идет весьма активно.

БИОГРАФИЯ

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. Ломоносова.

Родился: 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области. Отец был рабочим, мать - домохозяйкой. В 1956-м приехал в Донбасс, где устроился на шахту.

Образование: в 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ, в 1966-м - в аспирантуру.

Вся дальнейшая карьера связана с МГУ. Возглавляет вуз с 1992 года. С 1994-го является президентом Союза ректоров России.

Действительный член Российской академии наук, член президиума РАН. Доктор физико-математических наук, профессор.

Является специалистом в области математического моделирования и математической теории сложных систем.

Виктор Садовничий считается одним из главных критиков проводимой реформы образования. Неоднократно выступал против введения ЕГЭ. Критически относится к присоединению России к Болонской декларации.Женат. Сын и две дочери - все математики.

фокус "труда"

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ В МГУ

На сегодняшний день средний оклад профессора МГУ - 20-25 тысяч рублей, доцента и преподавателя - 15-20 тысяч. Надбавки за ученую степень для кандидата наук составляют 3 тысячи рублей, для доктора - 7 тысяч.

Заканчивается вступительная кампания-2017. Вузы определяются со списками первокурсников. О студентах, ЕГЭ, долине МГУ и многом другом корреспондент «АиФ» поговорил с ректором Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктором Садовничим .

Юлия Тутина, «АиФ»: — Виктор Антонович, в этом году на журфак МГУ подано рекордное количество заявлений. Чем так привлекательна для молодежи журналистика? И вообще, какие специальности в моде у современной молодежи?

Виктор Садовничий: — Да, конкурс на журфак в 2017 году на 10% больше, чем в 2016. Это означает, что профессия привлекательна. Приятно, что, судя по вступительным сочинениям, абитуриенты чрезвычайно мотивированы — понимают, в какую профессию идут, и видят себя в ней. Но в целом конкурс на этот факультет ниже, чем средний конкурс по МГУ. Средний конкурс у нас в этом году 7,3 человек на место против 6,26 на журфаке. Так что все же не все дети хотят быть журналистами. Скажем, на мехмате конкурс вырос на 10%, на ВМК на 30%, на химфаке и факультете физико-химической инженерии на 32%. На факультете мировой политики 52 человека на место! Очень радует, что высокий конкурс на филфак, 10 человек на место. На иностранные языки 12 человек на место, на медицину 12. В целом, в этом году конкурс в МГУ выше прошлогоднего. Это несмотря на то, что демографический спад продолжается.

— Вы являлись противником ЕГЭ, утверждая на примере поступающих к вам, что этот вариант проверки знаний не самый объективный. Взгляды не переменились?

— Я по-прежнему считаю, что ЕГЭ, если его сохранять, следует сильно менять. Да, экзамен, надо признать объективно, постепенно меняется. Убрали тестовую часть, появились более содержательные вопросы, требующие развернутых ответов... Но один из главных недостатков в другом, и как его изжить — непонятно. Заключается он в том, что школьники, выбрав место, куда планируют поступать, сосредотачивают свое внимание исключительно на предметах, которые им предстоит сдавать. И мы постоянно видим, как слабо подготовлены ребята по тем предметам, которые не входили в их личный обязательный перечень для поступления. Сейчас одиннадцатиклассники пишут обязательное сочинение. Наши сверхпрофессионалы, филологи, каждое сочинение в обязательном порядке проверяют. И знаете каковы их выводы? Грамотных работ, увы, очень мало. Вот вам типичная цитата из сочинения: «Гринев играл с каким-то мужиком в карты, проиграл, влез в долги». А темы сочинений знаете какие? «Какой поступок честен, какой бесчестен» или «Могут ли совершенно разные люди быть друзьями». Какое они отношение имеют к такому предмету, как литература? Вывод: детей в школе не нагружают литературой, как следствие — очень низкая грамотность, которая еще и ухудшается год от года. Школьники литературу не изучают, большинство школьников готовится только к профильному ЕГЭ. Потому нам даже пришлось ввести, например, на журфаке, обязательный предмет «русский язык», иначе журналисты будут с грамматическими ошибками писать! Практически мы, в университете, студентов учим русскому языку как предмету.

Есть такое понятие - «базовое фундаментальное образование». Человека надо научить учиться и мыслить. И это можно делать только на базе конкретных, отработанных столетиями, тысячелетиями предметов.

Я по-прежнему скептически отношусь к ЕГЭ и думаю, что впереди еще огромная работа по усовершенствованию механизма итоговой аттестации школьников. А в целом, уверен, нельзя оценивать абитуриента исключительно по этим баллам. Должен быть интегральный подход, учитывающий и общие достижения школьника за многие годы, и среднюю оценку аттестата и, если возможно, собственные дополнительные испытания в вузе. В советское время в выпускном классе писали по 10-15 экзаменов. Поэтому у нас не было возможности учить два предмета. Московский университет, как только ЕГЭ стал обязательным, ввел собственный дополнительный экзамен. И мы стараемся сделать это дополнительное вступительное испытание более междисциплинарным, что мотивирует наших абитуриентов заучивать не конкретный предмет, а готовиться более широко. Не все разделяют эту точку зрения: кое-кто считает, что легче принимать только по ЕГЭ, а в это время приёмной кампании можно взять отпуск, но это — неправильно.

— Позвольте возразить: общемировой тренд — учить не все подряд, а только то, что может пригодиться в конкретной профессии. Может быть, зря мы своих детей нагружаем всеми предметами подряд?

— Не согласен. Есть такое понятие — «базовое фундаментальное образование». Человека надо научить учиться и мыслить. И это можно делать только на базе конкретных, отработанных столетиями, тысячелетиями предметов. Это безусловно математика, безусловно литература, физика и естественнонаучные предметы, это гуманитарные науки, искусство. Специализация в ущерб базовому объему знаний приводит к искаженной подготовке человека к жизни. Он не может правильно выбрать свой путь, если не имеет базовых знаний в хорошем объеме. А еще он не сможет сменить род деятельности в случае, если его нынешняя специальность по каким-либо причинам перестанет быть востребованной — мир сейчас меняется с немыслимой скоростью. Заслуга и мощь советской системы образования была в том, что она давала очень мощную базу знаний, а это давало суперквалифицированных инженеров, математиков, химиков... Мы были лидирующей страной в мире по многим важным направлениям — космос, ядерная физика, химия, переработка... А потом мы все это потеряли.

— Вы уже более 20 лет являетесь председателем жюри «Учитель года». Что этот конкурс дает педагогическому сообществу и школьникам?

— Конкурс возник как идея «Учительской газеты» в 89-м году, и первому победителю награду вручал сам Михаил Сергеевич Горбачев . С 92-го года я стал членом жюри, а с 95-го, то есть уже 22 года, являюсь председателем жюри. Конкурс очень сильно влияет на уровень школьного образования в стране, на уровень методологической подготовки. Каждый год в первом этапе конкурса участвуют сотни тысяч педагогов со всех концов страны.

Интересен состав конкурса, средний возраст — 36 лет, 23% — мужчины. Сегодня работа участников транслируется онлайн, и за конкурсом наблюдает все учительство: сопереживают своим, перенимают опыт. Так что это не просто конкурс, а явление. Каждый попавший в первую сотню финалистов — безусловно выдающийся человек и педагог. А пятнадцать финалистов, которые на 3 дня попадают в поле зрения большого жюри — мы в этом случае оказываемся его учениками — просто фантастические люди. Я поименно помню каждого победителя, слежу за его судьбой, они мне все — как родные. И, что интересно, все они становятся руководителями образовательных структур в своих регионах, и тем самым влияют на образование в России. Наши победители — это и министры образования своих регионов, и главы департаментов в профильных федеральных министерствах, и заместители губернаторов, и руководители учительских профсоюзов... Вот вспоминается 2009-й год, математик Наталья Никифорова , которая затем и станет победителем, дает мастер-класс. А математика же —моя наука. Я сижу пораженный, так понятно все излагает... Спрашиваю: «Откуда вы?» — «Из Магнитогорска». — «А кто ваш учитель?» — «Владимир Васильевич Дубровский ». А Володя Дубровский — мой ученик, доктор наук, который уехал куда-то туда — и он ее вырастил. Смешно было, потому что пресса ее тут же окрестила моей внучкой (смеется). «Учитель года» — это большая находка, большое событие, и я не знаю более основательного конкурса, который бы так влиял на общественность. Мы не стали в угоду коммерции превращаться в шоу со светодиодами, конкурс абсолютно академичен: это учитель у доски, пишет формулы, делает опыты, рассказывает о литературе, волнуется. Очень важно, что с победителями конкурса всегда встречается президент нашей страны Владимир Путин . И, конечно, при организации конкурса неоценимая роль принадлежит «Учительской газете».

— При МГУ вскоре откроется антидопинговая лаборатория. Это поставит заслон травле наших спортсменов со стороны ВАДа?

— Безусловно, это сложнейший вопрос, который касается всей страны в целом. И то, что президент принял решение организовать новую лабораторию на базе Московского университета, — это, по общему мнению экспертов — и зарубежных, и наших — правильное решение. Потому что эта лаборатория не должна иметь конфликта интересов в системе министерств или организаций, которые готовят спортсменов, она должна быть независимая, беспристрастная и безусловно признаваемая зарубежными организациями. В нашем случае это ВАДА, которая руководит такими лабораториями. Создание лаборатории — сложный и дорогостоящий процесс. Сегодня заканчивается реконструкция здания, где она будет располагаться. Проект был дорогостоящий, но спонсоры помогли. Надеемся осенью завершить. Затем начинаем следующий процесс — оснащение оборудованием, часть примем от других организации, часть предстоит купить. Лаборатория, чтобы соответствовать требованиям ВАДа, должна быть оснащена по современнейшему образцу — это целые линейки, по 30-40 различных спектрометров, каждый из которых может стоить 20 млн. рублей. Параллельно ведем работу по аккредитации у ВАДа. 2 недели назад генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли по моему приглашению приезжал в Московский университет. На мой взгляд, осмотрев строящуюся лабораторию, он был крайне удовлетворен. Его сопровождал министр спорта Колобков , и в этом смысле у нас есть полная договоренность с ВАДА о плане действий. Да, проблем много, впереди сложный и длительный процесс, но они — преодолимы и, надеюсь, авторитет Московского университета поможет получению аккредитации.

— Идут разговоры о еще одном масштабном строительном проекте, известном под названием «долина МГУ». Зачем университету столько территорий и зданий?

— Мы с вами встречаемся в здании фундаментальной библиотеки МГУ. Еще 15 лет назад здесь был огромный заброшенный пустырь, где бегали стаи собак-мутантов. И когда мы заложили камень в основание библиотеки, никто не верил, что здесь что-то можно построить. Но вопреки всему вы видите, сейчас здесь находится одна из лучших в мире библиотек с 9 млн. томов. Рядом находится Шуваловский корпус, где учатся студенты гуманитарного профиля, с другой стороны — Ломоносовский корпус, где находится медицинский факультет. Построен шикарный Медицинский центр, общежитие на 3 тысячи мест, здание для уникальной гимназии. И впереди — масса планов, которые Московскому университету идти на равных, а то и впереди с крупнейшими мировыми научными лидерами. Здесь опыт и потенциал 10 тысяч кандидатов и докторов наук Московского университета будут воплощаться в новые разработки и, конечно, в новые способы обучения. Очень важна интеграция с ведущими корпорациями страны. И еще одно: я несколько лет был членом Римского клуба, очень известной международной экспертной организации, чьи доклады потрясали мир, буквально перевернув мировую политику и экономику. Потому что именно Римский клуб впервые заговорил об исчерпаемости земных ресурсов, об угрозе экологических потрясений. И тогда же впервые осознано заговорили о том, что сохранению человечества из века в век служили две основные структуры: храмы и университеты. Именно они обеспечивали его устойчивость и развитие: духовное и образовательное. Поэтому задача, которую я, как ректор МГУ, вижу перед собой: сохранить университет, расширить его и передать потомкам. Эта задача сверхважная, она — государственная. Долина призвана сохранить инфраструктуру Московского университета уже на новом инновационном этапе. 29 июля президент РФ подписал закон, позволяющий Университету получить для своего развития нужные территории. Госбюджет на их освоение не предусмотрен. Теперь нам предстоит подтянуть инвесторов, которые помогут в строительстве.

— Скандалы с диссертациями — как эта тема решается в МГУ?

— В 80-90-х такой проблемы, как плагиат, просто не существовало. Но доступ в интернет открыл шлюзы к воровству чужих мыслей и идей. Стало модным нанять кого-то для написания диссертации, многие чиновники мнили себя кандидатами наук. Между тем, если человек — ученый, то он и должен быть ученым, если чиновник, то должен заниматься своим делом. Сегодня Московский университет получил право самостоятельно присуждать степени, и уже в этом году образованы свои советы. Это позволит нам нести полную ответственность за защитившихся у нас.

— МГУ — лучший вуз страны, но тем не менее в мировых рейтингах он занимает то 10-е место, то 100-е. А где правда? Где место МГУ и российского образования в целом в мировом сообществе?

— 1987 год. Разгар холодной войны. США. Журнал Princeton Review публикует рейтинг университетов. Московский университет занимает в нем второе место в мире. И так длилось несколько лет. Дальше началась перестройка, и примерно в это же время начинают создаваться другие рейтинги. Причина: начиная с 2000-х рейтинги активно стали применяться в бизнесе. Для рейтинговых возможностей компаний, банков, стран даже. И эта же наукометрическая методика начала применятся и в системе высшего образования. Она не учитывает, например, такую важную составляющую как то, что многие региональные университеты являются скрепами регионов и огромное место в своей работе уделяют просветительству. Поэтому я выдвинул идею создать новый Московский международный рейтинг. Идею поддержал президент РФ. В отличие от большинства рейтингов, учитывающих 5-6 критериев, у нас их более 40. Месяц назад в университет съехались 30 ведущих зарубежных экспертов в области образования. И что удивительно: они сделали очень много полезных замечаний, но поддержали этот рейтинг. Сейчас мы собираем данные по мировым университетам и осенью планируем презентовать Московский международный рейтинг. Но, замечу, МГУ имеет высокий статус и в тех, на наш взгляд, не самых совершенных рейтингах, которые существуют в мире.

— А место нашего образования в мире? Правильно ли поступают те, кто отправляют детей в США, Англию — за знаниями?

— Это однозначно ошибка. Я думаю, по фундаментальности образования у нас есть десятки достойных университетов, которым в мире нет равных. Если окончить такой университет — дальнейшая карьера даже в той же Америке будет обеспечена. Я был свидетелем сотен случаев, когда родители очень жалели, послав детей учиться за границу сразу после школы. Одновременно я поддерживаю стажировки за границей, получение там второй ступени высшего образования. Чем больше такая интеграция будет, тем лучше для учёного и для нашей страны. Приведу пример, чтобы весомее ответить на ваш вопрос. Я учился на первом курсе мехмата МГУ, после работы в шахте очень трудно было. А со мной на курсе учился один победитель всесоюзных математических олимпиад, на которого преподаватели ходили «молиться». И что вышло, творческая среда на мехмате давала все условия для научного роста. Я защитил докторскую, стал академиком, а он — сразу уехал в Штаты. Через 30-40 лет мы встретились на собрании своего курса. И оказалось, что он так и работает там инженером-программистом, даже не защитил кандидатскую и, конечно, очень жалел, что у него так получилось.

— В России самое большое количество людей с высшим образованием — более 50%. Нужны ли эти дипломы ради дипломов?

— Непростой вопрос. В Португалии, вполне развитой стране, 30% населения имеют только школьные дипломы, а в Финляндии 91% молодежи поступает в вузы. В принципе, чем образованней человек, тем для страны лучше. И наша страна по количеству бюджетных студентов до сих пор не достигла советского уровня. А вот «платных вузов» — немыслимое число. Одна моя дальняя родственница попросила проконсультировать: правильный ли вуз она выбрала для сына. Начал интересоваться и оказалось, что он... действовал на втором этаже многоквартирного дома в центре Москвы! Так что стране надо искать баланс, закрывать недобросовестные вузы, делать ставку на средне-специальное образование и стараться давать максимально фундаментальное высшее образование, чтобы человек мог легко поменять специальность.

— Кто будет востребован на рынке труда через 25 лет?

— Ответ дать непросто. Например, в начале ХХ века был точный прогноз, что к XXI веку каждая семья будет иметь самолет... Но, безусловно, понятно, что впереди человечество ждет дальнейшая глобализация. Второе: это автоматизация. Есть прогнозы, что до половины рабочих мест к 2025 году будут заняты уже роботами. Третье: нас ждет усиление цифровых подходов, то есть каждому придется освоить азы программирования. Четвертое: важным трендом будет экология и защита окружающей среды. Пятое: резко усилится влияние науки на будущие профессии. Станет востребовано все, связанное с человеком: изучение мозга, генетика, здоровье. Следующее направление: науки, связанные с изучением окружающей среды, космоса. Конечно, приоритетом будут роботы, IT-технологии. Ну и конечно — гуманитарная составляющая образования, потому что человеку всегда необходимо чувствовать себя внутренне богатым.

В Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках цикла мероприятий, направленного на развитие и укрепление вузовского и академического взаимодействия между ведущими учебными и научными центрами России и Беларуси, сегодня стартовал Первый Форум Ассоциации вузов России и Беларуси "Наука и образование в условиях больших вызовов современности".

Осталось несколько дней до конца основного периода единого государственного экзамена, вскоре начнется приемная кампания. Об актуальности ЕГЭ, о популярных факультетах МГУ и космосе в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. Беседовала Екатерина Каляпина.

Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий пригласил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева выступить с лекцией перед студентами в Москве. Об этом глава вуза рассказал в интервью в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.

Математик, профессор, академик Российской академии наук, ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает юбилей - 80 лет. Он прошел длинный путь от рабочего шахты до одного из самых уважаемых ученых России и уже 27 лет возглавляет один из самых престижных вузов.

Имя Виктора Антоновича Садовничего уже навеки вписано золотыми буквами в историю Московского университета. В свое время обычному ученику сельской школы из небольшого села под Харьковом удалось преодолеть путь от абитуриента до бессменного ректора ведущего вуза страны. За эти годы через стены МГУ имени М.В.Ломоносова прошло не одно поколение студентов, и для каждого из них личность Садовничего неразрывно связана с родной альма-матер.

Главный вуз страны - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - скоро отметит 265-летие, а 3 апреля 80-летний юбилей празднует его ректор Виктор Садовничий, занимающий пост с 1992 года. О прошлом и настоящем университета, студентах будущего и новых направлениях подготовки он рассказал в интервью ТАСС.

Вот уже несколько десятилетий он возглавляет легендарный МГУ имени М. В. Ломоносова и пользуется удивительной популярностью у студентов. Отчасти потому, что, несмотря на высокий пост, он сам продолжает учиться и изучать. В свой день рождения один из самых известных и авторитетных в стране ректоров вспоминает свои студенческие годы и рассказывает, как ему помогает математический склад ума.

Ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий, которому в среду исполняется 80 лет, рассказал, что самая главная мечта его жизни сбылась - он стал ученым, а тем, кто тоже хочет посвятить себя науке, он посоветовал не сдаваться и "крылья обязательно вырастут".

3 апреля ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 80 лет. Виктор Антонович один из самых мудрейших людей, которых я в встречал в жизни. Возглавляя почти 30 лет такой гигантский корабль, как МГУ, он сумел провести его через все кризисы и сложности. А ведь в 90-е годы даже раздавались голоса, что МГУ надо приватизировать. Но в таком случае подобное могло произойти вообще со всеми университетами страны. Садовничий сумел отстоять, сохранить МГУ, а по сути спас государственную систему высшего образования. Это его огромная заслуга.